Формирование эстетической культуры личности. Контрольная работа эстетическая культура личности

Объективной предпосылкой формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению, распространению — непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека.

Для того, чтобы иметь возможность приобщаться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес. Здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения, театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако культуру личности формируют, в основном, такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. Воспитательный процесс должен охватывать не только сознание, (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и внешнюю культуру. Под так называемой "внешней культурой" понимается в данном случае не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, жестов, мимики и т.д.

Уже известно, что такие особенности личности, как: характер, интеллект, поведение, закладываются во временном отрезке от рождения до шести лет. Последующие годы жизни лишь пополняют, шлифуют и социализируют опыт и навыки, полученные в детстве.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей вызывает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, т.е. создаются все условия для формирования высокоинтеллектуальной, гармоничной личности.

Будущее человечества зависит от того, как будет использован тот великолепный потенциал, который заложен в сегодняшних детях. Какими будут сформированы дети, таким будет общество через 30-40 лет.

Это значит, что для создания культурного, высоко эстетического общества необходимо создать, своего рода элитарную группу числом около миллиарда. Именно столько, сколько детей на планете.

Основными воспитателями детей являются родители. Никакие организации и учреждения не способны так повлиять на формирование личности как мама и папа. Они главные воспитатели и учителя и несут ответственность за развитие своего ребенка. Очень важно на первых этапах развития расширить кругозор человека. Это значит не только учить читать, писать и рассказывать сказки, но и гулять вместе, посещать музеи, театры, выставки, кафе, создать комфортную обстановку внутри семьи. Разумеется, уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов можно лишь при условии, что мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения.

В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель — формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира.

Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения.

// Январь 9, 2009 // Просмотров: 16 430

Эстетическая культура личности – это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты».

Понятие «эстетическая культура личности» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.

Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая художественная деятельность –это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Конечно, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.

Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.



Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.

В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.

Важной составной частью эстетического сознания являются:

эстетический вкус – способность адек­ватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, краси­во – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приоб­ретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тен­денцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.

эстетические чувства особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.



Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.

Эстетическое суждение – эстетическая оценка действитель­ности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категория­ми, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эсте­тических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.

Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура. По своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Заключение

Курс «Этика и эстетика» играет важную роль в формировании духовной культуры личности, моральных качеств, эстетического вкуса.Мораль имеет общечеловеческое значение и конкретно-историческое содержание. Особенно остро проблема места и роли моральных ценностей встала в XX-XXI веках, в период постсоветской трансформации. Проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами. Решение их без опоры на моральную составляющая человеческого существования невозможно, поскольку интеллект «без морали» способен уничтожить не только окружающий мир, но и себя. Моральное возрождение и духовное совершенствование человека – цель развития украинского общества и человечества в целом.Эстетика играет большую роль в формировании духовной культуры студентов, развития творческого потенциала, способности воспринимать мир по законам красоты.

Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний по данному курсу.

а) основная литература

Жаравина Л.В. «У времени на дне»: эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова: Монография. - М. : Флинта, 2010 г. - 232 с.

Современная этика: учебник для вузов/ В. А. Канке. - 4-е изд., стер.. - М.: Омега-Л, 2011. - 394 с.

Основы этики: учебник для среднего профессионального образования: рекомендовано Мин. образования/ А. В. Разин. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.

б) дополнительная литература

Этика и Эстетика [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. И. Безлепкин, О. А. Янутш; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 1 CD-ROM:

Эстетика и этика в изменяющемся мире. - СПб., Астерион, 2009.

Основы этики и эстетики: учебное пособие /П.А.Егоров, В.Н.Руднев. – М.: Кно-Рус, 2010.

Гусейнов А.А., ДубкоЕ.Л.Этика:Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко; М-во образования РФ. -М.:Гардарики,2004.

Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. - Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005.

КибановА.Я.Этика деловых отношений:учебник; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М,2003.

Мишаткина Т.В. Этика. – Мн.: Изд-во Новое знание, 2008.

Этика: учебное пособие/ Л.Е.Балашов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2008. – 283 с.

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. - http://e.spbame.ru/

Электронная библиотека СПБУУЭ. - http://library.ime.ru

Электронные информационные ресурсы:

сайт Института философии РАН: http://www.philosophy.ru;

сайт философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru;

портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/;

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection;

- электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru;

- библиотека Гумер: http://gumer.info.ru.

