Найденные племена. Дикие племена африки. Другие бесконтактные племена Южной Америки

Интересно, была бы наша жизнь намного спокойнее и менее нервной и суетливой без всех современных технологических достижений? Наверное, да, но вот комфортней – вряд ли. Теперь представьте себе, что на нашей планете в 21 веке преспокойно живут племена, которые запросто без всего этого обходятся.

1. Ярава

Это племя живет на Андаманских островах в Индийском океане. Считается, что возраст Ярава от 50 до 55 тысяч лет. Они мигрировали туда из Африки и сейчас их осталось около 400 человек. Живут Ярава в кочевых группах по 50 человек, охотятся с луками и стрелами, ловят рыбу в коралловых рифах и собирают фрукты и мед. В 1990-е годы индийское правительство хотело предоставить им более современные условия для жизни, но Ярава отказались.

2. Яномами

Яномами ведут свой привычный древний образ жизни на границе между Бразилией и Венесуэлой: 22 тысячи живут на бразильской стороне и 16 тысяч на венесуэльской. Некоторые из них освоили обработку металлов и ткачество, но остальные предпочитают не контактировать с внешним миром, который грозит нарушить их многовековой быт. Они отличные знахари и даже умеют ловить рыбу с помощью растительных ядов.

3. Номоле

Около 600-800 представителей этого племени живут в тропических лесах Перу, и только примерно с 2015 года они начали показываться и осторожно контактировать с цивилизацией, не всегда успешно, надо сказать. Они называют себя «номоле», что означает «братья и сестры». Считается, что у людей Номоле отсутствует понятия добра и зла в нашем понимании, и если они хотят что-либо, то не задумываюсь убьют оппонента, дабы завладеть его вещью.

4. Ава-Гуайя

Первый контакт с Ава-Гуайя произошел в 1989 году, но вряд ли цивилизация сделала их счастливее, так как вырубка лесов фактически означает исчезновение этого полукочевого бразильского племени, которых насчитывается не более 350-450 человек. Они выживают с помощью охоты, живут небольшими семейными группами, заводят много домашних питомцев (попугаев, обезьян, сов, зайцев агути) и обладают собственными именами, называя себя в честь любимого лесного животного.

5. Сентинельцы

Если другие племена хоть как-то идут на контакт с внешним миром, то обитатели Северного Сентинельского острова (Андаманские острова в Бенгальском заливе) особым дружелюбием не отличаются. Во-первых, они предположительно каннибалы, а во-вторых, они попросту убивают всех, кто приходит на их территорию. В 2004 году после цунами пострадало немало людей на соседних островах. Когда же антропологи пролетели над Северным Сентинельским островом, чтобы проверить, как там его странные обитатели, из леса вышла группа аборигенов и угрожающе помахала в их сторону камнями и луками со стрелами.

6. Хуаорани, Тагаэри и Тароменане

Все три племени проживают в Эквадоре. Хуаорани имели несчастье жить в области, богатой нефтью, потому в 1950-х годов большинство из них были переселены, а вот Тагаэри и Тароменане отделились от основной группы Хуаорани в 1970-е годы и ушли в тропические леса, чтобы продолжить кочевой, древний образ жизни. Племена эти довольно недружелюбные и мстительные, потому особых контактов с ними налажено не было.

7. Кавахива

Оставшиеся представители бразильского племени Кавахива – это в основном кочевники. Они не любят контактировать с людьми и просто стараются выжить с помощью охоты, рыбалки и периодически земледелия. Кавахива находятся под угрозой исчезновения из-за незаконной вырубки леса. Кроме того, многие из них погибли после общения с цивилизацией, подцепив от людей корь. По скромным оценкам осталось их сейчас не более 25-50 человек.

8. Хадза

Хадза – одно из последних племен охотников-собирателей (около 1300 человек), живущих в Африке недалеко от экватора около озера Эяси в Танзании. Они по-прежнему обитают в одном и том же месте последние 1,9 миллионов лет. Только 300-400 Хадза продолжают жить по старинке и даже официально отвоевали часть своих земель в 2011 году. Их образ жизни основан на том, что все находится в совместном использовании, а имуществом и питанием следует всегда делиться.

Северный Сентинельский остров, один из принадлежащих Индии объединенных Андаманских и Никобарских островов в Бенгальском заливе, находится всего в 40 километрах от побережья острова Южный Андаман и в 50 километрах от расположенного на нем развитого административного центра Порт-Блэр. Эти 72 квадратных километра леса лишь на одну пятую часть больше Манхэттена. Все остальные острова архипелага были разведаны, а их народы давно установили отношения с правительством Индии, но еще ни один чужак не ступал на землю Северного Сентинельского острова. Более того, индийское правительство установило пятикилометровую запретную зону вокруг острова для защиты местного народа, известного как сентинельцы, которые изолированы от мировой цивилизации на протяжении тысячелетий. Благодаря этому, сентинельцы резко контрастируют с остальными народами.

Жители острова на данный момент являются одним из примерно ста неконтактных народов, оставшихся на планете. Большинство из них тесно расположены в удаленном Западном Папуа и тропических лесах бассейна Амазонки в Бразилии и Перу. Но многие из этих неконтактных племен не являются полностью изолированными. Как замечает организация по правам человека Survival International, эти народы несомненно будут учиться у своих культурных соседей. Тем не менее, многие неконтактные народы, будь то из-за зверств завоёвывавших их в прошлом колонизаторов или отсутствия интереса к достижениям современного мира, предпочитают оставаться закрытыми. Сейчас они скорее изменяющиеся и динамичные народы, сохраняющие свои языки, традиции и навыки, чем древние или примитивные племена. И поскольку они не полностью уединены, то к ним проявляют интерес миссионеры и даже люди, желающие искоренить их ради свободной земли. Именно из-за своей территориальной изоляции от других культур и внешних угроз сентинельцы являются уникальным этносом даже среди неконтактных народов.

