Исаак ильич левитан биография и картины. Художник Левитан биография и творчество, Isaak Levitan. Наиболее известные произведения

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) - русский художник-пейзажист еврейского происхождения. Он родился в Ковенской губернии литовского города Кибарты. Живописец умер слишком рано, но уже много лет его помнят и ценят в разных странах. При жизни он терпел тяготы и лишения, нередко подвергался издевательствам из-за своего происхождения. Но ничто не смогло заставить его покинуть страну, ставшую источником вдохновения для потрясающих картин. Наиболее известными работами художника являются полотна «Осенний день», «Вечер на Волге» и «Березовая роща».

Детство и образование

Будущий художник появился на свет 18 августа 1860 года. Он рос в интеллигентной еврейской семье. Когда мальчику исполнилось 10 лет, вместе с родителями они переехали в Москву. Там Левитан увлекся изобразительным искусством, уже в 13 лет юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В числе его преподавателей были В. Перов и В. Поленов.

Отец будущего живописца работал смотрителем на станции. Он окончил религиозную школу, позднее смог самостоятельно выучить французский и немецкий языки. Благодаря своим способностям Илья получил должность преподавателя и переводчика. Он был очень умным, заботился об Исааке и его сестрах. Именно благодаря отцу юноша мог развивать свой талант, обрел уверенность в себе и получил соответствующее образование.

В 1875 ушла из жизни мать Исаака, спустя год умер и отец. Юноша рано остался без родителей, поэтому все свободное время он тратил на заработок денег. Иногда их не хватало даже на жилье и еду. К счастью, преподаватели училища высоко ценили талант студента. Ректор освободил его от оплаты за образование. После окончания учебного заведения живописец пошел на курсы в пейзажный класс А. Саврасова.

Дискриминация художника

Из-за своего происхождения Левитан часто сталкивался с несправедливостью. Преподаватели не воспринимали всерьез его увлечение российскими пейзажами, некоторые из них даже отказывались учить юношу. В результате он остался без диплома художника. В бумаге, выданной после окончания учебного заведения, юношу называли учителем чистописания.

Но были и те, кто поддерживал талантливого живописца. Они помогли ему организовать первую выставку, принесшую парню серебряную медаль. Казалось, у Исаака еще все впереди, но после покушения на Александра II был издан жесткий указ. Всех евреев выселили из столицы, студенту пришлось перебраться в деревню в Подмосковье. И только через год он смог вернуться благодаря помощи друзей.

Проживание в деревне принесло и положительные изменения в жизни Левитана. Его соседом был Антон Павлович Чехов, творческие люди быстро нашли общий язык и подружились. Также в Подмосковье живописец нарисовал картину «Вечер после дождя». За деньги, вырученные от ее продажи, он снимает комнату в русской столице.

Творческий путь

Первую картину Левитан продал еще в 1879. Сам Третьяков приобрел за 100 рублей работу «Осенний день. Сокольники». Позднее Павел Михайлович купил и другие творения живописца, в их числе «Золотая осень» и «Март». С 1880 по 1885 год было продано еще несколько известных полотен, среди них «Осень», «Первый снег» и «Сосны».

Всю свою жизнь Исаак Ильич трудился. Но его часто не понимали, дискриминировали из-за еврейского происхождения. В результате у художника существенно ухудшилось здоровье. Чтобы отдохнуть и подлечиться, он отправился в Крым. Природа полуострова так вдохновила живописца, что он написал целую серию картин. После возвращения в Москву он организовал выставку, посвященную этому месту. Ее посетил известный меценат Савва Морозов, он заинтересовался творчеством живописца.

После путешествия в Крым Левитан решил осуществить еще одну свою мечту. Он отправился в поездку по Волге, в течение трех лет писал пейзажи этой восхитительной местности. Особенно понравилось живописцу местечко Плес. Именно там он создал известную картину «Над вечным покоем». В свободное время юноша преподавал детям. Также он успел попробовать себя в качестве декоратора, проиллюстрировав оперу Морозова «Русалочка».

Исаак был в восторге от российской природы, однако его тянуло и в Европу. Чтобы пообщаться с единомышленниками и узнать о новых тенденциях, художник выехал на парижскую выставку. Там он нашел общий язык с импрессионистами, а по возвращении в Россию вступил в общество передвижников. В 1896 была организована совместная выставка Левитана, Попова и Симова. Там были продемонстрированы полотна «Лето», «Октябрь» и «У омута».

