Святой преподобный антоний римлянин, новгородский чудотворец. Житие преподобного антония римлянина, новгородского чудотворца

Камень Антония Римлянина

На правом берегу Волхова в конце Торговой стороны белеют корпуса древней обители. Это Антониев монастырь, основанный в 1106 году преподобным Антонием Римлянином. Согласно легенде, Антоний родился в Риме. После смерти своих богатых родителей он роздал имущество родителей нищим, а некоторые дорогие вещи сложил в бочку и бросил ее в море.

К этому времени христианская церковь уже разделилась на католическую и православную. В Риме начались гонения на сторонников греческого обряда, к которым принадлежал Антоний. После долгих скитаний юноша нашел монашеский скит, где провел двадцать лет в трудах и молитвах, до тех пор, пока обитель не подверглась преследованиям папы римского, считавшего здешних монахов еретиками. Спасаясь от папских слуг, Антоний ушел в глухие места возле моря, денно и нощно молясь Богу.

5 сентября 1106 года, говорится в Житии Антония Римлянина, задули очень сильные ветры, и море взволновалось так, как никогда. Затем одна волна подняла камень, на котором стоял преподобный Антоний, и унесла его как на легком корабле. Камень плыл по волнам без гребцов и без кормчего, чего разум человеческий постичь не может… И плыл камень из Римской страны по теплому морю, а из него в реку Неву, а из Невы в Нево-озеро, а из него вверх по реке Волхову мимо быстрин неизреченных, пока не пристал к берегу в сельце, которое именуется Волховское; в то время начали в городе звонить к заутрени.

Новгородцы с изумлением взирали на чужого человека, стоящего на камне, и спрашивали его, откуда он прибыл, но преподобный не знал русского языка и не мог дать им ответа. Наконец появился греческий купец, говоривший по-итальянски, который расспросил преподобного о том, кто он и откуда, и преклонил перед ним колени как перед святым. Затем Антоний был представлен епископу Никите, и тот тоже признал его святость. По повелению Никиты было решено построить монастырь на том месте, где причалил камень, доставивший преподобного Антония.

Год спустя недалеко от камня Антония местные рыбаки ловили рыбу, но не поймали ничего и, усталые от трудов, пребывали в великой скорби. К ним подошел Антоний и попросил их забросить сети с уговором, что вся рыба достанется рыбакам, а все остальное, что попадет в сети, будет отдано в Дом Пречистой Богородицы. Рыбаки согласились и поймали много рыбы и бочку, окованную железом. Это была та самая бочка с драгоценностями, которую Антоний бросил в море у берегов Италии. Но алчные рыбаки захотели поменять условия уговора, предложив преподобному рыбу в обмен на бочку. Дело дошло до суда. Антоний предложил рыбакам рассказать, что находится в бочке, а когда те не смогли ответить, сделал это сам. Бочку вскрыли и в ней нашли все то, о чем говорил преподобный.

На обретенные сокровища Антоний заложил каменный собор Рождества Богородицы. На паперти собора был установлен камень, на котором, по легенде, Антоний Римлянин приплыл в Новгород. Это овальный серый валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см. Его нижняя поверхность плоская, верхняя - немного выпуклая. Камень был обнаружен на берегу Волхова игуменом Вениамином и перенесен в Рождественский собор в XVI веке. С тех пор он хранится на паперти у центрального входа в Западный придел собора. Есть поверье, что камень способен унять зубную боль, если потереться щекой о его поверхность.

Скончался Антоний в 1147 году на восьмидесятом году жизни и был похоронен в построенном им соборе Рождества Богородицы. В 1597 году он был канонизирован Русской православной церковью. На кипарисовой раке с мощами святого были высечены его слова: «Се труды мои, Госпожа моя, Пречистая Богородица, ими же трудихся на месте сем…» Возле раки под стеклом хранились стебли морской травы и коралл, с которыми, по преданию, Антоний прибыл в Новгород.

Антониев монастырь стал одним из самых известных центров просвещения на Руси. В 1136 году монах Кирик написал здесь первое из известных сегодня древнерусских математических сочинений, в котором фигурировали огромные числа в десятки миллионов. Библиотека монастыря была одной из лучших на Руси. Однако в 1570 году во время опричной расправы над Новгородом Иван Грозный разграбил все сокровища обители и казнил игумена Геласия. Из фамильных драгоценностей Антония Римлянина, дарованных им монастырю, сохранились только позолоченная серебряная ложка и книжные оклады с лиможскими эмалями.

