Тургенев иван сергеевич сказки читать. Исследовательская работа "сказки тургенева". Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

Иван Сергеевич Тургенев

Повести, сказки и рассказы Казака Луганского

Санкт-Петербург. В Гутенберговой тип. 1846. Четыре части. В 12-ю д. л. В I-й части 474, во II-й – 477, в III-й – 488, в IV – 529 стр.

Читателям «Отечественных записок», может быть, со временем представится подробная и по мере возможности полная оценка сочинений В. И. Даля; теперь же мы намерены ограничиться общею характеристикой этого замечательного и самобытного дарования. Помнится, какой-то плохой стихотворец воскликнул однажды, что если б небо позволило ему избрать свой жребий, он пожелал бы сделаться не действительным статским советником, не миллионером – а именно народным писателем. Небо не всегда внимает молениям смертных; оно оставило стихотворца при его рифмах, а Казаку Луганскому, вероятно, без всякой с его стороны просьбы, определило быть писателем действительно народным. Мы более всего ценим в таланте единство и округленность: не тот мастер, кому многое дано, да он с своим же добром сладить не может, но тот, у кого всё свое под рукой. А г. Далю и многое дано, и владеет он своим талантом мастерски, особенно там, где он у себя дома.

Мы назвали г. Даля народным писателем и должны оправдать это название. У нас еще господствует ложное мнение, что тот-де народный писатель, кто говорит народным язычком, подделывается под русские шуточки, часто изъявляет в своих сочинениях горячую любовь к родине и глубочайшее презрение к иностранцам… Но мы не так понимаем слово «народный». В наших глазах, тот заслуживает это название, кто, по особому ли дару природы, вследствие ли многотревожной и разнообразной жизни, как бы вторично сделался русским, проникнулся весь сущностью своего народа, его языком, его бытом. Мы употребляем здесь слово «народный» не в том смысле, в котором оно может быть применено к Пушкину и Гоголю, но в его исключительном, ограниченном значении. Для того, чтоб заслужить название народного писателя в этом исключительном значении, нужен не столько личный, своеобразный талант, сколько сочувствие к народу, родственное к нему расположение, нужна наивная и добродушная наблюдательность. В этом отношении никто, решительно никто в русской литературе не может сравниться с г. Далем. Русского человека он знает, как свой карман, как свои пять пальцев. Когда, лет десять назад, появились первые россказни Казака Луганского – они обратили на себя всеобщее внимание читателей русским складом ума и речи, изумительным богатством чисто русских поговорок и оборотов. Нельзя было признать в них особенно художественного достоинства со стороны содержания, но своим неподдельным и свежим колоритом они резко отличались от пошлого балагурства непризванных народных писателей. Как первые опыты сильного таланта, эти сказки замечательно хороши; но такого рода сочинения не имеют еще истинно литературного значения… И автор не остановится на них: Казак Луганский стал Далем. Г-н Даль находится теперь в самом расцвете своего таланта, и лучшие его произведения появились в последних годах.