Последние годы

В 1898 Исаак стал Академиком пейзажного творчества в родном училище. Но уже через год ему пришлось отправиться в Ялту на лечение. Здоровье художника ухудшилось после тифа, перенесенного дважды. Последняя работа пейзажиста «Озеро. Русь» так и не была закончена. Великий художник умер 4 августа 1900 вследствие долгой борьбы с аневризмой сердца.

За свою жизнь Левитан ни разу не был женат. Однажды он увлекся ученицей, этот эпизод был описан Чеховым в рассказе «Попрыгунья». Писатель осуждал поведение друга, вследствие этого их отношения окончательно испортились.

Главной любовью Исаака Ильича считается Софья Петровна Сафронова, жена доктора Дмитрия Кувшинникова. Они вместе путешествовали по Волге, женщина разделяла интересы живописца. Она также была художницей, хоть и не такой известной. Из-за замужнего положения Софьи влюбленным пришлось скрывать свои чувства.

Исаак Ильич Левитан - гениальный русский пейзажист, еврей по национальности. Вот кто такой Левитан.

Ранние годы жизни

В 1860 году в семье образованного еврея-мещанина Ильи Левитана родился второй сын, Исаак. Бедная семья на грани нищенского существования жила в это время в Литве в местечке Кирбаты. Сам Илья Левитан то был переводчиком, то преподавал языки. В поисках лучшей жизни они все переехали в Москву. Существование семьи от этого лучше не стало. Они поселились на окраине на четвертом этаже в маленькой квартирке. Денег не было совсем. Дети даже не могли ходить в школу, потому что платить было нечем. Отец сам занимался с ними.

В 13 лет Исаак поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он сразу, не колеблясь, решил, что будет пейзажистом. Даже их жалкая квартирка была хороша тем, что из нее подолгу можно было любоваться заходящим солнцем.

Когда Исааку было пятнадцать лет, умерла его мать. А через два года, заболев тифом, скончался и отец. Одновременно с ним заболел тифом и Исаак, но он выздоровел, однако последствия сказались на всю жизнь - он был слаб здоровьем. Как выжили, голодая, четверо малолетних детей без материальной помощи, знают только они сами. Ни Исаак, ни его брат никогда и никому не рассказывали ничего о своем детстве и отрочестве. Наверное, настолько горьки и безрадостны были их воспоминания.

Исаак Ильич Левитан, наш великий и неповторимый пейзажист родился 18 августа (30 августа по старому стилю) 1860 года на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне ассимиляционных и просветительских стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х - начало 1860-х годов), отказался от пути религиозного подвижничества. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях.

Несмотря на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье был еще сын и две дочери), в доме Левитанов царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей. Отец сам обучал их грамоте, а в конце 1860-х годов перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.

После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сейчас нам остается только благодарить и молиться за родителей Левитана, этих безымянных героев, которые своим кротким трудом помогли подняться Исааку и стать тем, кем он встал в своей жизни.

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: "Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу". В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но, все-таки, уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал заметное слово в русском пейзаже. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась уже вскоре после поступления в училище.

По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели искренне стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.

Памятник Левитану
Товарищ Левитана по училищу, Михаил Нестеров в своей книге воспоминаний Давние дни , вспоминал, что на редкость красивый, изящный мальчик-еврей, похожий на нищих детей-итальянцев, с алым цветком в кудрявых волосах, сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов... Рассказывали, что иногда ему даже негде было ночевать. Тогда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался на верхних этажах огромного старого дома Юшкова, где когда-то, при Александре I, собирались масоны, а позднее этот дом смущал московских обывателей "страшными привидениями". Вот здесь-то юный Левитан, выждав последний обход училища солдатом Землянкиным, прозванным "Нечистая сила", оставался один коротать ночь в тепле, оставался долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе".
Особая, до слез, любовь к природе и нервная чувствительность к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родственники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать какой-нибудь закат или восход, а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса". Но многое в его духовном облике определила и среда, в которой он формировался как художник. Аполлинарий Васнецов имел основания утверждать, что Левитан - "продукт Москвы, воспитан Москвою", говоря, конечно, не о влиянии на художника современной ему "белокаменной" - большого и шумного промышленно-купеческого города, где наряду с древним благочестием и красотою было немало уродств и жестокости, а о душе, традициях московской культуры.

