Конспект открытого занятия по изо. Педагог доп. образования

Урок ИЗО в 5 классе «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».

Задачи:


Оборудование и материалы:
Иллюстрированный материал с изображением костюмов эпохи Средневековья; изображение зала на ватмане; художественные материалы.
Музыкальный ряд: органная музыка И. Баха.
Основные понятия: котта, камизо, плащ, фетровая шляпа, барбет, горж, вуаль.

Ход урока.

I. Орг. момент.
1. Приветствие учащихся;
2. Проверка присутствующих;
3. Проверка готовности.
II. Объяснение новой темы «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».

Посмотрите, ребята, на изображения соборов. Как вы думаете, о каком периоде истории мы будем говорить сегодня? (На доске иллюстрации соборов эпохи Средневековья).

- О Средневековье, эпохе средних веков.

Правильно. И сегодня король Франции Людовик XIV приглашает нас на бал.


Можем ли мы посетить бал в современной одежде?
-Нет.

Костюм характеризует человека, его возраст, национальность. Профессию, материальное положение, черты характера, историческую эпоху.
В эпоху барокко во Франции все новинки в моде из королевского дворца – Версаля, поэтому и мода тогда называлась «версальской».
Давайте еще раз посмотрим на соборы и костюмы героев наших иллюстраций.


Что интересного вы заметили?
В XIV и XV вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой.
Стиль одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков (считалось, что самой красивой отделкой костюма являлся мех, а не золото и драгоценные камни).

Небольшое сообщение учащимися о мужской и женской одежде.
Мужская одежда.(Иллюстрации мужского костюма).


Мужчины носили две одежды – одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая – котта, была без рукавов, с прорезями для рук, из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды – камизо. Штаны были расширенны вокруг колен и больше похожи на женскую юбку. Завершал мужской костюм плащ. Дополняли наряд высокие фетровые шляпы различных фасонов. Украшенные мехом и павлиньими перьями и перчатки.
Костюм украшали аксессуары (т.е. дополнение к одежде): к поясу подвешивали кошелек, на цепочке у пояса крепили кинжал, а через плечо на поясе – охотничий рог.

Женская одежда. (Иллюстрации женского платья).


Для женской моды характерно плотно прилегающее по фигуре платье.
Поверх узкой юбки, надевали подобранное верхнее платье другого цвета разделенная спереди. Характерной особенностью также является корсет с широким вырезом вокруг шеи; рукава украшали кружевами и лентами.
На голову обычно надевали барбет – это широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок, или горж – это сшитая из ткани труба, расширенная по концам с разрезом спереди. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали.
Женщины носили красивые прически.
Они были обычно очень высокие и достигали значительных размеров благодаря проволочному каркасу. В прически вплетались корабли и корзины с фруктами или букеты цветов.
Женский костюмы украшали различными аксессуарами – это дополнение к одежде (веер, шляпки, бижутерия, сумочки).

Очень большое значение уделяли цвету одежды. Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов. В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет. Синий и зеленый цвета были символами любви; синий – влюбленности; зеленый – верности. Слуги носили одежду пестрых цветов.

Физкультминутка.
Когда красками рисую,
(Водить кистью по воображаемому полотну)
Кажется, что побывал,
И в море
(Волнообразные движения руками)
И в небе
(Руки поднять высоко)
И в лесу я.
(Поднятыми руками показать ко¬лыхание верхушек деревьев)
Где я только не бывал!
(Широко развести руки)
Все, что видел, рисовал!
(«Рисовать» по воображаемому полотну).

III. Практическая работа.
Постановка художественной задачи.
Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять героя эпохи Средневековья. Для того чтобы наш герой посетил бал мы выполним его в костюме соответствующей данной эпохе. В центре зала уже стоят хозяева замка и ждут гостей.(На доске иллюстрация зала на ватмане)


После того как вы выполните фигуру в цвете, мы ее вырезаем и помещаем в бальный зал.
Компоновка листа по горизонтали (Педагогический рисунок).

Во время практической работы осуществляются целевые обходы:
1. Контроль и организация рабочего места;
2. Контроль правильности выполнения приемов работы;
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4. Контроль объема и качества выполненной работы.
Во время практической работы тихо звучит органная музыка И. Баха.

IV. Итог урока.
Сегодня на уроке мы совершали путешествие в эпоху Людовика XIV, эпоху Средневековья.
Итак, давайте еще раз повторим, из чего состоит мужской и женский костюмы.(На доске записаны название элементов женского и мужского костюмов).
- Мужской костюм состоит из коты, камизо, широких штанов и плаща.
- женский костюм состоял из корсета с широким вырезом вокруг шеи и прилегающей юбки поверх которой надевали платье другого цвета.
На голову надевали барбет, горж или вуаль.
- Чем украшали платья и рукава?
- Кружевами, вышивкой, лентами, оборками.
- Что такое аксессуар?
- Это дополнение к одежде (веер, сумочка, бижутерия, шляпка, кошелек, кинжал).
Анализ работ (выделение лучших).
Выставление оценок.

V. Домашнее задание.
Художественные материалы (Альбом, краски).

Самоанализ урока.