Понятия «эстетическое воспитание», «эстетическая культура» органически связаны с термином «эстетика». Эстетика (от греч. aisthēsis – «ощущение», «чувство») – это философское учение о прекрасном.

В эстетике прекрасное связано с искусством, творчеством, художественным отражением действительности в сознании человека. Красота, совершенство, гармония, творчество, эстетическое наслаждение – это все объективно существующие в обществе эстетические ценности. Они должны быть преобразованы в субъективные потребности личности школьника (подобно тому, как нормы общественной морали преобразуются в нравственные качества личности). Такое преобразование и составляет сущность эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание – это процесс организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических понятий, взглядов, убеждений и вкусов, на развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Задачи эстетического воспитания школьников:

1) формирование у учащихся художественно-эстетических потребностей, т. е. стремления вносить элементы прекрасного во все сферы жизни, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного;

2) формирование художественного восприятия (способности видеть и переживать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве), а также художественного вкуса (художественной взыскательности);

3) формирование художественных и искусствоведческих знаний, приобщение школьников к отечественной и мировой художественной культуре;

4) формирование умения выражать свои суждения, взгляды в области искусства, анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность художественных произведений;

5) развитие и реализация творческого потенциала учащихся, их приобщение к изобразительному искусству, музыке, литературе, театру;

6) раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и формирование у учащихся на этой основе гражданских, патриотических взглядов и убеждений, других нравственных качеств;

7) развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, формирование эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства - литературе, музыке, пению, рисованию и т. п.

Но эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности, в труде, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Критерии эстетической воспитанности школьников:

1. Уровень развития природной основы эстетического отношения к искусству и действительности. Например, для восприятия и занятий музыкой такой природной основой выступают музыкальный слух, такт и ритм, музыкальное мышление и способности музыкального творчества (импровизация). Для литературы это способность художественно-смысловой оценки литературных образов, умение творчески воспроизводить жизненные явления с помощью слова, хранить их в памяти, давать им смысловую оценку и самостоятельно создавать их.

2. Степень выраженности привычной потребности и мыслительной способности анализировать явления искусства и жизни с эстетической точки зрения, а также активной жизненной позиции личности в освоении культуры и в творчестве (это высший критерий эффективности эстетического воспитания).

3. Фактический уровень осведомленности учащегося в области искусства и культуры.

Можно выделить три уровня эстетического отношения к искусству и действительности: поверхностный, оптимальный и специализированный.

Пути и средства эстетического воспитания школьников.

Перечислим основные пути воспитания эстетической культуры личности школьника:

1. Непосредственное приобщение школьников к искусству в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла - литературы, музыки, ИЗО, МХК.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости – развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т. е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие. Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы («Белый Бим - Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход», «Плаха» Ч. Айтматова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «Русский лес» Л. Леонова, «Прощание с Матерой» В.А. Распутина, повести и рассказы В. Белова, Ю. Казакова, В. Солоухина).

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты. Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ – художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».

2. Введение эстетических элементов в преподавание всех остальных учебных предметов, привлечение примеров из области искусств. В математике, например, нередко говорят: «красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

Например, на уроке «Пороги и водопады» в курсе географии в VI классе я приводил учащимся отрывок из романа Генрика Сенкевича «Огнем и мечом», где описаны днепровские пороги, и самый опасный из них - Ненасытец: «…Ужасающее зрелище потрясло … взор. Во всю ширину поперек реки шли семь каменных преград, торчавших из воды, черных, изглоданных волнами, проломившими в них подобия ворот и проходов. Река всею тяжестью воды своей ударяла в эти преграды и отлетала назад, взбешенная, обезумевшая, вспененная белыми кишащими брызгами, потом, точно неукрощенный скакун, делала еще одну попытку перескочить их, но, отброшенная еще раз, прежде чем изловчиться хлынуть через проломы, зубами, можно сказать, вгрызалась в скалы, закручивалась в бессильной ярости в чудовищные водовороты, столбами взлетала вверх, вскипала кипятком и, как усталый зверь дикий, тяжко отдувалась. И опять – словно бы канонада сотни пушек, вой целых волчьих стай – всхрапнет, поднатужится, и перед новой грядой точно такая же борьба, такое же безумие. А над безднами вопли птиц, словно потрясенных этим зрелищем, а между грядами угрюмые тени скал, дрожащие на топкой грязи, словно тени злых духов».

