Сын ошибок трудных. "о, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух"

И гений парадоксов друг.

Опыт это масса знаний о том, как НЕ надо поступать в ситуациях, которые больше никогда не повторяться.

В нашей жизни есть некоторые закольцованные ситуации, когда одно и то же регулярно с нами происходит, несмотря на то, что, казалось бы, мы всеми способами от этого абстрагировались, и волево сказали - "всё, больше никогда!"

Знаете - бывает так, что бежишь от чего-то, бежишь, а потом все равно к этому возвращаешься. И стоишь ошарашенный над пожарищем - "ну как же так?!".
Бывает встречаешь в жизни разных людей, а через некоторое время они все начинают вести себя одинаково. И думаешь - надо человека сменить. Меняешь человека - а он опять становится таким же. Ситуация закольцовывается.

Не хочу сильно лезть в дебри ("глубоко не копай - там кабель зарыт"), но это все от того, что мы своим действием или бездействием постоянно привлекаем в нашу жизнь определенных людей. И через некоторое время, осознанно или неосознанно, делаем так, что они начинают поворачиваться к нам какой-то своей определенной стороной.
Есть у них и другие стороны - но к нам они повернуты этой.

Если нам это не нравится, то есть только один способ что-то изменить - разобраться в себе, осознать, почему и зачем я привлекаю в свою жизнь именно это.
Что я такое транслирую в мир, что он мне зеркалит именно это? А мир - большое зеркало. Когда мы испытываем гамму токсических переживаний - это ведь не мир нам подножку сделал, это мы в зеркало глядим.
Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

Когда ситуация осмысленна - поведение меняется. Меняется поведение - меняются люди. Либо поворачиваются иной стороной, либо одни уходят а другие приходят.

Когда ситуация полностью завершена и осмысленна - мы знаем, что с ней делать. И тогда она превращается в опыт. Тот самый, сын ошибок трудных.

Да, любой опыт идет через ошибки. Если не позволять себе ошибаться - опыта не будет.
Будет масса умных цитат, правил, отсылок на мысли житие великих мира сего, но собственного опыта не будет. И все эти россыпи мудрых мыслей никому не помогут.
Можно, конечно, дать андаманскому туземцу учебник тригонометрии, сказав (совершенно не кривя душой), что это нужная, умная и полезная вещь - но андаманскому туземцу она будет совершенно до одного места.
С опытом точно так же.
Чего-чего? "Умный учится на чужих ошибках, дурак на своих?". Есть ошибки которые необходимо пройти только самому. Чтобы запомнить опыт телом. Чтобы тело помнило и не напоминало.
Если в нашем теле этого опыта не прошито - никакой золотой мозг не поможет трансформировать чужую ошибку в свой опыт.

Когда есть опыт - ситуация перестает закольцовываться. Когда приходит схожая ситуация и есть опыт - уже ясно, что можно сделать, и какой результат в этом получить.
И тогда можно поступать по разному, появляется выбор, уже нет необходимости бегать белкой в одном колесе, ходить за собственным хвостом.

В каком-то смысле это такой лицей - сдал экзамен, закрыл тему - поднимаешься на уровень выше.
Провалил экзамен - пройдет немного времени и будет пересдача. Жизнь обязательно подбросит точно такую же ситуацию - с другим человеком, в другом месте, в других, казалось бы, условиях - но ситуация вновь повторится.
И будет продолжаться, если постоянно валить экзамен, хоть бесконечно - у -то, в отличие от нас, времени много.

Ах ты лукавый старый черт!

Одно радует - кого Бог любит, то того и испытывает. Бог дает задания точно зная, что у меня есть силы его пройти.
Иногда я как нерадивый школьник встречаю его в коридоре. Он щурится своими серыми глазами, подмигивает мне - "что, опять завалил экзамен?". Я киваю. "Ну, отдохни и приходи на пересдачу" - усмехается он.

Да приду, блин! Куда я денусь.

Избранное (выстраданное):

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

О, сколько нам открытий чудных / Готовит просвещенья дух

О, сколько нам открытий чудных / Готовит просвещенья дух

Из пятистишия «О, сколько нам открытий чудных...» (1829, опубл. 1884) А. С. Пушкина (1799-1837).

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Цитируется как комментарий к какому-либо научному открытию, его технологическим перспективам и т. д.

