Кто такой гринев из капитанской дочки. Судьба и образ Гринёва в повести «Капитанская дочка. А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Аудиокнига

Ведет рассказ от имени Гринева, скрываясь за ним и выдерживая от начала до конца простой, безыскусственный тон и язык. Гринев – не «герой» в классическом смысле этого слова, но далеко и не посредственность. Это один из тех многих офицеров, вышедших из простой дворянской семьи, на доблести и честности которых создавалась слава русской армии. Он получил домашнее образование, какое обычно в ту эпоху получали дети дворян-помещиков; в раннем детстве он был всецело на попечении крепостного Савельича , «за трезвое поведение пожалованного» ему в дядьки. Савельич научил его русской грамоте. Когда мальчик подрос, отец нанял учителя француза, выписав его из Москвы, «вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Уже одна эта бытовая подробность переносит нас в атмосферу зажиточной, но простой помещичьей семьи Екатерининской эпохи. По контракту, мосье Бопре должен был обучать Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», на что он совершенно не был способен, т. к. «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию «pour être outchitel» [чтобы быть учителем], не очень понимая значение этого слова. Бопре оказался «добрым малым», но не особенно высокой нравственности, за что скоро был отставлен от своей должности. Моду той эпохи – поручать воспитание детей иностранцам, не разбираясь в их педагогических и нравственных качествах, осмеивали и обличали в своих произведениях еще Новиков , Фонвизин , Грибоедов . Гринев сам говорит, что «жил недорослем » до шестнадцати лет. Но видно, что от природы он был неглуп и одарен незаурядными способностями, т. к. в Белогорской крепости, не имея никаких других развлечений, занялся чтением, упражнением во французских переводах иногда и сочинением стихов. «Во мне пробудилась охота к литературе, – пишет он. – Александр Петрович Сумароков несколько лет после очень похвалял» его литературные опыты.

Вот все, что мы знаем об образовании Петра Андреевича Гринева; теперь поговорим о его воспитании. Понятия воспитания и образования часто соединяют в одно целое, тогда как, в сущности, это две различные области, и иногда даже возникает вопрос: что важнее для человека, – образование или воспитание? В данном случае – именно воспитание, данное Гриневу его родителями, внушенное ему с детства словами, наставлением, а главное примером, сделали из него человека, создали прочные основы, указывавшие ему в жизни прямой и правильный путь. Какой же пример видел он в доме родителей? Мы можем судить об этом по отдельным словам, разбросанным по всей повести. Мы узнаем, что родители Гринева были люди честные, глубоко порядочные: отец, придерживаясь сам строгих правил, не допускал и в доме своем, среди своих слуг и подчиненных нетрезвого и легкомысленного поведения. Лучше же всего свидетельствуют о его принципах наставления, которые он дает сыну: «служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Аудиокнига

Главное в этих наставлениях – верность присяге. Мы видим, какое значение придавал ей Гринев-отец по его страшному горю, когда он узнал о взводимом на сына обвинении в измене государыне, в участии в мятеже Пугачева . Не ссылка сына в Сибирь на вечное поселение, которой государыня «из уважения к заслугам отца» заменила грозившую ему казнь, повергает в отчаяние старика, а тот факт, что сын его – изменник. «Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил!» восклицает он: «Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести »... «Но дворянину изменить своей присяге»... «Стыд и срам нашему роду!» – На самом деле Петр Андреевич Гринев, как мы знаем, никогда не изменял присяге; наставления отца, данные ему перед отъездом, видно глубоко запали ему в душу; во все трудные и опасные минуты своей жизни он никогда не изменял требованиям долга и чести.

