Якуты какая раса. Всероссийский медиапроект "Российская нация" - все этносы России как неразделимые части единой Российской нации

Яку́ты (среди местного населения распространено произношение - якуты́ , самоназвание - саха́ ; якут. сахалар ; также якут. урааҥхай сахалар ед. саха ) - тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. Много монголизмов (примерно 30 % слов монгольского происхождения), также имеется около 10 % слов неизвестного происхождения, в более позднее время присоединились русизмы. Около 94 % якутов генетически относятся к гаплогруппе N1c1, исторически говорившей на уральских языках и сейчас в основном представленной у угро-финнских народов. Общий предок всех якутских N1c1 жил 1300 лет назад.

По результатам переписи 2002 в России проживало 443,9 тыс. якутов, главным образом, в Якутии, а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (приблизительно 45 % населения) народом в Якутии (второй по численности - русские, приблизительно 41 %).

История

Большинство учёных полагает, что в VIII-XII веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал под давлением других народов в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков и юкагиров, живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада - пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV-XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620-1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII-XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган (юрта), летним - разборная ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялось и шаманство.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена.

Находившийся в Якутии 12 лет в Вилюйской ссылке Николай Чернышевский о якутах писал: «Люди, и добрые и не глупые, даже, может быть, даровитее европейцев…» «И вообще люди здесь добрые, почти все честные: некоторые при всей своей тёмной дикости положительно благородные люди» .

Культура и быт

В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. На севере Якутии распространён уникальный тип упряжного оленеводства.

Передаваемый из поколение в поколение сказителями древний эпос олонхо (якут. олоҥхо ) включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус - якутский вариант варгана.

Другим известным самобытным культурным феноменом является т. н. якутский нож

Религия

В жизни якутов религия играла первенствующую роль. Якуты считают себя детьми доброго духа айыы, верят, что могут стать духами. Вообще, якут с самого зачатия окружен духами и богами, от которых он находится в зависимости. Почти все якуты имеют представление о пантеоне богов. Обязательный обряд - кормление духа огня при торжественных случаях или на лоне природы. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами. Якуты каждый год празднуют религиозный праздник «Ысыах», на охоте или рыбалке кормят «Байанай» - бога охоты и удачи, ставят «Сэргэ» при знаменательных событиях, кормят огонь, почитают священные места, уважают «алгыс», слушают «Олонхо» и звучание «Хомуса». А. Е. Кулаковский считал, что якутская религия была стройной и законченной, далекой «от идолопоклонства и шаманизма». Он заметил, что «шаманами неправильно называют жрецов, служителей Белого и Черного божеств». Христианизация коренных жителей Ленского края - якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган - началась уже в первой половине XVII века.

Сахаляры

Сахаля́р (якут. бааhынай ) - метис, потомок от смешанного брака якута/якутки и представителя/представительницы какого-либо иного этноса. Слово не следует путать с сахала р - множественным числом от самоназвания якутов, саха́.

Известные якуты

Исторические личности:

  • Эллэй Боотур - легендарный предводитель и прародитель якутов.
  • Омогой Баай - легендарный предводитель и прародитель якутов.

Герои Советского Союза:

  • Фёдор Охлопков - Герой Советского Союза, снайпер 234-го стрелкового полка.
  • Иван Кульбертинов - снайпер 23-й отдельной лыжной бригады, 7-го Гвардейского воздушно-десантного полка, один из самых результативных снайперов Второй мировой войны (487 человек).
  • Алексей Миронов - снайпер 247-го гвардейского стрелкового полка 84-й гвардейской стрелковой дивизии 16-й - 11-й гвардейской армии Западного фронта, гвардии сержант.
  • Фёдор Попов - Герой Советского Союза, стрелок 467-го стрелкового полка (81-я дивизия, 61-я армия, Центральный фронт).

Политические деятели:

  • Михаил Николаев - 1-й президент Республики Саха (Якутия) (20 декабря 1991 - 21 января 2002).
  • Егор Борисов - президент Республики Саха (Якутия) (с 31 мая 2010 года).

Учёные и деятели искусств:

  • Суорун Омоллоон - якутский писатель.
  • Платон Ойунский - якутский писатель.
  • Алампа - Софронов Анемподист Иванович - якутский поэт, драматург, прозаик, один из основоположников якутской литературы.
  • Семён Новгородов - якутский политик и лингвист, создатель якутской письменности.
  • Тобуроков Петр Николаевич (як. Бүөтүр Тобуруокап) - народный поэт Якутии. Участник Великой Отечественной войны. Член СП СССР с 1957 г.

Использованы материалы Википедии

ЯКУТЫ (самоназвание – Саха), народ в Российской Федерации (382 тыс. человек), коренное население Якутии (365 тыс. человек). Язык якутский уйгурской группы тюркских языков. Верующие -православные.

Язык

Говорят на якутском языке тюркской группы алтайской семьи языков. Говоры объединяются в центральную, вилюйскую, северо-западную и таймырскую группы. 65% якутов владеют русским языком.

