Рапп (российская ассоциация пролетарских писателей). Хронология создания профессиональных союзов писателей Создание российской ассоциации пролетарских писателей

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) это организация, учрежденная на Первой Всесоюзной конференции пролетарских писателей в январе 1925 для объединения представителей пролетарской литературы, развития массового пролетарского литературного движения и критики буржуазных течений. Создание РАПП было связано с укреплением позиций «напостовцев», претендовавших на роль истинных проводников партийной линии в литературе. Однако после резолюции ЦК ВКП(б) от 18 июня 1925 обнаружилось противоречие между ортодоксальным «напостовством» и выработанной на более широкой основе политикой партии, в частности, по вопросу о консолидации сил в литературе и о бережном отношении к попутчикам. На Чрезвычайной Всесоюзной конференции ВАПП в феврале 1926 линия «левых ликвидаторов» (С.Родов, Г.Лелевич, И.Вардин) была признана ошибочной. Произошел раскол РАПП, «напостовское» меньшинство осталось на правах «идейного течения», а большинство, и среди них Л.Авербах (генеральный секретарь ВАПП и РАПП), Д.Фурманов, А.Фадеев, Ю.Либединский, В.Киршон, А.Селивановский, В.Ермилов и др., объединилось вокруг журнала «На литературном посту» (1926-32) и «РАПП» (1931-32). Лозунгами дня были объявлены учеба, творчество и самокритика.

Прежнее настороженное отношение к наследию сменилось требованием «учебы у классиков». Вместе с тем, РАПП настаивает на исторической неизбежности гегемонии пролетарской литературы, которая познает мир с точки зрения пролетариата и воздействует на читателей в соответствии с задачами рабочего класса. В рапповской платформе преобладало смешение понятий эстетики, социологии, политики. В речи «Долой Шиллера!» на пленуме РАПП (1929) Фадеев объяснял преимущество реалистического метода, его отличие от реализма прошлого и романтизма тем, что пролетарский художник сможет и будет изображать рождение нового в старом, завтрашнего в сегодняшнем, борьбу и победу нового над старым. Вульгарный социологизм руководящих документов сочетался с теорией «живого человека», требованием психологизма, срывания масок с действительности. Одной из сторон деятельности РАПП были творческие дискуссии, посвященные выработке художественной платформы, проблеме метода, стиля, жанров. В них участвовали, наряду с теоретиками, состоявшие в РАПП писатели М.Шолохов, Фадеев, Ф.Панферов, В.Вишневский. Несмотря на то, что рапповцам принадлежал приоритет в выдвижении категории творческого метода, их догматический и политизированный подход привел к отождествлению метода с мировоззрением, а художественного образа - с иллюстрацией идеи. Стремясь превратить РАПП в «литературно-воспитательную организацию», ее лидеры выдвигали лозунг «ударник - центральная фигура литературного движения», требовали «одемьянивания» поэзии, внесения «плехановской ортодоксии» в критику. Важнейшее значение придавалось борьбе с литературными противниками - «Перевалом» и А.Воронским, Лефом, конструктивизмом, .

Политические ярлыки, групповщина и комчванство определяли отношения с другими группировками и ситуацию внутри организации. Против этих тенденций выступили писатели и критики «левой оппозиции» РАПП и последователи В.Переверзева. В 1930 они образовали группу «Литфронт», в которую вошли А.Безыменский, Вишневский, И.Беспалов, Родов, Г.Горбачев, А.Зонин, М.Гельфанд. Неоднородная по составу и взглядам, группа не выдержала полемики с РАПП и распалась к 1931. В этот период РАПП, практически монополизировав литературную жизнь (вступление в нее в феврале 1930 лефовца В.Маяковского и конструктивистов Э.Багрицкого, В.Луговского), перестала соответствовать возложенной на нее ведущей роли. Возникла опасность превращения РАПП «из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости» (О перестройке литературно-художественных организаций: Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. КПСС в резолюциях).

