"литературная викторина по зимним сказкам". Литературная викторина «По дорогам зимних сказок Викторина сказки о зиме для начальной школы
Внеурочное занятие по литературному чтению в начальной школе на тему: «Любимые зимние сказки»
Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Назначение: литературная игра-викторина предназначена для детей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и родителей. Разнообразные задания и вопросы помогут детям вспомнить и закрепить свои знания о зимних сказках и их героях, а также принесут им положительные эмоции от занятия.
Цель: закрепление у детей ранее полученных знаний о любимых сказках.
Задачи:
1. Организовать активный досуг учащихся.
2. Привлечь внимание детей к литературному творчеству, воспитывая интерес к чтению.
3. Вспомнить и закрепить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок о зиме.
Все дети любят сказки. Есть множество сказок, в которых царствует зима. Волшебная, чарующая, задорная. В данной литературной игре по сказкам о зиме вы вновь встретитесь с героями популярных зимних сказок.
1.
Что увидела Рукодельница в колодце у Мороза Ивановича, когда взбивала ему перину (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)? (Зеленую травку-озимые хлеба)
Озимые культуры - это однолетние растения (озимые пшеница, рожь, ячмень, рапс, рыжик, вика и др.), высевают на полях осенью; дают они урожай на следующий год. Более урожайны, чем культуры, посеянные весной.
2. В какой сказке лишь храброму Петушку удалось выгнать Лису из домика Зайки? (Заюшкина избушка)
3. Каким образом волк из русской народной сказки «Лиса и волк» ловил рыбу в проруби? (Хвостом)
4. Какое транспортное средство в русской народной сказке «По щучьему велению» отправилось домой само по желанию Емели? (Сани:«Ступайте, сани, домой сами…»)
5. Как называется сказка Э.Успенского, в которой мальчик, пес и кот наряжали елку игрушками, сделанными из серебряной фольги, конфетами и блестящими банками? (Зима в Простоквашино)
6. Профессор учит своенравную девочку - Королеву. Когда речь заходит о Новом годе, она желает, чтобы завтра на праздничном столе были подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ - тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Кто автор и как называется эта сказка, в которой зимой чудесным образом появились подснежники? (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)
7.
Какой волшебный предмет разбился вдребезги в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? (Зеркало)
8. Какое слово нужно было собрать Каю из осколков льда в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», чтобы стать «самому себе господином», и чтобы получить от королевы «весь свет и пару новых коньков»? (Вечность)
9. Как звали главную героиню австрийской сказки «Госпожа Метелица»? (Мария)
10. Какой вопрос задавал Морозко из сказки «Морозко» стариковой дочери, когда та сидела в лесу под елью?(«Тепло ли тебе, девица?»)
11. Сколько детей было у Деда Мороза в русской народной сказке «Дети Деда Мороза»? Назовите их имена:(Ветер, Лед, Иней, Снежинка)
«Дети Деда Мороза» (р.н.с)
У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка.
Позвал Дед Мороз своих детей и говорит:
- Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?
Дети пошли к людям. Долго ждал их Дед Мороз. Вот пришли они домой и рассказывают.
Начал рассказывать Ветер:
- Я нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки.
Лёд сказал:
- Я на реках мосты построил.
Иней говорит:
- Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво!
Снежинка рассказала:
- Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом.
- Хорошо, дети, - сказал Дед Мороз. - Вы все помогли людям. А ты, Снежинка, помогла больше всех.
12. В сказке К. Д. Ушинского задумала Старуза-зима «всякое дыхание со света сжить». Что она делала? (Добралась сначала до птиц,а они улетели в теплые страны. Запорошила зима снегом поля, завалила снегом леса. Посылает мороз за морозом,а звери не испугались зимы. Захотела Зима людей заморозить, а люди затопили печки, пекут блины, смеются. Даже дети ее не боятся:ребятишки катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу, играют в снежки.И заплакала Зима от злости).
13. Какого цвета были носы у двух Морозов из русской народной сказки «Два Мороза»? (Мороз Красный нос и Мороз Синий нос)
14. Какие животные сбежали в лес от старика и старухи в сказке «Зимовье зверей»?
(У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь да петух).
15. Какое чудо увидела девочка Даренка в сказке П.Бажова «Серебряное копытце»?(Она увидела, как Серебряное Копытце ножкой постукивал, и как драгоценные камни-хризолиты сыпались вокруг).
