Возрастная психология. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже
Рубеж раннего-позднего Пиаже 30-40-е годы XX века.
Теория конфронтации двух факторов – концепция двух миров, вытеснения природного человека и замены его социальным.
1. отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и внешний мир
2. эгоцентризм – познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только по отношению к себе. Абсолютизация собственной познавательной перспективы, неспособность координировать различные точки зрения на предмет.
3. децентрация
Разделение субъекта и объекта
Координация различных познавательных позиций (собственной точки зрения с другими)
Основные направления развития мышления:
· от реализма (отождествления своих представлений о вещах с самими вещами) к объективности
· от абсолютности (реализма) к реципрокности (взаимности, способности установить связи между объектами)
· от реализма к релятивизму (пониманию отношений) – единицей мышления становятся отношения между объектами
Особенности эгоцентрического мышления:
· соположение – неспособность к синтезу («недостаток связи»)
· синкретизм – восприятие с помощью глобальных образов, без анализа, тенденция связывать всё со всем («излишек связи»)
· партиципация – закон сопричастия («нет ничего случайного»)
Более частные особенности мышления ребёнка:
· анимизм – всеобщее одушевление
· артифициализм – понимание природных явлений как продукта человеческой деятельности
· трансдукция – переход от частного к частному, минуя общее
· предпричинность – неспособность к установлению причин
· слабость детской интроспекции
· «непроницаемость» для опыта
Соотношение речи и мышления
· прямая связь мышления и речи. Речь – прямое выражение мысли
(в ранних работах, затем данный тезис был опровергнут).
Стадии развития мышления ребёнка:
· аутистическое мышление – 0 – 2-3 года
· эгоцентрическое мышление 2-3 года – 11-12 лет
· социализированное мышление – старше 12 лет
Эгоцентрическая речь – не выполняет коммуникативной функции
Формы – эхолалия, монолог, коллективный монолог
Количество эгоцентрических высказываний: коэффициент эгоцентрической речи = отношение эгоцентрических высказываний к общему количеству высказываний.
Изменение коэффициента эгоцентрической речи – доказательство развития мышления от аутистического к эгоцентрическому и социализированному.
От 3 до 5 лет происходит нарастание коэффициента эгоцентрической речи, затем происходит его снижение до 12 лет, однако значение коэффициента никогда не достигает 0.
По Пиаже, это отражает стадии развития мышления.
Переход к эгоцентрическому мышлению связан с отношениями принуждения (отношения ребёнка с взрослым).
Две фазы эгоцентрического мышления:
· Начало соотнесения принципа удовольствия и реальности (3-7 лет). Господство эгоцентризма и в сфере восприятия и в сфере чистой мысли.
· Вытеснение эгоцентризма из сферы восприятия (7-12 лет). Победное шествие социализированной мысли и постепенное вытеснение эгоцентризма из сферы восприятия. Эгоцентризм сохраняется только в сфере чистой мысли.
Развитие мышления ребенка, по Ж. Пиаже, - это смена умственных позиций, которая характеризуется переходом от эгоцентризма к децентрации.
19. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления
(Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Современные подходы к пониманию феномена эгоцентрической речи.
Соотношение речи и мышления
· прямая связь мышления и речи. Речь – прямое выражение мысли (в ранних работах, затем данный тезис был опровергнут).
· метод клинической беседы – как метод изучения мышления ребёнка.
· роль вербального общения в развитии мышления ребёнка.
Критика Л.С. Выготского:
· стадия аутистического мышления не может быть исходной стадией развития мышления (принцип удовольствия не является ведущим развитии ребёнка)
· необходимо учитывать предметную практическую деятельность ребёнка в развитии мышления (если ребёнок не будет взаимодействовать с предметами, он не будет развиваться)
· гипотеза о природе, функции и судьбе эгоцентрической речи
Выготский считал, что «эгоцентрическая речь является переходной формой от речи внешней, социальной, выполняющей функцию коммуникации, к речи внутренней, индивидуальной, выполняющей функцию планирования и регуляции деятельности, выступающей как внутренний способ мышления».
Когда ребёнок сталкивается в своей деятельности с трудностями, у него повышается коэффициент эгоцентрической речи. Возникает внешняя регуляция собственной деятельности.