Постараемся определить составные элементы его таланта. Г-н Даль очень умен, – в этом нет сомнения; но он еще более смышлен, смышлен русской смышленостью. На своем веку он, должно быть, видал и смекал многое. У него мало юмора, но русского, игривого остроумия у него бездна. Он, как говорится, себе на уме, смотрит невиннейшим человеком и добродушнейшим сочинителем в мире; вдруг вы чувствуете, что вас поймали за хохол, когти в вас запустили преострые; вы оглядываетесь, – автор стоит перед вами как ни в чем не бывало… «Я, говорит, тут сторона, а вы как поживаете?» Русскому человеку больно от него досталось – и русский человек его любит, потому что и Даль любит русского человека, любит дворника с его съедомым утиральником и с грязной щеткой, на которую он в раздумье опирает свою бороду. Слог у Даля чисто русский, немножко мешковатый, немножко небрежный (и нам крайне нравится эта мешковатость и небрежность), но меткий, живой и ладный. Казак Луганский (недаром казак!) не поднимается на ходули, не говорит нам: «Я, господа, вам расскажу то и то; я презлой, преумный и пренасмешливый человек…» Куда! Послушать его – он ниже травы, тише воды. Но в его рассказах то и дело попадаются вещицы, от которых так и хочется подпрыгнуть, между тем как в произведениях тех ученых и красноречивых господ всё есть, кроме непредвиденного… А нас, грешных людей, буквоедов, только непредвиденное и радует. Даже иногда обидно становится читателю: за что ж русский человек отдан весь во владение этому казаку? А делать нечего!.. Иногда, правда, казак балагурит немного, щеголяет «словечками»… но за кем греха не водится! Надобно также признаться, что г. Далю не всегда удаются его большие повести; связать и распутать узел, представить игру страстей, развить последовательно целый характер – не его дело, по крайней мере тут он не из первых мастеров; но где рассказ не переходит за черту «физиологии», где автор пишет с натуры, ставит перед вами или брюхача-купца, или русского мужичка на завалинке, дворника, денщика, помещика-угостителя, чиновника средней руки – вы не можете не прийти в упоение… Произведения г. Даля, переведенные, едва ли могли бы понравиться иностранцам: в них уже чересчур пахнет русским духом, они слишком исключительно народны; но мы любуемся ими, не потому только, что вот, мол, как верно списано это лицо, – а потому, что русскому всё русское любо, как бы оно ни было подчас смешно. Мы, грешные люди, сознаёмся, находим особенную прелесть в том, что мужики на святой не вспахали-таки земли́, несмотря на свои разумные речи, – в том, что денщик делит весь мир на две половины, на своих и на несвоих, и так уж и поступает с ними… В русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел великого народного развития…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Великоархангельская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Муниципальный этап регионального конкурса

«Литературный лабиринт»

Исследовательская работа

«Жанр сказки в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева»

Работу выполнила:

ученица 8 класса МКОУ

Великоархангельская СОШ
Сологуб Марина Александровна

Руководитель:
Макаренко Галина Валерьевна
учитель русского языка и литературы

МКОУ Великоархангельская СОШ

С. Великоархангельское

2018 год

Введение 3-4

1. Сказка в творчестве Тургенева 4- 5

1.1. Народные и литературные сказки 5

1.2. Тургенев- сказочник 6-7

1.3. Структура сборника сказок Тургенева 8

2. Роль сказок писателя в детской литературе 9-11

2.1. Чем интересны сказки Тургенева 9-10

2.2. Как воспринимают сказки писателя современные дети 11

Заключение 12

Список литературы 13

Приложение

Вступление.

Иван Сергеевич Тургенев – великий русский классик, известный не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Он был первым русским писателем, получившим мировую известность при жизни. Вместе со своими великими предшественниками - Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем - Тургенев явился одним из создателей русского литературного языка. «Наши классики, - писал Горький, - отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали тот «великий, прекрасный язык», служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Льва Толстого».

Моё знакомство с писателем состоялось в пятом классе. Прочитав рассказ «Муму», я заинтересовалась творчеством писателя и захотела познакомиться с другими произведениями Тургенева. Сборник рассказов «Записки охотника», стихотворения в прозе, повесть «Ася»- все эти произведения очень мне понравились. В каждом из них прослеживается огромная любовь писателя к русской природе, русскому народу, нашему родному языку. Летом я планирую познакомиться с романом Ивана Сергеевича Тургенева «Дворянское гнездо».

Как мы видим, Тургенев работал в разных жанрах, все они достаточно хорошо изучены в творчестве писателя, кроме одного- сказки. Честно говоря, я очень удивилась, когда недавно узнала, что Иван Сергеевич сочинял ещё и сказки. К тому же из 27 опрошенных мною детей и взрослых, знакомых с творчеством писателя, только двое знают о том, что у Тургенева есть сказки. Поискав в интернете материал на эту тему, я убедилась в том, что она недостаточно хорошо изучена, и решила посвятить свою исследовательскую работу именно сказкам великого классика.

Цель работы : собрать и изучить материал о Тургеневе- сказочнике, найти и проанализировать сказки великого классика.

Задачи:

    выяснить, знакомы ли читатели со сказками Тургенева читатели.