РАПП была ликвидирована , ее руководители (Авербах, А.Н.Афиногенов, Киршон, Фадеев, М.Чумандрин) вошли в число 50 членов организационного комитета создаваемого Союза советских писателей. Почетным председателем был избран М.Горький, председателем - И.Гронский, секретарем -В.Кирпотин. В ходе подготовки к съезду были проведены совещания оргкомитета на квартире Горького. На встрече 26 октября 1932 присутствовали члены Политбюро ВКП(б) во главе с И.В.Сталиным. Обсуждалось ключевое понятие устава Союза писателей - «метод социалистического реализма». В ноябре 1932 Оргкомитет провел совещание критиков, на котором рассматривались проблемы марксистско-ленинской эстетики и определение основного метода советской литературы. Проект устава Союза был опубликован 6 мая 1934. Формально Союз писателей являлся добровольной организацией, объединявшей всех литераторов, стоявших на платформе советской власти и участвовавших в строительстве социалистической культуры. На практике он, подобно РАПП, имел возможность воздействовать не только на творческую, но на политическую, материальную, а порой и частную жизнь писателей. Первый съезд Союза писателей СССР проходил под председательством М. Горького с 17 августа по 1 сентября 1934.

Объединившаяся группа пролетарских писателей гор. Москвы на заседании 14 мая в присутствии около 25 челов. наметила Устав Московского Союза пролетарских писателей, разработку в котором целей и задач Союза, согласно принятой резолюции на Всероссийском Совещании Пролет. писателей 13 мая, поручила Правлению.

В Правление избраны товарищи: М. Герасимов, В. Кириллов, С. Обрадович, М. Сивачев, Н. Лятко, В. Александровский и М. Волков. Кандидаты кооптируются Правлением.

В ревизионную комиссию вошли тт. Е. Нечаев, Ф. Шкулев и Шершнев.

Справки в Подотделе Пролетарской Литературы Лито Наркомпроса (Тверская, М. Гнездниковский п., д. N 9, тел. 197-97).

Чернозем, литературный сборник. Выпуск второй. Издание Суриковского Литературно-музыкального кружка. М. 1919 г. 48 стр. Цена не указана.

"Писатель пописывает, читатель почитывает", когда-то было сказано в прошлом. Но мы это пережили, мы уже не почитываем, а читаем, а потому и требуем от писателя (если он так себя называет) не пописывания, а серьезной вдумчивой работы в области искусства, не злоупотребления на печатном станке, а искреннего творчества.

Суриковский кружок выпустил второй сборник рассказов и стихов. Первый, в 1919 году, прошел бесследно, без внимания, как и многие "произведения" Суриковского кружка, ибо работа членов его в целом дальше одного безличного сборника в год не шла.

Мало приходится говорить и об этом втором сборнике "Чернозема".

Что в нем есть?..

Старые затасканные истины, подчас проникнутые не пролетарским чувством отношения к жизни, образы, чуждые духу коллективизма, барабанный бой пустых слов и мутный старческий взгляд на новый день.

Теперь много пишут и диспутируют о пролетарском творчестве, пролетарской поэзии. Многие, писавшие гимны папиросам и лайковым перчаткам, возомнили себя пролетарскими поэтами и писателями. Не раз, устно и печатно, и Суриковский кружок писателей-народников вкупе накладывал на работу свою печать "пролетарское"...

Во втором сборнике все можно найти, но только не пролетарское.

Власов-Окский пародирует Северянина: красный шквал

Блестками игривыми Земь зачаровал... Распростился с бедами Овесненный люд. В океанность тинами Выбрался родник...

Стихотворение А. Смирнова "Песня поэта-пролетария" есть песня поэта... Бальмонта.

Интеллигентским нытьем, серым пессимизмом веет от стихов Ив. Морозова. Тут и астры, и саваны на деревьях, и смерть с косою, и песнь похоронная и затасканное изречение индивидуалиста:

"Как хороша весна и как печальна осень... Как грустно на земле"...

С. Дрожжин не сходит со старой дороги и старчески все еще мечтает:

"Ах если-бы я вольною Такой же пташкой был, Когда бы жизнь бездольную Я прожил и забыл. То пел бы точно так же я Про счастие людей, А то в душе тоска-змея, Да только горе в ней".

О городе пишет Нефедов:

"Асфальт и пыль, железо и туман, Зловонье дня без солнечной улыбки, Довольство, роскоши чарующий обман И черни хрип изменчивый и зыбкий... Все, все в тебе проклятом и пустом... ...В бездушном Молохе, Вампире неустанном"...

"Наступит час - велением судьбы Ты сгинешь, проклятый, как древняя Гоморра"...

Нет, мы, рабочие, не такими глазами смотрим на город. У поэта-пролетария, сознавшего силу и значение труда, не должно быть рабского безволия, рабской покорности городу, созданию рук своих.