Но это не значит, что никто никогда не пытался контактировать с сентинельцами. Люди заплывали на Андаманские острова как минимум последнюю тысячу лет. И британцы, и индийцы начали колонизировать регион с 18 века. За последнее столетие на большинстве островов даже самые удаленные племена имели контакты с другими этносами, а их жители были ассимилированы более крупным народом и даже назначены на государственные должности. Несмотря на законы, с 1950-х годов закрывающие доступ к традиционным племенным землям, на большей части архипелага происходит незаконный контакт с племенами. И все же никто еще не ступал на земли Северного Сентинельского острова, потому что население его на все попытки современных ученых посетить остров отвечало с невероятной агрессией. Одно из первых столкновений с местным населением было у сбежавшего индийского заключенного, которого вымыло на берег острова в 1896 году. Вскоре его усыпанное стрелами тело с перерезанным горлом было найдено на побережье. Тот факт, что даже соседние племена считают сентинельский язык совершенно непостижимым, подразумевает, что они сохраняли эту враждебную изоляцию сотнями или даже тысячами лет.

Индия годами пыталась контактировать с сентинельцами по многим причинам: научным, протекционистким и даже исходя из идеи, что для племени лучше поддерживать контакт с государством, чем со случайно заплывшими сюда рыбаками, уничтожающими этнос болезнями и жестокостью. Но местные успешно спрятались от первой антропологической миссии в 1967 году и отпугнули градом стрел вернувшихся в 1970 и 1973 годах ученых. В 1974 году режиссер National Geographic был ранен стрелой в ногу. В 1981 году выброшенный на берег моряк был вынужден несколько дней до прибытия помощи отбиваться от сентинельцев. За 70-е годы еще несколько человек были ранены или убиты в попытках наладить контакт с туземцами. В конце концов, почти двадцать лет спустя, антрополог Трилокина Панди осуществил-таки несколько скудных контактов, проведя несколько лет уворачиваясь от стрел и даря туземцам металл и кокосы, – он позволил сентинельцам раздеть себя и собрал немного информации об их культуре. Но, осознавая финансовые потери, индийское правительство наконец сдалось, оставив сентинельцев наедине с собой и объявив остров запретной зоной для защиты места жительства племени.

Учитывая, что произошло с остальными племенами Андаманских островов, это, быть может, и к лучшему. Большие Андаманцы, которых до первого контакта было около 5 000, после волн миграций представляют собой лишь несколько дюжин человек. Народ Джарава за два года после первого контакта в 1997 году потерял 10 процентов населения из-за кори, переселений и сексуального злоупотребления приезжими и полицией. Другие племена, как, например, Онге, помимо издевательств и оскорблений страдают от безудержного алкоголизма. Он является типичным для людей, чья культура была радикально изменена, и чьи жизни были перевернуты с ног на голову внешней силой, ворвавшейся на их территории.

Сентинелец стреляет из лука по вертолету

Тем временем, видео, запечатлевшее сентинельцев, - 200 с небольшим темнокожих человек, единственная «одежда» которых представляла собой охру на теле и тканевые повязки на головах, - показало, что жители племя живы и здоровы. Мы не многое знаем об их быте и можем руководствоваться только наблюдениями Панди и последующими видео, сделанными с вертолета. Предполагается, что они питаются кокосами, раскалывая их своими зубами, а также охотятся на черепах, ящериц и небольших птиц. Мы подозреваем, что они добывают метал для наконечников своих стрел из затонувших у берега кораблей, поскольку они не обладают современными технологиями – даже технологией добычи огня. (Вместо этого у них существует замысловатая процедура хранения и переноски тлеющих полешек и горящих углей в глиняных сосудах. В таком состоянии угли поддерживаются тысячелетиями и, вероятно, берут свое начало еще от доисторических ударов молнии.) Нам известно, что они живут в соломенных хижинах, для рыбалки делают примитивные каноэ, с помощью которых невозможно выйти в открытый океан, в качестве приветствия садятся на колени друг другу и хлопают собеседника по ягодицам, а также поют, используя двухнотную систему. Но нет никакой уверенности в том, что все эти наблюдения не являются ложными впечатлениями, памятуя о том, насколько мало информации об их культуре нам известно.

Используя образцы ДНК жителей окружающих племен, а также учитывая уникальную изолированность сентинельского языка, мы подозреваем, что генетическая родословная жителей Северного Сентинельского острова может вести на 60 000 лет назад. Если это так, то сентинельцы являются прямыми потомками первых людей, покинувших Африку. Любой генетик мечтает изучить ДНК сентинельца для лучшего понимания истории человечества. Не говоря уж о том, что сентинельцы как-то пережили цунами в Индийском Океане в 2004 году, которое опустошило окружающие острова и смыло значительную часть их собственного. Сами жители остались нетронутыми, прячась на вершинах острова, как если бы они предсказали цунами. Это дает повод для раздумья о том, не обладают ли они тайными знаниями о погоде и природе, которые могли бы быть полезны для нас. Но эта тайна трепетно охраняется, и, как бы иронично это не звучало, сентинельцы явно не горят желанием обучать нас. Тем не менее, если они пойдут на контакт, из-за их длительной изоляции весь мир точно обогатится, как культурно, так и научно.

