Сказка – ложь, да в ней намек…. Сказка про курочку Рябу и ее смысл. Мораль сказки про курочку Рябу

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Русское слово»!

В предыдущей статье о сказках я писала о том, что рассказывание сказок – это старинный русский обычай.

Каждый из нас помнит свое детство, когда взрослые рассказывали сказки , а мы просили еще и еще новых сказок. Сказка погружает нас в фантастический мир, полный загадок и тайн. Все секретное, неведомое, непознанное всегда притягивает…

Но вот, что интересно. Знаете ли вы, что те сказки, которые мы любили слушать в детстве, и которые сейчас рассказываем своим детям, — это

АДАПТИРОВАННЫЕ сказки?!

На самом деле в русских народных неадаптированных сказках скрыты древние представления народа о жизни. Все неадаптированные сказки очень страшные. Прочитав такую сказку, неподготовленный человек в лучшем случае испытает шок, а в худшем — погрузится в глубокую депрессию.

Читая неадаптированную сказку нужно понимать, что создана она несколько тысяч лет тому назад. Поэтому нужно иметь хотя бы общее представление об обрядах и ритуалах древних славян.

Например, наши предки представляли себе жизнь бесконечной.

Издавна символом бесконечности жизни являлось яйцо . Яйцо — прообраз всей жизни на земле! Кстати, вспомнился вопрос, который всегда ставит меня в тупик: что было раньше — курица или яйцо?.. Тем не менее, в яйце всегда уже есть новая жизнь!

Всем известна «незатейливая» сказка о Курочке Рябе:

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: — Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое!

Признаюсь, я никогда не понимала смысл этой сказки ! С чего это вдруг дед да баба начинают плакать, убиваться по разбитому яичку?! Они же сами хотели его разбить! И кстати, зачем они его хотели разбить?!

Смысл этой истории станет понятен, если прочитать неадаптированный текст сказки. Вот он:

Жили дед да баба. И была у них курочка-рябушечка , стара старушечка.

Снесла она яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.

Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказала:

Какое на меня горе, какое на меня великое! Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка, стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. Хоть ты, попадья, покидай с горя пироги за окошко!

Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, попадья, делаешь?!» А она отвечает:

Какое на меня горюшко, какое на меня великое! Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка, стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!

Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять.

Вот какое яичко-то дорогое!..

Есть еще и другая, еще более жуткая, версия этой истории, где внучка, узнав про то, что яичко разбилось, взяла и… повесилась! Ужас!

Наверное, всем нам не один раз читали в детстве сказку про Курочку рябу . И она настолько знакома, привычна и изучена, что скорее всего, мы знаем ее наизусть. И вроде бы даже незачем еще раз читать саму сказку — мы и так все прекрасно помним. Хотя, как ни странно, вариантов прочтения сказки про курочку Рябу существует несколько, и даже количество персонажей может быть разным: и поп с попадьей и поповой дочкой, и сорока, и кот Котофеич, и даже дуб. Из короткой сказочки можно сделать целую повесть!

И еще вот, думаю, не ошибусь, если предположу, что очень многим ли из нас, приходила в голову мысль: а что это за странная такая сказка про курочку Рябу? В чем смысл этой короткой русской народной сказки? И есть ли он вообще, этот смысл? А если нет, то почему сказка про курочку Рябу живет много веков, и почему даже наши пра-пра-правнуки еще будут читать ее своим детям? Наверняка у каждого из нас есть свои оригинальные идеи по этому поводу. Давайте мы сегодня сначала будем читать классический вариант сказки про Курочку Рябу на ночь своим детишкам, а потом, когда уложим их спать, порассуждаем о смысле этой самой известной и знакомой всем с детства сказки. Итак, русская народная сказка:

Курочка Ряба.

Жили-были в одной деревне дед да баба.

И была у них курочка. По имени Ряба.

Вот однажды снесла им курочка Ряба яичко. Да не простое яичко, золотое.

Дед яичко бил-бил, не разбил.

Баба яично била-била, не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, да и разбилось!

