Литературная игра-викторина «Угадай сказку. Литературная викторина в старшей группе «Что за чудо эти сказки Литературная викторина для старшей группы детского сада
Викторина по сказкам. «Наши любимые сказки»
Цель:- Закрепить и расширить знания детей о сказках;
- развивать индивидуальные литературные предпочтения;
- пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;
- воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие;
- способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;
- вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера
Интеграция
:
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, музыка, физическая культура.
Предварительная работа
:чтение, рассказывание сказок, беседы по сказкам, тематическая выставка «В мире сказок», театрализованная деятельность игры с настольным театром.
Организационный момент
: дети делятся на 2 команды, придумывают название команд.
Материал:
аудио записи, слайды сказочных героев, сказочных предметов и иллюстраций к сказкам.
Ход викторины:
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу.
Здравствуйте ребята! Скажите ребята, а вы любите сказки? Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Наши любимые сказки». Давайте поприветствуем, друг друга, команду – «Сказочники» и команду – «Волшебники».Ребята давайте поприветствуем наше жюри. Жюри будет оценивать каждый ваш правильный ответ одним балом, а в конце нашей викторины подведут итог.
И так начнем нашу викторину с разминки. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, а вы должны быстро отвечать. Готовы? Начинаем!
1 конкурс «Разминка»
1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
2. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка,мышка)
3. Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое)
4. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
5. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
6. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
7. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)
8. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
10. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
11. Кто сделал Буратино? (Папа Карло)
12. Кто помогал девочке с братом скрыться от гусей? (молочная река - кисельные берега, яблоня, печка)
13. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна лягушка)
14. Какая избушка была у лисы? (ледяная)
2 конкурс «Узнай сказку по описанию»
Молодцы вижу что хорошо подготовились. Следующий конкурс «Узнай сказку по описанию» сначала внимательно послушайте, а потом отвечайте.
1. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
«Гуси-лебеди»
2.На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»
3.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»
4.Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
«По щучьему велению»
5.Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»
6.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
7.А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
«Маша и медведь»
8. Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
«Колобок»
9. Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
«Теремок»
10. Красна девица, грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
«Снегурочка»
3 конкурс «Угадай героя сказки».
Ребята, а сейчас все внимание на экран. Вам нужно отгадать героя сказки, и из какой он сказки к нам пришел. (На экране телевизора показываются слайды) Ребята отгадайте про кого загадка
В темном лесу есть избушка, стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка – А зовут ее (Яга).
Молодцы, а давайте маленько отдохнем.
Физ минутка «Баба Яга». (включается аудио запись)
4 конкурс «Исправь ошибку»
«Петушок Ряба», «Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят», «Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой», «Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка», «Катя и братец Иванушка»
«Иван-царевич и зеленый волк», «Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью», «Пузырь, соломинка и ботинок».
5 конкурс «Угадай сказку»
Все внимание на экран. Вам нужно угадать и назвать название сказки. (На экране показываются иллюстрации к сказкам).
6 конкурс «Назови волшебный предмет»
Ребята посмотрите на экран телевизора назовите сказочный предмет и в чем его сила.
На экране появляются предметы:
Рукавичка, ковер – самолет, сапоги - скороходы, зеркало, метла, волшебная палочка, клубок, хрустальная туфелька, золотой ключик, золотое яичко, рыба кит, карета из тыквы.
Молодцы, все назвали и ответили.
Ребята вот и подошла наша викторина к концу. А сейчас наше уважаемое жюри подведет и объявит результат.
Объявляется результат, и вручаются небольшие подарки детям.
Ребята мы со сказками не прощаемся, а говорим им до свидания и до новых встреч.
Цель: обобщить знания воспитанников по теме «Сказки» с использованием произведений русских, советских и зарубежных писателей, а также русского народного фольклора.
Задачи: развитие связной речи, словотворчества, слухового и зрительного внимания; закрепить знания одно- и двузначных чисел; вызвать интерес к конкурсным играм; развитие навыков коллективной работы; снятие эмоционального напряжения; корректирование страхов.
Материалы: магнитная доска, иллюстрации к сказкам, 4 корзинки, кубики, игрушка лиса, деревянные грибочки, листы с контурами ягод малины (раскраски), разрезанные цветные картинки к сказкам или крупные пазлы, конфеты для угощения детей.