Здесь, в Москве, в конце XVIII столетия, особенно по сердцу пришлись призывы Николая Карамзина и круга его друзей к "сорадованию и сопечалованию", "сочувствованию" с природой как качествам "наиболее приличным человеческой натуре", широко развивалась культура пейзажных садов и парков. В Москве в конце 1840-х годов появились знаменитые рассказы о природе Сергея Аксакова, который призывал "чувствовать полную, не оскорбленную людьми жизнь природы, слышать ее голос, заглушенный хлопотней, суетней и всею нашей земной пошлостию".

Стремление к целебной близости с природой жило в XIX веке и в московской литературе, поэзии, музыке (лучший пример – симфонии из серии Времена года Чайковского), даже в драматургии (вспомним Снегурочку Островского с ее заклятием стужи чувств солнечным теплом, радостью весеннего обновления жизни). Присуще было сочувствие с природой и московским живописцам, начиная с москвича по рождению Алексея Венецианова, который первым в России подсмотрел природу на ее месте, учился в поле, размышлял на гумне, замечал изменения света в разные часы дня, в различную пору года, при различной погоде. Чувство глубокой метафизической родственной связи души и судьбы человека с родной русской природой стало характерным качеством московской школы живописи и в 1860-1870-е годы, когда ее лицо во многом определяли учителя Левитана – Алексей Саврасов и Василий Перов.

"Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался - ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности" Юон К. Ф.

Фотография 1890 года

Исаак Левитан - выдающийся русский художник, его талант был признан современниками безоговорочно. Левитан создал пейзаж настроения, в котором образ природы одухотворен человеческими чувствами и размышлениями. Ученик и продолжатель традиций А. К. Саврасова и В. А. Поленова, Левитан обогатил пейзажную живопись многообразием тем, эмоциональной глубиной и поэтическим восприятием. Родился в Литве в местечке Кибарты Ковенской губернии в семье служащего, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже заявил о себе как талантливый художник-лирик («Осенний день. Сокольники», 1879). После окончания училища Левитан участвовал в передвижных выставках, расписывал декорации для Частной оперы С. И. Мамонтова, преподавал. В цикле работ начала 80-х гг., выполненных в Звенигороде, Левитан выступает мастером камерного этюда. Пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной, предельным лаконизмом изображения. Художник стремился передать все красочное богатство русской природы: она молода и радостна («Весна. Большая вода», 1897), печальна и полна таинственности («У омута», 1892), сверкает золотом опадающих листьев («Золотая осень», 1895) и блеском тающего снега («Март», 1895). Пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения». Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека, целиком поглощенного каким-либо душевным состоянием и замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все видимое превращается в эхо настроений — тревоги, умиротворенности, меланхолии, скорби. Настроения же — явления подвижные, склонные к изменчивости, и потому в пейзажах Левитана мы не найдем тщательной отделки объемной формы предметов. Передача формы предметов, их цветового «тембра» дается обобщенно — живописными цветовыми пятнами. Так написаны картины «Март» и «Золотая осень» (обе — 1895), знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа. Эта картина - один из тонких и проникновенных пейзажей Левитана, с творчеством которого вошло в русскую живопись понятие «пейзаж настроения». «Золотая осень» - своеобразный гимн прощания с цветущей природой, наполненной ярким горением красок и живописным многоцветием. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж, отличающийся сложным цветовым решением, передает красоту природы во всем ее осеннем великолепии.

В пейзажах Левитана природа одухотворена незримым присутствием человека, его настроениями и мыслями, о существовании которого напоминают церкви, мостики, избы, могилы. Среди пейзажей Левитана выделяется группа произведений, где настроение переводится в план раздумий о судьбе человека, судьбе России. Такова знаменитая «Владимирка» (1892) — картина, изображающая дорогу, по которой издавна гнали ссыльных в Сибирь. Грустная поэзия русских дорог, многократно воспетая в народных песнях и стихах, нашла у Левитана глубокое живописное претворение. К пейзажам с «философской программой» относится картина «Над вечным покоем» (1894). Это словно бы край земли, царство безмолвия, навевающее мысли о вечности и смерти. Многочисленные искания художника, размышления о жизни и смерти, о извечности мира и бренности человеческой жизни нашли отражение в этом масштабном полотне. Левитан писал картину в Тверской губернии, на озере Удомля под Вышним Волочком. Однако это не изображение конкретной местности, а скорее выражение монументального эпического образа природы, не подвластному времени. Решая картину в стилистике, близкой модерну, Левитан остался верен овальности. Островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, окруженный со всех сторон водой и небом, выражает не только настроение, но чувства и мысли художника, писавшего о картине «в ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием». Разительный контраст к ней — незавершенное полотно «Озеро. Русь» (1900) — собирательный образ русской природы, ликующий гимн красоте родной земли, поэма о России, ее красоте и величии. Он не успел завершить работу. 22 июля 1900 года Левитана не стало. А. П. Чехов, близкий друг художника, писал о нем: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдет ли кто и после». Творчество Левитана оказало огромное воздействие на следующее поколение пейзажистов.