Происхождение

В этногенезе якуты участвовали как местные тунгусоязычные элементы, так и тюрко-монгольские племена (хунну, тюрки-тугю, кыпчаки, уйгуры, хакасы, курыкане, монголы, буряты), расселившиеся в Сибири в X–XIII вв. и ассимилировавшие местное население. Окончательно этнос сформировался к XVII в. К началу контактов с русскими (1620-е гг.) якуты жили в амгинско-ленском междуречье, на Вилюе, в устье Олёкмы, в верховьях Яны. Традиционная культура наиболее полно представлена у амгинско-ленских и вилюйских якутов. Северные якуты по культуре близки к эвенкам и юкагирам, олёкминские сильно окультурированы русскими.

Хозяйство

Якуты-охотники

Основное традиционное занятие якутов – коневодство и разведение крупного рогатого скота. В русских источниках XVII в. якутов называют «конными людьми». За лошадьми ухаживали мужчины, за крупным рогатым скотом – женщины. Скот держали летом на подножном корму, зимой – в хлевах (хотонах). Сенокошение знали еще до прихода русских. Вывели особые породы коровы и лошади, приспособленные к суровым климатич. условиям Севера. Местный скот отличался выносливостью и неприхотливостью, но был малопродуктивен, доился только летом. Скот занимает особое место в культуре якутов, ему посвящены специальные обряды. Известны захоронения якутов с лошадью. Ее образу отводится важная роль в якутском эпосе. Северные якуты переняли у тунгусских народов оленеводство.

Охота

Были развиты как мясная охота на крупного зверя (лось, дикий олень , медведь , кабан и другие), так и пушной промысел (лисица, песец , соболь , белка, горностай , ондатра , куница, росомаха и другие). Характерны специфические приемы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка, которого гонит перед собой), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками. Орудия охоты – лук со стрелами, копье. Применялись засеки, загороди, ловчие ямы, силки, капканы, самострелы (айа), пасти (сохсо); с XVII в. – огнестрельное оружие. В дальнейшем из-за снижения численности зверей значение охоты упало.

Рыболовство

Большое значение имело рыболовство: речное (промысел осетра, чира, муксуна, нельмы, сига, хариуса, тугуна и другие) и озерное (гольян, карась, щука и другие). Рыбу ловили вершами, мордами (туу), сетью (илим), неводом из конского волоса (баадьы), били острогой (атара). Рыболовством занимались главным образом летом. Осенью устраивали коллективную неводьбу с разделом добычи между участниками. Зимой ловили рыбу в проруби. Для якутов, не имевших скота, рыболовство было основным хозяйственным занятием: в документах XVII в. термин «балысыт» («рыболов») употреблялся в значении «бедняк». На рыболовстве специализировались также некоторые племена – так называемые «пешие» якуты – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Собиральство и земледелие

Существовало собирательство: заготовка сосновой и лиственной заболони, сбор кореньев (сарана, чекана и другие), зелени (дикий лук, хрен, щавель), в меньшей степени ягод (малину не употребляли, считали нечистой). Земледелие заимствовали у русских в конце XVII в. До середины XIX в. оно было развито слабо. Распространению земледелия (особенно в Амгинском и Олёкминском окрестностях) способствовали руские ссыльные поселенцы. Культивировали специальные сорта пшеницы, ржи, ячменя, которые успевали созреть за короткое и жаркое лето, выращивали огородные культуры.

За годы советской власти у якутов сформировались новые отрасли хозяйства: клеточное звероводство, малое животноводство, птицеводство. Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком.

Быт

Были известнылыжи, подбитые конским камусом, сани (силис сыарга) с полозьями из дерева с корневищем, имевшими естественную кривизну; позднее – сани типа руссих дровен, в которые обычно запрягали быков, у северных якутов – оленьи прямокопыльные нарты. Водный транспорт: плот (аал), лодки – долбленка (оночо), челнок (тыы), берестяная лодка (туос тыы), другие. Якуты счисляли время по лунно-солнечному календарю. Год (сыл) делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом: январь – тохсунньу (девятый), февраль – олунньу (десятый), март – кулун тутар (месяц подкармливания жеребят), апрель – муус устар (месяц ледохода), май – ыам ыйа (месяц удоя коров), июнь – бэс ыйа (месяц заготовки сосновой заболони), июль – от ыйа (месяц сенокоса), август – атырдьах ыйа (месяц стогования сена), сентябрь – балаган ыйа (месяц перекочевки с летников в зимники), октябрь – алтынньи (шестой), ноябрь – сэтинньи (седьмой), декабрь – ахсынньы (восьмой). Новый год наступал в мае. Ведали народным календарем предсказатели погоды (дьыллыты).

Ремесло

Среди традиционных ремесел у якутов – кузнечество, ювелирное дело, обработка дерева, бересты, кости, кожи, меха, в отличие от других народов Сибири – лепная керамика. Из кожи делали посуду, из конского волоса плели, ссучивали шнуры, им вышивали. Якутские кузнецы (тимир ууга) выплавляли железо в сыродувных горнах. С начала ХХ в. выковывали изделия из покупного железа. Кузнечество имело также товарное значение. Якутские ювелиры (кемус ууга) делали из золота, серебра (частично переплавляя русские монеты) и меди женские украшения, конскую сбрую, посуду, культовые предметы и другие, знали чеканку, чернение серебра. Были развиты художественная резьба по дереву (орнаментика коновязей сэргэ, кубков для кумыса чоронов и другие), вышивка, аппликация, плетение из конского волоса и другие. В XIX в. получила распространение резьба по мамонтовой кости. В орнаментике преобладают завитки, пальметты, меандры. Характерен двурогий мотив на чепраках.