"Только в городе возможны И движенье и борьба. А равнины безнадежны - Такова равнин судьба... Дальше, дальше от равнин. В царство фабрик и машин. В город шумный и суровый, Где зачатки жизни новой"!..

Так сказал еще в 1914 году пролетарский поэт, питерский рабочий, И. Логинов.

Город - огненная купель Нового Мира, светоч науки, искусства: в нем сцепление сил, в нем рождение Великого Коллектива... "Это - гигантская кузница, где выковывается новая радостная жизнь, это - могучая симфония труда, железа и стали!.." (Кириллов).

В прошлом живет поэзия Нефедова, а прошлому в настоящем места нет.

Есть в сборнике и революционные стихи. Вот конец стих. "Сердца рабочих" Р. Меч:

..."Пред нами целый мир лежит. Теперь он нам принадлежит, Рабочим всей вселенной. Мы грозной силою стоим И не теперь разоружим Мы лагерь свой военный. Могуч теперь рабочий стан. Нужна свобода нам всех стран И солнце просвещенья. В одно биенье слив сердца, Вперед к победе до конца Войдем без отступленья"...

Мы уже забыли объявления в стихах "дяди Михея" о папиросах Дюшесс, а Р. Меч своим "произведением" напоминает нам.

Есть и лирика в сборнике: М. Толстая, стихотворение "Одуванчик".

"Среди некошенной травы, Среди цветов душистых мая, Рос одуванчик без забот, Головкой нежною качая"...

Какое странное совпадение фамилии и стихотворения: еще со школьной скамьи помнится милое Ал. Толстого "Колокольчики мои"...

Перепевами Никитина, Надсона, макулатурой слова являются стихи И. Голикова, А. Суслова, С. Ганьшина и Сеничева.

Ни яркого образа, ни радующей аллитерации, ни искреннего настроения, - вымученные слова, избитые рифмы, в большинстве глагольные (разливается-улыбается), растянутость и частое невладение размером стиха.

В отделе прозы, за исключением бойко написанного рассказа И. Юрцева "Кляуза", рисующего страницу современной жизни, - остальное "ходячие затертые пятаки".

Украшением сборника - случайно попавшие два-три стихотворения выявивших себя пролетарских поэтов да образное стихотворение умершего поэта С. Кошкарова.

Многим участникам сборника надо пожелать не печатного станка, а долгой усиленной работы над самим собою, над своим мировоззрением. Надо не "пописывать", надо отдаться до конца творческой работе, быть аскетом искусства. Вечно гореть в огне творчества, непреклонной ищущей думой выискивая в многогранной трудовой жизни новые слова, новые образы.

Отметая в сторону все ненужное, дряхлое, весь щебень-мусор старых истин и понятий, - стройте Великую Кузницу-Мастерскую, где ярко должен гореть горн Коллективных Усилий, не стихать дружная ковка остро-пламенных Слов!..

Российская ассоциация пролетарских писателей

Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей (РАПП) - литературное объединение в СССР, образованное в 1925 на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. После образования ВОАПП (Всесоюзное объединение Ассоциаций пролетарских писателей) в 1928 году РАПП занял в нём ведущие позиции.

История

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт» – одна из самых массовых организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов «Пролеткульта» и РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые интересы. На «свалку истории» пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина , Толстого , Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры представители РАПП доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как «классовых врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только А. Ахматова , З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», как М. Горький и В. Маяковский.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Перевал» (Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей), идейным лидером которой был литературный критик А. К. Воронский, основатель первого советского «толстого» (т. е. литературного) журнала «Красная новь». «Переваловцы» (среди них М. Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия культурного наследия. В итоге противоборство между двумя идейными течениями закончилось разгромом «Перевала». Воронскому пришлось оставить литературную критику и уйти из редакции организованного им журнала. На дискуссии в Комакадемии группа была обвинена в «буржуазном либерализме».

Пролеткульт

Литературно-художественная и культурно-просветительная организация возникшая накануне Великой Октябрьской социалистической революции и развернувшая активную деятельность в 1917-20 годах.

Провозглашала задачу формирования пролетарской культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата, объединяла трудящихся, которые стремились к художественному творчеству и культуре. К 1920 организации П. насчитывали до 400 тыс. членов, 80 тыс. человек занимались в художественных студиях и клубах. Издавалось около 20 журналов П. ("Горн" в Москве, "Грядущее" в Петрограде, "Зарево заводов" в Самаре и др.).