Но несмотря на всю предшествующую племени удачу и попытки сохранить свою изоляцию, мы можем видеть беспокоящие знаки, сигнализирующие о скором силовом вторжении внешнего мира в жизнь острова. Так, убийство островитянами случайно выкинутых на берег двух рыбаков и последовавшая затем неудачная попытка забрать их трупы – вертолет со спасателями был отогнан стрелами сентинельцев – повлекли за собой жажду справедливости у индийцев. В том же году представители власти заметили, что островные воды стали привлекательны для браконьеров и что некоторые из них могли заходить и на сам остров (хотя на данный момент нет никаких данных о контактах браконьеров и с сентинельцами). Сегодня существует реальная угроза столкновения. И когда контакт с племенем случится, лучшее, что мы можем сделать – это не допустить те зверства, которые подвигли сентинельцев к жестокости в прошлом, и попытаться сохранить их древние историю и культуру, настолько, насколько это будет возможно.

Автор: Марк Хэй .
Оригинал: GOOD Magazine .

Фотограф Джимми Нельсон путешествует по миру и снимает дикие и полудикие племена, которым удается сохранять традиционный жизненный уклад в современном мире. С каждым годом этим народам становится все сложнее и сложнее, однако они не сдаются и не уходят с территорий своих предков, продолжая жить так же, как жили и они.

Племя асаро

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Асаро мудмен («Люди с реки Асаро, покрытые грязью») впервые встретились с западным миром в середине 20-го века. С незапамятных времён эти люди измазываются грязью и надевают маски, чтобы нагонять страх на другие деревни.

«По отдельности все они очень милы, но так как их культура под угрозой, они вынуждены постоять за себя» – Джимми Нельсон.

Племя китайских рыболовов

Местоположение: Гуанси, Китай. Снято в 2010 году. Рыбалка с бакланом – один из древнейших способов рыбной ловли с помощью водоплавающих птиц. Чтобы они не глотали улов, рыбаки обвязывают их шеи. Мелкую рыбёшку бакланы без труда проглатывают, а крупную приносят хозяевам.

Масаи

Местоположение: Кения и Танзания. Снято в 2010 году. Это одно из самых известных африканских племён. Юные масаи проходят через ряд ритуалов, чтобы развить ответственность, стать мужчинами и воинами, научиться защищать скот от хищников и обеспечить безопасность своим семьям. Благодаря ритуалам, обрядам и наставлениям старейшин они вырастают настоящими храбрецами.

Центральное место в культуре масаев занимает скот.

Ненцы

Местоположение: Сибирь – Ямал. Снято в 2011 году. Традиционное занятие ненцев – оленеводство. Они ведут кочевой образ жизни, переходя через полуостров Ямал. На протяжении более тысячелетия они выживают при температуре до минус 50°C. Маршрут ежегодной миграции длиной 1000 км лежит через замёрзшую реку Обь.

«Если ты не пьёшь тёплую кровь и не ешь свежее мясо, то ты обречён на смерть в тундре».

Короваи

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Короваи – одно из немногих папуасских племён, которые не носят котеки, своеобразные футляры для полового члена. Мужчины племени прячут свои пенисы, плотно обвязывая их листьями вместе с мошонкой. Короваи – охотники-собиратели, живущие в домах на деревьях. У этого народа строго распределены права и обязанности между мужчинами и женщинами. Их численность оценивают примерно в 3000 человек. До 1970-х годов короваи были уверены, что других народов в мире не существует.

Племя яли

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Яли живут в девственных лесах нагорья и официально признаны пигмеями, так как рост мужчин составляет всего 150 сантиметров. Котека (футляр из тыквы для полового члена) служит частью традиционной одежды. По нему можно определить принадлежность человека к племени. Яли предпочитают длинные тонкие котеки.

Племя Каро

Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. Долину Омо, расположенную в Великой рифтовой долине Африки, называют родиной примерно 200 000 коренных народов, которые населяли её на протяжении тысячелетий.




Здесь племена издревле торговали между собой, предлагая друг другу бусы, продукты питания, рогатый скот и ткани. Не так давно в оборот вошли ружья и боеприпасы.


Племя дасанеч

Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. Для этого племени характерно отсутствие строго определённой этнической принадлежности. Допустить в дасанеч могут человека практически любого происхождения.


Гуарани

Местоположение: Аргентина и Эквадор. Снято в 2011 году. На протяжении тысячи лет амазонские дождевые леса Эквадора служили домом для народа гуарани. Они считают себя самой храброй коренной группой в бассейне Амазонки.

Племя вануату

Местоположение: остров Ра Лава (группа островов Банкс), провинция Торба. Снято в 2011 году. Многие люди вануату считают, что богатства может достичь посредством церемоний. Танец – важная часть их культуры, поэтому во многих деревнях есть танцплощадки под названием насара.





Племя ладакхи

Местоположение: Индия. Снято в 2012 году. Ладакхи разделяют убеждения своих тибетских соседей. Тибетский буддизм, смешанный с изображениями свирепых демонов из добуддийской религии бон лежит в основе верований ладакхи более тысячи лет. Народ живёт в долине Инда, занимается преимущественно земледелием, практикует полиандрию.



Племя мурси

Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. «Лучше умереть, чем жить не убивая». Мурси – скотоводы-земледельцы и успешные воины. Мужчины отличаются подковообразными рубцами на теле. Женщины тоже практикуют шрамирование, а также вставляют тарелку в нижнюю губу.


Племя рабари

Местоположение: Индия. Снято в 2012 году. 1000 лет назад представители племени рабари уже бродили по пустыням и равнинам, которые сегодня относятся к Западной Индии. Женщины этого народа долгие часы посвящают вышивке. Они также управляют хуторами и решают все денежные вопросы, а мужчины пасут стада.


Племя самбуру

Местоположение: Кения и Танзания. Снято в 2010 году. Самбуру – полукочевой народ, перебирающийся с места на место каждые 5-6 недель, чтобы обеспечить пастбищами свой скот. Они независимы и гораздо более традиционны, чем масаи. В обществе самбуру царит равноправие.



