Загадки в устном народном обществе. Загадки русские народные для детей и взрослых. Список использованной литературы

Цели :

  • Обобщение знаний учащихся по изучаемым темам изобразительного искусства;
  • Развитие творческого мышления, обогащение кругозора;
  • Воспитание чувства коллективизма и сотрудничества.

Задачи:

  • проверить знания полученные учащимися по простым жанрам изобразительного искусства;
  • способствовать развитию у детей смекалки, логического мышления, фантазии, эрудиции;
  • воспитывать умение выслушивать мнение одноклассников, излагать логически свою точку зрения.

Материалы и оборудование:

Для учителя: Презентация PowerPoint с заданиями, ребус с темой урока, аудиозапись

Для учащихся: Бумага ФА-4, ФА-2, кроссворд для каждой команды на ФА-3, карточки с названиями картин и авторами, карточки с описанием портретов сказочных героев, гуашь, палитра на каждого ребенка, кисти, салфетки для рук, фломастеры, цветная бумага клей ножницы, простые карандаши.

Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний

Ход творческого марафона

  1. Представление команд
  2. Загадки Умные
  3. Загадки Фантастические
  4. Загадки Подвижные
  5. Загадки Теоретические
  6. Загадки Художественные
  7. Подведение итогов

Ход урока.

Педагог . Здравствуйте!

Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

Тему нашего урока вы узнаете, если ребус отгадаете

(вывешиваю на доску ребус, дети отгадывают зашифрованную в нем тему урока)

Педагог . Что же у нас получилось? Правильно, ЗАГАДКИ! И тема нашего урока сегодня «Загадки», а загадки непростые, а специально для начинающих художников.

Работать мы будем с вами в командах. Умеете загадки отгадывать? Проведем небольшую разминку.

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.

Дети . Карандаш!

Педагог . Молодцы. Значит, ваша команда называется «Карандаши». Следующую загадку отгадаете, и название второй команды узнаете.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.

Дети . Кисточка!

Педагог . Вот мы и узнали название второй команды. Это команда «Кисточки». Да, ребята, а у нас сегодня присутствуют на уроке Госпожа Палитра и Синьор Тюбик. Я предлагаю их выбрать в жюри. Согласны?

Дети. Да!

Педагог . Теперь у нас есть две команды: Карандаши и Кисточки, многоуважаемое жюри и нам остается только начать наш марафон ИЗО-загадок. Вам предстоит нарисовать или создать эмблему. Пока играет музыка – вы рисуете и клеите, если музыка стала тише – значит пора заканчивать, а если совсем остановилась – нужно отложить все материалы. Итак, время пошло.

(дети создают эмблему)

Педагог . Представьте свои команды и покажите эмблемы.

(дети показывают эмблему и представляют свою команду)

Педагог . Как я и обещала, загадки будут непростые.

Первый этап - Загадки Умные

В изобразительном искусстве очень много выражений, очень много материалов для передачи изображений. Вставить нужную букву в клетку, написать целиком все слово, отгадать кроссворд сейчас Умники будьте готовы! Каждое правильно отгаданное слово принесет вам один фант (у карандашей это вырезанные из цветного картона карандаши, а у кисточек - кисточки). И еще один сюрприз: в кроссворде спрятано слово. Кто слово найдет – тот своей команде дополнительный фант ант принесет.

Педагог . Итак, начинаем! (дети отгадывают кроссворд (Приложение 1 ), играет музыка)

Музыка остановилась

Педагог . Время вышло, передаем кроссворды жюри для подведения итогов.

Второй этап - Загадки Фантастические

На листочках линии, кружочки, завитушки, черточки и точки. Вы, применив свое воображение, нафантазировать должны изображение. (Раздаются листы с изображением различных линий, дети работают под музыку).

