Роза в произведениях литературы. «Художественный анализ романа Умберто Эко «Имя розы. Анализ стихотворения Пушкина «Роза»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастерская по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Роза» по Автор разработки учитель школы 639 Невского района Надежда Михайловна Минкина 2008 год

Цели мастерской 1. Исследовать образ розы в легендах и русской литературе 2. Сформировать личное отношение к стихотворениям в прозе И.С.Тургенева 3. Соединить личный опыт учащихся с опытом русских поэтов Подготовить к написанию эссе по рассказу И.С.Тургенева «Роза»

Этапы мастерской Задание-индуктор; «включение» в тему; Записать ассоциации, связанные со словом «Роза»

Этапы мастерской Этап социализации Обращение к личному опыту учащихся Время совместной деятельности Работа в группах Рассказать историю, связанную с розой Записать, что символизирует роза в рассказе

Этапы мастерской 3. »Деконструкция текста» Работа с научным описанием розы и статьёй в словаре Даля 1 группа Работа с раздаточным материалом о первых упоминаниях и легендах о розе 2-3 группы

Этапы мастерской 4. Работа со стихами русских поэтов Учащиеся выписывают ключевые слова, создающие образ розы, выясняют, что символизирует образ в стихотворении

Этапы мастерской 5. Чтение и осмысление стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза» (Апрель, 1878год)

Рефлексия Было ли скучно в мастерской? Чтение работ Обмен мнениями о работе

Предварительный просмотр:

Возможные вопросы И.С.Тургенева и И.С.Тургеневу.

  1. Как может гореть сад под потоком дождя?
  2. Что свершалось её душе?
  3. Что она делала, пока отсутствовала почти два часа?
  4. Почему упала роза с её груди?
  5. Почему лирический герой бережно поднял упавший в грязь цветок?
  6. Как образ розы помогает передать состояние героини?
  7. Что символизирует роза в данной миниатюре? (быстротечность, изменчивость чувства).
  8. Всегда ли любовь умирает? Как она проявляется в человеке?
  9. Какие символы любви присутствуют в стихотворении? (роза; огонь; умиравшее пламя; слёзы, жгучие, но счастливые)
  10. Как соотносится с символами любви эпитет «дерзостно»?
  11. В чём смысл стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза»?

Предварительный просмотр:

Работа с ключевыми словами

по стихотворению в прозе И.С Тургенева

Слова, связанные с описанием окружающего мира

Слова, передающие состояние лирического героя

Слова, передающие состояние лирической героини

Последние дни августа; солнце садилось; внезапный порывистый ливень, без грому и без молний; сад горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя; всё потемнело, ночь надвинулась; на сыром песку дорожки; молодая, чуть распустившаяся роза; измятые, запачканные лепестки…

Я знал, что свершалось в её душе;

я не сомневался; я бережно поднял упавший в грязь цветок; я вздумал выказать глубокомыслие; промолвил с значительным выраженьем; я понял, что и она была сожжена…

Она с упорной задумчивостью глядела в сад; после недолгой, хоть и мучительной борьбы..отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить; её лицо и побледнело и ожило; быстро, с весёлым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшённые глаза; глаза её, внезапно остановившись, засияли слезами; воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, ещё блестевшие от слёз, засмеялись дерзостно и счастливо; она была сожжена…


Эти слова, значащиеся в названии стихотворения, на протяжении его всего используются ровно шесть раз. Уже по нему можно догадаться, какую извечную тему затрагивает стихотворение. Пожилой человек вспоминает свое прошлое, молодость, которая безвозвратно ушла, оставив после себя лишь морщины. Все произведение сквозит горечью и сожалением. Тургенев говорит о жизни возвышенно, даже в каком-то роде торжественно, размышляя в то же время о ее бренности.

Картины прошлых лет светлы и вызывают, пожалуй, лишь улыбку на лице. Но настоящее мрачно и темно.