Предварительная работа: чтение сказок в группах, театрализованная деятельность по сказкам.
Сценарий:
Дети входят в зал под песню «В гостях у сказки». Рассаживаются на стульчики.
Входит воспитатель с мальчиком Иванушкой.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел братец Иванушка и ему нужна наша помощь. Расскажи Иванушка, что случилось?
- Баба-Яга заколдовала мою сестрицу Аленушку и она не может найти дорогу в свою сказку. А вы знаете, из какой я сказки? А какие сказки ваши любимые? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Сказка может многому научить, может заставить, может нас просто развеселить, создать хорошее настроение, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Ну что, ребята, поможем Иванушке?
Дети: – Да! Да!
– Для этого вам нужно отправиться в путешествие по сказкам и справиться со всеми испытаниями, которые вам встретятся на пути! А ещё вас ждут коварные вопросы, подготовленные Бабой-Ягой. Если вы найдёте на них ответы, то колдовство исчезнет, и Аленушка вернется к Иванушке! Вы готовы? Давайте разделимся на 2 команды и проведем соревнование: первая команда « Молодцы», а вторая « Удальцы». Первый конкурс- разминка. Только давайте договоримся, что отвечать будет та команда, которой я задаю вопрос и не выкрикивать!!! Итак, разминка.....
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок.)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной … (Туфелька.)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит.)
- А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
- Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца!
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)
Команда, которая побеждает в конкурсе получает кубик, который складываем в корзинку. У кого больше кубиков- тот и победил.
1 конкурс. «Сказочный»
Воспитатель: А теперь я из каждой команды приглашаю по одному человеку.
Дети встают по обе стороны к ведущему, у ведущего вытянута ладонь, а на ней кубик. Объяснение задания. Ведущий читает маленький отрывок из сказки, дети быстро вспоминают, что это за сказка и кто первый вспомнит, тот быстро берет кубик с ладони ведущего. Соревнование продолжается два-три раза. Воспитатель читает несколько отрывков из сказок.
«Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтоб ей в награду дали курицу». («Снегурушка и лиса».)
«… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила». («Кот и петух».)
. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…
(«Лиса и волк».)
Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран - делать нечего - приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». - «Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!». («Зимовье зверей».)
2 конкурс. «Грибочки для лисички»
Раздается стук за дверью (кто-то из взрослых помогает это сделать).
Воспитатель: Кто-то идет к нам в гости. Открывает дверь, входит ряженая лиса или выносим игрушку лисы, её спрашивают: - Лиса ты зачем к нам прибежала?
«Да вот бежала лесочком, со своим кузовочком,
а в кузовочке лесные грибочки, споткнулась, упала, рассыпала грибы».
Ведущий дает корзинки по-одному из команд участниц и рассыпает грибы (можно вырезать из бумаги цветные грибы и разбросать на полу, кто быстрее соберет и больше в свою корзинку) считают, дают кубик, а лису с грибами провожают за дверь.
3 конкурс. «Ягодки для мишки»
Воспитатель: Ребята, вы все когда-нибудь ходили со взрослыми в лес (подчеркивае, что одним, конечно, в лес ходить нельзя), но вот одна девочка пошла по ягоды и заблудилась, набрела в лесу на избушку. (Вспомнить что за сказка, как зовут девочку, кто жил в избушке - сказка "Маша и медведь").
Воспитатель: А вы знаете что медведь рассердился на Машу, ведь она его смогла обмануть? Давайте задобрим медведя, чтобы он не сердился и не обижался, мишу угостим.
Опять выходят по одному из команд, ведущий предлагает расскрасить ягодки, которые так любит миша, кто скорее раскрасит (использовать контуры ягод на листах бумаги, прикрепленные к магнитной доске). Победителю - кубик.
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движения.)
4 конкурс. «Исправь ошибки»
Воспитатель: В названиях следующих сказок есть ошибки. Найдите их. Каждой команде по очереди буду называть перевертыш. Будьте внимательны.
* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
5 конкурс. «Собери картинку»
На подносах лежат разрезанные картинки к сказкам. Вызываю по одному ребенку из команды, дети должны сложить пазл и назвать сказку, зашифрованную на картинке.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки и помогли сестрице Аленушке найти дорогу в свою сказку и встретится со своим братцем. Спасибо вам.
Иванушка благодарит детей и уходит встречать сестру.
А теперь давайте подведем итоги.
Подсчитываем кубики, называем победителя, угощаем детей конфетами.
Светлана Головко
од викторины :
Дети под музыку «В гостях у сказки » входят в группу .
Здравствуйте ребята!
Скажите ребята, а вы любите сказки ?
Сказка – это удивительный , волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.
А вы любите сказки ? Тогда я предлагаю вам провести сказочную викторину «Наши любимые сказки » .
Давайте поприветствуем, друг друга, команду – «Солнышко» и команду – «Воробушки» .
Ребята давайте поприветствуем наше жюри. Жюри будет оценивать каждый ваш правильный ответ одним балом, а в конце нашей викторины подведут итог .
И так начнем нашу викторину с разминки . Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, а вы должны быстро отвечать.
Готовы? Начинаем!
1 конкурс : «Разминка»
1. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна лягушка)
2. Какая избушка была у лисы? (ледяная)
3. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
4. Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое)
5. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
6. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
7. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка,мышка)
8. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)
9. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
10. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
11. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
12. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк» ? (хвостом)
13. Кто сделал Буратино? (Папа Карло)
14. Кто помогал девочке с братом скрыться от гусей? (молочная река - кисельные берега, яблоня, печка)
2 конкурс : «Узнай сказку по описанию »
Молодцы, хорошо знаете сказки . Следующий конкурс «Узнай сказку по описанию » сначала внимательно послушайте, а потом отвечайте.
1. В сказке небо синее , В сказке птицы страшные .
Яблонька, укрой меня! Реченька, спаси меня! «Гуси-лебеди»
2. На лесной опушке Стояли две избушки.
Одна из них растаяла, Одна стоит по-старому . «Заюшкина избушка»
3. Вор пшеницу воровал, А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался, И Иван на нем катался. «Сивка-бурка»
4. Вымолвил словечко – Покатилась печка
Прямо из деревни К царю и царевне.
И за что, не знаю, Повезло лентяю? «По щучьему велению»
5. Ах ты, Петя-простота, Сплоховал немножко :
Не послушался кота, Выглянул в окошко. «Кот, петух и лиса»
6. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться?
Очень вкусная вода В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
7. А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. «Маша и медведь»
8. Из муки он был печен, На сметане был мешен.
На окошке он студился, По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог. Что за сказка ? «Колобок»
9. Мышка дом себе нашла. Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов Стало множество жильцов. «Теремок»
10. Красна девица, грустна Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка. «Снегурочка»
3 конкурс «Угадай героя сказки » .
Ребята, а сейчас все внимание на экран. Вам нужно отгадать героя сказки , и из какой он сказки к нам пришел . (На экране телевизора показываются слайды)
Ребята отгадайте про кого загадка :
В темном лесу есть избушка, стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка – А зовут ее (Яга) .
Молодцы, а давайте маленько отдохнем.
Физ. минутка «Баба Яга» . (включается аудио запись)
4 конкурс «Исправь ошибку»
«Петушок Ряба» , «Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят» , «Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой» , «Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка» , «Катя и братец Иванушка»
«Иван-царевич и зеленый волк» , «Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью» , «Пузырь, соломинка и ботинок» .
Ребята мы со сказками не прощаемся , а говорим им до свидания и до новых встреч.
Публикации по теме:
Викторина по сказкам «Викторина по сказкам» Еремкина Татьяна Николаевна воспитатель ГБОУ школа №1272 город Москва Задачи: - закрепить знания детей о русских.
Цель: Обобщение знаний детей о сказках. Задачи: Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики,.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Викторина по сказкам Г. Х. Андерсена»..
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Викторина по русским народным сказкам» Программное содержание: Обучающие задачи: Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию.
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Викторина по сказкам» Образовательные задачи: Формирование звуковой выразительности речи Развивающие задачи: Развивать дикцию и фонематическое восприятие, обогащать.