Педагог . Передаем работы жюри. Оцениваться будут творчество, воображение, фантазия, оригинальность. (Жюри оценивает и говорит результаты первого этапа. Заработанные фанты, складываем в оформленные конверты, которые прикреплены к мольбертам)

Педагог . Пока жюри работает, мы приступаем к

Третьему этапу - Загадки Подвижные

Команде нужно выстроиться по цвету волос. Карандашам – от самого светлого к темному, Кисточкам - от самого темного к светлому. (Жюри оценивает).

Педагог .

Следующий этап - Загадки Теоретические

Просмотрев репродукции картин, игроки записывают цифру картины соответствующую тому или иному художнику. (Передаем карточки (Приложение 2 ) для оценивания жюри). Каждый правильный ответ - один балл.

Педагог . И последний

этап, пятый - Загадки Художественные

Узнай портрет по описанию и нарисуй его. (Объясняю детям алгоритм работы, сообщаю о времени)

Для первой команды: «Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще и в крапинку – от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у нее видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один - коричневый, а другой – черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся …»

Для второй команды: «Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты…»

Команды читают описание сказочного героя (Приложение 3 ) внутри своей команды, распределяют, кто, что будет рисовать и приступают к работе.

По окончании работы педагог зачитывает описание, показывает рисунок и просит другую команду узнать сказочного персонажа.

(жюри оценивает)

Педагог . А сейчас мы попросим жюри объявить итоги нашего марафона «ИЗО - загадки»

(выступление жюри)

Педагог . Вы сегодня замечательно поработали, все были активны. Работая в команде, каждый знал, что от него зависит общий успех. И наше жюри, Госпожа Палитра и Синьор Тюбик хотят наградить вас грамотами.

(награждаем похвальными грамотами)

Педагог . Спасибо всем вам. На этом наш урок окончен.

1. Я задам вопросик Тане:
- Кто живёт на нотном стане:
Семь хорошеньких сестриц,
Замечательных певиц?
Отвечай, ну, что ты?
Кто сестрицы? …

2. Что за чудище такое
В зале на концерте «воет»?
Пасть открыло - зубы там.
Бьют его по тем зубам.
А имея все три ножки,
Не умчится по дорожке,
«Газ» не жмёт, хоть есть педаль…
Имя чудища? …

3. Если ноток семь подряд
На своих местах стоят,
Как зовём семейство нот?
Кто мне быстро назовёт?
Раньше всех ответил Слава.
Что ответил он? ...

4. Есть начальник у всех нот.
Круглый у него живот.
Стан закрыл он на замок,
И чуть не сорвал урок.
- Ты-то строг, но не колюч.
Стан открой, ...

5. Ноток целых шесть подряд
Выстроились быстро в ряд.
А одна, видать, проспала,
К построенью опоздала.
Нотка, милая сестрица,
Где б тебе тут примоститься?
Хочет первой быть в октаве,
Ниже всех на нотном стане.
Первой хочет быть! Ого!
Кто же это? Нота …

6. Вы представите едва,
Стали ноту петь слова:
ЗаРЕвели РЕльсы, РЕчка,
РЕвольвер, РЕмень и гРЕчка,
Даже Редька на гоРЕ.
Все запели ноту...

7. Стали папу звать все Ша,
Маму стали звать ЛюдлА...
Ну, ты, нотка, - хороша!
Из имён взяла - ушла.
Что ты сделала с людьми?
Возвращайся, нота...

8. Ноту вдруг запела ФА ра,
Сразу две поёт ФАнФАра.
Эта нотка специльно
Позалазила в слова,
Чтоб звучали музыкально.
Что за нота? Нота …

9. Из чего мы варим суп?
Из картошки да из круп.
В суп ещё кладём фасоль.
Не кладём лишь ноту...

10. Эта нотка хоть скромна,
Со слогами-то дружна!
С ПО образовались нивы,
С ТОПО - стройны и красивы.
А что с ЗЕМ? Моя планета!
Как зовётся нота эта?