Из книги 100 великих изобретений автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

СОЗВЕЗДИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ Подвиг познания Земли длился тысячелетиями. Первое знакомство с новой местностью или акваторией было зачастую поверхностным. Это порождало порой самые фантастические представления о дальних странах и народах. Последующим

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

ЭПОХА ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ (до середины XVI века) Васко да Гама Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей - достичь далекой Индии. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем исследователем. Его не могли обойти при дворе, как это сделали

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Общество готовит преступление, преступник совершает его С английского: Society prepares the crime, criminal commits it.Слова английского историка Генри Томаса Бокля (1821 - 1862).Служит обычно комментарием к тезису о социальных корнях

Из книги Лиссабон. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Что день грядущий мне готовит? Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 6, строфа 21).Строка стала популярной после постановки оперы П. И. Чайковского (1878). Она звучит в арии Ленского: «Куда, куда вы удалились, весны моей златые

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

*Монумент Открытий В районе площади Праса ду Империу и Белемской башни (см. ниже) на берегу Тежу раньше находилась гавань Рештелу (Restelo), откуда начинались путешествия португальских первооткрывателей. В 1960 году, во времена диктатуры Салазара, на этом месте в честь

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Какую часть пищи микроволновка готовит первой? Вопреки распространенному заблуждению, микроволновая печь не готовит пищу «изнутри наружу».Микроволны – вид электромагнитного излучения, расположенный в спектре между радиоволнами и инфракрасным светом. «Микро» эти

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

В потоке открытий Летом 1923 года на морском побережье близ Токио была обнаружена глубоководная усатая треска. Два дня спустя здесь разразилось страшное землетрясение, унесшее 143 тысячи человеческих жизней. Подобные случаи i были отмечены неоднократно. Прошло несколько

Из книги RyanAir: что это такое и с чем его летят? автора

Тысячелетие без открытий Утверждение христианства в Европе на несколько столетий затормозило развитие науки, как-то угас интерес к путешествиям, мореплаванию, к поиску новых стран. Инквизиция жестоко расправлялась с теми, кто допускал малейшее отклонение от библейских

Из книги История чемпионатов Европы по футболу автора Желдак Тимур А.

Эпоха Великих Географических Открытий Принц Энрике учит мореплаваниюВокруг мыса Доброй НадеждыЗа три моря - в ИндиюВ новый МирДругая цивилизацияАдмирал Моря-ОкеанаДва последних плаванияМатерик открыт!С видом на два океанаВокруг Старого СветаИндии

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

11. Как определить, сколько раз нужно проходить регистрацию на рейс через Интернет (online check-in), и сколько посадочных талонов (boarding pass) должно получиться? Перед тем как начать процедуру online check-in необходимо прикинуть, на какие рейсы в данный момент это можно сделать. Напомню,

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

«Ну сколько, сколько же все-таки книг писать?» Интересный вопрос: сколько книг писать? То, что популярный у нас писатель-фантаст Айзек Азимов написал уйму книг, воспринимается у нас и у «них» одинаково одобрительно. Помню, у нас хотели даже отметить выход двухсотой книги

Из книги автора

Что такое эпоха Великих географических открытий? Под этим названием известен период времени с начала XVI до конца XVIII века. В это время человек освоил большую часть суши.Изгнание арабов из Европы и образование двух приморских государств – Португалии и Испании – создало

06:21 pm : Опыт - сын ошибок трудных...
Задумайтесь о том, какую роль играет опыт в нашей жизни - и не только в нашей... Можно ли научиться не делать "ошибок трудных", опираясь на чужой опыт? Или только на свой?
Или на общий опыт человечества? Но как он выражается, где его искать?
Мне казалось - если научить детей, юношей читать ОСМЫСЛЕННО, развить их вкус и интеллект - они смогут хоть отчасти почерпнуть недостающий им жизненный опыт в произведениях великих писателей и поэтов, и это будет знание высокой пробы! И более того - это будет как компас, указывающий путь...
Но увы - этот метод (как и многие другие!) действует очень избирательно.

Недавно была телепередача о преподавании истории - кажется, в "Культурной революции."
Смотреть отрадно: умные лица, живые глаза, интеллект блещет, эрудиция, страстность... НО - ни к чему не пришли.
Невозможно создать курс истории - годный для всех и вся. Ибо оценки исторических явлений зависят от сегодняшней ситуации. От страны, в которой создается этот курс. От политической и экономической и философской ориентации его авторов. И то, что вчера было правдой - сегодня - ложь. И наоборот. Да что там, мы это уже проходили...
И все-таки- историю надо знать.Даже если история -это политика, обращенная в прошлое.
Я попробовала поискать в поэзии - как используется это слово - ОПЫТ - дает ли оно что-то реальное... Афористичность поэтического слова, а порою и эмоциональность, наверно что-то дают,пробуждают мысль..
. (Это не исследование - вспоминала то, что было на слуху...)

