История персонажа. Тема «маленького человека» в повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди Сравнение шинель и бедные люди

Политическая ситуация в России
в первой половине XIX века
-Назревал кризис
крепостной системы,
-противоречия между
властью и обычным
народом,
-социальное неравенство,
-крепостной гнёт,
-тиранство дворян

Реалистическая литература
Назрела необходимость
создания реалистической
литературы.
Основной темой было
изображение бедственного
положения обычного народа.
На этом фоне рождается
новая тема «маленького
человека».

«Маленький человек»
«Маленькому человеку»
присуще низкое социальное
положение, бедность,
незащищённость, страх перед
жизнью, приниженность.
-в то же время кротость,
которая, однако, может
соединяться с ощущением
несправедливости
существующего порядка
вещей, с уязвлённой гордостью
и даже кратковременным
бунтарским порывом, как
правило не приводящим к
изменению сложившейся
ситуации.

С чего всё начиналось?
Первым писателем,
затронувшим тему
«маленького человека»,
можно считать Александра
Сергеевича Пушкина.
Его идея проста - мы
обязаны их пожалеть и
понять.

«Предшественники» темы
«маленького человека»
Николай Васильевич Гоголь
в повести «Шинель» хотел
показать, что личные качества
человека не воспринимаются,
важна только оболочка.
Для Гоголя важен
внутренний мир человека, а
не внешний, что он и хотел
показать в повести
«Шинель».

«Предшественники» темы
«маленького человека»
Роман Фёдора Михайловича
Достоевского «Бедные люди»,
погружает в глубь образа
«маленького человека», в его
психологию, показывает сознание.
Задача Достоевского состояла в
том, чтобы научить читателя
сочувствовать этим безропотно
терпящим нужду "бедным людям".

Внешность героев
Акакий Акакиевич Башмачкин
«низенького роста, несколько
рябоват, несколько рыжеват,
несколько даже на вид
подслеповат, с небольшой лысиной
на лбу, с морщинами по обеим
сторонам щек».
.

Внешность героев
Макар Девушкин «дожил до
седых волос;» «... одет
неприлично!», «Мой фрак старый
продам и в одной рубашке стану
ходить по улицам», «Ну что бы я
тогда, например, с моими сапогами
стал делать? Они у меня, почти
всегда в заплатках, да и подметки,
по правде сказать, отстают иногда
весьма неблагопристойно».
Оба главных героя служат в
департаменте, занимая должности
переписчиков бумаг

Характер героев
Характер Акакия Акакиевича
обезличен, как и общество, в
котором он живет.
Жизнь Башмачкина – это
непрерывная отчаянная борьба за
существование.

Характер героев
Макар Девушкин - слабый и очень
зависящий от мнения окружающих
человек.
«смирненький», «тихонький» и
«добренький», живет в страшной
нищете, впроголодь. Он вынужден
постоянно как бы оправдываться в
своем существовании.

Вторая сущность героев
«Исчезло и скрылось
существо, никем не
защищенное, никому не
дорогое, ни для кого не
интересное... но для
которого все ж таки, хотя
перед самым концом жизни,
мелькнул светлый гость в
виде шинели, оживившей на
миг бедную жизнь».
Акакий Акакиевич
Башмачкин раскрывает свою
вторую сущность в образе
призрака: бунтарскую,
способную к протесту или
даже мести.

Вторая сущность героев
Макар Алексеевич
Девушкин: «отчего одни
счастливы и богаты, а
другие бедны и
несчастны? Отчего такая
несправедливость?»
Благодаря любви он
чувствует себя
человеком, в нем
просыпается сознание
собственного
достоинства. Идеалист и
мечтатель.

Вывод
Изображенный в повести
Гоголя "Шинель" Акакий
Акакиевич Башмачкин - во всех
его чертах прямой
"предшественник" главного
героя "Бедных людей", Макара
Девушкина.
Источником счастья
Башмачкина является обычная
вещь, а у героя Достоевского –
возвышенная привязанность к
Вареньке Доброселовой,
вследствие чего он оживает,
очеловечивается.

Вывод
Следствием такого
превращения является
полное преобразование
"маленького" человека:
бессловесность,
имевшая место в
отношениях с вещью,
сменяется
перерождением в слове.

