Даны изображения 3. Школьный этап Всероссийской олимпиады по МХК (с учетом рекомендаций) проверка для учителя. Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте

1. Определите произведение по перечисленным приметам.

2. Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит.

3. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ.

4. К культуре какого народа произведение принадлежит?

5. Укажите век или эпоху, когда он был создан.

6. Если возможно, укажите место его нахождения.

Пример текста

В этом произведении воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека... Ресницы... не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи, при внимательном взгляде, можно видеть биение пульса. Улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною.

Для ответа может быть предложена таблица, что сделает проверку более технологичной, или отведено пространство, ориентирующее участника на предполагаемый объем ответа.


Пример 2 первого типа задания (определяет вектор дальнейшего усложнения этого типа заданий на последующих этапах Олимпиады). 9 кл. Задание позволяет определить диапазон знаний конкретных произведений искусства: от хрестоматийных (в данном случае популярного памятника Большой Сфинкс) до менее известных широкому кругу (Писец Каи).

Даны 3 изображения памятников искусства. Напишите:

1. названия изображенных на иллюстрациях памятников,

3. время их создания,

1. 2. 3.

Данный тип задания направлен не только на узнавание конкретного произведения, но и на сформированность навыка анализа произведения, понимание принадлежности конкретного произведения искусства к определённому виду искусства, эпохе (времени) его создания. Расширением ответа в данном случае является знание авторов произведения, местонахождение произведения (если речь идёт, например, об архитектурном сооружении). Знание точных дат от участника не требуется.



Знание дополнительных сведений выявляет наиболее подготовленных участников. При разработке критериев оценок рекомендуется предусмотреть начисление баллов за возможные дополнительные сведения. Рекомендуемая оценка задания 20 баллов.


Для 10 класса

Вариант первого типа задания для 10 класса может выстраиваться аналогично п римеру 2 первого типа задания для 9 кл. и включать изображения как более известных статуй Дискобола Мирона (около 450 года до н.э.), статуи Дорифора Поликлета (450-440 гг. до н.э.), так и менее известное произведение, например, Скопас Менада (первая пол. IV века до н.э.).

Для 11 класса

Пример первого типа задания. 11 кл.

Даны изображения 3 произведений искусства. Напишите:

1. их названия,

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

1. 2. 3.

Задание позволяет определить диапазон знаний конкретных произведений искусства: от хрестоматийных до менее известных широкому кругу.

Целесообразно определить максимальную оценку за выполнение задания, предусмотрев при этом дополнительные баллы за оправданное расширение ответов. В критериях оценок следует указать, что за любые


дополнительные сведения может быть начислено до 6 дополнительных баллов, но так, чтобы общая оценка не превышала максимальной оценки в 30 баллов.

Примеры второго типа заданий

Для 9 класса

Пример 1 второго типа задания. 9 класс.

Рассмотрите репродукцию.

1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.

2. Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа.

3. Распределите записанные определения по группам. Объясните принцип группировки.

4. Назовите не менее трех известных произведений этого же автора.




Пример 2 второго типа задания. 9 класс.

Задание связано с прослушиванием музыкальных эпизодов и направлено на выявление уровня развития учебно-познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций и ориентировано на выявление знаний музыкальных жанров, определение


жанровой принадлежности каждого из предложенных музыкальных фрагментов.

В процессе выполнения задания участник должен продемонстрировать способность к эмоциональному восприятию музыкального произведения и потребность передачи своего эмоционального состояния образным языком.

Задание также содержит рефлексивный компонент.

Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Участникам предлагается прослушать 5 музыкальных эпизодов. Примерный перечень эпизодов:

1. П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"

2. Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" (фрагмент).

3. «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина (фрагмент).

4. В.А. Моцарт, «Рондо в турецком стиле» (соната №11 A- dur, фрагмент).

5. "Cats" Э. Ллойда Уэббера (Memory – фрагмент).