11. Эта нотка все моложе,
Позже всех она стоит.
Петь она умеет тоже,
Хоть и тоненько пищит.
Как зовут её? Спроси!
И она ответит: …

12. Только этот нотный знак
Говорит всем нотам так:
«Марш все вниз на полутон!»
Те слова для нот - закон!
Вниз на полутон? Изволь!
Повелитель нот - ...

13. «Эй, друзья, ребята-нотки,
Я подброшу вам работки:
Вверх бегом на полутон!» -
Ноток приглашает он,
Смотрит, кто куда залез.
Это - нотный знак...

14. От диезов и бемолей
Отпускает он на волю
Ноты. Добрый нотный знак!
Звать его, скажите, как?
И как пчёлочки нектар,
Любят ноты знак …

15. На картине этой - море,
Шторм бушует на просторе.
Из-под пенистой волны
Еле корабли видны.
Но чему так удивлён
Зритель, ученик Антон?
Он сказал: «Вот так картина!
С женским именем …

16.Положили в эту вазу
Много разных фруктов сразу.
С красками за свой мольберт
Пятиклассник сел, Альберт.
Фрукты в вазе - первый сорт!
Что рисует? …

17. На картине - лес, река,
Что бежит издалека,
По траве у этой речки
Всюду разбрелись овечки.

И ещё на полотне -
Вдалеке за дымкой кряж…
Подскажите, дети, мне,
Как картину звать? …

18. На одной ножке, словно юла,
Кружится стройненькая балерина,
Будто ключом в игрушке была
Заведена тайная где-то пружина.
Спектакля такого не видывал свет!
А как называется это? …

19. У него фигура скрипки,
Но покрепче, он не хлипкий!
Голос мощный, низкий бас.
Инструмент звать …

20. Умудрилась поселиться
Нота в слове СИнь, коСИца,
И в словах: СИрень, СИница,
ПодоСИновик, лиСИца,
СИто, СИла, СИлуэт.
Что за нота? Жду ответ!

21. Задали вопрос мы Ване.
- Ты играешь на баяне?
- Нет! Я объясню в момент.
Хоть похож тот инструмент
В самом деле на баян, -
Отвечает нам Иван, -
Клавиши, как на рояле,
Что стоит в концертном зале,
Белые имеет он.
Звать его …

ОТВЕТЫ: 1. НОТЫ. 2. РОЯЛЬ. 3. ОКТАВА.
4. КЛЮЧ. 5. ДО. 6. РЕ. 7. МИ. 8. ФА. 9. СОЛЬ.
10. ЛЯ. 11. СИ. 12. БЕМОЛЬ. 13. ДИЕЗ. 14. БЕКАР.
15. МАРИНА. 16. НАТЮРМОРТ. 17. ПЕЙЗАЖ.
18. БАЛЕТ. 19. КОНТРАБАС. 20. СИ.
21. АККОРДЕОН.

Рецензии

к 21 ому стиху

А в две тысячи десятых,
расскажу я вам, ребята,
Вдруг аккордеон решился
И с органом подружился.

Интересный гибрид! ну и кто теперь он?
Не электроорган - и не аккордеон...
голос более мягкий и плотный, не скрип.
Славу Богу поет словно хор... Орган-риб.
(Rib-organ)

А Аккордеон - лишь удивился:
Как так, звук органа получился:
Точь как в церкви: Чистый, золотой!
За тобой не слышен тембр мой!

Риб пропел: прости, Аккордеон!
Быть звучней тебя - я и рожден.
Отвечал Аккор: все норм, друган!
Ты мой брат, красавец риб-орган!
Может он звучать с программой -
Может без. Велик и гибок!
Из две-тысячи-десятых
От души поет нам рибик!

Хоть на "рибе" не играю,
Знаю многое о нем:
Я ж оргАны изучаю,
Должен знать об этом всем!

С уважением, КиберОрганист Женя

К 19 стиху:

Контрабас - он, да, тяжелый.
Не от скрипки, от виолы.
Знайте все, что контрабас -
Младший сын виолы-бас.

