Устное народное творчество значение и примеры. Фольклор - устное народное творчество. Особенности фольклора. Возникновение устного народного творчества

Виды устного народного творчества

Фолькло́р (англ.Folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

1. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмичное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, поучение.

ñ «Слезами горю не поможешь»

ñ «Хлеб-всему голова»

ñ «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

ñ «Семеро одного не ждут»

ñ «У семи нянек дитя без глазу»

ñ «Семь раз отмерь - один отрежь»

ñ «Сытый голодному не товарищ»

ñ «Кто не работает, тот не ест»

ñ «Слово - дорого, а молчание - золото»

ñ «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь»

ñ «Делу время - потехе час»

ñ «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»

ñ «Любишь кататься - люби и саночки возить»

ñ «Своя ноша не тянет»

ñ «На воре и шапка горит»

ñ «Волков бояться - в лес не ходить»

ñ «Овечка гавкнет - стадо повторит»

ñ «Упрямая овца - волку корысть»

ñ «Копейка рубль бережёт»

ñ «Бережёного Бог бережёт»

ñ «Под лежачий камень и вода не течёт»

ñ «Знание - сила»

ñ «Один в поле не воин»

ñ «С миру по нитке - нищему рубаха»

ñ «Клин клином вышибают»

ñ «Умирать ладишься, а хлеб сей»

ñ «На полатях лежать - так и ломтя не видать»

2. Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

ñ « Голод не тётка, пирогом не накормит»

ñ « Яйца курицу не учат»

ñ « Назвался гру́здем - полезай в короб»

ñ « Ложка дёгтя в бочке мёда»

ñ « Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт»

ñ « Дорога́ ложка к обеду»

ñ « Да, кудри извилин не заменят!»

ñ « Друзья познаются в беде»

ñ « От сумы́ да от тюрьмы не зарекайся»

ñ « Нашла коса на камень»

ñ «Без Бога ни до порога»

ñ « Целует - значит любит»

ñ «Бьёт - значит любит»

3. Песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

4. Часту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

5. Загадка - выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего человек и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.

Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение.

6. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

7. Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил?
- Зачем воду не носил?

8. Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

9. Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

10. Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

11. Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют « чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека - цап!

Устное народное творчество - представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения .

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Некоторые примеры погодных примет:

Жаворонки летят - к теплу, зяблик- к стуже.

Из березы течет много сока - к дождливому лету.

Воробьи купаются в песке - к дождю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – . Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

И потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке.

На людей по плошке.