Учитель: Шилова Татьяна Андреевна.
Предмет: Изобразительное искусство.
Класс: 5.
Тема урока: «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».
Тип урока и его структура: Работа на уроке была коллективная, структура урока логическая, последовательная, взаимосвязана с этапами урока. Структура урока соответствует его целям.
I. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как он работает на последующие уроки?
В 5 классе на урок «Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья» отводится один час. Тема урока связана с предыдущим и последующими уроками. При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавливают одежду определенной эпохи для сделанной ими самими бумажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении темы «Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья» , не только познакомить детей с обстановкой замка, но и организовать коллективную композицию «Бал во дворце». На основе полученных знаний, на последующих уроках изобразить фигуру человека по пропорциям, учащимся не составит труда.
II. Краткая психолого – педагогическая характеристика класса. Какие особенности учеников были учтены при планировании урока?
В классе 23 человека. Успеваемость почти 100%. Большинство детей посещают « ИЗО – студию» и обладают творческими способностями. Общая оценка работы класса – отлично.
При планировании урока учитывались возрастные особенности учеников и включался игровой момент, что позволило заинтересовать учащихся.
III. Какова триединая дидактическая цель урока, дать оценку успешности ТДЦ урока.
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями костюма эпохи Людовика XIV, учить выполнять костюм, познакомить с понятием «аксессуар», учить гармонировать цвета;
Развивающая: развивать воображение, память, творческую активность и фантазию, и интерес к искусству и его истории;
Воспитывающая: воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.
IV. Целесообразность форм и методов обучения в соответствии с содержанием и целью урока.
Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Формы и методы обучения подобраны с учетом особенностей учебного материала. Использование интересного материала позволяет доступно объяснить некоторые термины. Для активизации творческой активности и воображения использовался богатый наглядный материал.
V. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
Главным этапом урока является выполнение практической работы. Четко была поставлена цель урока. При объяснении нового материала в основном использовался устный метод изложения.
VI. Рационально ли было распределено время на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
По моему мнению, время на уроке было распределено рационально. Главный этап урока – выполнение фигуры человека в средневековом костюме, был в какой – то степени связан со всеми этапами урока. И во-первых эта связь выражается в изучении нового материала.
VII. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока.
Основным дидактическим материалом была презентация по данной теме, наглядное пособие – изображение зала во дворце (на ватмане), иллюстрации средневековых костюмов и музыка И. Баха.
VIII. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организованно регулирование и коррекция знаний учащихся?
Контроль усвоения знаний был организован во время изучения новой темы (Учащиеся подготовили небольшие сообщения), во время практической части (повторение пропорций человека) и при подведении итого урока (задавались вопросы на актуализацию пройденного материала).
IX. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся.
Психологическая обстановка на уроке была доброжелательной, непренужденной. Дети чувствовали себя свободно, не скованно.
X. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
В целом урок удался. Поставленный цели и задачи были достигнуты. Методы и приемы подобраны в соответствии с задачами урока.
XI. Наметить перспективы дальнейшей деятельности.
В течение всего учебного года стараюсь накопить раздаточный и дидактический материал, занимаюсь оформлением кабинета. И, конечно же не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах. Планирую совершенствоваться, проводить открытые уроки, участвовать в конкурсах.

Открытый урок по основам изобразительного искусства

«ЖИВАЯ» ЛИНИЯ

Тема урока : «Линии».

Цель урока:

Познакомить со свойствами и выразительными особенностями простой линии ;

Задачи:

Развить зрительную память, пространственное воображение, образное мышление;

Воспитать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Материалы к уроку : простые карандаши разной мягкости, бумага для рисования.

ХОД УРОКА:

Сегодня мы с вами попробуем узнать о свойствах и выразительных особенностях простой линии – следа, который оставляет карандаш, когда мы с вами касаемся им бумаги.

Линии – это одно из основных средств изображения. Линию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая.

Линия может передавать движение, настроение, степень легкости.

Она может быть мягкой и жесткой, статичной и бегущей, ползущей, летящей, веселой, грустной. Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая. Но самое главное линия может быть профессиональной или любительской.

Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.

Пабло Пикассо.

(А. Матисс «Девушка с распущенными волосами»)

Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы.

Под рукой художника линия оживает, она становится то уже, то шире, то яркой, сочной, то легкой, исчезающей, то колючей, то ласковой. И по большому счету не важно, каким инструментом и материалом нарисована линия карандашом (углем, соусом, пастелью, маркером) или кистью (тушью, акварелью, маслом). Линия должна нести смысловую нагрузку, или выполнять какую-либо функцию.

Чтобы лучше освоить возможности линии, выполним упражнение на виды линий.

Вам понадобится:

    2 листа плотной бумаги для графики формата А-4 или А-3;

    простые карандаши разной мягкости (НВ, В, В2, В4);

    ластик;

Этапы работы:

    Проведите на листе несколько прямых линий, сделайте это разными по мягкости карандашами, чтобы линии не были одинаковыми. В рисунке горизонтальные линии создают впечатление покоя, уравновешенности, тишины.

Рядом нарисуйте прямые вертикальные линии и диагональные. Вертикальные линии создают ощущение высоты, силы, энергии, стройности. Диагональные – восходящие, активные линии. Они придают рисункам устремленность, динамичность. Параллельные – строгость, стройность, слаженность.

С помощью диагональных линий можно отлично изобразить дождь и хмурое небо

    А теперь нарисуйте ломаные линии. Изогнутые, надломленные линии используют для передачи определенных эмоций, предметов с острыми и

колючими формами

.

Рядом изобразите несколько видов волнистых линий, при этом старайтесь по-разному нажимать на карандаш, чтобы линии получились разнообразными по толщине. С помощью таких спокойных и мягких линий можно изображать облака, воду, метель, цветы и листья.

На втором листе нарисуйте свой сказочный мир, используя только линию. Но не простые у вас должны быть линии, а прямые и волнистые, тонкие и толстые, легкие и воздушные, одним словом - « ЖИВЫЕ ».

Рефлексия.

Подведение итогов.

Раскрыта ли тема урока?

С чем новым вы сегодня познакомились?

Домашнее задание на закрепление темы.

Тема урока: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 5 класс.

Цель урока : сформировать представление об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи.

Задачи

Обучающие :

– освоить приемы нанесения мазка, создать узор на макетах предметов быта из элементов росписи;

– закрепить и обобщить знания обучающихся о характерных особенностях росписи;

Развивающие: развивать фантазию и воображение, а также навыки самостоятельного творческого мышления;

Воспитательные:

– привить уважение к труду мастера – носителя традиций;

– помогать обучающимся замечать уникальность и красоту Гжели в повседневной жизни, развивать художественный вкус.

Формы работы обучающихся: коллективная, в группах, в парах, самостоятельная.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, кисти, краски, цветные карточки с буквами, конверты с заданиями, предметы народного прикладного искусства «Гжель», народная музыка.

Основные понятия и термины: народные промыслы, роспись, Гжель.

Планируемые результаты:

Личностные

– мотивация к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

научатся:

– определять цель, ставить и формулировать проблему урока, выдвигать версии об увиденном;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– владеть рядом общих приёмов решения задач и на этой основе строить частные.

Регулятивные:

научатся:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, находить информацию для создания нового, более совершенного результата;

– практически оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные:

научатся:

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой и индивидуальной работе;

– выдвигать предположения относительно вопросов, заданных учителем;

– делать выводы в форме речевого высказывания.

Предметные

научатся:

– познакомятся с новыми ремеслами, произведениями народных мастеров;

– приобретут конкретные навыки творческой деятельности;

– осознают связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях мастеров.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Приветствие в форме игры для создания благоприятного психологического настроя, организационный момент,

Приветствуют друг друга в форме игры.

2. Актуализация знаний

Организует обсуждение, направленное на повторение известных народных промыслов с помощью флэш – презентации.

Сопоставляют виды народных промыслов с иллюстрациями.

