Композитор Бизе, Жорж: биография и интересные факты. Жорж Бизе: биография, видео, интересные факты, творчество Композитор бизе имя

Жорж Бизе приобрёл всемирную известность как автор одного, хотя и очень популярного, произведения. В истории музыки такие случаи нечасты. Этим произведением стала опера «Кармен».

Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его нарекли звучными именами трёх полководцев: Александра - Цезаря - Леопольда, но в семье называли Жоржем. С этим новым именем Бизе вошёл в историю. Его родители отличались музыкальностью: отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и стала его первой учительницей музыки; в доме много музицировали.

Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырёх лет он уже знал ноты, десяти - поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет. Несмотря на то, что, как говорил позже Бизе, он «отдался музыке лишь скрепя сердце» - его более влекла литература, - занятия в консерватории проходили успешно. Юный музыкант неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах - по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 году получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку.

Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Правда, курс теории композиции страдал догматичностью. Бизе большему учился вне стен консерватории у Гуно, с которым, несмотря на значительную разницу лет, у него установились теплые, дружеские отношения. Но надо отдать должное и его непосредственному учителю Фроманталю Галеви, тонкому и серьёзному музыканту, с которым Бизе впоследствии породнился, женившись на его дочери.

В годы консерваторского обучения Бизе создал немало произведений. Лучшее среди них - симфония, написанная семнадцатилетним автором в очень сжатые сроки - за семнадцать дней. Эта симфония, впервые опубликованная в 1935 году, ныне с успехом исполняется. Её музыка привлекает классической отточенностью формы, ясностью и живостью выражения, светлым колоритом, что позже станет неотъемлемым качеством индивидуального стиля Бизе. В год окончания консерватории, сочинив кантату на древний легендарный сюжет, он принял участие в конкурсе, объявленном Оффенбахом на написание одноактной оперетты. Вместе с произведением Лекока, в дальнейшем прославившегося в этом жанре, премии была удостоена оперетта Бизе «Доктор Миракль».

Однако если к этому времени о Бизе-композиторе говорили лишь как о многообещающем даровании, то в качестве пианиста он добился всеобщего признания. Позже, в 1863 году, Берлиоз писал: «Бизе несравненно читает партитуры... Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы».

1857-1860 годы как лауреат консерватории Бизе провёл в Италии. Это годы жадного впитывания различных жизненных впечатлений, среди которых, однако, музыкальные стояли на последнем месте. «Дурной вкус отравляет Италию, - жаловался Бизе. - Это для искусства потерянная страна». Зато он много читал, путешествовал, знакомился с бытом крестьян, пастухов. Его творческая фантазия, как это будет и позже, загорается многими планами. «Голова полна Шекспира... Но где взять либреттиста!» - сетует Бизе. Его волнуют и сюжеты Мольера, Гюго, Гофмана, Гомера. Чувствуется, что он ещё не нащупал близкой себе темы, творчески разбрасывается. Но одно ясно - его интересы лежат в сфере театральной музыки.

Отчасти это вызывалось практическими соображениями - здесь легче добиться успеха. Бизе полушутливо писал матери: «Когда я добуду 100 тысяч франков (то есть обеспечу себя до смерти), папа и я прекратим давать уроки. Мы начнём жизнь рантье, что совсем не плохо. 100 тысяч франков пустяк: два небольших успеха в комической опере. Успех, подобный „Пророку“ (опера Мейербера), приносит почти миллион. Итак, это не воздушный замок!..»

Но не только меркантильные соображения, обусловленные более чем скромными материальными ресурсами семьи, побуждали его к этому. Музыкальный театр притягивал Бизе, его письма полны расспросов о парижских оперных премьерах. В результате он решился написать комическую оперу, названную «Дон Прокопио». Присланная в Париж партитура не получила одобрения со стороны маститых профессоров, хотя все же отмечалась «непринужденная и блестящая манера, свежий и смелый стиль» автора. Суровое порицание вызвала тематика этого сочинения. «Мы должны поставить на вид г. Бизе, - читаем в отзыве консерватории, - что он представил комическую оперу, когда правило требовало мессу».

Но клерикальные сюжеты чужды Бизе. И после краткой творческой паузы он принялся за симфонию-кантату «Васко да Гама» на сюжет «Лузиады» - известной эпической поэмы классика португальской литературы Луиса Камоэнса. Он обратился к вокально-симфоническому жанру, распространённому во Франции со времён Берлиоза, и к ориентальной тематике, популярность которой была упрочена успехом оды-симфонии Фелисьена Давида «Пустыня» (1844). Далее Бизе создает ряд оркестровых пьес, некоторые впоследствии войдут в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме». Теперь уже отчетливее проявляются своеобразные черты стиля композитора с его тягой к воплощению красочных, колоритных народных сцен и картин жизни, полных динамики и движения.

После трёхлетнего пребывания в Италии Бизе возвратился в Париж, уверенный в своих силах. Но его ждало горькое разочарование: путь к общественному признанию во Второй империи труден и тернист. Начинаются тяжёлые годы борьбы за существование.

