Почему умер михей джуманджи. Михей. Биография

В школе Сергей был непоседлив, нередко прогуливал уроки, но активно занимался спортом и играл на аккордеоне. Сам Сергей рассказывал: «Дома валялся аккордеон старый, я на нем пиликал-пиликал, вот мне мама и говорит: — может, в школу музыкальную пойдешь? А я: — конечно, пойду! 2 года отучился в музыкальной школе и бросил».

Впоследствии Сергей часто менял свои увлечения. Но в итоге музыка оказалась сильнее всего. Сергей рассказывал: «Меня тянула эстрада. В четвертом классе меня взяли в один ансамбль взрослые ребята. Я был там единственным маленьким мальчиком. Играл сначала на клавишах, потом на гитаре. А затем сел за барабаны — это мой инструмент. Выступали на танцах, на вечерах».

Несмотря на неудачный опыт в музыкальной школе, по окончании 8-го класса Сергей поступил в музыкальное училище в Ростове-на-Дону по классу ритм-секции. Сергей уехал в Ленинград поступать в Высшую профсоюзную школу культуры. А в 1990 году он поступил в Питерский Университет Гуманитарных Наук и стал членом группы Bad Balance.

Трудный путь группы к вершинам русского хип-хопа лежал через Германию, куда весь состав Bad B. отправился в 1994 году. Несколько баксов на шесть человек, это то, с чем приехала команда в Европу. В 1994 году, в заброшенном Берлинском доме, где тайно от властей проживали пацаны из Bad B., Михей написал песню «Сука Любовь», которая пролежала невостребованной до 1999 года.

В 1996 году ШЕFF с Михеем в Лос-Анжелесе написали песню «Городская Тоска». По приезду в Россию группа сняла клип, и активно гастролировала по стране.

В 1999 году был закончен последний совместный альбом Bad B. с Михеем «Город Джунглей». Однако после этого взлета в группе начал назревать кризис. В результате многочисленные слухи об уходе Михея в сольную карьеру обернулись реальностью.

Долгое время Сергей Крутиков носил длинные волосы. А потом обрезал их и сделал себе короткую прическу. Приятель, вместе с которым он занимался брэйк-дансом, завидев новый имидж Сергея, сказал, что тот «похож на Михея». Так появился его сценический псевдоним. И Михей начал работать над своим собственным проектом.

Название группы пришло из кино. Михей посмотрел фильм «Джуманджи» - о том, как все мы верим в чудо и ждем, что с нами произойдет нечто необычное. Михею картина очень понравилась, и когда пришло время выбирать название для группы, он думал недолго. В группе было всего два человека - сам Михей и бас-гитарист. Дебютный альбом писали с сессионными музыкантами, многие партии на нем исполнил сам Михей: играл на барабанах, клавишах, гитаре и аккордеоне.

Песня «Сука-Любовь» была написана за четыре года до выхода альбома.


Стиль группы «Джуманджи» невозможно определить одним словом. Это искусный синтез фьюжн, фанка, эйсид-джаза, хип-хопа - фанко-соул-делик-рэггей-грандж. . Теперь же он получил полную свободу деятельности - ему принадлежит авторство как музыки, так и текстов. Второй участник проекта - михеевский басист Брюс - помогал с аранжировками.

Сам Михей о своем творчестве в «Джуманджи» рассказывал: «Успех интересует, честно скажу. А иначе ради чего это делать? Хочется просто показать немножко другую эстетику музыки. Не навязать, а, может, привить другой вкус. Чтоб они сказали: «Да, и у нас есть такие люди».

Дебютный альбом группы «Сука любовь» буквально взорвал российский рынок, песни «Сука любовь», «Туда» и «Мама» стали хитами, а Михей был признан лучшим исполнителем 1999 года. Группа «Джуманджи» стала активно гастролировать с материалом первого альбома. Новые песни Михей записывал редко - это были совместные работы «На дачу» с «ТНМ Конго», «По волнам» с «Via Чаппа» и кавер-версии «Троллейбус» Цоя и «Рыбка» Барыкина.


Единственной песней, написанной и записанной одним Михеем, стал хит «Для тебя». Дата выхода второй пластинки постоянно откладывалась.


К сожалению, в июне 2002 года с музыкантом случилась беда. Сергея сразил инсульт. «Желтая пресса пытается очернить Сергея - говорила его теще Лилия Александровна, - Категорически заявляю: Не было никаких наркотиков! У Сергея повышенное давление. В последнее время он дописывал новый альбом, работая в студии «Real Records». Работал он днем и ночью, приезжал домой только ужинать и спать...».

Родственники Михея узнали о трагедии только спустя некоторое время, так как были в отпуске в Уфе, но сразу вернулись. Лилия Александровна рассказывала: «Я подняла на ноги всю Кремлевскую Больницу, где у меня есть друзья. Сергея осмотрели профессора из клиники Бурденко. В итоге, диагноз был поставлен - обширный инфаркт головного мозга (а не инсульт, как предполагалось ранее).