Жилище

якутка

У якутов существовало несколько сезонных поселений: зимнее (кыстык), летнее (сайылык) и осеннее (отор). Зимние поселения располагались вблизи покосов, состояли из 1–3 юрт, летние (до 10 юрт) – у пастбищ. Зимнее жилище (балаган кыпынны дьиэ), где жили с сентября по апрель, имело наклонные стены из тонких бревен на бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывали глиной с навозом, крышу поверх бревенчатого настила покрывали корой и землей. С XVIII в. распространены также многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Вход (аан) делали в восточной стене, окна (тюннюк) – в южной и западной, крышу ориентировали с севера на юг. В северо-восточном углу, справа от входа, устраивали очаг типа чувала (опох), вдоль стен сооружали дощатые нары (орон), почетной считали нару, идущую от середины южной стены к западному углу. Вместе с примыкавшей к ней частью западной нары она образовывала почетный угол. Далее к северу находилось место хозяина. Нары слева от входа предназначались для молодых мужчин и работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставили стол (остуол) и табуреты, из другой обстановки имелись сундуки, ящики. С северной стороны к юрте пристраивали имевший ту же конструкцию хлев (хотон). Вход в него из юрты находился позади очага. Перед входом в юрту сооружали навес или сени (кююлэ). Юрту окружала невысокая насыпь, часто с заборчиком. У дома ставили коновязь, часто украшенную богатой резьбой. Со 2-й половины XVIII в. в качестве зимнего жилища у якутов распространились русские избы с печью. Летнее жилище (урага сайынгы дьиэ), в котором жили с мая по август, представляло собой крытое берестой цилиндроконическое сооружение из жердей (на каркасе из четырех жердей, скрепленных вверху квадратной рамой). На Севере были известны каркасные постройки, крытые дерном (холуман). В селениях имелись хозяйственные постройки и сооружения: амбары (ампаар), ледники (булуус), погреба для хранения молочных продуктов (тар иинэ), коптильные землянки, мельницы. Поодаль от летнего жилища ставили хлев для телят (титик), сооружали навесы и другое.

Одежда

Национальная одежда якутов состоит из однобортного кафтана (сон), зимой – мехового, летом – из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани, его шили из 4 клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами; коротких кожаных штанов (сыайа), кожаных ноговиц (соторо), меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались простым ремнем, богатые – с серебряными и медными бляшками. Женские свадебные шубы (сангыйах) – длиной до пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с вшивными с небольшими буфами рукавами и меховым воротником-шалькой. Борта, подол и рукава окаймляли широкие полосы красного и зеленого сукна, позумент. Шубы богато декорировали серебряными украшениями, бисером, бахромой. Их ценили очень дорого и передавали по наследству, преимущественно в тойонских семьях. Из меха соболя или бобра шили женский свадебный головной убор (дьабакка). Он имел вид колпака, спускающегося на плечи, с высоким верхом из красного или черного сукна, бархата или парчи, густо обшитым бисером, позументом, бляшками, и непременно с большой серебряной сердцевидной бляхой (туосахта) надо лбом. Самые старинные дьабакка украшены султаном из птичьих перьев. Женскую одежду дополняли пояс (кур), нагрудные (илин кэбихэр), наспинные (кэлин кэбихэр), шейные (моой симэгэ) украшения, серьги (ытарга), браслеты (бегех), накосники (сухуех симэгэ), кольца (бихилэх), изготовленные из серебра, нередко золота, с гравировкой. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) с голенищами, покрытыми сукном, у женщин – с аппликацией.

Якуты – это коренное население Якутии (республика Саха). Статистика по данным последней переписи населения выглядит следующим образом
Численность — 959689 чел.
Язык – тюрская группа языков (якутский)
Религия — православная и традиционная вера.
Раса — монголоидная
К родственным народам относятся долганы, тувинцы, киргизы, алтайцы, хакасы, шорцы
Этнос – долганы
Произошли от тюрко-монгольского народа.

История: происхождение народа якуты.

Первые упоминания о предках этого народа найдены в четырнадцатом веке. В Забайкалье жило кочевое племя курыканов. Учёные предполагают, что с XII-XIV века якуты мигрировали из Байкала в Лены, Алдана и Ваилюя, где они обосновались и вытесняли тунгусов и одулов. Народ якуты из древне считались прекрасными скотоводами. Разведение коров, лошадей. Якуты по природе охотники. Отменно ловили рыбу, разбирались в военных делах, славились кузнечеством. Археологи считают, что якутский народ появился в результате прибавление в своём поселении трюкоязычных поселенцев из местных племён течения бассейна Лены. В 1620 году произошло присоединение якутского народа к Российскому государству – это ускорило развитее народа.

Религия

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.
Сахаляр
Сахаляром называют смешение рас якутов и европейского народа. Такой термин появился после присоединения Якутии к России. Отличительные черты метисов – это сходство со славянской расой, порой в них даже не узнаешь якутские корни.