6. Л.В. Бетховен, симфония № 5, 4-х частное музыкальное произведение Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам

познакомиться с содержанием задания и материалом таблицы к заданию, объявляет, что файлы можно будет прослушать дважды, а файл, с которым нужно будет работать, выполняя пункт задания 3, будет звучать дополнительно в третий раз. Перед включением каждого фрагмента дежурящий в аудитории преподаватель объявляет: "Фрагмент N 1", "Фрагмент N 2" и т.д.

Задание


1. Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 5 фрагментов музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известен автор и/или название произведения, укажите их.

3. Приведите пример произведения и дайте определение жанру в оставшейся строке.

3. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1. Подчеркните определения, которые свидетельствуют о его жанровой принадлежности фрагмента.

Вариант ответа:



Для 10-11 классов

Задания второго типа для 10 класса могут быть разработаны по аналогии с заданием для 9 класса.

Предлагаемый ряд музыкальных эпизодов для 10 класса:

ария Индийского гостя из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова;

«Вставайте, люди русские», хор из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» ор. 78;

эпизод Прелюдия № 4, op28, e – moll Ф. Шопена;

фрагмент 1 части Концерта для ф-но с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23, П. И. Чайковского.

Предлагаемый ряд музыкальных эпизодов для 11 класса:

Фредди Меркьюри The Show Must Go On; В.А. Моцарт Реквием. ч.7 Лакримоза

С.В. Рахманинов, слова Е. Бекетовой «Сирень» Ф. Шопен Прелюдия №7, op. 28, A-dur

Д.Д. Шостакович Симфония № 7 « Ленинградская» ор. 60, C-dur (фрагмент темы нашествия).

Примеры третьего типа заданий

Для 9 класса

Рассмотрите и проанализируйте картину Б. Кустодиева "Утро".


1. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.

2. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции.

3. Определите общее настроение картины.

4. Назовите 3 произведения живописного искусства, запечатлевающие бытовые сцены.

5. Укажите 3 известные работы этого же художника.

Пример задания третьего типа для 10 кл.

Задание №1. Даны изображения 3 произведений искусства. Напишите: 1. 1. их названия, 1.2. к какой стране или культуре ониотносятся,
1.3. время их создания (век),
1.4. их местонахождение в настоящее время.
2
1
3

Задание №2
Художники разных эпох и стран обращались к данной теме.
2.1.У всех этих картин одно название. Какое?
2.2. Какая книга вдохновила художников на выбор этого сюжета?

Задание №3. Рассмотрите репродукцию. 3.1.Если узнали произведение, напишите его название, автора, время создания. 3.2.Напишите

не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний,
которые понадобятся для описания запечатлённого на репродукции образа.
3.3.Распределите записанные определения по группам. Объясните принцип
группировки.
3.4. Назовите не менее трёх известных произведений этого же автора.

Задание 4. Рассмотрите и проанализируйте известное произведение русской школы. 4.1. Напишите название работы и имя ее автора.

4.2. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на
ней фигур.
4.3. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в
композиции и функции.
4.4. Определите общее настроение работы.
4.5. Назовите известные произведения этого же жанра.
4.6. Укажите известные работы этого же художника.

Задание 5. Даны 18 имен, понятий и терминов, связанных с искусством. 5.1. Объедините имена, понятия и термины в группы. 5.2.

Определите принцип объединения.
Классицизм. Шпиль. Софиты. Романтизм. Модернизм.
Ордер. Вивальди. Бах. Колонна. Сцена. Верди.
Сентиментализм. Кулиса. Портик. Моцарт. Гендель.
Протагонист. Орхестра.

п/п
1
2
3
Ряд
Определение

Задание 6. Определите художественное полотно по фрагменту.

Задание 6. 6.1. Напишите, что на нем изображено. 6.2. Напишите название работы и имя ее автора. 6.3. Какую часть в композиции

занимает представленный
фрагмент?
6.4. Опишите общую композицию работы и укажите
количество изображенных на ней фигур.
6.5. Определите общее настроение работы.
6.6. Назовите значимые запоминающиеся детали и их
функции.
6.7. Укажите известные работы этого же художника.