    определить, какое место в современной детской литературе занимают сказки Тургенева

    познакомить учащихся школы со сказками писателя и выяснить, как современные дети воспринимают их.

Актуальность данной исследовательской работы очевидна. Ни для кого не секрет, что в последние годы постепенно ослабевает интерес к чтению и у взрослых и у детей. В ходе своей исследования я не только изучила материалы по данной теме, но и познакомила обучающихся 1-8 классов со сказками Тургенева, провела литературный час в начальных классах «Тургенев-сказочник», анкетирование учащихся и конкурс рисунков по сказкам Тургенева. Этим самым я, во- первых, хотела привлечь внимание обучающихся нашей школы к творчеству Ивана Сергеевича Тургенева, во- вторых, способствовать развитию у детей интереса к чтению

1. Сказка в творчестве Тургенева

1.1.Народные и литературные сказки

О том, что Тургенев сказочник, заговорили относительно недавно. Из воспоминаний Я.П. Полонского известно, что Иван Сергеевич очень любил детей, и дети отвечали ему взаимностью, поэтому вполне логично, что у великого писателя возникло желание написать сказки. Ведь в них живёт многовековая мудрость народа, его фантазии и мечты, богатый жизненный опыт. В сказочных героях традиционно воплощались идеалы честности, справедливости, храбрости, доброты, трудолюбия. Несмотря на то, что в основе сказки вымышленные сюжеты и персонажи, они всё- таки основаны на реальных событиях. Сказки приносили людям радость, внушали надежду на лучшее, веру в торжество справедливости, помогали жить.

Постепенно литературная сказка завоевывает особую популярность в русской литературе, влияя на её развитие, претендуя на жанровую самостоятельность. Как было отмечено, сказка - один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество и до сегодняшнего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки объясняются тем, что в ней выражены копившиеся столетиями мысли и чувства народа.

Как известно, народные сказки стали источником, питавшим творчество великих русских писателей, существует такое понятие как сказка литературная. Пушкин, Одоевский, Жуковский, Аксаков, Лермонтов, Салтыков-Щедрин, Ершов, Л.Н. Толстой и многие другие писатели создали замечательные литературные сказки.

1.2. Тургенев- сказочник

В конце 19 века сказка приобретает в России огромную популярность, но Тургенев ни в конце 19 века, ни в начале 20 века не был известен в России как сказочник. Сказочные произведения писателя были известны как устные импровизации и отрывки из его писем французским детям, в 1970 году они были опубликованы за рубежом и относительно недавно переведены на русский язык.

Ещё в детстве родилась у Тургенева любовь к сказке. Вероятно, сказки юному писателю рассказывала уважаемая всеми в доме няня Наталья Васильевна. Отголоски сказочных сюжетов прослеживаются в «Записках охотника», особенно в рассказе «Бежин луг», там можно встретить и домового, и говорящего барашка, и водяного, и лешего, и русалку.

Иван Сергеевич всю жизнь был внимателен к детям и сердечно любил их. В начале 1860-х, живя в Париже, Тургенев устраивал у себя детские праздники, дарил детям подарки, ради этого отменял все свои важные дела.

Сказочные произведения Ивана Сергеевича являются его устными рассказами, посвящённым детям русских и французских друзей, написаны они были вдали от Родины.

Писатель Тургенев долгое время не воспринимал серьёзно собственные опыты в жанре сказки или рассказа для детского чтения. Лишь на склоне лет он начал работу над книгой для маленьких читателей. И хотя в литературном наследии Тургенева сочинения для детей занимают сравнительно небольшое место, можно сказать, что он шёл к осуществлению этого замысла всю жизнь.
В 2005 году в г. Орле увидело свет прекрасное подарочное издание «Сказки», книга издательского дома «Орлик», которая долгое время казалась несбыточной мечтой работников Музея И.С. Тургенева в Орле. Осуществить давнюю мечту музейных работников и тех читателей, которые слышали о Тургеневе-сказочнике, но не читали его сказок,
смогли директор ООО издательского дома «Орлик» Александр Владимирович Воробьёв, заведующая Орловским литературным музеем, старший научный сотрудник Музея И. С. Тургенева, заслуженный работник культуры РФ, кандидат филологических наук Людмила Анатольевна Балыкова. Она перевела неизвестные ранее сказки Тургенева с французского языка на русский, возглавила работу по составлению сборника сказок Тургенева и сопроводила его Послесловием. Восхитительны красочные иллюстрации, выполненные учащимися Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, основанной в 1964 году. Издатель Александр Воробьев положил начало уникальной серии ХХI века «Золотая книга Орловщины». Каждую «золотую» книгу предваряет предисловие авторитетного историка, краеведа и литератора.