Традиции народа якуты

1.Обязательный традиционный обряд - Благословение Айыы при торжествах, праздниках и на природе. Благословения являются молитвами.
2.Обряд воздушного погребения — это подвешивание тела мёртвого человека в воздухе. Обряд придания умершего воздуху, духу, свету, дереву.
3. Праздник «Ысыах», день, восхваляя Белых Айыы, является самым важным праздником.
4. «Байанай» - дух охоты и удачи. Его задабривают при охоте или ловли рыбы.
5. В брак вступают с 16 до 25 лет. За невесту выплачивается калым. Если семья небогатая, то невесту можно украсть, а потом отработать за неё помогая семье будущей жены.
6. Пение, которое у якутов именуется, как «олонхо» напоминает оперное пение с 2005 года, считается наследием ЮНЕСКО.
7. Весь якутский народ почитает деревья так, как там живёт дух хозяйки земли Аан Дар-хан Хотун.
8. при восхождениях через горы якуты традиционно приносили в жертву рыб и животных лесным духам.

Якутские национальные прыжки

вид спорта, который проводят на национальном празднике «Ысыах». Международные Игры «Дети Азии» подразделяются на:
«Кылыы» - одиннадцать прыжков без остановки, начало прыжка на одной ноге, а приземление должно быть на обе ноги.
«Ыстаҥа» - одиннадцать поочерёдных прыжков с ноги на ногу и приземляться нужно на обе ноги.
«Куобах» - одиннадцать прыжков без остановок, отталкиваясь сразу двумя ногами с места или с разбега приземляясь на две ноги.
Важно знать про правила. Так как если не выполняется третье соревнование, результаты аннулируются.

Якутская кухня

Традиции народа якуты связанны и с их кухней. Например, приготовления карася. Рыбу не потрошат, снимают только чешую, делают небольшой надрез сбоку, отрезают часть кишечника, удаляют желчный пузырь. В таком виде рыбу варят или жарят. У народа пользуется популярностью суп из потрашков. Такое безотходное приготовление относятся ко всем блюдам. Будь то говядина или конина.

С самого своего «происхождение народа якуты» накапливались традиции. Эти северные обряды интересные и таинственные накоплены спустя века своей истории. Для других народов их жизнь так недосягаема и непонятна, а для якутов это память их предков, малая дань в честь своего существования.

Уходят в небытие века, тысячелетия, одно поколение сменяет другое, вместе с этим канут в забвение многие древние знания и учения. За туманами веков уже не разглядеть события минувших столетий. Все, что предано забвению, для последующих поколений становится нераскрытой тайной, облаченной в мифы и легенды. Мифы и легенды, предания и сказания – это и есть летопись ушедших времен.

Много нераскрытых тайн, белых пятен в древней истории народа саха. Окутано тайной и происхождение саха. В ученых кругах нет единого мнения о предках-прародителях и исконной прародине, о религиозных верованиях народа саха. Но известно одно: саха – один из древнейших народов мира, сохранивших тайные знания человечества, космическую культуру.

Судя по преданиям, были у саха свои священнослужители, жрецы «религии» Аар Айыы, ими были Белые Шаманы – носители древних тайных знаний, поддерживающие связь с высшими силами, с Космическим Разумом, то есть Творцом – Юрюнг Аар Айыы Тойоном , Тангара.

Одним из культовых праздников, который отмечался с 21 по 23 декабря, является День Зимнего Солнцестояния, это День Рождения или День выхода Юрюнг Аар Айыы Тойона людям. С этого дня обновленное Солнце начинает свой новый круговорот. Это времена тишины и покоя, умиротворения и гармонии. Древние саха приветствовали обновленное Белое Солнце, в знак почитания Божественного Светила разжигали священный огонь, совершали сакральные таинства. Наши предки в эти Дни Солнцестояния культивировали в себе чувство гармонии и счастья, мечтали обо всем прекрасном, говорили только о позитивном.

В эти светлые дни вода обретала целебную силу. Огонь домашнего очага наполнялся магической силой. Это были дни великих магических действий, связанные со вселенским ритмом движения могучих энергий. Проводились исконные древнейшие Обряды Айыы Намыһын Удаганов – жриц Белого Благодатного Солнца.

Следующий обрядовый праздник проводился с 21 по 23 марта, это был праздник возрождения и пробуждения природы, праздник мужского начала. Он обычно посвящался Божеству Дьөһөгөй , олицетворяющему мужское начало Мироздания. Образ этого Божества очень своеобразный, в нем отражается и Культ почитания Солнца. В мифах и легендах сохранились некоторые сведения о том, что в это время в древности проводился особый культовый обряд «Кыйдааһыныһыаҕа», когда знатные роды саха посвящали табун белоснежных лошадей Белым Светлым Божествам . Этот табун гоняли на восток, где восходит Божественное Солнце, три всадника в белоснежной одежде на конях молочного окраса. Туом этого обряда совершали три Белых Шамана.

Своего рода Новый Год в канувшие в небытие века народ саха встречал в сакральный день – 22 мая. В это время оживала Мать-Природа, все расцветало. Отдавали дань добрым земным энергиям – духам. Проводился обряд единения с Природой.

Самый красивый, долгий, большой религиозно-культовый праздник отмечался в день летнего солнцестояния с 21 по 23 июня. Этот обрядовый праздник посвящался Богу Юрюнг Аар Айыы Тойону и всем Белым Божествам. Древние саха встречали восход Солнца – символа Тангара (Бога), его живительные лучи очищали людей, даровали им жизненную силу, в это время сама Мать-Природа обретала целебную силу; вода, воздух, травы, деревья в эти дни могли лечить людей.

