Гигантские рисунки на земле. Линии и геоглифы наска и пальпа. Зигфрид Ваксман – Культурный атлас

Наска – небольшой древний городок на юге Перу – привлекает многочисленных туристов со всего мира. Здесь нет каких либо выдающихся архитектурных достопримечательностей, но есть кое-что, что не оставляет равнодушным даже самых больших скептиков: гигантские изображения на земной поверхности, которым больше двух тысяч лет. Каким образом эти рисунки появились здесь, для чего их использовали – до сих пор загадка, несмотря на большое количество гипотез. Но благодаря таким объектам, как линии Наска, Перу стало «магнитом» исследователей, мистиков и всех, кто интересуется неразгаданными до сих пор загадками.

История

«Первооткрывателями» удивительных рисунков стали в далеком 1927 году летчики, заметившие на плато вблизи Тихого океана многочисленные линии и изображения. Но ученые заинтересовались этим открытием только спустя десятилетие, когда Поль Косок, американский историк, опубликовал серию фото, сделанных с воздуха.

Впрочем, о странных изображениях было известно намного раньше. Еще в 1553 году испанский священник и ученый Пéдро Сьéса де Леóн, писавший о завоевании Южной Америки, упоминал о «знаках среди песков для угадывания проложенного пути». Самое примечательное, что он не расценивал эти рисунки как что-то странное или необъяснимое. Возможно, в те времена было известно больше о предназначении геоглифов? Этот вопрос также остается открытым.

Среди ученых, которые занимались изучением линий в пустыне Наска, наибольший вклад в разработку и популяризацию темы принадлежит немецкому археологу Марии Райхе. Она работала помощником Пола Кокоса, а когда в 1948 году он прекратил исследования, Райхе продолжила работу. Но ее вклад важен не только с научной точки зрения. Благодаря усилиям исследовательницы, часть линий Наска удалось сберечь от уничтожения.

Исследования удивительного памятника древней цивилизации Райхе описала в книге «Тайна пустыни», а гонорар был потрачен на сохранение первозданного вида местности и строительство смотровой вышки.

Впоследствии неоднократно проводилась аэрофотосъемка заповедника, но подробной карты, включающей все рисунки. Не существует до сих пор.

Описание рисунков

На фото линий Наска в Перу можно увидеть четкие изображения огромного размера. Среди них около 700 правильных геометрических фигур (трапеции, четырехугольники, треугольники и др.) Все эти линии сохраняют геометрию даже на сложном рельефе, а контуры остается четкими в местах наложения друг на друга. Некоторые из фигур четко ориентированы на стороны света. Не меньшее удивление вызывают четкие края у фигур, размер которых превышает несколько километров.

Но еще более удивительными являются смысловые изображения. На плато расположено около трех десятков рисунков животных, птиц, рыб, растений и даже человека. Все они имеют внушительные размеры. Здесь вы сможете увидеть:

  • птицу почти трехсотметровой длины;
  • двухсотметровую ящерицу;
  • стометрового кондора;
  • восьмидесятиметрового паука.

Всего на плато насчитывается приблизительно полторы тысячи изображений и фигур. Самые крупные из них имеют размеры около 270 м. Но, несмотря на тщательное изучение на протяжении многих лет, Наска продолжает радовать открытиями. Так в 2017 году после реставрационных работ ученые обнаружили еще один рисунок – изображение касатки. Они высказали предположение, что это изображение, возможно, одно из самых древних. Большинство геоглифов датируют примерно 200 г. до н.э.

Из-за больших размеров изображений, находясь на земле, их увидеть невозможно – полностью картина открывается только с высоты. Со смотровой башни, куда могут подняться туристы, вид также крайне ограничен – удастся увидеть только два рисунка. Чтобы полюбоваться древними художествами, необходимо

Теории происхождения

С момента обнаружения линий Наска гипотезы выдвигались одна за другой. Существует несколько наиболее популярных теорий.

Религиозная

Согласно этой гипотезе, изображения такого большого размера древнее население Перу строило для того, чтобы боги могли их заметит с космоса. К этой точке зрения склонялся, к примеру, археолог Джохан Райнхакд. В 1985 году он опубликовал данные исследований, указывающие на поклонение древних перуанцев стихиям. В частности, на этих территориях был распространен культ гор и культ воды. Таким образом, было выдвинуто предположение, что рисунки на земле – не что другое, как часть религиозных обрядов.

Астрономическая

Эту теорию выдвинули первые исследователи – Кокос и Рейхе. Они считали, что многие из линий являются указателями мест восхода и захода Солнца и других небесных светил. Но версия была опровергнута британским археоастрономом Джеральдом Хокинсом, который еще в 70-е годы прошлого столетия доказал, что не больше 20% линий Наска могут быть связаны с небесными ориентирами. А с учетом разной направленности линий астрономическая гипотеза выглядит малоубедительно.

Демонстративная

Астроном Робин Эдгар не заметил в рисунках на перуанском плато каких-то научных подоплек. Он также склонялся к причинам метафизическим. Правда считал, что многочисленные борозды были вырыты не с целью поклонения, а в качестве ответа на постоянные солнечные затмения, которые случались в этот период в Перу.

Техническая

Некоторые исследователи считают, что линии связаны с возможностью строительства летательных аппаратов. Как доказательство этой версии были даже попытки соорудить аэроплан из доступных в те времена материалов. Аналогичную версию выдвигает российский исследователь А. Скляров в книге «Наска. Гигантские рисунки на полях». Он считает, что древняя цивилизация на территории Перу была высокоразвитой и обладала не только летательными аппаратами, но даже использовала лазерные технологииJ

Инопланетная

И наконец, есть те, кто верит, что рисунки использовались для инопланетян – как способ коммуникации, как место для посадки летательных объектов и т.д. Как доказательство приводятся даже обнаруженные в этих краях странные останки неизвестных существ. Другие, наоборот уверены, что перуанские мумии, как и линии Наска – подделкаи мошенничество.