На этом уроке вы познакомитесь с понятием загадка, рассмотрите художественные средства, при помощи которых создаются загадки, узнаете виды и темы загадок; научитесь составлять загадки.

2. О воде, реках, ручьях:

Что вверх корнем растёт?

(сосулька) (рис. 2)

Рис. 2. Сосульки ()

Кругом вода, а с питьём беда.

(море) (рис. 3)

3. О насекомых:

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов.

(муравейник) (рис. 4)

Рис. 4. Муравейник ()

4. О птицах:

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.

(курица) (рис. 5)

5. О животных:

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

(овца) (рис. 6)

6. О людях:

Не часы, а тикает.

(сердце) (рис. 7)

7. Относящиеся к сельскому хозяйству (пашня, обработка хлеба):

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет.

(плуг) (рис. 8)

8. О лесе, деревьях, кустах:

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.

(берёза) (рис. 9)

Рис. 9. Берёзовая роща ()

9. Об овощах и ягодах:

Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

(кочан капусты) (рис. 10)

Посреди двора - золотая голова.

(подсолнух) (рис. 11)

Рис. 11. Подсолнух ()

Загадки бывают рифмованными:

Чёрный Ивашка - деревянная рубашка.

Где носом ведёт, там заметку кладёт.

(карандаш) (рис. 12)

Рис. 12. Карандаш ()

Загадка - это:

  • небольшое поучительное высказывание, народная мудрость;
  • краткое произведение, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки;
  • небольшой стишок.

Определите, к какому жанру фольклора относятся данные тексты:

Мохнатенько,

Усатенько,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

(это загадка; разгадка - кот) (рис. 13)

Котенька, коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать…

(потешка)

Ёжик, ёжик-чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Нам водилу выбирать.

(потешка)

В новой стене,

В круглом окне

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено.

(загадка; отгадка - прорубь) (рис. 14)

Жили-были старик да старуха. У них была дочка Алёнушка да братец её Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки.

Ответ: лампочка - похожа на грушу по форме, подвешена к потолку, но съесть её нельзя, потому что она стеклянная (рис. 16).

Рис. 16. Лампочка ()

У всех народов загадки были показателем мудрости, а человек, который умел отгадывать и придумывать загадки, считался мудрецом. У вас есть уникальная возможность стать мудрецами. Придумайте загадки сами и загадайте их своим близким или друзьям.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Ped-kopilka.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. 5klass.net ().

Домашнее задание

  1. Дать определение понятию загадка , перечислить виды загадок, назвать составляющие загадок.
  2. Придумать загадку-вопрос про любого животного.
  3. Выучить три загадки на разные темы, подобрать к ним иллюстрации.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Существуют произведения искусства и шедевры архитектуры, которые прекрасно знакомы каждому с детства. Но если изучить каждое из этих творений поподробнее, открывается множество загадочных и малоизвестных деталей.

Мы в сайт прочитали об этих фактах с большим удивлением.

Квартира на верхних этажах Эйфелевой башни

Густав Эйфель, создатель башни, построил и оборудовал квартиру для себя на ее верхних этажах. Он чаще использовал ее для отдыха или приема гостей. Однажды он долго беседовал там с Томасом Эдисоном.

В апартаментах есть кухня, санузел, две спальни, гостиная и, конечно же, оттуда открывается великолепный вид. В настоящее время там расположен музей с восковыми фигурами Эйфеля и Эдисона.

Порванная цепь у ног Статуи Свободы

Статуя Свободы была подарена Америке французскими гражданами в честь столетия революции. Она символизирует свободу, демократию и отмену рабства. Именно поэтому у ног статуи лежит порванная цепь, которая обычно не видна туристам.

Айзелуортская Мона Лиза

Общеизвестный факт, что многие художники рисовали копии и версии «Моны Лизы», но, оказывается, существует еще один портрет Джоконды, написанный, по мнению ученых, самим да Винчи. При этом полотно не является копией того, которое размещено в Лувре.