Хотя компания «Реал Рекордс», заключившая контракт с Михеем, придерживалась совершенно иной версии происходящего. Компания обвиняла родственников в том, что не вся сумма, выделенная ей на лечение Михея, пошла непосредственно на лечение.

С помощью друзей, близких и поклонников творчества Сергей стал постепенно, медленно поправляться. Реабилитация шла тяжело, конфликт между его звукозаписывающей компанией «Real Records» и его родственниками выздоровлению не способствовал. Незадолго до болезни Михей помирился с Владом Валовым. Они решили воссоединить группу, и даже успели записать два совместных трека — «Тихо тают дни», «Ангел хранитель».

Казалось, все наладится, но вечером 27 октября 2002 года Михею стало плохо, родные вызвали скорую. Хотя она приехала уже через 20 минут, было поздно. Сергей умер. Врачи констатировали смерть от острой сердечной недостаточности. Алексей Крутиков рассказал: «Все произошло на нервной почве. Тогда еще этот Норд-Ост… Целый день по телевизору. А так чувствовал себя хорошо. Пришли друзья, посидели. Он не пил ничего спиртного. Ребята ушли. Я услышал, что он начал задыхаться… Я не мог понять в чем дело… Он ничего не сказал… Даже последнего слова…»

После смерти Михея вышло переиздание альбома «Сука Любовь», а также клип на совместную песню с Сергеем Галаниным «Мы — дети большого города». Каждый год в Москве проходит вечер памяти, организуемый коллегами-музыкантами

Сергей Крутиков был похоронен на Ваганьковском кладбище.

О Сергее Крутикове была подготовлена телевизионная передача из цикла «Как уходили кумиры».

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы.

Серге́й Евгеньевич ("Михей") Кру́тиков (11 декабря 1970 года - 27 октября 2002 года) - российский певец, писавший и исполнявший песни рэгги и рэп. В творчестве Михея есть место и зажигательным ритмам Боба Марли, и соул-музыке в духе Стиви Уандера.
Сергей родился в посёлке Ханжонково (район Макеевки, Донецкая область). Активно занимался спортом. В школе был непоседлив, нередко прогуливал уроки. Первый музыкальный опыт Крутиков приобрел благодаря аккордеону: "Дома валялся аккордеон старый, я на нем пиликал-пиликал, вот мне мама и говорит: - может, в школу музыкальную пойдешь? А я: - конечно, пойду! 2 года отучился в музыкальной школе и бросил". Этот случай характерен для Михея, так как он постоянно менял свои увлечения, почти всегда останавливаясь на половине пути. Он не мог определиться с выбором жизненного призвания, но в итоге музыка оказалась сильнее всего. "Меня тянула эстрада. В четвертом классе меня взяли в один ансамбль взрослые ребята. Я был там единственным маленьким мальчиком. Играл сначала на клавишах, потом на гитаре. А затем сел за барабаны - это мой инструмент. Выступали на танцах, на вечерах". Несмотря на неудачный опыт в музыкальной школе, по окончании 8-го класса Сергей поступил в музыкальное училище в Ростове-на-Дону по классу ритм-секции. Через 2 месяца бросил. "Затем поступил в металлургический техникум, там проучился аж 4 месяца и ушел в обычное ПТУ, чтобы хоть где-то получить среднее образование". Во время учебы в ПТУ успел поработать актером в донецком театре имени Артема. Наконец, окончив училище по специальности "наладчик автоматических линий с числовым программным управлением", уехал в Ленинград поступать в Высшую профсоюзную школу культуры. Проучившись там некоторое время, перешел в Ленинградский университет. Закончив его, Сергей переехал в Москву.

Долгое время Сергей Крутиков носил длинные волосы. А потом обрезал их и сделал себе короткую прическу. Приятель, вместе с которым он занимался брэйк-дансом, завидев новый имидж Сергея, сказал, что тот "похож на Михея". Смысл высказывания остался загадкой, но кличка к Крутикову привязалась. Так появился его сценический псевдоним.

В Ленинград и Москву Михей уезжал не один. Уже тогда существовала группа "Bad Balance", состоящая из ШеFF’а (Влад Валов), ди-джея L.A. (Глеб Матвеев) и его. Сначала группа задумывалась как чисто танцевальная (танцевали брэйк-данс, который был в то время популярен в СССР), однако Михею удалось привнести в коллектив и музыкальную частицу, что впоследствии довело "Bad B" до звания первой хип-хоп группы России. Тексты песен в основном писал Валов, музыку - Михей и L.A. Группа активно гастролировала, причем не только в России. Было записано четыре альбома… Яркий образец отечественного олд-скула "Выше закона", жесткие уличные "Налетчики Bad B.", пронзительно-мелодичный "Чисто ПРО", в который вошла композиция "Городская Тоска". Самым же технически и коммерчески успешным альбомом стал "Город джунглей". Как раз после этого взлета в группе назначился кризис. В результате многочисленные слухи об уходе Михея в сольную карьеру обернулись реальностью. Разрыв с группой сопровождался бурным конфликтом Михея с Валовым.

