Белые перышки русская народная. Русская народная сказка «Белые пёрышки. Методическая разработка урока литературного чтения

Русская народная сказка «Белые пёрышки».

Давным-давно это было.

Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.

Один только глухарь остался жить, не замёрз.

Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.

Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.

Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…

Стали лебеди собираться улетать на юг.

А я как же, - спрашивает глухарь, - один тут замерзать останусь? Я тоже с вами полечу!

Дорога дальняя, - говорят лебеди. – Всё равно отстанешь.

Плачет глухарь, оставаться не хочет:

Я не отстану. Только возьмите меня с собой!

Подумали лебеди – как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.

Вот один лебедь и говорит товарищам:

Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?

Обрадовался глухарь:

Согласен, конечно, согласен!

Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.

Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.

До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!

Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.

Ну что, устал? – кричит ему лебедь.

Ничего, - говорит глухарь, – пока лечу.

Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.

Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, - говорит ему лебедь, - зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.

Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.

С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.

Выполни задания. Ставь X в □ рядом с правильным ответом.

1. О чём рассказывается в этом тексте?

□ о холодной зиме

□ о встрече глухаря и лебедей

□ о трудном перелёте птиц

□ о между птицами

2. В какое время года произошла встреча глухаря и лебедей?

□ весной

□ осенью

3. Зачем лебедь вырвал у себя 10 белых перьев?

□ чтобы глухарь не скучал

□ чтобы подарить их глухарю

□ чтобы ему было теплее

□ на память о себе

4. Глухарь остался зимовать, потому что…

□ его не взяли с собой лебеди

□ он не умеет летать

□ он устал

□ он погиб бы в пути

5. Рассмотри внимательно иллюстрацию. Запиши отрывок, к которому сделана иллюстрация.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4.

Лебеди собираются на юг.

1. Холодная зима.

Встреча глухаря и лебедей.

Белые пёрышки.

□ описать внешний вид глухаря

□ описать внешний вид лебедя

□ объяснить, как лебеди собираются на юг

□ рассказать о взаимопонимании птиц

8. Каков жанр этого произведения?

□ рассказ

□ сказка

□ стихотворение

9. Какое из названий наиболее подходит к истории, рассказанной автором?

□ глухарь

□ полёт лебедей

□ белые пёрышки

□ холодная зима

10. Что в этом произведении является правдой?

□ глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки

□ глухари самостоятельно могут перелетать на далёкие расстояния

□ глухари умеют плакать

□ лебеди помогают глухарям при перелёте

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «А»

Тема урока: русская народная сказка «Белые пёрышки».Цели урока. Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые пёрышки». Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках. Прививать интерес к художественной литературе. Вырабатывать у детей навыки сравнительного анализа. Воспитывать слушателя, читателя и творца путём обогащения читательского опыта и расширения литературного кругозора. Задачи урока. Образовательная и обучающая. Обогатить словарный запас детей, учить правильно выражать свои мысли, повысить уровень общих знаний. Развивающая. Развивать память, быстроту реакции, навыки выразительного чтения. Воспитательная. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение слушать друг друга, наблюдательность, умение рассуждать.Оборудование. 1.Смарт-доска.2.Макбуки. Ход урока. I . Организационный момент . Приветствие учащихся.II . Мотивация. Составление на смарт-доске из слогов названий жанров фольклора (потешка, загадка, скороговорка, пословица, закличка); введение слова – обобщения «Фольклор».III . Актуализация знаний. Введение в тему урока посредством определения отсутствующего названия жанра - «Сказка».

IV . Знакомство с новым произведением.

Название новой сказки вы узнаете, если справитесь с заданием.

Название состоит из двух слов. В первом слове корень взят из слова белок, окончание – из слова славные, во втором слове корень, как в слове перина, суффикс, как в слове солнышко, окончание из слова ребятишки.

Белые пёрышки.

Вот диво - так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди .

Чтение сказки учителем до слов

-А как же я? – спросил глухарь. Далее предложить детям определить развитие сюжета. После высказывания детей продолжить чтение сказки. V . Обмен впечатлениями.
    Ожидали ли вы такого развития событий? Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку? В какой момент вам было грустно? А весело, радостно было? С чего я начала чтение сказки? (С присказки)
VI . Самостоятельное чтение сказки. VII . Анализ сказки.
    Какая беда произошла с глухарём? К кому он обратился за помощью? Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря? Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? Каким был глухарь? Как лебеди решили облегчить полёт глухаря? Чем закончилось путешествие глухаря? «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам – урок». (А.С. Пушкин). Что в этой сказке выдумка? (зимующие птицы боятся не холодов, а голода, перелёт на верёвочке.) А что - правда? (Лебеди – перелётные птицы, глухари – зимующие). На что намекает сказка? (сострадание, сопереживание, желание помочь, поддержать, умение рассчитывать силы).
(В. Гаршин. Лягушка-путешественница). Иллюстрации детей на смарт-доске.
    Что общего в сказках? (Путешествие на птицах) В чем вы видите различия?
Лягушка – прутик Глухарь верёвочка. Лягушка – хвастливая. Глухарь – спокойный, добрый, боязливый. Лягушка – любопытство. Глухарь – боязнь холодов.
VIII . Чтение произведения учащимися. Работа над выразительностью.I Х. Тестирование. Работа на макбуках.

    Какими словами начинается сказка "Белые пёрышки" ?

Выберите один ответ.


    Верно ли, что сказка "Белые пёрышки" - волшебная сказка?

Ответ:

Верно Неверно

    Как вы думаете?

Глухарь отправился в путешествие с лебедями

    Что подарил лебедь глухарю, чтобы он не скучал?

Х. Подведение итогов урока.
    Почему сказка названа именно так – Белые пёрышки»? Что придумал народ, чтобы объяснить такую необычную раскраску глухаря?

XI .Домашнее задание. Читать сказку. Подготовить пересказ.

    Можно ли в сказку ввести новых героев, изменить сюжет, конец сказки? Попробуйте придумать свою сказку со слов: «А как же я?». Можете начать сказку с присказки.

Самоанализ

урока литературного чтения

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
2 апреля 1805г. Ганс -Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. г. Оденсен улица в г.Оденсе, где жил Г.Х.Андерсен Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Дом, где прошло детство Г.Х.Андерсена Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял, разыгрывал для себя спектакли. Чего он только ни переделал в юные годы: и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена. В 1835 году (в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок. Перед вами викторина по сказкам Андерсена Ответьте на поставленные вопросы!И мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Ханс Кристиан решает написать пьесу. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. г. Копенгаген Героиня сказки Андерсена которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Кто она? Из какой сказки русалочка? Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах. Памятник Андерсену в Копенгагене Памятник Русалочке Памятник Стойкому Оловянному солдатику Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком. За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. 4 августа 1875г. могила Андерсенакладбище Ассистэнсг. Копенгаген Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? . Из какой сказки эти строчки? « - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то…» Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? Какие чудесные вещи смастерил принц-свинопас? Горшочек с бубенчиком. Когда в нём что-то варилось, можно было узнать, у кого в какой кухне, что варится. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? Из какой сказки эти лебеди? Как звали мальчика и девочку из сказки «Снежная королева»? А какая сказка начинается такими словами? «Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма». Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? Кто помог Герде из сказки«Снежная королева»? попасть в королевский дворец? Из какого яйца вылупился этот красавец? «Что такое?- удивился император.- Соловей? А ведь я не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица…»Из какой сказки эти строки? Из какой сказки эти строки?« Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году- канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно влезла она. Кто она? Знаком ли вам герой этой сказки?

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

Заказать написание уникльной работы

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Урок литературного чтения во 2-м классе

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">по теме

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> "Русская народная сказка

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> «Белые пёрышки»"

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цели: ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жанры фольклора: ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> сказка,

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(составление модели обложки) ;

  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">отрабатывать беглое, выразительное, осознанное чтение; прививать любовь к чтению;
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">отрабатывать умение работать с текстом; умение работать самостоятельно, осуществлять выбор;
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">развивать грамотную, правильную речь, мышление, внимание, кругозор;
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прививать бережное отношение, любовь к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших».