Интересно, что вторая картина имеет немного другую перспективу, которая может создать 3D-эффект. Возможно, одежда и пейзаж были написаны другим художником, или даже несколькими. По мнению ученых, это более ранняя версия Джоконды.

Капсула времени в горе Рашмор

Во время строительства памятника архитектор Гутзон Борглум хотел создать внутри скалы Зал Хроник - секретную комнату, где будущие поколения смогут найти основные документы и данные об истории США. Для этого он вырезал в скале за головой Авраама Линкольна пещеру. Но вскоре Борглум умер и работа не была закончена.

В 1998 году, более чем через 50 лет после его смерти, копии важных документов и мемуары президентов были запечатаны внутри недостроенного зала, который теперь играет роль капсулы времени.

Изначальный вид большого Сфинкса

Большой сфинкс - самая древняя статуя в мире. Изначально он был покрыт яркой краской, которая сохранилась до наших дней лишь фрагментарно, за ухом. Также изначально у сфинкса был нос и накладная церемониальная борода. Ее фрагменты можно увидеть в Британском и Каирском музеях.

Существуют предположения, что первоначально сфинкс имел голову льва, а человеческая голова вместо нее была высечена гораздо позднее, что объясняет нарушение пропорций между гигантским телом и маленькой головой.

Создание Пизанской башни

Знаменитая падающая башня хранит много тайн. В основном, все знают о наклоне башни. При этом никому точно не известно, кто именно построил эту колокольню для собора города Пиза. Одной из причин стало то, что башня строилась почти 200 лет. Историки привыкли считать, что строение было разработано Бонанно Пизано, но более вероятным архитектором может быть Диотисальви, который проектировал баптистерий, расположенный рядом с башней и выполненный в одном с ней стиле.

Лицо «Данаи» Рембрандта

Картину «Даная» Рембрандт начал писать через 2 года после женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник изображал жену на многих своих картинах, и долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других его картинах 1630-х годов, а использованный им стиль более походит на творения более позднего периода его творчества.

Лишь сравнительно недавно удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была переделана после смерти супруги художника, в то время, когда он увлекся Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Название самой известной достопримечательности Великобритании

Строго говоря, название «Биг Бен» относится не ко всей башне, а лишь к массивному колоколу внутри нее. Официальным наименованием колокольни до сентября 2012 года было «Часовая башня Вестминстерского дворца». Сейчас колокольня официально называется «Башня Елизаветы».Небо на картине «Крик»

Изначальное название легендарной картины Эдварда Мунка «Крик» звучало как «Крик природы». В своем дневнике художник пишет:

«... неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом...»

В 2003 году группа астрономов выдвинула предположение, что ярко-алый цвет неба, так поразивший художника, был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 году. В атмосферу было выброшено огромное количество вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда.

Наши далекие предки боялись «злых духов», «злого слова», « сглаза» и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду. По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные положительные качества которых подчеркивались обычно их именами-характеристиками. В целях обмана «злых людей» и « нечистой силы» заботливые родители специально давали своим детям «плохие» имена: умных и красивых мальчиков называли Дураками и Уродами, честных и смелых - Негодяями и Трусами, желанных и дорогих сердцу - Нечаями. Им казалось, что «плохое» имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребенка от опасности и «порчи».

К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками.

Загадки были не только «тайным языком». С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой и саму жизнь.

У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.


Так что же такое загадка?

Загадка - это краткое описанное предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда и быта.

С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи: Безрук, без ног, все толк да скок (люлька). Летом обута, зимой разута (соха).

Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе: Пыль увижу - заворчу, заворчу и проглочу, (пылесос).

Музыкант, певец, рассказчик, а всего кружок да ящик (магнитофон).

Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится (ракета)

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны. Все загадки можно разделить на три вида: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы.