На протяжении недолгого времени, описанного в повести (около двух лет), мы видим, как мальчик, «живший недорослем», гонявший голубей, мастеривший бумажного змея из географической карты, под влиянием необычайных событий и сильных переживаний превращается во взрослого человека, порядочного и честного. В начале повести поведение его еще чисто мальчишеское: игра на бильярде с Зуриным, невинное вранье генералу при объяснении выражения «ежовые рукавицы» и т. д.; но любовь к Марье Ивановне , а главное страшные происшествия Пугачевского бунта способствуют тому, что он быстро мужает. Он рассказывает все, что с ним произошло совершенно искренно; не скрывает, что иногда делал глупости – но тем ярче выступает перед нами его личность.

Гринев неглуп и очень симпатичен. Главные черты его характера: простота (он никогда не рисуется), прямота и врожденное благородство во всех поступках; когда Пугачев из-за вмешательства Савельича помиловал его, когда он был на волоске от смерти, – он не может поцеловать руку разбойника, помиловавшего его: «я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Поцеловать руку Пугачева, даровавшего ему жизнь, не было бы изменой присяге, но это было противно его врожденному чувству благородства. В то же время чувство благодарности к Пугачеву, спасшему его жизнь, избавившего Марью Ивановну от Швабрина, никогда не покидает его.

При большой мужественности во всех поступках Гринева в его отношениях к людям сквозит душевность и доброта. В трудные минуты жизни душа его обращается к Богу: он молится, готовясь к смерти, перед виселицей, «принося Богу искреннее раскаяние во всех прегрешениях, и моля Его о спасении всех близких». В конце повести, когда он, ни в чем не повинный, неожиданно попал в тюрьму, закованный, он «прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул», не заботясь, что с ним будет.

Повесть представляет собой мемуары, "семейные записки", повествование в которых ведется от лица свидетеля и участника тех событий Петруши Гринева.

Гринев - молодой человек, дворянин, офицер екатерининской армии. Он честен, благороден, прямодушен.

На дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит еще неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство.

Петр Андреевич Гринев - сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своем имении, и дворянки. Воспитывался он в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. Лучшие черты Гринева обусловлены происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутье ярко проявляется в минуты испытаний, и помогает ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. Герою хватает благородства просить прощения у крепостного - преданного дядьки Савельича, Гринев сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой, он быстро разгадал низменную натуру Швабрина.

В порыве благодарности Гринев без раздумий дарит заячий тулуп встречному "вожатому", а главное - умеет разглядеть в грозном бунтовщике Пугачеве незаурядную личность, в которой воплотились черты русского национального характера: широта души, ум, находчивость, удаль, сметливость, ловкость и даже гуманизм.

Не предавая ни присяги, ни интересов дворян, Гринев в то же время не может не сочувствовать Пугачеву, не может не уважать в нем человека талантливого. Их своеобразная дружба стала возможной только благодаря тому, что в основе мироощущения обоих героев лежат народные представления о добре и справедливости.

Любовная линия во многом помогает раскрытию образов главных героев и связана с приемом антитезы. Гринев и Швабрин - оба влюблены в Машу Миронову.

Швабрин оказался в Белогорской крепости за смертоубийство. Он беспринципный, ради достижения своей цели способен на все.

Швабрин сватался к Маше, но получил отказ. Им руководят низменные чувства. Он обращается к насилию как к средству достижения своих целей, пытаясь заставить Машу выйти за него замуж. В этом проявляется истинная натура Швабрина - ничтожная, трусливая, подлая.

Не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя Маши, Гринев вызывает обидчика на дуэль. Он поступил как настоящий мужчина.

Поединок чуть не закончился гибелью Гринева из-за подлости Швабрина. Выздоровев, Гринев узнал, что Швабрин написал на него донос. Это возбудило в юноше ненависть к своему врагу.

В это же время в губернии началось восстание. Повстанцы под началом Пугачева легко взяли крепость. Комендант, его жена и офицеры были убиты. Швабрин, изменив присяге, перешёл на сторону бунтовщиков.

Гринев никогда бы не стал предателем. Он предпочел умереть, но верный Савельич спас своего господина.

Пугачев оказался тем мужиком, которому Гринев подарил заячий тулупчик. Добро окупилось сторицей.