Тайна Наска раскрыта?

Археологи уже не одно десятилетие пытаются найти объяснение загадочным Naska lines. В 2009 году был снят документальный фильм «Расшифрованные линии Наска». Всем, кто интересуется темой, безусловно, будет интересно посмотреть. Но ответ на вопрос так и остался открытым, а попытки разгадать тайну продолжаются. К примеру, недавно была выдвинута версия, что линии Наски образуют единое целое с системой акведуков. Пукиос – сложная гидравлическая система – была сооружена с целью добычи подземных вод. Часть ее сохранилась до сих пор. На основе снимков, сделанных из космоса, выдвинуто предположение, что линии – часть этого «водогона». Именно предположение, потому что исследователи так и не смогли объяснить, какую функциональную роль в водопроводной системы выполняли рисунки. Но, возможно, водин прекрасный день, разгадка перуанского чуда все же будет найдена.

Много веков назад на территории экзотической страны, в которой отлично сохранились загадочные пирамиды и культовые сооружения, существовала высокоразвитая...

От Masterweb

15.04.2018 02:00

Много веков назад на территории экзотической страны, в которой отлично сохранились главные достопримечательности Перу, – загадочные пирамиды и культовые сооружения – существовала высокоразвитая цивилизация инков. Однако еще до ее появления была основана великая империя наска, появившаяся в одноименной пустыне и просуществовавшая до II века нашей эры на юге страны. Древние индейцы имели глубокие знания об ирригации и мелиорации.

Гигантские рисунки

Исчезнувший с лица земли народ получил известность благодаря таинственным иероглифам, вызвавшим интерес ученых. Высказывались даже мнения относительно инопланетного происхождения фигур и линий, совершенно случайно обнаруженных в XX веке. Геоглифы Наска – огромные рисунки, нанесенные на поверхность земли и не предназначенные для всеобщего обозрения. Благодаря засушливому климату они превосходно сохранились.

Причудливые и невидимые с земли знаки выполнены в единой манере в огромном масштабе. На первый взгляд эти узоры мало различимы и представляют собой непонятное сплетение всех линий, выцарапанных в земле. Настоящую форму изображений можно наблюдать только с высоты, когда хаотичность обретает смысл.

Тяга к самовыражению

Люди всегда любили рисовать и делали это на камнях, стенах пещер, а затем и на бумаге. С самого раннего периода существования человечества у них наблюдалась тяга к самовыражению. Древнейшими изображениями считаются петроглифы (символы на скалах) и геоглифы (знаки на земле). Обнаруженные в пустыне необычные узоры – это, по мнению ученых, не имеющий себе равных исторический памятник, надписи которого выведены гигантскими руками. На концах, образующих рисунки, нашли вбитые в почву деревянные сваи, игравшие роль координатных точек при начале работы.

Безжизненная пустыня Наска, хранящая тайны

Окруженная Андами и песочными холмами пустыня располагается почти в 500 км от небольшого города Лимы. Координаты геоглифов Наска и загадочного плато, на котором их обнаружили, – 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W. Необитаемое пространство земли, окутанное покровом тайны, занимает площадь 500 квадратных километров. Редкие капли дождя, падавшие на раскаленную поверхность, тут же испарялись.

Древние индейцы поняли, что безжизненная пустыня является идеальным местом для захоронений, и устраивали в сухих пластах, обеспечивающих нетленность, усыпальницы. Археологи обнаружили более 200 тысяч полых керамических сосудов, украшенных узорами и стилизованными рисунками. Считается, что находки являются двойниками небольших чаш, служивших так называемым вместилищем души в могиле покойного.

Плато, покрытое причудливыми узорами

Удивление вызывает поверхность природной зоны, покрытая необычной "гравировкой", слегка напоминающей татуировку. Геоглифы пустыни Наска представляют собой не очень глубокие, но гигантские по размерам рисунки, достигающие десятков и сотен метров. Загадочные линии пересекаются и накладываются друг на друга, объединяясь в запутанные схемы. Одно из самых загадочных мест на нашей планете выглядит как исполинская чертежная доска.


С ближайших предгорий рассмотреть гигантские изображения, вырытые в земной тверди, не представляется возможным: они выглядят как отдельные полосы или бесформенные штрихи. А разглядеть их получается только с высоты. Так, птица, напоминающая колибри, имеет длину около 50 метров, а летящий кондор – более 120 метров.

Загадочные символы

Всего на плато найдены около 13 тысяч линий и геоглифов Наска, выполненных в грунте земли. Они представляют собой прорытые в поверхности пустыни канавки различной ширины. Удивительно, но линии не меняются из-за неровностей рельефа, оставаясь идеально ровными и непрерывными. Среди изображений наблюдаются загадочные, но очень достоверно нарисованные птицы и животные. Также встречаются фигуры людей, однако они менее выразительны.

Таинственные символы, которые при ближайшем рассмотрении оказываются огромными царапинами на поверхности пустыни, открыты благодаря фотографиям, сделанным с самолета в 1930 году. С высоты птичьего полета видно, что загадочные рисунки созданы путем удаления верхнего потемневшего от времени щебня со светлого нижнего слоя. Черный налет называется "пустынным загаром", состоящим из соединения железа и марганца. Обнажившийся светлый грунт имеет такой оттенок благодаря большому количеству извести, которая на свежем воздухе быстро затвердевает. Кроме того, сохранению геоглифов плато Наска способствовала высокая температура и отсутствие ветров с осадками.

