Галерея героев отечественной войны 1812 года. История создания военной галереи. Выбор императора: Джордж Доу

Военная галерея Зимнего дворца Государственный Эрмитаж

Среди мемориальных сооружений, созданных в память 1812 года, своеобразным памятником является Военная галерея Зимнего дворца

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло России, строился с июня по ноябрь 1826 года. Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Джованни Скотти. Портрет Карла Ивановича Росси. Художник Б.Ш. Митуар 1820-е годы

Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года в годовщину изгнания армии Наполеона из России. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Рота Дворцовых Гренадер. Художник К. К. Пиратский

Картина Г.Г.Чернецова запечатлела вид галереи в 1827 году. Потолок с тремя световыми фонарями, по стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов в золоченых рамах, разделенных колоннами, портретами в рост и дверями в соседние помещения. По сторонам этих дверей вверху находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа. Военная галерея Зимнего дворца. Г. Чернецов. 1827 год.

Здесь поместили 332 портрета генералов русской армии, участников войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814 гг

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны. Портрет Александра I . Художник Ф.Крюгера, в торце галереи.

Портреты для Военной Галереи написаны Джорджем Доу и его ассистентами Александром Васильевичем Поляковым и Василием Александровичем Голике. Портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Василием Голике (стоит) в окружении семьи Голике. 1834 год.

В 1830-х годах в галерее были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий - венским живописцем П. Крафтом. Портрет Франца I Художник П.Крафт Портрет Фридриха-Вильгельма III Художник Ф.Крюгер

Еще позднее в галерею поместили две работы художника Петера фон Гесса, современника Джорджа Доу, - «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину». Бородинское сражение. Художник Петер фон Гесс. 1843 год

Отступление французов через реку Березину. Художник Петер фон Гесс. 1844 год.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года, уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова. Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 метров, а над карнизом разместились хоры – обходная галерея. Военная галерея Зимнего дворца. Художник П. Гау. 1862 год.

В 1949 г.оду, к 150-летию со дня рождения А.С.Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта «Полководец». В 1834-1836 годах А.С.Пушкин часто посещал Военную галерею. Ее вдохновенным и точным описанием начинается созданное в 1835 году стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли. «Толпою тесною художник поместил. Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года.» А.С.Пушкин

среди 15 командиров бригад гвардейской, полевой и резервной артиллерии, принявших участие в Бородинском сражении, 10 человек (66,6 процента) были воспитанниками кадетских корпусов из 47 командиров артиллерийских рот гвардейской, полевой, резервной и запасной артиллерии, сражавшихся на Бородинском поле, 34 человека, или 72,3 процента, окончили кадетские корпуса в конной артиллерии воспитанники кадетских корпусов - командиры конных рот - составили 72,7 процента

В Военной галерее представлено 56 портретов воспитанников кадетских корпусов

Военная галерея Зимнего дворца, Г. Г. Чернецов, 1827

Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике (нем. Wilhelm August Golike).

Посмертный портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Вильгельмом Голике (стоит) в окружении семьи Голике

Джордж Доу (англ. George Dawe; 8 февраля 1781, Лондон — 15 октября 1829, Кентиш-Таун) — английский художник. В 1819—1829 годах работал в Санкт-Петербурге, где написал (с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра Полякова) 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814, большие портреты Михаила Кутузова и Михаила Барклая де Толли (1829), 4 портрета солдат-ветеранов (1828), составивших Военную галерею в Зимнем дворце.

Джордж Доу пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I. Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.

Портрет Джорджа Доу. Деталь картины В. А. Голике. 1834 г.

Джордж Доу был упомянут в историческом романе Глинки В. М. "Судьба дворцового гренадера" и показан с крайне негативной стороны. Выходил он как эксплуататор молодого русского художника, выходца из деревни, талант которого сгубил заставляя юношу копировать чужие портреты; его работу выдавал за свою, с чего выходило, что большинство работ мастера исполнены его подчиненными.

Александр Васильевич Поляков (1801 — 7 января 1835) — русский художник. Крепостной генерaла П. Я. Корнилова был отдан в 1822 году в помощники Джорджу Доу. По договору Поляков поступaл «в ученье и рaботу» к Доу вплоть до его отъездa в Англию с условием отпускaть крепостного живописцa в вечерние клaссы в Акaдемию художеств. Жалованья ему было положено 800 рублей в год. «Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», - писал Комитет Общества поощрения художников. Доу писал портреты для Военной галереи героев Отечественной войны 1812 года. Некоторые из этих портретов писал Поляков, но подписывался под ними сам Доу. Многие десятилетия спустя специалисты пришли к выводу, что Поляков ещё и реставрировал большое число почерневших портретов, небрежно выполненных Доу.

В 1833 году, уже после освобождения Полякова от крепостной зависимости, президент Российской академии художеств А. Оленин подписал постановление о возведении Александра Полякова в ранг свободного художника. Из собственных работ известны: «Петр I на корабельной верфи с видом на Амстердам» (1819) и «Портрет Императора Николая I» (1829). Имеются его работы также в Государственном историческом музее в Москве и Костромском художественном музее: «Портрет близнецов Аркадия и Ивана Корниловых», «Портрет М. Ф. Корниловой и М. Л. Куломзиной», «Портрет Е. П. Корнилова».

Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем П. Крафтом.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер

Прусский король Фридрих-Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт

В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Э. П. Гау, 1862

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло Росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. Он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между Белым Тронным залом и Большим Тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви.

Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Дж. Скотти. Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова.