А на лешего в бору -

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

  1. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974.
  2. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. - Л., 1982.
  3. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. - Саратов, 1964.
  4. Акимова Т.М. О фольклоризме русских писателей. - Саратов, 2001.
  5. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. - Саратов, 1977.
  6. Аникин В.П. Былины. Методы выяснения исторической хронологии вариантов. - М., 1984.
  7. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. - М., 1970.
  8. Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М., 1982.
  9. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М., 1977.
  10. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. - М., 1964.
  11. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М., 2001.
  12. Архангельская В.К. О саратовских частушках // Поволжская частушка. - Саратов, 1994.
  13. Архангельская В.К. Очерки народнической фольклористики. - Саратов, 1976.
  14. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. - М., 1993.
  15. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. - М.; Л., 1966.
  16. Астахова А.М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. - М.; Л., 1962.
  17. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. - Л., 1973.
  18. Базанов В.Г. Поэзия русского Севера. - Петрозаводск, 1981.
  19. Бахтина В.А. Фольклористическая школа братьев Соколовых. - М., 2000.
  20. Бахтина В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики. - Саратов, 1972.
  21. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М., 1975.
  22. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX-начала XX века. - М., 1979.
  23. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. - М., 1982.
  24. Власова З.И. Частушка и песня // Русский фольклор. - Л., 1971. - Т. 12.
  25. Горелов А.А. Соединяя времена. - М., 1978.
  26. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. (Теоретические очерки). - СПб., 1993.
  27. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. - М., 1981.
  28. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. - Л., 1978.
  29. Еремин В.И. Поэтический строй русской народной песни. - Л., 1978.
  30. Еремин В.И. Ритуал и фольклор. - Л., 1991.
  31. Земцовский И.И. Русская протяжная песня. Опыт исследования. - Л., 1967.
  32. Зуева Т.В. Волшебная сказка. - М., 1993.
  33. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. - М., 1987.
  34. Зырянов И.В. Поэтика русской частушки. - Пермь, 1975.
  35. Колпакова Н.П. Книга о русском фольклоре. - Л, 1948.
  36. Колпакова Н.П. Поэтика рабочей частушки // Устная поэзия рабочих России. - М.; Л., 1965.
  37. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. - М.; Л., 1962.
  38. Колпакова Н.П. У золотых родников. Записки фольклориста. - Л., 1975.
  39. Кравцов Н.И. Поэтика русских народных лирических песен. - М., 1974.
  40. Кравцов Н.И. Русская проза второй половины XIX века и народное творчество. - М., 1972.
  41. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. - М., 1982.
  42. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. - М., 1978.
  43. Лазутин С.Г. Очерки по истории русской народной песни. - Воронеж, 1964.
  44. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. - М., 1981.
  45. Лазутин С.Г. Русская частушка, вопросы происхождения и формирования. - Воронеж, 1960.
  46. Лазутин С.Г. Русские народные песни. - М., 1965.
  47. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. - Саратов, 1980.
  48. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. - М., 1958.
  49. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.
  50. Новиков Н.В. Образы восточно-славянской волшебной сказки. - Л., 1974.
  51. Новикова А.М. Русская поэзия XVIII-первой половины XIX века и народная песня. - М., 1982.
  52. Песни, сказки, частушки Саратовского Поволжья. - Саратов, 1969.
  53. Поволжская частушка. - Саратов, 1994.
  54. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. - М., 1977.
  55. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. - М., 1963.
  56. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. - М., 1965.
  57. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. - М., 2000.
  58. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М., 1990.
  59. Причитания. - Л., 1960.
  60. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1998.
  61. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.
  62. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. - М., 1998.
  63. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. - Л., 1963.
  64. Пропп В.Я. Русский героический эпос. - М., 1999.
  65. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994.
  66. Русская историческая песня. - Л., 1990.
  67. Русская литература и фольклор (XI-XVIII вв.) - Л., 1970.
  68. Русская литература и фольклор (Первая половина XIX века). - Л., 1976.
  69. Русская литература и фольклор (Вторая половина XIX века). - Л., 1982.
  70. Русская литература и фольклор (Конец XIX века). - Л., 1987.
  71. Русские частушки. - М., 1956.
  72. Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. - Л., 1978.
  73. Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.; Л., 1964.
  74. Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М., 1976.
  75. Седельников В.М. Поэтика русской народной лирики. - М., 1959.
  76. Селиванов Ф.М. Поэтика былин. - М., 1977.
  77. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин // Статьи о русской литературе. - Саратов, 1958.
  78. Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. - М., 1997.
  79. Фольклор и литература 9-11 кл. - М., 1996.
  80. Фольклор и художественная самодеятельность. - Л., 1968.
  81. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. - Л., 1974.
  82. Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. - Л., 1984.
  83. Фольклор Саратовской области. - Саратов, 1946.
  84. Частушки. - М.; Л., 1966.

Перейти к оглавлению книги

Методическая папка

По детской литературе

Студента группы Ш-«21»

ГБОУ СПО ПК № 15

Судакова Алексея

I Устное народное творчество

Малые жанры устного народного творчества

Народные песенки

Детский игровой фольклор

Загадки

Пословицы, поговорки

Календарно обрядовая поэзия

Скороговорки

Русские народные сказки, былины

II Детская литература и детское чтение 19 века

Басни И. Я Крылова

Устное народное творчество.

Художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художеств, творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе обществ, трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художеств, освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Малые жанры устного народного творчества.

Малые жанры фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Виды малых жанров фольклора:

v Колыбельная песня

Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нем сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Например:

Баю - баю - баюшки,



Да прискакали заюшки

Люли - люли - люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать

Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа - Дремы или Сна.

Сидит Дрема,

Сидит Дрема,

Сидит Дрема, сама дремлет,

Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,

Взгляни Дрема,

Взгляни Дрема на народ,

Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,

Бери Дрема,

Бери Дрема кого хошь,

Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,

Сидит Дрема,

Сидит Дрема, сама дремлет,

Сидит Дрема, сама дремлет

Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота.

Вы коты, коты, коты,

У вас желтые хвосты.

Вы коты, коты, коты,

Принесите дремоты

v Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

v Потешка

Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев(пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.



Примеры: «Сорока»

Вариант 1.

Сорока-ворона (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

Зачем дров не пилил

Зачем воду не носил!

v Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку,

Например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Для игр были специальные песни. Игры могли быть

целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);существовали также обрядовые и сезонные игры.

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойди, Утица, домой,

Пойди, Серая, домой,

Утя семеро детей,

А восьмой Селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня!

В этой игре "Утка" становилась в центр круга, а "Селезнь" снаружи, и играли подобно игре "кошки-мышки". При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг "селезня".

v Заклички

Заклички - один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Например:

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

v Считалка

Считалка - небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре.

Например:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

v Скороговорка

Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Например:

Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку грека - цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

v Небылицы

Небылица – это первая интеллектуальная детская игра, способствующая развитию малышей. «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями.