Девушкин Макар Алексеевич — главный герой романа «Бедные люди» Достоевского, пожилой чиновник. Тип маленького человека. Ближайшие литературные предшественники героя — гоголевские «маленькие люди» Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Поприщин из «Записок сумасшедшего», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Образ Девушкина, продолжая гоголевскую линию изображения маленького человека, также отчасти полемичен по отношению к нему. Если герой Гоголя одержим желанием приобрести шинель, вещь, то герой Достоевского одушевлен бескорыстной любовью к живому человеку (фамилия «Башмачкин» — вещная, «Девушкин» — личная. К. Мочульский).

Добрый, смирный, и тихий, Макар Девушкин тридцать лет на службе, всю жизнь переписывает бумаги, подвергаясь насмешкам и издевательствам со стороны сослуживцев и соседей. Он живет в страшной нищете, впроголодь. Он вынужден постоянно как бы оправдываться в своем существовании. Бедность — не только социальная, но и личная трагедия Девушкина. Она порождает особое душевное состояние, которое герой сам осознает как чувство беззащитности, запуганность, униженность и вследствие этого ожесточенность, мнительность. Время от времени его охватывает тоска от постоянного самоуничижения. Макар Девушкин бессилен помочь Вареньке Доброселовой, когда ей угрожает голодная смерть, когда она больна и обижена злыми людьми. Время от времени в нем поднимается протест. В конце концов он начинает задаваться «либеральными» вопросами: отчего одни счастливы и богаты, а другие бедны и несчастны? Отчего такая несправедливость?

Невзрачная наружность героя контрастирует с его горячим сердцем, душой отзывчивой и впечатлительной. Он любит цветы, птичек, идиллические картины природы, жизнь безмятежную и мирную. Все его восхищает и трогает. Он глубоко, целомудренно и самоотверженно любит Вареньку, которой бескорыстно помогает из своих скудных средств. Благодаря этой любви он чувствует себя человеком, в нем просыпается сознание собственного достоинства. Он нарочно поселяется поблизости от нее, чтобы видеть ее окошко. Однако Девушкин старается скрыть их отношения, целомудренно опасаясь возможных насмешек и сплетен. Встречаются они редко и далеко от дома (Девушкин водит ее гулять и в театр), а в остальное время обмениваются письмами. В них он, человек одинокий и замкнутый, до встречи с ней живший очень уединенно, делится с возлюбленной всеми горькими и радостными событиями своей жизни, трогательно заботится о ней, укоряет ее за то, что она утомляет себя работой, называет ее ласковыми именами: «маточка», «жизненочек». Идеалист и мечтатель, Макар Девушкин из романа «Бедные люди» Достоевского пытается защитить Вареньку от грубых и грязных посягательств жизни. Он выслеживает офицера, приходившего к Вареньке с «недостойным предложением», является к нему в дом с целью объясниться — и в результате спущен с лестницы.

Драма Девушкина не только в его бедности, но и в неразделенной любви к Вареньке, которая ценит его как друга и благодетеля, но не более. Свою любовь он скрывает под отеческой приязнью, придумывает различные предлоги, чтобы удержать Вареньку, обещает, что сделает все, чтобы она не знала забот. Он понимает, что малообразован, и жаждет высокого, с энтузиазмом принимает участие в литературных собраниях своего соседа-литератора Ратазяева и даже мечтает сам стать «сочинителем литературы и пиитой». Девушкин заботится о слоге своих посланий. Он читает «Шинель» Гоголя, которую дает ему пекущаяся о пополнении его образования Варенька, узнает во всех подробностях быта Акакия Акакиевича свою жизнь и тем не менее считает изображение «неправдоподобным», а повесть называет «пасквилем» и «пустым примером из вседневного, подлого быта». В отличие от гоголевской повести «Станционный смотритель» Пушкина по душе Макару, в ней он узнает свое «собственное сердце, какое оно уже там ни есть». В его последнем, прощальном письме Вареньке звучит глубокое страдание и отчаяние.

– признанный классик мировой литературы. Его перу принадлежат знаменитые романы, давшие жизнь нетипичным персонажам и героям с нетривиальной биографией. Но некоторые характеры, описываемые автором в произведениях, дополняют плеяду образов, разработанных предшественниками Достоевского. Макар Девушкин – персонаж, позволивший литератору раскрыть тему «маленького человека» в творчестве.