16. В какой сказке и почему уточка осенью не смогла улететь на юг? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», у уточки было сломано крыло)
17. Эта грустная сказка Г.Х.Андерсена всем известна. Мечты маленькой ёлочки о прекрасном будущем сбылись, её забрали из леса и нарядили, но вот что будет с ней потом? Как называется эта сказка? Придумайте свое продолжение этой истории.(Г.Х.Андерсен"Ель")
"Мне хотелось бы закончить эту сказку немного по-другому. Закончились новогодние праздники и елочку вынесли на улицу. Теперь здесь ее место. Елочку поставили рядом с беседкой во дворе. На ней остались одни лишь шишки. Чтобы елочка была нарядней, ребятишки повесили на елочку птичек, сделанных из бумаги и картона, небольшие кормушки из бросового материала. В кормушки детвора насыпала разного корма для зимующих птичек. Для елочки наступила теперь новая жизнь. Будет она радовать детей во время прогулок, на ее ветках станут щебетать птички, находить себе корм и укрытие от холода. Скоро рядом с елкой детвора вылепит снеговика – он будет охранять елочку.
Теперь елочка наслаждалась каждой минутой, радовалась каждому мгновению. «Я живу, я буду радовать детей каждый день, - обрадовалась ёлка. До лета еще далеко. Я верю, что и летом я буду полезна!» (Жиляева Елизавета, 3 класс)
18. За что звери и птицы устроили суд над декабрем в сказке Н.Сладкова «Суд на Декабрем»? (Декабрь день сократил)
19. Самый известный новогодний балет был написан П.И. Чайковским по мотивам сказки Т.А. Гофмана. О каком балете идёт речь? (Щелкунчик)
20. Вспомните сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка». Из чего была скатана Снегурочка, чем пригрета?(«Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена») .
«Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать… Разбежалась Снегурочка и прыгнула…» Что случилось со Снегурочкой в этой сказке? (Снегурочка растаяла)
Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А. Сухомлинский.
Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться жить в ней. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
Читайте детям, читайте вместе с детьми народные и литературные сказки!
Клягина Дарья
Сценарий итоговой викторины по проекту «Зимние сказки» в подготовительной группе
Сценарий викторины по литературному проекту "Зимние сказки" в подготовительной группе
Предварительно дети делятся на две команды, придумывают названия.
Ведущий:
Ребята! Почти всю зиму мы читали с вами сказки, делали работы по ним, смотрели мультфильмы. Мы узнали много нового. А что же такое «сказка»? (Ответы детей). Итак, сказка – это литературное произведение, в котором всегда происходит волшебство. А для чего люди читают сказки? (Ответы детей). Помните, А. С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка всегда нас чему-то учит.
А сейчас мы с вами начинаем викторину по любимым сказкам.
Задание № 1 «Отгадай загадку».
Ведущий:
Начнем с разминки. Отгадываем загадки про героев сказок. За каждую разгаданную загадку – 1 балл.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Ответ: Емеля
В стужу в лес ее отправили
И замерзать там оставили.
Но Мороз ее не погубил,
За доброту и старание ее он наградил.
Ответ: падчерица из сказки «Морозко».
Красивая эта волшебница,но злая.
Есть страна у нее ледяная.
Колдовством мальчика в плен она захватила.
Но верная дружба зло победила.
Ответ: Снежная королева
Войско солдатиков в бой он ведёт:
"Эй, моё войско! Вперёд, смелей!
Будет повержен король мышей!"
Ответ: Щелкунчик
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девочка смелая
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?
Ответ: Герда
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
Ответ: Снегурочка
Топнет раз-одна драгоценность,
А начнет бить копытцем по земле
– целая гора драгоценных камней появится.
Ответ: Серебряное копытце
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальчика невзначай -
Холодным, недобрым стал …
Ответ: Кай
Подведение итогов.
Задание № 2 «Отгадай сказку».
1. Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок. Те братья работают, а дурачок целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. («По щучьему велению»).
2. Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя.
Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей - не знают ли кого.
(«Серебряное копытце»).
3. Была у одной вдовы дочь, была у нее еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и все ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.
Каждое утро должна была падчерица садиться у колодца и прясть пряжу.
Однажды сидела она так, пряла и запачкала кровью веретено. Наклонилась девушка к колодцу, чтобы обмыть веретено, и вдруг выскользнуло у нее веретено из рук и упало в колодец. («Госпожа Метелица»).
4. Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь что ни сделает - всегда умница.
Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету. Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. («Морозко»).
5. Жил-был крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались и только глядя на чужих детей утешались. А делать нечего! Так уж, видно, им суждено было. («Снегурочка»).