Плачет дед, плачет баба. А курочка Ряба им и говорит:

-Не плачь дед, не плачь баба! Снесу я вам новое яичко, да не простое, а золотое!

Пожалуй, каждый россиянин слышал эту сказку в детстве, а спустя годы сам рассказывал ее своим детям и внукам. При этом мало кто может сказать, о чем же история про курочку и яичко на самом деле. Мы не анализируем сказки, не ищем в них мораль и, как правило, читаем в адаптированном для детей варианте, где редактор убрал все «ненужное» и «непонятное». Но ведь каждая деталь сказки была придумана нашими далекими предками не случайно и имеет важное значение, которое нам, увы, понять уже непросто. Итак, о чем же эта сказка?

Что мы видим: Дед и Баба - не мальчик и девочка, не юноша и девушка; Дед и Баба - не дед и дед, не баба и баба, а существа разнополые - то есть человечество в исчерпывающем виде. Дальше появляется золотое яйцо. Любой нормальный человек нашего времени сразу задумается, куда бы его заложить… Что угодно, но только не разбивать. А Дед и Баба начинают как раз разбивать яйцо! Били-били, да не разбили. А вот Мышка пробежала, хвостиком махнула - и разбила. Случилось то, чего Дед и Баба так желали. Но они не радуются, а начинают рыдать. Тут появляется Курочка Ряба, обещает снести обыкновенное яичко, и Дед с Бабой ликуют.

В расширенной (не редактированной) версии перед вторым появлением Рябы происходят совсем странные вещи. Существуют разные варианты, но с одним общим посылом: все встает с ног на голову. Ворота и мост рушатся, птицы и звери рыдают… Старики рассказывают обо всем случившемся просвирне (женщина, выпекающая просвиры) - о том, что у их дома крыша шатается, девочка-внучка удавилась с горя и т. д. Просвирня все просвиры побросала, поломала и пересказала историю семье дьякона. Тот услыхал это и побежал на колокольню, где разбил все колокола. Священник же, узнав о золотом яичке и Мышке, обрезал волосы, то есть расстригся (снял с себя духовный сан), порвал священные книги и сжег церковь. А жена священника разлила тесто и начала им мыть пол… А дальше, мы знаем, Курочка Ряба снесла обыкновенное яичко, и все снова стало хорошо…

Так почему же Дед и Баба так испугались золотого яйца? Что оно такое? Дело в том, что давным-давно яйцо не воспринималось как нечто порожденное живым. Это был в понятии древних людей некий минерал. Потом из неживого яйца родилось что-то живое. Так яйцо стало символом жизни. В мифологии некоторых народов в начале мира существовало Великое яйцо, которое раскололось, а затем из него появилось первое живое существо или образовалось все живое (есть и другие похожие варианты). Теперь о золоте. Задолго до того, как этот драгоценный металл стал символом богатства, он ассоциировался исключительно со смертью, так как был связан с подземным миром. Вспомним греческого бога подземного царства Аида - он владеет золотом. Наш Кощей тоже «над златом чахнет». И вот яйцо, символ жизни, вдруг появляется в виде приметы неминуемой смерти. Тут становится понятна реакция Деда и Бабы, преклонный возраст которых с каждым днем приближает их к смерти. Вдобавок они символизируют все человечество. Логично вырисовывается апокалиптичная картина: наступает хаос, мир умирает.

Но вот появляется Мышка - существо волшебное, живущее в двух мирах: в мире живых (земном) и мире мертвых (подземном). Поэтому в сказках мышка является посредником между двумя этими мирами, она может делать как хорошее, так и плохое. И то, что она, обладая сверхъестественными способностями, сумела разбить золотое яйцо, - неудивительно. Но никто не знает, что бы это могло значить, так как мышка двулика. Однако развязка радостная: Курочка Ряба обещает снести обычное яичко, все радуются, конец света отменяется, мир спасен…

Получается, что детская сказка о Курочке Рябе не так проста и бессмысленна, как может показаться на первый взгляд. В данном случае это рассказ о жизни и смерти, о страхе перед неизвестностью, о взаимосвязи всего сущего.