История создания

Роман «Бедные люди» оказался успешным. Произведение принесло молодому Достоевскому славу и статус талантливого писателя. Критики Григорович, и положительно комментировали его работу.

Впервые роман, написанный в эпистолярном жанре, опубликован в 1846 году в «Петербургском сборнике». Работая над ним, Достоевский вдохновлялся примерами из собственной жизни. Его семья была небогата. Отец работал в больнице, куда судьба приводила немало искалеченных душ. Юношей Достоевский слышал много историй о лишениях и роковых ошибках.

Макар Девушкин, придуманный Достоевским для изображения в романе, имел характеристику фантастического персонажа. Так его окрестили литературоведы. Увлеченный творчеством и , Достоевский долго искал подходящий образ для героя. Начав работать с типом личности, которого автор называл «странный человек», Достоевский понемногу стал ощущать сочувствие и интерес к подобным персоналиям. Описывая эту реалистическую и вместе с тем фантастическую фигуру, он искренне переживал за героя, признаваясь, что в некоторых моментах писал Девушкина с самого себя.


Герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин – яркий пример «маленького человека», с типажом которого читателей знакомили Гоголь и Пушкин. из «Шинели» и из «Станционного смотрителя» обладали схожими чертами характера. Девушкин, в отличие от Башмачкина, одержим любовью не к вещи, а к человеку. В этом смысле важно значение имени героев. Их фамилии напрямую указывают на приоритеты.

«Бедные люди»

Макар Девушкин – чиновник 47 лет, отличающийся специфичным характером. Этот персонаж встречается читателям и в романе «Белые ночи». Проводя анализ характера и поступков героя, автор тщательно описывал его, предвосхищая последующих героев формата «маленького человека».


Почему Макар Девушкин «маленький человек»? Мелкий чиновник боится обсуждений и пересудов. Он боится оторвать взгляд от стола, чтобы не вызвать недовольства. Он опасается, что за ним наблюдают, и повсюду видит несуществующих врагов, которые желают ему зла. В душе Девушкина живет страх перед людьми, поэтому он инстинктивно ощущает себя жертвой. Такую шутку играет с мужчиной его воображение, хотя окружающие готовы признать его равным. Он даже стыдился курить в обществе.

Находясь в вихре собственных фантазий, Девушкин отстраняется от реальной жизни. Его деятельность – активное написание писем, позволяющих избежать прямого общения с собеседниками и излить при этом душу.

Варвара Доброселова – преданная читательница и возлюбленная Девушкина. Признания мужчины тяготят девушку. Она укоряет его в сложности характера и стремлении выставить себя обиженной жертвой и несчастным человеком.


Иллюстрация к книге "Бедные люди"

Макар Девушкин был тихим и скромным человеком, отдавшим 30 лет службе. Он целыми днями занимался бумажной работой и терпел насмешки коллег. Находясь в бедственном положении, мужчина постоянно как бы оправдывает свое существование. Его бедность носит не только финансовый, но и моральный характер. Внутренний трагизм героя порождает сложное духовное состояние, в котором Девушкин пребывает постоянно. Он испытывает страх и унижение. Его преследуют мнительность и ожесточенность. Периодически героя охватывает сильная тоска.

Макара Девушкина можно назвать «маленьким человеком» еще и потому, что Девушкин не находит в себе сил помочь возлюбленной Вареньке, когда та оказывается в страшном положении. На пороге голодной смерти больная девушка не дожидается поддержки и участия мужчины. Инфантилизм героя соседствует со склонностью к философии. Его внешность непримечательна. Он тяготеет к спокойной и размеренной жизни, отличается целомудрием и бескорыстием. Любовь к Вареньке позволяет Девушкину чувствовать себя человеком. В нем невольно просыпается чувство собственного достоинства.


Макар и Варенька видятся редко, хотя он специально поселился рядом с ней. Водя девушку в театр и на прогулку, мужчина опасается слухов и сплетен, оберегает ее честь. Общение героев происходит посредством писем. Скромный чиновник со скучной работой делится с девушкой душевными переживаниями и предстает нежным заботливым человеком.

Идеалист Девушкин пытается защитить Вареньку от суровых будней. Узнав, что Варенька получила недостойное предложение от одного офицера, Макар выслеживает того и заступается за возлюбленную, но героя спускают с лестницы.

