Фамусов какой он. Характеристика героев горе от ума. Основные черты характера

ГОРЕ ОТ УМА

(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)

Фамусов Павел Афанасьевич — один из ключевых героев комедии; богатый вдовец, барин, в чьем московском доме происходит действие, «управляющий в казенном месте»; отец Софии, в которую влюблен внезапно вернувшийся после трехлетнего отсутствия Чацкий. (Ф. был другом его покойного отца.) Образы Чацкого и Ф. полярно противоположны; один странствователь, другой домосед; один поднимает словесный бунт против дряхло-патриархального московского мира, другой — растворен в этом мире без остатка и в каком-то смысле олицетворяет его.

Наиболее патетичный из монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века: здесь по отцу «и сыну честь», тут у кого «душ тысячки две родовых, / Тот и жених»; московских дам можно сей час отправить «командовать в Сенат», московские дочки «так и льнут к военным» — «А потому, что патриотки». Особый восторг Ф. вызывают старички, которые «Поспорят, пошумят... и разойдутся». Это не просто «похвальное слово Москве», но некий ретроспективно-утопический образ идеального общества «фамусовского» типа; точно так же — знаменитые календарь Ф., записи в котором он проглядывает в 1-м явл. 2-го д. (во вторник к Прасковье Федоровне в дом... в четверг на погребенье... в четверг, а может, в пятницу, а может, и в суббо ту — крестить «у вдове, у докторше»), не просто деталь его быта, но свод правил московского миропорядка, основанного не на делах, а на связях. Соответственно, бал в фамусовском доме, во время которого Чацкий будет объявлен сумасшедшим, —это маленькая «модель» Москвы, гости Ф. — князья Тугоуховские с 6 дочерьми, Хлестова, Скалозуб и другие — представляют срез московского общества.

Как положено вдовому московскому барину, Ф. заигрывает со служанкой дочери («зелье, баловница»), находится в особо тесных отношениях с докторшей-вдовой, которая должна не просто родить, но именно по особому «расчету» Ф. И при этом он «монашеским известен поведеньем». Как положено человеку «века минувшего», он страшится новых веяний. Во время первого же разговора с Чацким (чье возвращение его совсем не радует — помимо прочего и потому, что Чацкий беден, это не московский жених с «тысячками двумя» душ) Ф. затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Естественно, он порицает французские моды и лавки Кузнецкого моста (традиционный комедийный мотив переосмыслен; обычно предметом осмеяния становились не «ругатели» мод, но сами модники и модницы). В этом он отчасти совпадает с Чацким, обличающим дух подража-нья; но в том и разница, что «мода» для Ф. — не враг самобытности и самостоятельного русского ума, а всего лишь один из псевдонимов новизны, которую он ненавидит. Разница между книжными и бисквитными лавками для него несущественна (ср. тот же мотив в «Графе Нулине» А. С. Пушкина, написанном после знакомства с «Горем от ума»). Главный враг для Ф. — ученье, ибо оно разрушает неподвижность мира — главное условие долгоденствия его «московской утопии». Неосуществимая мечта: «забрать все книги да и сжечь».

И, как типичного московского барина, его водят за нос все кому не лень. И дочь, и ее возлюбленный Молчалин, взятый Ф. в секретари именно за робость и услужливость, и Софиина служанка Лиза. На сцене Ф. впервые появляется в тот самый момент, когда София и Молчалин, всю ночь (по счастью, платонически) проведшие наедине, еще не расстались; Лиза переводит часы, чтобы их звоном потревожить покой любовников и предупредить о том, что оставаться вместе уже небезопасно; сначала Лиза, затем София и Молчалин усыпляют бдительность хозяина, заподозрившего неладное. А последний выход Ф. на сцену приурочен к финальному свиданию Софии с Молчали-ным, во время которого та убеждается в низости и корысти «любовника»; картина ночного свидания дочери с секретарем повергает Ф. в ужас (особенно потому, что его покойная жена была большой охотницей до мужчин). Комизм сцены усилен тем, что Ф. словно раздваивается между внезапно охватившей его ненавистью к «новой» Москве, которая заражена «духом» Кузнецкого моста («Дочь! Софья Павловна! <...> / Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми. / <...> / В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!») и прежней пламенной любовью к «столице, как Москва». Только что (явл. 14) он грозил предать позорный случай огласке («В Сенат подам, Министрам, Государю»), и тут же, в явл. 15, завершающем комедию, в слезном ужасе восклицает: «Что будет.говорить княгиня Марья Алексевна!!!» Мнение московской княгини стоит в его иерархии выше и значит для него больше, чем мнение русского царя, обретающегося в Петербурге.