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (24 июля 1769, Москва — 24 августа 1848, Санкт-Петербург) — русский архитектор.

Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.

К. К. Пиратский, 1861

Великий князь Константин Павлович

Фельдмаршал М. И. Кутузов

Фельдмаршал Барклай де Толли

А. С. Пушкин в своём стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, в первых строках описывает Военную галерею:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху до низу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил


И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики...

С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были 349 участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны.

За 10 лет работы Джордж Доу и его русские помощники В. А. Голике и А. В. Поляков создали 333 портрета, которые размещены в пять рядов на стенах галереи. Тринадцать портретов по разным причинам так и остались невыполненными. Вместо них в галерее находятся рамы с именами генералов.

Вся Россия знала имена людей, чьи портреты были помещены в Военной галерее. О каждом из них можно было бы написать героическую оду.

Михаил Богданович Барклай де Толли и Михаил Илларионович Кутузов

Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) - главнокомандующий русскими войсками в начале войны. Он выработал план отступления русской армии в глубь страны и руководил операциями по отступлению до 17 августа 1812 г. После его отставки командование принял генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813), который был вынужден продолжать отступление и принял нелегкое решение об оставлении Москвы. Все последовавшие за этим победы - от Бородина до Березины - связаны с именем Кутузова, проявившего себя блестящим стратегом.

Николай Николаевич Раевский

Генерал Николай Николаевич Раевский (1771-1829) - талантливый и мужественный военачальник. Во время Бородинского сражения корпус Раевского оборонял Курганную высоту, расположенную в центре позиции русских войск. Там были установлены 18 орудий батареи, получившей имя Раевского и отразившей все атаки французов.

Петр Иванович Багратион

Генерал Петр Иванович Багратион (1765-1812) - "Бог рати он" - так произносили его фамилию современники. За 30 лет службы князь Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях. В Бородинском сражении он возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Французы дважды овладевали земляными укреплениями - Багратионовыми флешами и дважды были выбиты оттуда. Во время очередной атаки противника генерал Багратион поднял свои войска в контратаку и в этот момент был тяжело ранен.

Алексей Петрович Ермолов

Генерал Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) - выдающийся военный деятель и один из самых популярных людей своей эпохи. В Отечественной войне 1812 г. Ермолов участвовал во всех крупных сражениях. В разгар битвы на Бородинском поле М. И. Кутузов направил его на левый фланг, во 2-ю армию, заменить тяжело раненного Багратиона, и Ермолов помог преодолеть там смятение войск. Увидев, что центральная батарея Раевского взята французами, он организовал контратаку, отбил батарею и руководил ее обороной, пока не был контужен картечью.

Денис Васильевич Давыдов

Имя Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей партизанского движения. Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М. И. Кутузов и П. И. Багратион, а о его поэтическом даре поэт Н. М. Языков писал:

"Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой".

В 1949 г., к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта "Полководец":

"...Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной славою Двенадцатого года...".

Галерея Отечественной войны 1812 в Санкт-Петербургском музее Эрмитаж — место удивительное. Эта галерея в наиболее полной манере представляет искусство и его помощников А. В. Полякова и Голике, которые и написали все 332 портрета русских генералов , что представлены в этом зале. Вся коллекция, как вы уже, наверное, могли понять из названия, относится к Отечественной войне 1812 года и её участникам. Это не только галерея красивых произведений искусства великих художников, но и дань памяти героям той войны.

Кроме большого количества портретов вышеуказанных художников здесь представлены два больших конных портрета Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III художника Ф. Крюгера, а также большой конный портрет австрийского императора Франца I художника П. Крафта. Ещё две работы были написаны Петером фон Гессом, это: «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Стоит сказать, что сама галерея очень красива и необычна. Спроектировал её знаменитый архитектор Карло Росси. Пожар в Зимнем дворце, который произошёл 17 декабря 1837 года, уничтожил многие залы, включая и этот, но, к счастью, все до одной картины были спасены и не пострадали. С уверенностью можно утверждать, что это один из самых необычных залов во всём музее Эрмитаж. Огромное собрание портретов находится в одном месте. Разбегаются глаза от их обилия. Если рассматривать каждый из них, то наверняка понадобится несколько часов.

Молодые генералы Российской империи, которые участвовали в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо произведение в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Военная галерея - одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и В. А. Голике (нем. Wilhelm August Golicke).

Сам император Александр I лично утверждал списки генералов, чьи портреты должны были быть помещены в Военной галерее. Портрет офицера мог быть размещен в Военной галерее только при условии, что он либо участвовал в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо был произведен в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Инспекторский департамент Главного штаба Российской империи составил предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею. В декабре 1819 года эти списки были предоставлены специально созданному в августе 1814 года комитету для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. Свою работу этот комитет проводил до августа 1820 года. Однако отнюдь все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Император и Главный штаб остановились на 349 героях войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.

Русские генералы в войнах с наполеоновской Францией в 1812-1815 гг.

Подробная роспись имен, фамилий, наград и биографий.

Во всем есть тот самый ключик, который проливает новый свет на уже известное - картинная галерея войны 1812 года вроде бы вещь обычная, но я почувствовал себя причастным к ней только прочитав то, что на последней картинке - спрятал ради интриги:

Военная галерея 1812 года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На её стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.











Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер.










Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт.




Прусский король Фридрих Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер.




Фельдмаршал М.И. Кутузов.



Фельдмаршал Барклай де Толли.



Великий князь Константин Павлович.



(http://gallerix.ru )" border="0">

Военная галерея Зимнего дворца, Г.Г. Чернецов, 1827



(