Рассказываю полгода ребенку сказку про курочку Рябу на ночь, и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Во-первых, я узнала, что вариаций на тему сюжета сказки о курочке Рябе очень даже много. Вот примеры:

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний типа «что имеем — не храним, потерявши — плачем», «не жили богато, так и не чего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» до целых притч, например, про любовь: «Лет 5 назад, когда я была студенткой, некая тетя-профессор рассказывала, что золотое яичко есть Любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Дед бил– пил, гулял…, бабка била – гуляла, полы не мыла и рубашки не стирала. Мышка-де – это маленькая такая гадость типа сплетни или какой бытовой мелочи. Мол, если Любовь долго и старательно бить, то для того, чтоб ее окончательно расколошматить, достаточно мелочи. Ну, а простое яичко – привычка, которую дед с бабкой получили вместо любви. Курочка Ряба, соответственно, Судьба или Высший Разум. И Ряба она потому, что рябая, т.е. черно-белая, т.е. сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни» или про экологический конец света: http://barmalei.livejournal.com/87435.html

Вот еще несколько трактовок: http://www.mirovozzrenie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=215

Пожалуй, все эти интерпретации не лишены смысла, но самую правдоподобную расшифровку (как мне кажется) предлагает Е.Николаева в книге «111 баек для детских психологов« (если нет сил читать полностью, обратите внимание хотя бы на последние 5 абзацев) :

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал - то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.

Дед и Баба хотели разбить яйцо?
Если хотели, то почему плакали?
Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
Что было в яичке, когда оно разбилось?
Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?
Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?
Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.

Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.

Но сказка - только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты - такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами - древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, - символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь - только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой - Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип - заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.

Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: «С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий»».

Что вы чувствуете? - спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, - это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь - создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.»

Сказка Курочка Ряба о золотом яичке имеет более ста пятидесяти вариантов текстов, мы же вам предлагаем девять наиболее, на наш взгляд, примечательных и разнообразных: от хрестоматийного, который принято читать детям (изначально он был включен в книгу Ушинского «Родное слово»), до фарсово-гротескового текса Владимира Ивановича Даля.

Какой из этих вариантов сказки Курочка Ряба считать каноническим – не ясно. Ушинский предпочел первый, возможно и некоторые из вас будут следовать его предпочтениям. По крайней мере, именно этот вариант возникает в голове при упоминании словосочетания Курочка Ряба.

Сказка Курочка Ряба (оригинал)

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.

Дед бил - не разбил.

Баба била - не разбила.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:

Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Сказка Курочка Ряба в обработке А. Н. Толстого

Жили-были дед да баба,

У них была курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Посадила яичко в осиное дупелко,

В кут, под лавку.

Мышка бежала, хвостом вернула,

Яичко приломала.

Об этом яичке дед стал плакать,

Бабка рыдать, вереи хохотать,

Сор под ногами закурился,

Двери побутусились, тын рассыпался,

Верх на избе зашатался...

А курочка ряба им говорит:

Дед, не плачь, бабка, не рыдай,

Куры, не летайте,

Ворота, не скрипите, сор под порогом,

Не закуривайся,

Тын, не рассыпайся,

Верх на избе, не шатайся,

Снесу вам еще яичко:

Пестро, востро, костяно, мудрено,

Яичко не простое - золотое.

Примечания А.Н. Толстого:

Кут - угол.

Вереи - столбы у ворот.

Побутусились - выпятились, распузатились.

Сказка Курочка Ряба (Курочка) в обработке А. Н. Афанасьева (2 варианта сказки)

Вариант 1

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Вариант 2

Как у нашей бабушки в задворенке

Была курочка-рябушечка;

Посадила курочка яичушко,

С полки на полку,

В осиновое дупёлко,

В кут под лавку.

Мышка бежала,

Хвостом вернула -

Яичко приломала!

Об этом яичке строй

Баба рыдать, вереи хохотать,

Курицы летать, ворота скрипеть;

Сор под порогом закурился,

Поповы дочери шли с водою,

Ушат приломали,

Попадье сказали:

«Ничего ты не знаешь, матушка!