В 1740 году в монастыре была открыта Новгородская духовная семинария. В советское время семинария была закрыта. Сейчас здесь находится Гуманитарный институт Новгородского университета.

Недавно среди расчищенных фресок Антониева монастыря было обнаружено загадочное изображение мужчины в светской одежде XII века. Сохранилась надпись: «Петр». Возможно, здесь запечатлен знаменитый зодчий Петр, который строил Георгиевский собор Юрьева монастыря, а возможно, и главный храм Антониевой обители.

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

7:00. Гардероб римлянина Пора одеваться. Что носят римляне? Мы привыкли видеть их в фильмах и спектаклях закутанными в разноцветные тоги, похожие на Длинные простыни. Но всегда ли это так? В самом деле, на первый взгляд эти одеяния совершенно неудобны и стесняют движения,

Из книги Война с Ганнибалом автора Ливий Тит

Поединок римлянина с кампанцем Ганнибал ушел на зимние квартиры в Аиулию, и консул Квинт Фабий Максим поспешил этим воспользоваться, чтобы наказать капуанцев. Он опустошал и разорял Кампанию до тех пор, пока не вынудил капуанцев выйти за городские ворота и разбить

Из книги Октавиан Август. Крестный отец Европы автора Холланд Ричард

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора

6. Драгоценный камень Иисуса Навина и драгоценный камень Александра Македонского Оказывается, Александр Македонский на своем шлеме носит тот же самый драгоценный камень, что и Иисус Навин. Об этом камне несколько раз упоминается в «Сербской Александрии». Его вручает

автора Винничук Лидия

ИМЯ, ФАМИЛИЯ, ПРОЗВИЩЕ РИМЛЯНИНА Имя - гаданье. Римская поговорка Обстоятельные, стремящиеся все и всюду поставить на законную основу, римляне гораздо большее значение, чем греки, придавали «фамилиям» - родовым именам, переходящим от поколения к поколению. Это было

Из книги Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима автора Винничук Лидия

ЗА СТОЛОМ У РИМЛЯНИНА Отведывать от множества блюд - признак пресыщенности, чрезмерное же разнообразие яств не питает, но портит желудок. Сенека. Нравственные письма к Луцилию, II, 4 Глубокая пропасть между богатством и бедностью стала бросаться в глаза в Риме в последние

Из книги Мегалиты Русской равнины автора Платов Антон Валерьевич

33. Камень св. Антония Бокситогорский р-н, Ленинградская область Камень расположен в нескольких десятках метров от берега в озере Дымском (другое название озера - Святое). Камень часто скрыт в озере, лишь в сухую погоду возвышаясь над водой. Согласно преданию, на этом камне

автора Бейкер Джордж

Антоний покидает Египет. Парфянская угроза. Встреча Фульвии и Антония. Настроение Антония. Соблазнительное предложение Как мы уже видели, Марк Антоний отплыл из Александрии весной 40 г. до н. э. Пока его корабль рассекает волны у берегов Тира, давайте посмотрим на

Из книги Август. Первый император Рима автора Бейкер Джордж

Проблема Антония. Парфянская кампания 36 г. до н. э. Положение Антония. Октавия. Идеал доброй жены Читатель, следивший за нашим повествованием вплоть до этого места, может спросить: что заставило Октавиана высказаться в таком духе, когда сама мысль об этом была невероятной?

Из книги Императорский Рим в лицах автора Федорова Елена В

Антония Младшая Антония Младшая, младшая дочь Марка Антония и Октавии Младшей, была женой Друза Старшего.Как пишет Плутарх, она славилась целомудрием и красотой (см. Плут. Ант. LXXXVII).У Друза Старшего и Антонии Младшей было много детей, из которых выжили трое: Германик, Ливия

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Житие Антония Римлянина Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

7. Драгоценный камень Иисуса Навина и драгоценный камень Александра Македонского Оказывается, Александр Македонский носил на шлеме ТОТ ЖЕ САМЫЙ ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ, ЧТО И ИИСУС НАВИН. Про этот камень несколько раз говорится в «Сербской Александрии» , с. 92, 95. Его вручает

Из книги Мазарини автора Губер Пьер

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Золото римлянина Огромное богатство и сомнительные способы обогащения кардинала Мазарини питали ненависть фрондеров и лень историков и рассказчиков анекдотов. Все они не знали или делали вид, будто не знают, что любой министр Старого режима (и всех

Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова Юлия

Гибель Антония

автора Носовский Глеб Владимирович

24.2. Иудейская версия о насилии римского солдата над Девой Марией и насилие римлянина секста Тарквиния над Лукрецией Как мы сейчас увидим, «античная» версия Тита Ливия практически совпадает с раввинской, иудейской версией, утверждавшей, что Дева Мария подверглась

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

3. Рассказ Ливия о битве римлянина Тита Манлия Торквата с могучим Галлом Галл сражен в поединке Речь пойдет о римских событиях якобы 361 года до н. э. А именно, о войне с галлами. Процитируем свидетельство Тита Ливия ПОЛНОСТЬЮ. «В этом году (якобы в 361 году до н. э. - Авт.)