Как все центральные персонажи комедии, Ф. имеет своих «двойников». Один из них — Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Ф. рассказывает в назидание Чацкому. («На куртаге ему случилось обступиться; / Упал, да так, что чуть затылка не пришиб / <...> / Был высочайшею пожалован улыбкой / <...> /Упал вдругорядь —уж нарочно» — д. 2, явл. 2.) Это идеальный «прообраз» Ф. А его (и одновременно Максима Петровича) сюжетная тень — Молчалин, впитывающий московские традиции, живущий по московским правилам. Поэтому разрыв Ф., уверенного, что Молчалин обманул его доверие, с «секретарем» может оказаться временным, на что намекает финальный монолог Чацкого.

А.С. Грибоедов не случайно подбирает Фамусову его фамилию. На латыни «фама» звучит как "молва", а "фамосус" на латыни значит "знаменитый". Зная это, каждый читатель уже с первых строк произведения понимает, что речь идет о важной персоне, занимающей высокое положение в обществе. Титулованный помещик, богатый барин, состоящий в родстве с именитым вельможей Максимом Петровичем, Павел Афанасьевич Фамусов вращается среди важных, почтенных московских персон и крупных чиновников, часто принимая их у себя в доме.

Фамусов - человек, для которого суждения молвы и общества важнее собственного мнения. В финале пьесы Фамусов не спешит поддержать свою разочарованную в любви дочь. Павла Афанасьевича больше всего на свете волнует мнение княгини Марьи Алексевны о событиях в его собственном доме.

Образ Фамусова достаточно реалистичен и красноречив. Перед читателем Павел Афанасьевич предстает и заботливым строгим отцом, и важным чиновником, и барином, свято чтящим вековые традиции. Он незлобив, остроумен, всегда радушно принимает своих гостей, покровительствует своим родственникам и знакомым. Как и всякий человек, бывает вспыльчив и ворчлив. Ничто человеческое ему не чуждо, ни добродетели, ни пороки.

Он всячески заискивает перед теми, кто выше его рангом, льстит тем, от кого зависим. Как нелепо и смешно выглядит Фамусов, оказывая у себя дома чрезмерное внимание тупому солдафону Скалозубу, нахватавшему с помощью лести наград и отличий! Совсем другим тоном Павел Афанасьевич обращается к прислуге, называя их ослами и не церемонится с выбором слов и выражений. Общаясь с Молчалиным, он ни на минуту не дает тому забыть, что приютил его у себя в доме, облагодетельствовав его службой. Фамусов постоянно обращается к Молчалину на "ты", демонстрируя снисходительно-покровительственный тон начальника-благодетеля. Учитывая высокородное происхождение Чацкого, Фамусов общается с ним на равных. С дочерью Софьей Павел Афанасьевич общается как всякий любящий отец, то пожурит ее, то приласкает, то преподаст урок неопытной девушке.

Речь Фамусова - яркое выражение его своеобразной натуры. Павел Афанасьевич общается с окружающими как типичный московский барин. Он часто использует слова, присущие простонародью: мочи нет, уморить, неужто, прозябли, отдушничек, бить баклуши, невзначай. Такая исконно русская речь Павла Афанасьевича свидетельствует о том, что он - русский барин и хорошо знает традиции своего народа. В своей речи Фамусов иногда использует и слова иностранного происхождения, называя Чацкого карбонарием. Рассказывая Чацкому о царском приеме, он использует иностранное слово куртаг, обозначающее приемный день в царском дворе. Невзирая на относительно богатый словарный запас, Фамусов не использует научных терминов, что свидетельствует о его ограниченности. В его лексиконе отсутствуют и слова, передающие глубокие душевные переживания, так как Павел Афанасьевич по большому счету - обыватель, которого не очень волнуют житейские проблемы. Он доволен тем, что имеет и лишен высоких стремлений и побуждений. Его ограниченность особенно ярко проявляется, когда его гости рассуждают о вреде учения и книг. Фамусов поддерживает их и предлагает сжечь все книги, от которых, по его мнению, исходит все зло. Фамусов пребывает в глубокой уверенности в том, что крепостное право непоколебимо и единственно правильное. Он восхищается былыми временами и старыми порядками, яростно отвергая все новое и непонятное.

В известном произведении "Горе от ума" А.С. Грибоедов ярко и реалистично показал Фамусова как типичного представителя русского дворянства начала XIX века и яростного защитника реакционного самодержавного строя, олицетворяющего косную и отсталую Россию того периода.

Меню статьи:

В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.

Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.

Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.

Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.

Семейная жизнь Фамусова

В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.

Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.

Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.

Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.

Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.


Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.

Государственная служба Фамусова

С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.

Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».

Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.

Личностные качества и привычки Фамусова


В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.

Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.

«Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение. При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.

Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».

Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.

Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:

На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Изволили смеяться; как же он?
Упал вдруго́рядь – уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.

Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.

Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.

К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.

Конфликт Чацкого и Фамусова

Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».

Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:

В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? – Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово – приговор, –
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их…

Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.


Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» является воплощением представителей самодержавия, реакционно ополченного чиновничества. В начале XIX века таких людей было очень много, о них говорили друзья Грибоедова, Пушкин, декабристы. Барская среда негативно относилась ко всему новому, яро защищала старые порядки. Фамусов - это не один человек, а целое сословие невеж, для которых в жизни нет ничего важнее денег.

Характеристика барина

Приверженность богачей старому режиму и их сопротивление новизне во всех проявлениях жизни показано в комедии «Горе от ума». Фамусов - крупный чиновник, очень уважаемый в обществе человек, он близко общается со знатными дворянами, титулованные особы посещают его дом. Павел Афанасьевич по своим взглядам является старовером, приверженцем крепостнического дворянства.

Грибоедов образ Фамусова в комедии «Горе от ума» раскрыл со всех сторон. Для тех, кого он считает себе равным, барин радушный и гостеприимный хозяин, дом которого всегда открыт. Павел Афанасьевич находчивый и остроумный рассказчик, добродушный, не лишенный житейского ума человек. Это любящий отец, готовый как пожурить, так и приласкать свою дочку. К слугам он относится грубо, ворчлив, вспыльчив. Как начальник - строг и требователен.

Культурный уровень помещика

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» воплощает в себе полупросвещение барского сословия. Павел Афанасьевич хвастает тем, что московские девицы два слова не могут связать воедино, что у него в канцелярии полно ничего не делающей родни. Речь Фамусова говорит сама за себя, у него богатый словарный запас, в котором преобладают народные выражения, попадаются и иноязычные слова.

Но барин не в состоянии выразить сложные душевные переживания или поговорить о науке, что указывает на его низкий культурный уровень. Это обычный русский помещик, предпочитающий общаться на житейском языке.

Манера общения

Правила поведения в обществе также затрагиваются в комедии «Горе от ума». Образ Фамусова является воплощением всех русских помещиков, привыкших унижать и оскорблять слабых и бедных, льститься перед теми, кого они побаиваются или кто им выгоден. С мелким чиновником Павел Афанасьевич общается на «ты» и только высокомерным тоном. С влиятельными людьми он говорит заискивающе, прибавляет к словам частицу «с». Определенная речевая манера делает образ Фамусова в комедии «Горе от ума» реалистичным и правдивым, ведь именно так разговаривало все московское дворянство.

Грибоедов поставил себе цель разоблачить крепостническое общество, показать, куда их господство ведет Россию, и это у него получилось. Современники писателя, прочитав комедию, узнали события и факты, происходившие прямо на их глазах. Грибоедов ничего не приукрашивал, а реалистично изобразил дворянство начала XIX века. Фамусов и ему подобные активно выступали против просвещения и культуры, отказываясь от духовного и Подобная элита для России - это шаг назад. Это отлично понимал как Грибоедов, так и его современники.

Павел Афанасьевич Фамусов - одно из главных действующих лиц комедии, пред­ставитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он извес­тен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимо­му, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Пет­рович, играл при дворе Екатерины II значи­тельную роль. Его «домашние друзья» - князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.

Фамусов - вдовец, он любит дочь, забо­тится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за бо­гатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежно­стью к кругу знатных московских дворян, из­вестен гостеприимством, живет на широкую ногу. Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатери­ны II. Фамусов - сторонник крепостных по­рядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмот­рению представляется ему законным и впол­не справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим до­стоинством. Ругает их, не стесняясь в выра­жениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птица­ми ходить». Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину - секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («...и будь не я, коптел бы ты в Твери...»). Служебные дела Фамусо­ва сводятся к подписыванию подготовлен­ных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

На службе Фамусов окружил себя родст­венниками, считая достойной похвалы та­кую заботу о родне. Он с гордостью гово­рит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а пото­му как «деловой»:

Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

Самое важное для Фамусова-чиновни­ка - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким обра­зом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Пет­рович - подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то веч­но цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».

Фамусов восхищается и Кузьмой Петрови­чем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на бога­той был женат». Таким людям Фамусов стре­мится подражать. Их способ получения чи­нов и денег он считает самым верным.

Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасше­ствии Чацкого, считает, что болезнь унасле­дована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фаму­сов считает учение, то есть науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И заканчивает свою мысль категоричес­ким требованием:

Нет! Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь!

Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гуверне­рами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сер­дец!» Однако сам следует этой моде:

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Учителей, которых нанимали для обуче­ния детей «числом по более, ценою поде­шевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», - поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного об­разца, когда в глазах пример отца».

Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодо­брением он относится к двоюродному бра­ту Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему - он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называ­ет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий вы­сказывается против того строя, тех поряд­ков, которые являются для Фамусова осно­вой всего его благополучия.

В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий