Проект. "Живут в России разные, народы с давних пор". Конспект занятия "Детям о России" Для детей старшей и подготовительной групп Тематика занятий для дошкольникам о многонациональном государстве
Планирование занятия для старшей разновозрастной группы « Россия – многонациональная страна»
Цель занятия: сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности русского и бурятского народов.
Задачи занятия:
обучающие : дать понятие: Россия – многонациональная страна; побуждать интерес детей о русских и бурятских национальных костюмах; обогащать словарный запас детей: кокошник, косоворотка, портки, панева, передник; дэнзэ – украшение, малгай - шапка, уужа – безрукавка, дэгэл – халат, самса – рубаха, умдэ – штаны, гутал – обувь;
развивающие: - развивать у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность; развивать умение лепить позы и пельмени;
воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, умение взаимодействовать со сверстниками; воспитывать чувство любви и уважения к народам, живущим в России.
Предметная область : познание, коммуникация, социализация.
Методическая база: технология проектной деятельности; Основная общеобразовательная программа Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации Люрский детский сад
Используемая литература:
Для воспитателя:
Батуева А. Народные игры бурят [Электронный ресурс] -
Кокшакова О. П. Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО [Электронный ресурс]. -
Реализация ФГОС В ДО [Электронный ресурс].-
Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Март-май. Подготовительная группа/ авт. сост. н. н. Черноиванова и др. – Волгоград: учитель, 2015. – 367 с.
Лхамажапова О. Б. Мой бурятский язык: словарь. – Улан-Удэ: издательство «Багульник», 2013. – 56 с.
Для родителей:
Тармаханов Е. Е., даминек Л. М., Санжиева Т. Е. история Усть-Ордынского бурятского автономного округ. – Улан-Удэ. Издательство Бурятского государственного университета,2013 г.- 192 с.: ил
Для воспитанников:
Амар мэндэ-э! Рабочая тетрадь: Начальный курс бурятского языка для детей дошкольного возраста. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2014.-80 стр.
Дугаров Э. Ч. Какого цвета лето?:для дошкольного и младшего школьного возраста. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг»
Оборудование и материалы: Карта России, бурятский и русский национальные костюмы, иллюстрации различных народов России, тесто для лепки поз и пельменей (мука, вода, соль, яйцо), фарш, пароварка, небольшая кастрюлька, электроплита, презентация по теме.
Ход занятия
Образовательная деятельностьСовместная образовательная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей
Сам. деят. детей
Познавательное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Организационный момент(3 мин) (Слайд 1)
Детей приветствуют воспитатель и помощник воспитателя в русском и бурятском национальном костюме с караваем и бурятским национальным напитком арсой.
Организация детского внимания (5 мин)
Дети, посмотрите на карту. (Слайд 2)
На карте этой не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той,
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Воспитатель показывает карту России)
Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.
Словесная игра:
Наша страна называется … Россия. (Слайд 3)
Граждане России называются россияне. (Слайд 4)
Столица России город … Москва. (Слайд 5)
Президент России … В.В.Путин. (Слайд 6)
Основная часть (22- мин)
Ребята, зачем стране нужны герб и флаг? (Слайд 7)
(Герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).
Как вы думаете, много ли людей разных национальностей в России?
Воспитатель читает стихотворение
Л. Мартьянова «Народы России»
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
(Дети рассматривают иллюстрации и называют национальности: русские, мордва, татары, чуваши, и т. п. и приходят к выводу, что Россия – многонациональная страна. (Слайд 8)
А чем народы отличаются друг от друга?
(Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.)
Вы, верно, рассуждаете, ребята! А скажите, пожалуйста, какие национальности людей в нашей группе (русские и буряты).
А что необычного сегодня вы видите в нашей одежде? Рассмотрите внимательно наши наряды. В какую одежду мы надеты? (В национальную в русский и бурятский костюм) (Какой вид одежды на воспитателе, и на помощнике воспитателя.)