В начале 2016 года православный мир облетела новость: найдены считавшиеся утраченными мощи преподобного Антония Римлянина (память 3/16 августа). Это похоже на чудо, ничуть не меньшее, чем сама жизнь этого святого — итальянского монаха, по преданию приплывшего в Новгород на камне.

Бросить наследство в море

Нам известны сотни святых, в которых призыв Божий к иному, сверхчеловеческому образу жизни превозмогал соблазн самыми благополучными условиями и перспективами жизни среди мира. Так было и с преподобным Антонием.

В житии этого святого есть немало эпизодов, которые бы могли послужить образцом каждому из современных христиан. И, пожалуй, первый из них — это всецелое предание себя Богу, которое преподобный проявил в юном возрасте, когда ему слишком рано пришлось распоряжаться богатым имением своих родителей...

Антоний родился в обеспеченной семье в 1067 году, уже после Великого раскола, но был воспитан в православной традиции. Семнадцатилетним юношей он остался сиротой и посвятил себя изучению Писания и святоотеческого Предания Церкви, а через некоторое время принял естественное для себя решение — оставить мир. Его намерение было настолько бесповоротным, что Антоний «сжег за собой мосты» — большую часть доставшегося от родителей немалого наследства раздал нищим, а малую часть... оставил себе? Может быть, отложил, припрятал на «черный день»? Антоний поступил весьма странно: часть имущества он уложил в деревянную просмоленную бочку и... бросил в море.

Трудно себе представить способ распоряжения богатством, ставящий владельца в положение более зависимое от воли Божьей, чем тот, которым воспользовался будущий святой. Житие не объясняет, по какой причине Антоний поступил именно так. Может быть, юноша чувствовал привязанность к этим вещам, может, слишком много было советчиков, как лучше употребить богатство, может, юноша предчувствовал, что не должен принимать решение от своего ума. Как бы то ни было, Антоний часть своего имения отдал в распоряжение «Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них». И эта детская доверчивость, как мы увидим в дальнейшем, не посрамила святого.

Следующий период его жизни — 20 лет безвестного подвижничества в уединенном скиту. Вероятно, он мог бы остаться безвестным монахом или прославиться, но в своих родных землях, если бы не беда. И вот второй урок, который дает жизнь римлянина: тяжелые, скорбные обстоятельства Господь оборачивает во благо, если человек на Него надеется.

XI век — время Великого раскола, когда Римская кафедра отпала от Тела Христова, отделившись от Восточных Церквей. Процесс отчуждения Рима и Константинополя, длившийся несколько столетий, дошел до точки невозврата, когда в 1054 году легаты Римского папы положили на алтарь Цареградского храма Святой Софии анафему на Константинопольского патриарха, обвинив его в несуществующих преступлениях. Последовала взаимная анафема — и через несколько месяцев произошел окончательный разрыв.

Противостояние Православной Церкви и латинян часто носило очень жесткий характер. Начались захваты кафедр и церквей, борьба за влияние, позже — даже кровопролитие. И православный монастырь, где подвизался Антоний, не остался в стороне.

Братия была вынуждена разойтись, поскольку латиняне заняли и эту обитель. Святой Антоний скитался, год прожил на пустынном берегу, на скале. В одну из сильнейших бурь 5 сентября 1105 года кусок скалы откололся, и камень, на котором молился Антоний, оказался в море. Житие рассказывает, что вопреки законам природы камень поплыл, и через краткое время монах оказался в новых землях, остановившись у берега близ села Волховское, что на реке Волхов примерно в 3 километрах от Новгорода. Это случилось накануне праздника Рождества Богородицы — и этот день преподобный Антоний запомнил.

Эти события упоминаются в новгородских летописях.

В Новгороде преподобный повстречал ремесленника, который владел несколькими языками, и тот объяснил ему, в каких землях он оказался. Одни источники говорят, что русская речь далась святому сразу же по его молитвам, другие — что святой постепенно выучился языку у местных жителей, которые стали приходить к нему за благословением, видя его подвижнический образ жизни. Тайну же своего прибытия на Русь преподобный поведал только святителю Никите.

