Значение труда коперника. Философские идеи Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона об устройстве мироздания

Имя: Николай Коперник (Nicolaus Copernicus)

Возраст: 70 лет

Деятельность: астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения

Семейное положение: не был женат

Николай Коперник: биография

Николай Коперник – выдающийся польский астроном эпохи Возрождения, математик, богослов, медик. Ученый опроверг выдвинутую еще древними греками теорию, согласно которой планеты и Солнце вращаются вокруг Земли, создал и обосновал новую, гелиоцентрическую теорию мироустройства.

Николай Коперник был четвертым ребенком в семье немки Барбары Ватценроде и Николая Коперника, купца из Кракова. За давностью времени границы государств и названия неоднократно менялись, поэтому вопрос о том, где, в какой стране родился ученый, возникает нередко. Произошло это в прусском городе Торне 19 февраля 1473 года. Сегодня городок называется Торунью и располагается на территории современной Польши.


У Николая было две старших сестры, одна впоследствии постриглась в монахини, а другая вышла замуж и уехала из города. Старший брат Анджей стал верным соратником и спутником Николая. Вместе они объездили пол-Европы, обучаясь в лучших университетах.

Коперники жили в достатке и благоденствии до тех пор, пока был жив отец семейства. Когда Николаю исполнилось девять лет, в Европе разразилась эпидемия чумы, унесшая десятки тысяч жизней. Стал жертвой страшной болезни и Коперник-старший, а через несколько лет, в 1489 году, скончалась и мать. Семья осталась без средств к существованию, а дети – сиротами. Все могло бы закончиться плачевно, если бы не дядя, брат Барбары, Лукаш Ватценроде, каноник местной епархии.


Будучи образованным по тем временам человеком, Лука имел степени магистра краковского Ягеллонского университета и доктора канонического права Болонского университета, впоследствии занимал должность епископа. Лука взял на себя заботы о детях умершей сестры и постарался дать образование Николаю и Анджею.

После окончания Николаем местной школы в 1491 году братья по протекции и на средства дяди отправились в Краков, где поступили на обучение в Ягеллонский университет на факультет искусств. Этим событием ознаменовалось начало нового этапа биографии Коперника, первого на пути к будущим великим открытиям в науке и философии.

Наука

По окончании краковского университета в 1496 году братья Коперники отправились в путешествие по Италии. Средства на поездку первоначально планировалось получить у дяди, епископа Эмерландского, однако у того не оказалось свободных денег. Лука предложил племянникам стать канониками его собственной епархии и на полученное жалование отправиться учиться за границу. В 1487 году Анджея и Николая заочно приняли на должность каноников с выдачей вперед жалованья и предоставлением трехлетнего отпуска для обучения.

Братья поступили в Болонский университет на юридический факультет, где изучали церковное каноническое право. В Болонье судьба свела Николая с преподавателем астрономии, Доменико Марией Новарой, и эта встреча стала решающей для молодого Коперника.


Вместе с Новарой в 1497 году будущий ученый провел первое в жизни астрономическое наблюдение. Результатом стал вывод об одинаковом расстоянии до Луны в квадратуре, при новолунии и полнолунии. Это наблюдение впервые заставило Коперника усомниться в истинности теории , согласно которой все небесные тела вращаются вокруг Земли.

Помимо штудирования трудов по праву, математике и занятий астрономией в Болонье Николай изучал греческий язык, увлекался живописью. До наших дней дошла картина, считающаяся копией автопортрета Коперника.


Отучившись в Болонье три года, братья покинули университет и на некоторое время вернулись на родину в Польшу. В городе Фрауенбурге, по месту службы, Коперники попросили отсрочку и еще несколько лет на продолжение обучения. По некоторым данным, в этот период Николай жил в Риме и читал лекции по математике благородным сановникам из высшего общества, а папе Александру VI Борджиа помогал осваивать законы астрономии.

В 1502 году братья Коперники приехали в Падую. В Падуанском университете Николай приобрел фундаментальные знания и практический опыт в медицине, а в университете Феррары получил степень доктора богословия. В результате такого масштабного обучения в 1506 году Коперник вернулся домой всесторонне образованным взрослым человеком.


"Коперник. Беседа с Богом". Художник Ян Матейко

К моменту возвращения в Польшу Николаю было уже 33 года, а брату Анджею – 42 года. По тем временам этот возраст считался общепринятым для получения университетских дипломов и завершения образования.

Дальнейшая деятельность Коперника связана с его должностью каноника. Блестящий ученый сумел сделать карьеру церковника, одновременно занимаясь научными исследованиями. Ему повезло, что труды были закончены только под конец жизни, а книги изданы после смерти.

Коперник счастливо избежал гонений церкви за радикальные взгляды и учение о гелиоцентрической системе, чего не удалось его продолжателям и последователям, и . После смерти Коперника основные идеи ученого, отраженные в труде «О вращениях небесных сфер», беспрепятственно распространялись по Европе и миру. Только в 1616 году эта теория была объявлена ересью и запрещена католической церковью.

Гелиоцентрическая система

Николай Коперник одним из первых задумался над несовершенством Птолемеевой системы мироздания, согласно которой Солнце и другие планеты вращаются вокруг Земли. Используя примитивные астрономические инструменты, частично самодельные, ученый сумел вывести и обосновать теорию гелиоцентрической солнечной системы.