Литературные игры - викторины не только приносят радость, но и формируют интерес к литературе, причем не только у детей, но и у их родителей.
Предварительная работа.
Воспитатель читает детям сказки (авторские и народные), по которым намечено проведение викторины, рассматривание вместе с детьми иллюстрации к ним, предлагает родителям прочитать эти сказки дома. Дети заучивают отрывки из стихотворных сказок и драматизируют сцены из прозаических. Вместе с воспитателем придумывают названия команд, готовят эмблемы для игроков и капитанов (например, изображая совы как символа мудрости), рисуют (по желанию) иллюстрации к сказкам для украшения зала или делают панно с коллективной аппликацией. Воспитатель (в тайне от детей) готовит необходимые для проведения викторины атрибуты: Волчек со стрелкой и карточки с вопросами-заданиями, коробку, обклеенную черной бумагой, иллюстрации, игрушки и т.д.
Организация игры.
В каждой из двух команд по 5 (старшая) или по 8 (подготовительная к школе группа) игроков. Они сидят за отдельными столами. Сбоку – зрители-болельщики (родители, дети других групп и т.д.). ведущий (музыкальный руководитель, заведующая, методист) сидит за столом, на котором стоит волчок со стрелкой и разложены карточки с заданиями. Выбирается судья-информатор (воспитатель или няня), который на наборном полотне выставляет количество баллов, набранное каждой командой.
В конце игры команда-победитель получает призы (книги), все участники – конфеты, а победитель игры со зрителями – сувенир.
Игра-викторина по русским народным сказкам
(«Бычок – смоляной бочок», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Петушок – золотой гребешок», «Снегурочка и лиса»).
- «Драматизация». Одна команда драматизирует отрывок из сказки «Жихарка», а другая – «Лисичка со скалочкой».
- «Конкурс капитанов». Из иллюстраций Е.И.Рачева, которыми украшен зал, капитан первой команды должен выбрать те, что имеют отношение к сказке «петушок – Золотой гребешок», а капитан второй команды – к сказке «Заюшкина избушка».
- «Черный ящик». В ящике (коробке, оклеенной черной бумагой) находится кукла. Она говорит: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». Дети должны угадать, что это за персонаж и из какой он сказки. (Машенька из сказки «Маша и медведь»)
- «Сделай правильный выбор». Первая команда должна из лежащих на подносе игрушек выбрать персонажей сказки «Зимовье зверей» (баран, свинья, кот), а вторая – персонажей сказки «Бычок – смоляной бочок» (медведь, заяц, волк).
- «Игра со зрителями». Зрителям предстоит угадать, кто поет песенку «Петушок, петушок, Золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку»? (Лиса в сказке «Петушок – Золотой гребешок»).
- «Узнай сказку по отрывку». По прочитанному отрывку детям предстоит угадать, из какой он сказки. «Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтобы в награду дали ей курицу». («Снегурушка и лиса»).
Игра-викторина по сказкам
К. И. Чуковского
(«Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе»).
- «Конкурс капитанов». На двух столах разложены различные предметы: мыло, зубная паста, губка, мочалка, полотенце, расческа, линейка, конверт, тетрадь, коробка спичек и др. Капитаны должны найти нужные Мойдодыру вещи и быстро сложить их в корзинки.
- «Кто вспомнит?» Участникам предстоит узнать слово, которое твердил Айболит, отправляясь в Африку? («Лимпопо»).
- «Черный ящик». В ящике лежит любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». Командам нужно отгадать, что это за лакомство. (Калоша.)
- «Сладкий поднос». На подносе стоят розетки с конфетами, вареньем и сахаром. Нужно выбрать, чем Муха-Цокотуха угощала бабочку? (Варенье)
- «Игра со зрителями». Зрителям нужно вспомнить, кто потушил море в сказке «Путаница» (бабочка).
- «Узнай сказку по отрывку». Детям предстоит угадать, из какой сказки эти строки: «А за ними блюдца – дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля, и танцуют, и смеются, дзынь-ля-ля». (Из сказки «Федорино горе»).
- «Сделай правильный выбор». На двух подносах разложены игрушки. Первая команда должна найти героев «Краденого солнца» на одном подносе (медведь, белка), а вторая – на другом (крокодил, заяц).