А на следующий год случилось невероятное: рыбаки выловили в Волхове бочку...

Дело жизни

Ту самую, в которой молодой Антоний заключил остатки своего щедрого наследства. Он перечислил предметы, которые должны были находиться в бочке, и рыбаки, убедившись, что все с точностью совпадает, содержимое по праву отдали владельцу. Эти драгоценные предметы по благословению новгородского святителя Никиты были употреблены преподобным на приобретение земель и строительство монастыря во имя Рождества Богородицы — на том самом месте, куда пристал на своем камне-жилище Антоний.

Так Господь указал преподобному, как распорядиться его богатствами. И начались уже иные его труды: днем он был занят устроением монастыря, ночами — молился на своем камне. В 1117 году под его руководством в обители возвели белокаменную церковь. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы строился 2 года известным новгородским зодчим Петром. Роспись собора была выполнена в 1125 году. И только в 1131 году итальянский монах был возведен в священный сан и вскоре избран игуменом. Его обитель стала известна делами милосердия, которым Антоний был научен с юности, сам он еще при жизни стал известен и почитаем как подвижник и человек большого смирения.

Собор, который итальянский монах построил, сохранился до наших дней, как и камень (точнее, его небольшая часть), на котором Антоний прибыл в Волховское — его можно увидеть в притворе храма под изображением святителя Никиты Новгородского.

А преподобный, совершив дело своей жизни, отошел ко Господу в 1147 году почти 80-летним старцем. Перед кончиной он призвал к себе своего ученика иеромонаха Андрея, автора первого жития, и исповедался ему. Андрей удивился смирению святого, который просил молитв братии: «Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил».

Чудеса

Мощи преподобного Антония Римлянина были обретены нетленными, «яко жива лежаща», 1 июля 1597 года и положены в Рождественском соборе. Еще до этого события были известны случаи исцеления по молитвам святого: так, у гробницы Антония Римлянина исцелился игумен обители Кирилл, которому недоброжелатели подсыпали в еду отраву. Услышав об этом чуде, родные прислали в обитель некоего свечника Феодора, который пьянствовал и был одержим бесом. Бесноватый пришел сам и у камня преподобного Антония освободился от мучавших его темных сил.

После прославления святого стали известны чудеса от его мощей. Так, жена одного священника по имени Ирина, страдавшая тяжелой болезнью, от чего не могла владеть своим телом, увидела во сне седовласого старца, который сказал ей прийти в обитель и приложиться мощам преподобного Антония. Сделав так, Ирина выздоровела. Побывав в обители, прозрел ребенок, единственный сын пекаря из Великого Новгорода. Излечился человек по имени Авраамий, не способный ходить: как говорит автор жития, «в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел».

На иконах святой Антоний Римлянин иногда изображается со стеблями осоки: по преданию это растение он держал в руках, когда плыл к Новгороду. Житие не говорит о том, желал ли преподобный возвратиться домой, скучал ли по родному языку, родной обители. Но житие говорит точно о другом: о решительном отказе этого человека от своей воли и готовности доверить Богу свою жизнь, зная, что это может означать самые непредсказуемые события. Его родиной было Царствие Небесное, которого преподобный и удостоился.

Трагедии в судьбе монастыря

История Антония Римлянина не оканчивается его смертью и даже его прославлением.

Судьба его детища — Рождественского монастыря — оказалась трагична. В 1569 году Антониев монастырь стал жертвой похода царя Иоанна Грозного на Новгород. В ходе этой операции было замучено и убито множество народа, в их числе и игумен Геласий с монастырской братией. А богослужебные сосуды — наследие преподобного Антония, найденные рыбаками в бочке, — Иоанн Грозный увез в Москву, в ризницу московского Успенского собора.

В связи с этими событиями общерусское почитание новгородского преподобного стало возможно лишь в 1597 году, и с этого времени известен крестный ход в честь святого: он шел от Софийского собора в Новгороде до Антониева монастыря. Обитель возродилась, и в начале XVIII столетия здесь была кафедра новгородских викарных епископов, в 1740 году открылась Новгородская духовная семинария, одним из первых выпускников которой стал Тихон, будущий Задонский святитель.

С приходом к власти большевиков в 1918 году семинария была закрыта, а следом был упразднен и монастырь, детище преподобного Антония. Сегодня тут музей. Но величественный древний собор Рождества Пресвятой Богородице напоминают о первом строителе обители и о его удивительной судьбе.