Осенний культовый обряд проводился с 21 по 23 сентября, в день осеннего солнцестояния, когда начиналась новая зима, которую надо было благополучно пережить. Природа отцветала, как бы отправлялась в долгий сон, мать земля отдыхала под покровом снега. Древние саха проводили обряд Благословления для всех божеств и небожителей, земных духов и подземных демонов, просили благополучия в наступающем году у Юрюнг Аар Айыы Тойона, сидели до полуночи, когда один прожитый год сменил другой, желания, загаданные в ту долю безвременья, сбывались. Саха верили, что существует мгновение, когда нет ни времени, ни пространства, когда открываются порталы Вселенной, и в этот миг человек может отправить к высшим силам свои просьбы, загадать желания и они обязательно сбудутся. Этими сакральными временами являются дни солнцестояния. Сохранились предания о том, что во время осеннего таинства «Тайылҕаыһыаҕа» девять шаманок совершали обряд почитания всех вселенских энергий. Отдавали в дань Светлым Силам белоснежную лошадь, Темным Силам крупный рогатый скот темного окраса.

Святым для древних саха символом, олицетворяющим круговорот жизни, смену временен года, четыре стороны света был крест. Вся человеческая жизнь на Земле держится на четырех ключевых понятиях: четыре возраста человека, четыре времени суток, четыре времени года, четыре стороны света.

Верования саха – религия Добра и Света, прославляющая Жизнь. Подобно древнеиранской религии, «религия» Белых Айыы проповедует торжество жизни, победу доброго начала. Поэтому древние саха считая землю, небо, воду, огонь священными стихиями, хоронили усопших в наземных сооружениях, где мертвая энергетика не соприкасалась со священными объектами. Некоторые роды саха устраивали погребальный костер, где очищающая сила огня изгоняла всю скверну. Саха никогда не возвращались к могилам усопших, чтобы не навлечь негатив со стороны темных сил и не тревожить покой душ, отошедших в иной мир, которые по воле Высших Сил могли заново родиться в этом мире. После погребальных обрядов очищались огнем, водой, одежду в течение девяти дней оставляли на улице, чтобы ветра уносили скверну туда, куда нужно. На похороны не ходили беременные женщины и те, у которых маленькие дети, больные люди и дети до совершеннолетия. Это строго соблюдалось во все времена. Это было своего рода психической защитой от потрясений, древние саха оберегали свой душевный покой и внутреннюю гармонию.

Глубоко в сознании мы, потомки древнейшего народа, храним старинные заповеди, стараемся жить по канонам полузабытых, но уже возрождающихся, сакральных верований, которые проповедовали жизнь в гармонии с окружающим миром и самим собой, в почитании природы и вселенского порядка.

Варвара КОРЯКИНА .

  Численность – 381 922 человека (на 2001 г.).
  Язык – тюркская группа алтайской семьи языков.
  Расселение – Республика Саха (Якутия).

Самоназвание - саха . По территории расселения их делят на амгинско-ленских (между рр. Леной, Нижним Алданом и Амгой, а также на левобережье Лены), вилюйских (в бассейне р. Вилюя), олекминских (в бассейне р. Олекмы) и северных (в тундровой зоне, бассейнах рр. Анабара, Оленека, Колымы, Яны и Индигирки).

Говоры объединяются в центральную, вилюйскую, северо-западную и таймырскую группы. 65% якутов владеют русским языком и еще 6 % считают его родным. В 1858 г. по инициативе ученого и миссионера И.Е. Вениаминова была издана первая «Краткая грамматика якутского языка».

В становлении народа участвовали как местные тунгусоязычные племена, так и пришлые из Прибайкалья тюрко-монголы, расселившиеся в Сибири в X-XIII вв. и ассимилировавшиеся с местным населением. Окончательно этнос сформировался в конце XVI в. К тому времени якуты подразделялись на 35-40 экзогамных «племен». Крупнейшие насчитывали до 2-5 тыс. человек. Племена делились на родовые группы - «отцовские роды» (ага-уса) и более мелкие «материнские роды» (ийэ-уса). Частые межплеменные войны, известные в народе как события кыргыс юйэтэ - «век битв, сражений», сделали необходимым военное обучение мальчиков. К 18 годам оно заканчивалось посвятительным обрядом с участием шамана, который «вселял» в юношу духа войны (илбис).

Традиционная культура наиболее полно представлена у амгинско-ленских и вилюйских якутов. Северные более близки к эвенкам и юкагирам , у олекминских очень заметно влияние русских.


В XVII в. якутов называли «конными людьми»

Традиционное занятие - разведение крупного рогатого скота и лошадей. Были выведены особые породы этих животных, приспособленные к суровым климатическим условиям Севера: выносливые и неприхотливые, но малопродуктивные (доились только летом). В русских источниках XVII в. якутов называли «конными людьми». За лошадьми ухаживали мужчины, за коровами - женщины. Летом скот держали на подножном корме, зимой - в хлевах. Сенокошение применяли еще до прихода русских. Животные занимали отдельное место в культуре якутов, им посвящены специальные обряды. Особое место отводилось образу лошади, известны даже ее захоронения вместе с человеком.