После дождя. Плес, 1889

Березовая роща, 1885

Осенний пейзаж. 1898

Свежий ветер. Волга, 1895

Март, 1895

Вечерний звон, 1892

Осень. Туман, 1898

Тихая обитель, 1891

Над вечным покоем, 1897

Золотая осень, 1895

Осень. Река, 1897

У омута, 1892

Тишина, 1897

Озеро. Русь, 1900

Сумерки. Луна, 1898

Ненюфары, 1895

Вечер. Золотой Плес, 1889

Владимирка, 1892

На Волге, 1888

Весна. Большая вода, 1897

В. Скляренко о творчестве Исаака Левитана

Выдающийся русский живописец-пейзажист, создатель «пейзажа настроения», превосходный рисовальщик и колорист. Академик живописи (1897 г.), член Товарищества передвижных выставок (с 1887 г.), действительный член Мюнхенского художественного общества «Сецессион» (1897 г.). Участник международных выставок в Мюнхене (1896, 1898, 1899 гг.), Всемирной Парижской выставки (1900 г.). Руководитель пейзажного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1898 г.).

Понятия «левитановский пейзаж», «левитановская осень» давно вошли в нашу жизнь, став синонимами красоты русской природы. Не каждому живописцу удавалось так поэтично и возвышенно увековечить свое имя в памяти потомков, как Левитану. А между тем к сложному искусству постижения природы этот гений пейзажа шел путем трудным, а порой и мучительным. И даже будучи уже признанным мастером, он нередко чувствовал неудовлетворенность своим творчеством, страдал от невозможности передать на холсте всю божественную красоту мироздания. В письме к А. П. Чехову в 1887 г. художник писал: «Может ли быть что-то трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения...». Современники нередко называли Левитана «удачливым неудачником». В этом парадоксальном определении выразились и сладость творческих побед художника, и горечь его несчастливой человеческой судьбы. За свои неполные сорок лет он сполна испытал нужду и унижения, часто жил в разладе с самим собой и окружающими, переживал творческие кризисы и вновь возрождался к жизни через искусство. И потому, говоря о себе, Левитан утверждал: «...я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи».

Будущий художник родился в местечке Кибарты бывшей Ковенской губернии в бедной еврейской семье. Его отец окончил раввинское училище, но затем, пристрастившись к иностранным языкам, стал зарабатывать на жизнь уроками. Знание французского языка особенно пригодилось ему, когда началось строительство Ковенской железной дороги, в котором участвовали инженеры из Франции. Левитан-старший стал служить на железнодорожной станции сначала переводчиком, а затем кассиром. В 1869 г. семья переехала в Москву. В 1873 г. Исаак был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже учился его старший брат Адольф. Семья жила бедно, а после смерти родителей (матери - в 1875 г. и отца - в 1877 г.) четверо детей, оставшихся сиротами, впали в крайнюю нужду. Известный художник М. В. Нестеров, бывший товарищем Исаака по училищу, вспоминал: «Левитан сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов. Говорили о его большом даровании и о великой нужде. Сказывали, что он не имел иногда и ночлега. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого дома Юшкова... выждав последний обход опустелого училища солдатом Земляникиным, прозванным «Нечистая сила», оставался один коротать ночь в тепле, оставался долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе».