Техника выполнения гигантских рисунков

Это довольно интересная техника: сначала индейцы делали эскиз на земле будущего произведения, а каждая прямая изображения разбивалась на отрезки. Затем их переносили на поверхность пустыни при помощи кольев в виде борозд до 50 сантиметров глубиной. А если надо было нарисовать кривую, то ее разбивали на множество коротких дуг. Каждый получившийся рисунок очерчивался непрерывной линией, а создатели уникальных творений, занесенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, никогда не видели их целиком. С 1946 года ученые вплотную начали заниматься необычными шедеврами.

Еще одна тайна

Любопытно, что геоглифы Наска в Перу наносились вручную в два приема: изображения животных и птиц появились гораздо раньше, чем линии и полосы, накладывающиеся на сложные фигуры. И надо признать, что ранняя фаза являлась более совершенной, ведь создание зооморфных образов требовало очень высокого мастерства, нежели простое прорезание прямых линий в земле.


Разница между весьма качественно и не очень умело выполненными изображениями довольно велика, что и породило слухи о создании символов в разное время (возможно, и другими культурами). Кроме того, ученые даже вспомнили тех, кого наши предки называли своими богами, хотя официальная наука считает их выдумкой, отрицая существование древней развитой цивилизации. Многочисленные артефакты говорят об обратном, и те, кто жил несколько тысячелетий до нас, обладали высочайшими технологиями, превосходящими современные возможности.

Такое несоответствие указывает на различие как в возможностях "художников", так и в технике исполнения. Если учесть, что любое общество развивается от простого к сложному, испытывая взлеты и падения, то и уровень цивилизации всегда идет по возрастающей. Однако в этом случае схема нарушается, и на смену развитым технологиям приходят примитивные.

Индейцы, подражавшие рисункам

Считается, что ранним автором всех геоглифов Наска (фото представлены в статье) являлась высокоразвитая цивилизация. Точно выверенные рисунки, пересекающие сложный рельеф, требовали огромных трудозатрат и особого умения. Именно эти знаки поражают ученых и туристов тщательностью исполнения и своим размахом. А индейские племена, жившие на плато, просто пытались подражать оставшимся образцам. Но возможностей у них было не так много, поэтому и появились халтурные копии. Факты говорят об одном: самые старые рисунки выполнены или представителями другой цивилизации, или при их непосредственном участии.

Однако не все исследователи согласны с этой теорией. Они объединяют два этапа, высказывая осторожное предположение относительно того, что цивилизация наска владела особой техникой художественного самовыражения.

Разгадана ли тайна геоглифов Наска?

Изображения, истинное предназначение которых пока ученые понять не могут, поражают своими размерами. Но зачем же индейцы проделывали столь титаническую работу? Одни исследователи считают, что это гигантский календарь, точно показывающий смену времен года, а все рисунки так или иначе связаны с зимним и летним солнцестоянием. Возможно, представители культуры наска являлись астрономами, наблюдавшими за небесными телами. Так, например, огромное изображение паука, по мнению ученого чикагского планетария, представляет собой диаграмму звездного скопления созвездия Орион.

Другие уверены, что геоглифы Наска, разглядеть которые с земли невозможно, имеют культовое значение: так индейцы общались со своими богами. Известный археолог Й. Рейнхард входит в их число. Он видит в километровых линиях дороги, которые вели к месту поклонения божеств. А все фигуры животных, насекомых или птиц – олицетворение живых существ, погибающих без воды. И делает свой вывод: индейцы просили живительную влагу – основу жизни. Однако большинство ученых не поддерживают версию, считая ее сомнительной.

Третьи полагают, что это своеобразная карта района озера Титикака, только масштаб ее 1:16. Однако никто не может ответить, кому она предназначалась. А кто-то усматривает в причудливых узорах перенесенную на поверхность пустыни карту звездного неба.

Четвертые, увидевшие пересеченные линии, предположили, что так обозначалась взлетная полоса древних космических кораблей. Ученые рассмотрели в образованном селевыми отложениями плато древний космодром. Но зачем инопланетянам, бороздящим межзвездные пространства, нужны такие примитивные визуальные ориентиры? Кроме того, нет ни одного свидетельства использования пустыни для взлета или посадки летательных аппаратов. Но сторонников инопланетной версии не убавляется.

Пятые заявляют, что все изображения людей, животных и птиц выполнены в память о Всемирном потопе.


Шестые выдвигают гипотезу, согласно которой древние индейцы наска осваивали воздухоплавание, что подтверждают найденные керамические изделия. На них отчетливо видны символы, напоминающие воздушные шары. Именно поэтому все геоглифы Наска видны только с огромной высоты.

Трезубец на полуострове Паракас (Перу)

На сегодняшний день существует примерно 30 гипотез, каждая из которых пытается объяснить странные шедевры индейцев. Нельзя не упомянуть еще одну любопытную гипотезу. Некоторые археологи, увидевшие изображение трезубца-великана Эль-Канделябро длиной более 128 метров на склоне скалы Писко на полуострове Паракас, посчитали, что именно в нем таится ключ к разгадке. Исполинская фигура видна исключительно с моря или воздуха. Если мысленно провести прямую линию от среднего зубца, то окажется, что он направлен в сторону покрытой вязью странных линий пустыни Наска (Перу). Геоглиф выполнен за несколько сотен лет до рождества Христова.