Пиаже в 60-е годы согласился с заочной критикой Выготского в том, что:
· аутистическое мышление не есть исходная стадия в развитии
· необходим учёт практической деятельности ребёнка
· нет прямого соответствия между речью и мышлением, между ними более сложные отношения
Однако Пиаже продолжал настаивать не том, что эгоцентрическая речь является прямым выражением познавательной эгоцентрической позиции ребёнка.
Современные исследователи считают, что Пиаже и Выготский имели в виду просто разные вещи.
По Р. Арнхейму
Визуальный образ целостный, схематичный, ясный, абстрактный, сохраняет смысл изображения в целом.
Пространственное мышление – оперирование пространственным образом.
Петру и Павлу задали одну и ту же задачу: «Сейчас 3 часа 40 ми- нут; сколько времени будет через полчаса?» Петр поступает так: он помнит, что полчаса - это тридцать минут: поэтому надо 30 прибавить, к 40. Так как в часе только 60 минут, то остаток в 10 минут перейдет в следующий час. Так он приходит к ответу: 4 часа 10 минут.
Для Павла час - это круглый циферблат часов, а полчаса - половина этого круга. В 3 часа 40 минут минутная стрелка стоит под косым углом слева на расстоянии двух пятиминутных делений от вертикали. Взяв эту стрелку за основу, Павел разрезает диск пополам и попадает в точку, которая находится в двух делениях справа от вертикали, на противоположной стороне. Так он получает ответ и переводит его в числовую форму: 4 часа 10 минут.
И Петр, и Павел решали эту задачу мысленно. Петр переводил ее в количества, не связанные с чувственным опытом. Он производил операции с числами по тем правилам, которые он усвоил с детства: 40+30=70; 70 - 60=10. Он мыслил «интеллектуально». Павел же применил в этой задаче соответствующий визуальный образ. Для него целое - это простая законченная форма, половина - это половина этой формы, а ход времени - это не увеличение арифметического количества, а круговое движение в пространстве. Павел мыслил «визуально».
По И.С. Якиманской: «Пространственное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображаемом). В своих наиболее развитых формах это есть мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение, трансформацию и создание новых образов, отличных от исходных».
Эгоцентрическое, аутистическое и реалистическое мышление
Стадии развития мышления ребёнка по Пиаже:
· аутистическое мышление – 0 – 2-3 года
Отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий мир.
· эгоцентрическое мышление 2-3 года – 11-12 лет
Эгоцентризм - это особая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения. Эгоцентризм – это абсолютизация собственной познавательной перспективы и неспособность координировать различные точки зрения на предмет. Тесты на эгоцентризм: «Братья», «Тест трёх гор».
· социализированное мышление – старше 12 лет
Децентрация – координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект.
Ж. Пиаже выделил характеристики мышления ребенка, составляющие его качественное своеобразие:
· синкретизм мышления - спонтанная тенденция детей воспринимать глобальные образы без анализа деталей, тенденция связывать все со всем, без должного анализа («недостаток связи»);
· соположение - неспособность к объединению и синтезу («избыток связи»);
· интеллектуальный реализм - отождествление своих представлений о вещах объективного мира и реальных объектов. Аналогичен интеллектуальному моральный реализм;
· партиципация - закон сопричастия («нет ничего случайного»);
· анимизм как всеобщей одушевление;
· артифициализм как представление об искусственном происхождении природных явлений. Например, ребенка спрашива ют: «Откуда берутся реки?» Ответ: «Люди прорыли каналы и наполнили их водой»;
· нечувствительность к противоречиям;
· непроницаемость для опыта;
· трансдукция - переход от частного положения к другому частному, минуя общее;
· предпричинность - неспособность к установлению причинно-следственных связей. Например, ребенку предлагают завершить предложение, прерванное словами «потому что». Человек вдруг упал на улице потому, что... Ребенок завершает: его увезли в больницу;
· слабость детской интроспекции (самонаблюдения).
Речевое мышление. Основные подходы к исследованию
Речевое мышление – это сложное динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом обнаруживается как движение, проходящее через целый ряд внутренних планов: от мотива к мысли – к опосредованию ее во внутреннем слове – в значениях внешних слов – и, наконец, в словах.