3. Мотивационный этап. Постановка целей и задач урока

Создает проблемную ситуацию через просмотр презентации, которая подтолкнет обучающихся к формулированию цели урока.

Предлагает поработать с карточками, на которых изображены холодные и теплые оттенки

Дают ответы в форме речевого высказывания, включаются в обсуждение.

Выбирают карточки только холодных оттенков, перевернув их, открывают название темы.

4. Первичное усвоение новых знаний

Предлагает к просмотру видеоролик и приглашает детей в «мастерскую».

Предлагает в группах собрать пазл.

Обучающиеся выполняют задание по рядам:

Ученики, сидящее на первом ряду задают один вопрос, который остался для них непонятным после просмотра видеосюжета.

Ученики второго ряда рассказывают о том, что их впечатлило больше всего из увиденного на экране.

Учащиеся, сидящие за партами третьего ряда подводят итог, высказывая факты об искусстве «Гжель».

Собирают пазл, узнают о самых важных элементах гжели.

Первый элемент – гжельская роза.

Второй, но не менее значимый элемент – мазок. Последние элементы – капелька и усики.

5. Динамическая пауза

Предлагает детям встать, дает инструкцию для физминутки.

Выполняют физминутку.

6. Первичное закрепление

Раздает шаблоны для отработки техники гжельской росписи.

Предлагает завершить рисунок синей птицы счастья.

Работают с шаблонами с изображением синей птицы счастья.

Оформляют импровизированную выставку мастеров гжельской росписи.

7. Информация о домашнем задании

Сообщает о том, что мастерская не заканчивает свою работу. Предлагает дома создать сервиз, расписанный в технике Гжель.

Каждый обучающийся получает один из шаблонов, имитирующий предмет сервиза для росписи.

Выбирают шаблон.

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Предлагает обучающимся закончить одну из фраз, позволяющих оценить свое участие в уроке:

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Мне было интересно…..
  • Мне больше всего запомнилось на уроке….
  • Я могу себя похвалить……..

Выбирают предмет, каждому из которых соответствует та или иная фраза.

Передавая предмет заканчивают фразу собственным суждением.

Ход урока

1. Приветствие, организационные моменты, проведение игры для создания благоприятного психологического настроя.

– Сейчас наши пальцы будут по очереди ходить друг к другу в гости. Мизинчик идет в гости к мизинчику (дети соприкасаются мизинцами). Повторяйте теперь за мной: «Здравствуй друг, как ты тут?». Безымянный идет в гости к безымянному, повторяем «Как давно я тебя не видел». Средний к среднему и все вместе – «Как я рад тебя видеть». Указательный к указательному «Давай дружить», ладошки сжимаем. «А если тебе будет трудно, я тебе помогу» (ученики обнимают друг друга).

2. Актуализация знаний.

– Отлично, а теперь с позитивным настроем приступаем к выполнению заданий.

– Ребята, взгляните на экран (на экране презентация). Взглянув на эту иллюстрацию, что вы вспоминаете с прошлого урока? Что вы можете напомнить друг другу об этой теме? (Ученики предлагают варианты).

Действительно, на прошлом уроке мы изучили несколько видов народных промыслов. Сейчас посмотрим, умеете ли вы отличать один промысел от другого. (На экране флеш-презентация).

Вы видите три столбика с названиями тех промыслов, которые мы изучили с вами на прошлом уроке. На экране будут появляться иллюстрации этих промыслов, а ваша задача – соотнести их с названиями. (Дети озвучивают ответы).

3. Мотивационный этап. Постановка целей и задач.

– Молодцы! С задачей справились на отлично! А теперь взгляните на эти четыре иллюстрации. Как вы думаете, по какому принципу эта картинка попала в один ряд с предыдущими? (Дети предполагают). А может кто-то знает, что это за народный промысел? Хорошо! А давайте тогда повторим. Вы видите, что роспись выполнена в холодных оттенках. На доске перед вами прикреплены карточки, кто сможет из вас выйти к доске и выбрать карточки только холодных оттенков?

Переверни их. (Один из учеников выходит к доске и переворачивает нужные карточки). Давайте теперь дружно повторим, что у нас получилось! (Дети хором озвучивают название промысла). Молодцы. Это тема нашего сегодняшнего урока. А что вы уже знаете об этом промысле? Кто пробовал рисовать в этой технике? А что еще вы бы хотели узнать и чему научиться в ходе сегодняшнего урока? (Отвечают на вопросы).

4. Первичное усвоение новых знаний.

– А сейчас я приглашаю вас заглянуть в окно мастерской, где открываются самые сокровенные тайны искусства Гжель, где можно увидеть работу мастеров. Но прежде, чем мы заглянем в окно, я дам вам небольшие задания. Когда вы вернетесь из этого путешествия, ребята, сидящие на первом ряду зададут один вопрос, который остался для них непонятным. Ребята второго ряда расскажут нам о том, что же их впечатлило больше всего. Ну а ребята, сидящие на третьем ряду, подведут небольшой итог, какие знания они возьмут с собой и будут использовать сегодня в работе.

(На экране видеоролик «Гжель»).

(После просмотра ролика дети отвечают на вопросы, которые были поставлены в начале).

– Ну а теперь пришла пора познакомиться с основными элементами этой чудесной росписи. Нам в этом поможет мозаика. Обратите внимание, на четных партах уже лежат конверты с мозаикой – на вторых и четвертых. Для выполнения задания нам нужно объединиться в команды, ребята с первой парты повернитесь назад, ребята, сидящие за третьей партой – к вашим одноклассникам, сидящим сзади. А теперь открываем конверты и начинаем собирать пазл. (Ученики работают в командах по 4-5 человек).

Итак, проверим, что у нас получилось? (На экране презентация).

Ребята, сейчас у меня на экране будут появляться элементы мозаики, и у вас будет возможность проверить, что у вас получилось.

Вот это самый важный элемент, что он вам напоминает? Да, действительно, этот элемент – гжельская роза. Кто положил вот этот элемент сюда, поднимите руки? Правильно. Это второй, но не менее важный элемент – мазок. Мазки бывают разные – широкие, с тенью, выполненные тонкой кисточкой, горизонтальные, вертикальные, волнистые, в форме запятой. А что вам напоминают вот эти элементы? Это капелька. А это – усики. Их можно соединять между собой и украшать кромку изделия или создавать центральный узор. Отлично! Я рада, что все справились. А теперь сложите мозаику обратно, она вам пока не понадобится.

5. Динамическая пауза.