Организации П. возникли в начале 20-х гг. в Великобритании, Германии,и др., но оказались нежизнеспособными, С П. связана деятельность поэтов: М. П. Герасимова, В. Д. Александровского, В. Т. Кириллова, С. А. Обрадовича, А. Маширова-Самобытника, Н. Г. Полетаева, В. В. Казина и др.

Их творчество, проникнутое революционно-романтическим пафосом, испытало воздействие символистской и народнической поэзии. В 1920 поэты Александровский, Казин, Обрадович, Полетаев ушли П. и образовали группу "Кузница" .

Деятельность П. отмечена серьезными противоречиями. Теоретики П. пропагандировали эстетические принципы, чуждые ленинизму. Наиболее полно они изложены в работах А. А. Богданова , выступавшего в журнале "Пролетарская культура". Возникшая в дореволюционные годы, концепция "чистой" пролетарской культуры, создаваемой только самими пролетариями, практически вела к отрицанию связи между социалистической культурой и культурой прошлого, к обособлению пролетариата в области культурного строительства от крестьянства и интеллигенции.

Взгляды Богданова до известной степени разделялись др. руководителями П. И. Лебедевым-Полянским, П. М. Керженцевым, В. Ф. Плетнёвым, Ф. И. Калининым, П. К. Бессалько. Тенденции П. к сепаратизму и автономности противоречили ленинским принципам строительства социалистического общества. Вопрос о независимости П. от государства и партии был предметом серьёзных дискуссий в печати.

08 октября 1920 в связи со съездом П., на котором вновь подчёркивалась необходимость автономности П., В. И. Ленин подготовил проект резолюции "О пролетарской культуре". По предложению Политбюро ЦК РКП (б) съезд П. принял резолюцию, согласно которой П. входил в Наркомпросна положении его отдела, руководствующегося в работе направлением, диктуемым Наркомпросу РКП (б).

В опубликованном в "Правде" 01 декабря 1920 письме ЦК РКП (б) "О пролеткультах" разъяснялось отношение партии к П., критиковались теоретические взгляды его руководителей. Однако руководство П. стояло на прежних позициях, о чем свидетельствовала ст. В. Плетнева "На идеологическом фронте" ("Правда", 27 сентября 1922), вызвавшая резкую критику Ленина (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 54, с. 291).

Коммунистическая партия решительно осудила и отвергла нигилистическое отношение идеологов П. к прогрессивной культуре прошлого, что имело важнейшее значение для формирования новой, социалистической культуры.

В 20-е гг. П. занимался главным образом театральной и клубной работой. Наиболее заметное явление - 1-й Рабочий театр П., где работали, в частности, С. М. Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др. В 1925 П. вошёл в профсоюзы, в 1932 прекратил существование.

Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве. Сб. ст., М., 1969; Бугаенко П. А., А. В. Луначарский и литературное движение 20-х гг., Саратов, 1967; Смирнов И., Ленинская концепция культурной революции и критика Пролеткульта, в сб: Историческая наука и некоторые проблемы современности, М., 1969; Горбунов В., Ленин и социалистическая культура, M., 1972; его же, В. И. Ленин и Пролеткульт, М., 1974; Марголин С., Первый рабочий театр Пролеткульта, М., 1930

РАПП

Российская ассоциация пролетарских писателей, советская литературная организация. Оформилась в январе 1925 как основной отряд Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), которая существовала с 1924 и теоретическим органом которой был журнал "На посту".

РАПП была наиболее массовой из литературных организаций 2-й половины 20-х гг., включавшей рабкоров и литкружковцев. Активную роль в руководстве и формировании идейно-эстетических позиций РАПП играли Д. А. Фурманов, Ю. Н. Либединский, В. М. Киршон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критики Л. Л. Авербах, В. В. Ермилов, А. П. Селивановский и др.

Партия поддерживала пролетарские литературные организации, видя в них одно из орудий культурной революции, но уже в первые годы существования ВАПП критиковала их за сектантство, "комчванство", пережитки идей Пролеткульта , нетерпимость к советским писателям из среды интеллигенции, стремление добиться гегемонии пролетарской литературы административным путём. Все эти явления были подвергнуты критике в Резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 "О политике партии в области художественной литературы".

РАПП приняла Резолюцию как программный документ: осудила нигилистическое отношение к культурному наследству, выдвинула лозунг "учёбы у классиков", собирала силы пролетарской литературы и критики.