1.3. Структура сборника сказок Тургенева

Издание «Сказок» - заметный вклад в тургеневское литературное наследие, это событие не только российского, но мирового значения.

В этом замечательном сборнике три части:

Часть 1 – «Сказочные импровизации».

В неё входят 3 сказки и 3 стихотворения.

Сказки:

    «Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке»;

    «Капля жизни»;

    «Самознайка».

Стихотворения:

    «Синица»;

    «Жил-был некакий мальчишка»;

    «Гроза промчалась».

Часть 2 – «Удивительные истории».

В неё входят 1 сказка, 2 стихотворения и 1 рассказ.

Сказка:

    «Степовик».

Стихотворения:

    «Лесная тишь»;

    «Перед охотой».

Рассказ:

    «Перепёлка».

Часть 3 – «Переводы волшебных сказок».

В неё входят 2 сказки и 1 стихотворение.

Сказки:

    «Синяя борода»;

    «Волшебница».

Стихотворение:

    «Садовник».

2. . Роль сказок писателя в детской литературе

2.1. Чем интересны сказки Тургенева

На страницах фантастических рассказов и сказок И.С. Тургенева оживают герои древнерусских преданий: Серебряная птица, Степовик, Русалка, леший.

У меня сложилось впечатление, что Тургенев в своих сказках хочет донести до детей в доступной для них форме основный смысл жизни: главные человеческие ценности, без которых мир не мог бы существовать. Это такие понятия как любовь к ближнему, добропорядочность, стремление к знаниям.

Я. П. Полонский в тексте своих воспоминаний приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: "Капля жизни" и "Самознайка". Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приемов и детям, и взрослым. Эту сказку слушал даже Лев Николаевич Толстой и от души смялся вместе со всеми.

Чем интересны сказки Тургенева? О чем думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев?

Для ответов на эти вопросы необходимо кратко воспроизвести их содержание.

Сказка "Капля жизни" наряду с тем, что интересна, еще и очень поучительна. Она знакомит нас с мальчиком, которой, пытаясь спасти свою больную мать, идет в страшную пещеру, где должен найти каплю чудодейственной живой воды, способную исцелить больную. Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш, который беззаветно любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нем далеко пошла по свету. И.С.Тургенев здесь следует традициям русской народной сказки: у него образ «капли жизни» восходит к «живой воде», воскрешавшей мёртвых.

Среди забавных рисунков, встречающихся на страницах писем Тургенева к детям и внукам Полины Виардо, можно прочесть сочинение в полстраницы для маленькой Жанны Шампо, озаглавленное «Серебряная птица и жёлтая лягушка» и имеющее пояснение: «Басня или сказка». Это произведение учит нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.

В сказке «Самознайка» в который раз выразилось твёрдое убеждение писателя: безграмотный человек - всё равно что слепой или безрукий; без знаний нет свободы; без этого воздуха дышать нельзя.

В декабре 1882 года вышел в свет рассказ «Перепёлка», единственный опубликованный из задуманной писателем книжки для детей. Он был напечатан в сборнике «Рассказы и сказки для детей И.С.Тургенева и графа Л.Н.Толстого».

Сказка Тургенева, озаглавленная «Степовик», осталась незавершённой. Текст был записан по-французски под диктовку Тургенева, по-видимому, рукой госпожи Виардо.