Никто не знает, кто его создал и зачем. Исследователи полагают, что он является символом мифической Атлантиды, в котором заключается важная информация о нашей планете.

Древняя система ирригации?

Несколько лет назад археологи, изучавшие геоглифы пустыни Наска, видные даже из космоса, заявили о том, что спиралевидные линии, которые оканчивались воронками, – это древнейшие акведуки. Благодаря необычной гидросистеме на плато, где всегда царила засуха, появлялась вода.

Разветвленная система каналов распределяла живительную влагу по тем территориям, где она была необходима. Через отверстия в земле внутрь поступал ветер, который помогал прогонять оставшуюся воду.

Мастерство древних индейцев

Возникают и другие вопросы, касающиеся мистических узоров. Наши современники удивляются, как на пересеченной местности древние индейцы создавали траншеи длиной более километра. Даже используя современные методы геодезических измерений, провести идеально ровную линию на земле довольно сложно. А вот индейцы наска (или представители другой цивилизации) делали это очень легко, прорывая канавы через овраги или возвышенности. Причем края всех линий представляют собой идеальные параллельные.

Необычная находка

Недавно недалеко от пустыни, в которой нашли уникальные рисунки, являющиеся следами древней цивилизации, международная экспедиция обнаружила необычную мумию с тремя пальцами на руках и ногах. Именно конечности выглядят очень странно. Сенсационная находка, усыпанная белым порошком, немного напоминает гипсовую скульптуру, внутри которой скелет с останками органов. Проведенные исследования показали, что возраст мумии составляет более 6 тысяч лет, а присыпка обладает бальзамирующими свойствами.


Геном особи был разгадан российскими учеными, заявившими, что это не человеческий мутант, а представитель внеземной расы. Как сообщают специалисты, рядом с мумифицированным телом находились рисунки, на которых изображено трехпалое существо. Его лик можно найти и на поверхности пустыни.

Однако не все ученые поверили выводам россиян. Многие до сих пор уверены, что это искусно выполненная подделка, а находка имеет все признаки мистификации.

Новые рисунки и загадки без ответов

В апреле этого года ученый мир всколыхнула информация о том, что при помощи беспилотников обнаружены новые геоглифы Наска. 50 неизвестных изображений, пострадавших от времени, нельзя увидеть невооруженным глазом. Обнаружить их позволили не только снимки с воздуха, но и последующий анализ с использованием новейших технологий. Любопытно, что большинство полустертых рисунков различных размеров – это абстрактные узоры и воины цивилизации Паракас.

Ученые заявили, что некоторые обнаруженные символы выполнены предками индейцев наска. Совершить открытие раньше мешала эрозия почвы: разрушающийся грунт плато сделал причудливые узоры размытыми. Поэтому рассмотреть геоглифы Наска со спутника или с самолета не представлялось возможным. И только благодаря камерам высокого разрешения, установленным на дронах (беспилотных летательных аппаратах), получились четкие снимки.

Экологические проблемы

Пока тайна геоглифов Наска остается неразгаданной. Дело осложняется еще и тем фактом, что сейчас плато имеет статус сакральной зоны, где запрещены археологические раскопки. Доступ к аномальной территории, напоминающей гигантский мольберт, на котором оставили свои послания древние "художники", закрыт.

Кроме того, над пустыней нависла экологическая угроза: вырубка лесов и загрязнение окружающей среды изменяют ее климат. Из-за часто идущих дождей уникальные творения на земле могут кануть в небытие. И потомки так и не узнают всей правды. К сожалению, для их спасения пока ничего не делается.

Каждый может полюбоваться загадочными узорами пустыни

Путешественникам, собирающимся в Перу, стоит помнить, что плато принадлежит к мировому культурному наследию ЮНЕСКО, и самовольно его посещать запрещено. Но туристов в Наска обожают, поскольку они позволяют неплохо существовать местным жителям в очень неприветливом районе. Благодаря непрекращающемуся иностранному потоку люди и выживают.


Однако каждый желающий, который захочет полюбоваться таинственными знаками, может это сделать, даже не выходя из дома. Необходимо запустить специальную программу, демонстрирующую спутниковые снимки планеты. Напомним еще раз координаты геоглифов в пустыне Наска – 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

В южной части Перу расположено плато Наска, известное своей системой рисунков.

На плато нанесено большое количество изображений, самые известные из них – это ящерица, обезьяна, цветы, паук и различные геометрические линии.

Уникальность этих изображений в том, что они имеют колоссальные размеры.

Средний размер одной фигуры составляет около 50 метров.

Один из самых крупных объектов – ящерица – в длину достигает 188 метров.

С полной уверенностью их можно назвать одним из чудес света.

Рисунки, нанесенные на землю и достигающие размера больше четырех метров, имеют название геоглифы.

Мачу-Пикчу, затерянный город инков, и геоглифы ежегодно привлекают в Перу сотни туристов.

В общей сложности на плато Наска было обнаружено почти 800 геометрических фигур и около 30 полноценных рисунков.

История

Предположительно время возникновения рисунков связано с появлением в данной местности инков.

Из-за больших размеров рисунки недоступны обзору непосредственно с земли.

Первым их увидел американский археолог Пол Косок, когда кружил над плато на самолете.

Он обнаружил, что некоторые линии указывают на определенные фазы луни или созвездия.

Происхождение

До сих пор нет единого мнению по поводу предназначения этих рисунков.

Некоторые ученые утверждают, что рисунки представляют собой крупнейший звездный атлас, расположенный под открытым небом.

Выглядят рисунки как более светлые линии на фоне темного гравия. Для их создания потребовалось удалить верхние слои каменистой почвы.