Бизе содержит семью частными уроками, сочинением музыки в лёгком жанре, переложениями и корректурой чужих сочинений. В его письмах находим волнующие строки: «Три ночи не спал, на душе мрачно, а завтра надо писать веселую танцевальную музыку». Или в другом письме: «Я работаю, как негр, я истощён, я буквально разрываюсь на части, я обалдел, заканчивая четырёхручное переложение „Гамлета“ (оперы А. Тома). Что за работа! Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту!..»

В таком перенапряжении творческих сил проходит вся последующая жизнь Бизе. Это и явилось причиной столь ранней смерти гениального композитора.

Бизе не избирал более легкий путь в искусстве. Он отказался от карьеры пианиста, которая, несомненно, сулила ему более скорый и эффективный успех. Но Бизе хотел безраздельно отдаться композиторской деятельности и поэтому отбрасывал всё, что могло ей помешать. Его привлекали многие и разнообразные оперные замыслы, некоторые были доведены до конца, но требовательный автор забирал из театра уже законченные партитуры. Так произошло, например, с оперой «Иван Грозный», обнаруженной лишь в 30-х годах нашего века. Однако две оперы были поставлены на сцене.

В 1863 году состоялась премьера оперы «Искатели жемчуга».

Её сюжет традиционен. Это модная в то время во Франции ориентальная тема. Опера Бизе находится в ряду произведений, которые открывают этот список. Её действие происходит на острове Цейлон, среди ловцов жемчуга. Несмотря на шаблонные драматургические ситуации и условность сценического действия, музыка Бизе убеждает мелодическим богатством, естественностью и красотой вокальных партий, полнотой жизнеощущения. Это не прошло мимо Берлиоза, отметившего в своей рецензии, что партитура оперы «содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита». Яркостью отличаются также массовые сцены, лирические либо драматические эпизоды оперы.

Однако то свежее и новое, что содержалось в произведении Бизе, прошло незамеченным. Опера не имела большого успеха, хотя и выдержала восемнадцать спектаклей. За исключением Берлиоза, критика отнеслась к ней холодно.

Премьера следующей оперы - «Пертской красавицы», состоялась в 1867 году. Сюжет одноименного романа Вальтера Скотта предстал в либретто в искаженном, примитивном виде; особенно много шаблонного и трафаретного в финальном акте. «Это эффектная пьеса, - писал Бизе, работая над оперой, - но характеры мало обрисованы». Композитору не удалось дорисовать их своей музыкой. Вместе с тем, по сравнению с предшествующей, эта опера содержит немало уступок господствующим вкусам буржуазной публики, что вызвало резкую отповедь со стороны некоторых прогрессивных критиков. С горечью Бизе был вынужден с ними согласиться.

Неудача на время разоружила Бизе. «Я прохожу через кризис», - говорит он. Осенью того же 1872 года состоялась премьера другого произведения Бизе. Это - великолепная по краскам и выразительности музыка к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка». Композитор насытил спектакль большим количеством музыкальных номеров, порой представляющих собой художественно законченные пьесы.

Музыка, обладающая такими выдающимися художественными достоинствами, пережила пьесу Доде, утвердившись на концертной эстраде. Две сюиты из «Арлезианки» - первая составлена самим автором (1872), вторая его другом Эрнестом Гиро (1885) - вошли в золотой фонд мировой симфонической литературы.

Бизе отдавал себе отчёт в том, какую большую роль сыграла музыка к «Арлезианке» в его творческой эволюции. Он писал:

«Что бы ни произошло, я удовлетворён, что вступил на этот путь, который я не должен покинуть и с которого не сойду никогда. Я уверен, что нашёл свою дорогу». Эта дорога привела его к «Кармен».

Бизе заинтересовался сюжетом «Кармен» ещё во время работы над оперой «Джамиле», а в 1873-1874 годах вплотную приступил к отделке либретто и написанию музыки. Сюжет оперы заимствован из новеллы Проспера Мериме «Кармен», точнее сказать, из её третьей главы, содержащей рассказ Хозе о драме его жизни. Опытные мастера театральной драматургии, Мельяк и Галеви, создали превосходное, сценически-действенное либретто, драматические ситуации и текст которого выпукло обрисовывают характеры героев пьесы. 3 марта 1875 года прошла премьера в театре «Комической оперы». Спустя же три месяца, 3 июня, Бизе внезапно скончался, не успев завершить ряд других своих работ.

Его преждевременная смерть, вероятно, была ускорена тем светским скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен». Пресыщенные буржуа - обычные посетители лож и партера - нашли сюжет оперы скабрезным, а музыку - слишком серьёзной и сложной. Отзывы прессы были почти единодушно отрицательными. В начале следующего, 1876 года «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, и в то же время начался её триумфальный успех на театральных подмостках зарубежных стран.

Чайковский сразу же отметил её выдающуюся художественную ценность. Уже в 1875 году он имел клавир «Кармен», в начале 1876 года видел её на сцене парижской «Комической оперы». В 1877 году Чайковский писал: «...я выучил её наизусть, всю от начала до конца». А в 1880 году утверждал: «По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи». И далее пророчески предрекал: «Я убежден, что лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире...»