Эту антитезу помогают выстроить два главных образа, используемых Тургеневым. Один – свежие розы, роскошные и прекрасные в своем величии. Другой же – свеча, которая вот-вот погаснет. В стихотворении можно найти уйму вещей, которые противоположны друг другу. Молодость героя приходится на лето, теплое и беззаботное время года. Но на самом деле действия происходят промозглой зимой. Особенно символичен в произведении свет. Образ свечи очень напоминает образ жизни. Свет все меркнет, свеча догорает, рано или поздно, но наступит тьма.

Прошлое описано ярко. Тургенев использует длинные предложения, чтобы развернуто

Рассказать о нем. Но настоящее – вяло, просто и коротко. Оно и не требует большего. Строки, посвященные нынешнему времени, пронизаны печалью и безысходностью.

В стихотворении Тургенева можно раз за разом услышать самые разнообразные мелодии. И то не столько мелодии фраз, благодаря которым можно вжиться в образ лирического героя. Но это и звуки вальса, булькающий самовар, смех детей. Читатель может услышать сквозь строки стихотворения, как горит и трещит свеча, как покашливает старик и шепчет что-то себе под нос. Нет никого сюжета. Нельзя даже сказать, насколько все эти картины, всплывающие в воображении героя, действительно имели место быть в жизни, слишком уж сильно они похожи на преувеличение. Возможно, это всего лишь его мечта, так и не сбывшаяся в реальности. Теперь уже это не имеет значения. У героя осталось всего ничего, единственное живое существо, которое теперь рядом, это пес, такой же старый, как он сам.

Учитель литературы: , учитель биологии:

Цели урока:

1. расширить представление учащихся о творчестве поэтов и писателей, пишущих о природе, цветах, в частности о розах; Учится видеть за строками лирики и прозы чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.

2. развивать навыки анализа литературного произведения;

3 .обогатить знания учащихся о литературе, искусстве, вызнать интерес к слову лирического и художественного произведения;

Оборудование урока: видеопроектор, презентация;

Ход урока :

Организационный момент

Учитель : О ней поют поэты всех веков.

Раскрывшийся благоуханной чашей

Как он прекрасен, холоден и чист,-

Глубокий кубок, полный аромата.

Как дружен с ним простой и скромный лист,

Темно - зеленый по краям зубчатый.

Итак, тема нашего урока « Роза в русской литературе».

Запишите тему урока в тетрадь.

Посмотрите на тему урока и скажите, о чем мы сегодня будем говорить? (О произведениях русских поэтов и писателей, которые посвящены розе).

Учитель : а еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

Учитель: Роза - царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней сложено много легенд. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

В трудах ученых описаны находки, которые доказывают, что история розы началась около 25 миллионов лет назад, когда на земле не было признаков человека. Наиболее древние письменные данные о розах найдены в царских гробницах Халдеи в городе Уру около 5000 лет назад. Впервые в России роза появилась как украшение садов при Петре Первом.

Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Ее упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых до голубовато - сиреневых. И каждый цветок есть волшебная, божественная мелодия.

Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (звучит флейта, фортепиано, скрипка.

Ребята, вы проделали дома большую творческую работу, попробовали сочинить свои стихотворения о РОЗЕ. Давайте мы с ними познакомимся (дети читают свои стихи.)

Читают дети: Под моим окошком летом

Роза алая растет

Распустилась нежным цветом

Запахом своим влечет.

Не рви ты роз, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада,

Они так красят сад.

Темной ночью белых роз

Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой

Обвевает их.

Розы в руки не даются

Только все кусаются,

А девчонкам во дворе

Эти розы нравятся

Когда выпадет снег и ударит мороз

Душу согреет букет белых роз

Он любовь и нежность принесет

А ссоры и обиды унесет

Ведь царица всех цветов – это роза

Не сравниться с ней ни астра, ни мимоза.

Когда шумят в июле грозы,

В саду чудесно пахнут розы,

Порхают бабочки, стрекозы

И оживает старый сад.

