Конспект занятия по развитию речи с использованием умк по обучению детей татарскому языку в старшей группе. Учебно - методический комплекс по развитию речи и обучению основам грамоты «Балапан Задачами программы являются
Государственное управление образования
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
Учебной работе
«____» ________________ ___________
Протокол №
Заведующая кафедрой _____» _________ 20
_________ _____________________
подпись ФИО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО
МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03.
Организация занятий по основным
Профессионального цикла
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Составитель: , преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Опочка, 2014
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее МДК) 03.02. Теория и методика развития речи у детей составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения профессионального модуля (далее ПМ), изложенными в Федеральном среднего по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «5» г. № 000.
Учебно-методический комплекс по МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей входит ПМ. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, виды самостоятельной работы, перечень точек рубежного контроля, вопросы и задания по .
Наименование разделов | |||||||||||||||||||||||
1. Введение | |||||||||||||||||||||||
2. Образовательный маршрут | |||||||||||||||||||||||
3.1. Краткое содержание теоретического материала программы 3.2. Лабораторные работы 3.3. Практические занятия 3.4. Самостоятельная работа |
Закономерности речевого развития детей; Особенности овладения речевыми сторонами (лексика, грамматика, связность); Направления работы по развитию словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой , развитию связной речи и ознакомлению с , по подготовке к обучению грамоте; Современные подходы к развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни. Диагностические методики для определения уровня развития речи дошкольников; Виды документации, требования к ее оформлению. В результате освоения МДК у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК): Таблица 1
В результате освоения МДК у Вас должны формироваться профессиональные компетенции (ПК). |
Концепция УМК
Развитие речи детей дошкольного возрастаДетский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.
В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место.
Цель обучения родному языку - развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Концепция развития речи дошкольников - положение о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В общем виде взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях:
Речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
Язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития - развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;
Ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
Ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. (Заметим, что
Индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики.)
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Развитие речи проходит три этапа.
1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.
МОУ СОШ № 11
« С углубленным изучением отдельных предметов».
Доклад на тему:
Развитие речи по УМК
«Перспективная начальная
школа»
Учитель Матусова А.В.
2013 г.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.
Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
У школьников с раннего детства формируются способы работы с текстом, которые они используют при чтении текстов на любых уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений-умение учиться.
Основной базой для формирования способов работы с текстом являются уроки русского языка и литературного чтения. Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся. Работа по развитию речи в УМК, ПНШ ведется с 1-го класса.
Образное представление о тексте как доме, в котором живут и дружат предложения, умение выделять из короткого текста отдельные предложения, не нарушая последовательности, и соотносить их с моделью текста, а затем и моделировать текст, формируется уже в период обучения грамоте.
Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).
Школа – сад гимназия города Костаная
Учебно - методический комплекс
по развитию речи и обучению основам грамоты
«Балапан»
Составители: Надточий Т.А.
Ержанова Н.Н.
Пояснительная записка
Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель образования. Изменившееся цели обучения, направленные на развитие личности дошкольника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Развитие речи и обучения основам грамоты выступают одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно нетерпение родителей побыстрее научить ребенка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений. К основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия. Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи был разработан учебно – методический комплекс по обучению основам грамоты и развитию речи.
УМК был разработан в соответствии с ГОСО РК и программой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» (5-6 лет) .
Данная программа включает следующие направления работы с детьми старшего дошкольного возраста:
Развитие психологической базы речи;
Развитие звуковой стороны речи;
Развитие фонематического восприятия;
Формирование лексико – грамматического строя речи;
Развитие способностей к звуковому анализу и синтезу;
Расширение и активизация активного и пассивного словаря;
Ознакомление со знаковой системой языка;
Формировать монологическую и диалогическую речь, развивать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать беседу;
Подготовка руки к письму.
Цель программы – создание системы работы по обучению основам грамоты и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий педагогов, комплексность педагогического воздействия на всестороннее гармоничное развитие личности.
Задачами программы являются:
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
научить детей умению выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперировать условно-схематическими моделями; формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
ознакомление с буквами русского алфавита; обучение детей послоговому и слитному способам чтения; составлению слов и предложений из букв азбуки;
подготовка ребенка к письму;
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
обогащение активного, пассивного словаря; формирование правильного произношения звуков;
формирование монологической и диалогической речи.
Учебная программа рассчитана на 36 часов по основам грамоты и 18 часов по развитию речи.
Продолжительность каждого занятия 25 - 30 мин.
