Что значит выражение «похороните меня за плинтусом»? Стихотворения и песни памяти раневской Стихотворение памяти Раневской

В основе всех вещей лежит любовь.

Альбер Камю

Литература не единожды ставила ребром вопросы воспитания детей, отношения к ним в семье и в обществе. В поисках ответов люди обращаются к Байрону, Диккенсу, Гончарову и Астафьеву, отдавая, однако, себе отчет в том, что взгляды этих писателей во многом далеки от реальности – как минимум потому, что действительность двадцать первого века отлична от реальности двадцатого и, тем более, восемнадцатого. Задаваясь десятками новых вопросов и ежедневно сталкиваясь с сотнями проблем, мы ищем современника, преодолевавшего или хотя бы пытавшегося преодолеть трудности, схожие с нашими.

В начале прошлого десятилетия свет увидела книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Ходившая до этого по рукам в узких кругах, попав на прилавки книжных магазинов, она стала хитом, покорила читателей, была переведена на несколько языков (в их числе – немецкий и французский) , экранизирована. Своей популярностью повесть обязана содержащейся в ней неоднозначности, пугающей реалистичности и неизгладимому впечатлению, которое она производит на каждого, читавшего её.

Санаев – ребенок. О «Похороните меня за плинтусом» и жизни с бабушкой.

«Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу». Так начинается «Похороните меня за плинтусом». Без предисловий и долгих предварительных описаний автор погружает читателя в обстановку, царящую дома у бабушки главного героя, и приступает к повествованию.

Сюжет повести довольно несложен – больного мальчика Сашу отобрали у матери и воспитывают бабушка с дедушкой. Этот поступок, как и все остальные спорные решения, принимаемые персонажами повествования, остаются на суд читателя, в то время как автор, не давая ничему оценок, рассказывает нам о бытовых подробностях биографии своего героя. Правда, в авторском пересказе все описываемые события становятся гораздо масштабнее, интереснее, каждое из них обращается в отдельный роман – будь то купание, дежурный визит лечащего врача или прогулка по парку Горького.

Сразу обозначим персонажей. У нас есть два психически нездоровых, надломленных человека (бабушка Нина Антоновна и дедушка Сеня), взрослый человек с покалеченной психикой (мама Оля), ребенок, нестабильный психически и физически (Саша). И, как выясняется, только один нормальный человек – Толя.

Толя, несмотря на свои немногочисленные появления в повести, представляет собой самую вменяемую силу, оказывает сопротивление тиранящей всё семейство неукротимой бабушке, поддерживает слабую Олю, оставляет одно из немногих светлых воспоминаний в памяти маленького Савельева.

Толя противопоставлен бабушке – для него любовь (к Оле и её сыну) тоже самый мощный источник деятельности, но он гораздо рассудительнее и спокойнее действует, не производит разрушений, подобных бабушкиным, и становится сильнее её именно за счет умения трезво мыслить.

Нина Антоновна, неустанно повторяя фразы вроде «хоть бы ты сдох лет в десять», все силы бросает на то, чтобы поддерживать в Саше жизнь, продлевая его, в сущности, никчемное и никуда не годное существование. Бабушка обеспечивает его всем необходимым, не давая того человеческого тепла, которое мог бы понять ребенок, не умеющий разглядеть ничего, кроме криков и гнева вздорной старухи.

Существования без этого тепла, без мамы Савельев описывает словами «…жизнь нужна только затем, чтобы делать уроки, ходить к врачам и пригибаться от бабушкиных криков». Визиты мамы называются «праздниками», а установление этого праздника навсегда вместо привычной жизни – счастьем.

Санаев – взрослый. О «Хрониках Раздолбая» и влиянии бабушки.

«Как получилось, что к девятнадцати годам у него нет ни девушек, ни друзей?» – цитата из второй книги Санаева «Хроники Раздолбая». Заявленная как продолжение «Похороните меня за плинтусом», она, тем не менее, повествует о совершенно другом молодом человеке, который напоминает Сашу Савельева только ассоциативно.

Разумеется, вопрос о том, каким вырастет Саша, встает еще в первой книге. В самом повествовании все рассуждения на эту тему сводятся к тому, что мальчик сгниет к шестнадцати годам и будет похоронен согласно «последней воле умирающего» за плинтусом в маминой квартире. Несмотря на это, воссоединение семьи дает надежду на то, что к шестнадцати никто не сгниет, и Саша может с возрастом стать ничем не хуже своих сверстников.