Любовь к Вареньке – безответна, и в этом заключается трагизм судьбы Девушкина. Благодетель и друг в глазах Вареньки, он вынужден демонстрировать отеческую симпатию и обещает ей все, что в его силах, чтобы удержать девушку рядом с собой. Его образования и воспитания не хватает для участия в литературных собраниях соседа, но, подпитываемый иллюзиями, герой мнит себя будущим писателем, поэтому придирчиво оценивает написанные им письма.


Сцена из спектакля "Бедные люди"

Не случайно в романе упоминается произведение «Шинель». Варенька как будто видит в образе гоголевского героя приятеля и дает Девушкину книгу с намеком. Девушкин узнает себя в Акакии Акакиевиче. Последнее написанное им письмо переполнено отчаянием.

Для Макара Девушкина ударом становится замужества Вареньки. Она пренебрегает участием покровителя и отдает себя на волю Быкова, человека, некогда обесчестившего ее. Поступок девушки кажется странным, ее можно укорить в эгоизме и поиске выгодного варианта, коим не являлся Девушкин.

Цитаты

Главный герой романа обладает комплексом неполноценности, и это подтверждают цитаты из произведения. Отзываясь о насмешках товарищей и обсуждениях со стороны, Девушкин пишет Варе:

«Ведь меня что, Варенька, убивает? Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки».

Иллюстрация к книге Гоголя "Шинель"

Для него много значит мнение окружающих, под которое по собственной воле Девушкин вынужден подстраиваться даже в вопросах личной жизни:

«...По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу... но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?».

Прочитав повесть Гоголя, Девушкин чувствует себя раскрытым. Он понимает, как мелка его жизнь, и сам себе сочувствует, пытаясь оправдать выбранный образ жизни:

«Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено!».

Сочинение Сравнительно-аналитическая характеристика образа Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» и образа Макара Девушкина в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»