Практически все рисунки символизируют каких-либо животных, значение же геометрических фигур до сих пор не разгадано.

Нет аргументированного ответа на вопрос, кем же были созданы эти гигантские изображения и с какой целью.

В 70-е годы ХХ века в пустыне Наска были обнаружены древние глиняные изделия, орнаментированные узорами с самого плато.

Кроме этого, ученые открыли деревянные сваи, вбитые в тех местах, где линии заканчиваются. Датируется посуда и сваи VI столетием нашей эры.

Историк Алан Сауэр обнаружил, что большая часть рисунков создана при помощи неразрывной не пересекающейся линии.

Еще одно предположение связано с тем, что некоторые из линий повторяют траекторию, по которым текут подземные реки с Анд к побережью Тихого океана.

Гипотез по поводу природы этих рисунков несколько. Так, самое смелое предположение присваивает авторство геоглифов внеземным цивилизациям.

Подтверждением является тот факт, что для создания настолько точных и масштабных фигур необходимы технологии, абсолютно недоступные американским индейцам.

Еще один факт, который наводит на внеземное происхождение изображений, – наличие рисунка, похожего на современного астронавта.

Так что одна из теорий утверждает, что плато Наска является древним космодромом для гостей из других галактик.

Также существует предположение, что рисунки и линии имели культовое значение. Это сомнительно, так как для минимального воздействия на чувства верующих эти рисунки должны быть видны.

В подтверждение культового предназначении геоглифов американец Джим Вудман предположил, что индейцы активно пользовались воздушными шарами и с их помощью регулировали создание изображений.

Как доехать

Если смотреть на карте мира, то Плато Наска расположено в 380 километрах на юго-восток от столицы Перу, города Лимы.
Координаты где находятся рисунки на Плато Наска:
14° 45′ южной широты и 75° 05′ западной долготы.
По дороге в загадочную пустыню можно будет насладиться видами живописного берега Тихого океана.


Проще всего в Наска добраться с пересадкой в городке Ика. Обычно дорога занимает чуть больше семи часов.

Из-за большого наплыва туристов лучше заранее обзавестись билетами – как минимум за двадцать четыре часа.

Очень часто терминалы, с которых можно отправиться в Наска, находятся на большом расстоянии от центра города.

В зависимости от транспортной компании стоимость одного билета варьируется от 24 до 51 доллара.

Удобнее всего отправляться в путешествие ночью либо поздним вечером, когда немного спадает жара.

Туристам, планирующим посетить загадочную пустыню, необходимо надеть удобную закрытую обувь и легкую одежду.

Лучше всего рисунки просматриваются в солнечные дни. Так, наиболее оптимальный сезон для экскурсий в Перу начинается в декабре и заканчивается в марте.

Температура воздуха в это время года редко опускается ниже +27°С. Незаменимой вещью на экскурсии является солнцезащитный крем и плотный головной убор.

Местные агентства предлагают экскурсионные туры на пассажирских самолетах. Это наилучшая возможность подробно рассмотреть все плато.

В солнечные дни видна большая часть рисунков, тем более что экскурсоводы выбирают маршруты, связанные с самыми популярными участками плато.

Такие экскурсии тоже лучше бронировать заранее из-за большого количества желающих.

Стоимость

Получасовая экскурсия с вылетом из города Наска обойдется путешественникам примерно в 150 долларов.

Если в распоряжении есть 350 долларов, можно заказать тур непосредственно из Лимы.

В эту сумму входит проезд до аэродрома Наска, просмотр документального фильма, непосредственно сам полет и обед в местном ресторанчике.

Этот вариант является наиболее выгодным, так как позволяет сэкономить драгоценное для путешественника время.

Самым бюджетным вариантом является посещение смотровой площадки, расположенной на шоссе Эль Мирадор. Стоимость билета составляет немногим меньше доллара.


Но из-за большого размера и расстояния между рисунками обозрению путешественника открываются только два из них.

С посещением плато Наска следует поторопиться: несмотря на то, что власти ведут борьбу за сохранение этих загадочных узоров, некоторые из них пересекаются колесами грузовиков и легковых автомобилей.

Например, при строительстве Панамериканского шоссе рабочие просто разрезали надвое 188-метровый рисунок, изображающий рептилию. Часть изображения безвозвратно утрачена.

Посетив Наска, можно в полной мере ощутить присутствие большой тайны, разгадка которой пока неподвластна человеку. Своими масштабами, качеством выполнения геоглифы сравнимы с египетскими пирамидами.

Кроме рисунков, Наска манит и другими достопримечательностями. Так, совсем рядом расположены руины крупнейшего древнего города Куачи, некрополь Чаучилья и акведуки Кантайок.

Видеополет над плато Наска

Понравилась статья?

Подписывайтесь на обновления сайта по RSS , или следите за обновлениями

Под плато Наска подразумевается равнина, располагающаяся на возвышенности. Местность эта имеет, как правило, ровный или волнистый, слабо расчленённый рельеф. От других равнинных пространств Наска отделено явными уступами. Находится это природное образование в Перу, в его южной части, в 450 км к юго-востоку от Лимы, столицы страны. Однако, примечательна эта территория не своим необычным расположением, отличают ее рисунки Наска , расположившиеся на территории в 80 километров. Эти изображения или как их еще называют линии Наска , выполнены в причудливой форме: от очертаний животных, пауков и птиц, до геометрических фигур. Рисунки в пустыне Наска являются одной из важнейших загадок для современного исследовательского сообщества. Десятки деятелей ежедневно бьются в пока бесцельных попытках ответить хоть на какие-то вопросы, касающиеся загадочных изображений.