Гринев не стал присягать на верность Пугачеву: "Я присягал Государыне Императрице, тебе присягать не могу".

Поступок Гринева дает нам пример честного и достойного поведения. Несмотря на опасность, он не скрывает своих убеждений и ничего не боится. Пример истинного благородства - это спасение Пугачевым Маши Мироновой от ненавистного ей Швабрина. Эти поступки Пугачева свидетельствуют о его незаурядной натуре. Он умел щадить не только друзей, но и врагов. Пугачев становится покровителем нежной любви Маши Мироновой и Гринева.

Гринев выступает в повести образцом порядочности и благородства. Он не побоялся пожертвовать жизнью ради спасения Маши из рук Швабрина. А как он ведёт себя на суде, когда, рискуя быть осужденным на пожизненную каторгу, Петр Андреевич старается не запятнать честь Маши.

Эпиграфом к "Капитанской дочке" Пушкин выбрал пословицу "Береги честь смолоду", и поведение героя полностью соответствовало ей. Как тут не вспомнить нынешнее состояние русской армии! Но русский офицер, несмотря ни на что, должен быть честен, благороден и предан Родине.

Образ Гринева в Капитанской дочке (2 вариант)

Повествование в «Капитанской дочке» Петром Андреевичем Гриневым, который рассказывает о своей молодости, ввергнутой в круговорот исторических событий. Гринев выступает в романе, следовательно, и как рассказчик, и как один из главных героев описываемых событий.

Петр Андреевич Гринев - типичный представитель провинциального русского дворянства второй половины XVIII в. Он родился и вырос в имении своего отца, помещика Симбирской губернии. Детство его прошло так, как оно проходило у большинства небогатых провинциальных дворян того времени. С пяти лет он был отдан на руки крепостному дядьке Савельичу. Одолев на двенадцатом году грамоту под руководством дядьки, Гринев поступает под надзор мосье Бопре, гувернера-француза, выписанного из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла» и оказавшегося горьким пьяницей.

Описывая с добродушным юмором свои ученические годы, Гринев говорит: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Было бы, однако, ошибкой думать, что перед нами недоросль типа Митрофанушки из комедии Фонвизина. Гринев рос понятливым и любознательным подростком и впоследствии, поступив на службу, пишет стихи, читает французские книги и пробует силы даже в переводах.

Решающее влияние на духовный склад Гринева оказала здоровая обстановка семейного быта, простого и скромного. Отец Гринева, от ставной премьер-майор, прошедший суровую школу жизни, был чело веком твердых и честных взглядов. Провожая сына в армию, он дает такие наставления: «Служи верно, кому присягнешь; на службу не на прашивайся, от службы не отказывайся; не гоняйся за лаской началь ника; береги платье снову, а честь смолоду». Чувство чести и сознание долга Гринев и унаследовал от отца.
Первые жизненные шаги юного Гринева обнаруживают его юношеское легкомыслие и неопытность. Но юноша доказал своей жизнью, что он усвоил себе основное правило отцовской морали: «береги честь смолоду». В течение двух лет Гринев переживает много событий: зна комство с Пугачевым, любовь к Марье Ивановне, дуэль со Швабриным, болезнь; он чуть не погибает при взятии крепости войсками Пугачева и пр. На наших глазах характер юноши развивается и крепнет, и Гринев превращается в зрелого молодого человека. Чувство чести и мужество спасают его в жизненных невзгодах. С бестрепетным мужеством он смотрит в глаза смерти, когда Пугачев приказывает повесить его. Раскрываются все положительные стороны его характера: простота и не испорченность натуры, доброта, честность, верность в любви и пр. Эти свойства натуры пленяют Марью Ивановну и вызывают симпатию со стороны Пугачева. Гринев с честью выходит из жизненных испытаний.