В то же время Коперник до конца жизни полагал, что дальние звезды и светила, видимые с Земли, закреплены на особой сфере, окружающей нашу планету. Это заблуждение было вызвано несовершенством технических средств того времени, ведь в Европе эпохи Возрождения не существовало даже простейшего телескопа. Некоторые детали теории Коперника, в которых придерживался мнения древнегреческих астрономов, впоследствии были устранены и доработаны Иоганном Кеплером.

Главный труд всей жизни ученого стал плодом тридцатилетней работы и был издан в 1543 году при участии любимого ученика Коперника, Ретикуса. Сам астроном имел счастье держать в руках опубликованную книгу накануне смерти.


Труд, посвященный папе Павлу III, был разделен на шесть частей. В первой части говорилось о шарообразности Земли и всего мироздания, вторая повествовала об основах сферической астрономии и правилах вычисления расположения звезд и планет на небесном своде. Третья часть книги посвящена природе равноденствий, четвертая – Луне, пятая – всем планетам, шестая – причинам изменения широт.

Учение Коперника - большой вклад в развитие астрономии и науки о мироздании.

Личная жизнь

С 1506 по 1512 год, при жизни дяди, Николай служил каноником в Фромборке, затем стал советником епископа, а после – канцлером епархии. После кончины епископа Луки Николай переезжает во Фраенбург и становится каноником местного собора, а брат, заболевший проказой, покидает страну.

В 1516 году Коперник получает должность канцлера Вармийской епархии и на четыре года перебирается в город Ольштын. Здесь ученого застала война, которую Пруссия вела с рыцарями Тевтонского ордена. Церковник показал себя на удивление грамотным военным стратегом, сумев обеспечить должную оборону и защиту крепости, которая выстояла под натиском тевтонцев.


В 1521 году Коперник вернулся в Фромброк. Он занимался медициной и слыл искусным врачевателем. По некоторым данным, Николай Коперник избавил от недугов и облегчил участь многих больных, по большей части, своих собратьев-каноников.

В 1528 году, на склоне лет, астроном впервые влюбился. Избранницей ученого оказалась юная девушка Анна, дочь друга Коперника, резчика по металлу Матца Шиллингом. Знакомство произошло в родном городе ученого, Торуни. Поскольку католическим священнослужителям было запрещено жениться и иметь связи с женщинами, Коперник поселил Анну у себя в качестве дальней родственницы и экономки.

Однако вскоре девушке пришлось уйти сначала из дома ученого, а потом и вовсе уехать из города, поскольку новый епископ ясно дал понять подчиненному, что такое положение дел церковь не приветствует.

Смерть

В 1542 году в Виттенберге была издана книга Коперника «О сторонах и углах треугольников как плоских, так и сферических». Главный труд опубликовали в Нюрнберге спустя год. Ученый был при смерти, когда ученики и друзья принесли первый отпечатанный экземпляр книги «О вращении небесных сфер». Великий астроном и математик скончался у себя дома, в Фромборке, в окружении близких 24 мая 1543 года.


Посмертная слава Коперника соответствует заслугам и достижениям ученого. Благодаря портретам и фото лицо астронома известно каждому школьнику, памятники стоят в разных городах и странах, а университет Николая Коперника в Польше назван в его честь.

Открытия Коперника

  • создание и обоснование теории гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции;
  • разработка новой монетной системы в Польше;
  • строительство гидравлической машины, снабжавшей водой все дома в городе;
  • соавтор экономического закона Коперника-Грешема;
  • расчет реального движения планет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственно автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет

Елабужский институт Казанского федерального университета

Реферат

Тема: " Философские взгляды Коперника "

Выполнила: Шайгарданова И.И.

Проверил: Громов Е.В.

Елабуга, 2015

Введение

"Величайшим прогрессивным переворотом" стала эпоха Возрождения. Эта эпоха ознаменована великими открытиями, развитием искусства и науки. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, старается познать весь мир и самого себя в нем. В эпоху Возрождения не остается без внимания природа. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в работах Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Джордано Бруно, Галилео Галилея. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. В моей работе рассматриваются философские воззрения эпохи Возрождения - Николая Коперника. Он был одним из выдающихся деятелей философии в эпоху возрождения, который первым распахнул двери в необъятные просторы Вселенной и установил место человека в ней. Актуальность данной работы заключается в анализе взаимоотношений философа и общества, проникновения новых идей, что является проблемой и в настоящее время.

Целью данного реферата явился анализ философских идей Николая Коперника, выявление их особенностей.

Задачи данной работы:

* изучить философские воззрения Н. Коперника как представителя натурфилософии эпохи Возрождения.

* дать характеристику его космологическим взглядам, выявить их новаторство.

Жизнь Николая Коперника

Николай Николаевич Коперник (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении "Об обращениях небесных сфер" (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего, в расположенной неподалеку от дома школе при костеле ев Яна.

Коперник в 1491 году поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие, но особенно его привлекала астрономия. Для продолжения образования Коперник уехал в Италию (1497) и поступил в Болонский университет. Помимо богословия, права и древних языков, он имел там возможность заниматься и астрономией. Однако в 1500 году он покидает обучение, едет в Рим, на родину, в Падую. Получить степень доктора канонического права в биографии Николая Коперника удалось лишь в 1503 году. В 1506 году Коперник получил известие, возможно, надуманное, о болезни дяди. Он покинул Италию и возвратился на родину. Он поселился сначала в городе Лидзбарке, а затем занял должность каноника во Фромборке - рыбачьем городке в устье Вислы. Следующие 6 лет он провёл в епископском замке Гейльсберг, занимаясь астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове. Одновременно он врач, секретарь и доверенное лицо дяди Лукаша.