(Слайд 9,10)
Дети разделяются на группы, при этом не акцентируется внимание, что русские – изучают русскую культуру, буряты – бурятскую. Дети по своему желанию распределяются на 2 группы.
Помощник воспитателя рассказывает о бурятском национальном костюме и бурятском национальном блюде позы сопровождая его лепкой поз. Делая после каждого вида деятельности анализ проделанной работы
Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. Традиции в национальной одежде бурят связаны с кочевым образом жизни и суровым климатом. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока.
Мужская одежда бурят состояла из двух видов - дэгэл (зимний халат) и терлиг (летний). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового цвета. На грудной части верхней полы вшивались три разноцветных полосы: внизу желто-красный цвет, в середине-черный цвет, наверху- либо белый, либо зеленый, либо синий цвет. Обязательный атрибут- пояс
Женская одежда состоит из рубахи-самса, штанов-умдэ, поверх которых носили халат-дэгэл.
Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками. Выходя замуж, девушки заплетали две косы. Безрукавку (уужа)- элемент одежды замужней женщины.
Буряты придавали большое значение украшениям. В основном из серебра со вставками коралла, бирюзы, янтаря. Это украшение на головном уборе, ниспадающие на грудь височные украшения, а также серьги, кольца, шейные и нагрудные украшения, браслеты.
У бурятского народа, как и любого другого народа, есть свое национальное блюдо позы, которым буряты угощают друг друга. (Приглашает ребят попробовать слепить позы, рассказывая о том, из чего делают тесто и фарш, как правильно их лепить)
Воспитатель рассказывает о русском национальном костюме и русском национальном блюде пельмени. Делая после каждого вида деятельности анализ проделанной работы.
Какой вид одежды носили в старину и взрослые, и дети? (Рубаху)
Да, рубаху носили все, это самый старинный вид одежды. Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка) Что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.)
У кого рубаха была длиннее: у женщин или у мужчин? (У женщин)
А сейчас в наше время мы носим рубахи? (Нет)
В таком виде как раньше – нет, но есть одежда, которая напоминает рубаху, но имеет немного другой вид. Что у девочек похоже на рубаху? (Блузка, водолазка) (Какая современная одежда похожа на рубаху)
Что из одежды мальчиков похоже на рубаху? (Рубашка, футболка, водолазка, тенниска)
Что одето поверх рубахи у женщины? (Сарафан)
Что женщины одевали поверх рубахи? (Понёву, сарафан, навершник, фартук-занавеску)
На какую современную одежду похожа понёва? (На юбку, только не сшитую, распашную)
Что ещё поверх юбки носили (повязывали) женщины? (Фартук, передник)
В старину такой фартук называли занавеской. Что ещё кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты)
На какую современную мужскую одежду они похожи? (На брюки, штаны)
У русских есть свое национальное блюдо – пельмени.
(Воспитатель приглашает детей пройти к столу и слепить пельмени, рассказывая из каких ингредиентов, делают тесто и, что добавляют в фарш).
К концу занятия слепленные позы ребят варятся в пароварке, а пельмени в небольшой кастрюльке. При этом воспитатель объясняет детям правила безопасности при обращении с горячими предметами, и электроприборами.
Тем временем пока готовятся приготовленные блюда Детей приглашают поиграть в народные игры бурят и русских .
Русская народная игра: «Карусели»
В центре стоит воспитатель. В поднятых руках он держит несколько лент. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель начинает игру:
«Ели-ели, закружились карусели, (Дети идут шагом) .
А потом, потом, потом, все бегом, бегом,(Дети побежали).
Тише, тише, не спешите карусель остановите.(Дети останавливаются, идут шагом ).
Бурятская народная игра: «Бабки-лодыжки»
Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:
1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.
2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирают себе.
3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.
4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.
5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.
Правила игры . Следует точно соблюдать приемы игры.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми культуру речевого общения; воспитывать привычку мыть руки перед едой и полоскать рот после еды; закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами; приучать соблюдать правила поведения за столом, добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой; воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определенном порядке; продолжать развивать самостоятельность в организации игровой деятельности; формировать двигательную активность.