Михей начал работать над своим собственным проектом. Название для новой группы было взято из приключенческого фильма "Джуманджи". В покорении отечественного шоу-бизнеса Сергею помогли старые друзья. Школьный друг Саша (Александ Овруцкий) стал директором группы, присоединились к нему и товарищи по "Bad Balance" - Моня (Сергей Менякин), занявшийся постановкой и организацией танцев группы, и Брюс (Эльбрус Черкезов), бас-гитарист. По словам Михея, в "Bad Balance" ему не хватало мелодии, к которой, несмотря на любовь к читке рэпа, он всегда тяготел. Дебютный альбом "Сука любовь" взорвал российский рынок, песни с него - "Сука любовь", "Туда", "Мама" - стали хитами, а Михей был признан лучшим исполнителем 1999 года. Группа стала активно гастролировать с материалом первого альбома. Новые песни Михей записывал редко - и были это либо совместные работы ("На дачу" с "ТНМ Конго", "По волнам" с "VIA Чаппа"), либо кавер-версии ("Троллейбус" Цоя, "Рыбка" Барыкина). Единственной песней, написанной и записанной одним Михеем, стал хит "Для тебя". Дата выхода второй пластинки постоянно откладывалась.

В июне 2002 года Сергея cразил инсульт. С помощью друзей, близких и поклонников творчества Сергей стал постепенно, медленно поправляться. Реабилитация шла тяжело, конфликт между его звукозаписывающей компанией "Real Records" и его родственниками выздоровлению не способствовал. Незадолго до болезни Михей помирился с Владом Валовым. Решили воссоединить группу, и даже успели записать один совместный трек - "Тихо тают дни". Казалось, все наладится, но вечером 27 октября Сергей умер. Врачи констатировали смерть от острой сердечнной недостаточности. После смерти Михея вышло переиздание альбома "Сука Любовь", а так же клип на совместную песню с Сергеем Галаниным "Мы - дети большого города". Каждый год в Москве проходит вечер памяти, организуемый коллегами-музыкантами.

Михей начал работать над своим собственным проектом. Новые песни Михей записывал редко - и были это либо совместные работы («На дачу» с «ТНМ Конго», «По волнам» с «Via Чаппа»), либо кавер-версии («Троллейбус» Цоя, «Рыбка» Барыкина). Единственной песней, написанной и записанной одним Михеем, стал хит «Для тебя». Дата выхода второй пластинки постоянно откладывалась.

По окончании 8-го класса Михей поступил в музыкальное училище в Ростове-на-Дону по классу ритм-секции, но через 2 месяца тоже бросил. Михей (Сергей Крутиков) в 1987 году попал в авторскую школу брейк-данса (г. Донецк, Дворец Молодежи «Юность») к ШЕFFу(Влад Валов), который бесплатно обучал всех желающих. В 1993 году ШЕFF, Михей и DJ LA пишут альбом в студии GALA Records, где в начале 90-х делали записи все крупные звёзды русского шоубизнеса.

Крутиков Сергей Евгеньевич (МИХЕЙ)

В 1995 году ШЕFF и Михей подписывают контракт с Gala Records на выпуск проекта Bad В. ПРО…; в группу добавляются концертные музыканты, начинаются эксперименты с музыкой и стилем. В Таиланде ШЕFF и Михей договариваются о записи сольного альбома Михея. Костас Хиониди находит для Михея инвестора, и начинается работа над сольным альбомом проекта «Михей и Джуманджи».

Карьера и смерть Михея

В 2002 году Михей совместно с Сергеем Галаниным записал ремейк его песни «Мы дети большого города». В 2009 году канал НТВ решил снять документальный фильм о Михее и 20-летии Bad Balance.

От чего умер Михей

Здоровье Михея давно оставляло желать лучшего. Видимо, от переутомления у него случился обширный инфаркт головного мозга в июне этого года. Михей работал день и ночь, записывая новый альбом. Они верили, что Михей выздоровеет и отдаст все долги. А звукозаписывающая фирма «Джуманджи», «Real Records», обратились к людям с просьбой не пересылать деньги.

Многие музыканты поддерживали Михея. В сентябре в клубах «Республика Beefeater» и «Город» состоялись концерты, посвященные Михею. Казалось, все должно закончиться хорошо. Лидер группы «Джуманджи» Сергей Крутиков, известный под псевдонимом Михей, скончался 27 октября в 19.50 в своей квартире. Причина смерти — острая сердечная недостаточность.

Бригада, приехавшая через 20 минут после вызова, констатировала смерть. На каком кладбище будет похоронен Михей, станет известно 29 октября. Смерть замечена в узком кругу фанатов.