Шумят зеленые березы

И капельки росы, как слезы

На лепестках цветов блестят.

Учитель : Однажды в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Молодой человек 16 лет по имени Саша написал такие строки:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилию

Нам укажи.

Этот юноша впоследствии стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

В каком году было написано стихотворение, если поэту было16 лет? (1815)

Учитель биологии : Стихи, как и цветы,украшают нашу жизнь, приносят радость. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто пройдет неторопливо по саду, цветнику оранжерее и внимательно приглядится к окружающему миру. Роза относится к семейству розоцветных, их насчитывается около 2000 видов. Роза произошла от дикорастущего шиповника. Образует род розы, семейство розоцветных, относится к классу двудольных, отделу цветковых и царству растений.

Вспомните и запишите в тетрадь классификацию розы. (дети записывают и затем зачитывают;)

Учитель биологии : Вспомните органы растений, строение цветка.

Ученик : органы розы - это корень, стебель, листья, цветок; цветок состоит из цветоножки, чашелистиков, венчика, лепестков, тычинок и пестика. (демонстрируется таблица).

Учитель биологии : В июне - июле в лесах и близ дорог часто встречается кустарник шиповник или дикая роза с крупными, или белыми цветками и сильным приятным запахом. Это шиповник кустарник до 2 м. высоты, с тонкими ветвями, покрытыми коричнево - красной корой с изогнутыми книзу шипами, расположенными попарно у основания листовых черешков. Листья, очередные, опущенные. Непарноперистые из 5-7 листочков, цветки крупные, на гладких цветоножках. Цветет в июне. Плоды шаровидные, гладкие, красные - называются ложная ягода внутри орешки, созревают в августе.

Шиповник майский встречается во всех районах Алтайского края. В плодах шиповника содержатся витамины С, В, К, Р, Е. В народе плоды шиповника применяют как противоцинготное, желчегонное и поливитаминное средство. Чай из плодов шиповника повышает иммунитет.

Среди розоцветных есть и травянистые растения, кустарники, деревья.

На ваших столах лежат гербарии растений. Узнаете ли вы их?

Рассмотрите и назовите эти растения. (ученики называют растения).

Какое значение имеют растения семейства розоцветных в природе и жизни человека? Запишите ответ в тетрадях. Теперь поработайте в парах, обменяйтесь информацией. Спикер каждой группы зачитает ответ.

В это время один из учащихся вызывается к доске и получает задание на карточке. Его задание: назовите главные части цветка, выбрать из корзины плоды растений семейства розоцветных.

(Учитель биологии проводит физминутку).

Учитель : Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными, черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

Стоит дерево, дерево ханское,

Платье панское,

Цветы ангельские,

Кости дьявольские.

О чем эта загадка? (о розе)

Как вы понимаете слова: «цветы ангельские», «кости дьявольские» ?

Ребята, а знаете ли вы стихотворения русских поэтов, посвященные этому царственному цветку? (дети читают стихотворения русских поэтов)

Державин:

Юная роза

Лишь развернула

Алый шипок;

Вдруг от мороза

В лоне уснула,

Свянул цветок

Гроза прошла и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Еще трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело

Дохнул сентябрь и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня

И. Бунин: Розы

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись-

Две чаши полные огня.

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зеленый знойный сад,

И сена душная истома

Струила сладкий аромат.

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.

Вывод : Вы подобрали замечательные стихотворения!

Учитель : Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают об этом цветке… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Какой художественный прием использован автором в названии произведения?

Какие средства художественной выразительности использует автор для описания этого цветка? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их.

(Жаба: мерзкая, грязоно - серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.

Учитель: Этот прием в литературе называется АЛЛЕГОРИЕЙ, запишите его в тетрадь. (греч. Allegoria)- иносказание, выражение чего-либо отвлеченного, какой-либо мысли, идеи в конкретном образе.

Какова главная мысль произведения? (Красота спасет мир. Добро победит зло.)

О чем вы вспомните в следующий раз, взглянув на этот цветок?

Итог: Что нового вы узнали на уроке? Произведения, каких авторов звучали на занятии?

Учитель биологии : Что нового мы узнали на уроке с точки зрения биологии?

Вывод учителя:

Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

Если каждый посадит и вырастить хотя бы один цветок - земля превратиться в сад.

Оценивание учащихся.

Стихотворение: (в оставшееся время)

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

Начало: У нас сегодня необычный урок: интегрированный, его проводит учитель биологии - и Учитель русского языка и литературы -

Ход урока.

Орг. Момент.

О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Чему посвящены эти строки? (Розе)

Итак, тема нашего урока: «Роза в русской литературе», запишите ее в тетрадь.

Посмотрите на тему и скажите, о чем мы будем говорить? (о произведениях поэтов и писателей, которые посвящены розе)

А еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

Слово учителя: Роза. Ей любовались, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей всех цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно - белых до голубовато - сиреневых. И каждый из них есть волшебная, божественная мелодия.

Учитель: Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (флейта, фортепиано, скрипка).

Учитель: Я думаю, что столь же мелодичны будут ваши поэтические творения, которые вы посвятили этому цветку. Давайте их послушаем. (дети читают свои стихи)

Учитель: Однажды, как вам сегодня, в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Юноша по имени Саша написал такие строки:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость.

Не говори:

Вот жизни радость.

Цветку скажи:

Прости, жалею

И на лилию нам укажи.

Этот юноша стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

(Рассказывает учитель биологии.)

Учитель: Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы растут на страницах книг, и эти страницы побуждают в нашей душе чувства красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

Стоит дерево, дерево ханское,

Платье панское, цветы ангельские,

Кости дьявольские. – О чем эта загадка? (о розе)

Учитель: Многие поэты, восхищаясь красотой этого царственного цветка, посвящали ему свои творения. Некоторые ребята по моему заданию приготовили выразительное чтение стихотворений о розе. Давайте их послушаем. (дети читают произведения поэтов).

Учитель: Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

Вывод учителя:

Домашнее задание: написать историю о розе.

Стихотворение:

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

Какой художественный прием использован автором в названии произведения антитеза)

Какие средства художественной выразительности использует автор для описания розы? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их. (работают по рядам)

1 ряд: метафору, 2 ряд: олицетворение, 3 ряд: эпитеты и сравнения.

С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

(Жаба: мерзкая, грязоно - серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.)

Учитель: Все в мире познается в сравнении. Наверное, чтобы осознать прекрасное, нам нужно увидеть уродливое, мерзкое.

Какие еще образы есть в произведении, кроме жабы и розы? (мальчик и его сестра).

Что есть общего между розой и мальчиком?

Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни»?

Какова главная мысль произведения? (Красота спасет мир. Добро победит зло.) на занятии?

Вывод учителя:

П. С. _ Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратиться в сад

Учитель: Итог:Что нового вы узнали на уроке? Произведения каких авторов звучали на занятии?.

Домашнее задание: написать историю о розе.

Стихотворение:

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

Одной из форм преодоления бессмысленности жизни, по мнению многих русских писателей, является любовь. Но, несмотря на это утверждение, далеко не всегда лю­бовь показывается исключительно как радостное чувст­во. Нередко бывает и так, что разум и сердце влюбленно­го человека спорят друг с другом, противоречат друг другу. Влюбленный вместо того, чтобы наслаждаться прекраснейшим из человеческих чувств, жестоко страда­ет, порой принимая неверные решения. Но случается и так, что чувства, первоначально подвергавшиеся строго­му анализу, все же побеждают и приносят радость, ду­шевный покой и наполняют душу счастьем. Но возможно и другое: человек, прежде осторожный и осмотритель­ный, с головой бросается в омут любви. Тогда чувства страшат, пугают, но берут верх. Предсказать исход собы­тий в этом случае чрезвычайно сложно.