Задание 7.
7.1. К какому стилю можно отнести большинство представленных на слайде зданий?
7.2. Назовите постройки, которые Вы отнесли к этому стилю
7.3. Какие здания Вы исключили из этого списка? Объясните свой выбор.
3
2
4

Задание 8.

У древних греков и римлян, кроме богов, обитающих на
Олимпе, были и земные божества, и среди них - Genius
loci (лат.) – дух-хранитель, божество места. Но если
Диану, Юпитера, Венеру мы можем увидеть хотя бы в
залах Эрмитажа, то гений местности неуловим, у него нет
конкретного воплощения в человеческом образе. Это
некий дух, который изначально таится в природе той
местности, где потом поселится человек. И если человек
строит свой город, не искажая природу, а украшая её, в
согласии с ней, то гений места охраняет и не покидает
его.
Где в Кронштадте, по вашему мнению, живет гений
местности? Опишите это место. Какие настроения и
чувства у вас возникают в этом месте? (не менее 10
предложений)

Выполнение первой пятилетки (1928-1933 г.) в процентах

1. Можно ли говорить о выполнении плана первой пятилетки? Почему? ________________

2. Какая сфера экономики получила наибольшее развитие в первую пятилетку? С чем это связано? ______
_____________

3. В какой из сфер народного хозяйства в ходе первой пятилетки были наименьшие успехи? С какими факторами это связано?_____________

__________________________

4. Как Вы считаете, почему так разнятся два варианта пятилетки?_____________________

5. Как Вы думаете, какие конкретные отрасли получили наибольшее развитие, исходя из данных таблицы? ______________________________
__________________________

13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (5 баллов):

«Говорят, будто Советский Союз выдвигает принцип мирного сосуществования лишь из тактических, конъюнктурных соображений. Однако известно, что за мирное сосуществование мы с такой же настойчивостью выступали и прежде, с первых лет Советской власти. Стало быть, это не тактический ход, а основной принцип советской внешней политики...

До сих пор враги мира пытаются уверять, что Советский Союз будто бы намерен ниспровергать капитализм в других странах с помощью «экспорта» революции. Разумеется, среди нас, коммунистов, нет приверженцев капитализма. Но это вовсе не значит, что мы вмешались или собираемся вмешиваться во внутренние дела тех стран, где существуют капиталистические порядки».

1. Назовите документ, отрывок из которого дан в тексте _________________________

2. Дайте датировку данного документа __________

4. Исходя из документа, как называлась новая концепция советской внешней политики? _



5. Какие последствия имел этот документ для внешней политики СССР?______________


14. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (3 балла):

1. Пражская весна а. Бандунгская конференция

2. Начало рыночных реформ в России б. «Мюнхенский сговор»

3. XX съезд КПСС в. «Красный май» во Франции

4. Советско-финская война г. Приход М. Тэтчер в Великобритании

5.Ввод советских войск в Афганистан д. Конец режима «апартеида» в ЮАР

Событие отечественной истории
Событие всемирной истории

Ниже даны изображения советских полководцев в 1918-1945 гг. Разделите их на 2 группы по 3 полководца. Дайте критерий выделения групп. Назовите полководцев (7 баллов).

1. 3. 5.

2. 4. 6.

16. В следующем году будет 50-летие Карибского кризиса 1962 г. В связи с этим прочитайте следующий отрывок и ответьте на вопросы к нему (4 балла):

Американские исследователи Б. Аллин, Дж. Блайт и Д. Уэлч считают, что причинами, побудившими Н. С. Хрущева дать согласие на размещение ракет на Кубе были:

«1) ощущавшаяся необходимость удержать США от вторжения на Кубу и предотвратить уничтожение кубинской революции;

2) ощущавшаяся необходимость подправить существовавший в пользу США огромный дисбаланс по числу обеспеченных средствами доставки ядерных вооружений;

3) желание, порожденное соображениями национальной гордости и престижа, осуществить в противовес развертыванию Соединенными Штатами ядерного оружия по периметру Советского Союза «равное право» СССР развернуть свои собственные ракеты на территории, примыкающей к США».