Преподобный разделил печальную судьбу своего монастыря: в 1927 году его мощи были варварски извлечены из раки и помещены в музей атеизма, который устроили в Софийском соборе Новгородского Кремля. На протяжении 80 лет они считались утраченными... А 20 лет назад начались работы по изучению всех мощей, обнаруженных в соборе. К 2016 году историко-антропологическое исследование было закончено и новообретенные мощи святого были переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву. И снова чудо! Впрочем, главное чудо в жизни преподобного Антония Римлянина — его смиренное желание выполнить волю Божию о себе, какой бы она ни оказалась и куда бы его ни привела, — в малой степени доступно и нам.

Преподобне отче наш Антоние, моли Бога о нас!

Камень св. Антония Римлянина - церковная реликвия, камень, на котором, по легенде, совершил свое плавание по морю от Рима до Новгорода, св. Антоний Римлянин , основатель новгородского Антониева монастыря . Камень лежит в западном притворе собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. Представляет собой большой серый валун длиной 126, шириное 94 см, высотой 37 см.

История камня отражена в Житии св. Антония Римлянина , а также в других церковных источниках XVI-XVII века. Согласно Житию, Антоний родился в Риме. В юном возрасте постригся в монахи. А после начала гонений на представителей греческого духовенства, вынужден был спасаться бегством и скрываться от преследователей на берегу моря. Там все дни и ночи проводил в молитвах, стоя на камне. Однажды ночью разразилась буря, и одна из волн, напрягшись, оторвала от берега камень с Антонием и, подняв его, понесла в море "будто в корабле легком ".Спустя двое суток камень пристал у берега большой реки, называемым Волховом. От купца-грека Антоний узнал, что оказался в Новгороде. Уведавший о чуде новгородский епископ Никита выехал навстречу к преподобному Антонию, чтобы осмотреть камень и место. По совету Никиты Антоний основывал монастырь на берегу реки Волхова, недалеко от места, где Антоний пристал к берегу.

Житие, записанное в XVI веке упоминает точную дату прибытия Антония в Новгород - сентябрь 1106 г., однако в более ранних источниках эта дата не упоминается. Под 1117 г. в новгородской летописи сообщается о закладке Антонием каменной церкви Рождества Богородицы в основанном им монастре. Под 1147 г. — о смерти преподобного. Ничего не говорится в летописях ни о камне, ни о происхождении Антония из Рима.

Возможно, время возникновения легенды недолго отстоит от начала почитания камня, которое зафиксировано лишь с середины XVI века. До того времени, по замечанию автора «Слова похвального на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина » (1590-е гг.) камень лежал на берегу р. Волхов у монастыря, был на виду, но находился в небрежении. Так было пока игумен Вениамин (между 1547 и 1552 гг.) не перенес его с почестями внутрь монастырской ограды и не поместил у западной стены храма Рождества Богородицы, на верхней валуна был написан образ св. Антония, плывущего на камне и держащего в руках модель храма Рождества Богородицы (до нашего времени не сохранилось).

После перенесения камень явил чудеса исцеления. От прикосновения к нему якобы молящиеся излечивались от недугов, от отравления ядами, избавлялись от вселившихся в них бесов. Лечебной силой, по поверью, стали обладать и связки водорослей ("трости Антония "), которые были нанесены водой на камень. Они, по мнению верующих, особенно хорошо помогали от зубной боли. Уже в конце XVI века при игумене Кирилле (1580-1592) над чудотворным камнем соорудили "гробницу " - небольшую пристройку, примыкающую запада к Рождественской церкви. В 1597 г. Антоний, пользовавшийся местным почитанием, был официально канонизирован. Его мощи были изнесены из земли и помещены в раке (гробнице) в соборе, где находились несколько столетий. В 1927 году, в разгар антирелигиозной кампании, рака была вскрыта, мощи утеряны. Но сам чудовторный камень сохранился и находится в церковном притворе.

С точки зрения этнографии вера в целительную силу камня св. Антония не представляет собой ничего необычного и своими корнями уходит в языческую эпоху. Тогда многие камни необычной формы и огромных размеров наделялись фантастическими
свойствами и целебной силой. Церковь чаще боролась с почитанием камней как с языческим пережитком, но мирилась с ним, если почитанием окружались камни, связанные с именами христианских святых святых.