– Теперь, когда мы с вами уже столько всего узнали, я предлагаю нам с вами немного отдохнуть и расправить плечи. Ну а поскольку мы с вами находимся в селе Гжель, я вам предлагаю выучить несколько движений народного танца. Танец мы начнем со знакомого нам движения – ладушки. Повернитесь к вашему соседу и сыграйте с ним в эту игру. (Дети играют в ладушки).

А теперь девицы красные пускаются в пляс и повторяют вот такое движение, добрые молодцы пока им хлопают. (Под аплодисменты мальчиков девочки повторяют за педагогом движения).

Ну а теперь наши парни под аплодисменты девочек выполняют вот такое движение. (Мальчики повторяют движение).

А теперь похлопаем друг другу. (Все хлопают в ладоши). Молодцы, садитесь.

6. Первичное закрепление.

– Помимо растительного и геометрического орнамента, в гжельской росписи используются зоо- и антропоморфные мотивы. Давайте вспомним, что значит антропоморфный? А зооморфный? (Дети вспоминают определения).

Гжельские мастера любят использовать зооморфные мотивы. Они рисуют волшебных синих птиц счастья, например таких, как эта. Сейчас все вы станете мастерами и будете рисовать свою птицу. А чтобы начать творить свои шедевры, приготовьте, пожалуйста, все необходимое. (Ученики открывают краски, альбомы).

А пока вы готовитесь, я раздам вот такие конверты на каждую группу. В них вы найдете шаблоны для изготовления своей гжельской росписи.

Рассмотрите внимательно, что вы получили. Посмотрите на мою птичку, она расположена горизонтальная. Вы свой шаблон приклейте на альбомный лист также, а затем закончите роспись второго крыла и хвоста.

Как вы думаете, сколько времени вам понадобится на выполнение этой работы? (Ученики на пальцах показывают нужное им для работы время).

Я знаю, как вы умеете работать, поэтому я сокращу это время до 10-ти минут. Ребята, кто уже рисовал в этой технике, вы готовы приступить к работе? Тогда начинайте. А для тех, кто сталкивается с этой росписью впервые, я расскажу о нескольких нюансах. Не нужно использовать карандаш, рисуйте сразу красками. Кисть нужно держать немного наискосок, тогда мазок будет интереснее. У кого есть палитра – используйте ее, наносите краску сначала на палитру, а потом на кисть с одной стороны, и тогда у вас получится красивый переход тона. А для того, чтобы вам было проще схема выполнения будет перед вашими глазами. (На экране презентация).

Поднимите руку те, кому нужна моя помощь, и я подойду к вам в первую очередь. (Педагог помогает каждому из учеников индивидуально).

Я предлагаю тем, чьи птицы близки к завершению или уже готовы, сделать небольшую выставку, как в мастерской. И мы все полюбуемся на нашу синюю стаю.

7. Информация о домашнем задании.

– Ребята, наша мастерская на этом не заканчивает свою работу! Вы видели, как мастера занимаются росписью белых фарфоровых чашечек и тарелок. Мы с вами создадим наш сервиз! Каждый получит сейчас один из предметов этого сервиза, а дома распишет его основными элементами Гжели. И на следующем уроке мы устроим своеобразное чаепитие. (Дети получают макет предмета).

8. Рефлексия. Подведение итогов.

– Все вы сегодня прекрасно поработали. А теперь посмотрите, перед вами предмет народного творчества, выполненный в уже известной вам технике Гжель. (Учитель показывает фигуру, расписанную изученной росписью).

Сейчас он будет символизировать то, что вы сегодня узнали. Когда фигурка попадает к вам в руки, вы должны закончить фразу. Я сегодня узнал. (Дети высказываются).

– Хорошо, а теперь закончите фразу: Мне было интересно, что запомнилось?

– Ну а теперь: За что я могу себя похвалить (Дети хвалят себя).

– А я хочу продолжить предложение: «Вместе с вами сегодня я получила удовольствие от работы нашей мастерской».

– Я благодарю вас за урок. На этом он закончен. До новых встреч, мои маленькие художники!

Класс: 2 класс

Учитель: Воробьева Наталья Петровна

Урок: изобразительное искусство

Тема урока: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж .

Цель: познакомить детей с красотой осеннего пейзажа, учить рисовать по памяти и представлению.

Задачи: раскрыть роль искусства в понимании красоты природы; развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира; развивать воображение, творческую фантазию, умение работать с гуашью и акварелью; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, методические таблицы, осень», И. И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья», запись фрагментов из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года».

Структура урока

1.Организационный момент.

2.Введение в проблему.

3.Работа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень».

4. Дидактическая игра «Сказочные образы деревьев».

5.Физминутка.

6.Самостоятельная работа учащихся.

7.Рефлексия.

Использованы элементы образовательных технологий:

- исследовательской

Проблемного диалога

Игровой

Здоровьесберегающей

Информационно-коммуникативной

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, друзья!

Сегодня осень в гости к нам пришла.

Разноцветна, красива,

Всем пленительна на диво.

II. Беседа по теме урока.

Звучит музыкальный фрагмент «Сентябрь. Охота» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян…

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идем, и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной. А. Болонс

Учитель. Какое чувство выражено в этом стихотворении? Подберите слова, описывающие красоту осеннего пейзажа.

Русская природа – это часть нашей великой Родины. Вы знаете, что трава зеленая, небо синее, коровы не бывают фиолетовыми, зато луна часто бывает серебристо-белой. Все эти и многие другие цвета вам хорошо знакомы. А какого цвета наша Родина? (Ответы учащихся.)

В слове «родина» собраны все цвета радуги и их оттенки. В нем слышим шелест листьев, полевых цветов и трав, звон колоколов, пение птиц, журчание ручьев.

Сегодня на уроке мы отправляемся на осенний вернисаж.

Вернисаж (фр. vernissage – лакировка) – торжественное открытие художественной выставки (первоначально – день покрытия картин лаком перед открытием выставки).

Какое настроение природы передал композитор звуками? Какие чувства пробудило в вас это музыкальное произведение? Какую картину, какое время года вы услышали, увидели? (Ответы учащихся.)

Прекрасная мелодия П. И. Чайковского впитала в себя тихую печаль, задумчивость и цветовую палитру осени.

Вспомните художников-пейзажистов, их картины об осенней красоте русской природы.

Давайте поближе познакомимся с творчеством художника И. С. Остроухова.

Илья Семенович Остроухов (1858–1929) принадлежит к замечательному поколению русских художников второй половины XIX века, таких, как В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. М. Васнецов.