Гринев - не герой в обычном смысле этого слова. Это обыкновенный человек, средний дворянин. Это типичный представитель тех армейских офицеров, которые, по выражению историка В. О. Ключевского, «делали нашу военную историю XVIII века». Пушкин не идеализирует его, не ставит в красивые позы. Гринев остается скромным рядовым человеком, сохраняя все черты реалистического образа.

Образ Гринева в Капитанской дочке (3 вариант)

Петр Андреевич Гринев – главный герой повести «Капитанская дочка». Сын отставного военного, простого, но честного человека, ставящего честь превыше всего. Воспитывает героя крепостной Савельич, учит - мосье Бопре. До 16 лет Петр жил недорослем, гоняя голубей Его отец не может реализовать себя. Я думаю, так Пушкин наводит читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, если бы не отцовская воля. В течении всей повести Петр меняется, из безумного мальчишки превращается сначала в утверждающего независимость юношу, а затем мужественный и стойкий взрослый человек. В 16 лет он отправляет его с Савеличем в Белогорскую крепость, скорее больше похожую на деревушку, что бы тот «понюхал пороху». В крепости Петруша влюбляется в Машу Миронову, что сыграло немаловажное значение в формировании его характера. Гринёв не просто влюбился, а был готов взять всю ответственность за любимую. Когда он попадает в осаду правительственных войск, он отправляет Машу к своим родителям. Когда его возлюбленная осталась сиротой, Петр рискнул своей жизнью и честью, которая для него важнее. Доказал он это при взятии Белогорской крепости, когда, отказался от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним, предпочитая смерть малейшему отступлению от велений долга и чести. Оказавшись в этой критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно. После встречи с Емельяном в Белогорской крепости Гринев становится более решительным и смелым. Петр все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны. Ради своей любви он просит генерала дать ему пятьдесят солдат и разрешение освободить захваченную крепость. Получив отказ, молодой человек не впадает в отчаяние, а решительно отправляется в пугачевское логово.

События пугачевских восстаний Пушкин описал исходя из собственного видения исторического прошлого России. Герои, представленные автором, должны помочь читателю воссоздать в воображении картины тех дней.

Образ и характеристика Петра Гринева в «Капитанской дочке» четко показывает, что даже в сложной жизненной ситуации нельзя сдаваться.

Детство и юность Петра Андреевича Гринева

«Андрей Петрович (отец Пети) в молодости служил при графе, а в отставку вышел премьер-майором». Мать юноши происходила из бедного дворянского рода. Петр был единственным ребенком в семье. Девять детей, родившихся до него, умерли.

Рос Петруша озорным пареньком, отлынивал от учебы. Радовался, когда учитель-француз пребывал в пьяном угаре и не требовал от него выполнять задания.

«Я жил недорослем, гонял голубей, играл в чехарду с дворовыми мальчишками».

Отец пытался воспитывать Петрушу по военным правилам. Мальчик мечтал, что уедет на службу в Петербург, где начнет веселую самостоятельную жизнь. Родитель отправляет его в деревню, находящуюся недалеко от Оренбурга.

Совесть не дремлет

Может показаться, что Гринев достаточно взбалмошен. По пути он проигрывает в бильярд сто рублей, требует Савельича вернуть долг. На предупреждение ямщика, что вскоре начнется метель, парень не реагирует, а приказывает ехать дальше.

После подобных поступков понимает, что допустил ошибку. Готов идти на примирение и просить прощения первым. Так бывало и с Савельичем.

«Ну! Полно, давай помиримся, виноват, сам вижу, что провинился».

После дуэли со Швабриным Петр быстро отходит от обиды.

«Я забыл ему и нашу ссору, и рану, полученную от него на дуэли».

Открытость, умение сходиться с людьми, проявлять к ним уважение

В Белогорской крепости Гринев сразу же подружится с поручиком Швабриным, еще не понимая, какой тот человек на самом деле. Часто заходит в гости к семье коменданта. Они рады ему. Между ними ведутся беседы на всевозможные темы. Парень уважает Мироновых. Никогда не пользуется своим знатным происхождением, не делит людей на социальные классы.