И в самом деле, например в загадке «Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста,

К примеру, в загадке: «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку» отмечены признаки внешнего вида, манера передвигаться и «вкусы» животного, т.е. описание кролика.

Есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Например: «Какой месяц короче всех?» Напрашивается ответ: февраль, но это неправильно, ответ на загадку -май (всего три буквы). «Каких камней нет в море?» - «Сухих».

Есть еще один тип загадок: загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например одна из таких загадок: «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте,- говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько да полстолька, да четверть столька, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей» Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ - чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Но нет! Одну-то он убил, а остальные улетели…

Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна.

Загадка - предельно малое по форме литературное произведение. Как уже было сказано, немало загадок, содержание которых передается одним предложением-вопросом. В этом случае композиция загадки определяется одним простым предложением вопросом: Кто на себе свой домик носит? (улитка) Кого один раз в году наряжают? (елку) Иногда к загадкам, составленным из нескольких повествовательных предложений, сам составитель, чтобы обострить ситуацию, добавляет вопросительное предложение:

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

Необходимость перечисления признаков влечет за собой использование в загадках однородных членов предложения: «Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел» (гриб)

Изобразительно-выразительные средства загадки богаты и разнообразны. Это объясняется как самой природой загадки, требующей иносказания, сопоставления, точности в употреблении слова, так и малым размером жанра, в котором каждый языковой элемент должен нести большую смысловую и изобразительно-выразительную нагрузку.

Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.

Употребление слова в ином, переносном значении - наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и общего значения, или только их частных признаков - формы, окраски, действий. Так в загадке У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет - гвоздь упадет - по внешнему сходству сосулька названа белым гвоздем.

Нередко в загадке сопоставления с человеком (олицетворение) -прием, широко используемый в народной поэзии: Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь - девица). Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук - дед)

В тех же целях создании замысловатого вопроса используется и многозначность слов: Ходит весь век -а не человек, (часы). Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает, (дверь).

Выразительность характеристики предмета создается различными средствами, в том числе с помощью эпитетов и сравнений. Так в загадке Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный внешний вид арбуза и его вкус передают эпитеты алый, бархатный, сахарный. В загадке Кругла как шар, красна, как кровь, сладка, как мед спелость и сочность вишни помогают ощутить сравнения как шар, как кровь, как мед.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.

Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, литературная загадка основывается на таком же образном представлении о предмете или явлении, сравнении и сопоставлении. Однако существенно отличается от народной загадки. Современная загадка часто избирает объектом речи такие понятия, как Родина, труд человека, технический прогресс, общественная жизнь и другие.

Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам, Скажешь здесь, а слышно там.

(телефон) А. Рождественская.

Литературная загадка заметно отличается от народной по форме. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть краткой. Автор литературной загадки имеет возможность дать развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи. Например, народная загадка о молотке звучит так: «Сам худ, голова с пуд». А вот загадка о молотке Самуила Яковлевича Маршака:

Самый бойкий я рабочий в мастерской, Колочу я, что есть мочи день-деньской Как завижу лежебоку, что валяется без проку, Я прижму его к доске, да как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка -Чуть видна его фуражка!

Краткость народной загадки требовала емких, выразительных, порой грубоватых языковых средств, как правило, разговорного стиля. Литературная загадка пользуется книжным стилем речи с привлечением поэтических языковых средств.

Джанни Родари писал: «Почему дети так любят загадки? Загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познаний действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире - тайна, в которую ему еще предстоитпроникнуть, загадка, которую еще надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».

Отмечая различия между народной и литературной загадками, хочется сказать, что делаем мы это не для того, чтобы противопоставить, их друг другу, а для того, чтобы увидеть, что с развитием культуры, образования, техники народная загадка получает свое дальнейшее развитие. Так что нечего опасаться за судьбу загадок. Разумеется, загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как это было в древности, но их роль остается весьма значительной.