Тонко чувствующий, светлый - Михей словно был обречен сгореть, словно яркая звезда. Bad Balance быстро стал лучшей хип-хоп группой России, и в этом была большая заслуга Михея, он вносил свой весомый музыкальный вклад в ее репертуар. Как это случается у творческих людей, вскоре в группе наметился кризис, и Михей решил уйти в одиночное плавание, создав проект «Михей и Джуманджи».

1999 г. Выход сольного альбома Михея «Сука любовь», уход Михея из группы Bad balance и создание сольного проекта «Михей и Джуманджи». Михей всегда был поклонником африканской музыки, в том числе и регги. Как-то в интервью он пошутил, что ему кажется, что африканцем был его дедушка.

Незадолго до своей болезни Михей помирился с коллегами по Bad Balance, шли разговоры о воссоединении. Влад Валов, лидер BB, дал несколько концертов в поддержку Михея, чтобы вырученные деньги перевести на лечение музыканта. Михей шел на поправку, он даже успел записать совместный с Владом Валовым трек под названием «Тихо тают дни» и снять клип с Сергеем Галаниным на песню «Мы - дети большого города».

Название файла: михей и джуманджи причина смерти

Михей - родственная душа. Есть такое понятие, и не важно в каком виде: друг, любовник, коллега. По словам Михея, в «Bad Balance» ему не хватало мелодии, к которой, несмотря на любовь к читке рэпа, он всегда тяготел. Дебютный альбом «Сука любовь» взорвал российский рынок, песни с него - «Сука любовь», «Туда», «Так чисто», «Мама» - стали хитами, а Михей был признан лучшим исполнителем 1999 года.

Сергей Крутиков родился 11 декабря 1970 года в Донецке. В 1994 году официально выходит долгожданный альбом Налётчики Bad B., после которого музыкальные критики заговорили о том, что русский рэп появился. В 1997 году группа работает над новым альбомом. В 1998 году выходит альбом Город джунглей, треки из которого зазвучали на многих радиостанциях.

Через некоторое время Михей подписывает контракт с генеральным директором «Real Records» Алёной Михайловой и ставит под вопрос будущее Bad Balance. Овруцкий совместно с Валовым организовали корреспондентам встречу с близкими и родственниками Михея в посёлке Мелекино, а также поделились частными видеозаписями.

В это время Михей медленно, но все же поправлялся. Как рассказал директор артиста Юрий Плотников, вечером Михею стало плохо, родные вызвали «скорую», но было уже поздно. В начале июля Сергей перенес инсульт и долгое время провел в реанимации. Похороны Сергея Крутикова состоятся 30 октября в Москве. После окончания университета Крутиков переехал в Москву, но не один - уже с группой Bad Balance, тогда же он получил прозвище «Михей».

Незадолго до болезни Михей помирился с Владом Валовым. Каждый год в Москве осенью проходит день памяти Михея, который устраивают его коллеги-музыканты. Могила Михея находится на Ваганьковском кладбище.