Вопрос 44 Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни учащихся.

. Эстетическая культура - это способность личности к полноценному восприятию, правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты

Эстетическая культура включает в себя следующие компоненты: эстетические восприятия - способность выделять в искусстве и жизни эстетические качества, образы и переживать эстетические чувства; эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства; эстетические потребности - потребности в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе и, обществе, человеке, искусстве; художественные умения, способности в области искусства

Эстетическая культура формируется в процессе художественно-эстетического воспитания, является его целью. Задачи и содержание художественно-эстетического воспитания определяются объемом понятия"Эстетическая культура": развитие эстетического ческого восприятия, вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художньоестетичних умений, творческих способностей здібностей.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Большое значение имеет материальная база школы, декоративное оформление помещений, благоустройство пришкольного усадьбы, оформление кабинетов и лабораторий, ко оридорив, других помещений. Не случайно в учебно-воспитательных учреждениях, которыми руководил. А. С. Макаренко, посетители отмечали множество цветов, блестящий паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идет реальными чистоту помещенияннях.

В учебном процессе эстетическому воспитанию способствует преподавание всех предметов. Любой урок, семинар, лекция имеет эстетический потенциал. Этому служит и творческий подход к решению познавательной й задачи, и выразительность слова учителя и учеников, и отбор и оформление наглядного и раздаточного материала, и аккуратность записей и чертежей на доске и в тетрадях и поод.

Предметы эстетического цикла - литература, музыкальное искусство, изобразительное искусство, художественная культура обеспечивают учащимся знания и навыки практической творчества, эстетического поведения. В внеклассной работе и эстетическое воспитание проводится в различных творческих объединениях учащихся (хоровых коллективах, оркестрах народных инструментов, хореографических, фольклора, изобразительного искусства и т.д.), творческих объединения х школьников, связанные с возрождением народных ремесел и декоративно-прикладного творчества (рушникарства, ковроткачества, резьбы и других ремесел), в художественных кружках, студиях, клубах, театрах тощ в. Способствуют эстетическому воспитанию учащихся экскурсии к природе, вечера и утренники, посвященные жилье и творчестве выдающихся украинских и зарубежных композиторов и исполнителей (например,"Песни о. Родин в","Музыка украинских композиторов","Музыка XXI века"и т.п.), конференции по изобразительному искусству ("Украинское изобразительное искусство","Шедевры мирового изобразительного искусства","Мистецт во и жизнь"), экспедиции (фольклорные, этнографические), проведение традиционных обрядовых праздников ко дню. Святого. Николая,. Калиты,. Масленицы и и обрядових свят до дня. Святого. Миколая,. Калити,. Масляної та ін.

38 Формирование физической культуры

. Физическая культура - это сложившийся образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья, закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и возможностей человека, формированию жизненно важных двигательных их навыков и умений.

1. Морфологическое и функциональное совершенствование организма, закрепление его устойчивости перед неблагоприятными условиями внешней среды, предупреждения заболеваний и здравоохранение

2. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств. Способность человека к выполнению многих действий обеспечивается высоким и гармоничным развитием всех физических качеств: силы (способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий) выносливости (способности выполнять работу длительное время), ловкости (способности быстро усваивать новые движения и успешно действовать в изменяющихся условиях), скорости (способности выполнять движения за минимальное время)

3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков: бега, прыжков, плавания, ходьбы на лыжах

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Для я формирования такой готовности необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, которые учащиеся получают в процессе физических упражнений, постепе во переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в постоянную потребностейребу.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Учащиеся должны иметь четкое представление о режиме дня, гигиену питания, сна, значение физической культуры и спорт ту для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, гигиенические требования закалки время они овладевают приемами самоконтроля за свое ю работоспособностью, утомляемостью, общим чувстватям.