Времена не выбирают,в них живут и умирают.

Время - это испытанье.
Не завидуй никому,

Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.
Александр Кушнер.(Отрывок)

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И ОПЫТ, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

Александр Пушкин.

Я скажу это начерно, шопотом,
Потому что еще не пора:
Достигается потом и опытом
Безотчетного неба игра.

И под временным небом чистилища
Забываем мы часто о том,
Что счастливое небохранилище -
Раздвижной и прижизненный дом.

Осип Мандельштам.

И самое печальное - женские, эмоциональные и конкретные строчки...

Вместо мудрости - опытность. Пресное,
Неутоляющее питье.
А юность была - как молитва воскресная.
Мне ли забыть ее?

Стала забывчивей всех забывчивых.
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда...

Анна Ахматова.

Comments

Дорогая Ликуша! Согласна,что коллективный опыт,особенно выраженный словами классиков, даёт нам какой-то правильный вектор в жизни.Но, мне кажется,и Вы тоже об этом пишете, что каждый из нас всё-равно полагается лишь на собственный опыт и учится (правда,увы, не всегда)на собственных ошибках.))

Увы, это так. Но беда, что и на собственных не всегда учатся.И наступают всю дорогу на одни и те же грабли, далеко мне ходить за примером не надо... Но сделать уже ничего невозможно. Сам с усам!
Вы стали редко отзываться. У вас все в порядке, Эвушка? Хотелось бы, чтобы Вам было хорошо.Кстати, мой братец в Ашкелоне сегодня встретил свою сестру - она прилетела из Питера в гости. Послезавтра они приедут ко мне...

Спасибо, за доброе отношение и пожелания!))).
И вам того же желаю.
К сожалению, у меня не всё в порядке.Поэтому я последнее время мало бываю в ЖЖ,а если бываю,то читаю мельком ленту и редко откликаюсь.
Радости Вам желаю!))

Здравствуйте, Ликуша! Что-то редко Вы появляетесь в ЖЖ. Заняты?
Для меня слово "опыт" всегда звучало как однокоренное со словом "пытка". Почему-то когда говорят об опыте, всегда подразумевают опыт неудачный, грустный и тяжелый, связанный с ошибками и расплатой за них.
А для радости, удачи и любви нахлдят какие-то другие слова. Даже сочетание "любовный, жизненный опыт" звучит как-то...безнадежно. :)))

Кэт, рада Вас услышать. Очень тонкое замечание.Потому что опыт связан с прошедшим, часто с преклонным возрастом. Кроме того, с продолжительностью какой-то деятельности.И в этом случае его употребляют как нечто положительное, хотя это часто совсем не так. Во всяком случае опытный учитель - далеко не всегда хороший учитель, то же и в других областях. Человек, попавший не на свое место и десятилетиями тянущий лямку -то ли не понял сам, то ли сил не было изменить свою жизнь - наверно, находит грустное удовлетворение в том, что его хвалят за опыт, за стаж - может быть просто потому, что больше похвалить не за что...И даже насчет любовного опыта - " Только утро любви хорошо!."
Но не всегда опыт связан с неудачей. А вот с тяжестью - всегда." Сын ошибок трудных" - лучше не скажешь.Жизнь - тяжелая штука, добиться желаемого почти всегда нелегко - чем бы ни было это желаемое.Но если после 18 попыток добиваешься - это ведь радость, ради этого стоило трудиться! Это - зарабатывается. А удача - сваливается на голову- как выигрыш в лотерее... Но в целом я согласна - слово суровое, хотя с пыткой у меня как-то не связывалось...Это находка - увидеть общий корень!... Но есть еще один нюанс: опыт помогающий. Второй раз легче, в третий еще легче... И вообще как бы приходило мастерство, если бы не опыт? (разумеется, если ты не гений?..) Не пропадайте, Кэт. У меня был творческий застой. Надеюсь, я воспряну еще духом. (Опыт поможет? Опыт - возрождаться из пепла?)

Ликуша, разумеется, Вы правы - опыт помогает и накопить знания и мастерство, и даже способствует какому-то самоуважению. Но иногда и лишает свежести воспрития, новизны. Не зря сказано "Во многом знании многие печали". По-моему, это не столько о знании, сколько обопыте. Будьте здоровы и благополучны:)

Это так. Об этом и писала Ахматова - "Вместо мудрости - опытность, пресное, неутоляющее (!) питье"...
Как сказано - неутоляющее.
И у нее же:
"Нам свежесть чувств и мыслей простоту
терять не то ль, что живопицу - зренье,
Или актеру - голос и движенье,
А женщине прекрасной - красоту..."

Лучше Ахматовой не скажешь! :)

Ликуша, я думаю, что чужой опыт может усваивать человек, имеющий уже свой собственный опыт, набивший своих собственных шишек. Наши усилия передать свой опыт или опыт поколений увенчаются успехом только через много лет, когда человек будет готов.Один юноша недавно мне сказал:" России сейчас нужна "твердая рука".
Юноша образованный,тонкий, умный, прекрасно знающий историю. Вывод: история учит по разному людей с опытом и людей без.
P.S Какой Кушнер хороший поэт.

Я написала Вам много - но куда-то пропало... Может, еще найдется? Смысл - е так переменилось, что не узнаю.... Может быть, это сад, который мы закладывали с моими ребятами много-много лет назад... А здание школы трудно идентифицировать. Они же в архитектурном отошении все почти одинаковы... Шесть лет назад я заблудилась, идя в школу
534-ую, на Тореза - шла от Энгельса, и так все заросло, пейзаж совсем другой. Шла я навечервстречи.... И только хотела обратиться к женщине, которая шла за мной, как она кинулась ко мне с обЪятиями и поцелуями - она меня сразу узнала (через 20 лет!)И привела меня в школу, где я работала лет 13 - 14.И ребята, и учителя встретили меня с восторгом и хором утверждали, что я нисколько не изменилась! (!).

Вспомнила, это я Вам написала в письме - надеюсь, Вы его получили?
А я ищу в ответах на пост да еще повторяюсь...

Ликуш,письмо я получила.Ничего, что повторяетесь, я с удовольствием читаю все, что Вы написали.

Об опыте писать не буду, хотя полагаю, что опыт может только иногда заменить мудрость.
Я о другом. Что Вы думаете о дислексии? У меня только что возник спор с Савточкой: она дала ссылку на один сайт, а он дико безграмотный, что я ей и написала. Она мне в ответ, что есть люди, страдающие дислексией, но они поумней других, грамотных. Вот что я ей ответила:

"Что касается дислексии, то я в нее слабо верю. Вернее, я верю, что такие люди не чувствуют языка, но запомнить правила, если они такие умные, можно? Или, по крайней мере, если человек знает за собой такой недостаток, пусть не берется писать для сайтов или попросит проверить.
Кстати, и не сочти это за ворчание, в старые времена ошибка в газете, в книге была редкостью. А теперь развелось столько "дислексиков", что везде и постоянно грамматические ошибки. Как это трактовать?
Даже форумы в интернете лет десять тому назад выглядели гораздо приличнее с точки зрения грамотности. Так что, скажешь - это эпидемия дислексии?"

А Вы что думаете по этому поводу?

Диночка, должна признаться, что с этим явлением не сталкивалась - может быть, тогда оно просто не было изучено, и мы не дифференцировали его, называли " замедленным развитием" - или чем-то в этом роде. Такие ученики у меня были, но они страдали разными отклонениями и требовался сугубо индивидуальный и бережный подход.К медицинским показаниям как-то не прибегали - справлялись своими силами...
Вспомнила - один случай был, но мальчика скоро перевели родители в другую школу.

Дина, приехала моя кузина в гости из Питера. Она тоже учительница, но сейчас дает частные уроки - готовит к эзамену по русскому языку. И привезла с собою сборник упражнений для подготовки к эзамену - совсем, совсем все по-другому. Лучше ли? Не знаю. Сложнее.Она превосходный учитель с большим стажем - и говорит, что к каждому уроку готовится, и поначалу было очень трудно, и ошибалась... (там есть ответы в конце)
Но поможет ли эта система сделать их грамотными - сомневаюсь...