Любовь и преданность.

Влюблен в Машу Миронову. Искренние чувства окрыляют его. Пишет стихи в ее честь. Когда Швабрин говорит о ней непристойные речи, тот час же вызывает его на дуэль, чтобы защитить честь возлюбленной. После того, как получает отказ отца на благословение брака, не находит себе места, не представляет жизни без любимой. Готов пойти против воли родителей.

Постоянно думает о Маше, переживает о ней. Когда Швабрин удерживал ее в крепости силой, Гринев порывался ехать спасать ее в одиночку.

«Любовь очень советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем».

Храбрость и отвага настоящего воина

Когда Пугачев напал на крепость, и жестоко расправился с теми, кто был против его власти, Гринев не сдавался. Он не стал предателем, как Швабрин, не кланялся самозванцу, не целовал ему рук. Раскольник пощадил его, потому как когда-то, тот подарил ему теплый тулуп в благодарность за спасение от сильной метели.

Петр говорит мятежнику правду. Когда лжецарь потребует перейти на его сторону, дать обещание не воевать против банды злодеев, юноша ответит искренне, что не сможет так поступить. Он не боится гнева Емельяна, этим и подкупает его уважение.

Первоначально Пушкин, хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией повести становится служба молодого дворянина на благо отечества и любовь его к дочери капитана Белогородской крепости. Параллельно дается другая, так интересовавшая автора тема пугачевщины. Второй теме, несомненно, Пушкин отводит значительно меньше страниц, однако достаточно, чтобы раскрыть суть крестьянского бунта и познакомить читателя с предводителем крестьян Емельяном Пугачевым.

Чтобы его образ был более достоверным, автору нужен был герой, лично знавший Пугачева и впоследствии высказавшийся бы относительно виденного. Таким героем стал Петр Гринев, дворянин, честный, благородный молодой человек. Нужен был дворянин, и именно благородный, с той целью, чтобы рассказанное им выглядело правдоподобно и ему поверили.

Детство Петруши Гринева ничем особенным не отличалось от детства других детей поместных дворян. Устами самого героя Пушкин с иронией говорит об обычаях старинного поместного дворянства: “Матушка еще была мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом…

Если паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось”. Иронизирует автор и над учебой Петра Гринева: в пять лет к мальчику был приставлен в качестве дядьки Савельич – дворовый человек, которому такое доверие было оказано “за трезвое поведение”. Благодаря Савельичу Петруша к двенадцати годам освоил грамоту и “мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля”. Следующей ступенью в обучении стал выписанный из Москвы “вместе с годовалым запасом вина и прованского масла” француз мосье Бопре, который должен был учить мальчика “всем наукам”. Однако из-за того, что француз сильно увлекался вином и прекрасным полом, Петруша оказался предоставлен самому себе. По достижении сыном семнадцати лет отец, исполненный чувства долга, отправляет Петра послужить на благо родины.

Описания самостоятельной жизни Петра Гринева уже лишены иронии. Из предоставленного самому себе и простому русскому крестьянину Савельичу молодого человека получился благородный дворянин. Проигравшись по неопытности в карты, Петр ни за что не поддался уговорам Савельича упасть в ноги победителю с просьбой простить долг. Им руководит честь: проигрался – отдай. Юноша понимает, что должен отвечать за свои поступки.

Встреча с “вожатым” выявляет в Петре Гриневе такое чисто русское качество, как щедрость. Оказавшись во время пурги в степи, Гринев с Савельичем случайно наткнулись на человека, знавшего дорогу. Потом, уже на постоялом дворе, Петру Гриневу очень захотелось отблагодарить этого незнакомого человека. И он предложил ему свой заячий тулуп, который, по словам Савельича, стоил немалых денег. На первый взгляд поступок Гринева – проявление юношеской беспечности, но на самом деле это проявление благородства души, сострадания к человеку.