Музыка Бизе наделила Кармен чертами народного характера. Введение народных сцен, занимающих важное место в опере, придало иное освещение, другой колорит новелле Мериме. Силой жизнелюбия, излучаемой народными сценами, пронизан и образ героини. В прославлении открытых, простых и сильных чувств, непосредственного, импульсивного отношения к жизни основная особенность оперы Бизе, её высокая этическая ценность. «Кармен», - писал Ромен Роллан, - вся во вне, вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности«.

Музыка Бизе ещё более подчеркнула контрастность и динамику драматургического развития: ей свойственны живость, блеск, разнообразие движений. Эти качества, типичные для композитора, как нельзя лучше соответствовали обрисовке действия испанского сюжета. Лишь в редких случаях, используя народные мелодии, Бизе метко передал испанский национальный колорит. Историческое значение оперы Бизе не только в её непреходящей художественной ценности, а и в том, что в ней впервые на подмостках оперной сцены была с таким мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека, прославляющая народ как источник жизни, света, радости.

(25. X. 1838, Париж - 3. VI. 1875, Буживаль, близ Парижа)

Жорж Бизе приобрёл всемирную известность как автор одного, хотя и очень популярного, произведения. В истории музыки такие случаи нечасты. Этим произведением стала опера «Кармен». Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его нарекли звучными именами трёх полководцев: Александра - Цезаря - Леопольда, но в семье называли Жоржем. С этим новым именем Бизе вошёл в историю. Его родители отличались музыкальностью: отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и стала его первой учительницей музыки; в доме много музицировали.

Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырёх лет он уже знал ноты, десяти - поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет. Несмотря на то, что, как говорил позже Бизе, он «отдался музыке лишь скрепя сердце» - его более влекла литература, - занятия в консерватории проходили успешно. Юный музыкант неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах - по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 году получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку.

Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Правда, курс теории композиции страдал догматичностью. Бизе большему учился вне стен консерватории у Гуно, с которым, несмотря на значительную разницу лет, у него установились теплые, дружеские отношения. Но надо отдать должное и его непосредственному учителю Фроманталю Галеви, тонкому и серьёзному музыканту, с которым Бизе впоследствии породнился, женившись на его дочери.

В годы консерваторского обучения Бизе создал немало произведений. Лучшее среди них - симфония, написанная семнадцатилетним автором в очень сжатые сроки - за семнадцать дней. Эта симфония, впервые опубликованная в 1935 году, ныне с успехом исполняется. Её музыка привлекает классической отточенностью формы, ясностью и живостью выражения, светлым колоритом, что позже станет неотъемлемым качеством индивидуального стиля Бизе. В год окончания консерватории, сочинив кантату на древний легендарный сюжет, он принял участие в конкурсе, объявленном Оффенбахом на написание одноактной оперетты. Вместе с произведением Лекока, в дальнейшем прославившегося в этом жанре, премии была удостоена оперетта Бизе «Доктор Миракль».

Однако если к этому времени о Бизе-композиторе говорили лишь как о многообещающем даровании, то в качестве пианиста он добился всеобщего признания. Позже, в 1863 году, Берлиоз писал: «Бизе несравненно читает партитуры… Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы».

1857-1860 годы как лауреат консерватории Бизе провёл в Италии. Это годы жадного впитывания различных жизненных впечатлений, среди которых, однако, музыкальные стояли на последнем месте. «Дурной вкус отравляет Италию, - жаловался Бизе. - Это для искусства потерянная страна». Зато он много читал, путешествовал, знакомился с бытом крестьян, пастухов. Его творческая фантазия, как это будет и позже, загорается многими планами. «Голова полна Шекспира… Но где взять либреттиста!» - сетует Бизе. Его волнуют и сюжеты Мольера, Гюго, Гофмана, Гомера. Чувствуется, что он ещё не нащупал близкой себе темы, творчески разбрасывается. Но одно ясно - его интересы лежат в сфере театральной музыки.

Отчасти это вызывалось практическими соображениями - здесь легче добиться успеха. Бизе полушутливо писал матери: «Когда я добуду 100 тысяч франков (то есть обеспечу себя до смерти), папа и я прекратим давать уроки. Мы начнём жизнь рантье, что совсем не плохо. 100 тысяч франков пустяк: два небольших успеха в комической опере. Успех, подобный „Пророку“ (опера Мейербера), приносит почти миллион. Итак, это не воздушный замок!..»

Но не только меркантильные соображения, обусловленные более чем скромными материальными ресурсами семьи, побуждали его к этому. Музыкальный театр притягивал Бизе, его письма полны расспросов о парижских оперных премьерах. В результате он решился написать комическую оперу, названную «Дон Прокопио». Присланная в Париж партитура не получила одобрения со стороны маститых профессоров, хотя все же отмечалась «непринужденная и блестящая манера, свежий и смелый стиль» автора. Суровое порицание вызвала тематика этого сочинения. «Мы должны поставить на вид г. Бизе, - читаем в отзыве консерватории, - что он представил комическую оперу, когда правило требовало мессу». Но клерикальные сюжеты чужды Бизе. И после краткой творческой паузы он принялся за симфонию-кантату «Васко да Гама» на сюжет «Лузиады» - известной эпической поэмы классика португальской литературы Луиса Камоэнса. Он обратился к вокально-симфоническому жанру, распространённому во Франции со времён Берлиоза, и к ориентальной тематике, популярность которой была упрочена успехом оды-симфонии Фелисьена Давида «Пустыня» (1844). Далее Бизе создает ряд оркестровых пьес, некоторые впоследствии войдут в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме». Теперь уже отчетливее проявляются своеобразные черты стиля композитора с его тягой к воплощению красочных, колоритных народных сцен и картин жизни, полных динамики и движения. После трёхлетнего пребывания в Италии Бизе возвратился в Париж, уверенный в своих силах. Но его ждало горькое разочарование: путь к общественному признанию во Второй империи труден и тернист. Начинаются тяжёлые годы борьбы за существование.