Удивительно, как такую противоречивую гамму чувств и разума влюбленного человека смог показать ве­ликий русский писатель И.С. Тургенев в знаменитых философских зарисовках «Стихотворения в прозе». Для автора любовь - вполне реальное, земное чувство, но об­ладающее огромной, не подвластной воле человека си­лой. Силой одновременно и возвышающей, и разрушаю­щей. Любовь внезапно охватывает человека и целиком поглощает его. Перед этой мощной, стихийной силой любви человек беспомощен и беззащитен. Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина. Писа­тель называет ее просто - Она, придавая тем самым все­му стихотворению обобщенный смысл. Эта нежная, тре­петная женщина стоит на пороге новой любви. Она переживает жестокую борьбу разума, который, видимо, старается предостеречь от новых ошибок и разочарова­ний, и чувства, которое выше доводов рассудка.

Глубину и сложность переживаний человека, оказав­шегося во власти спора любви и рассудка, Тургенев пере­дает с помощью двух образов природы: внезапного поры­вистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и за­пачканными лепестками розы, брошенной в горящий камин. Первый олицетворяет собой неожиданное и бур­ное проявление чувства, вторая - разрушительную силу любви, которая в своем пламени сжигает человека.

Что же берет верх: разум или чувства? Героиня мучи­тельно размышляет, разум ее сопротивляется, внезапно она исчезает, приходит задумчивая и совершенно непо­нятная мужчине. Он не в силах осознать ее душевные терзания. Почему? Вероятно, ответ Тургенева таков: не способен мужчина, живущий страстями, столь серьезно относиться к начинающимся и пока непонятным отно­шениям. А она серьезна чрезвычайно, потому и разду­мывает долго, потому и сжигает нежную юную розу, что предвидит и свой подобный финал. И она к нему готова: разум и чувства больше не спорят, разум отступает на второй план, а чувства, сильные, оглушительные, зани­мают всю душу без остатка. Но, возможно, именно в та­кой ошеломляющей любви и видит И.С. Тургенев, сам испытавший это чувство, красоту и величие жизни.

Таким образом, можно сделать вывод: в сердце влюб­ленного человека может разгораться настоящий спор ра­зума и чувства. Что победит? Возможных ответов очень много. И.С. Тургенев показал в стихотворении в прозе «Роза», как после долгих и мучительных раздумий чело­век полностью отдается чувству любви. Любви, которая, возможно, сожжет его. Но без подобного сгорания невоз­можно понять великое и святое чувство любви. Каждый хотя бы раз в жизни, по мнению писателя, должен так сгореть и узнать великое счастье любить и быть люби­мым!

Тема: Лингвистический анализ текста И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...»

Цель: Уметь анализировать текст с точки зрения лингвистики,

стилистики, морфологии; уметь находить в тексте сильные позиции; знать, как рассчитывается гармонический центр, с применением методики Нинель Васильевны Черемисиной.

Девиз: «Я алгеброй гармонию проверил...»

(А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Оборудование: Тексты, калькулятор, таблица «Гармонический центр».

I. Слово учителя:

Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит интересная работа. Литературный текст мы разложим на цифры, чтобы выявить то слово, которое несёт на себе всю смысловую нагрузку текста.

Сильная позиция текста - это то, на что мы с вами обращаем внимание. (Заглавие, эпиграф, начало текста, абзац, конец текста, гармонический центр (ГЦ), в загадке - отгадка). ГЦ - это точка «золотого сечения» (Аристотель). Пропорция «золотого сечения» известна с античности. ГЦ для каждого текста вычисляется индивидуально.

ГЦ = Длина текста х коэффициент «золотого сечения» 0,618

Текст берётся за 1 см.

ГЦ

-0, 618 0 0,382

Повторение: На тексте малого объёма мы с вами рассчитаем ГЦ:

То толстеет, то худеет ,

Вопрос: Назовите сильные позиции данного текста.