В литературных дискуссиях конца 20-х гг. с группой "Перевал" ; со школой В. Ф. Переверзева и др. рапповская критика (в журнале "На литературном посту" и др. изданиях) выступала против принижения роли мировоззрения в художественном творчестве, но при этом допускала упрощенчество, наклеивание политических ярлыков.

Лит.: ЛЕФ , в кн.: Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация, М. - Л.,1933, с. 291 - 95; Перцов В. О., Маяковский в журнале " Леф ", в его кн.: Маяковский. Жизнь и творчество, т. 2 (1917-1924), М., 1971; Сурма Ю., Слово в бою. Эстетика Маяковского и литературная борьба 20-х годов, Л., 1963; Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, М., 1964; " ЛЕФ ", "Новый ЛЕФ ", в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1917-1932, М., 1966.

« Перевал »

Л итературная группа. Возникла в конце 1923 при первом советском «толстом» литературно-художественном и научно-публицистическом журнале «Красная новь» (выходил в Москве в 1921-42); ответственный редактор (до 1927) А.К. Воронский, первый редактор литературно-художественного отдела М. Горький ; вокруг журнала группировались так называемые попутчики («сочувствующие» советской власти). Название, вероятно, связано со статьёй Воронского «На перевале », опубликованной в журнале «Красная новь» (1923, Ї 6). Первоначально немногочисленная группа « Перевал » объединяла молодых писателей из литературных групп «Октябрь» и «Молодая гвардия».

В сборниках « Перевал » (Ї 1-6, 1924-28) участвовали А. Весёлый , М. Голодный, М.А. Светлов , А. Ясный и др. Когда группа разрослась, в «Красной нови» (1927, Ї 2) был опубликован манифест « Перевала », подписанный 56 писателями (в том числе М.М. Пришвиным , Э.Г. Багрицким, Н. Огневым, И.И. Катаевым, А.А. Караваевой, Д. Кедриным, А.Г. Малышкиным, Дж. Алтаузеном и др .), выступившими против «бескрылого бытовизма» в литературе, за сохранение «преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы».

Эстетическая платформа «Перевала» выдвигала, в противовес рационализму ЛЕФа и конструктивистов , принципы «искренности» и интуитивизма - «моцартианства» творчества. В конце 20- х - начале 30-х гг. из «Перевала» вышли Багрицкий, Пришвин и др. РАППовская критика рассматривала «Перевал» как враждебную советской литературе группировку. «Перевал» прекратил существование в 1932

Союз писателей С ССР

Создан постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций", 1-й Всесоюзный съезд советских писателей (август 1934) принял устав СП СССР , в котором дал определение социалистического реализма как основного метода советской литературы и критики "...добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза , участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами" [Устав Союза писателей СССР, см. "Информационный бюллетень секретариата правления СП СССР", 1971, Ї 7(55), с. 9]. До создания СП СССР сов. писатели входили в различные литературные организации:

РАПП , ЛЕФ , "Перевал" , Союз крестьянских писателей и др. 23 апреля 1932 ЦК ВКП(б) постановил "...объединить всех писателей , поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем" ("О партийной и советской печати". Сборник документов, 1954, с. 431). 1-й Всесоюзный съезд сов. писателей (август 1934) принял устав СП СССР, в котором дал определение социалистического pea лизма как основного метода сов. литературы и литературной критики.

На всех этапах истории Сов. страны СП СССР под руководством КПСС принимал активное участие в борьбе за создание нового общества. В годы Великой Отечественной войны сотни писателей добровольно ушли на фронт, сражались в рядах Сов. Армии и Флота, работали военными корреспондентами дивизионных, армейских, фронтовых и флотских газет; 962 писателя были награждены боевыми орденами и медалями, 417 пали смертью храбрых.

В 1934 в состав СП СССР входили 2500 писателей, ныне (на 1 марта 1976) - 7833, пишущих на 76 языках; среди них 1097 женщин. в том числе 2839 прозаиков, 2661 поэт, 425 драматургов и кинодраматургов, 1072 критика и литературоведа, 463 переводчика, 253 детских писателя, 104 очеркиста, 16 фольклористов.

Высший орган СП СССР - Всесоюзный съезд писателей (2-й съезд в 1954, 3-й в 1959, 4-й в 1967, 5-й в 1971) - избирает Правление , которое формирует секретариат , образующий для решения повседневных вопросов бюро секретариата.