О системах обучения грамотности ничего сказать не могу - я НИКОГДА не знала толком никаких грамматических правил, и моя учительница Мария Григорьевна всегда говорила, что больше тройки не поставила бы мне за ответы, если бы я не писала безукоризненно грамотно - это у меня врожденное. Кстати, по-украински я писала почти так же грамотно. Помню одну только свою ошибку: в девятом классе в сочинении написала "ему был чужд трезвый раССчет".
К сожалению, сейчас ловлю себя на том, что стала допускать ошибки, правда редко, и, в основном, в знаках препинания.

Хочу высказаться по поводу "неграмотного" сайта. Может быть, это намеренное искажение языка. Сейчас у молодежи в сети принят так называемый язык "подонков". Однажды я случайно зашла в чат. Ни одного слова там не поняла. Во- вторых, сейчас действительно молодые страдают некоторым ослаблением зрительной памяти, основы грамотного письма. Слишком много зрительных раздражителей- TV, мониторы. И читать стали меньше.

Почему сайт "неграмотный" (в кавычках)? Он безграмотный без всяких кавычек, к тому же, неряшливый (кроме ошибок изобилует опечатками).
Я могу все понять, объяснить, но читать - увольте, просто физически не могу. Зачем же себя насиловать?
А чем объясняется большое количество ошибок в СМИ и книгах? По-моему, это элементарная профнепригодность корректоров.

Полностью с Вами согласна. Такие сайты-неуважение к себе и к посетителям. Увы! Уровень культуры падает во всем мире.

Вы, может быть, и правы, Юлечка, но такое ли у нас в России повальное знание английских идиом, чтобы произошло массовое калькирование отдельных выражений? (Это насчет инаф.)
КАльки с немецкого при Петре или с французского в 18 - 19 веке были более органичны - потому что люди знали эти языки(я имею ввиду высшие сословия)
Мне понравилось, как Вы подводите базу под использование слов не по назначению.Может быть, это справедливо. Но все равно безграмотно!
А мой внучек - компьютерный техник. Мечтает переквалифицироваться и стать веб-дизайнером.
Он способный, но очень неорганизованный.О себе он говорит: я не умный, я сообразительный. Сообразительный находит выход из положения, в которое умный не попадает...
Устами этого младенца глаголет истина...

Спокойной ночи, Юлечка!

Ликуша,я люблю все мороженое и люблю дыню, а вот вкус дынного мороженонго не помню, мне было 5-6, когда я его ела на Кубе. Просто, это было- счастье.
Когда Дима учился в Политехе, у меня за него сердце кровью обливалось. Днем он учился, а ночью с 2 до 6 сидел в Интернете. Он всегда был невыспавшийся, с синевой под глазами. К тому же, он не гулял и не занимался спортом.Но что-либо говорить ему было "себе дороже". Сейчас все встало на свои места: днем работа, ночью - сон, два раза в неделю спортзал. Я думаю, Ваш внук,повзрослеет и "придет в норму".
Мы все равно ничего не можем сделать с выросшими мальчиками. Не переживайте, это его жизнь и если бы он чувствовал себя плохо, он бы прекратил ночные посиделки. Хотя, я Вас очень хорошо понимаю в Вашей тревоге за внука.

​Виталий СТРУГОВЩИКОВ, педагог дополнительного образования:

С детских лет у меня было желание знать, как сделано, устроено, работает: как устроены часы, как работают моторы, другие сложные механизмы. Я увлекся цифрами, конструированием, в дальнейшем - физическими явлениями и химическими превращениями: из деталей конструктора строил химические вещества, соединяя различные шары друг с другом, получал макеты молекул новых веществ с неизвестными мне свойствами, позже самостоятельно пытался изучить свойства получившихся веществ. Эти маленькие самостоятельные исследования были для меня открытием! В формировании своего мировоззрения я всегда опирался на знания старших учителей-наставников (повезло!). В дальнейшем пришел к мысли, что давать и помогать осваивать знания гораздо важнее и интереснее, чем только знать. Во время учебы в станкоинструментальном институте произошло мое становление как педагога: будучи студентом, помогал осваивать сложную науку - математику - сокурсникам.

