Д мамин сибиряк главные герои присказка. Детские сказки онлайн. Сказка про комара комаровича – длинный нос и мохнатого мишу – короткий хвост

КОНСПЕКТ УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

3 класс УМК «Школа России»

Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК

«АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ».

ПРИСКАЗКА .

Провела:

Учитель начальных классов

Чурсина Юлия Владимировна

ТЕМА: Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК «АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ». ПРИСКАЗКА.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Формирование понятия о литературных сказках;

Знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина –Сибиряка;

Привитие любви к чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка.

ПЛАН УРОКА:

    Организационный момент

    Актуализация знаний

    Постановка учебной задачи. Введение в тему.

    Работа над новым материалом.

Физкультминутка.

    Продолжение работы над новым материалом.

    Рефлексия. (Итог урока)

    Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

2.Актуализация знаний

Речевая разминка.

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой.

Отгадайте загадку.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Прочитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?

Прочитайте загадку орфографически.

Прочитайте загадку орфоэпически.

Отгадайте загадку.

Что объединяет эти сказки?(Это русские народные сказки).

Правильно. Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над сказками).

3. Постановка учебной задачи. Введение в тему.

С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

    Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. (ЛЕВ)

    Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок.. (БИЛИБИН)

    Поэт который в детстве часто говорил в рифму, например:

«Что - же мама не идёт?

Ведь Мишель всё ждёт и ждёт?». (ЛЕРМОНТОВ)

    Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям. (НЕКРАСОВ).

    Что высмеивают басни И.А.Крылова. (ПОРОКИ)

    Любитель природы, спаситель зайцев из произведения Некрасова.(МАЗАЙ)

    Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. (ТУЧКА)

    Кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!?».(ПУШКИН)

    Известный русский баснописец.(КРЫЛОВ)

    Кто из героев басни Крылова сказал:

«Смотри, кум, милый мой,

Что это там за рожа?» (ОБЕЗЬЯНА)

    История рассказанная Л.Н.Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по своему. (ПРЫЖОК)

    В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова. (ЗЕРКАЛО).

Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (ЛИТЕРАТУРНЫЕ)

Кто попробует полностью сформулировать тему урока? (Литературные сказки).

4. Работа над новым материалом.

1). Работа с учебником.

Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника «Литературные сказки».

Как вы думаете, что такое литературные сказки? (Это авторские сказки, Их написали писатели.)

Прочитаем об этом на стр.180. (Чтение текста по ролям заранее подготовленных учеников.)

2). Беседа после чтения.

Рассмотрите рисунки


Вспомните сказки. Которые вы читали раньше. Назовите свою любимую.

На какие две группы можно разделить сказки?(На 2-ве: народные и литературные)

В чём их отличие?

3). Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина -Сибиряка.

Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке.

Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе учителем.

Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог.

Незаконченное образование не помешало Мамину стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов.

Среди них известная вам сказка о больной но очень сильной и храброй уточке.(«Серая шейка»).

Особое место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.

Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них - отдельная история. В центре «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются.

Познакомимся с названиями некоторых из них.(Обзор выставки книг.)

Физкультминутка.

5. Продолжение работы над новым материалом.

- «Алёнушкины сказки» начинаются с присказки. Прочитаем её на стр.182 самостоятельно, жужжащим чтением.

Прочитаем присказку вслух.

Где вы встречались с присказкой?

Какие из них помните.

Чтение присказки вслух по цепочке.

В чём особенность присказки писателя?

6. Рефлексия. (Итог урока)

С какими сказками познакомились на уроке?

В чём отличие литературных сказок от народных?

С творчеством, какого писателя познакомились?

Расскажите мне по схеме о том, что дал вам сегодняшний урок.

Я узнал…; представил…; смог…;

При помощи трёх сердечек красного, желтого, зелёного поставьте оценку себе, своему классу. (Красное –«3», Зеленое – «4», Жёлтое –«5»).

7. Домашнее задание.

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»»

Цели урока: ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; прививать любовь к чтению, к литературным сказкам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

    Прочитайте стихотворение В. Орлова «Ворона» «жужжащим» чтением.

    Кра! - - Стой, ворона.

    Кричит ворона. - Не кричи.

    Кража! Не кричи ты,

    Караул! Помолчи.

    Грабёж! Жить не можешь

    Пропажа! Без обмана:

    Вор прокрался У тебя ведь

    Утром рано! Нет кармана!