Основными средствами воспитания физической культуры учащихся являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы

Во физическими упражнениями понимают двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с содержанием физической культуры. К физических упражнений принадлежит гимнастика, игры, туризм, спорт

С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она способна избирательно воздействовать на организм или на развитие его основных систем и функций. Гимнастика бывает основной, гигиенической, спортсмены ивною, художественной, производственной, лечебной. Согласно учебной программе по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, упражнения с предметами и без них, хо дьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения и т.д.). Она развивает физические силы ребенка, сообразительность, ловкость, инициатививу.

. Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, которые организуют для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В них учащиеся физически закаляются ся, учатся быть выносливыми, приобретают опыт коллективной жизни и деятельности, ответственного отношения к природи.

. Спорт . В отличие от физической культуры, спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений на тренировках и особенно на соревнованиях ученики преодолевают значительные физические и н нервные нагрузки, выявляют и развивают двигательные и морально-волевые качеі.

. Природные факторы - солнечные лучи, воздух, вода выступают неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности учащихся, усиливая оздоровительное воздействие на них. Кроме того, они являются источником специально организованных процедурах ур: солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливанийь.

. Гигиенические факторы требуют строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований при проведении физкультурных занятий, учебной работы, отдыха, питания и др.; в строительстве, реконструкции, благоустройстве, содержании шк кильних помещений, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка), в подборе орудий, инвентаря и обл аднання (по размерам, весу и обустройством они должны соответствовать возрасту и полу учащихся) для занятий физическими упражнениями; в соблюдении режима дня, который определяет строгий распорядок и целесообразное дежурств ния труда и отдыхау.

Формированию здоровьесберегающей компетентности служат тренинговые программы"Философия здоровья","Здоровый образ жизни","Красота спасет мир","Выбери жизнь без наркотиков","За будущее без. СПИДа"; пр роекты"Модель здоровья украинской нации","Здоровье - самая большая ценность человека"; кружки, секции, соревнования и др."я - найбільша цінність людини"; гуртки, секції, змагання та інше.

В основе воспитания физической культуры школьников должны лежать глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни. Они утверждают идеал здорового гармонично развитой личности и том м играют особую роль в становлении здорового образа жизния.

Эстетическая и художественная культура личности

Эстетическая культура служит показателем уровня эстетического развития и воспитания личности. По своей сущности человек призван творить красоту и реализовать себя через эстетическую культуру. Под эстетической культурой личности следует понимать определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности . Культура человека может выражаться в слове или жесте, в математической формуле или в историческом трактате. Но главным способом выражения является трудовая деятельность, так как именно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всех сущностных сил человека. А также труд является фактором возвышения и развития личности. Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий.

Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности.

Эстетическая культура общества конкретизируется и персонализируется, прежде всего, в эстетической культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости эстетического сознания и мировоззрения, эстетического вкуса, полноту и последовательность их проявления в поведении, общении и деятельности личности.

Иначе говоря, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Развитие эстетической культуры студентов средствами изобразительного искусства представляет собой целостную систему, включающую в себя организованную совокупность теоретических, структурных и содержательных показателей. Система охватывает следующие уровни развития эстетической культуры студентов средствами изобразительного искусства:

личностный уровень развития, задачами которого являются:

– духовное совершенствование личности;

– развитие всех составляющих эстетической культуры: эстетического вкуса личности студента, его эстетических чувств, суждений, взглядов, творческих способностей, эстетических знаний;

– развитие личностной направленности освоения культуры и искусства, «личностного смысла искусства» (Д.А. Леонтьев) и выработка субъектной культурной позиции;

– освоение специфических закономерностей искусства и связанных с ним форм художественной деятельности;

уровень культурологического развития, задачами которого являются:

– развитие эстетической культуры личности средствами изобразительного искусства в овладении опытом мировой художественной культуры, ее полифункциональностью, ее гуманистическим характером;

– овладение ее культурно-художественным наследием и современными особенностями ее мирового развития;

– освоение культуры как совокупности знаковых систем;

– ее действенность как эффективный инструмент реализации всех творческих потенциалов человека;

– способ расширения экзистенциальной перспективы человечества;

уровень профессионального развития, задачи которого сформулированы исходя из понимания «человекотворческого характера» педагогической профессии и представляют собой:

– развитие эстетической культуры личности средствами изобразительного искусства в формировании гуманистических ценностных ориентаций;

– формирование творческой личности будущего специалиста;

– овладение профессиональной культурно-художественной компетенцией;

– овладение культуротворческой природой воспитания подрастающего поколения;

– овладение потребностями и умениями развивать культуру общества собственной творческой активностью;

– овладение искусством как широким культурно-художественным полем, его возможностями как мощного развивающего средства личностей учащихся;

Развитие эстетической культуры – сложный процесс, зависящий от общих жизненных целей, установок и ценностей будущего специалиста, от его общей и формирующейся в вузе профессиональной культуры.