Сегодня мой рабочий кабинет оснащен современным высокотехнологичным оборудованием, это адаптивно- и программно управляемые токарный, фрезерные, сверлильные, раскроечные станки; 3D-станки, компьютерная и мультимедийная техника, электрические и электронные малые станки и инструменты. Все эти средства помогают делать занятия насыщеннее, красочнее и интереснее, что повышает мотивацию учащихся к освоению новых знаний. Особый интерес при работе с детьми - создание конструкторско-проектных работ как в рамках занятия, так и в качестве дополнительной деятельности (проекты, связанные с конструированием скоростных автомобилей и летательных аппаратов, адаптированных под беспилотное перемещение). Знания в области (знать, как - know how) конструирования и новых технологий позволяет моим ученикам воспринять мир по-другому (они начинают понимать, как это работает, устроено, сконструировано), а некоторые из них смогут стать архитекторами (технологами, конструкторами) нового современного мира. С младшими школьниками мы создаем проекты простых стендовых моделей, позволяющих освоить технологию изготовления и увидеть конструкцию в целом, с учащимися средней ступени обучения создаем более сложные макеты, знакомим с технологией изготовления и финишной обработки, с учениками высшей ступени выстраиваем бизнес-проект. Ученики придумывают новый «продукт», составляют техническое обоснование, конструируют (создают конструкторско-технологическую документацию), разрабатывают и строят наглядный и действующие макеты, и, наконец, «продукт» готов в производство и для потребителя. Важное направление - работа с одаренными детьми, ведь именно они добиваются успехов на соревнованиях, конкурсах, выставках высокого уровня. Я создал методическую разработку по подготовке детей к соревнованиям по техническим видам спорта.

Звание учителя стало жизненным кредо, призванием. Для меня важно, чтобы занятия были интересными и эффективными, чтобы на каждом занятии ученики делали свои маленькие открытия.

Ирина РЕВЯКИНА, учитель русского языка и литературы:

Каждый из нас пришел в профессию разными дорогами, но школа не терпит «прохожих». Поработав год-два, человек навсегда остается в этой профессии или уходит, не возвращаясь.

Волшебником быть трудно: все время он сам творит чудеса и учит творить других, открывая книгу знаний, но не все имеют желание учиться, творить. Как мотивировать ученика, как помочь разобраться в себе, в науках? Как помочь не пройти мимо прекрасного? Как дать понять, что все эти знания необходимы ему. Слова часто проходят мимо, а дела запоминаются. Чтобы что-то открыть, надо приложить усилия. Спрашивая с детей, спроси сначала с себя. Учить надо не только словами, но и личным примером. Ведь учитель ежедневно находится под прицелом сотни глаз. Мы должны научить наших компьтеризованных учеников мечтать, ассоциативно думать, чаще смотреть в книгу, а не на экран; видеть, чувствовать, понимать тех, кто рядом с ними, сопереживать чужому горю и искренне радоваться победам других, научить реализовывать себя в этом информационном сумасшедшем потоке современной жизни. Любовь и знания помогают нам в просветительской деятельности.

Я очень люблю свою профессию. Когда вижу детские глаза, растворяюсь в них, неся разумное, доброе, вечное, забывая обо всем. Мы погружаемся в тайны орфографии и пунктуации русского языка, в тайны слов художественной литературы. Объясняя правила, я всегда привожу примеры из жизни, говорю, где бы они могли их применить. Зачем надо знать эти приставки, суффиксы, части речи? Надо! Необходимо знать все: фонетику и орфоэпию, морфемику и словообразование, морфологию и лексику, а иначе грамотно ни писать, ни говорить дети не научатся. Так витает дух просвещения на уроках, помогая создавать чудеса.

Уроки литературы - это истинное волшебство. То мы на неведомых дорожках изучаем следы невиданных зверей, то на метле, как бабки-ешки, летим за тридевять земель, то, размышляя, плачем: почему так Герасим поступил с Муму? А когда уже став постарше, мы собираемся на первый бал, восхищаемся очарованием летней ночи, задумываемся над вопросами: можно ли убить одного ради спасения нескольких? Кто я - тварь ли дрожащая или право имею? Как много в этом мире «зачем?» и «почему?»! И все ведь это в книгах откроется тому, кто внимательно и терпеливо не просто прочитает, а пристально изучит все скрытое, зашифрованное автором.

Свои уроки я строю так, чтобы детям было комфортно, чтобы они умели не только получать необходимую информацию из разных источников, но и самостоятельно ее находить, правильно использовать, чтобы дети не боялись ошибаться, ведь ошибаются все, а вот признают и исправляют свои ошибки немногие. Теоретический материал я связываю с практикой реальной жизни, события давних лет сопоставляю с сегодняшним днем.