Лексическая тема | Связная речь | Кол-во часов | Дата |
||||
Дид. игра «Что бывает осенью?» Цель:закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря до данной теме | Составление описательного рассказа по картине «Осень» | Упр. «4-ый лишний» | |||||
Сад-огород | Дид.упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове» | Упр. «Один-много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа Знакомство с многозначными словами | Составление описательного рассказа по схеме | Упр. «Разрезные картинки» | |||
Дикие животные | Закрепление понятий «начало, середина, конец слова» | Закрепить умение употреблять существительные в р.п. Упр. «Угадай-ка?» | Составление описательного рассказа по картине «Ежи» | Уточнение пространственно-временных представлений «Перед-между-после» | |||
Домашние животные | Повторение условных обозначений звуков. ЗАС «Бок» Работа над звуковым синтезом | Упр. «Скажи ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Пересказ рассказа Н. Калининой «Про козленка» | Упр. «Найди дорогу от буквы к зверю» Цель: развитие мелкой моторики, формирование ориентировки в пространстве | |||
Дикие птицы | Учить дифференцировать на слух и при произношении звуки [Г], [Г"],[В], [В"] | Упр. «Скажи наоборот» Цель: употребление антонимов в речи Закрепление слогового анализа слов | Составление описания птицы по примеру педагога | Упр. «4 – ый лишний» | |||
Домашние птицы | Упр. «Назови правильно» Закрепление понятия «ударение» | Упражнять в составлении полных ответов на вопросы | Выкладывание из счетных палочек образов знакомых букв | ||||
Упражнять в анализе звукового и слогового состава слова | Упражнять в подборе однокоренных слов. Закрепить умения работы со схемой предложения | Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок» | Упр. «Лабиринт» | ||||
Наша страна | Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З]-[С],[З"]-[С"] | Закрепить умение составление предложений по схеме | Составление предложения из заданных слов | Графический диктант | |||
Одежда, обувь | Упр. «Услышь звук [Ш] (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упр. «Большой – маленький» Упр. «Из чего – какой?» Цель: преобразовывать имена существительные в относительные прилагательные | Составление описательных рассказов по предложенной схеме | Упр. «Что забыл модельер?» | |||
Упр. «Из чего сделано» Цель: преобразовать имена существительные в относительные прилагательные | Пересказ рассказа Н. Калининой «Вот так помогу!» | Фигуры Поппельрейтера | |||||
Упр. «Найди место звука в словах» (комп.игра «Учимся говорить правильно») | Упр. «Один – много» Цель: закрепить умение изменять слова в мн.числе | Описание портрета любимого героя сказки | Ориентировка в схеме собственного тела | ||||
Учить дифференцировать на слух звуки | Упр. «Подбери и называй» | Составление фразы, состоящей из 4-х предложений | Упр. «4-ый лишний» | ||||
Составление схемы предложения | Составление описательного рассказа по сюжетной картине | Упр. «Найди отличие» | |||||
Профессии | Учить дифференцировать на слух звуки, проводить звуковой анализ слова | Упр. «Угадай профессию» Упр. «Подбери действие» Цель: активизировать предметный и глагольный словарь | Пересказ рассказа Э.Шим «Откуда хлеб пришел» | Логоритмическое упражнение | |||
Музыкальные инструменты | Упр. «Какой инструмент звучал?» (комп.ира) | Употребление существительных в П.падеже. Составление простых предложений | Составление описание муз.инструмента по плану | Упр. «Найди контур» | |||
Транспорт | Упр. «Назови одним словом» Цель: работа над словообразованием | Составление рассказа по наблюдениям «Транспорт нашего города» | Обведение фигур по точкам | ||||
Растительный мир | Игра «Звуки-двойняшки» ([ж]-[ш]) (комп.игра «Учимся говорить правильно») | Упр. «Назови ласково» Цель: закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Спор деревьев» | Задание на соотношение числа и количества одинаковых предметов | |||
Совершенствование звукового анализа слов | Составление рассказа «Что я буду делать летом» | Упр. «Божья коровка» |
Лексическая тема | Овладение элементарными навыками письма и чтения | Формирование фонематической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Развитие психологической базы речи | Кол-во часов | Дата |
|
Познакомить с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук» | Дать представление о звуках природы и звуках речи | Д.игра «Один - много» Цель: учить образовывать мн.ч. у существительных | Обведение листочка по точкам | ||||
Закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук». Дать понятие, что слова состоят из звуков | Выделение гласных звуков из ряда. | Дать понятие, что слова обозначают живые и неживые предметы | |||||
Сад - огород | Познакомить с понятием «буква» Знакомство с гласным звуком [А] и буквой Аа | Д.Игра «Угадай звук» | Д.игра «Чего не стало» Цель: развитие умения употреблять сущ. в ед.ч. Р.П. | Игра на внимание «Четвертый лишний» | |||
Знакомство с гласным звуком [У] и буквой Уу. Нахождение буквы в словах. | Упражнение «Хлопни в ладоши» Выделение ударного гласного звука в начале слова | Закрепление в речи простых предлогов. Игра «Что где растет». | Обведение фигур по точкам | ||||