Из Выготского:
«Если попытаться в кратких словах сформулировать результаты исторических работ над проблемой мышления и речи в научной психологии, можно сказать, что все решение этой проблемы, которое предлагалось различными исследователями, колебалось всегда и постоянно – от самых древних времен и до наших дней – между двумя крайними полюсами – между отождествлением, полным слиянием мысли и слова и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным, столь же полным разрывом и разъединением».
«Начиная с древности, отождествление мышления и речи через психологическое языкознание, объявившее, что мысль - это «речь минус звук», и вплоть до современных американских психологов и рефлексологов, рассматривающих мысль как «заторможенный рефлекс, не выявленный в своей двигательной части», проходит единую линию развития одной и той же идеи, отождествляющей мышление и речь».
В Вюрцбургской школе разъединяли понятия мышления и речи. Связь между мыслью и словом рассматривается как чисто внешняя.
Мышление и речь сложно взаимосвязаны, влияют друг на друга. Развитие речи начинается с одного слова (значащего целое предложение) и идет к грамматически развитым единицам, к высказываниям. Внешне – единица слово, а по внутреннему содержанию – мысль. Развитие речи – расчленение, и мысль, сначала глобальная, расчленяется вместе с ней.
Мышление в чем-то опережает речь, в чем-то отстает – параллельные линии, сходящиеся в речевом мышлении в отногенезе. Единство речи и мышления.
Язык, речь и мышление
Л.С. Выготский поставил цель объяснить сложные формы сознательной деятельности из доступных анализу процессов. Материалистический подход к причинному объяснению. Необходимо выйти за пределы организма и искать истоки сознательной деятельности и категориального поведения во внешних условиях жизни, в социально-исторических формах существования человека.
В процессе разделения труда возникает необходимость в общении, это приводит к возникновению языка. Развитие языка приводит к тому, что возникает целая система кодов, образуются сложные синтаксические структуры – предложения. Язык постепенно отделяется от практики. В результате общественной человеческой истории язык становится решающим средством человеческого познания. Человек выходит за пределы чувственного опыта, у него возникает отвлечённое категориальное мышление.
Речь – это специфически человеческая психическая функция, которая представляет собой процесс общения посредством языка (по Рубинштейну).
Французский лингвист Фердинанд де Соссюр:
· язык – это историческая сложившаяся система знаков
· речь – это процесс передачи сведений с помощью языка, который является формой, а не субстанцией.
Язык – это некий код правил, существующий вне индивида и независящий, но обязательный для него.
Язык является чисто социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить функционирование речи.
Язык, в отличие от речи, не деятельность, а готовый продукт, пассивно используемый говорящим.
Язык статичен, а речь динамична.
Речь – это язык в действии.
6.1. Основные закономерности
Жан Пиаже (1896-1980) - один из выдающихся психологов в мире. Мы выделяем два периода его научного творчества - ранний и поздний. В ранних работах (до середины 1930-х гг.) Пиаже объясняет закономерности ^звития мышления, оперируя двумя факторами - наследственностью и средой, в силу чего их можно отнести к двухфакторным теориям. Швейцарский исследователь утверждал, что общество и личность находятся в состоянии антагонизма, конфронтации. Данное утверждение обусловило важнейшее понятие его ранней теории - социализация, под которой понимается процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным. В поздний период (с начала 1940-х гг.) ученый рассматривал активность субъекта как основу развития интеллекта, предлагая более сложную систему детерминант развития интеллекта.
Ж. Пиаже - признанный авторитет в области психологии мышления. Первоначально он занимался биологией, а затем перешел к изучению психологии. В своих исследованиях ученый поставил общую философскую задачу создания генетической эпистемологии. Его интересовали закономерности познания мира человеком. Для того чтобы понять, как происходит познание мира, он считал необходимым обратиться к изучению того, как возникает инструмент такого познания в мышлении человека. Ключ к решению поставленной проблемы ученый усматривал в изучении развития мышления ребенка.
Л. С. Выготский, оценивая вклад Ж. Пиаже в психологию, писал о том, что работы последнего составили целую эпоху в исследовании детского мышления. Они принципиально изменили представление о мышлении ребенка и его развитии. С чем это связано? До Пиаже мышление ребенка рассматривалось в сравнении с мышлением взрослого человека. В психологии господствовала точка зрения, что мышление ребенка - это мышление «малень-
Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 83
кого взрослого» (мышление взрослого «со знаком минус»). Исходной точкой оценки мышления ребенка было мышление взрослого человека. Заслуга швейцарского психолога, по мнению Выготского, заключается в том, что мышление ребенка он стал рассматривать как мышление, характеризующееся качественным своеобразием.