    Грош украл он - Как!-

    Из кармана! Подпрыгнула ворона

    Карандаш! И моргнула удивлённо.

    Картонку! - Что ж вы раньше

    Пробку! Не сказали?

    И красивую Кар-р-р-раул!

    Коробку! Кар-р-ман

    Укр-р-али!

ГРОШ - старинная медная монета в 2 копейки. Позднее - полкопейки. «Гроша ломанного нестоит» - ничего не стоит, никуда негодится.

    Какие части этого стихотворения ты, подражая вороне, будешь читать громко, да ещё при этом выделяя звук [р]? Прочитайте это стихотворение так, чтобы мы услышали ворону.(Выразительное чтение учащихся.)

III. Введение в тему

1. Предварительная беседа.

    В каких произведениях мы встречались с вороной? (Мы читали про неё рассказы, басни, стихи.)

    сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название.(Раздел называется «Литературные сказки».)

    Что значит «Литературные сказки»? (Это авторские сказки. Их написали писатели.)

    Прочитаем об этом на странице 180. (Чтение по ролям заранее подготовленными учащимися.)

    2. Беседа после чтения.

    На какие две группы разделены сказки? (Сказки разделены на 2 группы: народные и литературные, или авторские.)

    Как их различить? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка - это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У неё есть автор.)

    Рассмотрите иллюстрации на странице 181. Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые. (Ответы детей.)

IV. Физкультминутка

V. Изучение новой темы

    Ребята, прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня ознакомимся, рассмотрите его портрет.(Дети читают с доски: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912).)

    1. Рассказ учителя о писателе.

    Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912 гг.)

    Д.Н. Мамин родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасно подобранная библиотека, а сам «скромный поповский домик», по отзывам современников, был «сосредоточием обездоленных заводских людей». Ещё в раннем детстве потрясённый контрастом величавой природы Урала и жизнью простых людей, на всю жизнь запомнил мальчик страшную «машинную», где заточали и избивали провинившихся рабочих.

К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано - в 80-е годы, хотя основные его произведения были написаны начиная с 90-х годов (в 1892 году умерла в родах его двадцатишестилетняя горячо любимая жена, оставив писателю тяжелобольную дочь - Алёнушку). Подвиг отцовства, о котором вспоминают все современники, сказался в особо пристальном внимании к детскому миру, в создании своеобразной философии детства («Дети - будущее человечества: в них будущие возможности», а книга - это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром», «детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян», - таковы некоторые высказывания писателя).

К сказкам природы примыкает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю с 1894 до 1897 года и первоначально не предназначались для опубликования - они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. В последствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их. В отличии от сказок природы этот цикл можно назвать сказками жизни, так как задумывались они как педагогические заповеди ребёнку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка - это своеобразный урок, лишённый примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившийся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи повергают её в изумление - всё уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи своё место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берёт», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нём может оказаться первым в настоящем большом мире, и на оборот. Имей в виду, что пока двое ссорятся, третий обязательно извлечёт из этого пользу. А главное - надо уметь любить жизнь.

В центре «Алёнушкиных сказок» - животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется. Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи - в предельно лаконичной форме дать детям представление о законах человеческого бытия. Не случайно язык «Алёнушкиных сказок» у современников получил название «Мамин слог».

Не меньшее значение, чем сказки, имеют в творчестве Мамина-Сибиряка для детей и рассказы, среди которых самыми популярными заслуженно считаются рассказы о природе Урала и людях Урала («Уральские рассказы») и рассказы о маленьких тружениках. (При этом две названные тематические группы рассказов по-своему контрастны: например, в «Уральских рассказах» доминирует и определяет специфику нарисованного именно природа, а в рассказах о маленьких тружениках её как будто вообще нет - ведь дети, загнанные в шахты и мастерские, её просто невидят.)

Нередко в творчестве писателя появляются произведения, предупреждающие об опасности бездумного вторжения в жизнь природы, существующей по своим законам. Принесли люди «забавного» малыша Медведко в дом, и ничего, кроме неприятностей и досады, не приобрели от общения со зверем. Но и медвежонок страдает, лишённый привычной среды обитания, перебрасываемый из дома в дом. Хорошо, что «на счастье» нашёлся охотник, выручивший и людей, и ставшего всем обузой «поганого зверя».