Астрономические наблюдения, начатые Коперником в Италии, были продолжены, правда, в ограниченных размерах, в Лидзбарке. Но с особой интенсивностью он развернул их в Фромборке, несмотря на неудобства из-за большой широты этого места, что затрудняло наблюдения планет, и из-за частых туманов с Вислянского залива, значительной облачности и пасмурного неба над этой северной местностью.

До изобретения телескопа было еще далеко, не существовало еще и наилучших для дотелескопической астрономии инструментов. С помощью приборов того времени точность астрономических наблюдений была доведена до одной-двух минут. Наиболее известным прибором, которым пользовался Коперник, был трикветрум, параллактический инструмент. Второй прибор, употреблявшийся Коперником для определения угла наклона эклиптики, "гороскопий", солнечные часы, разновидность квадранта.

В 1512 году умер дядя епископ. Коперник переехал во Фромборк, маленький городок на берегу Вислинского залива, где он всё это время числился каноником, и приступил к своим духовным обязанностям. Научные исследования он, однако, не бросил. Северо-западная башня крепости стала обсерваторией.

Уже в 1500-е годы замысел новой астрономической системы сложился у него вполне ясно. Он начал писать книгу с описанием новой модели мира. В эти годы (примерно 1503--1512) Коперник распространял среди друзей рукописный конспект своей теории ("Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям"), а его ученик Ретик опубликовал ясное изложение гелиоцентрической системы в 1539 году. По-видимому, слухи о новой теории широко разошлись уже в 1520-х годах. Работа над главным трудом - "О вращении небесных сфер" - продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, готовил новые астрономические расчётные таблицы.

Слухи о новом выдающемся астрономе ширились в Европе. Существует версия, не подтверждённая документально, что папа Лев X пригласил Коперника принять участие в подготовке календарной реформы (1514, реализована только в 1582 году), но он вежливо отказался.

Когда было нужно, Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту в Польше была введена новая монетная система, а в городе Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Лично, как врач, занимался борьбой с эпидемией чумы 1519 года. Во время польско-тевтонской войны (1519--1521) организовал успешную оборону епископства от тевтонов.

В 1531 году 58-летний Коперник удалился от дел и сосредоточился на завершении своей книги. Одновременно он занимался медицинской практикой (безвозмездно). Верный Ретик постоянно хлопотал о скорейшем издании труда Коперника, но оно продвигалось медленно. Опасаясь, что препятствия окажутся непреодолимыми, Коперник распространил среди друзей краткий конспект своего труда под названием "Малый комментарий" (Commentariolus). В 1542 году состояние учёного значительно ухудшилось, наступил паралич правой половины тела. Коперник скончался 24 мая 1543 года в возрасте 70 лет от инсульта.

Философские воззрения Николая Коперника как представителя н атурфилософии эпохи Возрождения

Важнейшей прикладной и одновременно мировоззренческой естественнонаучной дисциплиной едва ли не с самого начала своего возникновения была астрономия. В эпоху Возрождения могучие импульсы астрономии, способствовавшие развитию науки и практики, исходили из области мореплавания, приобретшего всемирные масштабы и требовавшего все более точной ориентировки. Все более ощутимо развивалось противоречие между принципиальной мировоззренческой, аристотелевской основой фундаментальной астрономической системы и ее прикладным значением, приданным ей Птолемеем. Комплекс астрономических знаний свое наиболее общее выражение получал в господствовавшей с античных времен геоцентрической системе Аристотеля - Птолемея. Идея геоцентризма, исходившая от Аристотеля, была органическим выражением его телеологической философской системы, требовавшей конечного космоса, за пределами которого находился божественный перводвигатель. Аристотелевская космология, будучи необходимой составной частью его физики, включала в себя представления о принципиальном различии подлунного, земного вещества, слагавшегося из четырех традиционных стихий - воды, земли, воздуха и огня, подверженных непрерывным изменениям, и неизменного небесного вещества - эфира; об идеально круговых и равномерных движениях Солнца и планет около Земли по особым эфирным сферам; о так называемых интеллигенциях - особо тонких разумных духах, в которых видели главный источник движения планет, при отсутствии действительного понимания физических причин их перемещения в пространстве.

Через всю яркую жизнь Николая Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело утверждения новой системы мира. Призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея. На двадцатые годы приходится значительная часть астрономических результатов Н. Коперника. Удалось провести многие наблюдения. Так, около 1523 года, наблюдая за планетами в момент противостояния, т.е. когда планета находится в противоположном Солнцу пункте небесной сферы, Николай Коперник совершил важное открытие он опроверг мнение, будто положение планетных орбит в пространстве остается неподвижным. Линия апсид - прямая, соединяющая точки орбиты, в которых планета наиболее близка к Солнцу и наиболее удалена от него, меняет свое положение по сравнению с наблюдавшимся за 1300 лет до того и зафиксированном в "Альмагесте" Птолемея. Размышляя о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался её сложности и искусственности и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Исходя из этого предположения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений.

Создавая свою гелиоцентрическую систему, Коперник опирался на математический и кинематический аппарат теории Птолемея, на полученные последним конкретные геометрические и числовые закономерности. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:

Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.

Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.

Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.

Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.

Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.

Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.