И. С. Остроухов был не только видным живописцем, но и одним из крупнейших в России собирателем произведений искусства. Важной стороной его деятельности является многолетнее руководство Третьяковской галереей. С 1905 по 1913 г. Остроухов оставался на почетном посту председателя совета и был попечителем галереи, руководя пополнением крупнейшего собрания русской живописи.

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи находятся следующие произведения художника: «Золотая осень», «Первая зелень», «Сиверко».

Рассмотрите картину И. С. Остроухова «Золотая осень» . Какие чувства вы испытываете, глядя на нее? Какие звуки и запахи передает этот осенний пейзаж?

Ученики. Осень пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. Осень – это сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в многоцветье красок. А грусть – пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, тревожный шорох листвы, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождика.

Учитель. Как вы понимаете народную мудрость: «Осень всех наградила, все загубила»?

Ученики. Осень наградила нас желтыми и красными яблоками, синими сливами, холодным синим небом… Все загубила: серый дождь, черные мокрые ветви деревьев без золотого наряда.

Учитель. Что такое звук осени ? Слышны ли в этом пейзаже звуки падающей листвы? А шорох листьев под ногами людей?

Ученики. Шуршат листья, прощаясь друг с другом и солнышком; поют грустную песню капли осеннего дождя; пахнет в осеннем парке сыростью и увядающей листвой.

Учитель. Назовите средства художественной выразительности, использованные в картине. (Ответы учащихся.)

В картине «Золотая осень» нашла свое выражение жизнеутверждающая сила пейзажей Остроухова. Картина по своему характеру представляет собой лесной или парковый пейзаж. В густой траве справа стоят два больших дерева. Золотая листва, среди которой выделяются широкие оранжевые листья клена, свешивается до земли. Навстречу ей из травы поднимаются многочисленные уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней – группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами. Богатейшая гамма золотисто-оранжевых тонов листвы контрастирует с темной сочной травой. Деревья второго плана написаны очень мягко и сдержанно. Это усиливает пространственность пейзажа. Прозрачное кружево листвы передано без лишней детализации, но за каждым пятном чувствуется точная форма листа или ветки. Пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни.

Предлагаю вам послушать новеллу В. Пескова «Русская осень» , в которой описано много зорких наблюдений писателя, помогающих увидеть красоту осенней природы.

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверно: идешь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-желтым светом. А глянет солнце – свет во стократ умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный гриб. Заросли ежевики. Огонь рябины. Серебристые ниточки паутины на стержне за опушкой. Что ни шаг – новые краски.

В картинах российской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом и сердцем. Прозрачные дали. Чиста и прозрачна вода в озерах. Чище и тоньше звучат резкие голоса птиц. Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде.

Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля.

Учитель. Что общего между впечатлениями, полученными от просмотра картины И. С. Остроухова, и слушания новеллы В. Пескова? (Ответы учеников.)

Учащиеся выполняют упражнение за учителем.

Листья все опали, (приседают)

Птицы улетели, (машут руками)

И в окно стучатся (движения кулачками)

Холод и метели.

Скоро в белых шубах (круговые вращения туловищем)

Будет весь наш сад.

Заметет качели (покачивание корпусом влево – вправо)

И прибрежный пляж.

III. Дидактическая игра «Сказочные образы деревьев».

Учитель. «В природе много чудес. Сколько бы ты ни жил на свете, природу до конца все равно не поймешь. Природа – это тайна, которую никогда не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листочка, природа бесконечна.

Разнообразие форм, цветов, оттенков – все в природе».

М. Пришвин

Рассмотрите листья разных деревьев, цветы, полюбуйтесь ими, сравните их форму, размер, цвет.

Обратите внимание на листья рябины. Как потрудилась природа, повторяя многократную форму листа! Это же можно наблюдать у акации, шиповника. Листочки похожи друг на друга. И все-таки они разные. В народе говорят: «На дереве лист на лист не приходится». Каждый листочек, травинка в природе – это чудо со своим настроением. Каждое дерево – это определенный образ со своим характером. Характер деревьев ярко выражен в устном народном творчестве. Отгадайте загадки и опишите характер деревьев.

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

(Береза.)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб.)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви- только на макушке.

(Сосна.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина.)

Ученики. У каждого дерева свой художественный образ: дуб – это великий русский богатырь, березка – тонкая, хрупкая девушка-красавица, ель – сильная русская женщина.

По плакату «Как растут деревья» учащиеся объясняют зависимость расположения ветвей и характер силуэта от породы дерева, от его «художественного образа».

Как растут деревья

Мастер изображения предлагает вам в течение 5 минут изобразить на бумаге настроение, характер какого-либо дерева, то есть показать характер того человека, которого напоминает вам образ березы, осины, дуба и др.

Сказочные образы деревьев

Учащиеся объясняют, почему они выбрали этот образ, какие средства выразительности живописи использовали в своей работе.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

С целью усиления эмоционального восприятия детьми осеннего пейзажа звучит фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

1. Приемы рисования кистью.

Вспомните, какие разные приемы рисования кистью используют художники при создании художественного образа. (Пятно, линия, раздельные мазки – длинные и короткие, точки.)

Как с помощью различных приемов можно изобразить осенний пейзаж?

Сделайте пробу деревьев разными мазками. Создайте композицию осеннего леса или парка.

Придумайте свою композиционную схему. Гуашью или акварелью сочно, многоцветно напишите осенний пейзаж по памяти. Работаем приемом раздельного мазка или по сырой бумаге, без карандаша.

2. Алгоритм приема работы «по- сухому» с постепенным насыщением цвета:

весь рисунок заливается слабым цветовым тоном, выражающим общий, основной цвет;

затем повторным слоем цвет усиливается;

рисунок насыщается цветом окончательно;

завершается работа в цвете детальной проработкой рисунка красками.

3. Алгоритм приема работы «по- сырому»:

вначале определяется и подбирается на палитре основной цвет;

затем покрывают рисунок прозрачным цветом краски или увлажняют бумагу водой;

не давая краске просохнуть, уточняют цвет, внося в основной тон различные цветовые оттенки, имеющиеся в оригинале;

стволы и ветви деревьев оставляем незакрашенным. Позднее, когда рисунок высохнет, тонким концом мелкой кисти наносим на них нужный цвет.

V. Итог урока.

Оценка и демонстрация законченных работ.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание. Подготовить стихи о временах года. Вспомнить приемы работы в технике «бумажная пластика».

Конспект открытого урока по изобразительному искусству.