- «Прочитай
наизусть».
Дети (по желанию) читают
отрывки из сказок К.И.Чуковского.
Игра-викторина по сказкам
Г.Х. Андерсена
(«Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солжатик», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Свинопас»).
- «Черный ящик». Детям предстоит послушать загадку и сказать, что лежит в черном ящике:
Под грудой перин оказалась она,
И было принцессе всю ночь не до сна.
(Горошина)
- «Конкурс капитанов». На двух столах разложены иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена, но только по две из них на каждом столе относится к сказке «Гадкий утенок». Капитаны должны (кто быстрее) найти соответствующие иллюстрации и принести их ведущему.
- «Узнай подарки принца из сказки «Свинопас»». Каждая команда получает по четыре открытки. Первая команда – с изображениями птиц: снегирь, синица, соловей и щегол; вторая – с изображениями цветов: лилия, гвоздика, тюльпан и роза.
- «Два подноса». Детям предстоит угадать кому из героев и какой сказки принадлежат следующие предметы. Первый поднос: кусочек олова и блестка (Стойкому оловянному солдатику и плясунье из сказки «Стойкий оловянный солдатик»). Второй поднос: скорлупа грецкого ореха и лепесток розы (Дюймовочке из одноименной сказки).
- «Игра со зрителями». Зрителям нужно отгадать загадку:
Кто, скажите, всем на диво
Появлялся из огнива?
(Три собаки)
- «Музыкальное задание». В какой сказке Г.Х. Андерсена звучит эта песенка? (Заведующий исполняет на металлофоне мелодию «Ах, мой милый Августин!..» (Сказка «Свинопас»)).
- «Угадай-ка». Детям предстоит угадать сказочных героев.
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(гадкий утенок)
Он стойко беды перенес,
Никто не видел его слез.
(Оловянный солдатик)
Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.
(Дюймовочка)
Игра-викторина по сказкам
братьев Гримм
(«Беляночка и Розочка», «Бременские музыканты», «Горшочек каши», «Огниво», «Заяц и ёж», «Король-дроздовик»).
- «Разложите открытки по порядку». На двух подносах разложены открытки из набора «Братья Гримм «Беляночка и Розочка»», в иллюстрациях Татьяны Нарской (по 5 открыток в каждой команде). Кто быстрее иправится с заданием.
- «Конкурс капитанов». Каждому капитану из трех предложенных портретов писателей нужно выбрать изображение одного из братьев Гримм и назвать сказочника по имени (Якоб и Венгельм) . Кто быстрее справится с заданием.
- «Угадай животных». Каждой команде дается по большому листу с изображениями различных животных. Нужно найти те из них, о ком говорится в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» (кот, медведь, осел, собака, заяц, ёж). Задание выполняется на скорость.
- «Черный ящик». В ящике лежит то, что осталось у гордой королевны из сказки «Король-дроздовик» после ее встречи с гусаром на базаре. Что это? (Посудные черепки).
- «Игра со зрителями». Зрителям предстоит отгадать загадку:
Всем он кашу наварил,
Съесть ее не хватит сил. (Горшочек)
- «Собрать рукодельные шкатулочки Беляночки и Розочки». На двух подносах разложены игольницы, наперстки, мотки ниток, тесемок, лент и мелкие игрушки (по выбору воспитателя). Нужные для рукоделия вещи требуется сложить в шкатулку. Задание выполняется на скорость.
- «Драматизация». Каждая команда драматизирует отрывок из сказки «Бременские музыканты» или «Еж и заяц».
Игра-викторина по сказкам
А.С. Пушкина
(«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).
В конце года проводится литературная игра, в которой команда детей «Золотой петушок» борется за первенство с командой родителей «Золотая рыбка». Некоторые вопросы для родителей, естественно, труднее.
«Музыкальный конкурс».Вопрос детям: «Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли, в огороде»? (Ведущий поет и играет на металлофоне.) (Белка в «Сказке о царе Салтане»).
Вопрос родителям: «Как называется этот музыкальный отрывок?» (Звучит аудиозапись «Полет шмеля» Н.А. Римского – Корсакова).
- «Черный ящик».