Дикие животные | Знакомство с гласным звуком [О] и буквой Оо. | Выделение первого и последнего гласного звука в слове. Знакомство со звуковой линейкой. | Знакомство со словами признаками. Упражнение «Подбери и называй» | Игра «Найди маму» | |||
Знакомство с согласным звуком [М] [М"] и буквой Мм. | Упражнение «Хлопни в ладоши» Познакомить с условным обозначением звуков. | Уточнить название детенышей диких животных | Упр. «Найди и закрась букву М» | ||||
Домашние животные | Знакомство с согласным звуком [К] [К"] и буквой Кк. | Учить различать отдельные звуки в слове и соединять их в слоги. ЗАС «Мак» | Уточнить название детенышей домашних животных | Упр. «Найди и закрась букву К» | |||
Знакомство с согласным звуком [Б] [Б"] и буквой Бб. Упражнять в чтении слогов. | Продолжить работу над звуковым анализом слова, | Учить согласовывать числительное и существительное в роде. числе и падеже. Игра «Сосчитай детенышей» | |||||
Дикие птицы | Знакомство с согласным звуком [Г] [Г"] и буквой Гг Учить определять количество слогов в слове | Упражнять в анализе звукового состава слова | Дидактическое упражнение «Один - много» (упражнение в словообразовании). | Работа над ориентировкой в пространстве листа | |||
Знакомство с согласным звуком [В] [В"] и буквой Вв | Закрепление предлогов на, с, в, из, Упр. «Исправь ошибки» | Упр. «Найди слова» | |||||
Домашние птицы | Знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дать понятие «Ударение». «Ударный гласный звук»», «безударный гласный звук.» | Упражнение «Скажи наоборот» Цель: активизировать употребление антонимов в речи. | Упражнение «обведи по точкам» | |||
Закрепить знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии. Упражнять в составлении и чтение целых слогов. | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков | Обучать понимать вопрос косвенного падежа где?, продолжать учить употреблять существительные с предлогами. | Выкладывание букв из подручного материала. | ||||
Знакомство с согласным звуком [З] [З"] и буквой Зз | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове | Дать понятия «слово», «предложение». Познакомить со схемой предложения. | Упр. «Найди отличия» (компьютерная игра) | ||||
Наша страна | Знакомство с согласным звуком [С] [С"] и буквой Сс | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове | Работа над предложением: членение предложений на слова: выделение слов из предложений, определение количества слов. | Штриховка фигур | |||
Дифференциация звуков [З] - [С] , [З"] - [С"] . Упражнять в составлении и чтение целых слогов. | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. ], учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З] - [С] , [З"] - [С"] . | Упражнение «Выложи снежинку» Игра «Рисование веревочкой» Цель: развитие координированность и точность движений мелкой моторики рук. | |||||
Одежда, обувь | Знакомство с согласным звуком [Ш] и буквой Ш | Упражнение «Повтори правильно». Упражнять в анализе звукового состава слова | Учить преобразовывать имена существительные в имена прилагательные | Упражнение «Найди букву» | |||
Дифференциация звуков [Ш] - [С] | Упражнение «Собери в корзины» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упражнение «Подбирай и называй» Цель: активизация глагольного словаря | Графический диктант | ||||
Знакомство с согласным звуком [П] [П"] и буквой Пп. Упражнять в чтении коротких слов. | Упражнение «Что для чего» Цель: учить образовывать существительные с суффиксом -иц | Выкладывание буквы из подручного материала | |||||
Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении коротких слов. | Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Наш дом» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упражнять детей в подборе однокоренных слов. Работа над предложением. | Компьютерная игра «Что лишнее» | ||||
Знакомство с согласным звуком [Л] [Л"] и буквой Лл. | Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Сердитые и ласковые слова» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упражнение на словообразование «Скажи одним словом». Работа над предложением. | Ориентировка в «схеме собственного тела» | ||||
Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении слов. | Упражнять в анализе звукового состава слова | Работа над предложением. Слоговой анализ слов | Обведение по точкам | ||||
Знакомство с согласным звуком [Т] [Т"] и буквой Тт | Упражнять в анализе звукового состава слова. Д.игра «Поймай звук» Определение порядка звука в слове. | Упражнять в словообразовании «Скажи одним словом», активизировать в речи прилагательные. | Игра «Выложи мебель» | ||||
Упражнять в чтении слов. Работа над предложением. | Упражнять в анализе звукового состава слова Дифференциация звуков на слух. | Работа над предложением Слоговой анализ слова. Закреплять слова, обозначающие пространственные отношения(на, под, в, около……) | Обведи контур мебели | ||||