Племя мустанг

Местоположение: Непал. Снято в 2011 году. Большинство представителей народа мустанг всё ещё верят, что мир плоский. Они очень религиозны. Молитвы и праздники – неотъемлемая часть их жизни. Племя стоит особняком, как один из последних оплотов сохранившейся по сегодняшний день тибетской культуры. До 1991 года они никого из посторонних не впускали в свою среду.



Племя маори

Местоположение: Новая Зеландия. Снято в 2011 году. Маори – адепты многобожия, поклоняются многим богам, богиням и духам. Они считают, что духи предков и сверхъестественные существа вездесущи и помогают племени в трудные времена. В зародившихся в далёкие времена мифах и легендах маори отразились их идеи о сотворении Вселенной, происхождении богов и людей.



«Мой язык – мое пробуждение, мой язык – окно моей души».





Племя горока

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2011 году. Жизнь в высокогорных деревнях проста. У жителей вдоволь еды, семьи дружные, народ чтит чудеса природы. Они живут за счёт охоты, собирательства и выращивания сельскохозяйственных культур. Здесь нередки междоусобные столкновения. Чтобы устрашить противника, воины племени горока используют боевой раскрас и украшения.


«Знания – это всего лишь слухи, пока они в мышцах».




Племя хули

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Этот коренной народ борется за землю, свиней и женщин. Ещё много усилий они затрачивают на то, чтобы произвести впечатление на противника. Хули раскрашивают свои лица жёлтыми, красными и белыми красками, а также славятся традицией делать нарядные парики из собственных волос.


Племя химба

Местоположение: Намибия. Снято в 2011 году. Каждый член племени принадлежит к двум кланам, по отцу и по матери. Браки устраивают с целью расширения богатства. Здесь жизненно важен внешний вид. Он говорит о месте человека внутри группы и о его фазе жизни. Ответственность за правила в группе несёт старейшина.


Племя казахов

Местоположение: Монголия. Снято в 2011 году. Казахи-кочевники – потомки тюркской, монгольской, индоиранской группы и гуннов, которые населяли территорию Евразии от Сибири до Чёрного моря.


Древнее искусство орлиной охоты – одна из традиций, которые казахи сумели сберечь до наших дней. Они доверяют своему клану, рассчитывают на свои стада, верят в доисламский культ неба, предков, огня и в сверхъестественные силы добрых и злых духов.


Многоликая Африка, на огромной территории которой в 61 стране, в укромных уголках этого континента до сих пор проживают более 5 миллионов человек почти ещё совсем диких африканских племен.

Члены этих племен не признают достижений цивилизованного мира и довольствуются теми благами, которые им достались от их предков.

Убогие хижины, скромная пища и минимум одежды их устраивают, и они не собираются менять этот уклад.

Африканские племена

Различных племен и народностей в Африке около 3-х тысяч, но точное их количество назвать сложно, поскольку чаще всего они или плотно перемешаны между собой, либо наоборот, кардинально разделены. Население некоторых племен составляет всего по несколько тысяч или даже сотен человек, и часто населяют всего 1-2 деревни. Из-за этого на территории Африканского континента существуют наречия и диалекты, понять которые порой под силу только представителям конкретного племени. А разнообразие ритуалов, культурных систем, танцев, обычаев и жертвоприношений огромно и удивительно. К тому же внешний вид людей некоторых племен просто поражает взгляд.

Однако, поскольку все они обитают на одном континенте, у всех африканских племен все же есть что-то общее. Некоторые элементы культуры характерны для всех народностей, проживающих на этой территории. Одной из главных определяющих черт африканских племен является ориентация на прошлое, то есть возведение в культ культуры и жизни предков.

Большинство африканских народов отрицает все новое и современное, замыкается в себе. Сильнее всего они привязаны к постоянству и неизменности, в том числе и во всем, что касается повседневной жизни, традиций и обычаев, ведущих свое существование от прадедов.


Сложно представить, но среди них практически нет тех, кто не занимался бы натуральным хозяйством или скотоводством. Охота, рыбалка или собирательство — совершенно обычные для них занятия. Так же, как и много веков назад, африканские племена воюют между собой, браки чаще всего заключаются внутри одного племени, межплеменные браки среди них большая редкость. Разумеется, такую жизнь ведет не одно поколение, каждому новому ребенку с рождения предстоит жить такой же судьбой.


Племена отличаются друг от друга своей собственной, присущей только им системой жизни, обычаями и ритуалами, верованиями и запретами. Большинство племен изобретают свою моду, зачастую ошеломляюще яркую, самобытность которой зачастую просто изумляет.


Из наиболее известных и многочисленных на сегодняшний день можно считать племена: масаи, банту, зулусы, самбуру и бушмены.

Масаи

Одно из самых известных африканских племен. Обитают они в Кении и Танзании. Количество представителей достигает 100 тысяч человек. Чаще всего их можно встретить на склоне горы , которая занимает видное место в мифологии масаев. Может быть, величина этой горы повлияла на мировосприятие членов племени — они считают себя любимцами богов, высшим народом и искренне уверены, что красивее их не найдется людей в Африке.

Такое мнение о себе породило презрительное, зачастую даже уничижительное отношение к другим племенам, что стало причиной частых войн между племенами. К тому же в обычае у масаев воровать животных из других племен, что тоже не улучшает их репутацию.

Жилище масаев строится из веток, обмазанных навозом. Занимаются этим в основном женщины, которые также по необходимости принимают на себя обязанности вьючных животных. Основную долю питания составляет молоко или кровь животных, реже — мясо. Отличительным признаком красоты у этого племени считаются вытянутые мочки ушей. В настоящее время племя почти полностью истреблено или разогнано, только в отдаленных уголках страны, в Танзании, еще сохранились отдельные кочевья масаев.