2.Чтение присказки на странице 182.

    Сейчас мы прочитаем присказку к «Алёнушкиным сказкам».

    Где вы встречались с присказкой? Какие из них помните?(С присказки начинаются сказки. Например: «В некотором царстве...» «Жили-были...»)

    Беседа после чтения.

    В чём особенность присказки писателя?(Особенность её в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. В ней собираются герои этих сказок: кот Васька, пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пёстрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей.)

VI. Итог урока

    С творчеством какого писателя ознакомились на уроке?Назовите его имя.

    Что вы узнали о его жизни и творчестве?

Домашнее задание

Это присказка-колыбельная Мамина-Сибиряка, которая идет в его сборнике перед всеми рассказами. Читают эту присказку деткам на ночь перед сказкой, а имя героини Аленушки просто можно поменять на имя своего малыша.

Сказка Присказка скачать:

Сказка Присказка читать

Баю-баю-баю.

Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое - слушает.

Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились жёлтыми огоньками; медведь Мишка сосёт свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Алёнушкиной сказки.

Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, а другое - слушает.

Баю-баю-баю...

Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Спи, Аленушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки.

Один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает.

Баю-баю-баю...

СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА – ДЛИННЫЕ УШИ, КОСЫЕ ГЛАЗА, КОРОТКИЙ ХВОСТ

Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и все тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, – слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого.

– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

– Да что тут долго говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадется волк, так я его сам съем...

– Ах какой смешной Заяц! Ах какой он глупый!..

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошел волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше – хвастун Заяц – косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» – подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенек, уселся на задние лапки и заговорил:

– Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я... я... я...

Тут язык у хвастуна точно примерз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему все казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец собессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный...

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенек, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.

– А ловко напугал Волка наш Заяц! – решили все. – Если бы не он, так не уйти бы нам живыми... Да где же он, наш бесстрашный Заяц?..

Начали искать.

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

– Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да, косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

– А вы бы как думали! Эх вы, трусы...

С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Баю-баю-баю...

СКАЗКА ПРО КОЗЯВОЧКУ

Как родилась Козявочка – никто не видал.

Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

– Хорошо!..

Расправила Козявочка свои крылышки, потерла тонкие ножки одна о другую, еще посмотрела кругом и сказала:

– Как хорошо!.. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая – хорошо, хорошо!.. И все мое!..

Еще потерла Козявочка ножками и полетела. Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.

– Козявочка, ко мне! – крикнул цветочек.

Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.

– Какой ты добрый, цветочек! – говорит Козявочка, вытирая рыльце ножками.

– Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, – пожаловался цветочек.

– И все-таки хорошо, – уверяла Козявочка. – И все мое...

Не успела она еще договорить , как с жужжанием налетел мохнатый Шмель – и прямо к цветочку:

– Жж... Кто забрался в мой цветочек? Жж... кто пьет мой сладкий сок? Жж... Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж... Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

– Позвольте, что же это такое? – запищала Козявочка. – Все, все мое...

– Жжж... Нет, мое!

Козявочка едва унесла ноги от сердитого Шмеля. Она присела на травку, облизала ножки, запачканные в цветочном соку, и рассердилась:

– Какой грубиян этот Шмель!.. Даже удивительно!.. Еще ужалить хотел... Ведь все мое – и солнышко, и травка, и цветочки.

– Нет уж, извините – мое! – проговорил мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку травки.

Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее:

– Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь... Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!..

– Хорошо, хорошо... Вот только мою травку не троньте. Я этого не люблю, признаться сказать... Мало ли вас тут летает... Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьезный... Говоря откровенно, мне все принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свидания!..

В несколько часов Козявочка узнала решительно все, именно: что, кроме солнышка, синего неба и зеленой травки, есть еще сердитые шмели, серьезные червячки и разные колючки на цветах. Одним словом, получилось большое огорчение. Козявочка даже обиделась. Помилуйте, она была уверена, что все принадлежит ей и создано для нее, а тут другие то же самое думают. Нет, что-то не так... Не может этого быть.

– Уж это мое! – весело запищала она. – Моя вода... Ах как весело!.. Тут и травка и цветочки.

А навстречу Козявочке летят другие козявочки.

– Здравствуй, сестрица!

– Здравствуйте, милые... А то уж мне стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?