6. В большом дремучем лесу, далеко на севере Финляндии, росли рядом две огромные сосны. Они были такие старые, такие старые, что никто, даже седой мох, не мог припомнить, были ли они когда-нибудь молодыми, тонкими сосенками. Отовсюду были видны их тёмные вершины, высоко поднимавшиеся над чащей леса. («Зимняя сказка»).
7. Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. («Щелкунчик и мышиный король»).
8. Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. («Двенадцать месяцев»).
9. Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. («Снежная королева»).
10. Когда-то давным-давно наша планета была бесцветной. И жили-были на свете четыре сестры: Зима, Весна, Лето и Осень. Старшая сестра Зима была самой мудрой и рассудительной. Весна – веселая непоседа. Сестра Лето была прекрасна и умна, а Осень тиха и грустна. («Почему снег белый»).
Подведение итогов.
Задание № 3 «Расшифруй название сказки».
(На столы выложить картинки. Для первой команды – «Серебряное копытце», «Двенадцать месяцев», «Емеля», «Щелкунчик и мышиный король», «Зимняя сказка».
Для второй команды – «Морозко», «Снежная королева», «Снегурочка», «Почему снег белый», «Госпожа Метелица»).
Ведущий:
Сейчас перед вами на столах мы разложили рисунки. С помощью этих рисунков мы зашифровали названия сказок, которые мы только что с вами вспомнили. Подумайте все вместе и расшифруйте рисунки. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.
Подведение итогов.
Задание № 4 «Лучшие знатоки сказок».
(Презентация по заданию).
Ведущий:
А теперь мы проверим, какая команда лучше помнит содержание сказок. Мы вам будем читать вопросы и предлагать несколько вариантов ответов. Выслушав вопрос, вы посовещаетесь и выберете правильный ответ. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы по презентации:
1. Русская народная сказка «По щучьему велению».
С помощью чего Емеля поймал щуку? (варианты: удочкой, ведром, половником, рукой).
На чем Емеля поехал во дворец? (варианты: на машине, на санях, пошел пешком, на печи).
2. Русская народная сказка «Морозко».
Чем Морозко укутал падчерицу? (варианты: снегом, шубой, платком, ватой).
Что делала старухина дочь в лесу под высокой елью? (варианты: зубами от
холода стучала, ворон считала, крепко спала, делала зарядку).
3. Русская народная сказка «Снегурочка».
Куда позвали подружки Снегурочку? (варианты: в кинотеатр, к себе домой, в лес, в кафе).
Во что превратилась Снегурочка? (варианты: в облако, в лужу, в привидение, в одуванчик).
4. Словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев».
За какими цветами девочка пошла в лес зимой? (варианты: за тюльпанами, за подснежниками, за ромашками, за ландышами).
Какой месяц помог девочке набрать цветов? (варианты: февраль, март, апрель,
5. П. П. Бажов «Серебряное копытце».
Как звали девочку-сиротку, которую взял к себе Кокованя? (варианты: Малаша, Дуняша, Мурёнка, Дарёнка).
Что выбивал козлик своим копытцем? (варианты: драгоценные камни, серебряные монеты, уголь, золото).
6. Братья Гримм «Госпожа Метелица».
Что делала Метелица для того, чтобы на улице пошел снег? (варианты: она варила
кашу; она сердилась; она смеялась; она взбивала свою перину).
Где находился дом Метелицы? (варианты: в лесу, в колодце, в Москве, в пещере).
7. Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
Сколько голов было у мышиного короля? (варианты: одна, ни одной, семь, три).
Что сделала Мари, чтобы победить мышиного короля? (варианты: поставила мышеловку, принесла кота, угостила мышиного короля сыром, бросила в него
свою туфлю).
8. Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
Кого вместе с Гердой отпустила Маленькая разбойница? (варианты: голубей, северного оленя, лису, Кая).
Кто провел Герду во дворец принца и принцессы? (варианты: ворон, Снежная королева, кошка, мышка).
9. С. Топелиус «Зимняя сказка».
Какие имена были у двух старых сосен? (варианты: Подопригору и Зацепиоблако,
Поймайтучу и Проткнинебо, Подопринебо и Зацепитучу, Подопритучу и
Зацепинебо).
За какое доброе дело тучи наградили детей? (варианты: они полили деревья; они
отпустили зверей из силков; они помогли отцу срубить деревья; они убрали
мусор в лесу).
10. А. Лукьянова «Почему снег белый».
Какая из четырех сестер была самой умной? (варианты: Осень, Зима, Весна, Лето).