Фанк соул браза Белый певец с черным сердцем, танцор брейка и один из основателей легендарной хип-хоп команды Bad Balance Михей «Джуманджи» покорил эфир магическим звучанием своих рагга-соул-хитов. Жарким июньским вечером у бассейна «Чайка» не протолкнуться. Уже около шести, но жара не спадает. Раскаленный воздух сгоняет сюда праздных, любящих радости жизни москвичей. Густо загорелые молодые люди с мобильными телефонами на ремешке выбегают из здания за стаканом прохладительного. Бронзовые девушки в белом скрываются за стеклянными дверями, чтобы появиться через полчаса в головокружительных дизайнерских бикини. Тяжелые перезрелые груди дородных дам распирают тонкий лен модных белых топов. Белый — цвет сезона. Здесь, на этом празднике жизни, в летнем кафе у модного бассейна, я встречаюсь с Сергеем Крутиковым, который гораздо более известен под именем Михей. Михей, солист заслуженной рэп-формации Bad Balance, автор проекта «Михей и «Джуманджи» и нескольких хитов, сотрясающих радиоэфир: «Сука-Любовь», «Мама» и «Туда». Как раз сейчас радио сообщает, что жара в городе простоит еще как минимум неделю, и предлагает по этому поводу послушать «горячий хит» в исполнении «Джуманджи». Я в очередной раз думаю: такая вещь могла появиться откуда-нибудь с Ямайки, из соул-клубов Лондона или черных районов Нью-Йорка. В нашей распевной стране с ритмом всегда было туго. А Михей обращается с ритмом не по-белому. Он и поет, не как белый, и уж тем более — не как уроженец горласто-певучей Украины. Та музыка, которую делает Михей — танцевальная, энергичная и мелодичная смесь рагга и соула с легкой примесью фанка — сегодня это самый модный продукт на мировом рынке. Поэтому то, что его песни сразу стали популярными, неудивительно. Удивительно, как у него получается этот «черный» звук. Белые, как известно, не умеют играть в баскетбол и петь — так, в той манере, как это делают черные. Так, чтобы мяч пробивал кольцо, а в песне были пот, секс и слезы. Есть исключения, которые подтверждают правило. Например, Джей Кей, певец группы Jamiroquai — человек, с которым Михея стало принято сравнивать после того, как зимой этого года радиостанции атаковала композиция «Сука-любовь». Сравнение, при всей несопоставимости уровня известности, не лишенное смысла: оба они стали проводниками на широкий рынок современного соула. Правда, в отличие от пластичного Джея, Михей, идущий сейчас между цветных пластмассовых столов, кажется немного угловатым; с другой стороны, он, все-таки, еще и рэппер. Сейчас я буду выпытывать у него, как, родившись в белой неритмичной стране, можно делать такую черную по крови и по ритму музыку. Если, конечно, на такой вопрос вообще может быть ответ. АНЗОР КАНКУЛОВ: Многие у нас пытаются играть черную музыку, только получается как-то натужно, очень искусственно. МИХЕЙ: Я чувствую эту вот черную культуру. Я провел черную культуру через себя. Для меня она как родная. Как и ямайская культура. В такой музыке я чувствую себя свободно. Я абсолютно точно знаю, что могу перенести это направление на нашу почву. АК: Хорошо. А как же ты научился так петь? М: Ну, так и научился, наверное, постепенно, поездив по другим странам, посмотрев на людей, послушав их. Мне певица Тэона как-то сказала, что если не умеешь петь, то и не научишься. А если умеешь, значит, будешь петь. Может, природа мне как-то помогла. Ладно. Придется начинать с самого начала. Артист Михей ранее был известен как Сергей Крутиков, рос в городе Донецке и посещал музыкальную школу. «Учился я на аккордеоне играть», — cообщает Михей. «Сейчас сможешь какую-нибудь тальянку исполнить?» — из любопытства интересуюсь я. «Легко. Ну, пальцы уже не так бегают, но «Полюшко-поле» или «Крейсер Аврора» какой-нибудь смогу». Рано начал заниматься эстрадной деятельностью. «Где-то классе в четвертом я стал играть в ансамбле. Электромузыкальных инструментов, — рассказывает он, — на гитаре начал учиться, потом перешел на ударные и решил, что это мой инструмент». Здесь по правилам стоило бы сделать пометку в блокноте: «ага, его всегда тянуло к ритму», или: «вот откуда это несвойственное нашей музыке тонкое чувство ритма». Но если кто-нибудь помнит эти ВИА периода упадка и разрушения советской империи, вспомнит и то, что как раз по части ритма там все было, в общем, незамысловато. Михей любил «Динамик», «Аракс» и Юрия Антонова (последнее увлечение сказывается и сейчас — на альбоме «Джуманджи» есть римейк старого антоновского хита «Дорога к морю»: «И я сажусь в машину, еду к морю за тобой…»). А потом, как говорит Михей, «пошло и поехало». «Дальше, 86-м году, я очень серьезно увлекся хип-хоп-культурой, брейкдансом». Тогда, в середине восьмидесятых, страна заразилась лихорадкой брейкданса, как до этого ей заразился весь остальной мир. Странные акробатические танцы под electric boogie и хип-хоп стали одним из тех поветрий, которые в считанные месяцы, моментально и незримо просачиваясь сквозь любые границы и таможни, охватывают молодежь без скидки на страну или национальность и воспринимаются как «свое», хоть это свое и появилось на противоположной стороне Земли. Еще в 69-м Джеймс Браун плясал нечто подобное под песню «Get on the Good Foot». К началу восьмидесятых в Южном Бронксе насчитывалось несколько crews, школ брейкданса. Лидером был легендарный Африка Бамбаата. Под его руководством и при содействии трендмейкера Малькольма Макларена, нашедшего (после панка) очарование в черной городской культуре урбанистической Америки, брейкданс завоевывал самые модные клубы Нью-Йорка. В восемьдесят третьем брейкданс взорвал мир. И очень скоро оказался у нас, в силу природной демократичности распространившись от московских мальчиков-мажоров до самых до окраин. Модная молодежь учила по видеокассетам все эти «роботы», «волны» и «вертушки» (терминология самодеятельная), выделывая пируэты на скользких паркетных полах отечественных дискотек. Это даже снимали в кино — вроде «Выше радуги» и «Курьера». «А в Донецк модное молодежное поветрие как добралось?» — интересуюсь я. М: Мы рано распознали все это. У нас учились студенты темнокожие из разных стран, они, естественно, увлекались всем этим, у них были видеокассеты. Мы смотрели фильмы — «Брейкданс-1», «Брейкданс-2», «Beat Street», все это увидели и поняли, что — круто. Это действительно круто. Это до сих пор круто. Вообще, конечно, очень много сыграла для моего творчества эта культура. Начиная с хореографии и заканчивая музыкой. Михей в разговоре очень часто употребляет выражение «до сих пор». Не потому, что мыслями он где-то там, в далекой поре зарождения хип-хопа и брейка. Просто, вероятно, за это время в его жизни очень много чего произошло, но он остался верен тому, с чего начинал. В душе он все еще танцор. М: Я играл в группе, плюс увлекался брейком. И меня, все-таки, брейкданс переманил, я очень серьезно стал заниматься танцами. Ездил по всесоюзным фестивалям, довольно-таки успешно, интересные были постановки, ну, в общем, были не из последних. Призовые места всегда занимали — Гран-при, первое, второе, ниже третьего не опускались. Это было приятно. Брейк оказался действительно массовым молодежным увлечением, и