В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца. Так, в модели Птолемея все планеты подчинялись общему (хотя и непонятному в рамках геоцентризма) закону: радиус-вектор любой планеты в эпицикле всегда совпадал с радиус-вектором Земля - Солнце, а движение по эпициклу для верхних планет (Марс, Юпитер, Сатурн) и по деференту для нижних (Меркурий, Венера) происходило с единым для всех планет годичным периодом. В модели Коперника данный закон получил простое и логичное объяснение. Эти утверждения полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе. Хотя, с современной точки зрения, модель Коперника недостаточно радикальна. Все орбиты в ней круговые, движение по ним равномерное, так что эпициклы сохранялись (хотя их стало меньше, чем у Птолемея). Механизм, обеспечивавший движение планет, также оставлен прежним - вращение сфер, к которым планеты прикреплены. На границу мира Коперник поместил сферу неподвижных звёзд. Строго говоря, модель Коперника даже не была гелиоцентрической, так как Солнце он расположил не в центре планетных сфер.

Бессмертное сочинение Николая Коперника " О вращениях небесных сфер "

... Я часто размышлял, нельзя ли найти какое-нибудь более рациона льное сочетание кругов, которым можно было бы объяснить все видимые неравномерности, причем так, чтобы каждое движение само по себе было равномерным, как этого требует принцип совершенного движения. коперник философский гелиоцентрический

Николай Коперник " Малый комментарий "

К началу тридцатых годов работа над созданием новой теории и ее оформлением в его труде "Об обращениях небесных сфер" (лат. De revolutionibus orbium coelestium) была в основном закончена. Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году; оно печаталось под наблюдением лучшего ученика Коперника, Ретика. В предисловии к книге Коперник пишет: "К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее".

В первой книге (части) говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома: Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а "мнение древних" убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.

Коперник придавал Земле три вращения: первое - вращение Земли вокруг своей оси с угловой скоростью щ; второе (со скоростью щ?) - вокруг оси мира, которая перпендикулярна плоскости земной орбиты и проходит через её центр; третье (с противоположно направленной скоростью щ??) - вокруг оси, параллельной оси мира и проходящей через центр Земли. Два последних вращения образуют (при точном совпадении щ? и щ?? по величине) пару вращений, эквивалентную поступательному движению Земли вокруг Солнца по круговой орбите.

Мемориальная доска на типографии Иоганна Петреуса в Нюрнберге, где было опубликовано первое издание книги Коперника "De revolutionibus orbium coelestium"

Во второй части труда Коперника даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде.

В третьей говорится о годовом движении Земли и о так называемой прецессии равноденствий, которая укорачивает тропический год (от равноденствия до равноденствия) по сравнению с сидерическим (возвращение к тому же положению относительно неподвижных звёзд) и приводит к перемещению линии пересечения экватора с эклиптикой, что изменяет эклиптическую долготу звезды на один градус в столетие. Эту прецессию теория Птолемея в принципе не могла объяснить. Коперник же дал данному явлению изящное кинематическое объяснение (показав себя весьма искушённым механиком): он предположил, что угловая скорость щ?? не в точности равна щ?, а немного от неё отличается; разность этих угловых скоростей и проявляется в прецессии равноденствий.

В четвёртой части говорилось о Луне, в пятой - о планетах вообще, а в шестой - о причинах изменения широт планет. В книге также содержались звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений. Надо специально отметить, что система Коперника (в отличие от системы Птолемея) давала возможность определить отношения радиусов планетных орбит. Этот факт, а также и то, что в описании движения планет выбрасывался первый и самый важный эпицикл, делало систему Коперника более простой и удобной, чем птолемеевская.

Остановимся на одном из замечаний Михайлова, сделанном в докладе на том же юбилее, где выступал и Фок. Михайлов пишет: "Поскольку петли в движениях планет оказались отражением кругового движения Земли по ее орбите, величина этих петель указывала на расстояние планет: чем дальше планета, тем меньше описываемая ею петля. На основании этого Коперник с помощью безупречного геометрического рассуждения смог впервые определить расстояния планет от Солнца, выраженные в единицах его расстояния от Земли <...> Коперник дал правильный и точный план Солнечной системы, составленный в едином масштабе (курсив мой; единицей служил orbis magnus - радиус земной орбиты. - С. Т.), и делом следующих поколений было выразить все расстояния в земных единицах (стадиях, километрах или иных)".

Заключение

В философии Возрождения главной целью становится объективное познание мира. Развитие естествознания добилось значительных успехов в XVI в. Познание и разум выходят "из изгнания", куда заточены средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а чувств над разумом. Мир, вселенная - бесконечны. В натурфилософии центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Бесконечность мира познаётся разумом. В эпоху Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на деле показывает творческие возможности разума, позволяющего через выделение и исследование противоречий в сфере явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью противоположной явлению. Итак, Коперник создал гелиоцентрическую систему мира. Его основные идеи состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие произвело революционный переворот. Оно опровергло картину мира существовавшую более тысячи лет, которая была основана на геоцентрической системе Аристотеля и Птолемея. Но потребовалось не менее столетия, прежде чем гелиоцентрическая система Коперника получила широкое признание. Полную систему Коперника усвоил только Кеплер. Коперник в первой книге своего произведения "О вращениях небесных сфер" дал только первоначальный набросок картины Солнечной системы, в котором каждая планетная сфера изображена в виде окружности в центре которой было Солнце. Эта картина была неверной. Она была создана еще Аристархом Самосоким. Однако эту картину исправил Иоганн Кеплер, он заменил окружности эллипсами, а вместо движения по окружности с постоянной скоростью ввел движение с постоянной секториальной скоростью. Эти два закона Кеплера дали основу, на которой построена современная небесная механика.