Банту

Племя банту обитает в Центральной, Южной и Восточной Африке. По правде говоря, банту даже не племя, а целая народность, в которую включаются множество народов, например, руанда, шоно, конга и другие. У всех них схожие языки и обычаи, почему их и объединили в одно большое племя. Большинство представителей банту говорят на двух и более языках, самым часто употребляемым из которых является суахили. Количество членов народа банту достигает 200 миллионов. По мнению ученых-исследователей, именно банту вместе с бушменами и готтентотами стали прародителями Южноафриканской цветной расы.


Банту обладают своеобразной внешностью. У них очень темная кожа и удивительная структура волос — каждый волос спиралевидно завит. Широкие и крылья носа, низкая переносица и высокий рост — часто выше 180 см — также являются отличительными чертами людей из племени банту. В отличие от масаев, банту не дичатся цивилизации и охотно приглашают туристов на ознакомительные прогулки по своим деревням.

Как у любого африканского племени, основательную часть жизни банту занимает религия, а именно традиционные для Африки анимистические верования, а также ислам и христианство. Жилище банту напоминает дом масаи — такой же круглой формы, с каркасом из веток, обмазанных глиной. Правда, в некоторых районах дома банту бывают прямоугольными, расписными, с двускатными, односкатными или плоскими крышами. Занимаются члены племени в основном земледелием. Отличительной чертой банту можно назвать увеличенную нижнюю губу, в которую вставляются небольшие диски.


Зулусы

Народ зулусы, бывший некогда крупнейшей этнической группой, сейчас насчитывает всего 10 миллионов человек. Зулусы пользуются собственным языком — зулу, происходящим из семьи банту и являющимся самым распространенным в ЮАР. Кроме того, среди членов народа имеют хождение английский, португальский, сесото и другие африканские языки.

Племя зулусов перенесло тяжелый период в эпоху апартеида в ЮАР, когда, будучи самым многочисленным народом, определялось как население второго сорта.


Что касается верований племени, большая часть зулусов осталась верна национальным верованиям, однако среди них встречаются и христиане. Зулусская религия основана на вере в бога-творца, высшего и отделенного от повседневной рутины. Представители племени верят, что можно обратиться к духам через предсказательниц. Все негативные проявления в мире, включая болезни или смерть, рассматриваются как козни злых духов или результат недоброго колдовства. В зулусской религии главное место занимает чистота, частые омовения в обычае у представителей народа.


Самбуру

Племя самбуру обитает в северных районах Кении, на границе предгорья и северной пустыни. Около пятисот лет назад народ самбуру обосновался на этой территории и быстро заселил равнину. Это племя отличается независимостью и уверено в своей элитарности гораздо больше, чем масаи. Жизнь племени зависит от скота, но, в отличие от масаи, самбуру сами выращивают скот и вместе с ним кочуют с места на место. Обычаи и церемонии занимают значительное место в жизни племени и отличаются великолепием красок и форм.

Хижины самбуру состоят из глины и шкур, снаружи жилище обносят колючей изгородью для зашиты от диких животных. Свои дома представители племени возят с собой, собирая заново на каждой стоянке.


У самбуру принято разделять труд между мужчинами и женщинами, это касается и детей. В обязанности женщин входит собирательство, дойка коров и доставка воды, а также заготовка дров, приготовление пищи и присмотр за детьми. Разумеется, в ведении женской половины племени находится общий порядок и стабильность. Мужчины самбуру отвечают за выпас скота, который и является их главным средством существования.

Самой важной деталью жизни народа является деторождение, стерильные женщины подвергаются жестоким гонениям и издевательствам. В норме у племени поклонение духам предков, а также колдовство. Самбуру верят в чары, заклинания и ритуалы, применяя их для повышения рождаемости и защиты.


Бушмены

Самое известное, с давних времен, у европейцев африканское племя — это бушмены. Название племени состоит из английских «bush» — «куст» и «man» — «человек», однако так называть представителей племени опасно — это считается оскорбительным. Правильнее именовать их «сан», что на языке готтентотов означает «чужой». Внешне бушмены несколько отличаются от других племен Африки, у них более светлая кожа, а губы более тонкие. К тому же они единственные, кто употребляет в пищу личинки муравьев. Блюда их них считаются особенностью национальной кухни этого народа. Уклад общества бушменов также отличается от общепринятого у диких племен. Вместо вождей и колдунов саны выбирают старейшин из числа наиболее опытных и уважаемых членов племени. Старейшины руководят жизнью народа, не пользуясь при этом никакими преимуществами за чужой счет. Надо отметить, что бушмены также верят в загробную жизнь, как и остальные африканские племена, однако у них отсутствует культ предков, принятый у остальных племен.


Помимо прочего, у санов редкостный талант к рассказам, песням и танцам. Музыкальный инструмент они могут сделать практически их всего. Например, встречаются луки, натянутые с помощью волос животных или браслеты, сделанные из высохших коконов насекомых с камешками внутри, которые используются для отбивания ритма во время танца. Практически все, кто имеет возможность наблюдать музыкальные эксперименты бушменов, стараются записать их с целью передать будущим поколениям. Это тем более актуально, что нынешний век диктует свои правила и многим бушменам приходится отступать от вековых традиций и идти рабочими на фермерские хозяйства ради обеспечения семьи и племени.


Это очень небольшое количество племен, проживающих на территории Африки. Их так много что описать их все понадобится несколько томов, но каждое из них может похвастаться уникальной системой ценностей и образом жизни, не говоря уже о ритуалах, обычаях и костюмах.

Михаил Ихонский | Июл 12, 2018

Жизнь в хижинах, построенных из соломы и шкур животных, добывание пропитания посредством собирательства и охоты, отсутствие элементарных гигиенических условий, каннибализм и членовредительство… Иллюстрация к учебнику истории или историческому фильму? Нет – реальность.