Наска - геоглифическая территория.

Территория плато обширна и простирается на многие километры. Эта долина долгое время считалась безжизненной, однако, исследователи ошибались, но об этом позже. Координаты Наска , где располагаются геоглифы: 14° 45′ южной широты и 75° 05′ западной долготы. Форма у плиты Наска вытянутая. С севера на юг длина достигает приблизительно пятидесяти километров, с запада на восток от 5 до 7 километров. Местность Наска практически не заселена людьми и отличатся крайне сухим климатом.

Зима на огромной площади Наска продолжается с июня по сентябрь. Все потому, что в Южном полушарии времена года не совпадают с оными в полушарии Северном. При этом температура в Наска никогда не опускается ниже 16-ти градусов по Цельсию. Летом температура стабильна и держится в районе 25-ти градусов по Цельсию. Дожди, несмотря на близкое расположение океана, - для Наска большая редкость. Ветра также практически отсутствуют. Рек, ручьев или озер в окружении Наска нет и с такими условиями быть не может. О наличии воды в этих землях сигнализируют лишь многочисленные русла давным-давно высохших рек Наска и не менее многочисленных высохших каналов.

Не менее важной составляющей этого региона, чем долина Наска, является город с соответствующим названием. Он был основан испанцами в 1591 году. В 1996 году город был полностью уничтожен сильнейшим землетрясением. Но, к счастью, жертв было мало, так как толчки начались в полдень и люди были подготовлены. Всего во время землетрясения Наска погибло 17 человек. И около 100 тысяч человек осталось без крыши над головой. На сегодняшний день город Наска полностью отстроен. На его территории были построены многоэтажные дома, а центр города Наска теперь украшает красивейший сквер.

Однако, местность эта примечательна далеко не городом или равниной , а таинственными геоглифами, линиями и рисунками, нанесенными, как считается, умелыми человеческими руками. Однако, последнее высказывание является весьма и весьма спорным. Существует популярная теория касательно Наска, согласно которой линии на плато были нанесены далеко не человеком, а инопланетным разумом или какими-то другими неизвестными силами.

Потрясающие воображение рисунки в пустыне Наска.

Всего на территории плато специалистами было обнаружено 13 тысяч всевозможных линий и полос. В науке этим рисункам существует свое название - геоглифы (геометрические фигуры причудливой формы, выполненные в земном грунте и имеющие длину не менее четырех метров). В нашем случае рисунки в пустыне Наска представляют собой неглубокие и длинные, различной ширины канавки, прорытые в почве, представляющей собой смесь песка и глины. Неглубокие по меркам Наска - это от 15 до 30 см. А вот длина отдельных линий доходит до нескольких километров: самые длинные достигают 10 километров в длину. Поражает и ширина рисунков в пустыне Наска: В отдельных случаях она колеблется от 150 до 200 метров.

Кроме линий на территории плато были найдены и всевозможные фигуры, хорошо известные каждому человеку из геометрии - треугольники и четырёхугольники. Некоторые рисунки в пустыне Наска являются трапециями, так как у них только две стороны параллельные. Таких творений неизвестного происхождения на плато насчитывается около семисот. Есть также фигуры, напоминающие собою животных: обезьяны, птицы, касатки, ламы и прочие обитатели флоры и фауны. Единичные рисунки в пустыне Наска изображают рыб, пауков, ящериц и акул. Их немного в общей сумме не более сорока.

Фигуры поражают воображение огромнейшими размерами, но понять их истинное предназначение люди не в состоянии. Очевидно, что разгадка может таиться в недрах равнины, а значит, чтобы понять, кто и зачем сотворил рисунки в пустыне Наска, необходимо начать раскопки. Проблема заключается в том, что археологические раскопки здесь запрещены, так как равнина имеет статус сакральной зоны. Вот и остается загадка рисунков в пустыне Наска неразгаданной. И что-то подсказывает, что останется она такой еще очень и очень долго, пока научное сообщество не одумается.

Загадочные линии Наска.

Однако, какой бы сакральной не являлась эта земля, а человеческое любопытство никогда ни перед чем не останавливалось и останавливаться не собирается. Первый человек, страдающий “пороком” любопытства, оказался в этих запретных землях в 1927-ом году. Им был археолог из Перу Мехия Торибио Хесспе. Линии Наска он изучал с предгорий, окружающих плато.

В 1930-ом году загадочный участок земли, где находятся линии Наска , антропологи изучили с высоты птичьего полета, облетев на самолёте. Ими, по сути, и был подтвержден факт наличия линий в Наска. Вплотную же изучить столь уникальные творения археологи получили возможность лишь в 1946 году. Но это была не целенаправленная государственная или исследовательская программа с соответствующим финансированием, а отдельные экспедиции ученых-энтузиастов.

Выяснилось, что линии Наска и мелкие траншеи наши далёкие предки или инопланетные сущности, не суть, делали путём удаления поверхности глиняного почвенного слоя, богатого оксидом железа. С участка линий Наска был практически полностью удален гравий, а под ним находится грунт светлого цвета. В результате чего линии Наска и стали такими броскими и в тоже время долговечными.

Светлый грунт местных земель, окружающих рисунки на плато Наска, может похвастаться высоким содержанием извести. На открытом воздухе он практически моментально затвердевает и формирует долговечный защитный слой, прекрасно предотвращающий эрозию. По этой причине загадочные линии Наска сохранились в своей первозданной форме на протяжении тысячелетий, по крайней мере, таково мнение исследователей. Долговечности линий Наска также способствовало отсутствие ветров, как таковых, осадков и стабильная температура воздуха. Если бы климат был иным, то данные рисунки исчезли бы с лица земли задолго до их обнаружения.