Преподобный Антоний Римлянин (около 1067 — 3 августа 1147) — русский православный святой, основатель новгородского Антониева монастыря. Согласно житию святого, составленному в XVI веке, Антоний родился в Риме от «православных родителей». В возрасте 18 лет, осиротев, он раздал имущество бедным (а часть его вложил в бочку и бросил в море) и принял монашеский постриг. Проявлял усердие в изучении греческого языка, чтении Священного Писания, творений святых отцов. Когда «князи» области, где находился монастырь, и «латиняне» начали гонения на православие, Антоний покинул разорённую обитель и в течение года предавался молитве на приморской скале. Однажды камень, на котором стоял Антоний, отломился от скалы и упал в море.

Минуя «тёплое море», Неву, Ладожское озеро и Волхов, святой чудесным образом приплыл на камне в Новгород, причём путешествие длилось всего три дня. Это произошло, по сведениям агиографа, в сентябре 1106 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы. С новгородцами Антоний поначалу общался через переводчика, затем, помолившись, «дабы ему Бог открыл русский язык», — без его помощи. При содействии новгородского епископа Никиты Антоний основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, истратив для покупки земель и украшения обители остатки своего имущества, найденные в выловленной рыбаками бочке. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн в 1119 году. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом основанного им монастыря. Он управлял обителью 16 лет, накануне кончины назначив своим преемником инока Андрея, которому приписывается авторство жития.

Макаров Н.А. Камень Антония Римлянина // Новгородский исторический сборник. - Л., 1984. Вып. 2(12)

(† 1147), прп. (пам. 17 янв., 3 авг. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых),основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря в Новгороде. Немногочисленные сведения о преподобном содержатся в НПЛ и дополняются данными жития («Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород»), известного в списках начиная со 2-й пол. XVI в. Не исключено, что в основе жития лежит более ранний несохранившийся агиографический текст (проложное житие), возможно написанный Андреем, 2-м игуменом Антониева мон-ря (1147-1157), к-рый в сохранившемся житии назван его автором. Вместе с житием А. Р. в рукописных сборниках обычно помещаются предисловие, «Слово похвальное на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина» (написаны ок. 1591 г., список: ГИМ. Муз. № 1236, кон. XVI в.) и сказание о чудесах и обретении мощей («О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598), список: ГИМ. Востр. № 1053, нач. XVII в.), принадлежащие перу Нифонта, постриженика Антониева мон-ря, работавшего в 80-90-х гг. XVI в., к-рому иногда приписывают также составление жития. По крайней мере в 2 списках XVI-XVII вв. известна духовная грамота А. Р. (сомнения в ее подлинности не имеют под собой достаточных оснований, наиболее вероятная датировка грамоты - до 1131/32). В тех же рукописях, где встречается духовная грамота, сохранилась купчая А. Р. на землю для мон-ря у р. Волхов; в описании границ участка купчая, по всей вероятности, является фальсификатом 2-й пол. XVI в., но в своей основе (формуляр, факт покупки земли преподобным) восходит к подлиннику ХII в.

В житии преподобный именуется «римлянином», т. е. уроженцем Рима. Когда там начались гонения на православных, А. Р., будучи уже монахом, поселился на берегу моря и, стоя на камне, день и ночь молился Богу. Однажды на море поднялась буря, волна сдвинула камень, на к-ром стоял А. Р., и святой поплыл на камне, «якобы на корабли легце». Через 2 дня камень пристал к берегу Волхова, в житии указывается точная дата - 5 сент. 1106 г. От купца-грека А. Р., не понимавший рус. языка, узнал, что попал в Новгород. Купец представил А. Р. Новгородскому еп. свт. Никите , к-рый поехал на берег Волхова, чтобы увидеть камень и удостовериться в чуде. По благословению святителя А. Р. основал мон-рь там, где пристал его камень.

Духовная грамота и НПЛ также сообщают, что благословение на постройку мон-ря преподобный (летопись не называет его «римлянином») получил от Новгородского еп. Никиты, т. е. не позднее нач. 1109 г., что монастырская церковь была заложена святым в 1117-м, освящена в 1119-м, расписана в 1125 г.; в 1127 г. А. Р. начал строить в обители «трьпезницю камяну». Поставление А. Р. во игумена состоялось лишь в 1-й год епископства Нифонта , зимой 1131/32 г., что заставляет предположить какой-то конфликт между А. Р. и Новгородским еп. Иоанном Попьяном (1110-1130). А. Р. был погребен в Рождественском соборе основанного им мон-ря, у зап. стены.