Почему у Зимы закончились краски? (варианты: она их пролила; она их забыла;
она отдала свои краски сестрам; у нее их не было).
Подведение итогов.
Задание № 5 «Выложи слово» (эстафета).
(Буквы, 2 обруча, образец слова). Команды строятся колоннами за линией старта.
Ведущий:
Этот конкурс на быстроту и на внимательность. Каждый игрок добегает до обруча, выбирает нужную букву, бежит с ней до обозначенного места, кладет и возвращается обратно. Следующий игрок может бежать только после передачи эстафеты. Победит команда, которая быстрее и правильно выложит нужное слово. Это слово написано перед вами («вечность»). Победители получат 1 балл.
Подведение итогов.
Задание № 6 «Помогите найти сказку».
(Для первой команды - «Морозко», «Снежная королева», «Снегурочка», «Зимняя сказка». Для второй команды - «Серебряное копытце», «Двенадцать месяцев», «Емеля», «Щелкунчик и мышиный король»).
Ведущий:
Перед вами на столах разложены карточки, на которых написаны названия сказок. На других карточках нарисованы герои сказок. Помогите им попасть в свою сказку. Под каждым названием выложите картинки героев этой сказки.
Подведение итогов.
Задание № 7 «Сказки бывают разные».
Ведущий:
На занятии мы с вами говорили, что у сказок бывают разные авторы. Какие бывают сказки? (Авторские и народные).
Вам на стол положили две карточки. Одна из них обозначает авторскую сказку, а другая – народную. Подумайте и разложите названия сказок на два столбика: под карточкой с одним смайликом – авторские, под карточкой, где много смайликов, - народные.
Подведение итогов. 1 балл присуждается за каждый правильный ответ. В этом задании можно заработать дополнительные баллы, если ребята смогут назвать авторов сказок.
Задание № 8. «Расскажите сказку по-новому».
Ведущий:
А сейчас команды превратятся в авторов сказок. Давайте вспомним, чем заканчивается сказка «Снегурочка». У сказки печальный конец. А вы сейчас придумайте необычный, счастливый конец для этой сказки. Чья сказка закончится интереснее, та команда и получит балл.
Подведение итогов.
Награждение команд.
Елена Какинская
Литературная викторина «По дорогам зимних сказок»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, игровая.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о народных сказках и сказках детских писателей на зимнюю тему.
2. Развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать творческое воображение, речь, ассоциативную память, мышление и слуховое внимание.
3. Воспитывать дружелюбие, честность, справедливость. Воспитывать любовь к устному народному творчеству и к авторским сказкам. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в соревновательных играх развивающего характера.
Материал: иллюстрации к сказкам, книги, предметы (ведерко, корзинка, шапка, волчий хвост, роза, горшок, печь, рукавица, видеоматериалы, маски животных, декорации, фишки.
Предварительная работа:
1. Чтение и слушание в аудиозаписи народных сказок «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Девочка – снегурочка», «По щучьему велению», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Морозко», «Два Мороза» и авторских сказок В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
2. Беседы по их содержанию.
3. Совместные и самостоятельные игры с настольным театром.
4. Просмотр мультфильма «Мороз Иванович», «Снежная королева».
Ход викторины.
Ребята, мы много читали сказок. А вот хорошо ли вы их помните? Сегодня мы это выясним. Приглашаю вас принять участие в литературной викторине под названием «По дорогам зимних сказок».
При этом надо соблюдать определенные правила викторины:
1. Ведущий задает вопрос каждой команде по очереди.
2. Если игроки этой команды не дают ответа, то право отвечать передается команде соперника.
3. За правильный ответ дается фишка.
4. В конце викторины выявляется команда-победитель, набравшая большее количество фишек.
Все участники разбиваются на 2 команды:
команда девочек – «Марьюшки» и команда мальчиков «Иванушки».
Итак, путь.
Задание № 1 «Назови сказку» .
Внимание на экран. Я показываю иллюстрации к сказкам о зиме, а вам надо правильно назвать сказку (командам предлагаются иллюстрации к сказкам: «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Девочка – снегурочка», «По щучьему велению», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Морозко», «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева»).
Задание № 2 «Загадки» .
Вы должны прослушать загадку до конца и дать ответ.
1. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»)
2. В какой сказке домашние животные жили в лесу? («Зимовье зверей»)
3. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)
4. Кого в сказках величают - батюшка? (медведь)
5. Какой подарок старик хотел сделать старухи из лисьей шкуры? (воротник)
6. Кто из Морозов моложе: Мороз – Синий нос или Мороз – Багровый нос? (Мороз – Синий нос) .