Несмотря на то, что для большинства населения Земли современность ассоциируется с развитыми технологиями и максимально комфортными условиями существования, на планете все еще есть уголки, где люди живут почти как при первобытно общинном строе. Они верят в духов и поклоняются силам природы, чтут обычаи предков и ведут постоянную борьбу за выживание.

Азия

Обширные степи и высокогорья Азии – одни из самых труднодоступных мест для, казалось бы, вездесущей цивилизации. Поэтому именно здесь проживает немало племен и народностей, практически полностью изолированных от мира, а потому живущих почти также, как и их далекие предки.

Большая этническая группа, предками которой были тюркские, монгольские, индоиранские племена и гунны, населявшие земли от Сибири до Черноморского побережья. Проживают, в основном, в монгольской провинции Баян-Олги (Елги).

На территории Монголии этот народ появился в результате масштабного переселения в XIX веке. Сегодня представители этноса живут практически также, как их предки несколько столетий назад – пасут скот, охотятся с помощью прирученных орлов, вручную выделывают шкуры животных и шьют из них одежды, верят в злых и добрых духов и слушаются шаманов.

Орлиные охотники пользуются в народе большим уважением. Мастерство дрессировки благородных птиц передается из поколения в поколение. А раз в год тысячи людей собираются на фестиваль Золотого Орла, где лучшие охотники вместе с питомцами демонстрируют свое искусство. С этого фестиваля традиционно начинается сезон охоты.


Мустанг

Мустангом или Ло называется высокогорное королевство в Гималаях, жители которого до сих пор не знают ничего об электричестве, телевизорах и телефонах. У них даже нет теплой одежды, несмотря на довольно суровый климат. Они до сих пор считают Землю плоской, а самым действенным лечением считают изгнание из человека злых духов.

Из-за труднодоступности (чтобы попасть в Мустанг необходимо пройти по семи перевалам, преодолеть несколько горных потоков и миновать глубокие ущелья) в королевство не проникает цивилизация и люди здесь до сих пор живут по законам своих древних предков.

В Мустанге распространено многомужество. Причем одна женщина чаще всего может быть женой нескольких братьев.

Религия королевства – ранний буддизм.

Управляет страной король, но наибольшим влиянием пользуются местные монахи – ламы, которые распоряжаются всеми наиболее важными аспектами жизни: от сроков посева и сбора урожая до способа погребения умерших.

Цаатаны

Дословно название народа переводится как «те, кто владеет оленями». Сами себя представители народности называют при этом «народом северного оленя» духа.

Проживают цаатаны в Дархадской котловине в Монголии. Численность народа составляет немногим более 40 семей. Как понятно из названия, занимаются они оленеводством. Северные олени для них и транспорт, и способ перевозки грузов, и источник питания. При этом мясо оленей они не едят, а питаются только тем, что делают из оленьего молока (молоко, сыр, масло).

Иногда в рационе цаатанов появляется мясо, добытое в ходе охоты на диких животных. Охотятся они при помощи арбалетов или винтовок Второй мировой войны. Причем из-за сложности раздобыть патроны для огнестрельного оружия, арбалеты остаются в приоритете.

Исповедуют цаатаны шаманизм.

Рабари

Кочевой народ западной Индии, по легенде созданный самой богиней Парвати для присмотра за верблюдами и другими животными. Предполагается, что изначально рабари обитали на Иранском плато, а около 1 тыс. лет назад перебрались в Индию.

Основные занятия мужчин рабари – выпас скота, женщины же ведут хозяйство и занимаются рукоделием. Особенно славится местная вышивка.

Живут рабари в небольших деревнях, состоящих из одно-двухкомнатных домиков без каких-либо удобств. Зато внутреннее оформление жилья – настоящее произведение искусства, в котором женщины в полной мере проявляют свою любовь к украшениям.

Ладакхи

Древнеиндийский народ, проживающий в долине Инда в индийских штатах Джамму и Кашмир. Их основная деятельность – земледелие. Выращиванием сельскохозяйственных культур занимаются все – от самых младших членов семьи, до пожилых людей.

Ладакхи обладают богатой культурой, история которой насчитывает уже более тысячи лет. В «нерабочие» месяцы, когда погода не позволяет заниматься сельским хозяйством, они посвящают всевозможным праздникам и обрядам.

Среди прочих древних обычаев в народе сохранилась братская полиандрия – система семейных отношений, когда одна женщина становится одновременно женой всех братьев в семье.

Народность, населяющая «крышу мира». Ее численность составляет более 5 млн. человек, живущих по своим собственным традициям и обычаям. Традиционно, тибетцы делятся на несколько категорий: оседлых земледельцев, полуоседлых земледельцев-скотоводов и скотоводов-кочевников. В зависимости от групповой принадлежности у них могут различаться одежда, жилища и весь уклад жизни.

Широкое развитие получили у тибетцев и различные ремесла, а местная медицина на основе трав, минералов и других даров природы получила известность во всем мире.

Ученые считают предками тибетцев кочевые племена Цян. Сами же себя народ считает потомками бога-обезьяны и ведьмы.


Друкпа

Группа родственных народов, общая численность которых составляет около 2,5 тыс. человек. Проживают они на территории гималайских хребтов в Бутане.

Основные занятия друкпа – земледелие и животноводство. При этом первое осуществляется при помощи простейших орудий труда. Занимаются земледелием, в основном, женщины. Кроме того, народ ведет торговлю продуктами своей деятельности с соседними странами.

Язык и обычаи друкпа отличаются от тех, что приняты у соседей, и сохраняются неизменными на протяжении многих сотен лет.