Но, несмотря на голод и бесприютность, талантливый юноша учился гораздо лучше многих состоятельных одногруппников. Уже в 1875 г. Левитана, как получившего «первые номера по художественным занятиям», награждают ящиком красок и дюжиной кистей (для нищего художника это было целое состояние), а в 1876-1879 гг. освобождают от платы за обучение «ввиду крайней бедности» и как «показавшего большие успехи в искусстве». И в это же время Исааку пришлось почувствовать на себе всю тяжесть унижения человеческого достоинства. В 1879 г., после покушения народовольцев на жизнь Александра II, он, так же как и другие евреи, вместе с братом и сестрой Анной был выслан из Москвы (второй раз Левитана, уже известного живописца, вышлют в 1892 г.). «Изгои» поселились на даче в подмосковной деревне Салтыковка. Жили впроголодь, и, чтобы добыть средства к существованию, начинающий художник создает свою первую картину «Вечер после дождя». Писать ее было трудно: Исааку, одетому в красную старую рубаху, дырявые брюки и опорки на босу ногу, приходилось прятаться за кустами, чтобы своим жалким видом не привлекать внимание нарядной гуляющей публики. Попросив одежду у шурина, он поехал в Москву, где на Покровке продал эту картину за 40 рублей и был несказанно счастлив.

В октябре 1879 г. Левитан был зачислен Советом преподавателей училища на получение стипендии им. В. А. Долгорукого. Тогда же им написана картина «Осенний день. Сокольники», сразу же приобретенная П. М. Третьяковым. Уже в ней проявилась основная черта левитановского творчества - неотделимость природы от мира человеческих чувств. Все в этой картине - и низкие серые облака, и стоящие вдоль пустынной аллеи деревья, горящие последней, увядающей красотой, и опавшая осенняя листва - созвучно печали одиноко бредущей женской фигурки (она была нарисована художником Николаем Чеховым). Такому восприятию природы научили молодого живописца его замечательные учителя - А. К. Саврасов и В. Д. Поленов, которые всячески развивали и поддерживали дарование Левитана. К примеру, Поленов привлекал его к работе над декорациями для Частной оперы С. И. Мамонтова, часто приглашал в свое имение «пожить и поработать». Но даже эти маститые мэтры не смогли изменить решение Совета училища о том, что дипломная работа их ученика не достойна большой серебряной медали. И, закончив в 1883 г. учебу, Левитан получил не звание художника, а диплом учителя чистописания. Уже первые его пейзажи, написанные в 1883-1884 гг., очаровывали необычайной свежестью живописи. Картины «Мостик. Саввинская слобода», «Саввинская слобода под Звенигородом» и этюд «Первая зелень. Май» (одноименное полотно было написано в 1888 г.) наполнены ослепительным солнцем, сочной и ажурной зеленью трав и деревьев, ощущением радости от буйства красок и жизненных сил пробуждающейся природы. Между тем творческое настроение самого художника в это время было отнюдь не радостным. Крушение надежд, неотступная нужда, ощущение себя изгоем общества часто повергали его в состояние депрессии. В такие периоды он уходил от людей, из мягкого и деликатного человека превращался в молчаливого или грубого и непредсказуемого. Весной 1885 г. он даже предпринял попытку самоубийства, первую и не последнюю.

Но лето, проведенное Левитаном с семейством Чеховых на даче в Бабкино, вернуло ему жизнерадостность и силы для работы. Это был редкий для художника период беззаботной жизни, полной молодого веселья, дурачеств и розыгрышей. Здесь Левитан особенно близко сошелся с А. П. Чеховым, и эта дружба, омраченная впоследствии единственным трехлетним перерывом, продлилась до конца жизни художника. Несмотря на прелести летней дачной жизни, он успевал много и плодотворно работать. Флигель, в котором жил Левитан, был сверху донизу завешан этюдами, которые потом стали основой многих его знаменитых картин.

Большую роль в творчестве художника сыграли его поездки на Волгу в 1887-1890 гг. Благодаря им он создал необычные пейзажные полотна, в которых органично соединились эпический размах и тонкая лиричность, задушевность и созерцательность, глубокие размышления о непреходящей красоте мира и светлая грусть («Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «После дождя. Плёс», «Березовая роща», «Золотая осень. Слободка», «Тихая обитель»). Поездки на Волгу взбудоражили Левитана. Он перестал хандрить, повеселел, и это радостное настроение отразилось в его полотнах. А. П. Чехов очень их расхваливал: «Знаешь, - заметил он другу, - на твоих полотнах даже появилась улыбка». В волжских работах Левитана особенно сильно проявился национальный характер русского пейзажа. Они принесли художнику известность и признание. Одна из них - картина «На Волге», представленная на конкурсе Московского общества любителей художеств, была удостоена первой премии. С этого времени Левитан становится желанным гостем в домах московской художественной интеллигенции. Особенно часто он посещает вечера, устраиваемые художницей С. П. Кувшинниковой, которая сопровождала его во всех поездках по Волге. По словам М. П. Чеховой, сестры писателя, «Софья Петровна была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина». Она хорошо рисовала, и некоторые ее работы даже были представлены в Третьяковской галерее. Неудивительно, что пылкий и темпераментный Левитан не на шутку увлекся ею. Их отношения легли в основу чеховского рассказа «Попрыгунья», что надолго рассорило художника с Антоном Павловичем.