Можно сказать, что, мол, если повесть автобиографична, то и Савельев вырастет в хорошего адекватного взрослого человека. Но сам Санаев говорил – и не единожды – что хотя повесть и основана на реальных событиях, это не делает её документальной и полностью соответствующей действительности. Исходя из мысли о том, что Саша Савельев – художественный вымысел, его сюжетная линия самобытна, и на своего автора он не похож, можно говорить о том, что ничего хорошего из такого мальчика не получится.

Разумеется, есть несколько намеков на связь между частями – например, коллекционная железная дорога, которую Раздолбай продает, упоминается и в первой повести как мамин подарок Саше. Описания биографии Раздолбая ясно дает понять, что он и Саша Савельев – разные люди; девятнадцатилетний подросток живет с мамой и отчимом уже десять с лишним лет, а до этого они с мамой жили вдвоем. Ни о какой бабушке речи нет, хотя, если отбросить все несоответствия и предположить, что она все же была, слабохарактерность, низкая самооценка и несмелость Раздолбая находят исток и объяснение.

В интервью «Каравану историй» Санаев рассказывает о собственной бабушке – прототипе Нины Антновны, говорит о том, что до двадцати с лишним лет не мог выйти из-под ее влияния, уже тогда существовавшего не в настоящем, а в прошлом. Отталкиваясь от подобного факта, логично предположить, что отпечаток, наложенный бабушкой в детстве на сознание мальчика, будет долго отзываться в будущем.

Санаев – смысл. О любви.

Санаев критиковал экранизацию за то, что в ней была упущена главная мысль, которую он вкладывал и в повесть, и в сценарий по ее мотивам.

Книга, равно как и сценарий – всё-таки о любви. О том, что люди любят друг друга, но из-за отпечатка, наложенного прошлым со всеми его неправильностями, любовь, по словам самого автора, обращается в кривое зеркало.

«Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти», писал Генри Дэвид Торо. Действительно буйная, неуёмная, неумелая и, говоря словами самого же Санаева, уродливая бабушкина любовь калечит окружающих. Дедушку, которого она тиранит; маму, которой она делает больно; и мальчика, которого она ненамеренно заставила себя ненавидеть. Бабушка всех подавляет. Её энергия и жизненная сила, искривленные страданиями молодости — крушение надежд на «красивую жизнь», смерть сына, война — уходят не в то русло и затапливают всех её близких.

«Бабушка была моей жизнью, мама - редким праздником. У праздника были свои правила, у жизни свои» — так говорит Саша о своем мире. Жизнь в затопленной бабушкой квартире, в атмосфере буйной любви (читай – деспотизма) делает из живого, любознательного мальчика слабого, пугливого паренька. Еще Фонвизин говорил, что молодой человек подобен воску. Из воска четырехлетнего Саши Нина Антоновна лепит то, что ей по душе, не зная, что, изменяясь согласно её предпочтениям и ожиданиям внешне, внутренне мальчик развивается совершенно иначе. И искривленная прожитыми годами любовь, проходя через призму детского восприятия, накладывается на сознание маленького Савельева, определяя его будущее каждым новым прикосновением.

Любовь – это не обязательно о том, как дарят цветы, заваливают дорогими подарками и кормят исключительно конфетами и мороженым. Любовь по Санаеву может быть в том, что ты выбираешь косточки из рыбы, возвращаешься домой, твердо решив уйти, похищаешь собственного сына у собственной матери и выходишь на серьезный разговор с тещей, зная, что никто кроме тебя на это не решится.

Бабушка и дедушка любят Сашу и дочь.

Оля любит Сашу и пытается полюбить мать.

Толя любит жену и сына.

Вопрос о том, кого любит Саша (да и любит ли он вообще), встающий еще в книге, остается открытым.

«Воспитание – великое дело. Им решается участь человека», писал Виссарион Белинский. Участь Савельева решается бесконечными метаниями, «комбинациями » в его адрес и в адрес его матери, любовью, которую он не способен распознать и принять.

Posted on 13.03.2018


выражение,

значение выражения,

образование

ответить

комментировать

в избранное

Татья-на100

58 минут назад

Сначала была телепередача "Дом" (просто "Дом", это потом появился "Дом-2"), так вот его многие смотрели, и там тоже иногда меняли состав. Пришедший новенький начал очередную "любовную историю", а журналисты взяли интервью у его прежней девушки. Оказывается, что он ей ничего не сказал про уход на телевидение, и она была возмущена его молчаливым бегством и таким развратным поведением, она на всю страну так ему и сказала:

"Ты опустил меня ниже плинтуса!"

Эта фраза про плинтус была подхвачена и стала популярна.

А вскоре и вышла повесть П.Санаева "Похороните меня за плинтусом". Видно на название тоже повлияла эта фраза.