Бизе содержит семью частными уроками, сочинением музыки в лёгком жанре, переложениями и корректурой чужих сочинений. В его письмах находим волнующие строки: «Три ночи не спал, на душе мрачно, а завтра надо писать веселую танцевальную музыку». Или в другом письме: «Я работаю, как негр, я истощён, я буквально разрываюсь на части, я обалдел, заканчивая четырёхручное переложение „Гамлета“ (оперы А. Тома). Что за работа! Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту!..» В таком перенапряжении творческих сил проходит вся последующая жизнь Бизе. Это и явилось причиной столь ранней смерти гениального композитора.

Бизе не избирал более легкий путь в искусстве. Он отказался от карьеры пианиста, которая, несомненно, сулила ему более скорый и эффективный успех. Но Бизе хотел безраздельно отдаться композиторской деятельности и поэтому отбрасывал всё, что могло ей помешать. Его привлекали многие и разнообразные оперные замыслы, некоторые были доведены до конца, но требовательный автор забирал из театра уже законченные партитуры. Так произошло, например, с оперой «Иван Грозный», обнаруженной лишь в 30-х годах нашего века. Однако две оперы были поставлены на сцене. В 1863 году состоялась премьера оперы «Искатели жемчуга».

Её сюжет традиционен. Это модная в то время во Франции ориентальная тема. Опера Бизе находится в ряду произведений, которые открывают этот список. Её действие происходит на острове Цейлон, среди ловцов жемчуга. Несмотря на шаблонные драматургические ситуации и условность сценического действия, музыка Бизе убеждает мелодическим богатством, естественностью и красотой вокальных партий, полнотой жизнеощущения. Это не прошло мимо Берлиоза, отметившего в своей рецензии, что партитура оперы «содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита». Яркостью отличаются также массовые сцены, лирические либо драматические эпизоды оперы. Однако то свежее и новое, что содержалось в произведении Бизе, прошло незамеченным. Опера не имела большого успеха, хотя и выдержала восемнадцать спектаклей. За исключением Берлиоза, критика отнеслась к ней холодно. Премьера следующей оперы - «Пертской красавицы», состоялась в 1867 году. Сюжет одноименного романа Вальтера Скотта предстал в либретто в искаженном, примитивном виде; особенно много шаблонного и трафаретного в финальном акте. «Это эффектная пьеса, - писал Бизе, работая над оперой, - но характеры мало обрисованы». Композитору не удалось дорисовать их своей музыкой. Вместе с тем, по сравнению с предшествующей, эта опера содержит немало уступок господствующим вкусам буржуазной публики, что вызвало резкую отповедь со стороны некоторых прогрессивных критиков. С горечью Бизе был вынужден с ними согласиться.

Неудача на время разоружила Бизе. «Я прохожу через кризис», - говорит он. Осенью того же 1872 года состоялась премьера другого произведения Бизе. Это - великолепная по краскам и выразительности музыка к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка». Композитор насытил спектакль большим количеством музыкальных номеров, порой представляющих собой художественно законченные пьесы. Музыка, обладающая такими выдающимися художественными достоинствами, пережила пьесу Доде, утвердившись на концертной эстраде. Две сюиты из «Арлезианки» - первая составлена самим автором (1872), вторая его другом Эрнестом Гиро (1885) - вошли в золотой фонд мировой симфонической литературы.

Бизе отдавал себе отчёт в том, какую большую роль сыграла музыка к «Арлезианке» в его творческой эволюции. Он писал:

«Что бы ни произошло, я удовлетворён, что вступил на этот путь, который я не должен покинуть и с которого не сойду никогда. Я уверен, что нашёл свою дорогу». Эта дорога привела его к «Кармен». Бизе заинтересовался сюжетом «Кармен» ещё во время работы над оперой «Джамиле», а в 1873-1874 годах вплотную приступил к отделке либретто и написанию музыки. Сюжет оперы заимствован из новеллы Проспера Мериме «Кармен», точнее сказать, из её третьей главы, содержащей рассказ Хозе о драме его жизни. Опытные мастера театральной драматургии, Мельяк и Галеви, создали превосходное, сценически-действенное либретто, драматические ситуации и текст которого выпукло обрисовывают характеры героев пьесы. 3 марта 1875 года прошла премьера в театре «Комической оперы». Спустя же три месяца, 3 июня, Бизе внезапно скончался, не успев завершить ряд других своих работ.