Стихотворение Л. Мартьянова «Народы России»
Лепка национального блюда позы.
Лепка национального блюда пелмени.
Пробуют на вкус каравай и арсу.
Рассматривают на слайде карту России
Думают и стараются вставить нужное слово в словесной игре
Прослушивают стихотворение понимая его смысл
Рассматривают иллюстрации с различными национальностями
Рассуждают, вспоминают ранее изученный материал.
Дети работают в группах стараясь запомнить отдельные части национальных костюмов, внимательно слушают воспитателя или помощника воспитателя в зависимости от группы. Лепят позы или пельмени.
В дальнейшем дети могут меняться местами в группах и делиться со сверстниками полученной информацией о национальном костюме или национальных блюдах.
Дети считалочкой выбирают того, кто будет находиться в центре. Разделившись на группы, дети играют в русскую народную игру: «Карусели».
Выбирают понравившийся вид бросания лодыжек и со сверстниками играют в бурятскую народную игру: «Бабки- лодыжки»
Итог занятия:
Сегодня мы с вами, ребята, узнали, что Россия - многонациональная страна. Поговорили о национальных костюмах, обогатили свой словарный запас новыми словами: кокошник, косоворотка, портки, панева, передник, дэнзэ, малгай, уужа, дэгэл, гутал, самса, умдэ, названием отдельных частей одежды национальных костюмов.
Ребята, вы сегодня все очень постарались, приготовили очень вкусные блюда. И скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня для себя узнали? Что бы вам еще хотелось узнать о русских и бурятах? Хотелось бы вам продолжить изучение этих народов?
Цель : Привить любовь к Родине.
Воспитать чувства патриотизма гордости за свою страну.
Задача :
Формировать представления о государственной символике;
Познакомить детей с российским флагом, с символическим значением цвета и образов флага и герба России;
Воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине .
Звучит песня "Широка страна моя родная" Композитор: Дунаевский И. Автор слов: Лебедев-Кумач В.
Воспитатель: Дорогие ребята, мы живем с вами в самой большой и многонациональной стране. Если посмотреть на карту мы увидим,что наша страна занимает самую большую территорию по сравнению с другими странами.
А кто знает как называется наша страна?
Дети отвечают
Воспитатель: У каждой страны есть государственные символы- герб, флаг, гимн. У нашего государства они тоже есть.
Герб России- золотой двуглавый орел, могучий и гордый. На его груди - Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем ужасного дракона.
А вы знаете где можно увидеть герб России?
На полицейских машинах, на обложке паспорта, на медалях, на документах, на документах об окончании школы, свидетельстве о рождении.
Герб России -двуглавый орел- является эмблемой нашей страны с 1497г.
Государственный флаг России- это знак свободы, независимости и самостоятельности государства. На государственном флаге России три цветные полосы,одинакового размера.
Белый цвет- означает мир и чистоту совести.
Синий цвет- означает небо, правду и верность.
Красный цвет- это отвага, мужество, героизм.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Т. Попова
А сейчас прослушаем гимн России. Как уже сказано гимн слушают сто и молча.
(Звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя.)
(После прослушивание делаем перерыв.)
Физминутка:
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Воспитатель: Кто знает какой город является столицей нашего государства?
Дети отвечают.
Воспитатель: Наша страна многонациональная. Она как одна большая семья. И все люди, которые проживают на территории России, дружат и помогают друг другу.
И наша с вами группа тоже многонациональная. И как в каждой семье мы должны дружить и помогать друг другу.
Подведение итогов: Дети рассказывают, что нового они узнали на занятии.
Тематическое занятие «Россия - родина моя»
(для детей старшей группы)
Цель:
Формировать патриотические чувства средствами музыки.
Задачи:
Расширять представление о родной стране. Средствами музыкального искусства.
Формировать интерес к «малой» Родине.
Формировать представление о том, что Россия - огромная многонациональная страна
Познакомить с тем, что Москва - столица нашей Родины
Продолжать знакомство с гербом, флагом и гимном РФ.