Список использованной литературы

1. Антипова О.Л. "Развитие естествознания в эпоху Возрождения" [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://bibliofond.ru/view.aspx?id=134522 (дата обращения: 02 .01.2015).

2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. II, т. 21. - 785с.

3. Коперник, Николай (биография) [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коперник,_Николай (дата обращения: 03 .01.2015).

4. Левин А. Человек, который сдвинул Землю // Популярная механика.-- 2009.-- № 6.

5. Михайлов А.А. Николай Коперник, его жизнь и творчество // Николай Коперник. С. 18, 20.

6. Н.Коперник. О вращениях небесных сфер, 1964, с. 553.

7. Николай Коперник - биография. [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL: http://to-name.ru/biography/nikolaj-kopernik.htm (дата обращения: 02 .01.2015).

8. Развитие естественных наук. Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей. [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL:http://lib.kstu.kz:8300/tb/books/Filosofiya/t5gl2.htm (дата обращения: 02 .01.2015).

9. Энгельгардт М.А. Николай Коперник. Глава 4.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности философии Возрождения, исследуемые темы и проблемы. Исследование уникальности отдельного человека и его места в мире. Выдающиеся представители науки данного периода, роль и место среди них Николая Коперника, главные достижения и труды.

    презентация , добавлен 07.06.2015

    Особенности философии эпохи Возрождения. Геоцентрическая концепция мира и гелиоцентрическая система Н. Коперника. Натурфилософия и идеи космологии Дж. Бруно. Научные открытия Г. Галилея - основоположника экспериментального метода исследования природы.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Античное философское наследие. Натурфилософские концепции и их роль в философии эпохи Возрождения. Антисхоластическая направленность передовой философии. Учение Кузанского о безграничности космоса. Гелиоцентрическая система мира Николая Коперника.

    реферат , добавлен 07.03.2012

    Философия естествознания и натурфилософия: причины возникновения, сущность, отличие от мыслителей-идеалистов. Воззрения Николая Коперника. Аналитический и синтетический метод изучении природы Галилео Галилея. Краткая характеристика идей пифагореизма.

    реферат , добавлен 11.04.2014

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Основные идеи философии Возрождения. Механическая картина мира. Итальянский гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения. Диспуты схоластов и диалоги гуманистов. Открытия Коперника, основные идеи Галилея, Ньютона, законы движения планет Кеплера.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Первые представления об устройстве мира, направления и основные этапы их эволюции. Концепция Птолемея. Объяснение неравномерности движения Апполонием. Особенности и содержание исследований Николая Коперника и оценка их значения в мировой научной мысли.

    презентация , добавлен 03.10.2014

    Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения. Исторические предпосылки возникновения. Учения основных представителей: Николай Кузанский, Миколо Макиавелли, Николай Коперник, Джордано Бруно, Мишель Монтень, Томас Мор. Реформация Мартина Лютера.

    реферат , добавлен 15.02.2009

    Изучение философских воззрений Платона и Аристотеля. Характеристика философских взглядов мыслителей эпохи Возрождения. Анализ учения И. Канта праве и государстве. Проблема бытия в истории философии, философский взгляд на глобальные проблемы человечества.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский Государственный Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Естествознание»

на тему: «Николай Коперник»

Исполнитель:

Корнилова Анастасия Алексеевна

Екатеринбург 2008г.

Введение

1. История жизни

2. Теория Николая Коперника

2.1 Размышления, предшествующие открытию

2.2 Суть теории Коперника

2.3 «О вращении небесных сфер»

3. Мировоззренческое значение теории Николая Коперника

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

В средние века религиозные догмы занимали главенствующую роль в мировоззрении человека. Основной идеей, на которую опирались религии, была геоцентрическая модель мира. Земля и человек на ней считались центром вселенной, а звезды и другие планеты, обращающимися вокруг них. Все созданное, создано для человека, и последний является «венцом творения».

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630) и Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором происходило сражение между новым и старым миром, между консервативными и прогрессивными силами общества, религией и наукой, была астрономия.

Учение Коперника было революционным событием в истории науки. «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил – хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре – вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии...», - писали К. Маркс и Ф. Энгельс в своих сочинениях.

Цель моей работы – изучить путь, размышления Николая Коперника, ведущие к открытию и понять, как гелиоцентрическое учение повлияло на мировоззренческие взгляды и развитие науки. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. познакомится с биографией ученого;

2. изучить теорию Коперника;

3. понять мировоззренческое значение открытия.

1. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 г. в Торуни, торговом городе на Висле. Отец будущего астронома, тоже Николай, был богатым купцом, мать, Барбара, урождённая Ваченроде, - дочерью главы городского суда. Николай был четвёртым, младшим, ребёнком в семье. Начальное образование он получил в школе при костёле святого Яна. Когда ему исполнилось десять лет, отец умер во время эпидемии чумы, и заботу о детях взял на себя брат матери Лукаш Ваченроде, который в 1489 г. был избран епископом Вармийской епархии (Вармия – исконно польская земля, простирающаяся по берегам Вислы от города Торунь до Балтийского моря).

В 1491 г. он определил Николая и его старшего брата Анджея в Краковский университет, где они проучились четыре года.