Теперь посчитаем, сколько синтаксических мест в тексте. Предлог считаем вместе с именем существительным.

8 синтаксических мест; 8 х 0,618 = 4,944; ГЦ=5

Сейчас, ребята, используя свои знания, мы должны проанализировать стихотворение «Как хороши, как свежи были розы...» и рассчитать ГЦ

«Как хороши, как свежи были розы...»

1.Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение.

Оно скоро позабылось мною...но первый Стих остался у меня в памяти:

...

2.Теперь зима: мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна " свеча . Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит;

Как хороши, как свежи были розы ...

Создаётся иллюзия тем; одиночество эмоционально окрашено.

3.И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опёршись на выпрямленную руку склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появление первых звёзд.

Картина с точки зрения восприятия героя

Есть лирическое «ты», «я».

Заглавие 1(р) ЛП, ЛВ Я напоминание

Деление на абзацы 2 (р) ЛП, ЛВ контр, я

Из (р), союз и - соединит, функция воспоминание Я

ЛП1, ЛВ1, ты

р - восторг героя перед героиней а 4(р) ЛП, ЛВ Я рассказчик

сожаление

5(р) ЛП1, ЛВ1 они жизнеутверждение 6(р) - ЛВ, ЛП я и пёс, смерть.

1 - экспозиции (пролог)

4-6 - тема старости, с ней перекликается тема смерти.

5 - тема молодости/жизни

чередование эпизодов.

Целостность текста проявляется во взаимозависимости тем, частей, целого в развитии глубинного смысла произведения.

Все уровни произведения (содержательный)

Как простодушно - вдохновенны задумчивые глаза,

как трогательно - невинны

раскрытые вопрошающие губы , как ровно

дышит ещё не вполне расцветшая,

ещё ничем не взволнованная грудь,

как чист и нежен облик юного лица!

я не дерзаю заговорить с нею, - но как

она мне дорога, как бьётся моё сердце!

Как хороши, как свежи были розы ...

    А в комнате всё темней, да темней...

нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке.

мороз скрепит и злится за стеною - и чудится скучный старческий шёпот...

Как хороши . как свежи были розы ... Нагнетание по всем линиям

    Встают передо мною другие образы...

Слышится весёлый шум семейной

Деревенской жизни. Две русые головки,

Прислонясь друг к другу, бойко смотрят

На меня своими светлыми глазками,

алые щёки трепещут сдержанным

смехом, руки ласково сплелись,

вперебивку звучат молодые,

уютной комнаты, другие, тонкие молодые руки бегают,

путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и

ланнеровский вальс не может заглушить воркотню

патриархального самовара...

(лингвистический, формальный) организованы глубинным смыслом. (Ланнер(авст)-один из зачинателей вальса)

Уютное, одушевленное, очеловеченное, радостное пр-во.

    1-2. когда-то, давно-давно комната

теперь, где-то старость как

определить вид глаголов. Одиночество

холод как одиночество.

2-горит одна свеча символ угасающей жизни .

4- свеча трещит

6- свеча мерцает и гаснет

    зима - время года; старость

    лето - время года; молодость, расцвет.

(вид глаголов, им. прилагательные)

    1. Одинокая, не согретая ничьим присутствием холодная жизнь.

    эмоции, чувства, состояние героя.

4 а переход в другое пространство, скучный, старческий шёпот - старость низкий потолок

тени колеблются - трагичность ситуации

    весёлый шум, молодость.

    Смерть.

Как хороши, как свежи были розы ...

6. Свеча мерцает и гаснет ...

Кто это кашляет там так хрипло и глухо?

Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ...

Мне холодно ... Я зябну ... и все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были розы ...

Вывод: В тексте 154 слова. ГЦ находится в 4 абзаце, на сравнительном союзе как. Этот союз употреблён в тексте 18 раз.