Добывали лося, дикого оленя, медведя, кабана, пушных зверей - лисицу, песца, соболя, белку, горностая, ондатру, куницу, росомаху - и других животных. При этом применяли весьма специфические приемы, например охоту с быком (когда охотник подкрадывался к добыче, прячась за быка, которого гнал перед собой), конную гоньбу по следу, иногда с собаками. Охотились с луком и стрелами, копьем, а с XVII в. - с огнестрельным оружием. Использовали засеки, загороди, ловчие ямы, силки, капканы, самострелы, пасти.

Особую роль в хозяйстве играло рыболовство. Для якутов, не имевших скота, рыболовство было основным хозяйственным занятием. В документах XVII в. слово балысыт - «рыболов» употребляли в значении «бедняк». На реках добывали осетра, чира, муксуна, нельму, сига, хариуса, тугуна, на озерах - гольяна, карася, щуку и других рыб. Орудиями промысла служили верши, морды, сети, невода из конского волоса; крупную рыбу били острогой. Осенью устраивали коллективную рыбалку неводом, добычу делили поровну. Зимой занимались подледным ловом.

Распространению земледелия (особенно в Амгинском и Олекминском округах) способствовали русские ссыльные поселенцы. Выращивали специальные сорта пшеницы, ржи и ячменя, которые успевали созреть за короткое и жаркое лето. Культивировали также огородные культуры.

По лунно-солнечному календарю год (сыл) наступал в мае и делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом: январь - тохсунньу - «девятый», февраль - олунньу - «десятый», март - кулун тутар - «месяц подкармливания жеребят», апрель - муус устар - «месяц ледохода», май - ыам ыйа - «месяц удоя коров», июнь - бэс ыйа - «месяц заготовки сосновой заболони», июль - от йыа - «месяц сенокоса», август - атырдьах ыйа - «месяц стогования сена», сентябрь - балаган ыйа - «месяц перекочевки с летников в зимники», октябрь - алтынньи - «шестой», ноябрь - сэтинньи - «седьмой», декабрь - ахсынньы - «восьмой».

  

Из ремесел были развиты кузнечество, ювелирное дело, обработка дерева, бересты, кости, кожи, меха, изготовление лепной керамики. Из кожи мастерили посуду, из конского волоса плели и ссучивали шнуры, которыми вышивали. Железо выплавляли в сыродувных горнах, из золота, серебра и меди (переплавляя русские монеты) делали женские украшения, конскую сбрую, культовые предметы.

Жили якуты сезонными поселениями. Зимние из 1-3 юрт располагали вблизи, летние (до 10 юрт) - у пастбищ.

В зимнем жилище (кыпынны дьиэ - балаган) обитали с сентября по апрель. Оно имело наклонные стены из тонких бревен на бревенчатом каркасе и низкую пологую двускатную крышу. Стены обмазывали глиной с навозом, крышу поверх бревенчатого настила покрывали корой и землей. С XVIII в. распространились многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Вход устраивали в восточной стене, окна - в южной и западной, крышу ориентировали с севера на юг. В северо-восточном углу, справа от входа, устанавливали очаг типа чувала, вдоль стен - дощатые нары. Почетной считали нару, идущую от середины южной стены к западному углу. Вместе с примыкавшей к ней частью западной нары она образовывала почетный угол. Далее к «северу» находилось место хозяина. Нары слева от входа предназначались для молодых мужчин и работников, справа, у очага, - для женщин. В переднем углу ставили стол и табуреты, другую обстановку составляли сундуки и разнообразные ящики. С северной стороны к юрте пристраивали хлев. Вход в него находился позади очага. Перед дверью в юрту сооружали навес или сени. Жилище окружала невысокая насыпь, часто с заборчиком. У юрты устанавливали коновязь (сэргэ), украшенную богатой резьбой. Со второй половины XVIII в. для зимы начали строить русские избы с печью.

Летнее жилище (ураса), в котором жили с мая по август, представляло собой цилиндроконическое сооружение из жердей с крышей из бересты. На севере были известны крытые дерном каркасные постройки типа эвенкийского голомо (холуман). В селениях сооружали амбары (ампаар), ледники (булуус), погреба для хранения молочных продуктов (тар иинэ), коптильные землянки, мельницы. Поодаль от летнего жилища ставили хлев для телят и сооружали навесы.

  

Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Зимой ходили на лыжах, подбитых конским камусом, ездили на санях с полозьями из дерева с корневищем, имевших естественную кривизну; позднее - на санях типа русских дровен, в которые обычно запрягали быков. Северные якуты пользовались оленьими прямокопыльными нартами. По воде сплавлялись на плотах, лодках-долбленках, челноках, берестяных лодках.

В пищу употребляли молоко, мясо диких зверей, конину, говядину, оленину, рыбу, съедобные растения. Чаще всего варили мясо, жарили печень, готовили зразы, похлебку из потрохов, суп с грудинкой, уху из карася (собо минэ), фаршированного карася, оладьи из икры, строганину. Рыбу также замораживали и заквашивали на зиму в ямах. Молочные блюда - кумыс из кобыльего молока, молочная пенка, взбитые сливки, простокваша, масло. Сливки заготавливали на зиму, замораживая в больших берестяных чанах с добавлением ягод, кореньев, костей. Из муки готовили похлебку (саламат), лепешки (лэппиэскэтэ), оладьи (баахыла) и др. Собирали грибы, ягоды, луговой и береговой лук, дикий чеснок, корни сараны, толокнянку, сосновую и лиственничную заболонь. В Олекминском районе издавна были известны овощи.