Тема маленького человека является традиционной в русской
литературе. И хотя центральным образом в произведениях русских
писателей XIX века является образ дворянина, человека с широкими
взглядами и неспокойной, стремящейся к высокому и вечному
душой, но уже Пушкинв своей повести «Станционный смотритель»
затронул тему «маленького человека», и с этого момента она начала
развиваться в произведениях Гоголя, Достоевского, Куприна
и других писателей.
Необходимо провести параллель между образами «маленьких
людей», созданными в русской и зарубежной литературе. По мысли
западных писателей, понятие «маленького человека» является скорее
социальным, определяющим в основном положение героя в обществе.
Стоит отметить, что западная психология тем и отличается от русской,
что она сформировалась под властью материальных ценностей.
В русской же литературе «маленький человек» - состояние души;
причина его не в низком материальном достатке героя и его социальном
положении, а в особенностях внутреннего мира. Подчеркиваю, что
нельзя однозначно судить о том, является ли это состояние причиной
тех условий, в которых вынужден жить герой, или же следствием
этого нищенского существования, но чаще всего получается так, что
он сам создает «футляр», отгораживается от окружающего мира
толстой стеной, оказываясь на обочине жизни, а возникновение
непритязательности, готовности довольствоваться самым малым
является уже следствем рабского сознания.
Образ «маленького человека» неоднозначен в произведениях
разных писателей. Чтобы наглядно доказать это, необходимо сравнить
«маленького человека» Гоголя и Достоевского. Я считаю, что Гоголь
является тем писателем, который создал в русской литературе наиболее
яркий и запоминающийся образ «маленького человека». Ему
посвящен целый цикл повестей. У Гоголя проблема «маленького
человека» - одна из основных во всех его произведениях. У него
она становится, скажем, наравне с проблемой «лишних людей»
у Пушкина или у Лермонтова, приобретает крупные масштабы.
Герой повести «Шинель», Акакий Акакиевич Башмачкин, всеми
обиженный и унижаемый чиновник низшего разряда. Всю свою
жизнь он занимается переписыванием бумаг, так как это он умеет
делать лучше всего. «Сколько не переменялось директоров и всяких
начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении,
в той же самой должности, тем же чиновником для письма».
Гоголь подчеркивает неизбежность этой «участи» Башмачкина, указывая,
что он как будто родился в вицмундире, готовый стать титулярным
советником. Внешность Акакия Акакиевича самая заурядная
- нет, разумеется, никакой речи о той возвышенности, размахе,
свойственной, например, описанию внешности Онегина. Удивительно
то, что Башмачкина высмеивают не только начальство и сослуживцы,
но и те люди, которые ниже его по социальному положению. А это
еще раз свидетельствует о том, что причина положения Акакия Акакиевича
заключается в его порабощенном сознании. Он сам готов с
покорностью терпеть унижения, так как, согласно словам немецкого
поэта Генриха Гейне, «слуги, не имеющие господина, не становятся от
этого свободными людьми - лакейство у них в душе». Рабская психология
Башмачкина позволяет ему высмеивать себя.
Теплая шинель является единственной мечтой титулярного
советника. Но даже эта целеустремленность, появление смысла жизни
не вызывает у читателя восхищения. Стоит согласиться с тем, что
жизнь Акакия Акакиевича не позволила ему найти более высокого
идеала для мечтаний, но урезание доходов, аскетизм Башмачкина
являются недостойными и пошлыми.
Герой Гоголя умирает, так и не добившись своего счастья, потому
что новую шинель крадут через день. Но автор все-таки выражает
в «Шинели» свое видение справедливости. Пусть для этого он пользуется
введением в повесть элемента фантастики, но в виде призрака Башмач-
кин обретает спокойствие, завладевая шинелью своего главного
обидчика-генерала.
«Маленький человек» Гоголя оказывается неспособным вынести
давление со стороны внешнего мира. Малейшее посягательство
на его спокойствие, внутреннее равновесие - и он умирает.
Достоевский в своей повести «Бедные люди» частично перенимает
идеи Гоголя, но одновременно меняет образ «маленького
человека», а в особенности, его внутренний мир.
Макар Девушкин - тоже мелкий чиновник, занимающийся переписыванием
бумаг. Сослуживцы и начальство ни во что не ставят
его. Но Достоевский, в отличие от Гоголя, наделяет своего героя
чутким сердцем и поэтическим мировосприятием. Особенностью
изображения всех, даже самых незначительных героев у Достоевского
является способность их на высокие чувство и переживания.
Девушкин категорически отрицает то, что он и стоящие с
ним в одном ряду являются пародией на человека. Достоевский
использует важный прием при создании образа Девушкина, который
делает его полной противоположностью Башмачкину, -
он возвышает предел стремлений героя. Если планка Акакия Акакиевича
- теплая шинель, - достигнув которой, он обрел бы абсолютное
счастье, то Макар Девушкин мечтает о любви Вареньки.
Происходит чудесное преображение. По этому поводу вспоминаются
слова Пастернака: «Завидна участь униженных и растоптанных. У них
все впереди...» Но счастливого будущего у Девушкина быть не может.
Он, как и Башмачкин, обречен. Варенька не может стать его женой. Его
любовь безответна; он беден; он в этом мире никто. Безответная любовь
Девушкина, его страдания, его бесполезный, но стремительный
бунт, на который не был способен Башмачкин, возвышают его. Но
бедность является своеобразным «ограничивающим» фактором.
В произведении Достоевского герой, в отличие от гоголевского Баш-
мачкина, не создает себе «футляра». «Футляр» создан самими социальными
условиями, в которых вынужден находиться Девуш-
кин. Гордый бедняк, он пытается вырваться из тех рамок, в которые
заключила его бедность, но борьба тщетна - этим он еще сильнее
усугубляет свое трагическое положение.
Достоевский спорит с Гоголем по очень важному вопросу. Если
герой Гоголя не имеет души, он мертв, то герой Достоевского способен
на высокие чувства и переживания. Акакий Акакиевич жалок, Макар
Девушкин вызывает понимание и сострадание, но уже не жалость.
Таким образом, изображая «маленького человека», Гоголь и Достоевский
приходят к разным выводам. Гоголь делает своего героя
бездумным и бездушным механизмом для переписывания бумаг.
Достоевский же утверждает способность «маленького человека» любить
и страдать, возможность обретения им достойного места в жизни.
...Тема «маленького человека», пройдя этапы развития в произведениях
Пушкина, Гоголя, Достоевского, нашла свое выражение
и в произведениях писателей XX века. «Маленький человек» Гоголя
оказался предшественником «маленького человека» Зощенко, претерпевавшим
различные «видоизменения» в ходе своего «развития».
Он приобрел наглость, самоуверенность, но еще больше «обмельчал».
Этим подтверждается актуальность темы «маленького человека»
в произведениях современной литературы.