2.2. Как воспринимают сказки писателя современные дети

Занимаясь исследованием, я познакомила обучающихся нашей школы со сказками Ивана Сергеевича Тургенева и провела анкетирование. Меня интересовало, понравились ли детям сказки и чему они учат, о чём заставляют задуматься. Радует то, что дети с неподдельным интересом слушали их и сделали правильные выводы. Вот выдержки из ответов детей:

Дарья Т.7 класс

Мне очень нравятся сказки Тургенева, ведь в них отражены насущные проблемы общества. Сказка «Капля жизни» учит читателей всегда идти к своей цели, иметь добрые намерения, заботиться о родителях

Анна Т. 6 класс

Сказки Тургенева учат нас быть добрыми, отзывчивыми, бескорыстными и целеустремлёнными. Автор убеждает нас: всё что мы делаем, добро это или зло, всё возвращается к нам.

Валерия П. 6 класс

«Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке» учит нас на добро отвечать добром, ведь так люди становятся красивее не только физически, но и духовно. А сказка «Капля жизни» учит нас делить добро между друзьями и родственниками, дарить жизнь и любовь людям, ведь только так человек может стать счастливым.

Полина А. 8 класс

Очень жаль, что я не смогу узнать продолжение сказки «Степовичок». На мой взгляд, в образе этого маленького сказочного существа воплощена любовь Тургенева к русской природе, русским традициям, фольклору. Прочитав сказки Ивана Сергеевича, я захотела познакомиться и с другими произведениями этого талантливого писателя.

Виктория М. 5 класс.

Я считаю сказки Тургенева очень интересными и поучительными. Они учат нас доброте, отзывчивости, взаимопониманию и доказывают, что в нашей жизни не должно быть зависти и злобы.

Заключение

«Детская книга – это весенний луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных в эту благодатную почву семян»,- писал замечательный русский писатель Мамин - Сибиряк . Я тоже считаю, что от детской книги должны исходить тепло и доброта, они должны согревать детские души и оставлять в них неизгладимый свет. Я уверена, что сказки Тургенева благотворно влияют на сознание юных читателей и очень рада, что внесла посильную лепту в это благое дело.

Жизнь великого русского писателя И. С. Тургенева оборвалась рано, на 65-м году. Несомненно, проживи он дольше, он обязательно записал бы свои, сочиненные и рассказанные им в разное время сказки для детей, написал бы новые детские сказки, рассказы, повести. И тогда дети всего мира знали бы интересного, незабываемого сказочника - Ивана Сергеевича Тургенева.

Завершить своё выступление я бы хотела стихотворением современного поэта Александра Власенко:

Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,

Прислушиваясь к перекличке птах

Мы ждем: вот-вот появится Тургенев

В видавшей виды шляпе, сапогах.

Широким шагом он пройдет сквозь годы,

Как сквозь чащобу проходить привык.

Охотник, нелукавый друг природы,

Из детских снов серебряный старик.

Придет, и остановится под дубом,

Окрестность взглядом озарит своим,

И все, что в жизни нам казалось грубым,

Вдруг станет ясным, добрым и простым.

Так пусть же доброта Тургенева – сказочника, воплощённая в его произведениях, согревает как можно больше юных читателей.

Список литературы

    Сборник «Цветок папоротника». Сказки русских писателей 17 – 20 веков. Составитель В.Б. Муравьёв. – Москва. Из-во «Московский рабочий». 1990 г.

    Сборник «Русская литературная сказка». Сост-ль Н.А. Листикова. – Изд-во «Советская Россия». 1989 г. Раздел: И.С. Тургенев «Капля жизни».

    И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем. Том 12. Раздел: Либретто комических опер. Сказка «Степовик» и её перевод. (стр. 558 - 560). Изд-во «Наука».- Москва 1986 г.

    И.С. Тургенев. Собрание сочинений. Том 10. «Сатира на мальчика-всезнайку» (стр. 114 - 116). Госуд. Изд-во художественной литер-ры. Москва 1956 г.

    Сборник «Сказки» И.С. Тургенева. Орёл. 2005 г.

Приложение

Портрет И.С. Тургенева. Маковский.