Прибыв на службу в Белогородскую крепость, Петр Гринев влюбился в дочь капитана крепости Машу Миронову. Благородство и честь не позволяют ему пропустить мимо ушей клевету, обращенную на его возлюбленную со стороны другого дворянина, Алексея Швабрина. Результат этого – дуэль, которая могла стоить Петру Гриневу жизни.

Автор не зря вводит в повесть умного, начитанного и вместе с тем подлого и бесчестного Швабрина, причем тоже дворянина. Сравнивая двух молодых офицеров, Пушкин утверждает, что высокая нравственность – не удел людей отдельного сословия, и тем более она никак не связана с образованностью: подлецами могут быть дворяне, а благородство может быть отличительной чертой простого человека, Пугачева например.

Не заставила пушкинского героя изменить идеалам морали и возможность казни. Он не переходит в лагерь противника, чтобы сохранить жизнь, слишком хорошо усвоил он

Слова, сказанные в напутствие отцом: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Честен Гринев и в разговоре с Пугачевым: “Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу”. Более того, на вопрос Пугачева, может ли Гринев дать обещание не идти против него, если прикажут, юноша с той же искренностью и прямотой ответил: “Как могу тебе в этом обещаться… Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?”.

Искренность Гринева поразила Пугачева. Проникшись уважением к молодому человеку, он отпускает его. Разговор Пугачева с Гриневым очень важен. С одной стороны, он показывает благородство дворянина, с другой – такое же качество его противника: оценить другого человека по достоинству может только равный.

Все то же благородство, а также любовь и нежная привязанность не позволяют Гриневу назвать на суде имя Маши Мироновой, а ведь это могло многое объяснить в истории с Пугачевым, избавить от заключения.

События в повести излагаются от лица Гринева, который спустя много лет рассказывает о двух годах из своей жизни, о встрече с Пугачевым. Повествователь стремится рассказать все без преувеличений, объективно. Пугачев в его глазах не выглядит сущим зверем. И мы верим ему, мы не можем не верить: слишком хорошо знаем мы этого человека – благородного, честного, справедливого. И мы задумываемся: кто же на самом деле этот Пугачев и что же это такое – пугачевщина?

(No Ratings Yet)