Краковский университет был в ту пору знаменит своим резко выраженным гуманистическим уклоном, направленным против средневековой схоластики. Свободное, конечно, в известных пределах, и очень оживленное общение между академическими, церковными и просто просвещенными деятелями через университет и небольшие научные общества создавало высокий интеллектуальный потенциал, который не мог не оказать влияния на талантливого юношу. Здесь Николай увлекся астрономией. Этот интерес поддержали астрономические события, которыми были богаты годы его учебы, - три солнечных затмения, комета, соединение (видимое сближение) Юпитера и Сатурна. Тогда же Европу всколыхнула весть об открытии Христофором Колумбом заокеанских земель.

После Кракова братья продолжили образование в Италии, куда Лукаш послал их для получения степени доктора канонического (церковного) права. В Италии, которая в те времена была сердцем эпохи Возрождения, Николай и Анджей провели семь лет. Сперва они учились в Болонье, где Николай провёл ряд астрономических наблюдений. В Италии он познакомился с только что изданным сокращённым переводом на латынь «Альмагеста» Птолемея, выполненным Региомонтаном. В 1500 г. Николай посетил Рим, а после поездки на родину два года изучал медицину в Падуанском университете. В Италии он легко овладел древнегреческим языком. Знание этого языка позволило Копернику прочесть в подлиннике сочинения древних учёных – Аристотеля, Платона и, главное, Птолемея.

Получив степень доктора канонического права, 30-летний Коперник возвратился в Польшу и был избран каноником Вармии – членом высшей духовной и административной курии епископата. Он был всесторонне образован – гражданское и каноническое право, медицина, греческие и латинские авторы, математика и прежде всего астрономия. Но, быть может, еще более важным было то, что в годы странствий он общался со множеством знающих талантливых людей, окунулся в атмосферу подлинно научного обсуждения множества важнейших вопросов и как раз в ту пору, когда католическая церковь довольно благодушно смотрела на такие вольные рассуждения, не усматривая пока в них угрозы своему авторитету.

В отдаленную Вармию Коперник принес с собой новые знания и дух Ренессанса. Он принес с собой скепсис в отношении космологических построений великого эллинистического астронома – Птолемея, но ни у кого из общавшихся с ним астрономов он не заимствовал ничего положительного, созидающего новую теорию – по крайней мере ни от кого из известных нам.

Несколько лет Коперник жил в епископской резиденции, в Лидсбарке и находился в непосредственном подчинении епископа, своего дяди Лукаша, являясь одновременно его секретарем и врачом. В 1512 г. Лукаш Ваченроде скончался, и Коперник поселился в городе Фромборк в одной из башен крепостной стены, окружавшей собор. Это помещение, где ученый прожил свыше 30 лет, служило ему обсерваторией; оно сохранилось до наших дней.

1 декабря 1514 г. в Риме состоялся собор Католической Церкви, на котором обсуждался вопрос о назревшей календарной реформе. Со времени принятия Церковью юлианского календаря действительное время весеннего равноденствия ушло от календарной даты на целых десять дней. Поэтому была создана уже не первая комиссия по реформе календаря, которая обратилась с просьбой к «императору, королям и университетам» прислать свои соображения по этому поводу. В число экспертов включили и Коперника. С того времени, возможно по просьбе комиссии, учёный занялся наблюдениями для уточнения длины года. Найденная им величина стала основой для календарной реформы 1582 г. Определённая Николаем Коперником длина года составляла 365 суток 5 ч 49 мин 16 с и превышала истинную всего на 28 с.

Тем временем обстановка в Вармии накалялась. Всё чаще случались набеги вооружённых банд со стороны орденской Пруссии. Переговоры и жалобы в Рим ничего не давали. Осенью 1519 г., когда Коперник возвратился во Фромборк, польские войска вошли на территорию ордена. В начале ноября 1520 г., в самый разгар войны с крестоносцами, он избирается администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжо. Под командованием Коперника немногочисленный гарнизон Ольштына сумел его отстоять. Вскоре, после заключения перемирия, в апреле 1521 г. Коперник назначается комиссаром Вармии, а осенью 1523 г. – канцлером капитула.

В 1533 г. Копернику исполняется 60 лет, он еще выполняет отдельные административные и ревизорские поручения по Вармийской епархии. Все больше склоняется он к врачебным делам, в которых снискал себе широкую известность. Астрономические работы не отнимают больше у него много времени, они давно завершены, и Николаю Копернику остается подвести им итог.

2. ТЕОРИЯ НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА

2.1 Размышления, предшествующие открытию

Кафедральный собор Успения Богородицы во Фромборке, в котором служил отец Николай, - одна из главных святынь польского католичества. Собор был окружён крепкой стеной с оборонительными башнями и мог, если надо, служить крепостью. Коперник выбрал для жилья не слишком уютное место – северо-западную башню соборной стены. На ее верхнем этаже он и устроил свой кабинет. Оттуда был выход на широкую крепостную стену с хорошим обзором. По ней можно было пройти к соседней башне, на которой была подходящая площадка для наблюдений другой части неба. Коперник собственноручно изготовил из дерева угломерные астрономические инструменты, подобные описанным в «Альмагесте». Среди них «трикветрум» - шарнирный треугольник, одна из планок которого наводилась на светило, а по другой велся отсчет, «гороскопий», или солнечный квадрант, - вертикальная плоскость с выступающим стерженьком в верхнем углу. Прибор устанавливался по линии север-юг и позволял по направлению полуденной тени в моменты солнцестояний судить о наклоне эклиптики к небесному экватору. Не менее важным инструментом была армиллярная сфера – вложенные друг в друга поворотные кольца, которые служили моделью небесных координат и давали возможность получать отсчёты по нужным направлениям.