Это увлечение было не единственным в жизни Левитана. Долгое время он был влюблен в Лику Мизинову, делал предложение Марии Павловне Чеховой. Впоследствии она вспоминала: «У Левитана было восхитительное благородное лицо и очень выразительные глаза. Женщины находили его прекрасным, он знал это и сильно перед ними кокетничал... Левитан был неотразим для женщин, и сам он был влюбчив необыкновенно. Его увлечения протекали бурно, у всех на виду, с разными глупостями, до выстрелов включительно». История с выстрелом, о которой вспоминает Мария Павловна, была описана Чеховым в пьесе «Чайка». Она произошла в июле 1895 г. в имении Турчаниновых, куда художник приехал писать этюды. Причиной, по которой Левитан хотел застрелиться, стало соперничество увлеченных им Анны Николаевны Турчаниновой и ее дочери Вари. К счастью, и на этот раз смерть миновала его. Но пережитое потрясение еще долго мучило душу художника. В письме В. Д. Поленову он писал: «...жить нет сил, умереть также; куда деть себя?!!». Целительную силу Левитан, как всегда, нашел в искусстве.

С 1891 г. художник работает в мастерской, любезно предоставленной ему С. Т. Морозовым. Здесь он создает лучшие свои произведения: «У омута», «Владимирка» (обе в 1892 г.), «Над вечным покоем» (1893-1894 гг.), «Золотая осень», «Март», «Свежий ветер. Волга» (все в 1895 г.), «Весна - большая вода» (1897 г.) и др. Эти полотна поражают своим колоритом, продуманностью композиции, новыми, небывалыми для русской пейзажной живописи сюжетными мотивами, а главное - философским звучанием. Раздумья художника о мире и человеке в нем особенно сильно выражены в картине «Над вечным покоем». В ней отчетливо звучит тема бренности человеческого существования и безграничной власти природы. Сам Левитан писал об этой картине: «...В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием...». Не менее монументальный пейзажный образ создан художником и во «Владимирке», которая, по словам М. В. Нестерова, «может быть смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного».

В последнее десятилетие своей жизни Исаак Ильич часто бывает за границей: во Франции, Италии, Швейцарии, Финляндии. Там он знакомится с искусством старых и современных европейских мастеров, ищет новые живописные формы, пишет пейзажи («Близ Борди-геры. На севере Италии», «Берег Средиземного моря», 1890 г.; «Озеро Комо», 1894 г.). Но заграничные картины художника в России успеха не имели. Критика ядовито писала о том, что Левитан «уже спел свою песенку и умер для русского пейзажа». Знакомясь с подобными высказываниями, очень ранимый и чувствительный художник не мог найти себе места. К тому же все больше давали знать о себе признаки тяжелой сердечной болезни. В 1897 г. врачи сказали Исааку Ильичу, что у него порок сердца и расширение аорты. Он был очень опечален тем, что болезнь не дает ему возможности работать, и говорил: «Так рано складывать оружие больно». Но, несмотря на запреты врачей, Левитан продолжает много писать. Он создает тончайшие лирические поэмы в красках - «Сумерки», «Стога. Сумерки», «Летний вечер», «Поздняя осень» и большое, давно задуманное полотно «Озеро. Русь», которое современники назвали «песней без слов». Именно об этих работах художника А. П. Чехов писал: «...До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да и не знаю, дойдет ли кто после».

Гениальный пейзажист скончался 22 июля 1900 г., в пору цветения любимых им флоксов. Они были положены на его могилу молодыми художниками - теми, кого он учил постигать природу глубоко и проникновенно, так, чтобы слышать «трав прозябанье».

«Великий русский художник Левитан родился
в бедной еврейской семье.»