Традиционная деревянная утварь - чаши, ложки, мутовки, венички для взбивания сливок, берестяные туеса для ягод, масла, сыпучих продуктов и т.п. Резные деревянные кубки для кумыса (чороны) играли важную роль в обрядах на празднике ысыах и были двух типов - на коническом поддоне и на трех ножках в виде лошадиных копыт.

Для якутов характерны малые семьи. До XIX в. бытовало многоженство, причем жены часто жили раздельно, каждая вела свое хозяйство. В брак вступали в возрасте от 16 до 25 лет, заключали его по сватовству с уплатой калыма. Среди малоимущих были распространены браки «убегом», с похищением невесты, отработка за жену. Имели место левират и сорорат.

  

Существовали обычаи кровной мести (чаще заменявшейся выкупом), гостеприимства, обмена подарками. Выделялась аристократия - тойоны. Они управляли родом с помощью старейшин, выступали военными вождями. Тойоны владели большими стадами (до нескольких сот голов), имели рабов, они и их домочадцы проживали в отдельных юртах. Были обычаи отдавать бедным скот на выпас, на прокорм на зиму, передавать обнищавшие семьи и сирот на иждивение богатому сородичу (кумаланство), торговать детьми, позднее - нанимать работников. Скот являлся частной собственностью, а охотничьи, пастбищные угодья и сенокосы - общинной.

Родильные обряды связывали с культом богини плодородия Айыы-сыт, покровительницы детей. По поверью, она живет на восточной стороне неба и дает новорожденному душу. Роды проходили в левой половине юрты, на полу. Место родов отгораживали занавесом. Летом рожали в амбаре, иногда (во время сенокоса) - в поле. Роженице помогала повивальная бабка. На сороковой день после родов женщина отправлялась в церковь, где совершала церковный обряд очищения. Ребенка крестили и давали имя постороннего человека, первым вошедшего в дом после рождения. Этот человек мог и сам дать имя новорожденному. Некоторые имена связывали с обстоятельствами появления на свет малыша: Сайынгнгы - «летний», Булумдьу - «найденыш», т.е. рожденный внебрачно. Были имена-обереги: Бере («волк»), отпугивающий злых духов, Кусаган («плохой») - на него злые духи не обращают внимания, а также имена оценочного характера, например Кырынаас («горностай»), т.е. быстрый, подвижный.

В древности якуты хоронили умерших воздушным способом, а с XVIII в. их стали предавать земле, укладывая головой на запад. Покойников одевали в лучшие одежды, увешанные украшениями, в могилу клали оружие и орудия труда, запасы мясной и молочной пищи. Известны захоронения с конем.

По представлениям древних якутов в Верхнем мире жили Юрюнг Айыы Тойон (Белый бог-творец) - верховное божество, Иэйхсит - покровительница и заступница человеческого рода, Айыы-сыт - богиня плодородия и чадородия, Кюн Джесегей Тойон - бог лошадей и другие боги. В Среднем мире вместе с людьми обитали Баай Байанай - дух леса, Аан Алахчин хотун - богиня земли, Хатан Тэмиэрийэ - дух огня и другие духи. Их нужно было ублажать с помощью жертвоприношений. Нижний мир - обитель страшных чудовищ.

Шаманов разделяли на белых и черных. Первые служили небожителям различными приношениями, заклинаниями, руководили праздником ысыах. Вторые должны были вести борьбу со злыми духами, вызывавшими стихийные бедствия, падеж скота, болезни. Право стать шаманом передавалось по наследству. Посвящение сопровождалось сложным обрядом. Каждый шаман имел духа-покровителя (эмэгэт), изображение которого в виде медной бляхи нашивали на грудь одежды, и животного-двойника (ийэ-кыыл - «мать-зверь»). Шаманские бубны (дюргюр) - овальные, с широким ободом - похожи на эвенкийские.

Знахари (отосуты) имели специализацию: одни занимались кровопусканием, другие - массажем или костоправством, лечили глазные болезни, женские и т.д.

  

Национальная одежда состоит из однобортного кафтана сон (зимой - мехового, летом - из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых - из ткани), который шили из четырех клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами, коротких кожаных штанов (сыайа), кожаных ноговиц (соторо) и меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником. Мужчины подпоясывались ремнем, богатые - с серебряными и медными бляшками. Женские свадебные шубы (сангыйах) - длиной до пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с вшивными рукавами и меховым воротником-шалькой - украшали широкими полосами красного и зеленого сукна, позументом, серебряными деталями, бляхами, бисером, бахромой. Их ценили очень дорого и передавали по наследству. Женский свадебный головной убор (дьабакка) из меха соболя или бобра имел вид колпака с высоким верхом из красного или черного сукна, бархата или парчи, густо обшитым бисером, позументом, и непременно с большой серебряной сердцевидной бляхой надо лбом. Старинные уборы украшены султаном из птичьих перьев. Женскую одежду дополняли пояс, нагрудные, наспинные, шейные украшения, серебряные, нередко золотые с гравировкой серьги, браслеты, накосники и кольца. Для зимы изготавливали высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу, для лета - сапоги из замши с голенищами, покрытыми сукном, у женщин - с аппликацией.