Его преждевременная смерть, вероятно, была ускорена тем светским скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен». Пресыщенные буржуа - обычные посетители лож и партера - нашли сюжет оперы скабрезным, а музыку - слишком серьёзной и сложной. Отзывы прессы были почти единодушно отрицательными. В начале следующего, 1876 года «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, и в то же время начался её триумфальный успех на театральных подмостках зарубежных стран.

Чайковский сразу же отметил её выдающуюся художественную ценность. Уже в 1875 году он имел клавир «Кармен», в начале 1876 года видел её на сцене парижской «Комической оперы». В 1877 году Чайковский писал: "… я выучил её наизусть, всю от начала до конца". А в 1880 году утверждал: «По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи». И далее пророчески предрекал: «Я убежден, что лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире...» Музыка Бизе наделила Кармен чертами народного характера. Введение народных сцен, занимающих важное место в опере, придало иное освещение, другой колорит новелле Мериме. Силой жизнелюбия, излучаемой народными сценами, пронизан и образ героини. В прославлении открытых, простых и сильных чувств, непосредственного, импульсивного отношения к жизни основная особенность оперы Бизе, её высокая этическая ценность. «Кармен», - писал Ромен Роллан, - вся во вне, вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности".

Музыка Бизе ещё более подчеркнула контрастность и динамику драматургического развития: ей свойственны живость, блеск, разнообразие движений. Эти качества, типичные для композитора, как нельзя лучше соответствовали обрисовке действия испанского сюжета. Лишь в редких случаях, используя народные мелодии, Бизе метко передал испанский национальный колорит. Историческое значение оперы Бизе не только в её непреходящей художественной ценности, а и в том, что в ней впервые на подмостках оперной сцены была с таким мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека, прославляющая народ как источник жизни, света, радости.

В Париже постановка «Кармен» всё же была возобновлена в 1883 году. С тех пор «Кармен» занимает одно из первых мест в репертуаре мирового музыкального театра.

Александр Сезар Леопольд Бизе , при крещении получил имя Жорж (1838-1875), французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже. Первые уроки музыки будущий композитор получил от своих родителей-музыкантов.

Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: в четырехлетнем возрасте он уже знал ноты, а в девять - поступил в Парижскую консерваторию. Феноменальный слух, память, блестящие исполнительские и композиторские способности мальчика приводили в восхищение учителей. Бизе хотел стать универсальным музыкантом и занимался даже игрой на органе.

Уже тогда его одаренность проявилась в разных областях музыкального творчества. Еще в консерватории он сочинил симфонию, 3 оперетты, несколько кантат и увертюр, а также фортепианные пьесы (в том числе цикл из 12 пьес в 4 руки «Игры детей»). Вскоре Бизе блестяще окончил Парижскую консерваторию, где его учили знаменитые композиторы Ш. Гуно и Ф. Галеви.

Молодой музыкант неоднократно получал премии на конкурсах в консерватории, а по окончании курса в 1857 году стал лауреатом конкурса в Риме и был удостоен права провести 3 года в Италии для совершенствования в музыке. Для него это было время напряженных творческих поисков. Бизе пробовал себя в различных музыкальных жанрах: написал симфоническую сюиту, кантату, оперетту, фортепианные пьесы, романсы.

Но, как оказалось, его подлинным призванием стал музыкальный театр. Правда, путь к созданию собственных оригинальных произведений был непростым. По возвращении из Италии Бизе сочиняет оперу «Искатели жемчуга» (1863) на экзотический сюжет, повествующий о любовной драме Лейлы и Надира, а затем «Пертскую красавицу» (1867) по роману Вальтера Скотта. Оба произведения были приняты прохладно, но композитор не оставлял свои поиски. «Я прохожу через кризис»,- говорил он в те годы.

Новые впечатления, вызванные событиями франко-прусской войны (1870-1871) и Парижской коммуны привели к созданию лирической оперы «Джамиле» (1872) на сюжет из поэмы «Намуна» А. де Мюссе. С этой оперы начался период творческой зрелости композитора.

Следуя модному тогда увлечению восточной экзотикой, Бизе передал в своих произведениях глубокие психологические переживании героев и показал себя мастером романтической оперы. Тогда же он сочинил музыку к драме А. Доде «Арлезианка». Богатая красочными народно-бытовыми картинами, правдивыми и яркими образами героев, она открыла путь к опере «Кармен», которая явилась крупнейшим творческим достижением Бизе и одновременно стала его лебединой песней.

Бизе начал работать над «Кармен» в 1873 году. Сюжет ее заимствован из новеллы французского писателя Проспера Мериме, а либретто написали опытные литераторы А. Мельяк и Л. Галеви. Бизе смело отошел от оригинала и создал совершенно новое произведение. «Кармен» интересна не только реалистическим сюжетом, романтической интригой, но и яркой, глубокой, драматичной музыкой. Композитор сделал более глубокими и самобытными образы героев Мериме, дал каждому из них отточенную по форме музыкальную характеристику. Именно поэтому «Кармен» и сейчас не сходит с мировой оперной сцены. По мнению П. И. Чайковского, «Кармен» суждено стать самой популярной оперой в мире».