Почитание А. Р. в мон-ре и в близлежащих селениях прослеживается не ранее XVI в. При игум. Вениамине (1547-1552) камень А. Р., к-рый до тех пор находился на берегу Волхова, перенесли в мон-рь, на камне написали образ преподобного и вмонтировали в стену собора, но впосл., как сказано в повести «О преложении честного и многочудесного тела», камень лежал в небрежении у стены собора. В 1580 г. в мон-рь по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного прибыл новый игум. Кирилл (Завидов ; 1580-1594). Игумен был болен, т. к. его отравили ядом. Гуляя по мон-рю, он нашел камень с полустертым образом святого и исцелился около него по молитвам А. Р. По повелению игум. Кирилла над камнем у зап. стены собора поставили небольшой придел и возобновили образ А. Р. Братия во главе с игуменом каждый день приходила и прикладывалась к образу, у камня исцелился бесноватый Федор свечник. «Трости Антония» - стебли водорослей, принесенные, по преданию, вместе с камнем, исцеляли от зубной боли.

Поскольку по молитвам к А. Р. происходило большое число исцелений, мон. Нифонт стал ходатайствовать об обретении мощей святого, к-рое состоялось 3 авг. 1597 г.; в том же году преподобный был канонизирован к общерус. почитанию, тогда же, вероятно, была составлена служба святому (древнейшие списки - кон. XVI-XVII в.), в ней говорится о мощах А. Р., часто упоминается Новгород и Антониев мон-рь. В мон-ре продолжались исцеления у камня и мощей преподобного, к кон. XVII в. было записано 18 новых чудес (ГИМ. Хлуд. № 199, кон. XVII в.). В 1666 г. исцелилась Феврония Иванова, страдавшая «исступлением ума», в 1675 г.- бесноватый Иоанн, сын Василия Поезжаева. В 1678 г., после молебна у мощей и у камня А. Р., произошло чудесное выздоровление Симеона, сына Трофима Павлова, на к-рого перед этим «напало забвение и родителей непознание». Камень А. Р. сохранился, находится в зап. приделе Рождественского собора. Это серый овальный валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см. Мощи А. Р. были вскрыты в 1927 г., их совр. местонахождение неизвестно, весной 2000 г. частицы мощей были найдены в краеведческом музее г. Петрозаводска и переданы в городской собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского .

Память А. Р. указана в большинстве месяцесловов XVII в.: под 3 авг.- в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. № 237), под 3 авг. и 17 янв.- в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 310, 326), под 1 июля - в Кайдаловских святцах кон. XVII в. Краткое житие святого под 3 авг. помещено в печатном Прологе 1643 г. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. 17 янв. предписано совершать А. Р. бденную службу (см. Знаки праздников месяцеслова), переносимую на 19 янв. В Минее (МП) под 3 авг. помещена бденная служба А. Р. (Минея. Авг. Ч. 1. С. 110-127). В тексте службы Собору Новгородских святых А. Р. посвящен 6-й тропарь 3-й песни канона утрени, в к-ром описывается его плавание на камне (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 449).

Ист.: НПЛ (по указ.); ГВНиП. № 102, 103; Житие прп. Антония Римлянина // ПС. 1858. № 5. С. 151-171; № 6. С. 310-324.

Лит.: Ключевский . Древнерусские жития. С. 306-311; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 48-51; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 17, 235; Валк С. Н. Начальная история древнерусского частного акта // Вспомогательные ист. дисциплины: Сб. ст. М.; Л., 1937. С. 295-303; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 208-210; Onasch К. Zur Vita Antonij «des Römers» // Orbis scriptus: D. Tschižewskij zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 581-585; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 40-59; он же. Печать новгородского епископа Ивана Попьяна // ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56; он же. Новгородские акты ХII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 205-207, 354-357; Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина // НИС. Л., 1984. № 2 (12). С. 203-207; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт ХII-XV вв. Л., 1986. С. 93-97; Фет Е. А. Житие Антония Римлянина // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247.

А. В. Назаренко

Иконография

О первом изображении А. Р., сделанном на камне при игум. Вениамине, в «Слове похвальном на пречестную память» сказано, что игумен «повеле на [камне] написати... преподобного Антония чюдотворца образ, имел же на руце воображен едину церковь Богоматери» (ГИМ. Муз. №. 1236. Л. 99-100). При игум. Кирилле над камнем был сооружен небольшой придел и вновь написан образ А. Р. («как бе и прежде»), поскольку первый «сокрушен бысть от дождя, понеже не покровлен бяше» (НГМЗ ОПИ. Д. 30056-33. Л. 31 об.- 34). Святой был изображен предстоящим Богоматери с Младенцем, в руке макет созданного им «чудного» храма Рождества Богородицы. На иконах данного извода А. Р. обычно представлен в рост, в монашеской мантии и схиме, с куколем на голове, плывущим на камне по Волхову, макет храма он держит в правой руке; вверху слева - образ Богоматери. К этому типу изображения относятся иконы 2-й пол. XVI в. (ГТГ), 2 иконы XVII в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). По описанию в иконописном подлиннике, А. Р. «сед, брада болши Иоанна Богослова, аки у Евфимия Великаго, на ногах ступенцы, стоит на камени, а камень на воде, в руце церковь» (ИРЛИ. Бобк. № 4. Л. 66 об., посл. четв. XVII в.).