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Оборудование ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> : выставка рисунков « Про Воробья Воробеича и

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Ерша Ершовича …» , модель обложки, конверты с

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> заданиями, учебники, мультимедиа, презентация

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> « Глухарь и лебедь» , маски Воробья и Ерша.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">План урока

  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап самоопределения к деятельности 2 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап актуализации знаний 10 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап первичного закрепления 5 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап включения в систему знаний 15 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап сам. работы с самопроверкой по эталону 7 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап рефлексии к деятельности 6 мин

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> 45 мин

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ход урока

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– Ребята, взгляните на выставку рисунков, которую мы с вами

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> сделали, послушайте отрывок из песни, попробуйте сами

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> определить, с какими произведениями мы будем сегодня работать. (Это сказки)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - А какую сказку вы читали дома? (« Про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – Вы читали сказку по ролям, а я приготовила вам маски.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Давайте попробуем проинсценировать. (Чтение по ролям, 1 ученик в это время самостоятельно составляет у доски модель обложки)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - Вам было дано творческое задание по желанию сделать к сказке рисунок. Получилась вот такая выставка. Давайте рассмотрим и прокомментируем некоторые рисунки.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - Итак, посмотрите на модель обложки, правильно ли она составлена, сделайте вывод, какая это сказка. (Авторская, о животных)

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физминутка для глаз « Птички» (используется проектор)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3 ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. - Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой, путешествие в сказку продолжается. Называется она « Белые пёрышки» . Можно ли по названию определить, предположить, о ком она? (О птицах)

;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,

;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это … ;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(птица)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Лебеди) ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Показываю - глухарь)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4.

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Глухарь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайдов презентации)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Глухарь окрашен в бурые, черные и темно-серые тона, с белыми пятнами на брюхе и на нижней стороне крыла, мощным светлым клювом. Летом питается травой, семенами, ягодами; зимой — хвоей сосны, почками осины и лиственницы.
;color:#800000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Гнездится как в хвойных, так и смешанных лесах. Из хвойных лесов предпочитает сосновые боры. Гнездится в заболоченных сосняках и в сухих борах. Гнездо располагает на земле.
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Глухарь - оседлая птица, совершающая сезонные кочевки на небольшие расстояния. Они токуют и выводят птенцов.

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Лебедь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайдов презентации)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Лебеди – птицы долгоживущие, сообразительные и величественные Размах их крыльев достигает двух метров. Лебеди – перелётные птицы. У них очень развита летательная мускулатура, позволяющая им преодолевать тысячи километров на их ежегодных перелётах на юг и обратно.Лебедь по своей силе и красоте недаром назван царём птиц. Всё в нём прекрасно: и белое пушистое оперение, и чёрные глаза, и гибкая красивая шея. Особенно лебедь красив, когда он плавно и спокойно скользит между зелёных камней по тихой заводи лесного озера Сочетание белоснежного пышного оперения, небесной и водной лазури изумрудной зелени - воплощение красоты.

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Чтение сказки учителем, вопрос перед чтением:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-Отчего глаза и брови глухаря покраснели?

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физминутка:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Маленькие птички, птички – невелички

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По лесу летают, песни распевают.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Птички спрятались в дупло,

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Там не тронет их никто.

  • ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Анализ сказки, выборочное зачитывание:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Какими словами начинается сказка? Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы? Почему глухарь собрался со стаей лебедей в тёплые края?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прочитайте в тексте: как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? А вы бы его пожалели? К какому отрывку сделана иллюстрация?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Найдите описание красоты осеннего леса. Какая эта осень? Какую осень называют золотой? Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Прочитайте о том, как закончилось путешествие глухаря.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – У каждого из вас на парте ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">лежит конверт с заданием ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> :