В якутском фольклоре центральное место занимает героический эпос олонхо, считающийся главным родом поэзии, а по характеру исполнительского искусства - основой народной оперы. Ведущая тема олонхо - повествование о древних богатырях-первопредках, жителях Среднего мира, которые чувствуют себя частью могучего племени айыы аймага, созданного и опекаемого божествами айыы. Создателями и хранителями устной традиции эпического исполнительского искусства являются олонхосуты. По поверьям, они обладали божественным даром. Эти люди всегда были окружены почетом, пользовались большим уважением.

У северных якутов термин олонхо объединяет героический эпос и сказки о животных, волшебные, бытовые. Сюжеты и образы бытовых сказок строятся на основе повседневной жизни, отражают нравственные идеалы народа. Их персонажи - богачи и бедные, купцы и нищие, священники и воры, умные и глупцы. Исторические предания - устная летопись народа.

Глубоки и разнообразны по содержанию малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, своеобразные скороговорки (чабыргах).

Различают песни культовые, обрядовые, необрядовые и лирические: дорожные, которые исполняли верхом на быке, путевые - верхом на коне, увеселительные песни-частушки; «ночные», «жалобные» и др. На всех семейных и племенных праздниках звучали песни-гимны - масштабные поэмы с балладными сюжетами мифологического, легендарного и исторического содержания.

Шаманы пели соло от лица вселившихся в них духов-покровителей.

Основной музыкальный инструмент хомус - дуговой металлический варган с большой круглой петелькой. Согласно традиции, на нем играли преимущественно женщины, артикулируя («выговаривая») речевые высказывания или известные мелодии.


Самым распространенным танцем у якутов является осуохай, сопровождаемый хоровой песней под запев импровизатора. Он исполняется любым числом участников, иногда в кругу собирается до 200 и более человек. Организаторами танца чаще всего бывают мужчины. В песне, как бы аккомпанирующей веселью, воспевают пробуждение природы, встречу с солнцем, радость труда, отношения людей в обществе, семье, те или иные знаменательные события.

Российские социально-экономические преобразования в 90-х гг. привели к оттоку населения из Республики Саха (Якутия), особенно из промышленных и северных улусов, где сосредоточены горнодобывающие предприятия. Поиск работы, желание молодежи получить образование заставляют людей перемещаться в города. Большинство якутов трудятся в совхозах, сельскохозяйственных кооперативах, специализирующихся на животноводстве, овощеводстве. На севере республики сохраняются основные традиционные занятия: оленеводство, рыболовство, охота появились предприятия по переработке сельхозпродукции и сбору дикоросов.

С 1992 г. совершенствуется деятельность общин, создается единая система по закупке мяса, рыбы, пушнины, формируется рынок сбыта и т.д. Развивается кустарная обработка дерева, меха, кожи, художественная резьба по дереву и мамонтовой кости, изготовление игрушек, а также плетение из конского волоса.

Развивается система образования. Книжное издательство «Бичик» выпускает учебники, учебные пособия по якутскому и русскому языкам и литературе. Возникла сеть высших учебных заведений и научных учреждений. Мировую известность приобрел единственный в России Институт проблем малочисленных народов Севера СО РАН, который возглавляет академик В. Роббек.

Возрождению национальной культуры способствуют профессиональные театры, музеи, Высшая школа музыки, хор мальчиков национального фонда «Баргарыы» («Возрождение»). Программа «Новые имена» призвана поддерживать юных музыкантов, художников, деятелей науки, искусства, спорта.

Известны заслуженные артисты, художники и деятели искусств А. Мунхалов, Н. Засимов, Е. Степанова, Н. Чигирева, Т. Тишина, С. Осипов и др., писатели и поэты И. Гоголев, Д. Сивцев, Н. Харлампьева, М. Дьячковский (Кельбе).

На якутском языке выходят газеты «Кыым» и «Саха Сирэ», а также журнал «Чолбон» («Полярная звезда») и около 80 % программ национальной телерадиовещательной компании. Компания «Геван» («Заря») готовит телерадиопередачи на языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории республики.

Возрождению традиций, сохранению и развитию культурного наследия народа способствуют общественные организации и ассоциации - Центр охраны материнства и детства, общереспубликанское движение «Две тысячи добрых дел 2000 года», Международный детский фонд «Дети Саха - Азия». Интересы коренных народов Севера отстаивает Ассоциация малочисленных народов севера Якутии.

статья из энциклопедии
"Арктика - мой дом"

Дата публикации: 16.03.2019 г.

КНИГИ ОБ ЯКУТАХ

Алексеев Э.Е. Музыкальная культура // Якут. сов. лит. и искусство. Якутск, 1964.
Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале ХХ в. Новосибирск, 1975.
Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии. Якутск, 1989.
Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (XVII–XIX вв.). Якутск, 1996.
Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977.
Зыков Ф.М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов (XIX – начало XX века). Новосибирск, 1986.
Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры //Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1975.
Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. Якутск, 1983.
Сафронов Ф.Г., Иванов В.Ф. Письменность якутов. Якутск, 1992.
Слепцов П.А. Традиционная семейная обрядность у якутов. Якутск, 1989.
Токарев С.А. Очерки истории якутского народа. М., 1940.
Яковлев В.Ф. Коновязь сэргэ. Якутск, 1992.