Однако они есть и своим наличием озадачивают вот уже не одно поколение исследователей, археологов и просто ученых со всего мира. Официальная наука, давно сформировавшая свое отношение к линиям Наска, утверждает, что все эти геоглифы, линии и рисунки были созданы во времена цивилизации Наска. Существовала эта древняя империи, как предполагается, в период с 300 года до нашей эры по 800 года уже нашей эры. Значительная часть ученых сходится во мнении, что большинство рисунков как раз таки и было создано в этот период продолжительностью в 1100 лет. Считается, что Цивилизация Наска имела очень развитую культуру, золотой век которой приходится на 100-200 года нашей эры.

Плато Наска и его мистическая цивилизация.

Цивилизация Наска канула в небытие предположительно в конце 8 века. Причиной этому якобы стали наводнения, с которыми плато Наска столкнулось ближе к концу первого тысячелетия. Воды затопили и уничтожили сельскохозяйственные угодья древнего народа. Часть людей погибла от голода, остальные были вынуждены покинуть неблагополучную землю. Через несколько столетий плато Наска заселили инки. Однако, это уже был совсем другой, да и другая культура, в обычаи которой уж точно не входило рисование гигантских линий на земле.

Ну что же, допустим древний народ плато Наска действительно создал загадочные творения на это земле, но зачем они были созданы, а самое главное, как аборигены могли сделать на пересечённой местности траншеи длинною в несколько километров. Даже используя современные методики и приспособления, крайне сложно провести по земле идеальную прямую линию протяженностью, скажем, в 5-8 километров.

В соответствии же с теорией ученых, все это ими было сделано на раз-два. Плато Наска за какие-то столетия превратилось из безжизненной долины в наиболее причудливую и богатейшую на геоглифы территорию на всей Земле. Первыми поселенцам были пересечены овраги и возвышенности, но при этом их геометрические линии, геоглифы Наска , оставались идеально правильными, а края были строго параллельными, что видится невероятным. Кроме полос и траншей в плато Наска неизвестные мастера создали также и фигуры различных животных. С воздуха они видятся хоть и причудливо, но легко узнаваемо. Опять же, как первым людям в этих землях удалось с такой точностью изобразить, скажем, колибри - категорически неясно.

Упомянутая колибри, к слову, как и многое Наска, в длину достигает пятидесяти метров. Другая птица-рисунок, кондор, имеет длину в 120 метров. А паук, схожий на своих сородичей, обитающих в джунглях Амазонки, может похвастаться 46-ти метрами длины. Примечательно то, что все эти шедевры плато Наска можно увидеть лишь, поднявшись высоко в воздух или взобравшись на какую-нибудь гору, которых, к сожалению, поблизости нет. С земли и небольших возвышенностей эти рисунки неразличимы и представляют собой простой набор линий и траншей. Конечно, можно разобрать отдельные силуэты и штрихи, однако, полная картина видна только с воздуха.

Очевидно, что никаких летательных аппаратов у цивилизации, заселявшей плато Наска, не было. Ни воздушных шаров, ни самолетов, ни тем более ракет в доисторические времена не существовало. Так как же они могли воссоздать свои рисунки с такой точностью, не имея возможности оценить проделанную работу и обнаружить недочеты, чтобы их исправить?! Это остается такой же тайной, как и функционал изображений плато Наска.Зачем их создавали? Неужели просто ради эстетической красоты или может в каких-то религиозных целях? Вопрос, вопрос и еще один вопрос без ответа.

Современному человеку вообще трудно понять логику далёких предков. Мы не понимаем людей живших сто лет назад, куда нам до осознания мотивов тех, кто жил тысяч, две тысячи лет тому назад. Вполне возможно, что все линии и изображения плато Наска вообще не имеют никакой практической составляющей? Древний народ создавал их, чтобы показать, что способен на это. Но зачем было тратить столько сил и времени на самоутверждение?! Не легче ли было развязать очередную войну, в древности вроде бы это было куда более распространенной практикой?!

Рисунки Наска и связанные с ними теории.

Ученых уверенных в том, что за созданием таинственных рисунков на территории плато стоит человек, не меньше чем тех, кто полагает, что рисунки Наска были созданы инопланетной расой. По их мнению, все изображения и линии на плато являются ничем иным, как взлетно-посадочными полосами. Версия, затрагивающая Перу, плато Наска, конечно же, имеет право на жизнь, неясным остается то, почему у космических кораблей пришельцев не было вертикального взлёта, или зачем создавать взлетные полосы в причудливой форме земных животных? Если уж хотели выделиться таким способом, почему бы не сделать парочку рисунков Наска в форме фауны, обитающей в вашем мире? Однако, лучше на этом не сосредотачиваться, ибо теории и догадки, касающиеся мотивов инопланетных творцов, видятся еще более призрачными, чем мотивация первых людей.

Лучше обратить внимание вот на что: рисунки Наска в форме животных, птиц и насекомых были созданы гораздо раньше, чем просты треугольники и прочие геометрические фигуры. Это не подтвержденный факт, теория пока находится в разработке, однако, даже сейчас большая часть ученых сходится во мнении, что это так, сложные рисунки Наска были созданы раньше простых изображений и траншей. Как бы там ни было, напрашивается простой вывод: неужели неизвестные мастера вначале сделали более сложные формы, очевидно создававшиеся в несколько этапов, а уж потом другие люди начали упражняться в нанесении прямых линий и трапеций. Или может за долгие столетия, требовавшиеся на создания рисунков, которыми славится пустыня Наска на карте , мастера древней цивилизации утратили технологии или попросту забыли как создавать сложные изображения? Все это очередные вопросы, ответы на которые мы, по всей видимости, получим очень и очень не скоро, если вообще когда-нибудь получим.