7. Что увидела Рукодельница под периной у Мороза Ивановича? (зеленую траву)
8. Какое слово должен был выложить Кай в замке Снежной Королевы? (вечность)
Задание № 3 «Чей предмет?» .
Ребята, в сказках все время происходят какие-то чудеса. Сегодня я в нашем садике нашла сундучок. Чей он, я не знаю? Давайте с вами откроем и посмотрим, что в нем лежит. (открывает) Смотрите, какой-то конверт. (читает)
«Здравствуйте ребята. Я нашел в лесу какие-то предметы, а вот кому они принадлежат, не знаю. Помогите вернуть вещи хозяевам. Морозко»
Поможем? (Да)
(Дети по очереди вытаскивают из сундучка предмет и называют чей это предмет или из какой сказки) .
Задание № 4 «Собери сказку» .
Каждой команде я даю конверт, в нем лежит разрезанная картинка к сюжету сказки. Вам необходимо собрать ее и определить название сказки.
Задание № 5 «Найди ошибку» .
Вспомните и дайте правильное название сказки.
1. «Зимовье друзей».
2. «Перчатка».
3. Девочка – снежинка».
4. «Заюшкин теремок».
5. «Лисичка-синичка и серый бок».
6. «Песочная королева».
7. «Двенадцать дней».
8. «Мороз Петрович».
9. «Сосулечка».
10. «По щучьему хотению».
Задание № 6 «Третий лишний?» .
Угадайте, что или кто здесь лишний? И почему?
1. Месяцы, подснежники, репка.
2. Снегурочка, журавль, костер.
3. Лиса, ведро, колодец.
4. Волк, Иванушка, рыба.
5. Трава, мужик, барин.
6. Избушка, синичка, заяц.
7. Перина, рукодельница, прорубь.
8. Щука, прорубь, малина.
Задание № 7 «Угадай, кто сказал»
Герой какой сказки говорил следующие фразы:
1. «Ловись, рыбка, больша и велика». («Лисичка-сестричка и серый волк»)
2. «Хочу, чтобы ведра сами домой пошли и вода бы не расплескалась». («По щучьему велению») .
3. «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная». («Заюшкина избушка») .
4. «Я не боюсь злых чар! Пусть она только прилетит, я посажу ее прямо на печь и она растает». («Снежная Королева») .
5. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)
6. «Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела» («Два Мороза»).
Задание № 8 «Найди пару» .
Вам надо правильно составить пару.
* Снежная Королева – ледяной дворец.
* Емеля – щука.
* Заяц – лубяная избушка.
* Девочка – подснежник.
* Звери – домик.
* Снегурочка – облако.
* Морозко – сундук.
* Лиса – рыба.
Русская народная игра «Бабушка Маланья» (см. приложение).
Задание № 9 «Покажи сказку» .
Инсценировка украинской народной сказки «Рукавичка».
Задание № 10 «Кроссворд».
У меня в руках письмо, а от кого оно вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. В клетки нужно вписать по буквам отгадку.
Загадки к кроссворду:
1. Самое хитрое животное в русских народных сказках. (лиса)
2. Она в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась. (Ленивица)
3. Хочу - на печке прокачусь,
Хочу - со щукой обнимусь. (Емеля)
4. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (лягушка)
5. Ходит по двору будильник
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор. (петух)
6. Кто наградил старикову дочку и наказал старухину дочку? (Морозко)
7. Она – царица всех цветов,
Но погибает от мороза
И вот ответ уже готов.
Вы догадались? Это… (роза)
8. Сказочный вид транспорта с трубой. (печь)
9. Четыре копытца,
Пестры все бока,
Похож на корову,
Но нет молока. (бык)
10. Имя мальчика, которого искала Герда. (Кай)
А теперь прочитайте слово (слева – направо, которое «спрятано» в закрашенных клетках. (Снегурочка) Молодцы, с заданием вы справились.
А сейчас волнительный момент, мы узнаем победителя этой викторины.
Награждение (в «письме от Снегурочки» лежат медали за участие в викторине).
Наша викторина подошла к концу, спасибо вам за активное участие. Вы нас очень порадовали тем, что так хорошо знаете сказки. И в конце еще один сюрприз – мультфильм «Снегурочка».
Приложение.
Русская народная игра «Бабушка Маланья».
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей. (останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.).
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели, (присаживаются на корточки)
На нее глядели,
Делали вот так (повторяют за ведущим движения)
Движения могут быть самые разнообразные: можно попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.