Ее премьера состоялась в марте 1875 года. Но, несмотря на то, что в спектакле пели замечательные певцы, постановка провалилась. Яркая, экспрессивная музыка была слишком непривычна для парижской публики. Бизе был потрясен случившимся, поскольку не сомневался в успехе. Внезапная болезнь сломила его, и спустя всего три месяца после премьеры «Кармен», 3 июня 1875 года, он умер в предместье Парижа Буживале.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бизе Жоржа

Бизе (Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд) (25 октября 1838, Париж – 3 июня 1875, Буживаль) – французский композитор.

Основные произведения

Оперы «Искатели жемчуга» (1863), «Пертская красавица» (1866), «Джамиле» (1871), а также «Кармен» (1874) – вершина французской реалистической оперы. Музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872, популярны оркестровые сюиты: 1-я составлена Бизе, 2-я – Э. Гиро).

Детство

Жорж родился в Париже 25 октября 1838 года. Новорожденному дали имя Александр-Сезар-Леопольд Бизе. Жоржем он стал при крещении. Впоследствии Бизе пользовался именно этим именем.

Мама Бизе Эме былв пианисткой, папа Адольф-Аман ранее изготавливал парики, а потом стал учителем пения (причем без специального образования). Дядя Жоржа по материнской линии Франсуа Дельсарт был певцом и тоже преподавал вокал. С самых ранних лет маленького Жоржа окружала музыка – неудивительно, что он захотел стать частью этого искусства.

Начало пути

Первоначальное музыкальное образование получил в семье; в неполных 10 лет был принят в Парижскую консерваторию, где учился у П. Ж. Г. Циммермана и (контрапункт), (композиция), А. Мармонтеля (фортепиано). Исключительный талант Бизе проявился уже в консерваторские годы, о чем красноречиво свидетельствует мастерски выполненная и вместе с тем по-юношески энергичная четырехчастная Симфония C-dur (1855, не исполнялась до 1935).

В 1857 Бизе и его друг, будущий популярный опереточный композитор Шарль Лекок (1832-1918), разделили премию, учрежденную , за создание одноактной оперетты «Доктор Миракль». В том же году Бизе, став лауреатом Римской премии (за кантату «Кловис и Клотильда»), уехал в Италию, где прожил до 1860. Из произведений, написанных или начатых за эти три года, сохранились лишь четыре, в том числе опера-буффа «Дон Прокопио» (не исполнялась до 1906).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Любимый жанр – опера

Вернувшись в Париж, Бизе отказался от карьеры педагога и концертирующего пианиста, решив полностью посвятить себя композиции. Последним из его произведений, написанных в соответствии с обязательствами, которые традиционно налагались на лауреатов Римской премии, была одноактная опера «Гусла эмира». В 1863 она была принята к постановке в парижском театре Опера-комик. Между тем дирекция тогдашнего главного оперного театра Парижа Театр-лирик заказала Бизе оперу «Искатели жемчуга». Поскольку театру был выделен специальный фонд в 100 тыс. франков, предназначенный для постановок первых опер лауреатов Римской премии, Бизе снял «Гуслу» с репетиций и целиком отдался работе над «Искателями жемчугами».

Опера, над которой композитор работал четыре месяца, была поставлена в сентябре 1863, но успеха не имела. Музыкальный материал в ней не всегда отличается высоким качеством, а многие музыкальные характеристики довольно неуклюжи; с другой стороны, «экзотические» фрагменты выполнены весьма изобретательно. Ария Надира из «Искателей жемчуга» прочно заняла место в репертуаре лирических теноров.

В течение последующих трех лет Бизе занимался главным образом обработкой чужих сочинений и преподаванием игры на фортепиано. Его очередная опера «Пертская красавица» (по роману ) была поставлена в декабре 1867. В музыкальном отношении эта опера заметно превосходит предыдущую, хотя ее либретто не выдерживает никакой критики. Премьера «Пертской красавицы» прошла с успехом, однако после 18 представлений сошла с репертуара.

Следующий год, 1868, оказался для Бизе тяжелым. Композитор то и дело начинал и откладывал работу над новыми сочинениями, испытал серьезный кризис веры и к тому же тяжело заболел гнойным тонзиллитом. В его отношении к искусству наметился сдвиг в сторону большей серьезности и глубины.

Личная жизнь

Первой страстью композитора была итальянка Джузеппа. Роман был недолгим. Отношениям настал конец, когда Бизе уехал из Италии, а Джузеппа не пожелала отправиться с ним.

Имя другой возлюбленной Жоржа – мадам Могадор, графиня, оперная певица и писательница, известная под разными именами (графиня де Шабрийан, певица Лионель и писательница Селеста Венар). Жорж был намного младше своей избранницы, которая, к слову, была особой довольно неординарной и имеющей скандальную славу. Тем не менее Бизе горячо любил ее. Любил и страдал от перепадов настроения Могадор и от ее непристойных поступков. Вполне естественно, что у этих отношений не было будущего. После разрыва с Могадор Жорж долгое время находился в состоянии депрессии.

В июне 1869 Бизе женился на дочери своего учителя Женевьеве Галеви. К тому времени у него уже был семилетний внебрачный сын от служанки его родителей. Родственники Женевьевы были категорически против ее брака с композитором, но влюбленные смогли отстоять свое право на счастье. После свадьбы пара поселилась в Барбизоне – на тот момент невероятно популярным у творческих людей местечке.