Пиаже предложил новый метод изучения мышления - метод клинической беседы, направленный на изучение закономерностей развития и функционирования мышления, представляя собой вариант эксперимента. Почему же именно беседа стала для ученого основным методом изучения причин развития, мышления? Исходным постулатом Пиаже раннего периода стало положение о том, что мышление прямо выражается в речи. Данное положение определило все трудности и ошибки его ранней теории. Именно это положение стало предметом критики Л. С. Выготского, отстаивающего тезис о сложных взаимообусловленных отношениях мышления и речи. Именно от положения о прямой связи мышления и речи Пиаже отказался в дальнейших работах.
Беседа позволяла, по мнению психолога, изучать мышление ребенка, потому что ответы ребенка на вопросы взрослого раскрывают перед исследователем живой процесс мышления. К методу беседы Пиаже сформулировал следующие требования:
■ вопросы, которые задает взрослый, должны быть далеки от прак тического опыта ребенка. Нельзя задавать вопросы, которые связаны со знаниями, умениями, навыками;
■ беседа должна быть организована как эксперимент. Задавая вопрос ребенку, исследователь проверяет некую гипотезу о фак торах и причинах мышления, и, получив ответ, он либо подтвер ждает, либо опровергает эту гипотезу. В силу этого в клиничес кой беседе нет жесткой, стандартной последовательности в воп росах. Они гибко меняются в зависимости от ответов ребенка и соответствующей модификации верифицируемой исследовате лем гипотезы.
В основе ранней концепции Ж. Пиаже лежат три теоретичес ких источника - теория французской социологической школы о коллективных представлениях; теория 3. Фрейда и исследования первобытного мышления Л. Леви-Брюля.
Первый источник - концепция французской социологической школы (Э. Дюркгейм) о развитии индивидуального сознания путем усвоения коллективных представлений. Согласно Дюркгейму,
84 Возрастная психология. Конспект лекций
индивидуальное сознание человека есть результат усвоения коллективных представлений в процессе вербального общения. Это утверждение - принципиальный момент для Пиаже. Индивидуальное сознание он приравнивает к мышлению, коллективное представление рассматривает как образцы мышления, носителями которых являются взрослые, а вербальное общение - как основу развития мышления.
Второй источник - теория 3. Фрейда, в частности его учение о принципе удовольствия, как определяющем жизнедеятельность человека с момента рождения. Ему были также близки идея «двух миров», согласно которой отношения между миром и ребенком изначально враждебны и антагонистичны, и идея вытеснения, которую Пиаже перенес на процесс мышления.
И наконец, третий источник - теория первобытного мышления Л. Леви-Брюля. Эта^еория противостояла мнению Э. Тейлора, утверждающего, что мышление дикаря представляет собой бледный слепок мышления цивилизованного человека, не обладающего знаниями и опытом последнего. Леви-Брюль показал качественное своеобразие мышления первобытных народов, их логику, отличную от мышления современного европейца. Пиаже перенес эту идею на мышление ребенка и свою задачу видел в том, чтобы исследовать качественное своеобразие детского мышления.
Итак, отправной точкой для теории Ж. Пиаже стали три следующие положения:
1. Развитие мышления ребенка осуществляется путем усвое ния коллективных представлений (социализированных форм мыс ли) в ходе вербального общения.
2. Изначально мышление направлено на получение удоволь ствия, затем этот вид мышления вытесняется обществом, и ребенку навязываются другие его формы, соответствующие принципу ре альности.
3. Мышление ребенка обладает качественным своеобразием.
Развитие мышления ребенка, по Ж. Пиаже, - это смена умственных позиций, которая характеризуется переходом от эгоцентризма к децентрации.
Величайшим открытием Пиаже является открытие феномена эгоцентризма детского мышления. Эгоцентризм - это особая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения. Эгоцентризм - это
Лекция 6, Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж , Пиаже ■ 85
абсолютизация собственной познавательной перспективы и неспособность координировать различные точки зрения на предмет.