На схеме модели ясно просматривается формула, что развитие эстетической культуры – это взаимосвязь теоретического и деятельностного аспектов, полифункциональности и многоаспектности искусства, где основополагающими элементами выступает художественно-эстетическая деятельность студентов.

Многообразие мира и общественных потребностей человека вызывает к жизни многообразие форм общественного сознания. Искусство появилось для решения специфических задач по освоению и преобразованию мира. Ключ к пониманию специфики художественного мышления и особенностей искусства нужно искать в структуре общественной практики, в структуре социально- исторического опыта людей. Искусство является непременным компонентом цивилизации на всем протяжении ее существования и развития. Запечатлев в своей «памяти» историю человечества, его прошлый опыт, искусство являет образ его судьбы, поражающий своей достоверностью.

Как феномен культуры искусство подчинено своим специфическим законам развития. Но одновременно оно входит в сферу влияния цивилизации, с которой связано своим происхождением, задачами и способами функционирования. В условиях цивилизации общество оказывается все более заинтересованным в специфических способах выражения и закрепления общественного интереса и достаточно тонких средствах решения социальных противоречий. Из этой потребности на почве недейственного уже мифологического синкретизма и возникает искусство как высокоспециализированная форма такого воздействия, формируется его образно-поэтический строй, закладываются организационные структуры, определяются функции на уровне тех новых требований и задач, которые представляет ему цивилизация. Именно цивилизация на основе продукта в различные сферы культуры дает жизнь искусству, направляет и регулирует его развитие.

Существует множество определений искусства. Перечислим основные подходы к пониманию этой дефиниции. Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях, утверждаться через торжество безобразного и даже совсем отрицаться. Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный, чувственный и иррациональный. В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука - рациональную, искусство - чувственную, религия - интуитивную. В-четвертых, в искусстве проявляются творческие способности человека. В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках и формах.

Искусство имеет глубинные отношения с человеком. Отражая жизнь в художественных образах, оно развивает все стороны личности, подвигая человека работать над самосовершенствованием. Его духовная, эстетическая, культурологическая наполненность, его творческая сторона, воздействуя на внутренний мир человека, побуждают его двигаться в соответствии с требованиями современного процесса развития общества, в котором будущее определено за творчески развитыми, компетентностными специалистами, осознающими значимость культурных ценностей, достижений мировых культур, формирующей роли искусства.

Искусство во всех его видах и жанрах имеет воздействие на каждого человека, поскольку одной из его важнейших характеристик является его обращенность к мыслям, чувствам, переживаниям, размышлениям и поступкам, созвучие настроения конкретной личности. Обладая этими свойствами, оно выступает мощным механизмом развития на всех этапах становления личности, поскольку человек в той или иной мере соприкасается с ним.

Эстетическая культура личности в не меньшей степени проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.

Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения.

Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

Каковы же задачи эстетического воспитания?В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только 1) эстетико-ценностную ориентацию личности, но и 2) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении и, конечно, в искусстве (это следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания); 3) развивает познавательную способность личности; 4) учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Эстетическое воспитание обладает двумя функциями, составляющими единство противоположностей:

Формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

Развитие ее эстетически-творческих потенций.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

Воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Развитие творческого потенциала личности - суть и цель эстетического воспитания. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество - форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота, развиваются созидательные, общечеловеческие силы. Воспитание творчества - это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами.

Творческий процесс - важнейшее средство самопознания, ибо все, что создано человеком, наделено конкретной человеческой субъективностью. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

Говоря о роли природы, искусства и других средств эстетического воспитания в развитии творчества, надо помнить, что их эстетико-воспитательный эффект в полной мере ощутим в неразрывном сочетании с другими направлениями воспитания. Вне труда, творчества эстетическое воспитание не только теряет свою базу, но и цель.

Универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Но эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

Рассуждая о возможности искусства решать вопросы познания, в науке отмечается, что искусство является средством просвещения, образования, что содержащаяся в нем познавательная информация огромна и существенно дополняет наши знания о мире, почерпнутые из газет, научных трактатов, из реального опыта, что, спрягая наш личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

Научное и художественное отражение действительности есть результат духовного и практического освоения человеком окружающего мира. Искусство и наука формируют в процессе своего воздействия на личность эстетическую и научную картину объективной реальности, которые органично дополняют друг друга.

Отличие науки от искусства в том, что первая дает людям знание законов объективного существования и развития материального мира, произведения искусства дают нам знание о том значении явлений действительности, которые они имеют для человека.

Взаимосвязь же науки и искусства заключается в том, что научное познание включает в себя эстетические компоненты (образное мышление, воображение, эстетические чувства, эстетические наслаждения). Искусство же ориентирует на целостный подход к решению проблемы.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Эстетическое воспитание чуждо дидактике. Воздействие на личность идет бескорыстно, исподволь, ненарочито. Цели эстетического воспитания столь широки, что отсутствует прямая польза, но проявляется широкая общественная значимость процесса, человек ориентируется на общечеловеческие ценности, осознавая их приоритетное значение.

Если нравственное воспитание предполагает формирование человека с социальными качествами, актуальными для данного общества, то эстетическое воспитание имеет в виду не только данное общество, но, в конечном счете все человечество как поле, ориентир и критерий жизнедеятельности личности. Эстетическое воспитание развивает творческие способности человека, научает его относиться к миру истинно по-человечески. Во всем этом источник и актуальности, и грядущего расширения сферы и значения эстетического воспитания.

Прежде всего, эстетическое воспитание оттачивает непосредственно эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Однако оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность. Желанный, оптимальный результат эстетического воспитания – формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет человеку жить гуманной жизнью и действовать убежденно, целенаправленно, избирательно, продуктивно, практично и общечеловечески значимо. Главный показатель эстетической воспитанности человека – его самостоятельные творческие личностные действия, их гуманный характер, благородный тип поведения, манеры и внешний облик, сообразованные с высоким вкусом.

Эстетическое воспитание попутно решает и компенсаторные задачи, отвлекая человека от горестных жизненных переживаний и готовя его к борьбе за улучшение мира и своего положения в нем. Этот тип воспитания решает и просветительно-эвристическую задачу, помогая личности духовно обогащаться новыми знаниями и эстетическим опытом. Кроме того, функциональными особенностями эстетического воспитания являются: артистизм– оттачивание и совершенствование чувств, вкусов человека, его облика и жизненного поведения; ценностно-ориентационный эффект – привитие личности способности оценивать явления действительности и искусства, выстраивать иерархически организованную систему ценностей и выбирать направление деятельности в соответствии с этой системой; креативность – пробуждение в человеке художника, развитие потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства, к творческому характеру деятельности.

Высшая цель искусства – всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентации. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма.

Развитие человека, его непрерывное совершенствование идут через общество, во имя людей, а развитие общества –черезчеловека,во имяличности.Вэтойдиалектикечеловекаи человечества – смысл и суть истории. Способствовать историческому прогрессу во имя счастья человека – высшее гуманное назначение искусства.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Наука и действительность // Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. С. 337.

2. Новиков А.М. Методология образования. М., 2002.

3. Петрова Г.А. Эстетическое воспитание студентов // Педагогика высшей школы. Казань, 1985.

4. Суходольская-Кулешова О.В. Формирование эстетической культуры будущего учителя // Педагогика. 2003. № 5.

5. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты: Монография. М.: АПК и ПРО, 2001.

6. Суслова Т.Д. Художественно-эстетическая культура // Программа педагогических вузов и педагогических колледжей. М., 2001.

7. Новиков А.М. Методология образования. М., 2002. С. 82.

8. Каган М.С. Формирование личности как синергетический процесс // Обсерватория культуры. 2005. № 2. С. 9.

10. Каган М.С. Философия искусства. СПб., 1996. С. 19.

11. Новиков А.М. Методология образования. М., 2002. С. 226.