Из школьного сочинения

Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай, в еврейской семье. Отец был мелким служащим, но, желая дать своим двум сыновьям (у Исаака Ильича был еще старший брат) достойное образование, они переехали в Москву. В Москве они не имели полноценного права на жительство, будучи евреями, но решили пойти на риск. Позже, когда талант Левитана проявил себя, вопрос о правах уже не стоял остро.

К сожалению, о детстве художника почти нет сведений, потому что он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты биографии художника.

Вероятнее всего, на выбор жизненного пути Исаака Левитана повлиял его старший брат - художник, часто бравший мальчика с собой на этюды и на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Учителями Левитана были такие знаменитые и талантливые художники, как Алексей Саврасов и Василий Поленов.
Одна из самых значительных страниц биографии Левитана - его дружба с А. П. Чеховым. Помимо того, что они ровесники, можно сказать, что судьбы их во многом похожи. Оба гения приехали в Москву из провинции.

Исаак Ильич Левитан и Антон Павлович Чехов дружили своеобразно: они могли бесконечно шутить друг над другом, но дошедшие до нашего времени письма говорят о том, что лишь Чехов был в курсе всех переживаний художника, а значит - самым близким и дорогим другом. Кому еще, как не Чехову, Левитан мог написать следующие строки: "Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи..." В то же время, Чехов пишет одному из своих друзей: "Талант его (Левитана) растет не по дням, а по часам..."
Паустовский писал: "Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков".

Одной из первых работ Левитана была картина "Осенний день. Сокольники", написанная в 1879 году. Картина экспонировалась на московской выставке и была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет. "...По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном... Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости... Жизнь самого Левитана дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце...", - писал Константин Паустовский.

Произведения Левитана всегда теснейшим образом связаны с переживаниями, чувствами человека, поэтому неудивительно, что его работы не оставляют людей равнодушными. Для него понять природу - означало передать самые сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с окружающим миром. Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть и оттого, что величественная природа находится в такой дисгармонии с жизнью человека.

М. Гробман пишет в статье “Загадка Левитана”: “Левитан смотрит на природу, но видит не ее, вернее - видит через нее... Левитан стремился к "скрытому свету" (Ha"or ha"ganuz) - то есть вступил на дорогу, которая ведет в бесконечность... Какой невероятный расклад судьбы - еврейская Волга Левитана и русский Кинерет Поленова... Если Левитан еврейский художник, то он ведет за собой в Святую Землю и Саврасова с Поленовым.”

Замысел пейзажа картины "Владимирка", написанной в 1894 году, родился следующим образом. Один из знакомых художника вспоминает: "Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелестью... и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога: "Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда...". И в тишине поэтической картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть".

Последнее десятилетие в жизни Левитана было особенно плодотворным. В пейзажах "У омута", "Вечерний звон", "Над вечным покоем", "Март", "Золотая осень", "Большая дорога", "Сумерки. Стога", "Летний вечер", "Озеро, Русь" нашли отражение размышления художника о смысле жизни.

В последние годы жизни солнечные полотна у художника уступают место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества, тоски. Левитан был тяжело болен, и его не покидала мысль о близкой смерти. Врачи советовали пожить в Италии. "Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. В Италию не еду, а через неделю-две еду в Париж посмотреть выставки, - пишет он художнику А. М. Васнецову, - воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист". Вернувшись на Родину, Левитан едет на Удомельское озеро. Заброшенный уголок Русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины "Над вечным покоем".

Левитан писал в одном из писем: "Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще... Какой ужас, какой страх!". Картина "Над вечным покоем" заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. "В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием", - говорил об этой картине художник.
Часто бывал Левитан у Чеховых. Дружная и сердечная атмосфера Чеховской семьи успокаивала его. Личная жизнь художника не сложилась. У него не было семьи, детей. Может быть, единственное сильное чувство он испытал к Марии Павловне Чеховой.

У Чехова в Крыму Левитан встретил новый 1900 год, последний год своей жизни. Две недели провел Левитан с Чеховым, рассказывал писателю о новых замыслах, о еще не написанных картинах, о своих учениках... Летом он покинул его, желая сопровождать своих учеников, и Чехов, тонко чувствовавший состояние друга, забеспокоился о его здоровье. Тревога Чехова была не напрасной. 22 июля (4 августа) 1900 года Левитан умер.