Заслуга Ж. Пиаже заключается в том, что он не только открыл явление эгоцентризма, но и показал процесс развития мышления ребенка как переход от эгоцентризма к децентрации. Исследователь выделил три ступени в этом процессе: 1) отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий мир; 2) эгоцентризм - познание мира исходя из собственной позиции, неспособность координации различных точек зрения на предмет; 3) децентрация - координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект.
Ж. Пиаже выделяет следующие основные направления развития мышления ребенка. Во-первых, переход от реализма к объективности. Под реализмом мышления ребенка ученый понимает отождествление своих представлений о вещах с самими вещами. То, что ребенок видит и воспринимает при взаимодействии с объектом, он считает качественной характеристикой самой вещи, не дифференцируя свои восприятия, переживания и сам объект. Для ребенка «мир существует в моих ощущениях». Объективное существование вещей он отождествляет с собственными переживаниями, связанными с этими вещами. В процессе развития мышления ребенок переходит от неразделенности представлений и объектов к разделению того, что является его представлением об объекте, и тем, что представляют собой характеристики самого объекта. Децентрация: «Мне кажется, что этот предмет зеленый, но на самом деле он белый, потому что на него падает зеленое освещение». Во-вторых, развитие мышления от реализма и абсолютности к рецип-рокности и взаимности. Вторая линия развития предполагает изменение умственной позиции. Ее абсолютизация, как единственно возможная, заменяется реципрокностью и взаимностью, - позволяющими рассмотреть объект с различных точек зрения и позиций. И в-третьих, движение от реализма к релятивизму. Реализм предполагает восприятие отдельных объектов, а релятивизм характеризуется восприятием отношений между объектами.
Таким образом, развитие мышления ребенка осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях. Первое - разделение объективного и субъективного восприятия мира. Второе - развитие умственной позиции - от абсолютизации умственной позиции субъекта к координации ряда возможных позиций и, соответственно, к реципрокности. Третье направление характеризует развитие мыш-
86 ■ Возрастная психология . Конспект лекций
ления как движение от восприятия отдельных вещей к восприятию связей между ними.
Ж. Пиаже выделил характеристики мышления ребенка, составляющие его качественное своеобразие:
■ синкретизм мышления - спонтанная тенденция детей воспри нимать глобальные образы без анализа деталей, тенденция свя зывать все со всем, без должного анализа («недостаток связи»);
■ соположение - неспособность к объединению и синтезу («из быток связи»);
■ интеллектуальный реализм - отождествление своих представ лений о вещах объективного мира и реальных объектов. Ана логичен интеллектуальному моральный реализм;
■ партиципация - закон сопричастия («нет ничего случайного»); анимизм как всеобщей одушевление;
■ артифициализм как представление об искусственном проис хождении природных явлений. Например, ребенка спрашива ют: «Откуда берутся реки?» Ответ: «Люди прорыли каналы и наполнили их водой»;
■ нечувствительность к противоречиям;
■ непроницаемость для опыта;
■ трансдукция - переход от частного положения к другому част ному, минуя общее;
■ предпричинность - неспособность к установлению причинно- следственных связей. Например, ребенку предлагают завершить предложение, прерванное словами «потому что». Человек вдруг упал на улице потому, что... Ребенок завершает: его увезли в больницу;
■ слабость детской интроспекции (самонаблюдения).
Познающий субъект -- это не какой-то абстрактный индивид, существующий вне конкретных ной позиции условий. Процесс познания всегда протекает при определенных обстоятельствах. Припомним такой факт: когда мы поднимаемся в горы, то при каждом повороте перед нами открывается новый вид. От чего зависит возникающая "картина" местности? Только ли от существования самой этой местности и нашего зрительного аппарата? Важную роль в том, какая картина откроется нам, играет та точка обзора, которую мы выбираем. Больше того, мы не можем производить наблюдения, если мы не выбрали какую-то определенную "точку зрения".
Хотя описанный выше факт известен нам с детства, он позволяет понять, по аналогии, глубочайшую особенность всякого познания. В физике давно установлено, что наблюдаемые в опыте характеристики движущихся тел (скорость, масса, положение в пространстве и др.) имеют определенные значения не вообще, а лишь относительно некоторой системы отсчета. В соответствии с этим можно сказать, что, в сущности, любой объект природного или социально-исторического бытия также существует и определенным образом проявляет себя лишь в конкретных условиях, в той или иной системе связей. Именно по отношению к такой системе можно говорить о количественной или качественной определенности свойств объекта.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что человек познает мир всякий раз с точки зрения определенной "познавательной позиции". Результаты, которые он получает при этом, оказываются справедливыми не вообще, а лишь относительно данной познавательной позиции.