Вопрос детям: «В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет и какая это сказка?» (Яблоко. «Сказка о мертвой царевне…»).
Вопрос взрослым: «В ящике лежит мех, из которого была сшита душегрейка старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Какой? (Соболиный.)
- «Конкурс знатоков живописи». На мольберте картины «Всадница» К.Брюллова; «Иван-царевич на сером волке» В.Васнецова; «Царевна-лебедь» М.Врубеля. Детям нужно назвать, на какой картине изображен пушкинский персонаж. Взрослые должны назвать автора картины.
- «Угадай-ка». Каждой команде дается по большому листу с изображениями различных животных. Нужно найти те из них, о которых говорится в сказках А.С.Пушкина. (Собака, конь, муха; белка, лебедь, комар)
- «Игра со зрителями». Зрителям предстоит угадать, кто и в какой сказке говорит такие слова: «Да! Такая есть девица. Но жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь». (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане».)
- Конкурс чтецов. Дети и взрослые наизусть читают отрывки из сказок А.С.Пушкина (по выбору).
Формировать умение подбирать слова с заданным звуком, подбирать рифму. Содействовать развитию у детей понимания такого языкового явления, как антонимия, умения активно использовать его в речи, овладению детьми умением с помощью суффиксов изменять значение слов. Развивать умение читать слово, складывать из слов предложение. Подводить к пониманию и объяснению смысла пословиц. Развивать умение обобщать, сравнивать, анализировать, логическое мышление, внимание, выдержку. . Формировать навыки культурного поведения в детском саду и в повседневной жизни. Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, .
Материал и оборудование
Демонстрационный: ворота, 2 дерева с листьями-сердечками красного и черного цвета с изображением сказочных героев, карточки со словами пословиц (для каждой команды), 2 листочка с отрывками из сказок, мольберт, аудиозапись песни из кинофильма «Маленький Мук» «Дорогою добра», буквы: «в», «о», «л», «к», «л», «и», «с», «а».
Раздаточный: эмблемы - «сказочные фанты» красного и зеленого цвета по количеству детей, 2 колокольчика, 2 разрезные иллюстрации по сказке (элементы по количеству детей), медальоны для награждения.
Ребята, мы с вами знаем очень много сказок и умеем их сами сочинять. Сегодня я предлагаю вам принять участие в викторине на лучшего знатока сказок. Викторина на лучшего знатока сказок будет проходить в сказочном королевстве.
Давным-давно, когда вас не было, не было ваших родителей и родителей ваших родителей не было на свете, в мире существовало одно сказочное королевство. В этом королевстве жили только очень и очень добрые сказочные герои. И в гости к ним приходили добрые-добрые люди. Все, кто приходил в королевство, могли в него только в том случае, если могли совершить добрый поступок. А вы хотите попасть в это королевство? (ответы детей).
Подойдем к его воротам (у входа два дерева с сердечками).
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет
А листочки на нем не простые
А листочки на нем цветные.
Ребята посмотрите на листочки. Вы заметили, что листья на деревьях разные? Какие? (Ответы детей).
А вы узнаете этих сказочных героев? Назовите их. (Ответы детей).
А как вы думаете, почему листья на деревьях разные? (Ответы детей).
Какой цвет обозначает доброту? Почему вы так решили? (Ответы детей).
А что означает черный цвет? (Ответы детей).
Какие герои живут на красных листочках? Почему?
Какие герои живут на черных листочках? Почему?
Правильно, ребята, красный цвет обозначает добро, добрые поступки, а черный цвет обозначает плохие поступки. Поэтому и сказочные герои, которые совершали добрые поступки «живут» на дереве с красными сердечками-листочками, так как у них доброе сердце, а герои, которые совершали плохие поступки «живут» на дереве с черными сердечками-листочками, и сердце у них злое.
Чтобы войти в это королевство и принять участие в викторине на лучшего знатока сказок, нам нужно сказать какие добрые поступки совершили мы.
Каждый ребенок называет поступок и проходит в ворота, получая при этом «сказочный фант» красного или зеленого цвета. Деление на две команды в соответствии с цветом фанта, придумать название команды в соответствии с тематикой и приветствие.