Ведь у бабушки в задворенке

Была курочка-рябушечка;

Посадила курочка яичушко,

С полки на полку,

В осиновое дупёлко,

В кут под лавку.

Мышка бежала,

Хвостом вернула -

Яичко приломала!

Об этом яичке строй стал плакать,

Баба рыдать, вереи хохотать.

Курицы летать, ворота скрипеть,

Сор под порогом закурился,

Двери побутусились, тын рассыпался;

Мы шли с водою - ушат приломали!»

Попадья квашню месила -

Все тесто по полу разметала;

Пошла в церковь, попу сказала:

«Ничего ты не знаешь...

Ведь у бабушки в задворенке

(Снова повторяется тот же рассказ.)

Тын рассыпался;

Наши дочери шли с водой -

Ушат приломали, мне сказали;

Я тесто месила -

Все тесто разметала!»

Поп стал книгу рвать -

Всю по полу разметал!

Сказка Курочка Ряба из некоторых областей (4 варианта сказки)

Дорогое яичко (Саратовская область)

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: "Что ты дочь, без воды пришла?" Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: "Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты, попадья, покидай с горя пироги за окошко!" Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: "Что это ты, попадья, делаешь?" А она отвечает: "Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!" Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

Курочка рябушка (Воронежская область)

Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: "Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда - некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться - и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед с бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: "Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего".

Курочка-тататорка (Вологодская область)

Курочка-тататорка Снесла яичка В углу на полочке, На овсяной соломочке. Пришла мышка, Хвостиком вильнула, Яичко столкнула, Яичко покатилось Под тын в огород. Тын подломился, Сороке ногу переломил.

Она стала прыгать: Чики, чики, сорока! Где ты была?

― Далеко.

― Я у баушки На попрядушке. Что ела?

― Что пила?

― Бражку. Кашка масленька, Баушка добренька, А бражка слатенька.

Белорусский вариант сказки Курочка Ряба

Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив - не разбив. Баба била, била, била - не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны - на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу. Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось - бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: "А-а-а, а-а-а, а-а!" (высоким голосом). Дед плачит: "У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит). А курочка бегаить: Куды-куды! Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: "Не простое яечко - золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи - трубу, а к трубе - избу, а в избу - лавцы. Завели ребят - все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.

Сказка Курочка ряба (СТАРИКОВО ВЕЛИКОЕ ГОРЕ) в обработке В. И. Даля

Жил был старик со старухой, у них была курочка рябушечка; снесла рябушечка первое яичко в куте перед печкой, под самым окошком; пестро востро костяно мудрено.

Положила старуха яичко на полочку, мышка бежала, хвостиком вильнула, полочку свернула, яичко скатилось, об пол разбилось. Старик плачет, старуха рыдает, курочка кудахчет, огонь в печи пылает, двери скрипят, сор под порогом вскружился, тын покосился, ворота хлопают, щепы в поле летят. Сбежались соседи: что, что?

Старик говорит: вот так и так, наша курочка рябушечка снесла яичко, пестро востро костяно мудрено. Положила старуха яичко на полку, мышка бежала, хвостиком вильнула, полку свернула, яичко скатилось, об пол разбилось; я старик плачу, старуха рыдает, курочка кудахчет, огонь в печи пылает, двери скрипят, сор под порогом вскружился, тын покосился, ворота хлопают, щепы в поле летят! Как услыхали соседи про стариково горе, так развели руками и ну вопить на всё село.

Сбежалось село: что, что?

Старик говорит: вот так и так, наша курочка рябушечка, снесла яичко, пестро, востро, костяно, мудрено. Положили яичко на полочку, мышка бежала, хвостиком вильнула, полку свернула, яичко скатилось, об пол разбилось! Я старик плачу, старуха рыдает, курочка кудахчет, огонь в печи пылает, двери скрипят, сор под порогом вскружился, тын покосился, ворота хлопают, щепы в поле летят, соседи на все село плачут, руками машут! Тут заголосило все село в голос, стало рвать на себе волосы, тужить по стариковому великому горю.