На иконах др. извода А. Р. изображен в молении Богородице стоящим на камне в водах Волхова на фоне основанного им мон-ря,- напр., на иконах: кон. XVI в. (ГТГ); кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ) с надписью: «а се труд мой, [Госпо]же моя Пречистая, имже строех Сына ради Твоего»; 1680 г., письма Семена Никитина (ПИАМ); XVII в. (ГИМ); XVII в. из Соловецкого мон-ря (АМИИ); нач. XVIII в. (ГРМ); на фреске 1702 г. в Знаменском соборе Новгорода. Мон-рь показан с запада, со стороны реки, постройки воспроизводятся с разной мерой условности; иногда изображена только деревянная стена со святыми вратами, как на иконе XVII в. (Народный музей. Краков). Иконы XVII в. (ГЭ) и 1-й пол. XVIII в.? (ГМЗК) совмещают черты обоих изводов. На иконе 1-й пол. XVIII в. (ГРМ) у преподобного в правой руке развернутый свиток и пальмовая ветвь, мон-рь представлен необычно: не со стороны Волхова, а с юга, со стороны города. На двусторонней выносной иконе кон. XVII в. северных писем (ГЭ) в руках святого, стоящего фронтально, макет храма и развернутый вверх свиток с текстом: «Терпя потерьпехъ Г[оспо]да внят ми оуслыш». В приделе прп. Онуфрия Великого Рождественского собора Рождества Богородицы мон-ря находилась икона А. Р. «со свитком и видом соборной церкви» (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 22 об.).

Сохранились памятники с еще одним типом изображения А. Р.: прямолично, в рост, облаченным в схиму, с куколем на голове, благословляющей десницей и свитком в левой руке. Наиболее древним является резной рельефный образ с крышки первой деревянной раки А. Р. (ГРМ), созданный в 1573 г. (до канонизации святого) новгородским резчиком Евтропием Степановым . Этот же тип изображения святого представлен на 2 покровах - 1633 г. и кон. XVII в. (НГОМЗ).

Примером включения А. Р. в деисусный ряд иконостаса является икона нач. XVIII в. сев. писем (ГЭ), на к-рой преподобный изображен держащим свиток, а также подписная икона 1778 г. работы И. В. Минина (СГИАПМЗ), происходившая из придела Трех святителей ц. Входа Господня в Иерусалим дер. В. Мудьюга (Архангельская обл.). Образ А. Р. присутствует в изображениях Собора Новгородских чудотворцев, напр. на иконе 1721 г. (ГЭ), на иконе Божией Матери «Знамение» с деисусом и избранными святыми, кон. XVII - нач. XVIII в. (ГРМ).

В описи Антониева мон-ря 1696 г. (Димитрий . С. 253-273) упоминаются икона А. Р. в житии (в местном ряду иконостаса Рождественского собора); образ Спасителя с припадающими преподобными Варлаамом Хутынским и А. Р. (на столпе собора); образ Спасителя с предстоящими в молении свт. Никитой Новгородским и А. Р. (в приделе А. Р.); икона преподобных Антония Великого и А. Р. «в деянии» (в ц. прп. Антония Великого). В описи Антониева мон-ря нач. XX в. указана икона «Обретение св. мощей Антония Римлянина» 1696 г., находившаяся в Сретенской ц. (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 37).

Ист.: ГАНО. Ф. Р-138. Оп. 3. Ед. 24. Л. 1-34.

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим . Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 51, 82-83, 120, 308-310; Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Новгород, 1910. С. 222; Димитрий (Сперовский), еп. Рязанский . О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева монастыря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием // Тр. XV Археол. съезда в Новгороде. М., 1911. Т. 1; Антонова, Мнева . Каталог. Т. 2. С. 28, 200-201; Русская деревянная скульптура. М., 1994. С. 222-224, 227. Кат. 163, 164; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 57-60, 133-138. Кат. 50-56; Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 142-143; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 56; Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 81; Мильчик М. И., Секретарь Л. А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII вв. // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 273-299.

Л. А. Секретарь