Наша профессия такова, что мы не сразу видим результат своего труда. Мы даем детям не только знания, но и часть своей души, частички нашего сердца, тепла, а они порой не учат, не знают, не умеют, не делают, не слушают, да и просто не хотят. Наши слова и дела дают всходы через годы. Как радуется сердце, когда встречаешь выпускников или слышишь по телефону: «Спасибо вам за ваши уроки!», «Спасибо, мы сдали все экзамены и поступили в институт!» (За многие годы педагогической деятельности у меня не было ни одной двойки за экзамен, хотя ученики были разные, даже классы коррекции.) «Мы часто вспоминаем ваши уроки!», «А вы были правы, когда говорили...», «Мы столько книг прочитали. Так, как вы нас учили!», «А помните наши экскурсии, походы?», «Мы приглашаем вас на нашу свадьбу». ...Действительно, «сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух».

Сегодня педагог не только учит, но и сам учится посто­янно.

Современный учитель - это виртуоз своего дела, коммуникабельный, мобильный, креативно мыслящий, хорошо владеющий компьютерными технологиями, уважающий личность, стильный. Учитель готовит будущее.

Я горжусь тем, что я учитель. Эти правила мне помогают подготовить детей к «открытиям чудным»: старайся сделать обучение увлекательным, обучай энергично, заставляй ученика правильно устно и письменно излагать учебный материал, следи за его речью, никогда не останавливайся!

Работа в школе помогла мне реализовать многие возможности: психолог, актер, режиссер, оператор, экскурсовод, модельер, визажист... И своим ученикам я помогаю раскрыться и почувствовать себя, может быть, и гениями.

Надежда ВОРОБЬЕВА, воспитатель:

Как далеко шагнула вперед наука, с какой неумолимой скоростью движется она дальше благодаря гению ученых, талантливому мастерству тысяч людей! Этот процесс коснулся всех областей нашей жизни, в том числе и образования. Не утихает дискуссия о том, что такое педагогика - наука или искусство. Мне близка мысль, что педагогика - наука, которая сотворчество мудрого взрослого и ребенка превращает в искусство. Приобретать опыт на основе знаний, замечать «удивительное рядом» и совершать открытия, быть ответственным за свои поступки - это ли не философия новых стандартов образования?!

Мы, как педагоги, учим будущему, то есть тому, чего еще нет, жить в условиях, которые мы сейчас только можем предположить... В этом нам помогают такой гений, как мастерство педагога, и такой гений, как любознательность ребенка, опыт взрослого и желание нового эксперимента ребенка... Взрослый и ребенок... Рука в руке... Вперед и вперед...

Пушкин, будучи гениальным писателем и поэтом, очевидно, был еще и гениальным педагогом. Подтверждение - его многочисленные детские произведения (в том числе и такие познавательно-поучительные сказки, как, например, «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»). Стихотворение «О, сколько нам открытий чудных...» можно даже считать программным произведением, в котором Пушкин, заглянув вперед, показал нам, к чему должны стремиться в воспитательно-образовательном процессе педагоги будущего, как ныне считается, инноваторы. Дочитав стихотворение до конца, как мне кажется, в этих строках можно рассмотреть практически все выделенные области развития ребенка, сформулированные в федеральных государственных образовательных стандартах.

С первых же строчек «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...» мы окунаемся в чувство предвкушения, что любой наш полезный труд, работа, проведенная не только с детьми, с родителями, с коллективом, в окружающем мире, а также в первую очередь над собой (любую деятельность необходимо начинать с себя), обязательно приведет к положительному результату и откроет и перед тобой, и перед твоим окружением что-то новое, необыкновенное и неожиданно прекрасное.

Следуя за мыслью Александра Сергеевича «и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг...», мы приходим к осознанию того, что, вкладывая в каждого ребенка максимально возможные знания, умения, навыки, любовь, мы испытываем трудности, бывает, ошибаемся, но всегда стремимся к лучшему и получаем этот результат, возможно, и кратковременный, потому что вся наша жизнь состоит из случаев и парадоксов. Но на протяжении всей нашей деятельности как мы, педагоги, так и все объекты образовательно-воспитательного процесса приобретаем опыт, который нельзя заменить никакой научной литературой, никаким высшим образованием.