Правление СП СССР в 1934-36 возглавлял М. Горький, сыгравший выдающуюся роль в его создании и идейно-организационном укреплении затем в разное время В. П. Ставский А. А. Фадеев, А. А. Сурков ныне - К. А. Федин (председатель правления, с 1971), Г. М. Марков (1-й секретарь, с 1971).

При правлении работают советы по литературам союзных республик, по литературной критике, по очерку и публицистике, по драматургии и театру, по детской и юношеской литературе, по художественному переводу, по международным писательским связям и др.

Аналогична структура Союзов писателей со юзных и автономных республик ; в РСФСР и некоторых др. союзных республиках работают краевые и областные писательские организации.

С 1963 Правление и Московское отделение Союза писателей РСФСР издают еженедельник "Литературная Россия" . В 1974 в РСФСР выходило 4940 журналов, бюллетеней, учёных записок и других журнальных изданий на русском языке, 71 издание на других языках народов СССР и 142 издания на языках народов зарубежных стран. Издаются литературно-художественные и общественно-политические журналы "Москва" (с 1957), "Нева" (Ленинград, с 1955), "Дальний Восток" (Хабаровск, с 1946), "Дон" (Ростов-на-Дону, с 1957), "Подъём" (Воронеж, с 1957), "Волга" (Саратов, с 1966) и др.

В системе СП СССР издаётся 15 литературных газет на 14 языках народов СССР и 86 литературно-художественных и общественно-политических журналов на 45 языках народов СССР и 5 иностранных языках, в том числе органы СП СССР: "Литературная газета", журналы "Новый мир", "Знамя ", "Дружба народов", "Вопросы литературы", "Литературное обозрение", "Детская литература", "Иностранная литература", "Юность", "Советская литература" (выходит на иностранных языках), "Театр", "Советская родина" (выходит на еврейском языке), "Звезда", "Костёр".

В ведении правления СП СССР находятся издательство "Советский писатель", им. М. Горького, Литературная консультация для начинающих авторов, Литературный фонд СССР, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы, Центральный дом литераторов им. А. А. Фадеева в Москве и др.

Направляя деятельность писателей на создание произведений высокого идейно-художественного уровня, СП СССР оказывает им разностороннюю помощь: организует творческие командировки, обсуждения, семинары и пр., защищает экономические и правовые интересы писателей. СП СССР развивает и укрепляет творческие связи с зарубежными литераторами, представляет сов. литературу в международных писательских организациях. Награжден орденом Ленина (1967).

Лит.; Горький М., О литературе, М., 1961: Фадеев А., За тридцать лет, М., Творческие союзы в СССР. (Организационно-правовые вопросы), М., 1970

Материалы предоставлены проектом Рубрикон

1934 - 1936 - Председатель правления СП СССР Горький 1934 - 1936 - 1-й секретарь СП СССР - Щербаков Александр Сергеевич 1934 - 1957 - секретарь СП СССР - Лахути 1934 - 1938 - член Правления СП СССР - Ойунский 1934 - 1969 - член Правления СП СССР Зарьян 1934 - 1984 - член Правления СП СССР Шолохов 1934 - 1937 - член Правления СП СССР Эйдеман 1936 - 1941 - Генеральный секретарь СП СССР - Ставский , погиб в 1943 году 1939 - 1944 - секретарь СП СССР Фадеев 1944 - 1979 - секретарь СП СССР - Тихонов 1946 - 1954 - Генеральный секретарь СП СССР Фадеев 1948 - 1953 - секретарь СП СССР - Софронов 1949 - секретарь СП СССР Кожевников 1950 - 1954 - секретарь СП СССР Твардовский 1953 - 1959 - 1-й секретарь СП СССР - Сурков 1954 - 1956 - секретарь СП СССР Фадеев 1954 - 1959 - секретарь СП СССР Симонов 1954 - 1971 - секретарь СП СССР Смуул 1954 - 1959 - секретарь СП СССР Смирнов 1956 - 1977 - секретарь СП СССР Марков 1959 - 197 7 - 1-й секретарь, Председатель СП СССР - Федин 1959 - 1991 - секретарь СП СССР Салынский 1959 - 1971 - секретарь СП СССР Лукс 1959 - 1991 - секретарь СП СССР Межелайтис 1959 - 1991 - секретарь СП СССР

8 июля 1926 г. на собрании литературной общественности была образована Карельская ассоциация пролетарских писателей (КАПП) - первая литературная организация Карелии. Важную роль в её становлении сыграла Т. К. Трифонова, работавшая учительницей в школах Тивдии и Петрозаводска. Она была избрана ответственным секретарём КАПП. В состав руководящего бюро вошли Т. Алимов, Я. Э. Виртанен. Председателем был избран народный поэт Карелии Ялмари Эрикович Виртанен. Он возглавлял писательскую организацию более 10 лет.