тогдашние проводники культуры — комитеты комсомола — быстро сориентировались в ситуации. Они и устраивали все эти фестивали, одним из первых и самых известных был фестиваль в Паланге (опять-таки по понятным причинам — Прибалтика тогда была окном в Европу и передовым культпостом страны). Хотя были и проблемы: «было, конечно, много скандалов по поводу этого танца, потому что он все-таки американский был, и к нему относились с опаской. Ну, как обычно, у нас в стране ко всему относятся с опаской. Особенно к людям, которые приезжали на фестиваль. Они приезжали со всего Союза, и они казались самыми модными людьми». Вот из этой команды, которая ездила тогда по этим самым фестивалям, и вырос костяк будущей группы Bad Balance. М: Все, кто в Bad Balance — это все люди из брейкданса, причем сильнейшие танцоры. И все в стране их знали. И знают до сих пор. Я думаю, что все, кто связан сейчас с хип-хопом, именно из «стариков», — это бывшие брейкеры. Изначально Bad Balance вообще был чисто танцевальным коллективом. В 89-м году Влад Валов, или «Шеф», уехал учиться в Питер и организовал там танцевальную группу. Через год, в девяностом, подтянулся и Михей — он поступал в «эту шикарнейшую», как он выражается, Профсоюзную школу культуры. (Михей, кстати, редчайший в поп-мире пример, когда образование соответствует графе «род занятий». В графе «образование» у него значится «менеджер искусств». Чем заниматься можно с такой профессией? «Да можно всем, — с усмешкой отвечает Михей. — Вот тем, чем мы занимались и занимаемся. Организации, финансовая сторона — вот мы это все изучали. Все это сейчас помогает».) Вместе с Михеем у Bad Balance появилась музыкальная составляющая. «Музыка всегда была, со мной, по крайней мере, — говорит Михей. — Мои коллеги, конечно, больше слушали музыку, они не умели играть, они не музыканты абсолютно, больше танцами занимались. Но постепенно мы начали писать такие рэп-речитативы — в этом же стиле, под который танцевали. Ну, естественно, я начал писать музыку. Играть на барабанах там, на всевозможных инструментах, на которых можно только было, и так записывали». Записывали они первый альбом «Баланса» под названием «Выше закона», половину на студии ДДТ, половину на студии Эдиты Пьехи («Ну, так вот было. У кого были крутые студии, у тех мы и писались»). АК: А с рокерами питерскими общались? М: Да, общались, конечно. Переплетались, пересекались. Но, естественно, у нас была немножко отдельная тусовка. Вот гитарист, который сейчас играет у «Чижа и компании», он нам на первом альбоме записывал соло на гитаре. АК: Ты тогда не заболел питерским патриотизмом? М: Честно говоря, нет. Я и до сих пор не болею никаким патриотизмом. Я — гражданин мира. (Смеется.) Для себя так решил, и это нормально. Ну, я люблю наших людей. Не люблю нашу милицию. Почему-то. Да кто ее любит? АК: Похоже, у тебя с нашей милицией проблемы. М: Ой, как часто. Всегда. АК: А причины какие? М: Да разные. Ну, может быть, и есть какие-то нарушения режимов — то паспортных, то еще каких то… АК: Административные правонарушения. М: Административные, конечно, не серьезные, нет. АК: Регистрация, что ли? М: Да. (Смеясь.) Я шесть лет уже без нее живу. Шесть лет назад Михей вместе со всеми остальными участниками «Баланса» нарушил паспортный режим столицы, явившись в девяносто третьем в Москву писать на студии «Гала-рекордз» альбом «Налетчики Bad B». «Это уже был, так сказать, более серьезный альбом, и там работы серьезные появились, — говорит Михей. — Нам одновременно помогал Титомир — мы какие-то площадки забивали вместе с ним». То есть Bad Balance разогревал публику в поездках суперзвезды Титомира по стране. «Ну, мы не считали его «главным рэппером страны», как считали многие, — говорит Михей. — Естественно, мы были своенравные, ну, рэпперы все-таки. В законе уже были. И остались в этом законе». Рэп (может быть, как раз благодаря Титомиру) тогда быстро набирал силу. Гремел «Мальчишник», поставляя хип-хоп в массы. Bad Balance, оставаясь гораздо менее коммерческой силой, взамен набирал то, что называется культовой известностью. «А вы считали «Мальчишник» конкурентами?» — спрашиваю я. М: Да, в общем, нет. В любом случае, какая-то конкуренция существовала, но они тогда пошли по коммерческому пути, их начали раскручивать реально, и они получили всеобщее, массовое признание. Это нормальный заход в шоу-бизнес. Мы не конкурировали, потому что пошли по другому пути. У нас была абсолютно своя публика, которая «Мальчишник» и не слушала никогда. (Затянувшись сигаретой, он неожиданно продолжает.) Вообще, весь хип-хоп в Москве начался здесь вот, через дорогу. Там есть автобаза Генштаба. Там мы сделали свой первый офис, под названием «Центр хип-хоп культуры». Довольно хороший центр, даже можем зайти посмотреть. Там остались наши художества. Правда, это уже после того, как из Европы вернулись. Надо сказать, почти трехлетнее пребывание Bad Balance в Европе — история тоже весьма показательная и любопытная. М: Мы сначала приехали в Польшу, там на улицах танцевали, просто ради того, что это уличный танец, нужно себя закалять. Заработали на остальные билеты, поехали дальше. Мы хорошо потратились на билеты, у нас оставалось семь долларов на восьмерых человек. Мы приехали в Берлин часов в девять, когда было темно уже. И решили — ну что? Снимаем рюкзаки свои большие, сумки, находим местечко нормальное, включаем магнитофон — «Африка Бамбаата». И все. Понеслось. Буквально за час мы заработали сто сорок с чем-то марок. Вот, думаем, здорово, будем жить. Переночевали в «Банхофф мишн» — есть такая служба по распределению людей без места жительства. Бомжи, грубо говоря. Ночевали там, по-моему, трое суток. Потом нашли студенческое общежитие. Мы жили все вместе, за четверых платили, за четверых нет — одни живут, другие работают, и наоборот. А работать было легко, нужно было убирать листья — мы осенью поехали, в сентябре 93-го. Работа непыльная. Ну, и после этого ходили еще, занимались на улице, танцевали. И потом мыли машины еще. Стекла машин. Этого никто не делал вообще. В газете писали даже про нас, что ребята из Санкт-Петербурга моют стекла машин. Мы, кстати, стали зарабатывать реальные деньги. Потом переехали в сквад. (Михей произносит именно так, на немецкий манер.) Трехкомнатная у нас была квартира, огромная. Мебель, телевизор — ну все, что нужно, нормальное жилище. Танцевать мы уже перестали на улице, перестали колени теребить. Кажется, что такая история — зарабатывать на жизнь, танцуя на улицах, как и положено настоящей брейк-команде, — была возможна только в тот ограниченный промежуток времени в начале девяностых, когда двери Европы были еще на радостях распахнуты для наших гостей. А наши гости готовы были на все ради того, чтобы побывать в Европе. И, как положено, у этой истории было счастливое продолжение. М: Потом мы прямо на улице познакомились с людьми, которые нас пригласили на фестиваль Stop the Wildness and Racism. И мы поехали в тур. Германия, Голландия, Франция, Люксембург, Бельгия. Нам очень круто повезло. Команда набиралась интернациональная, из разных стран. Мы потом еще много раз ездили в туры с этой компанией.