Класс: 4 класс

Учитель: Воробьева Наталья Петровна

Урок: изобразительное искусство

Тема урока: «Городецкая роспись»(урок-игра для учащихся 4 классов)

Цель: расширить знания учащихся по городецкой росписи.

Оборудование : для учителя – таблицы «Элементы городецкой росписи», «Последовательность выполнения росписи», «Виды цветочной композиции», иллюстрации работ мастеров городецкой росписи, работы мастеров; для учащихся – простые карандаши, кисти, акварель, белая гуашь, деревянные дощечки.

Ход урока

    Организационный этап. Создание эмоционального настроя. Постановка целей урока.

Учитель . Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Городецкая роспись».

Вы уже знакомы с городецкой росписью. Поэтому я вам предлагаю игру – конкурс «Лучшие знатоки городецкой росписи». Разделимся на команды по рядам. Каждая команда придумает себе название, связанное с городецкой росписью.

    Основная часть.

Игра-конкурс «Лучшие знатоки городецкой росписи».

Вопросы:

Городецкая роспись – это роспись по металлу или по дереву? (По дереву)

Как называются цветные пятна круглой формы, с которых начинает работать городецкий художник? (Замалевок)

Чем завершается работа художника над цветком? (Оживкой)

Какой цвет обязан быть в каждом элементе такой росписи? (Белый)

Какие элементы, кроме цветов и листьев, изображают городецкие мастера в своих росписях? (Птиц, коней, барышень, кавалеров, сценки из жизни и т.д.)

Почему городецкая роспись так называется? (Потому что появилась в городе Городец Нижегородской области)

Как называется нерасписанное деревянное изделие? (Белье)

Как правильно сказать: художник «рисует» или «пишет»?

Выберите из предложенных изделий то, которое расписано городецкой росписью (учитель показывает либо предметы, либо репродукции)

Практическая работа. Выполнение цветочной композиции .

Учитель . Вы знаете: городецкие художники в своих работах пишут цветы, листья, коней, птиц, людей, архитектуру. Объединяясь, элементы образуют композиции. Сегодня вы познакомитесь с тремя видами цветочной композиции.

(Учитель демонстрирует учащимся различные виды композиций: «Букет», «Ромб», «Полоса»: дает краткое их описание)

Ребята, какое сегодня число? Какой праздник скоро будет? Чей это праздник? (8 Марта, мамин праздник)

Как выдумает, какой подарок для мамы дороже: купленный ли сделанный вашими руками?

Так что мы сегодня будем с вами делать?

Правильно, подарок маме. Мы будем с вами расписывать деревянную заготовку. Это может быть панно – его хорошо повесить на стену и любоваться, а можно использовать как разделочную доску.

Сейчас вы получите деревянные заготовки. Задание у вас будет следующее:

Те, у кого на дощечке в карандаше начата композиция «Букет», дополняют ее листочками и работают в цвете;

Ребята, у которых нет рисунка в карандаше, составляют любую из трех композиций, которая понравилась.

Вы можете начать выполнение работы в карандаше, потом продолжить в цвете, а можете сразу приступить работать над рисунком в цвете.

У всех на дощечках намечен центр, горизонтальная и вертикальные оси, которые помогут нам в работе.

Приступаем к работе. А чтобы было веселее работать, включаем музыку. (Учащиеся выполняют задание)

    Подведение итогов.

Конспект открытого урока по ИЗО.

На тему "Красота русского народного костюма". 4-й класс

Воробьева Наталья Петровна, учитель ИЗО

Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении - декорировании костюма. Использование технологии деятельностного метода.

Ход урока

    Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.

Ребята! Давайте поприветствуем гостей, друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества. Девиз нашего урока: “В наш мир народною тропою”.

Вы сегодня особенно красивы, так как у нас гости. Но для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Вам знакома поговорка:

- “Встречают по одежке - провожают по уму”?

Да!

А как Вы ее понимаете?

Ответ.

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

А какие сведения об одежде, костюме Вы помните? О какой одежде мы уже говорили на уроках?

Ответ: Сарафан, рубаха, порты, кокошник, душегрея и т.д.

Какой бывает одежда в зависимости от назначения? Ведь на Руси считалось невозможным пойти в одном и том же наряде “и в пир, и в мир, и добрые люди”.

Ответ: Повседневная, праздничная, обрядная (Рис.1,2,3; Рис. 4,5,6,7; Рис.8,9,10) .

Рис. 1 и 14

Рис.2 и 16

Рис. 3

Рис. 4 и 13

Рис. 5


Рис. 6

Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9

Рис. 10 и 24

А какой элемент был общим и необходимым в любо костюмном ансамбле?

Ответ: Рубаха.

А как она оформлялась?

Ответ: С использованием орнамента.

Какой орнамент использовался?

Ответ: Геометрический, растительный (Рис.11,12).

Рис. 11

Рис. 12

    Постановка учебной задачи.

Хорошо, я предлагаю Вам выполнить на заготовках орнамент, обозначающий плодородие и знак солнца.

Работа с заготовками.

Ребята! А почему у нас получился разный орнамент? Ведь задание было у всех одинаковое.

Ответ: Так как не знаем, не проходили.

Какова наша цель?

Ответ: Научиться рисовать орнамент, используя знак плодородия и знак солнца.

Для чего нужно на костюме наносить этот или любой другой орнамент?

Ответ: Чтобы костюм был красивым.

Какова же тема нашего урока?

Ответ: Научиться красиво рисовать костюмы.

Да, тема нашего урока “Красота русского народного костюма”.

    Построение проекта выхода из затруднения.

Какое было задание?

Ответ: Нарисовать орнамент, используя символику.

Почему не справились?

Ответ: Не знаем, не умеем.

Где вы можете найти этот материал?

Ответ: В библиотеке, книгах, интернете, сообщениях, собирать материал и т.д.

Прежде чем приступить к работе над картинами В.Васнецов, В.Суриков, Венецианов, Аргунов и другие художники долгие часы проводили в музеях и библиотеках, изучая летописи, костюмы, быт народа.

Показ репродукций (Рис.13-20).


Рис.15


Рис.17

Рис. 18

Рис.19

Рис. 20

А сейчас мы работаем со статьей “Русский народный костюм” из книги В.М.Соловьева “Русская культура”.

Читаем статью ( ).

А сейчас,ребята, возьмите лист № 2 и заполните таблицу самостоятельно ( ).

Заполняем таблицу.

А теперь, внимание на экран: проверяем таблицу, озвучиваем (Приложение 2).