В тоже время в научном сообществе остаются единичные деятели полагающие, что все рисунки Наска делались в один и тот же период. Но вот в чем ученые согласны, так это в идеи, что отдельные представители древнего народа Наска обладали знаниями по астрономии.

Например, Мария Райхе (1903-1998) - немецкий математик и археолог, занимавшаяся загадочными линиями почти 50 лет, в свое время утверждала, что рисунок Наска в форме огромного паука очень напоминает звездное скопление в созвездии Ориона. К фигуре ведут три прямые линии, они предположительно служили для отслеживания изменения склонений трёх наиболее ярких звезд в Поясе Ориона: Альнитак, Альнилам и Минтака.

Есть и еще одна очень занимательная теория, затрагивающая фигуры Наска. Археолог Йохан Рейнхард, являющийся американцем по происхождению, считает, что линии и фигуры животных являлись частью религиозных обрядов или, по крайней мере, были сооружены для каких-то религиозных нужд. Фигуры животных, насекомых и птиц предположительно были связаны с поклонением богам. При помощи рисунков Наска люди просили у небожителей воду для орошения своих земель. Не совсем ясно, как именно проходил этот обряд, но и не суть важно, куда важнее имел ли он вообще место? Очевидно, что древний народ был послушниками языческой веры и как в любом подобном вероисповедании культ богов занимает центральное место не только в религии, но и в повседневной жизни людей. Вполне вероятно, что цивилизации Наска действительно проводила некие обряды по поклонению своим божествам, вот только доказать это практически невозможно.

Сегодня же внимание исследователей со всего мира сосредоточено не на рисунках Наска и даже не на загадках, их окружающих. Пока люди предполагают и угадывают, над плато нависла серьёзная экологическая угроза. Вырубка лесов, загрязнение окружающей атмосферы меняют не в лучшую сторону сбалансированный и практически неизменный климат равнины. Плита Наска сталкивается с проблемами: всё чаще идут дожди, возникают оползни и прочие несчастья, так или иначе воздействующие на целостность изображений. Это очень серьезная угроза и если ничего не предпринять в ближайшие 5-10 лет, а может и меньше, рисунки Наска будут навсегда утеряны, и тогда можно не сомневаться, что ответы, на поставленные исследовательским сообществом вопросы, никогда не будут получены. Мы так наверняка и не узнаем, кто и зачем сотворил это без преувеличения чудесное и неповторимое явление.

Гигантские наземные рисунки перуанского плато Наска, заслуженно считаются одной из самых таинственных достопримечательностей не только Южной Америки, но и всей планеты.

Загадочными линиями, складывающимися в причудливые фигуры, покрыто около 500 квадратных метров территории плато. Линии, образующие рисунки Наски, нанесены на поверхность земли своеобразным способом - выемкой грунта, в результате чего образовались траншеи до 1,5 метров шириной и до 30-50 сантиметров глубиной.

Линии образуют огромное количество геоглифов - геометрических и фигурных узоров: свыше 10 000 полос, более 700 геометрических фигур (в основном трапеции, треугольники и спирали), около 30-ти изображений птиц, зверей, насекомых и цветов.

Рисунки Наски в впечатляют своими размерами. Так, например, фигуры паука и колибри имеют длину около 50 метров, рисунок кондора простирается на 120 метров, изображение пеликана - почти на 290 метров. Поражает, что при таких гигантских размерах контуры фигур непрерывны и удивительно точны. Почти идеально ровные полосы пересекают русла высохших рек, взбираются на высокие холмы и спускаются с них, но при этом не отклоняются от необходимого направления. Современная наука не в состоянии объяснить подобный феномен.

Впервые эти удивительные древние фигуры были обнаружены летчиками лишь в 30-х годах прошлого века.

Это объясняется тем, что с земли практически невозможно распознать фигуры, раскинувшиеся на десятки и сотни метров в длину.

Несмотря на десятилетия исследований, так и остается загадкой, каким образом, кто и с какой целью выполнил эти рисунки. Предположительный «возраст» изображений - от пятнадцати до двадцати столетий.

Сегодня известно около 30 рисунков, около 13 тысяч линий и полос, около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

Большинство исследователей приписывают авторство рисунков представителям цивилизации Наска, которые населяли плато до появления Инков. Уровень развития цивилизации Наска недостаточно изучен, поэтому невозможно с уверенностью утверждать, что ее представители владели технологиями, позволяющими создавать подобные рисунки.

Существует немало версий, объясняющих назначение геоглифов Наски. Самая распространенная из них - астрономическая. Ее сторонники считают линии Наски своеобразным астрономическим календарем. Популярна и ритуальная версия, согласно которой, гигантские рисунки предназначены для общения с небесным Божеством.

Многократные повторения одних и тех же линий и фигур, а также выявленные математические закономерности в их пропорциях и взаимно-расположении, дают право предположить, что рисунки Наски представляют собой некий зашифрованный текст. Согласно наиболее фантастическим гипотезам, фигуры на плато выполняют функцию ориентиров для приземления инопланетных кораблей.

К сожалению, целенаправленное и регулярное изучение геоглифов Наски в наше время не проводится. Многовековые загадки знаменитых перуанских рисунков все еще ждут своих исследователей.


Геоглифы Наска и Пальпа с коптера. Перу 2014 hd

Рисунки Наска со спутника