Сергей Евгеньевич Крутиков, которого поклонники его таланта помнят как певца и музыканта Михея, родился в декабре 1970 года в небольшом посёлке Ханжёнково рядом с Донецком. Там же он пошел в школу. Потом Крутиковы перебрались в Донецк.

Назвать Сергея прилежным учеником было сложно. Парень был слишком непоседлив и больше любил спорт, чем сидение за учебниками. Как-то юному Крутикову попал в руки старый домашний аккордеон, пылившийся без дела. Мальчик начал пробовать извлекать из него звуки. Тогда мама отвела его в музыкальную школу, где сын проучился 2 года. Больше непоседа не выдержал. Позже Сергей самостоятельно освоил игру на клавишных и ударных.

Будущий музыкант Михей ещё не раз покидал учебные заведения в поисках себя. В 4-ом классе взрослые ребята взяли его в свою группу, которая выступала на школьных вечерах и танцах. По окончании 8-го класса Сергей решил продолжить музыкальное образование и выбрал для этого музыкальное училище Ростова-на-Дону.


Но через пару месяцев занятий в ритм-секции Крутиков покинул училище и отправился в металлургический техникум. После 4-х месяцев и это учебное заведение осталось позади. На смену техникуму пришло ПТУ, где Сергей учился справляться с программным управлением автоматических линий. Но обучение оставалось на втором плане, потому что на первом всегда было творчество.

Михей с удовольствием играл на сцене Донецкого театра имени Артёма и совершенствовал игру на различных инструментах. Также он серьёзно увлёкся брейк-дансом. В 1987 году 17-летний Сергей начал посещать Донецкий дворец молодёжи, где познакомился с Владом Валовым, бесплатно обучавшим всех желающих модному танцу. В то время донецкая школа занимала призовые места всесоюзных брейк-данс-фестивалей.