Правила литературной викторины:
Та команда, которая справится с заданием быстрее и даст правильный ответ, получает «сказочный фант».
« Путаница »
В сказочном королевстве давно уже никто не живет, поэтому названия сказок здесь перемешались и рассыпались. Нужно навести порядок.
Серая, хлеб, шапочка, легкий, красная, шейка.
Копытце, маленький, серебряное, снежная, Мук, королева.
Что же это за сказки?
« Собери сказку »
Каждая команда собирает иллюстрацию к сказке: добежав, до стола с разрезными картинками по сказке, ребенок берет один элемент и возвращается на свое место, потом бежит следующий участник за другим элементом и так, пока не соберут иллюстрацию. Кто первый соберет и назовет название сказки, получает «сказочный фант».
« Кто внимательный »
В королевство приходили разные сказочные герои, найдите в именах этих героев одинаковый звук:
Айболит, Айога, Аленушка, Алиса.
Морозко, Мальвина, Мук, Мойдодыр.
Назовите, кто из этих героев совершал хорошие поступки, и какие?
« Кто больше? »
Ребята, вспомните положительных литературных героев, в именах которых встречается звук «б», «в» (отрицательных). Каждая команда будет называть героя по очереди.
« Любопытный »
Назовите сказки, в которых описывается:
- уничтожение уникального растения по прихоти девушки («Аленький цветочек»);
- сбор первоцветов для букета («Двенадцать месяцев»);
- превращение ребенка в животное из-за непослушания («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»);
- где дружба и сплоченность помогли одолеть не только холод и голод, но и злейших врагов: лису, медведя и волка («Зимовье зверей»);
- герои, оставшиеся ни с чем из-за своей жадности («Два жадных медвежонка»);
- персонаж, не покинувший друга в беде («Конек-Горбунок»)
« Наоборот »
Я назову героев, которые поступали хорошо, а вы назовите тех героев, которые поступали плохо:
- Золушка - (мачеха Золушки).
- Айболит - (Бармалей).
- Герда - (Маленькая разбойница).
- Красная Шапочка - (Серый волк).
А сейчас назовите качества, какими обладают герои сказок тоже наоборот:
- Храбрость - (трусость).
- Верность - (предательство).
- Честность - (обман).
- Трудолюбие - (безделие, лень).
- Щедрость - (жадность).
- Вежливость - (невежество).
« Лишнее слово »
Назовите, какой герой лишний и почему?
- Золушка, Хаврошечка, Федора, Снегурочка.
- Сивка-бурка, Конёк-горбунок, Кот в сапогах, Баба Яга.
« Подбери рифму »
- Палочка - (выручалочка)
- Цветик - (семицветик)
- Сивка - (Бурка)
- Карабас - (Барабас)
« Из одного слова несколько »
В сказках живут хитрая лиса и злой волк. Придумайте слова, используя буквы слов «волк» и «лиса», как начальные и обозначали хорошие поступки, чтобы волк и лиса стали добрее.
В - вежливость
Л - любовь
О - отзывчивость
И - искренность
Л - любезность
С - скромность
К - культурный
А - аккуратность
« Измени слова »
Измените имена отрицательных сказочных героев так, чтобы они стали добрее, назовите их ласково.
- Бармалей - Бармалейчик.
- Кощей - Кощеюшка.
- Баба Яга - Бабка Ёжка.
- Серый волк - Серенький волчок.
« Пословицы »
Из слов, написанных на карточке, составьте пословицу объясните, что значит эта пословица.
- Как аукнется - так и откликнется.
- Что посеешь - то и пожнешь.
« Кто есть кто? »
Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?
Айболит (доктор).
Бармалей (разбойник).
Федора (бабушка).
Герда (девочка).
Маленький Мук (мальчик).
Сивка-бурка (конь).
Винни-Пух (медвежонок).
Печкин (почтальон).
Вот и подошла к концу наша викторина. Наши сказочные герои пусть живут в своих сказках, а мы с вами не будем забывать о правилах культурного поведения. Тогда всем, кто будет рядом с нами, будет приятно общаться. А как хорошо бы жилось на Земле, если бы совершались только добрые поступки.
Звучит песня « Дорогою добра ».
Награждение команд подарками.