Военное время

Франко-прусская война, разразившаяся в 1870, тяжело отразилась на жизни молодой семьи. Бизе записался в Национальную гвардию и долго не имел возможности сочинять; лишь в 1871 появилась очаровательная сюита для двух фортепиано «Детские игры» (ее неполная оркестровая версия широко известна как «Маленькая сюита»). Вскоре Бизе закончил одноактную оперу «Джамиле» (по поэме А. де Мюссе «Намуна») и музыку к драме А. Доде «Арлезианка». Премьеры обоих произведений состоялись в 1872 и, несмотря на высокие достоинства музыки Бизе, прошли неудачно.

«Кармен»

Бизе считал, что, начиная с «Джамиле», он вступил на новый путь. Следующим шагом на этом пути стал его оперный шедевр «Кармен», созданный по одноименной новелле . Здесь Бизе достигает новых небывалых высот в музыкальной обрисовке общей атмосферы действия и отдельных персонажей. С огромным мастерством передана внутренняя эволюция главного героя драмы, офицера Хозе: от крестьянской бесхитростности и прямодушия, через неповиновение и грубое нарушение присяги, к жестокому и бессмысленному убийству. Колоритен и полнокровен образ Кармен, воссозданный с помощью гармонических, ритмических, инструментальных средств, присущих испанской танцевальной музыке (к испано-цыганскому фольклору восходит и знаменитый «мотив рока» с его увеличенными секундами).

Музыка, связанная с Микаэлой и Эскамильо, не столь оригинальна, однако недостаток многогранности в характеристике этих персонажей возмещается выразительным подчеркиванием черт, которые доминируют в каждом из них (в первом случае это скромное и невинное обаяние, во втором – грубоватое жизнелюбие). Традиционные бытовые песенно-танцевальные элементы сочетаются в «Кармен» с музыкой иного рода, рисующей «теневую», трагическую сторону страстей, которыми охвачены герои оперы. Это сочетание само по себе делает «Кармен» совершенно особым феноменом, выходящим далеко за рамки жанра комической оперы. Неудивительно, что премьера, состоявшаяся в парижской Опера-комик в 1875, была встречена публикой и критикой довольно холодно. Либретто оперы упрекали в вульгарности, а музыку – в чрезмерной «учености», бесцветности, недостаточной романтичности и изысканности. Неуспех «Кармен» тяжело подействовал на Бизе и роковым образом отразился на его здоровье: за обострением тонзиллита последовали два сердечных приступа, второй из которых оказался смертельным. Нереализованными остались замыслы оперы «Сид» (сохранились ее наброски, однако восстановить по ним целое не удается) и оратории-легенды о св. Женевьеве, покровительнице Парижа.

Истинный масштаб «Кармен» был оценен только после смерти Бизе, причем поначалу этому способствовало вмешательство друга Бизе Э. Гиро (1837-1892), который заменил разговорные диалоги речитативами. Первое триумфальное исполнение «Кармен» в редакции Гиро состоялось в том же 1875 году в Вене. Долгое время театры не обращались к первоначальной авторской версии оперы; лишь много лет спустя она наконец вытеснила редакцию Гиро, чьи речитативы стилистически довольно далеки от музыки Бизе.

Смерть

В мае 1875 году Жорж Бизе в компании Женевьевы, сына и служанки отправились в Буживаль. 29 мая Жорж, Женевьева и их сосед Делаборд отправились погулять к реке. Бизе, очень любивший плавать, не удержался и искупался, хотя вода была еще холодной. На следующий день композитор слег в постель с приступом ревматизма, сопровождавшимся лихорадкой, болями и онемением конечностей. Еще через день у Бизе случился сердечный приступ.

После осмотра врачом Жоржу ненадолго стало легче. Он впал в бредовое состояние, потом пережил еще один приступ. 3 июня Бизе скончался. Официальная причина смерти – сердечное осложнение острого суставного ревматизма.

Близкий друг почившего композитора Антони де Шудан сделал сенсационное заявление. Приехав в Бужеваль, едва узнав о трагедии, Антони увидел на шее покойного резаную рану. Де Шудан сказал, что нанести ее мог последний, кто видел Бизе живым. Это был сосед Делаборд… У мужчины была причина желать смерти Жоржу: Делаборд ухаживал за Женевьевой и хотел жениться на ней, а законный муж, конечно же, мешал его планам. Справедливости ради стоит отметить, что позднее Делаборд действительно делал Женевьеве предложение, но свадьба так и не состоялась.

Еще одна популярная версия истинной причины смерти Жоржа Бизе – самоубийство. Последнее время перед кончиной Бизе переживал тяжелый творческих кризис, к тому же он часто болел, был слаб. Как раз перед тем, как уехать в Бужеваль, Жорж навел порядок в документах и сделал несколько важных распоряжений. Некоторые исследователи считают, что рану на шее нанес себе сам Бизе – хотел перерезать артерию или трахею. А врач, который констатировал смерть Жоржа, мог умолчать о суициде по просьбе членов семьи Бизе.