Крайний Север

Еще один регион мира, куда в силу суровых погодных условий, цивилизация и прогресс проникают очень и очень медленно, позволяя местным жителям сохранять свои традиции, обычаи и образ жизни.

Чукчи

В настоящее время численность этого народа насчитывает чуть более 15 тыс. представителей. При этом территория их обитания простирается от Берингова моря до р. Индигирки, от Северного Ледовитого океана до р. Анадырь.

Существует две основные группы народа: тундровые и приморские чукчи. Первые занимаются кочевым оленеводством, вторые – промысловой охотой на нерпу, тюленя, моржа и кита. При этом для охоты в последнее время чукчи предпочитают использовать огнестрельное оружие.

Несмотря на то, что некоторые атрибуты современной цивилизации дошли и сюда (то же оружие), в большей части жизнь чукчей осталась такой же, какой была и сотни лет назад. Неизменными сохранились и их культурные традиции и даже религия – чучки исповедуют анимизм и верят в различных духов, к которым обращаются за помощью в решении сложных жизненных ситуаций.

Ненцы

Проживают на побережье Северного Ледовитого океана. Основной род деятельности – оленеводство, иногда – рыболовство.

Обитают оленеводы-кочевники в чумах с минимальными удобствами. Чуть ли не единственным свидетельством цивилизации в современных чумах являются переносные электростанции, используемые для освещения жилища (ранее они освещались исключительно очагом и небольшими рукотворными светильниками).

Ненцы носят традиционную меховую одежду, которую шьют женщины и используют различные украшения, также сделанные своими руками.

Они верят в божественных духов, используют для поклонения идолов и приносят жертвы богам, ища их благословения и покровительства.


Африка

Несмотря на то, что Африка считается колыбелью современного человека и на то, что ее территории изучаются и исследуются уже многие сотни лет, именно здесь сконцентрировано самое большое количество самобытных племен. Многие из этих племен до сих живут чуть ли не в каменном веке, ничего не зная ни только о современных технологиях, но и об элементарных удобствах.

Масаи

Довольно многочисленный народ, ведущий полукочевой образ жизни на территории Кении и Танзании. Основной вид деятельности – скотоводство. При этом самое важное для местного мужчины – стать настоящим воином, который не испугается даже льва. Ранее такая необходимость возникала в связи с необходимостью защищать свои стада от покушения на них соседних племен, сегодня же – это больше дань традициям предков.

Химба

Племя пастухов, проживающих в одном из наиболее суровых регионов планеты – в пустынях Намибии. Главная ценность для представителей племени – их скот.

Живут химба в нескольких разрозненных поселений, каждое из которых образует круг, с загоном для скота в центре.

Питаются они, в основном тем, что дают им коровы, овцы и козы. С целью разнообразить рацион женщины племени собирают различные травы или же разводят вокруг селения поля кукурузы и проса.

Верования племени связаны с животными и поклонением огню.

Несмотря на многочисленные попытки со стороны христианских миссионеров и местных властей, химба продолжают жить по законам, завещанным предками, обходясь тем, что им дает природа и собственный промысел.

Ближайшие родственники масаев, ведущие жизнь кочевников-животноводов. Проживают на севере Кении и по сей день свято чтут традиции и обычаи своих предков, избегая любых воздействий современной цивилизации.

Живут самбуру в разборных маньяттас, сделанных из шкур и глины. Свои поседения они обносят колючими заборами, которые при переселении также могут разбираться на отдельные секции.

Племя, получившее звание «самого кровожадного» в Африке. А все потому, что они очень рьяно охраняют свои территории от посторонних, применяя оружие не задумываясь.

Проживают мурси в междуречье Омо и Маго, в юго-западной Эфиопии.

По роду деятельности мурси – скотоводы. Но для разнообразия рациона питания выращивают и некоторые злаковые культуры. Еще не так давно одним из излюбленных занятий мужчин племени была охота, однако из-за создания заповедных зон, охотничьи угодья были сильно сокращены.

Визитная карточка племени – женщины с керамическими кругами, вставленными в нижнюю губу.

Дасанеч

Следуя примеру своих первобытных предков, дасанеч занимаются земледелием и скотоводством. Гораздо реже среди них можно встретить рыболов, охотников и собирателей – эти виды деятельности не пользуются большим почетом среди членов племени.

Обитают дасанеч в долине реки Омо и считаются коренным населением юго-запада Эфиопии.

Хамер

Проживают в долине реки Омо. Численность племени – около 50 тыс. представителей. Хамер – прекрасные пастухи и селекционеры скота. Скотоводство считается основным видом деятельности мужчин племени. Женщины, в свою очередь, выращивают кукурузу, сорго, тыкву.

Согласно местным обычаям, мужчины женятся довольно поздно – после 30 лет, а вот девушки выходят замуж в возрасте 17 лет. При этом в племени распространено многоженство.

Хамер являются язычниками, поклоняются силам природы и не признают других религий.

Бана (Бенна)

Ближайшие соседи хамер. Исследователи считают, что когда-то эти племена были одним целым, но много веков назад произошло разделение. Бана ведут полукочевой образ жизни. В числе особо ценных мужских занятий – пчеловодство. Мед представители племени не только едят сами, но и продают, обменивая на орудия труда, которые не могут изготавливать самостоятельно.

Каро

Территория обитания это племени соседствует с местом обитания бана и хамер. На сегодняшний день насчитывается всего чуть более тысячи представителей каро. Раньше их основной деятельностью было разведение коз, однако из-за распространения мухи цеце – бича любого скота, каро пришлось почти полностью переквалифицироваться в земледельцев.

Еще одно занятие – ловля рыбы. Причем делают они это весьма необычным и оригинальным способом – при помощи длинных заостренных палок.