Для того чтобы глубже понять процесс постижения мира, необходимо любой субъект познания брать во всей полноте его социально-исторических определений и непременно рассматривать его с учетом конкретной познавательной установки, формируемой культурой той или иной эпохи. Названная установка предполагает, во-первых, субъективный момент, выражаемый наличием в познании определенной интеллектуальной перспективы, во-вторых, объективный момент, связанный с выбранным (из множества возможных) интервалом рассмотрения.
Подобно тому как при восприятии картины "точка наблюдения" должна быть выбрана с учетом конкретных обстоятельств, предопределяющих максимальную отчетливость, так и при выборе познавательной позиции необходимо принимать во внимание объективные условия познания. В этом случае она приобретает новое в гносеологическом отношении качество: с одной стороны, как некоторая "точка отсчета" познающего субъекта, задающая интеллектуальную перспективу видения реальности, с другой стороны -- как нечто извне детерминируемое, некая мера, предопределяющая объективность смысла и обусловливающая масштаб подхода к изучаемому предмету, некая его проекция, высвечиваемая субъектом с помощью имеющихся у него предметно-практических и концептуальных средств.
Тот факт, что в познании существует множество различных смысловых горизонтов, имеющих равное право на истину, не отменяет того, что они характеризуются разными познавательными возможностями. Отсюда вытекают три важных методологических требования: 1) при анализе процесса постижения действительности необходимо фиксировать занимаемую субъектом познавательную позицию, ее гносеологические характеристики и возможности; 2) фиксируя ту или иную позицию, необходимо добиваться максимальной согласованности субъективных и объективных оснований познания (гносеологическая фокусировка); 3) необходимо исследовать логические и эпистемологические механизмы перехода от одной позиции к другой.
Может случиться так, что какие-то утверждения о свойствах и явлениях действительности оказываются справедливыми не только относительно данных условий познания, но и при переходе к другим. В физике а таких случаях говорят об инвариантных величинах и соотношениях. Отсюда вытекают два следствия: 1) утверждая какую-то истину, надо указывать те объективные и субъективные условия, в рамках которых она получена, 2) существует класс истин, справедливых для нескольких познавательных горизонтов--это говорит об единстве мира и наличии глубинных связей в процессе перехода от одной истины к другой.
1.По конспекту лекций.
Пиаже открыл феномен эгоцентризма детского мышления, который заканчивается в возрасте 5-7 лет (период децентрации). Этот феномен обусловлен принципами перцептивного познания мира (для ребенка главный канал, связывающий его с окружающем миром, - восприятия; зрелое мышление всегда обладает децентрацией, т. е. способностью «видеть» события со стороны, с разных точек зрения). Эгоцентризм связан с привязанностью ребенка с пространством вокруг себя (он воспринимает мир только в данный момент и в конкретной ситуации). С двух лет ребенок начинает приспосабливаться к пространству, благодаря чему он может соотносить себя с разными точками пространства(начало децентрации) . Самым эффективным способом развития децентрации мышления ребенка - групповая игра с правилами, которая позволяет почувствовать ситуацию с точки зрения разных ролей (например, игра в прятки)
Эгоцентризм мышления ребенка выражается в том, что центром системы координат для него является собственное «Я». Эгоцентризм является ярким признаком допонятийного мышления.
2.По Пиаже.
Эгоцентризм – фактор познания. Это определенная совокупность докритическихи, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм – разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствуют интеллектуальная релятивность и реципрокность. С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствия понимания относительности познания мира и координации точек зрения, С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «я». Изначальный эгоцентризм познания – это не гипертрофия осознания «я». Это непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «я», не может выйти из «я», чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей.
Пиаже провел много разнообразных экспериментов, которые показывают, что до определенного возраста ребенок не может встать на другую точку зрения. Например, эксперимент с макетом из трех гор. Горы на макете были разной высоты и каждая из них имела какой - то отличительный признак – домик,реку, спускающаяся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы были изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он видит их сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы были изображены так, как воспринимает их он со своего места. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.