Например:

Вот сказали воробья не слыхать,

Вот сказали, воробья не видать,

А воробушек по улице идет,

В левом крылышке скрипочку несет,

Правым крылышком наигрывает,

С ноги на ногу попрыгивает.

v Перевертыши

Строится по принципу небылицы.

Например:

Свинки замяукали:

Кошечки захрюкали:

Хрю! хрю! хрю!

Уточки заквакали:

Ква! ква! ква!

Курочки закрякали:

Кря! кря! кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Прибежал медведь

И давай реветь:

Кукареку!

v Приговорки

Прибаутка- особый вид народного творчества, близкий к пословице и поговорке: ходячая шутка, иногда состоящая из короткого забавного рассказа, иногда - из малопонятных смешных выражении.

Тит, иди молотить!

Брюхо болит.

Тит, иди кашу есть!

Где моя большая ложка?

1.1 Народные песенки

Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

Русские народные песни подразделяются на:

· Русский песенный эпос:

Русские былины

Северная эпическая традиция

Сибирские былины

Южнорусские и среднерусские былины

Исторические русские песни

Небылицы и скоморошины

Песни в сказках

· Календарные обрядовые песни:

Поздравительные зимние песни.

Святочные песни.

Масленичные песни.

Весенние песни.

Семицкие песни.

Летние песни.

Песни жатвы.

· Семейные обрядовые песни:

Обряды рождения и пестования.

Плачи и причитания.

Свадебные обряды.

Традиционные лирические русские песни.

Трудовые.

· Отходнические песни включают следующие:

бурлацкие;

чумацкие;

ямщицкие;

солдатские;

· К удалым песням относятся:

тюремные (русский шансон).

Отдельно выделяются шуточные, сатирические, хороводные, частушки, припевки, страдания.

Песни литературного происхождения.

Казачий воинский репертуар.

· Жанровые разновидности песен, связанных с хореографией:

Хороводные песни

Игровые песни

Песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску

Поздние танцы

Например:

1. «Ах вы, сени, мои сени»

2. «Барыня-рассыпуха»

3. «В тёмном лесе»

4. «Глухой, неведомой тайгою»

5. «Два веселых гуся»

1.2 Детский игровой фольклор

В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном ионическом творчестве детей занимает игровой фольклор.

Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки (в две - четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др.

В жеребьевке, в отличие от считалки, где участвуют все играющие, разбиваются по двое. Каждый ставится перед выбором, например: "Дома быть или по морю плыть?", "Наливное яблочко или золотое блюдечко?".

1.3 Загадки

Загадки для детей

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

/ромашка/

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Зимой и летом одним цветом.

Сперва блеск,

За блеском - Треск!

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти

Зимой - звезда,

Весной - вода.

/снежинка/

1.4 Пословицы, поговорки

Пословицы

Поучают чему-то.

Дорога ложка к обеду.

Волка бояться в лес не ходить.

Рыбак-рыбака видит издалека.

Без труда не вытащишь рыбу из пруда.

Поговорка

Поговорка - окольное выражение, где литературная красота и складность играют главную роль.Поговорка не договаривает и не называет вещи, но весьма ясно намекает.

Не отведав вкусу не узнаешь,

Три женщины – четыре сплетни,

Небо молчит – за него люди говорят,

Правде огонь не страшен,

Рыбу за хвост не удержать,

Сильный победит одного, знающий тысячу.

1.5 Календарно обрядовая поэзия

Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словесно- художественных жанров, связанных с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ. В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для земледельческого труда: солнце, земля, времена года (мороз, "весна-красна", лето).

· Праздник Каляды

  • Праздник Масленицы
  • Праздник Троицы
  • Праздник Купалы
  • Праздник жатвы
  • Праздник урожая
  • Свадебно - бытовые обряды
  • Предсвадебные обряды
  • Величальные песни
  • Корильные песни
  • Лирические песни

Польский стих

Сколько у вас в сарае колов,

Столько у вас в хлеву волов.

На поле урожай.

В дому приплод;

Всем доброго здоровья.

Счастливого доброго утра

Новый год спокойный.

Счастливый и обильный.

На телят, на ребят…

Вот характерный текст колядки (русской)

Пришла Каляда

Накануне рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку,

А дай бог тому

Кто в этом дому,

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста;

Ему с колоса осьмина (мера зерна)

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог.

Весьма интересна русская калядка, в которой есть загадочная картина какого-то массового действа, оно называется колядованием:

Уродилась Каляда

Накануне рождества.

За горою за крутою,

За рекою за быструю

Стоят леса дремучие,

Во тех лесах огни горят,

Огни горят пылающие.

Вокруг огней люди стоят,

Люди стоят колядуют:

" Ой Каляда, Каляда,

Ты бываешь Каляда

Накануне рождества.

1.6 Скороговорки