Фромборк с точки зрения погодных условий и географического положения не был благоприятным местом для наблюдений, тем не менее Коперник много наблюдал, о чём можно судить по упоминаниям в его главном труде «О вращении небесных сфер».

Цель наблюдений Коперника заключалась не в открытии новых небесных явлений. Астрономы Средневековья занимались тем, что измеряли положения светил и сравнивали свои данные с результатами расчётов по схемам Птолемея. Многие поколения астрономов подправляли систему птолемеевых эпициклов, чтобы предсказывать положения планет более надёжно. В результате точность предсказаний оставляла желать лучшего, а Вселенная Птолемея усложнилась так, что было ясно – Бог не мог создать мир таким несуразным. В записи Коперника о наблюдении им Марса в противостоянии (по отношению к Солнцу) 5 июня 1512г. сказано: «Марс превышает расчет больше чем на 2 градуса». Как и другие астрономы, он думал об улучшении расчетных схем.


«КОПЕРНИК»

Отношение человека к природе и Богу определяется не только личными симпатиями, знаниями и незнанием, но и общественным мнением, традициями, а также уровнем развития философии и науки. Чем значительней становились в конце Средневековья достижения науки и техники, не говоря уж о Великих географических открытиях, тем выше поднимался авторитет Природы.

Философия Природы - натурфилософия - развивалась по меньшей мере в трех направлениях. Первое определялось успехами математики, механики, техники и мыслило Мироздание как механизм. Второе склонялось к давней мысли Платона о Вселенной как организме, наделенном жизнью и разумом; понятия Природы и Бога соединились воедино (пантеизм). Третье избегало таких обобщений и довольствовалось данными опытной науки и здравым смыслом.

Научные доказательства великолепной античной догадки были изложены Николаем Коперником. Рассуждая о шарообразности Вселенной, он повторял умозрительную идею Пифагора о самой совершенной фигуре.


«КОПЕРНИК»

Но шарообразность Земли он с удивительной прозорливостью объяснял тем, что она "со всех сторон тяготеет к своему центру". Гелиоцентрическая система Коперника была независима от библейской картины мира. Он ссылался на античных мыслителей, называя Солнце Управителем мира, который, "как бы восседая на престоле царском, управляет вращающимся около него семейством светил...".

Николай Коперник родился в г. Торунь (Польша) в семье купца. В десятилетнем возрасте лишился отца и воспитывался в доме дяди, просвещенного епископа Луки Ватценроде. Окончил Краковский университет, где изучал математику, астрономию, медицину и право, продолжал учебу в университетах Италии (в Болонье, Падуе, Ферраре). Изучал церковное право, стал магистром искусств, всерьез заинтересовался астрономией. Вернувшись на родину, стал каноником собора в городе Фромборке. Он не только читал проповеди, но и лечил больных, занимался хозяйственными делами, а главное - разрабатывал новую модель мира, опираясь на идеи Аристарха Самосского.

Математически сложная система Птолемея, в которой центром мироздания является Земля, отвечала церковным канонам.


«КОПЕРНИК»

Это не смутило Коперника. Он написал трактат "Об обращении небесных сфер", предложив свою, математически обоснованную, модель мироздания с Солнцем в центре (гелиоцентрическую модель взамен геоцентрической системы Птолемея). Свой труд, изданный в Нюрнберге, Коперник посвятил папе Павлу III. Но в 1616 году книга была запрещена церковью, запрет отменили только через 212 лет.

Коперник сознавал, что идет наперекор общепринятому мнению. "Но я знаю, - писал он, - что размышления человека-философа далеки от суждений толпы, так как он занимается изысканием истины во всех делах, в той мере, как это позволено Богом человеческому разуму. Я полагаю также, что надо избегать мнений, чуждых правде... Если и найдутся какие-нибудь пустословы, которые, будучи невежественными во всех математических науках, все-таки берутся о них судить и на основании какого-нибудь места Священного Писания, неверно понятого и извращенного для их цели, осмелятся порицать и преследовать это мое произведение, то я, ничуть не задерживаясь, могу пренебречь их суждением, как легкомысленным".

Научное знание Коперник сопоставил с божественным откровением как наивернейший способ постижения истины, как средство возвышения чувств и мыслей, как источник светлой радости познания.

Несмотря на завершенность и стройность гелиоцентрической системы, она открывала путь для дальнейших исканий и открытий, Коперник сознавал ограниченность своих знаний: "Все сказанное выше сводится только к доказательству необъятности неба по сравнению с величиной Земли.


«КОПЕРНИК»

Но докуда простирается эта необъятность, о том не ведаем". Его натурфилософия была преимущественно научной, а не умозрительной.

Из предисловия Николая Коперника к книгам о вращениях:

Как только некоторые узнают, что в этих моих книгах, написанных о вращениях мировых сфер, я придал земному шару некоторые движения, они тотчас с криком будут поносить меня и такие мнения. Однако не до такой уж степени мне нравятся мои произведения, чтобы не обращать внимания на мнения о них других людей.

Я принял на себя труд перечитать книги всех философов, которые только мог достать, желая найти, не высказывал ли когда кто-нибудь мнения, что у мировых сфер существуют движения, отличные от тех, которые предполагают преподающие в математических школах. Сначала я нашел у Цицерона, что Никет высказывал мнение о движении Земли, затем я встретил у Плутарха, что этого взгляда держались и некоторые другие.