1. Почему для СССР было так важна Куба, хотя Ф. Кастро на тот момент еще не был марксистом? _____

2. Могло ли размещение советских ракет на Кубе серьезно изменить «огромный дисбаланс» в числе средств доставки между США и СССР? ______________________________

3. Что значит «развертывание США ядерного оружия по периметру СССР»? ___________

4. Известно, что размещение советских ракет на Кубе было очень болезненно воспринято американской общественностью. Почему? _________

17. В 2012 г. отмечается 200-летие Отечественной войны 1812 г. В связи с этим распределите сражения этой войны в таблицу (4 балла):

Бой под Миром, Тарутинский марш-маневр, Смоленская битва, сражение под Красным, битва на р. Березина, Тарутинское сражение, битва под Малоярославцем, бой под Клястицами, Вяземское сражение, бой под Красным


18. Дайте название промышленных районов Российской Империи во второй половине XIX века и определите их специализацию (7 баллов).

Итого – 85 баллов

Желаем успеха!

Задание по теме 2. Построить три вида детали по данному наглядному изображению в аксонометрической проекции. Пример выполнения дан на рисунок 3.3. Индивидуальные задания даны на рисунке 3.2 (слева над изображением указаны номера вариантов).

Графическую работу выполняют на листе чертежной бумаги формата АЗ карандашом.

Литература. ГОСТы: 2.305-68, 2.307-68.

Порядок выполнения. 1. Изучить ГОСТ 2.305-68 и СТ СЭВ 362-76 и 363-76 и рекомендованную литературу. 2. Внимательно ознакомиться с конструкцией по ее наглядному изображению и определить основные геометрические тела, из которых она состоит. 3. Выделить на листе бумаги соответствующую площадь для каждого вида детали. 4. Нанести тонко карандашом все линии видимого и невидимого контура, расчленяя деталь на основные геометрические тела. 5. Нанести все необходимые выносные и размерные линии. 6. Проставить размерные числа на чертеже. 7. Заполнить основные надписи и проверить правильность всех построений. 8. Обвести чертеж карандашом.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите названия шести основных видов и укажите, как их располагают на чертеже. 2. Что называют главным видом? 3. Когда на чертеже делают надписи названий основных видов? 4. Какой вид называют дополнительным? Как его изображают на чертеже? 5. Какой вид называют местным?

Указания по выполнению задания. Правила прямоугольного (ортогонального) проецирования, лежащие в основе всякого чертежа, изучаются в курсе начертательной геометрии.

Изображения на чертеже в зависимости от их содержания разделяются на виды, разрезы, сечения.

Рисунок 3.2 – Индивидуальные задания.

Рисунок 3.3 – Построение трех видов.

Тема 3. Построение трех изображений и аксонометрической проекции предмета по его описанию.

Задание по теме 3. Построить три изображения и аксонометрическую проекцию предмета по его описанию, данному в таблице 3.2. Предмет изобразить с двумя отверстиями призматическим и цилиндрическим.

Призматическое отверстие - это сквозное отверстие, ребра которого перпендикулярны фронтальной плоскости проекции; форму и размеры отверстия взять по таблице 3.3. Цилиндрическое отверстие выполнить в соответствии со своим вариантом из таблицы 3.2. Пример выполнения графической работы дан на рисунке 3.4. Работу выполнить на листе чертежной бумаги формата АЗ карандашом.

Порядок выполнения. Ознакомиться с содержанием чертежа к теме 3 (рис. 15) и изучить методические указания к данной теме. Внимательно изучить данные, представить форму предмета в пространстве. Последующий порядок тот же, что и в теме 2.