В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственной. Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое собственное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта. Эгоцентризм – следствие внешних обстоятельств, среди которых субъект живет. Главное (в эгоцентризме) – это спонтанная позиция субъекта, который непосредственно относится к объекту, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая своей собственной точки зрения.
Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знаний, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою точку зрения с другими возможными. Освободиться от эгоцентризма – значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «я» систему общих взаимных отношений.
Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Развитие (по Пиаже) – это смена умственных позиций. Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое – осознать собственное «я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе - координировать свою собственную точку зрения с другими,а не рассматривать ее как единственно возможную.
3. Экспериментальные факты.
В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственно восприятие – он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает,например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает.Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает истинным. Это происходит от того,что дети свое «я» не отделяют от вещей. Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Реализм бывает двух типов: интеллектуальный и моральный. Например, ребенок уверен,что ветви деревьев делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том,что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.
В экспериментальных исследованиях Пиаже показал, что на ранних стадиях интеллектуального развития объекты представляются для ребенка тяжелыми или легкими согласно непосредственному восприятию. Большие вещи ребенок всегда считает тяжелыми, а маленькие – легкими. Для ребенка эти и многие представления абсолютны, пока непосредственное восприятие кажется единственно возможным. Появление других представлений о вещах, как, например, в эксперименте с плаванием тел: камешек – легкий для ребенка, но тяжелый для воды – означает, что детские представления начинают терять свое абсолютное значение и становятся относительными. Ребенок не может обнаружить,что существуют разные точки зрения, которые надо учитывать. Пиаже спрашивал, например: у Шарля «Есть у тебя братья?» - «Артур». «А у него есть брат?» - «Нет». «А сколько у вас братьев в семье?» - «Двое» . « А у тебя есть брат?». «Один». «А он имеет братьев?» - «Совсем не имеет». « Ты его брат?» - «да». «Тогда у него есть брат?» - «Нет».
Билет 5.1 Иерархия уровней регуляции движений .
Уровень А. Дрожь (тремор) - лат. «Тремор» - дрожание, ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы; может быть наследственным.
Уровень В. Действие, которое происходит в системе координат собственного тела (когда действие не нуждается в посторонних предметах).Не важны предметы и время. Важно свободное пространство вокруг тела. Действия имеют начало, а конец зависит от « хочу продолжения?!» или «не хочу!». Не нужны дистантные ощущения, регулируются кинестетические ощущения (мышцы) .пример: подтягивания, мимика (смешно или грустно); восточные танцы, танец живота, современные танцы. Не нужен внешний мир!
Самый древний в филогенетическом отношении - уровень А , который называется уровнем «палеокинетических регуляций», или руброспинальным, по названию анатомических «субстратов», которые отвечают за построение движений на этом уровне: «красное ядро» выступает «высшей» регулирующей инстанцией этого уровня построения движений, к которому имеют отношение и другие подкорковые структуры. Система данных структур обеспечивает поступление и анализ проприоцептивной информации от мышц, удержание определенной позы, некоторые быстрые ритмические вибрационные движения (например, вибрато у скрипачей), а также ряд непроизвольных движений (дрожь от холода, вздрагивание, стучание зубами от страха). Уровень А у человека практически никогда не бывает ведущим уровнем построения движений.
Второй - уровень В - называется также уровнем «синергии и штампов», или таламо-паллидарным уровнем, поскольку его анатомическим субстратом являются «зрительные бугры» и «бледные шары». Он отвечает за так называемые синергии, т.е. высокослаженные движения всего тела, за ритмические и циклические движения типа «ходьбы» у младенцев, «штампы» - например, стереотипные движения типа наклонов, приседаний. Этот уровень обеспечивает анализ информации о расположении отдельных конечностей и мышц безотносительно к конкретным условиям осуществления соответствующих движений. Поэтому он отвечает, например, за бег вообще (скажем, за бег на месте) как переменную работу различных групп мышц. Однако реальный бег совершается по какой-нибудь конкретной поверхности со своими неровностями и препятствиями, и чтобы он стал возможным, необходимо подключение других, более высоких уровней построения движений. Этот уровень отвечает также за автоматизацию различных двигательных навыков, выразительную мимику и эмоционально окрашенные пантомимические движения.