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Что в этой сказке правда, реальные факты? Что придумано, вымышлено?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Если вам нужна подсказка, то возьмите голубую карточку.Если справитесь без подсказки, то - розовую карточку. (Сам. работа с самопроверкой)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – Давайте обратимся ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">к модели обложки ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> . Что нужно изменить, чтобы она подошла к сказке « Белые пёрышки» ?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Дома вам нужно подготовить пересказ сказки по выбору полный или краткий. А какой сделать сложнее?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Теперь проанализируйте всё , что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу. Если всё удалось, достаньте из конверта белую птичку. Если что – то показалось трудным, поместите на доску голубую птичку. (Учитель комментирует)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Хочется закончить наш урок стихами: (читает ученик)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что такое сказка – это знает каждый,

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Кто в стране той дивной побывал однажды.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Так порой хочу я сказку сделать былью

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">И в мечту умчаться на волшебных крыльях …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">« БЕЛЫЕ ПЁРЫШКИ»

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учитель начальных классов

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> МОУ СОШ № 33

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Агеева Лариса Михайловна

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Г. Энгельс

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2011 г.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

Масалова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка «Белые перышки»

Цели:

    Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые перышки»

    Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках, составлять схематический план к сказкам, пересказ по плану, самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме, определять тему и жанр произведения

    Воспитать любовь и доброе отношение к животным

    Сравнить понятия «доброта» и «милосердие»

Оборудование:

учебник, хрестоматия, иллюстрация с изображением глухаря, иллюстрированная книга Гаршина «Лягушка-путешественница», карточки для моделирования, журнал «Муравейник».

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания (о домашнем задании сообщают учащиеся)

Выразительное чтение сказки «Откуда у кита такая глотка» Ф.Киплинга по ролям

(оценивают учащиеся после контроля каждого ученика и группу)

    Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением «Белые перышки».

    Работа над новым материалом.

    Работа над текстом произведения до чтения.

У: - Что вы можете сказать об этом произведении до того, как вы его услышите?

Приготовьтесь слушать, у вас есть возможность проверить свои предположения, старайтесь как можно лучше запомнить содержание.

2 . Слушание (читает учитель)

3. Работа с произведением после чтения.

1) Проверка предположений

    Моделирование (обратить внимание на то, что сказка народная)

2) - чтение

Деление на части

Озаглавливание

Запись на доске:

План:

    Холодная зима

    Дальняя дорога

    Белые перышки

Беседа после самостоятельного чтения:

Какая беда произошла с глухарем? (было трудно зимовать)

К кому он обратился за помощью?

Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? (добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые)

Каким был глухарь? (настойчивый, терпеливый, слабый)

Как лебеди облегчили перелет глухарю?

Чем закончилось путешествие глухаря?

5. Устное рисование

Что вы можете рассказать о лебедях и глухаре? (описать внешний вид, повадки)

Какие изменения во внешнем виде глухаря произошли после расставания с лебедями?

Показ иллюстраций с изображением птиц.

Что в этой сказке правда? (описание глухаря)

+Дополнительные сведения о птицах – см .

В мире интересного:

    Лебедь – «царь птиц» - упражнение русский язык стр. 14

    Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу).

Глухаря еще называют петухом.

Красота этих птиц мало кого оставляет равнодушным.

Глухарь – хвост веером, как у павлина. Стр. 48

6.Упражнение в выразительном чтении.

Беседа:

Какие чувства вы переживали во время чтения сказки?

Постарайтесь передать это настроение при чтении.

Работа в группах. Чтение по ролям.

7. Чтение по ролям. (Проверка, анализ)

8. Сравнение со сказкой «Лягушка-путешественница» (догадки по иллюстрациям )

V . Обобщение знаний.

1. Сегодня на уроке…

2. Эта сказка научила меня…

VI . Домашнее задание: чтение по ролям +пересказ о плану.

Дополнительное задание: прочитать «Лягушка-путешественница» или посмотреть мультфильм

Показать книги о птицах и книги, где герои – птицы.

Дополнительное задание: 1. Пересказ по плану

2.Работа по иллюстрациям

3. Вспомнить сказки, где главными героями являются

лебеди или другие птицы.

Сказки:

«Дикие лебеди»

«Гуси-лебеди»

«Серая шейка»

«Лиса и журавль»

Основная мысль урока: «Умей преодолевать трудности».

Для создания разработки источники не использовались.