Того времени. Предшественником этих трех писателей в изображении «маленьких людей» можно считать Пушкина. Его Самсон Вырин («Станционный смотритель») и Евгений («Медный всадник») как раз представляют собой мелкое чиновничество того времени. Но у Пушкина не просматривается какая-то определенная линия в изображении психологии «маленьких людей», его идея проста - мы обязаны их пожалеть и понять.

И лишь у Достоевского, Гоголя и Чехова изображение «маленького человека» приобретает иное звучание и выходит на первый . Достоевский здесь является последователем Пушкина, углубив его идеи, тогда как изображение «маленького человека» у Гоголя и Чехова резко отличается от пушкинских традиций. В произведениях всех трех писателей «маленькие люди» находятся в одинаковых социальных условиях, имеют примерно одинаковое образование и материальное положение. Почти все они - мелкие чиновники, а именно - титулярные советники (самый низший чин 14-ступенчатой служебной лестницы). Таким образом, можно предположить, что они будут иметь и практически одинаковую психологию и желания.

Однако это неверно. Мы должны рассмотреть, как каждый представляет себе характер и психологию «маленького человека» в отдельности. Для сравнения можно Алл Соч. РУ 2005 использовать таких героев, как Акакий Акакиевич («Шинель» Гоголя, Макар Девушкин («Бедные люди» Достоевского) и Червяков («Смерть чиновника» Чехова). Как мы уже заметили, Достоевский наследует традиции Пушкина, но его «маленький » - это прежде всего безусловно более глубокая, чем Самсон Вырин или Евгений. Глубина изображения достигается, во-первых, иными художественными средствами.

«Бедные люди» - это в письмах. Достоевский не случайно выбирает этот жанр, так как он работает на его главную идею, Цель - передать и показать точно все внутренние переживания своего . Достоевский предлагает нам прочувствовать, пережить все вместе с героем и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» - не только личности в полном смысле этого слова, но их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе.

«Маленькие люди» наиболее ранимы, и Для них страшно то, что все остальные не увидят в них духовно богатую натуру. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся (чувствуют ли они себя личностями), заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах. Особенно интересна тема самопожертвования, которую Достоевский начинает в «Бедных людях» и продолжает в «Униженных и оскорбленных».

Макар Девушкин считает свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бед Няк, думающий лишь об изыскании и удержании денег. Он, конечно, не подозревает, что этой помощью движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского - «маленький человек» способен и на высокие и глубокие чувства.

‘ Итак, если у Достоевского «маленький человек» живет мыслью и идеей осознания и утверждения собственной личности, то у Гоголя, предшественника Достоевского, все по-другому. Осознав концепцию Достоевского, мы можем реально выявить главный спор его с Гоголем. Достоевский считал, что гениальность Гоголя в том, что он целенаправленно отстоял право изображения «маленького человека» как объекта литературных исследований. Гоголь изображает своего героя в таком же круге социальных проблем, что и Достоевский. Но небольшие повести Гоголя были написаны несколько раньше, естественно, и выводы были другие, что позволило Достоевскому полемизировать с ним. Акакий Акакиевич производит впечатление не только человека забитого, жалкого, но и вовсе недалекого.

Если у Достоевского личность в «маленьком человеке», его амбиции, чувство собственного достоинства много больше, чем у людей с положением, то у Гоголя «маленький человек» целиком ограничен своим социальным статусом, и ограничен им духовно. Вот душевные стремления Акакия Акакиевича - жизнь-спокойствие, никаких перемен. Его родные - это буквы-фавориты, его любимая - это шинель.

Он не заботится о своем внешнем виде, который тоже является отражением чувства собственного достоинства в человеке. Макар Девушкин у Достоевского только и думает о том, как бы окружающие его люди не заподозрили его в том, что он не уважает себя, и это проявляется и внешне: знаменитый чай с сахаром для него способ самоутверждения. Тогда как Акакий Акакиевич отказывает себе не только в сахаре, но и в сапогах.