Первоначально членами ассоциации были 14 литераторов, в том числе Т. Алимов, Я. Э. Виртанен, Л. Хело, Х. К. Тихля, Ф. П. Ивачев. Главной задачей организации было вовлечение в литературное движение «рабочих от станка и крестьян от сохи». В структуре организации были образованы русская, финская и карельская секции. Секретарём русской секции КАПП был избран Станислав Витальевич Колосёнок. Через полгода Карельская ассоциация пролетарских писателей насчитывала уже 29 человек. С июля по декабрь 1926 г. в организации было проведено около 20 литературных субботников, на которых читали и обсуждали произведения писателей-членов ассоциации, а также выступали с докладами.

Произведения литераторов на русском языке публиковались на страницах газеты «Красная Карелия» и журнала «Карело-Мурманский край». В 1928 г. в городе Петрозаводске стал выходить литературно-художественный альманах «Puna-Kantele» («Красное кантеле») на финском языке, который стал общим изданием для финноязычных писателей Ленинграда и Карелии.

В июне 1934 г. на первой Всекарельской конференции советских писателей, в работе которой участвовало 45 литераторов, организация была переименована в региональное отделение Союза писателей СССР «Союз писателей Карелии». Делегатами на первый Всесоюзный съезд писателей конференция избрала Я. Э. Виртанена, Э. Б. Парраса, С. К. Норина и Н. Грибачева.

Во второй половине 1930-х гг. развитию национальной литературы республики был нанесён огромный урон. В Карелии и в Ленинградской области были закрыты финноязычные школы, газеты и журналы. Были арестованы многие работники культуры, просвещения и литературы.

В 1940 г. состоялся 1 съезд писателей Карелии, после которого в карельской литературе появились новые имена - А. Н. Тимонен, Ф. А. Трофимов, В. К. Эрвасти и др.

В Союз писателей вступили и народные сказители М. И. Михеева, Е. И. Хямяляйнен, Ф. И. Быкова, А. М. Пашкова, П. И. Рябинин-Андреев. Они создавали новиныбылины и руны о государственных деятелях, героях войн.

В годы Великой Отечественной войны многие карельские писатели воевали на фронтах, в партизанских отрядах. Их произведения публиковались на страницах фронтовых газет и поднимали дух бойцов.

После Великой Отечественной войны союз возглавляли писатели Ульяс Карлович Викстрем, Николай Григорьевич Лайне (Н. Гиппиев), Пётр Абрамович Мутанен, Яков Васильевич Ругоев, Антти Николаевич Тимонен. В структуре организации были секции поэзии, прозы, критики, перевода. При Союзе работали: Бюро пропаганды художественной литературы, отделение Литературного фонда Союза писателей СССР. Специальная комиссия оказывала регулярную помощь начинающим литераторам, проводились совещания молодых писателей.

Ныне приемник Союза писателей Карелии - Карельское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Его возглавляет народный писатель Карелии Марат Васильевич Тарасов. Основные цели организации: укрепление творческого содружества писателей, активное участие в духовной жизни общества, содействие развитию литератур всех народов, проживающих на территории республики.

Лит.: Дюжев Ю. И. Союзы писателей // Карелия: энциклопедия. В 3 т. Т. 3. Р-Я. Петрозаводск, 2011. С. 131; Колосёнок С. В. 30-е годы // На фронте мирного труда: воспоминания участников социалист. строительства в Карелии, 1920 -1940. Петрозаводск, 1976. С.264-274; Колосёнок С. В. Культура Советской Карелии. Петрозаводск, 1959. Из содерж.: Литература Карелии. С. 51-63; Машин А. Молоко и сливки литературы: 8 июля 1926 г. была создана первая писат. орг. Карелии - Карел. ассоц. пролет. Писателей // Курьер Карелии. 2008. 3 июля. С. 6.

Материал предоставлен Национальной библиотекой Республики Карелия.