Знакомство с гласным звуком [ы] буквой ы | Упражнять в анализе звукового состава слова Закрепить умение вычленять последний звук в слове. Упражнение «Звуки леса» | Работа над предложением. Введение в речь предлоги из-под, со, перед. Упражнение «Где растаял снежок – угадай!» | Обвести по точкам «Букет для мамы | ||||
Профессии | Знакомство с согласным звуком [Х] [Х"] и буквой Хх | Упражнять в анализе звукового состава слова | Работа над предложением. Игра «Нелепицы». Упр. «Назови профессию» | Фигуры Поппельрейтера | |||
Закрепление. | Упражнять в анализе звукового состава слова | Работа над предложением.. Составление схем к предложениям. Работа над деформированным предложением | Графический диктант «Кораблик» | ||||
Профессии | Знакомство с гласным звуком [Э] буквой Э | Нахождение звука в слове. Игра «Цепочка слов» | Употребление им.сущ. в тв. падеже. Игра «Кем я буду» | ||||
Музыкальные инструменты | Знакомство с согласным звуком [Д] [Д"] и буквой Дд | Развитие умения передавать определенный ритмический рисунок | Учить детей образовывать им.сущ. при помощи суффикса - ист | Обвести фигуру по точкам | |||
Закрепление | Упражнять в анализе звукового состава слова, Нахождение изученных букв в словах и тексте. | Работа над предложением. Закрепить умения определять ударный звук в словах. Введение в речь глаголов совершенного вида. | Игры на развитие логики и мелкой моторики. | ||||
Транспорт | Знакомство с согласным звуком [Р] [Р"] и буквой Рр | Звуковой анализ слова. Игра «Услышь звук» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Употребление им.сущ. в р.п. мн.числа игра «Один - много» | Штриховка фигур | |||
Дифференциация звуков[ Р] - [Л] | Звуковой анализ слова. Игра «Звуки двойняшки» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упр. «Из чего – какой» Цель: образование им.прил. от им.сущ. | Выкладывание букв из пластилина | ||||
Растительный мир | Знакомство с согласным звуком [Ж] и буквой Жж | Звуковой анализ слова. Игра «Звуки леса» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Учить образовывать им. сущ. с помощью суффикса ОК с чередованием Г и Ж. | Работа с манной крупой | |||
Закрепление | Формировать правильную артикуляцию звуков, выделять заданные звуки | Учить строить распространенное предложение, согласуя слова в роде, числе и падеже. | Графический диктант | ||||
Знакомство с согласным звуком [Н] [Н"] и буквой Нн | Совершенствовать фонематический слух; закреплять умение выделять в словах пройденные звуки | Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением | Штриховка фигур | ||||
Закрепление | Совершенствовать фонематический слух; | Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением | Ковер «Лето» из геометрических фигур | ||||
Творческое воображение - универсальное качество дошкольников 3–7 лет - положено в основу УМК «Тропинки», который представляет собой систему пособий для педагогов и воспитанников детских садов. Работа ведется по пяти направлениям: развитие культуры общения, познавательной активности и творческих способностей, становление речи, физическая подготовка. У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии и др. Особое внимание уделено методам диагностики результатов и работе с ребятами, имеющими ослабленное здоровье.
УМК «Тропинки» представляет собой систему пособий для воспитанников и педагогов дошкольных образовательных организаций. Воспитательно-образовательная работа, предлагаемая разработчиками УМК «Тропинки», обеспечивает становление личности дошкольников 3–7 лет в различных видах общения и деятельности и направлена на создание условий для общего психического развития детей посредством использования творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками комплекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребёнка к началам культуры - познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической - у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.
Особое внимание при разработке УМК было уделено детальному обоснованию концепции программы «Тропинки», рассмотрению общих вопросов воспитания дошкольников, в том числе с ослабленным здоровьем.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» и все пособия, входящие в одноимённый УМК, разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
В программе представлены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса: «Развитие культуры общения» (Коммуникативно-личностное развитие), «Развитие культуры познания» (Познавательное развитие), «Развитие культуры речи» (Речевое развитие), «Развитие художественно-эстетической культуры» (Художественно-эстетическое развитие), «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» (Физическое развитие). Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в ФГОС ДО.
В УМК «Тропинки» предусмотрена система мониторинга освоения программы, представленная в виде педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка 3–7 лет, максимально упрощённая для практики дошкольного образования. Подобранные диагностические методики позволяют оценить уровень физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка в оптимально короткие сроки (примерно за 1–1,5 недели) путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.