Арборе (эрборе)

Еще одни обитатели долины р. Омо численностью около 4,5 тыс. человек. У своих соседей эрборе пользуются огромным почтением – к ним нередко обращаются за помощью жрецы других племен, так как согласно легенде, победить это племя не смог даже сам дьявол.

Занимаются члены племени разведением скота и торговлей. В промежутках между работой – танцуют и поют, считая, что танцы и пение устраняют негативную энергетику.

Свое верховное божество арборе называют Вак, а богатство семьи измеряю количеством скота.

Океания

Экзотический уголок планеты где легко можно перенестись во времена первобытных людей. Именно здесь обитают не просто дикари, не знающие и не подчиняющиеся законам цивилизации, но самые настоящие каннибалы.

Хули

Папуасский народ, проживающий в провинции Сатерн-Хайлендс Папуа Новой Гвинеи уже более тысячи лет. По численности – один из самых крупных в регионе. Название племени переводится как «люди в париках», а его визитной карточкой считаются лица мужчин, раскрашенные яркой краской – для устрашения противника.

Они твердо придерживаются анимистических верований и приносят жертвы духам своих предков, пытаясь задобрить их.

Мужчины племени почти все свое время проводят на охоте, в то время, как женщины занимаются земледелием, садоводством и сбором даров природы.


Яли

Один из народов, для которых человеческое мясо до сих пор считается любимым лакомством. С этой привычкой пытаются бороться местные власти, однако запреты цивилизации не в силах окончательно изжить тысячелетние законы предков. Правда в результате работы, проводимой миссионерами – христианами в последние сотни лет, яли перестали кушать мясо белых людей.

Свои жилища они располагают на горных гребнях – с целью защиты от соседних племен. Пищу готовят прямо на раскаленных камнях, лежащих на земле.

Основные занятия – охота и земледелие. Есть у яли и домашние животные, в числе которых куры и свиньи. Последние, кстати, пользуются большой популярностью – из-за них может даже начаться настоящая война между соседними племенами.

Короваи

Еще одно папуасское племя, которое при случае не откажется поесть человечины. Свои жилища короваи строят на деревьях, а их основные занятия – охота, рыболовство и собирательство. При этом охотятся они самыми примитивными орудиями.

Они никогда не поддерживали связи с окружающими народами, что и способствовало сохранению их образа жизни таким же, как и сотни лет назад.

В племени распространено многоженство.

Короваи верят в возможность общения с загробным миром и почитают своих колдунов. Однако, если случается беда, то в ней обязательно обвиняют того самого колдуна и попросту съедают несчастного. «Общению» с духами способствует курение наркотических трав, что, кстати, является одной из причин малой продолжительности жизни короваев – в среднем 30 лет.

Их нередко называют «глиняными людьми» или «людьми, покрытыми грязью». А все потому, что в обычае племени обмазывать себя белой глиной и носить глиняные маски – для отпугивания врагов. При этом племя достаточно безобидно, в отличие от своих соседей по региону.

В настоящее время селение Асаро – это небольшой городок Горока.

Еще сравнительно недавно (почти до середины прошлого века) европейцы ничего не знали об этом племени, а племя, соответственно, никак не соприкасалось с современной цивилизацией.

Калам

Жители горной деревушки Симбай. Добраться сюда непросто, что и послужило причиной обособленного развития народа и сохранение им традиций и обычаев своих древних предков.

Мужчины племени большую часть времени охотятся, а женщины занимаются земледелием и собирают дикие плоды, коренья и травы.

Отношения в племени – дружные и крепкие – каламы живут одной большой семьей, в которой развита взаимопомощь и взаимовыручка.

Маори

Коренное население Новой Зеландии. Несмотря на то, что маори давно и тесно контактируют с цивилизацией, им удается сохранять многие свои самобытные традиции и обычаи.

Неизгладимое впечатление на туристов производят танцы маори и их татуировки, которые служат в качестве родословной и для указания статуса их носителя.

Дани

Проживают в гористой местности Западной Новой Гвинеи, провинции Папуа. Занимаются охотой, собирательством, скотоводством и торговлей.

На высоком уровне у дани и земледелие, в котором искусно используется ирригация. Как и большинство племен региона, они нередко вступают в военные конфликты с соседями, но при этом, в отличие от многих – не едят человеческого мяса.

Уникален у дани ритуал погребения – тела коптятся и хранятся в течение сотен лет. При этом, если в семье умирает мужчина, то его родственники — женщины должны отрезать себе фалангу пальца.

Ни-вануату

Населяют государство Вануату, расположенное в Тихом океане. Раньше племя считалось одним из свирепейших среди своих соседей, в нем практиковался ритуальный каннибализм.

На сегодняшний день представители племени не употребляют в пищу человечину, хотя другие свои обычаи, доставшиеся в наследство от предков – свято чтут до сих пор.

Южная Америка

Гаучо

Аргентинская версия ковбоев. До того, как большие территории прерий были приспособлены под коммерческое скотоводство, гаучо были бродячим народом, постоянно кочующим по местным просторам.

Гаучо – потомки испанцев и женщин местных индейских племен. Сегодня их кочевые угодья резко сократились, но они по-прежнему остаются великолепными наездниками и охотниками.


Уорани (гуарани)

Название племени переводится как «люди». Обитает оно в восточном Эквадоре и до середины XX века они не контактировали с внешним миром.

Еще в прошлом столетии в племени практиковалось поедание человеческого мяса, однако после прихода миссионеров-католиков, об этой привычке уорани стараются не вспоминать.

В настоящее время верования народа – это сплетение христианства и язычества. При этом, как и много лет назад уорани занимаются земледелием, скотоводством, охотятся на диких животных.

Правда достижения цивилизации просочились уже и сюда – сегодня представители племени практически не ходят обнаженными, предпочитая прикрывать свое тело своеобразной одеждой.