Музей И.С. Тургенева в Орле

Выставка рисунков детей

Иллюстрация к сказке «Живая капля»

Иллюстрации к «Сказке о серебряной птице и жёлтой лягушке»

Иллюстрация к сказке «Степовичок»

9 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя и поэта, И. С. Тургенева. Иван Сергеевич - автор замечательных романов, множества повестей и рассказов. Тургенев - поэт, драматург, автор 83 произведений редчайшего в русской литературе жанра - стихотворений в прозе. Он известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов середины XIX столетия.

Многие из русских писателей обращались к жанру «сказка». Среди них были: А. С. Пушкин, С. А. Аксаков, В. И. Даль, В. Ф. Одоевский.М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. В. Гоголь, П. П. Ершов, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко и другие. Всех назвать невозможно. Сказки этих писателей стали гордостью русской литературы.

Тургенев - и сказки. Не правда ли, это звучит немного необычно? Классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев ни в XIX, ни в XX веке не был известен в России как сказочник. Сказочные произведения писателя были известны как устные импровизации и отрывки из его писем к французским друзьям, в 1970 году опубликованные за рубежом и относительно недавно переведённые на русский язык.

Первоначально Тургенев-сказочник проявил себя как переводчик двух знаменитых сказок Шарля Перро «Волшебница» и «Синяя борода». Затем были собственные сказки, рассказанные детям к случаю, например, чтобы пробудить у детей интерес к учению: «Капля жизни», «Самознайка», «Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке», «Степовик».

Чем интересны сказки Тургенева? О чём думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев? Ознакомьтесь с новой виртуальной выставкой «Сказки И. С. Тургенева» и читайте уникальные сказки писателя.

И.В. Баркова, гл. библиограф по информационному развитию читателей-детей,

В детской библиотеке им. М. Горького прошла Тургеневская неделя, посвящённая 200-летнему юбилею всемирно известного писателя, нашего земляка Ивана Сергеевича Тургенева.

В мероприятиях недели приняли участие учащиеся четырнадцати классов начальной школы лицея № 4. Первоклассников и второклассников сотрудники библиотеки пригласили с помощью видео презентации совершить виртуальную экскурсию в усадьбу писателя Спасское-Лутовиново, послушать сказки Тургенева и почитать их вслух одноклассникам.

Школьники 3-х и 4-х классов вместе со старшим научным сотрудником Орловского Государственного литературного музея им. И.С. Тургенева Светланой Леонидовной Жидковой и научным сотрудником музея Антоном Юрьевичем Бушуновым отправились в путешествие из Орла через Спасское — Лутовиново по городам и странам, в которых жил, учился, бывал Иван Сергеевич: Москва, Петербург, Берлин, Париж, Германия, Франция, Чехия, Италия, Англия.... На всём пути такой удивительной экскурсии делали остановки, где услышали от гостей огромное количество историй о семье, детстве Вани Тургенева. Узнали историю создания сказок, слушали их в прочтении таких удивительных чтецов.

В свой последний приезд в Спасское Иван Сергеевич придумывал и рассказывал сказки троим детям своего друга Я.П.Полонского, который в это время с семьёй гостил у него.

«Дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иног-да без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал», часто лежа на большом удобном ди-ване, получившем прозвище «Самосон».

Сказку «Самознайка» слушал даже Лев Николаевич Толстой и от души смеялся вместе со всеми.

Вместе с Иваном Сергеевичем школьники вернулись назад в Спасское — Лутовиново и отправились путешествовать по полям и оврагам окрестных деревень. Посидели с ребятами в ночном, побродили по Бежину лугу, увидели изображение волшебной «разрыв — травы», научились волшебным заклинаниям. Антон Юрьевич научил ребят заклинанию, которое поможет стать богатым, загадал им загадку от самих братьев Гримм, которые были учителями И.С.Тургенева в Германии.

Сотрудники библиотеки подготовили юбилейную выставку — инсталляцию с книгами И.С.Тургенева, иллюстрациями читателей библиотеки к прочитанным сказкам писателя, творческими работами ребят. Особый интерес вызвали глиняные фигурки Тургенева, Герасима и Муму. Каждый хотел с ними сфотографироваться. Здесь же на столе, покрытом зелёным сукном, как рабочий стол в кабинете великого писателя в его усадьбе Спасское-Лутовиново, можно было увидеть и подержать в руках ручку — перо с автографом писателя, книжные закладки с фотографиями комнат в усадьбе и цитатами из произведений, засушенные листья дуба, который посадил ещё сам Иван Сергеевич, привезённые из Спасского.