До наших дней не дошли никакие официальные документы, которые могли бы подтвердить или опровергнуть эти версии. Более того, загадочным образом пропали сведения о смерти Жоржа из дневника дяди Женевьевы Людовика Галеви. А сама Женевьева настояла, чтобы все друзья и знакомые Бизе уничтожили письма композитора, которые он писал им в течение последних пяти лет.

Тело Жоржа Бизе предали земле на кладбище Пер Лашез. Спустя год после похорон на могиле установили памятник с короткой надписью: «Жоржу Бизе, его семья и друзья».

Как звали композитора Бизе? Многие эрудиты тотчас ответят: Жорж. Это и правда, и не совсем. Имя Жорж великий музыкант получил при крещении, а на самом деле его звали Александр Сезар Леопольд.

Детство и ранние годы

Будущий композитор Бизе родился 25 октября 1838 года в столице Франции Париже. Его отец, Адольф Бизе, зарабатывал на жизнь парикмахерским делом и непосредственно изготовлением париков. Чуть позже Адольф начал давать уроки музыки, хотя у него не было никакого начального образования в сфере искусства. Мать Жоржа, Эме, работала пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт прославился как талантливый певец и преподаватель вокала, выступавший при дворах и Наполеона III. Жорж был единственным ребенком в семье. С ранних лет он учился игре на пианино у своей матери, демонстрируя потрясающие способности, и уже 9 октября 1848 года, за две недели до десятого дня рождения, поступил в Парижскую Музыкальную Консерваторию. Именно в этом учебном заведении талантливый юноша сочинил свои первые известные композиции.

Музыкальная карьера

В ноябре 1855 года, в возрасте семнадцати лет, юный композитор Бизе написал первую симфонию в качестве домашнего задания. До 1933 года она оставалась безызвестной и впоследствии была совершенно случайно обнаружена в архивах библиотеки Парижской Консерватории. Впервые эту симфонию сыграли в 1935 году, и она мгновенно получила всеобщее признание в качестве шедевра, написанного юным, но способным и одухотворенным музыкантом.

В последующие годы молодой композитор участвовал в различных творческих конкурсах, стремясь завоевать денежные премии и престижные призы, и в итоге победил в соревновании авторов оперы, устроенном Оффенбахом. Первое место и приз в 1200 франков Жорж разделил с Шарлем Лекоком. В нескольких других конкурсах уже достаточно Бизе выиграл внушительный грант, на который безбедно жил следующие пять лет. Из них первые два года он провел в Риме, год - в Германии и последние два года - в Париже.

В расцвете сил

В июле 1860 года, после того как Жорж покинул Рим и все еще колесил по Италии, ему в голову пришла идея написать симфонию из четырех частей, в которой каждый фрагмент представлял бы собой музыкальное воплощение итальянского города - соответственно, Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя. Однако в том же году композитор Бизе узнал о том, что его мать серьезно больна, и был вынужден закончить итальянские путешествия. В сентябре 1860 года он вернулся в Париж; спустя год мать музыканта скончалась. Только в 1866 году он наконец написал первую версию законченной симфонии. До 1871 года он всячески корректировал свое музыкальное сочинение - и скоропостижно скончался сам, так и не успев довести вдохновленное Италией творение до идеала. В 1880 году оно было опубликовано под названием "Римская симфония".

Чем же на самом деле прославился Бизе-композитор? "Кармен" - опера, написанная на основе одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме, стала его самой значительной и знаменитой работой. Главная роль по замыслу музыканта предназначалась для меццо-сопрано. Большую часть оперы автор написал летом 1873 года, однако она оставалась незавершенной вплоть до конца следующего, 1874 года. Вероятно, в связи с проблемами в личной жизни и расставанием с женой на целых два месяца. Хотя слушатели вначале не слишком тепло приняли "Кармен", она остается лучшим произведением Бизе.

Личная жизнь

Композитор Бизе женился на дочери своего покойного учителя, Женевьеве Галеви, 3 июня 1869 года. Когда в июле следующего года началась франко-прусская война, музыкант, как и многие другие его творческие соотечественники, присоединился к Французской Из-за войны и послевоенного хаоса Жорж приостановил работу над многими произведениями. 10 июля 1871 года Женевьева родила Жоржу первого и единственного ребенка - сына по имени Жак.

Смерть

Композитор Бизе, биография которого на сегодняшний день известна каждому профессиональному музыканту, умер от сердечного приступа в возрасте тридцати шести лет. Ходили слухи, что Эли-Мириам Делаборд, якобы приходившийся незаконнорожденным сыном Шарлю-Валентину Алькану, мог быть косвенно виновен в смерти Жоржа, так как незадолго до смерти последнего двое мужчин устроили соревнование по плаванию, после которого Бизе сильно простудился и слег с лихорадкой. В то время подозревали даже убийство и суицид, так как слева на шее у композитора обнаружили ранение, схожее с огнестрельным. Историки, впрочем, считают, что так выглядел лимфатический узел, который вследствие тяжелого заболевания и сердечного приступа набух и прорвался. Бизе умер в шестую годовщину собственного бракосочетания, ровно через три месяца после первого выступления "Кармен". Его кончина наступила внезапно именно тогда, когда он начал находить собственный "взрослый", неповторимый стиль. Жоржа Бизе похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже рядом с не менее известными музыкантами Шопеном и Россини.