При желании можно провести такую аналогию: Макар Девушкин отказывается от внешних благ для себя только ради своей любимой, а Акакий Акакиевич отказывает себе во всем ради покупки шинели (как бы своей возлюбленной). Но это сравнение несколько туманно, и эта проблема безусловно не является главной. Наиболее важна другая деталь: и Достоевский и Гоголь изображают своих героев и смерть. Как умирают и от чего умирают и тот и другой? Конечно, Макар Достоевского не умирает, но он переживает духовную смерть в кабинете генерала, иногда он видит себя в зеркало и сам осознает свою ничтожность.

Это для него конец. Но когда генерал пожимает ему руку, ему, «пьянице», как он себя называет, он возрождается. В нем увидели и признали то, о чем он мечтал. И не сто рублей, подаренные генералом, делают его счастливым, а рукопожатие; этим жестом генерал «поднимает» его на свой уровень, признает человеком. Итак, для Макара Девуш-кина смерть - это утрата человеческого достоинства.

Гоголь же говорит как бы о том, что нельзя утратить то, чего нет, задеть то, чего нет. У Акакия Акакиевича, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. Только одно чувство в нем огромно - это страх. В этом, по Гоголю, повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления (хотя он также унижен), а от страха. Страха от распеканий «значительного лица».

Для Гоголя оно, это «лицо», несет в себе зло системы, тем более что само распекание с его стороны было жестом самоутверждения перед друзьями. Эти две смерти (одна, правда, духовная, но это, по Достоевскому, еще страшнее) перекликаются с третьей - в рассказе Чехова, который так и называется «Смерть чиновника». Здесь особенно ярко проявляется Чехов-новатор, и, противопоставляя его Достоевскому и Гоголю, мы видим такую разницу, что можем чуть ли не объединить Акакия Акакиевича и Макара Девушкина.

Чехов все ставит с ног на голову, он ищет виноватого не в государстве, а в самом человеке. Такой абсолютно новый подход дает совершенно неожиданные результаты: причины унижения «маленького человека» - он сам. Об этом нам говорят многие детали рассказа. Во-первых, это комический по своей ситуации, и высмеивается в нем как раз сам чиновник. Впервые Чехов предлагает посмеяться над «маленьким человеком», но не за то, что он беден, нищ, труслив. Смех оборачивается трагедией, когда мы наконец понимаем, какова натура и психология этого чиновника.

Чехов говорит нам о том, что истинное наслаждение Червяков (вот и говорящая фамилия) находит в унижении. В конце рассказа обиженным оказывается сам генерал, а умирающего Червякова нам совсем не жаль. Исследуя психологию своего героя, Чехов открывает новый психологический тип - холопа по натуре, существа по душе и духовным потребностям пресмыкающегося.

Это и есть, по Чехову, настоящее зло, а не «значительное лицо» Гоголя или наглый военный, спускающий Макара с лестницы у Достоевского. Да и смерть Чер-вякова у Чехова не дана как у Достоевского и печальнейший исход у Гоголя. Это смерть не человека, а прямо-таки какого-то червяка. Червяков умирает не от страха и не от того, что его могли бы заподозрить в нежелании пресмыкаться (генерал уже простил его), а от того, что его лишили этой сладости пресмыкания, как будто лишили любимого дела.

Это его духовная потребность, его смысл жизни. Все три героя «переживают» смерть тогда, когда лишаются смысла жизни: у Гоголя - лишение надежды на осуществление мечты, у Достоевского - потеря человеческого достоинства, а у Чехова - лишение сладости пресмыкательства. Все три писателя по-разному относятся к своим героям, они имеют разную авторскую позицию, приемы и способы выражения, которые мы попытались разобрать выше.

Гоголь призывает полюбить и пожалеть «маленького человека», каков он есть. Достоевский - увидеть в нем личность. А Чехов - увидеть в некоторых из них зло, которое неискоренимо и порождает новое зло: холопы рождают господ, мазохисты - садистов и унижателей. И хотя эти три направления очень разнятся между собой, они в сущности лишь страницы одной большой темы в литературе - изображение «маленького человека». Прекрасными мастерами этого изображения и явились Гоголь, Достоевский и Чехов.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ «маленького человека» у Гоголя, Достоевского и Чехова . Литературные сочинения!