Ребята смогли познакомиться с книгой «Сказок» И.С.Тургенева с иллюстрациями детей, которая издавалась всего один раз в 2005 году в орловском издательстве «Орлик» и сегодня стала уже библиографической редкостью. Узнали, что к юбилею писателя готовится новое, дополненное издание сказок. Здесь же была представлена книга сказок Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре в переводе с французского И.С.Тургенева.

Коллективная работа тургеневского дуба с листочками, прикрепленными детьми на память о Тургеневской неделе, теперь украшают читальный зал библиотеки.

В завершение встреч ребята обещали выполнить завещание писателя, который очень тосковал по родине, живя вдали от неё. «...Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь...»

Тургенев известен своими поучительными рассказами о любви, семье и дружбе, но мало кто знает, что писатель также писал сказки. Автор хорошо ладил с детьми, они же свою очередь отвечали тем же, постоянно сидели у него на коленях, теребили его волосы, но больше всего они любили слушать его истории. Обычно писатель рассказывал их, лежа на большом диване. Иван Сергеевич также планировал издать свой сборник детских сказок, но, к сожалению, осуществить задуманное у него не получилось.

  1. «Капля жизни». Данная сказка по размеру совсем небольшая, но довольно интересная и приятная. В ней Иван Сергеевич рассказывает про маленького мальчика, у которого серьезного болели родители, но ему повезло узнать про каплю жизни, которая позволит не только лечить всех вокруг, но и откроет ему тайны жизни. Герой не побоялся страшных чудищ и все-таки смог выпить эту каплю, чтобы помочь семье. Храбрость ребенка поражает, не каждый решится на такое. И, в конце концов, его смелость окупится ему. В будущем он станет богатым и известным. Мораль: ради помощи родным стоит рискнуть. Читать само произведение…
  2. «Серебряная птица и желтая лягушка». Эта сказка не может не затронуть ваше сердце своей искренностью. В этой истории рассказ идет об одной особенной лягушке, которая отличалась от других своим цветом. Она была желтой. Зеленые лягушки отказывались дружить с ней, потому что она отличалась от них, но, в конце концов, она обрела друга в лице цапли. Мораль сказки в том, что разница между людьми - это не плохо, а в порядке вещей, и не надо презирать человека за то, что он не похож на других. Что всегда найдется тот, кто примет тебя таким, какой ты есть, появится тот, кто полюбит твои особенности. Читать само произведение…
  3. «Самознайка» . Эта история о мальчике, который очень много врал и всем всегда говорил, что он самый умный в мире. Он все-все знает. Однажды ему сказали, что река очень глубокая-не ходи туда, на что самознайка сказал, что и так это знает, упал в воду и утонул. В конце рассказа Иван Сергеевич Тургенев подводит нас к тому, что лучше сказать, что ты чего-то не знаешь, чем безосновательно хвалиться. Читать само произведение…
  4. «Степовик» . Произведение написано на французском, не закончено. Весьма печален тот факт, что эта история не закончена, потому что очень интересно узнать, что же было дальше. В сказке говорится о мужчине, который однажды в степи повстречал маленького человечка, который весь был сделан из веточек и травы. Повествование обрывается на моменте знакомства путешественника и этого существа. Читать само произведение…

Тургенев написал всего четыре сказки, но также он занимался переводами сказок Шарля Перро. Еще Иван Сергеевич создал несколько оперетт, которые были поставлены на частной вилле писателя. Каждая из них имеет сказочный мотив.

  1. «Последний колдун». Премьера состоялась в начале августа 1867 года. К сожалению, сохранилось очень мало копий данной оперетты. Но те, кто имел возможность услышать ее, говорили, что она была прекрасно написана, и желание увидеть ее на большой сцене возрастало по мере того, как уменьшалось количество приглашений. Довольно трудно найти что-то конкретное о сюжете оперетты. Единственное, что точно известно — она была написана об эльфах и сказочных созданиях.