Окончив училище и получив диплом наладчика, Сергей Крутиков отправляется в Ленинград, где становится студентом Высшей школы культуры. И снова активные поиски и ветер перемен. Через несколько месяцев Крутиков бросил этот вуз ради другого – Ленинградского университета гуманитарных наук. Там он встретился с земляками – уже знакомым ему по школе брейк-данса Владом Валовым (ШЕFF), а также с Сергеем Менякиным (Моней) и Игорем Резниченко (Малым).

Творчество

За год до перехода Михея в университет гуманитарных наук там возникла музыкальная группа «Bad Balance». Её создателями были дончане Влад Валов (ШЕFF) и Глеб Матвеев (диджей L.A.). Михей, Моня и Малой, поступившие в университет, тут же присоединились к группе. В 1990-ом ребята начали записывать свой первый альбом, который назвали «Выше закона». Запись делали на лучших профессиональных студиях Питера. Альбом вышел к концу этого же года.


В 1993 году Михей, ШЕFF и ди-джей L.A. перебрались в Москву, где начали записывать второй альбом «Bad Balance», назвав его «Налётчики Bad B.». После записи на одной из лучших столичных студий «GALA Records» и выхода диска группа становится очень известной. Музыкантов приглашают выступать на сцене популярного московского клуба «Jump».

Начинается концертная и гастрольная деятельность. Коллектив выступает вместе с . После выхода второго альбома «Bad Balance» Михей с ребятами отправляется в Германию.

Вскоре группа получила возможность выступать в известных клубах Берлина вместе с известными европейскими коллективами. За год, начиная с 1994-го, российские музыканты объехали со своей программой больше 120 городов Европы. В 1996 году Михей и ШЕFF отправились в Лос-Анджелес, где сочинили и записали одну из наиболее популярных композиций под названием «Городская тоска».

Её сюжет – унылая и мрачная российская действительность середины 90-ых. После этих композиции и клипа, показанных на центральных российских каналах, группа становится мега-популярной на родине. Вскоре вышел третий студийный альбом, названный «Чисто ПРО…». Музыкальные критики заговорили о первом качественном российском рэпе в исполнении Михея и «Bad Balance».


В 1998 году вышел новый альбом «Город джунглей». Это сочетание классического хип-хопа с мелодикой. Два клипа из нового диска часто транслируются по центральным каналам ТВ и радио. А в следующем году сотрудничество Михея и ШЕFFа завершилось. Крутиков начинает сольную карьеру. Именно в этот период Сергей радикально изменил имидж – остриг длинные волосы и взял сценический псевдоним Михей.

Михей и "Джуманджи"

Новая группа, основателем которой становится Михей, называется «Джуманджи». Именно это название пришло первым Сергею, посмотревшему одноимённый фильм с . Группа состоит всего из двух человек: самого Михея и бас-гитариста Брюса. Стиль исполняемой музыки – это смесь великого множества стилей: хип-хопа, эйсид-джаза, фанка, соула и делик-рэгги. Михей получает полную свободу творчества и сам пишет музыку и тексты. Аранжировкой занимается Брюс.

Одна из наиболее популярных композиций «Джуманджи» «Сука-любовь» была написана ещё в Берлине, за несколько лет до выхода дебютного альбома группы, также названного «Сука-любовь» (1999). Кроме неё в альбом вошли песни «Туда» и «Мама», тоже ставшие хитами. Михей становится лучшим исполнителем года.

Но в деятельности «Джуманджи» не всё гладко. Противоречия и конфликты с лейблом «Real Records», с которой заключён контракт, нарастают. Выход второго альбома группы затягивается. Михей решает порвать с «Real Records» и вернуться к «Bad Balance» и Валову-ШЕFFу. Их встреча состоялась в начале 2002 года.

Личная жизнь

Сергей Крутиков несколько лет прожил с Анастасией Фильченко. Личная жизнь Михея была вполне счастливой. Как утверждают друзья музыканта, в ней было место лишь одной женщине – Насте. Она на протяжении 4-х месяцев после инсульта боролась за жизнь Сергея, не отходя от его больничной кровати. Пара не успела узаконить свои отношения: их брак был гражданским.

Смерть

Но планы нарушила болезнь Михея: в июне у него диагностирован инсульт. А через 4 месяца, когда музыкант шел на поправку, случился рецидив. Сергей Крутиков умер от острой сердечной недостаточности в октябре 2002 года. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.


Начиная с года смерти Михея, Влад Валов и бывший концертный директор Александр Овруцкий ежегодно организовывают вечера памяти музыканта.

Дискография

  • Выше Закона
  • Налётчики Bad B.
  • Чисто ПРО…
  • Город Джунглей
  • Сука любовь
  • Смысл прост