Читая стихотворение, мы подходим к описанию тех областей, которые необходимо развивать человеку для достижения своих самых лучших качеств, положительного результата, прогресса, того, к чему нас призывают современные требования, отраженные во ФГОС. Александр Сергеевич советует развивать в человеке такие качества, как способность к изобретательству, созиданию, развитию воображения, независимо от того, кем является человек по своей сути («один - алмаз, другой - бриллиант»). ФГОС диктуют нам абсолютно те же требования к развитию личности ребенка, но через определенные образовательные области: способность к изобретательству - познание, музыка, изобразительное творчество, чтение художественной литературы, труд; созидание - музыка, здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, художественное творчество; воображение - музыка, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество.

В итоге мы приходим к мысли, что достигнуть просвещения, открытий, добиться вообще чего-либо в нашей жизни независимо от того, в какой стране, регионе, городе мы живем, какой век за окном, можно только ежедневно, ежечасно, ежесекундно трудясь и работая над собой, окружающим миром. Через века звучат напутствием потомкам слова гениального Александра Сергеевича Пушкина: «Все достигается чрез труд».

Л.Ф. Котов А может, стих не закончен?

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

Наука в творчестве Пушкина

Вкрапления "научной" тематики в поэтических произведениях Пушкина довольно часты. Но это пятистишие можно назвать квинтэссенцией темы "Наука в творчестве Пушкина".

Всего пять строк, а какой охват — просвещение, опыт, гений, случай — все составляющие, определяющие прогресс человечества.

Интерес Пушкина к совремённой ему науке был весьма глубок и разностороннен (как, впрочем, и к другим сторонам человеческой деятельности). Подтверждение этому — его библиотека, в которой есть работы по теории вероятностей, труды современника Пушкина, академика В.В.Петрова — русского физика-экспериментатора по исследованию электрических явлений и другие (на русском и иностранных языках).

Библиотека Пушкина в его в музее-квартире, включает немало книг по естественнонаучной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, работы Паскаля, Бюффона, Кювье по естествознанию, сочинения Лейбница по математическому анализу, труды Гершеля по астрономии, исследования по физике и механике Араго и Даламбера, работы Лапласа по теории вероятности и др.

Пушкин, являясь редактором и издателем журнала "Современник", регулярно размещал в нём статьи ученых, отражающие научную и техническую тематику.

О достижениях физики того времени Пушкин мог узнавать и из общения со знаменитым учёным, изобретателем П.Л.Шиллингом, создателем первого электромагнитного телеграфного аппарата, электрической мины. Его Пушкин знал очень хорошо и изобретения Шиллинга вполне мог видеть в действии.

Интерес Поэта к творчеству Ломоносова можно оценить из того факта, что он, прочитав журнале "Московский телеграф" "Послужной список М.В. Ломоносова за 1751-1756 гг.", поразился многогранностью, глубиной исследований. Свое восхищение поэт выразил так: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…". А позже добавляет: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

теперь посмотрите, каким примерно могло быть это стихотворение, если бы Поэт попытался дописать строку с недостающей рифмой.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

И праздный фантазёр-мечтатель.

Это пушкинское пятистишие было обнаружено после гибели поэта, при разборе его рабочих тетрадей. В четырёх первых строках рифмовка смежная, а пятая строка осталась без пары. Можно предположить, что Пушкин не закончил это стихотворение.

Читаю эти строки и видится мне, как поэт наскоро набрасывает экспромт, созревавший в подсознании, и вдруг излившийся в готовом виде при чтении в газете или журнале сообщения об очередном научном открытии. Я представил — "наскоро", но как-то не вяжется это слово с писанием гусиным пером; более правдоподобно, что писал Пушкин довольно медленно, что способствовало рождению в его подсознании этих гениальных строк, включающих в себя все "двигатели прогресса" — просвещение, опыт, гений, случай — уже в готовом виде. Мне представляется, что экспромтом были написаны первые 4 строки, а 5-ю, после перечтения написанного, поэт добавил после некоторого раздумья. Добавил и откложил для последующего прочтения и возможного использования в каком-либо из будущих произведений. Но… не случилось и фрагмент так и остался не опубликованным при жизни автора.

Конечно, это только мои личные представления, не на чём не основанные, но и пишу-то я их под заголовком "Заметки на полях".

А потому продолжу. Мне представляется, что поэт отложил этот фрагмент, так как чувствовал некоторую неполноту охвата в этом стихотворении явления рождения новых открытий. Отложил, чтобы в последствии додумать. Но… не случилось.