Моё сообщение о костюме:

Одежда не столь уж далеких предков служила не только для защиты от холода. Она была признана сберечь человека от злых сил и дурного глаза, а праздничная одежда, кроме того, являлась посредником человека с высшими силами. Поэтому и вкладывали мастерицы в свою работу умение, талант и душу, чудесным образом превращая обыденные вещи в предмет любования и гордости. Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет, в язычестве - цвет божественный (Рис.21,22,23).

Рис. 21


Рис. 22

Рис. 23

Сегодня мы воспринимаем лишь эстетическую сторону отделки, любуясь ее красотой и бесконечны разнообразием. Но орнамент возник не как украшение, а как оберег, имел магический смысл и размещался в определенных, наиболее уязвимых для человека местах его одежды: по вороту, подолу, низу рукавов, шел по обеим сторонам от разреза на груди.

Оформленная таким образом рубаха служила человеку надежной защитой от посягательств многочисленной и разнообразной нечисти.

Показ - демонстрация отделки на экране (Рис.24, ).

    Первичное закрепление во внешней речи.

Повторим: На каких местах рубахи нужно было наносить орнамент?

Показ на доске с комментариями (Рис.24, Приложение 3).

    Самостоятельная работа с самопроверкой.

А теперь Вы можете это сделать самостоятельно на больших бумажных заготовках рубахи.

Учащиеся выполняют орнамент, используя знак солнца и плодородия.

Показ лучших работ (Приложение 3). Выявление причин ошибок.

Ребята! Русский народный костюм популярен и в наше время. Он используется в кино, в выступлениях фольклорных ансамблей, на фестивалях народного искусства и т. д. (Рис 25,26,27,28).

Рис. 26


Рис. 27


Рис .

    Рефлексия.

Так какова же тема нашего урока?

Ответ.

Цели?

Ответ.

Достигли мы цели?

Ответ.

1. Тот, кто хорошо понял пройденный материал, поднимает красный ромб.

2. Тот, кто затрудняется, - зеленый ромб.

3. Тот, кто не понял, - желтый ромб.

Задание на дом: для первой группы учащихся: нарисовать праздничный костюм,

для второй и третьей группы учащихся: еще раз прочитать статью и нарисовать рубашку мужскую или женскую.

Приложение 1

Статья «Русский народный костюм»

История русского костюма свидетельствует, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19- 20 века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны и рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной ниже колен, рубашки надевали юбку или сарафан.

Шились рубахи из домотканого белого льняного полотна. С 19 века в быт входят пестротканые рубахи из хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Кроили рубахи, как впрочем, и другие предметы одежды, предельно рационально и безотходно, детали сшивались по прямым линиям.

Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет.

В геометрическом, древнейшем, орнаменте наиболее часто встречаются повторяющиеся изображения ромба как знака плодородия, креста- символа солнца и Макоши- языческой богини земли и плодородия.

Растительный же орнамент, нашедший применение в отделке одежды с 18 века, олицетворял полноту жизни- его элементы изображены в момент пышного цветения. Ни один увядший или увядающий не омрачает картину радости бытия.

Традиционно орнамент вышивался или ткался. С появлением 18- 19вв. шелковой и хлопчатобумажной промышленности в отделке стали использоваться ситцевые вставки, ленты, тесьма, что привело к повышению декоративности одежды, но и к частичной утрате первоначального смысла орнамента.

В рубаху на Руси были одеты все, от мала до велика.

Рубаха, как мы видим, был спутником человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти.

Соловьев В.М. «Русская культура»

Приложение 2.


Приложение 3


Мальчики и девочки до 12 лет носили белые Девушки надевали рубахи с расшитым

рубахи с отделкой красным кантом по вороту, подолом.

рукавам и подолу.

У женской рубахи была отделка на груди и Мужские рубашки были проще, чем женские.

на рукавах.


Старушки скромно украшали свои рубахи. Смертные рубахи были совсем без отделки.

Работы учащихся.

Открытый урок по ИЗО на тему: "Культура Руси! Интерьер русской избы"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству.

Класс: 5 класс

Учитель: Воробьева Наталья Петровна

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока :

1. Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII–XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид избы, ее строение.

4. Развивать воображение, фантазию.

5. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Оборудование урока:

а) Для учителя. Репродукции образцов предметов народного быта, в классе оформлен уголок русской избы, выставка литературы: “Русская изба” Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова “Народное творчество”; учебник истории за 8 класс; журнал “Народное творчество” (1990 г., № 2), магнитофон, кассета.

б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь), тетрадь по ИЗО.

Музыкальный ряд: грамзапись “Золотое кольцо”; “Во поле березка стояла”.

Оформление классной доски: по центру в верхней части доски написана тема урока. Внизу, справа и слева развешены репродукции образцов предметов народного быта.

План урока:

1. Организационная часть - 1–2 минуты.

2. Сообщение темы, цели и задач урока - 1–2 минуты.

3. Мини-сценка - 6 минут.

4. Рассказ учителя истории “Быт крестьян” - 5 минут.

5. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала) - 5 минут.

6. Практическая работа - 20–25 минут.

7. Выставка детских работ. Анализ - 2–3 минуты.

8. Завершение урока, задание на дом - 1–2 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II. Мини-сценка

Звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян). Входят девушки садятся на лавку, поставленную в русской избе.

Первая девушка: Вот и прошел денек, весь в трудах да заботах, а под вечер собрались мы отдохнуть.

Вторая девушка: Засиделись, может попляшем, повеселимся, косточки разомнем?

Третья девушка: Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник!

Четвертая девушка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки! Давайте работать!

Девушки начинают работать и поют песню: “В низенькой светелке, огонек горит, молодая пряха у окна сидит” (2 раза). Проигрыш на баяне.

Первая девушка: А мой вот ездил на ярмарку, туески купил. Посмотрите, какой я рушник вышила! (Показ настоящего рушника, туеска).

Вторая девушка: Да у тебя и посуда красивая (обращает внимание на оформление уголка избы). Произносит пословицу “Не дом хозяина красит, а хозяин дом”.

Третья девушка: Добра твоя речь, что в избе есть печь. Печь нам мать родная. И изба жильем пахнет.

Песня:

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, то мое сердечко стонет
Как осенний лист дрожит.

Снова звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян).

Девушки тем временем садятся за свои рабочие места.