Я не сомневаюсь, что способные и ученые математики будут согласны со мной, если только (чего прежде всего требует эта философия) они захотят не поверхностно, а глубоко познать и продумать все то, что предлагается мной в этом произведении...

Не секрет, что Лактанций, вообще говоря знаменитый писатель, но небольшой математик, почти по-детски рассуждал о форме Земли, осмеивая тех, кто утверждал, что Земля имеет форму шара.

Поэтому ученые не должны удивляться, если нас будет тоже кто-нибудь из таких осмеивать. Математика пишется для математиков...

Так как цель всех благородных наук - отвлечение человека от пороков и направление его разума к лучшему, то больше всего это может сделать астрономия вследствие представляемого ею разуму почти невероятно большого наслаждения...

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Мировая фундаментальная наука зиждется на догадках, теориях и трудах учёных, которым ниспослано свыше стать первооткрывателями. Таким уникальным человеком миру явился польский каноник Николай Коперник (1473 – 1543). Догадки и предсказания мыслителя, оформленные за более чем полвека лишь в несколько фундаментальных научных трудов, привели на средневековый костер Инквизиции многих талантливых последователей и популяризаторов его теорий. Он родился в ХV веке — слишком рано для безоглядного признания алхимиками и лжеучёными правильности его научных выводов.

Широта его научного кругозора поистине невообразима. Основные труды и открытия сделал в области экономики, математики и астрономии. В университете Кракова, куда он поступил в 1491 году, основной упор делался, естественно, на медицину и богословие. Но юный Николай сразу нашел отрасль науки, которая пришлась ему по душе – астрономия. Учёную степень в Кракове ему получить не удалось, и с 1497 года он продолжил образование в университете Болоньи. Руководил его астрономическими наблюдениями Доменико Новара. Копернику повезло с наставником в Болонье — ему читал лекции отец европейской средневековой математической школы Сципион дель Ферро.

К этому же периоду относятся работы, посвященные другой области науки – экономике. «Трактат о монетах» (1519), «Monetae cudendae ratio» (1528).

Крепость Коперника

Образование Коперника завершилось в 1503 году в университете Падуи. В те годы начало складываться мировоззрение молодого поклонника астрономии, которой он мог спокойно заниматься, превратив в обсерваторию северо-западную башню крепости Фромборк на Балтике.

Научные труды Николая, датированные началом ХVI века, были посвящены новой теории построения мира — гелиоцентрической. Она была впервые изложена в монографии «Малый комментарий…» (лат.Commentariolus ). В 1539 году ученик Коперника Георг фон Ретик простым и понятным языком рассказал в своей книге о смысле открытия наставника. Главная книга, над которой Коперник трудился более сорока лет, называлась «О вращении небесных тел». Он постоянно вносил исправления в неё, основываясь на всё более точных астрономических расчётах.

Впервые прочитав Птолемеевы размышления об устройстве мира, Коперник сразу заметил, что выводы научного древнего мыслителя весьма спорны, а способ изложения очень сложен и малопонятен простому читателю. Вывод Коперника был однозначен – центром системы является Солнце, вокруг которого вращаются Земля и все известные в то время планеты. Некоторые элементы теории Птолемея всё же пришлось признать – поляк не мог знать о том, что такое орбиты движения планет.

Труд о принципиальных постулатах гелиоцентрической системы впервые был издан Георгом Ретиком в Нюрнберге в 1543 году под названием «О вращении небесных сфер». Опасаясь преследования инквизиции, издатель книги теолог Андреас Озиандер написал к ней предисловие. Он назвал теорию специальным приёмом математического характера, предназначенным для упрощения процесса астрономических расчётов. Монография Коперника в целом напоминает «Альмагест» Птолемея, только книг меньше – шесть вместо тринадцати. Коперник без труда обосновал, что планеты движутся возвратно, то есть по кругообразным орбитам.

Математическая часть книги содержит сведения об исчислениях месторасположения звёзд, Солнца и планет на небосводе. Принципы движения Земли по орбите вокруг Солнца описаны Коперником с применением правила прецессии равноденствий. Птолемей её объяснить не мог, а Коперник абсолютно точно говорит об этом с точки зрения кинематики. Упоминает в своём труде Коперник о принципах и законах движения Луны и планет, рассматривает характер и причины солнечных затмений.

Окончательно теория гелиоцентрическая теория мира Николая Коперника сформирована в виде семи постулатов, которые напрочь отметали геоцентрическую систему. Она оказала огромное влияние на формирование мировоззрения потомков Коперника в изучении астрономической картины мира.

Пятьсот лет признания

Активная научная деятельность Коперника продолжалась до 1531 года. Он сосредоточился на медицине, и по мере возможности старался, наконец, подготовить к изданию свою научную теорию. Историки и биографы Коперника не имеют единого мнения по вопросу, удалось ли ему увидеть книгу напечатанной. 24 мая 1543 года он, находясь в коме, умер после тяжелого инсульта. Останки захоронения гениального поляка были обнаружены во Фромборкском соборе в 2005 году, идентифицированы и с грандиозными почестями перезахоронены на прежнем месте 20 мая 2010 года. Только в 1854 году Ян Барановский издал полное собрание сочинений Коперника на польском языке и на латыни.

Николай Коперник увековечен потомками в сотнях памятников и наименований. Трансурановый элемент Периодической системы Менделеева №112 носит название «коперниций». На просторах Вселенной живёт малая планета (1322) Коперник.