  1. Один из главных героев романа – Гринев-мемуарист, который по истечении многих лет после описываемых событий посчитал необходимым представить на суд читателя события двух лет его юношеской жизни. Эти два года...
  2. РОЛЬ ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” была опубликована в декабре 1836 года в журнале “Современник”. Она стала последним произведением, напечатанным при...
  3. ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, несмотря на то что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и в...
  4. В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его...
  5. Русская литература 1-й половины XIX века Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Мы не так отличаемся от Феклуши, героини пьесы А. Н. Островского “Гроза” с ее рассказами...
  6. “Капитанская дочка” – историческая повесть, написанная в форме мемуаров. В этом произведении автор представил картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том, что эта...
  7. Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из...
  8. В повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин описывает события 1773-1774 годов – крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Пугачевская тема давно интересовала поэта. Он, как и многие его современники, пытался...
  9. Произведениям Пушкина свойственны символические образы. Именно они определили поэтику таких произведений поэта, как поэма “Медный всадник” и повесть “Пиковая дама”. Присутствуют символические образы и в пушкинской “Капитанской дочке”. Автор вводит...
  10. ОБРАЗ ПУГАЧЕВА (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) “Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти”, – советовал русский писатель...
  11. Один из главных героев повести “Капитанская дочка” – предводитель народного восстания Емельян Пугачев. В наше время можно услышать много толков по поводу этого восстания, и все они различны: одни склонны...
  12. Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев-старший дает своему сыну завет, говоря: “Береги честь смолоду”. Его Гринев всегда помнит...
  13. СИЛА ЛЮБВИ (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Как это часто бывает, через судьбы простых, обыкновенных людей прокладывает себе путь история. И эти судьбы становятся ярким “цветом времени”. Кто...
  14. Кажется, Пушкина знаешь наизусть с детских лет. И все же каждый раз, раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде не изведанное, сверкнувшее как...
  15. Безусловно, А. С. Пушкина очень волновала тема восстаний в России – как крестьянских бунтов, так и таких, как события декабря 1825 года, в которых принимали участие его близкие друзья. Раздумья...
  16. Повесть А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и...
  17. Маша Миронова – это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами”. По натуре робкая, боялась даже ружейного выстрела. Она была дочерью капитана Белогорской крепости. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко;...
  18. 1 вариант сочинения. В повести “Капитанская дочка” Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление...
  19. Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (1-й вариант) Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России,...
  20. В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские. Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и...
  21. ЧЕМ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ОБРАЗ МАШИ МИРОНОВОЙ (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Белогорская крепость, в которой предстояло проходить службу молодому офицеру Петру Гриневу, находилась “в сорока верстах от Оренбурга”....
  22. Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) (1-й вариант) В 1833-1836 гг. А. С. Пушкин написал роман “Капитанская дочка”, который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в...
  23. В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-х годах XIX века возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против...
  24. РОЛЬ ЭПИГРАФА К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” Эпиграф – это пословица, изречение, отрывок из произведения отечественного или иностранного автора, который помещается писателем после заглавия произведения или перед отдельными...
  25. Идейно-художественное своеобразие повести “Капитанская дочка” Написанию повести предшествовали серьезные исторические изыскания Пушкина. Он был допущен к архивам, путешествовал, беседовал с очевидцами пугачевского бунта. Позже все эти сведения нашли отражение в...
  26. Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (2-й вариант) В конце 1820-1830-х гг. А. С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют не только великие...
  27. В “Капитанской дочке” мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Савельиче и капитане...
  28. Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) (2-й вариант) В историческом романе “Капитанская дочка” А. С. Пушкин обращается к XVIII в., к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна...
ОБРАЗ ПЕТРА ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

1. Историческая точность Капитанской дочки.

2. Петр Гринев. Характеристика и образ в повести “Капитанская дочка”

2.1. Образ Гринева.

2.2. Встреча с бунтовщиком.

2.3. Маша.

3. Мое отношение к герою.

Основал сюжет своей повести “Капитанская дочка” на реальных исторических событиях - возмущении крестьян под руководством Емельяна Пугачева.

Это было настоящее восстание, потому что оно охватило много губерний и повлекло за собой множество человеческих смертей. И хотя большинство героев повествования выдуманы, автор талантливо передает читателю быт и обычаи того времени, нравы и привычки людей, живших в ту эпоху.

Одним из таких персонажей является Петр Гринев. На первых страницах он возникает перед нами беспечным жизнерадостным юношей, чья жизнь и карьера задолго уже предопределена богатыми родителями. Но судьба вносит свои коррективы.

Отец решает отослать юношу на настоящую военную службу - в Оренбург. Это событие становится отправной точкой в жизни молодого дворянина. С этой минуты начинается его взросление, становление как личности, а также проверка его благородных положительных качеств.

Все доброе и позитивное, что перенял Гринев от своих родителей и своего воспитателя Савельича, благотворно повлияло на его поведение и поступки. Он смог оценить духовную красоту Маши Мироновой, распознать двуличие Швабрина, завоевать уважение Пугачева и не поступиться своей дворянской честью.

По дороге на место службы семнадцатилетний офицер знакомится с неприглядным оборванцем, которому суждено оказать воздействие на всю дальнейшую жизнь главного героя. Позже офицер встречается с этим человеком уже при других обстоятельствах. В крепости, где служит главный герой, угрожает ужасная опасность - движется войско жестокого бунтовщика, безжалостно уничтожая на своем пути всех инакомыслящих.