III. Рассказ учителя истории “Быт крестьян”

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. В частности, разговор пойдет об интерьере русской избы. Я перечислю несколько предметов, которые находились в избе, а вы попробуете их зрительно представить, сделать необходимые записи в тетрадях по ИЗО. Во всем этом вам помогут репродукции, работы учащихся и наш уголок русской избы. Обычно ставилось самое необычное:

A. Лавка, которая прикреплялась к стене и на которую стелились половики.

Б. Скамья, которая подвигалась к лавке, покрывалась и получалась кровать. На кровать клали 3 подушки (по традиции).

В. Столы - приделанные, передвижные.

Г. Стольцы - табурет для гостей. Позже их стали называть стульями.

Д. Обязательно висела колыбель (большая, широкая на вырост).

Е. Умывались из лохани.

Ж. На поставцах ставили разную посуду:

    Миси - блюдо куда наливали суп, большие блюда на второе.

    Тарелки - из меди, серебра до 300 грамм.

    Различных форм туяса.

    Клали ложки, которые были подписаны (помечены).

    Вилки двузубые.

    Ножиками не пользовались, поэтому их клали где-нибудь отдельно.

Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами. И самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось в ручную. Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой. Стены оббивались красным тесом (искусство краски не разгадано). Пол и потолок позже оббивались материалом, а потом рогожей (это делали только в богатых домах). По этому поводу существуют загадки:

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся.” (Пол и потолок.)

Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постелью.” (Бревна избы.)

Всю последующую работу проводит учитель ИЗО.

IV. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)

Таким образом мы подошли к следующему разделу нашего урока. Сейчас мы стараемся возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять, прочувствовать, изучить. И первый вопрос к классу:

1. Что представляет из себя внешний вид избы?

2. Рассказать о строении избы, используя свои готовые рисунки, эскизы (это было домашним заданием).

3. Какими художественными средствами выразительности вы пользовались при изображении избы?

4. Какие правила вы применяли при построении русской избы?

5. Назвать этапы работы?

6. Показать подобранный материал по внешнему и внутреннему виду русской избы?

7. Какие загадки вы нашли и подобрали

Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области

Открытый урок по теме:

«Натюрморт в графике»

Подготовила: учитель искусства К.А.Рыжкова

2014-2015 уч.,год

Тема урока: Натюрморт в графике.

Цель урока: Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов.

Задачи урока:

Развивающая: Научить видеть изменение изображения картины, поставив в центр духовные проблемы развития чувств и эмоций.

Обучающая: Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, пятно, тон, в специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Воспитательная: Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.

Форма урока – комбинированный с использованием ИКТ

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Зрительный ряд : детские работы, презентация.

Музыкальный ряд: Ричард Клайдерман «Времена года»

Материалы и принадлежности к уроку : бумага: формат А-5, палочки, скрепки.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Сообщение темы урока и изложение нового материала в форме беседы

Стих

Если видишь на картине

Чудо ваза на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем

Стоит множество посуды

И стеклянной и простой

Может чашка или блюдце

С золочено каймой.

А еще, и так бывает, нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив

А еще в картине может

Нарисованным быть торт

И поэтому картину называют – натюрморт.

Так сказал поэт.

Что такое натюрморт с точки зрения художника?

Слайд 2 (Натюрморт - мертвая природа)

Англичане называют натюрморт - «тихая жизнь». Тема сегодняшнего урока зашифрована на доске. Вам, ребята, предстоит ответить, какой натюрморт здесь лишний? Почему?

3 слайд. шифровка. Тема урока: «Натюрморт в графике».Цель урока:

А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (рассматривать репродукции картин, познакомимся с графическими материалами, узнаем как выполнять натюрморт в графике и т.д.)

- Теперь представим, что у художника в руке графитный карандаш. В каком виде изобразительного искусства художник может его применить?

(Графика)

4 слайд. Чтение определения графика

Если в живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а рисунок играет хоть и необходимую, но всё же вспомогательную роль, то в графике роль рисунка решающая. Рисунок является основным видом графики.

5 слайд. Материал.

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные, и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а так же жидкие материалы –тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

6 слайд. Рассмотрим репродукции картин (натюрморты в графике).

Рисуя черным по белому, необходимо так же стремиться передавать не только форму, но и разнообразную окраску предметов, их фактуру.

Вглядитесь в данные изображения предметов в натюрморте, за счет чего может достигнуть художник передачи объема предметов? (ответы детей)

7 слайд. Тон, блик, тень и т.д.

Но, существует и особый вид графики- печатная графика. В этом случае с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется Гравюра (чтение определения)

Сам принцип оттиска был известен очень давно, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. Позже гравюра появилась в книгах и журналах.

8 слайд. Гравюра бывает разной: на дереве- ксилография, на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра, граттография (граттаж)- выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги , даже на камне- литография. Слайд 9-12

В этих случаях художник-график пользуется такими сложными приспособлениями для своей работы, как печатный станок, специальные резцы, металлические пластины для травления их кислотой и многим другим. Все это нужно для создания печатной графики.

Физкультминутка.

Мы хорошо все знаем,

что рисунок с линии начинаем,

попробуем в воздухе порисовать,

пальчиками будем себе помогать.

Сначала вазу мы изобразим

Потом положим рядом апельсин,

Про линию стола не забываем,

И драпировку пальчиками распределяем.

III . Постановка художественной задачи. Практическая работа.

Мы с вами повторили и узнали много новых понятий. И что бы закрепить попробуем на практике свои знания применить. Побудем художниками – графиками и поработаем с вами в технике «граттаж»

Мы заранее с вами сделали заготовки на картоне, которые мы будем использовать на уроке, а так же у нас есть эскиз натюрморта.

На первом этапе мы накладываем наш эскиз на заготовку и продавливаем этот рисунок с помощью непишущей ручки

На втором этапе должны обиться правильности выполнения работы, для этого, ребята начните с контура, по мере удаления от светлого к темному. Там где блик полностью снять слой парафина. Обратите внимание на падающую тень от предмета. Падающую тень не выскабливать.

Приступим к работе

IV . Рефлексия

Минивыстовка- просмотр работ, анализ, выявление ошибок и недочетов, выявление лучших работ.

V. П одведение итогов урока. Выставление отметок.

Кроссворд мельница (Приложение 1)

VI . Домашнее задание

Оформить работы в паспарту

Поправляя этюд ученика, русский живописец Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой, мертвый этюд вдруг ожил. “Вот, чуть-чуть тронули, и все изменилось”, - заметил один из учеников. “Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть”, - сказал Брюллов. И сегодня, в очередной раз, мы прикоснулись к искусству.

Урок закончен.

Приложение 1

1. Жанр, изобразительного искусства?

2. Графитный инструмент художника?

3. Вид изобразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка?

4. Один из видов гравюры?