Там по сюжету властная бабушка отобрала у безвольной дочери (которую сама же своим авторитетом задавила) внука, и носилась с ним по всем врачам города, выискивая несуществующие болезни и показывая своему безвольному мужу, всем родственникам и знакомым, и прежде всего самой себе, какая она незаменимая, как она любит внука, что без её ухода и заботы он бы уже умер. Только делала она это так фанатично, постоянно что-то требуя от ребенка, издергав всю его психику, что такой её уход был для мальчика просто невыносим.

Каждое утро начиналось с бабушкиного ворчания на деда, что где-то ночью был шорох, и чтобы дед поймал мышь, а то она сдохнет и будет вонять за плинтусом. Далее все переходило на внука, как он должен её ценить, а свою мать ненавидеть, что живет он только за счет того, что бабушка не отдыхает, а целый день только о нем и заботится, таблетки, уколы, мази, вызывая у 7-летнего мальчика постоянное чувство вины за то, что он мучает бабушку, что не умирает только благодаря заботам бабушки.

И когда дед в конце концов поймал мышеловкой мышь, вид мертвого мышонка и жалость к нему вызывает у ребенка истерику, он начинает кричать, что не хочет тоже больше так жить, все его одноклассники над ним смеются, и пусть они лучше похоронят его за плинтусом! (Ребенок просто не знает ещё ничего про кладбище).

Так что смысл данной фразы в том, что лучше смерть, чем психическое насилие.

  • Дома бабушка сказала, что привезти из Железноводска московский сувенир может только кретин вроде моего дедушки.
  • Развить самостоятельность возможно только при полной материальной независимости
  • Везде, где требовалось усилие, умирало желание.
  • - Как нету?! - крикнул я, настежь открывая холодилькую дверцу. - А лососЯ?! Вот икры сколько!
  • ..я все время думал, что день рождения - это такой праздник, а возраст не имеет к нему никакого отношения. Оказалось, наоборот, к дню рождения не имеет никакого отношения праздник.
  • За грехи родителей расплачиваются дети.
  • Всю жизнь по принципу: дерьма, но много!
  • Я писал, с тоской глядя на столбец предложений, и вспоминал, как пару дней назад написал, что «хороша дорога примая». Бабушка выскребла ошибочную «и», я вписал в пустое место букву «е», но оказалось, что «премая дорога» тоже не годится. Желая, чтоб дорога мне была одна – в могилу, бабушка принялась скрести на том же месте, проскребла лист насквозь и заставила меня переписывать всю тетрадь заново. Хорошо еще, я недавно ее начал.
  • - а зачем нам гомеопат? - спросил я. - чтоб не сдохнуть! Не задавай идиотских вопросов.
  • Попасть в цепную карусель мне не удалось тоже. По мнению бабушки, я мог выскользнуть из-под ремней и улететь к какой-то матери. К какой, я не понял, но не к своей - это точно.
  • Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом! - Это было любимое бабушкино проклятие. - Чтоб на твою голову одни несчастья сыпались! Чтоб ты, кроме возмездия, ничего не видел!
  • "Увидите здесь мальчика, высохшего такого, в красной шапочке и в сером пальто... убейте его."
  • Нельзя стать кем-то, никем не пытаясь стать.
  • «Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».
  • У меня есть справка от врача, что я психически больна. Я могу убить, и мне за это ничего не будет.
  • – Сейчас тутульки смерим,– сказала бабушка, поставив наконец градусник, как ей хотелось.– Ты, когда был маленький, говорил «тутульки». А еще ты говорил «дидивот», вместо «идиот». Сидишь в манежике, бывало, зассанный весь. Ручками машешь и кричишь: «Я дидивот! Я дидивот!» Я подойду, сменю тебе простынки. Поправлю ласково: «Не дидивот, Сашенька, а идиот». А ты опять: «Дидивот! Дидивот!» Такая лапочка
  • Бабушка подняла крышку, нашла в чайнике вместо целебного отвара заплесневелую массу и стала кричать, что в такую же массу дедушка превратил ее некогда блестящий мозг.
  • - Где ты, скотина? Будь она в деревне, очевидцы могли бы подумать, что у нее убежала коза, но в городе...
  • Сломанное можно было починить, потерянное - найти, о выброшенном в мусоропровод можно было только помнить или забыть.
  • Колготки я ненавидел. Бабушка не разрешала снимать их даже на ночь, и я все время чувствовал, как они меня стягивают. Если по какой.то случайности оказывался в постели без них, ноги словно погружались в приятную прохладу, я болтал ими под одеялом и представлял, что плаваю.
  • Я был очень завистлив и страшно завидовал тем, кто умеет то, чего не умею я. Так как я не умел ничего, поводов для зависти было много.

А можно я к себе его возьму? Похороню за плинтусом.

Твоя мамочка, чума бубонная, если придет, то только на твою могилку, а день рожденья у тебя будет, когда я скажу.

Чтоб тебе эти бритвы в горло всадили!

Иди, я тебя сейчас бритвой на куски порежу. Иди, не будь трусом.

50 рублей.
- Ты же 60 давал.
- 60 - это когда он твой был. А теперь 50.

А как мне не плакать? Разве я думала, когда замуж выходила, что жизнь так обернется?!

Я буду хорошо учиться, все уроки буду делать, не буду под кровать залезать, только разреши мне день рожденья, пожалуйста.

Когда человек врет, он боится, от страха у него сосуды сужаются, и кровь начинает гнить, пока в венах черви не заведутся, которые человека поедают, а ты и так весь гнилой внутри.

Ты помни: кроме бабушки на этом свете ты никому не нужен, только бабушка за тебя всю жизнь кровью харкает.

Мое дело деньги приносить, твое - прятать.

Ты размяк, как говно на солнцепеке, а он шасть в кухню, триста рублей, как корова языком слизала.

Успокоить меня хочешь, потерпи чуть-чуть, недолго осталось.

А что надеешься, кумир миллионов, что хер твой после моей смерти вставать начнет - не надейся. Современная медицина бессильна перед импотенцией.

У него один раз в год день рождения, а остальные дни в году где его мать шатается?
- Вы же сами меня не допускаете.
- И не допустим.

Я тебя достану даже на Новодевичьем кладбище, ты понял?

Я вот сейчас тебя отменю навсегда! Будь ты проклят, маразматик вонючий, проклят небом, землей, богом, людьми, птицами, рыбами.

Предатель, у тебя и машина черного цвета, цвета подлости. На таких машинах в 37-м людей увозили.

Ольгина дубленка такая же дешевка, как ее хозяйка.

Успокойся, а то я тебя успокою, навсегда!

Ты мне больше не дед, сволочь!

Ну, и че тут у нас? Младший лейтенант Кругликов.
- Ну и что? А я народный артист Савельев. В чем дело?

В школе полно бациллоносителей и уродов, которые ходят туда, чтобы заражать друг друга.

Я тебе рассказывала, как мне мама ногу сломала?

У меня золотистый стафилоккок, пристеночный гайморит, синусит, фронтит, тонзилит, хронический панкреатит с рождения, почечная недостаточность и что-то с печенью, не помню, что.
- Много.
- Это потому что своими болезнями я расплачиваюсь за грехи матери-потаскухи.
- Видите, ребенок, а все понимает. Бросила она его. Променяла на алкаша-мазилу, повесила мне ребенка на шею тяжелой крестягой, и вот я его уже тащу 6 лет.

Ну, а мама у тебя тоже актриса?
- Говно она актриса, из погорелого театра. А почему бабушка говорит, что вы состояние на чужом горе сделали?

Чтоб эта чертова машина развалилась под тобой, как развалилась жизнь моя!

Я не хочу в снегу лежать. Похороните меня за плинтусом.

У внука муковисцидоз обнаружили, а он с помрежками лясы точит.

Давай возьмем штурмом этот дом маразма.

Слушай, а кто был твой первый муж?
- Мужчина, актер.
- А по национальности?
- Я звонить пойду.
- Иди-иди.
- Он был хорошим слабым человеком.
- Угу. А я сильный, плохой и похож на еврея.

Саша, Сашенька, ты где? Откликнись, урод!

Ну, приедешь ты, и что?
- Ты не едешь?
- Мы приедем. Они же дверь не откроют.
- Пусть попробуют.
- Да вроде как 6 лет пробуют. И у них получается.
- Критиковать без позитивной программы безнравственно.

У него, у гада, план коварный есть: переехать в Москву и все у нас отобрать.

Какое у тебя имущество, кроме карты медицинской?

Да я бы скорей смолу пить стала, чем у нее кашу приняла, но предложить же можно.

Магнитофон, японский. Вещь надежная. Она не предаст, как мать твоя.

Что будешь? Творог или винегрет.
- Винегрет.
- Лучше творог. Винегрет отец придет будет есть.

Ничего. Это его бабушки жопа, а не какой-нибудь профурсетки, которая променяла ребенка на пьяную сволочь.

Мам, мам!
- Что?
- Вы сегодня с Толей будете бабушкино имущество делить?
- Чего?
- У бабушки деньги спрятаны в четвертом, десятом и шестнадцатом томе Горького. А еще в старом чайнике и в мешочках с рисом.