Гарнизон в смятении, лишь один старый капитан сохраняет спокойствие и отвагу. Его во всем поддерживает Гринев, проявивший непоколебимое мужество и военную доблесть, обороняя слабозащищенную крепость. Он не дрожит и не теряет гордость, даже когда его начальник погибает, а сам он, как и большинство офицеров, приговаривается к смертной казни. Но здесь происходит немыслимое. Главарь мятежников , взявший на себя роль вершителя человеческих судеб, милует Гринева и даже зовет его к себе на ужин. Там он приглашает молодого человека вступить к себе на службу, изменив государыне.

Этот бунтарь, называющий себя императором Петром, никто иной как провожатый Гринева! Он помнит благодарного юношу и поэтому оказывает ему такие милости. Но главный герой не теряет головы от таких предложений. Он остается верен своей присяге, он даже готов умереть, чтобы не запятнать честь офицерского мундира. Гринев смел и мужествен, но в то же время он не безрассуден. Он уважительно разговаривает с Пугачевым, обдумывая и взвешивая каждое слово. Он понимает, что от каприза самозванца зависит не только его жизнь, но и жизнь его любимой Маши.

Молодой офицер объясняет, что не будет служить в рядах повстанцев и что не может обещать не сражаться против них. Гринев честно, но корректно признается: “Я присягал государыне: тебе служить не могу, - и добавляет: - Голова моя в твоей власти: отпустишь меня - спасибо, казнишь - бог тебе судья”. Этот непростой разговор открывает перед нами нового героя - осторожного, проницательного мужчину, настоящего дипломата, твердого в своем решении, человека чести. Таким его сделала суровая армейская жизнь. Таким он стал благодаря совести и пониманию законов морали.

Но немаловажную роль в возмужании Гринева сыграла и его первая любовь. Петр впервые увидел эту милую кроткую девушку на месте своей службы - в Белгородской крепости. Его впечатлила скромность Маши, ее поэтичная душа, ее доброта и покорность родителям. Гринев уважительно относится к капитанской дочери, он не флиртует с ней, не играет ее чувствами. Он почтительно просит ее руки. Он вступается за честь девушки, вызывая бесчестного Швабрина на дуэль. Рискуя жизнью и честью, молодой человек спасает Машу из рук притеснителя и вывозит ее в безопасное место.

По дороге Петр встречает еще одного старого знакомого - Зурина, с которым он напился в первый раз своей жизни и которому проиграл сто рублей. Передав Марью Ивановну в надежные руки Савельича, главный герой идет вместе с отрядом Зурина в поход против Пугачева. Это решение говорит о благородстве юного офицера, о том, что для него служба превыше всего. Что он не собирается прятаться за спинами друзей, а лично готов сражаться за свою родину и императрицу.

Примечательно поведение Гринева во время ареста и допросов. Чтобы не запятнать чести своей любимой, он не упоминает ее имя в своих объяснениях. Все обвинения и наклепы он отражает спокойно и хладнокровно, имея лишь одно желание - чтобы имя Марьи Мироновой не упоминалось среди этой грязи и пересудов. Благодаря любви и самоотверженности Маши, Гринева оправдывают и освобождают.

Мне симпатичен главный герой. Он - настоящий человек долга и чести. Он смелый, мужественный, сильный, тактичный и мудрый, великодушный и добрый. Его чистая нежная любовь к капитанской дочери основана на настоящем чувстве, она возвышенна и достойна подражания. Многие ситуации из жизни главного героя очень поучительны. Например, они показывают, как важно быть благодарным и не считать людей малозначительными только по тому, что они бедно одеты. Если бы Петр не отблагодарил нищего пьяницу за мелкую услугу, то влиятельный и жестокий мятежник не спас бы жизнь ни ему, ни Марье Ивановне.

Читая повесть, мне было интересно наблюдать за взрослением Гринева. С изнеженного неопытного юноши он превращается в здравомыслящего мужественного человека, преданного своему долгу и призванию, искренне влюбленного, всегда уважительного и справедливого.