Музыкальный руководитель:
У каждого листочка, А там, где мы родились,
У каждого ручья Где радостно живём.
Есть главное на свете, Края свои родные,
Есть Родина своя. Мы родиной зовем
Сегодня мы еще раз поговорим о Родине, о России, о ее необъятных просторах, воспетых в стихах, песнях.
Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть Родина, то есть родное место.
Наша страна очень большая, необъятная.
Ребенок
Если долго, долго, долго Ленты рек, озера, горы.
В самолете нам лететь, Мы увидим даль без края,
Если длго, дого, долго Тундру, где звенит весна,
На Россию нам смотреть, И поймем тогда какая,
То увидим мы тогда Наша Родина большая,
И леса, и города, Необъятная страна
Океанские просторы,
Исполняется песня “Моя Россия” Г.Струве .
Музыкальный руководитель:
В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. Здесь находится Кремль, где сидит самый главный человек в нашей стране - президент. Он управляет страной.
Ребенок
Город чудный, город древний,
Москва - это Красная площадь, Ты вместил в свои концы ♦
Москва - это башни Кремля И посады и деревни,
Москва - это сердце России, И палаты и дворцы.
Которое любит тебя!
“Родина, Россия”. Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия - наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).наша малая Родина. Место, где мы родились и живем.
1. Как называется город (село), где ты живешь?
Наша малая Родина находится рядом с великим городом Москва, и называется Подмосковье.
В нашем светлом Подмосковье, Хоровод берез на взгорье, Здесь у нас под небом
Как моря шумят леса, Древний город над рекой. Возле каждого крыльца
И глядят на нас с любовью Никогда мы, Подмосковье Начинается Россия
Луговых цветов глаза. Не расстанемся с тобой! Звонкой песенкой скворца.
Мы знаем замечательную песню Т. Попатенко «Очень любим Родину»
(Исполняют 1 и 2 куплет и разучивают 3 куплет)
Музыкальный руководитель:
Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)
В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.
Живут в России разные Один - рыбак с рожденья,
Народы с давних пор. Другой - оленевод.
Одним тайга по нраву, Один кумыс готовит,
Другим - степной простор. Другой готовит мед.
У каждого народа Одним милее осень,
Язык свой и народ. Другим милей весна.
Один Черкесску носит, А Родина Россия ■
Другой надел халат. У нас у всех одна.
Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.
Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей.
На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа – Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн.
Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый -чистоту и ясность, миролюбивость.
Ребенок
Белый цвет - березка
Синий - неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Герб России – двуглавый орел - символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.
Ребенок
У России величавой
На горбе орел двухглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный
Музыкальный руководитель:
Гимн - самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественны*случаях.-Где вы слышали исполнение гимна?
Показ видеоряда: вручение наград ученым, спортсменам, деятелям культуры, принятие присяги
молодыми воинами.
Как ведут себя во время исполнения гимна?
Исполняется и слушается гимн стоя. Звучанием гимна начинается и завершается день нашей Родины.
Вслед за последним ударом Кремлевских курантов звучит величавая и торжественная мелодия – гимн
России. Давайте и мы, как настоящие граждане России, послушаем Российский гимн стоя.
(Слушание).
Исполняется 1й куплет Гимна РФ
Музыкальный руководитель:
Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям. Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.
Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.
Пословицы и поговорки
Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Русь богатырская.
Где кто родился, там и пригодился.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Мы постоянно прививаем детям любовь к своей Родине, к своему краю, к своей малой родине, приобщаем к истории Кубани, к кубанскому народному творчеству, укладу жизни казаков, их песням и танцам, и этим даем им легче понять, что каждый народ, населяющий наш край, так же любит свою культуру и уважает свои традиции, гордится достижениями своего народа. В своей работе не ограничиваемся формированием знаний о русской культуре и традициях, о культуре и традициях казачества, но и пытаемся дать детям элементарные представления о многонациональности нашего общества, многообразии народных культур. Уверены, что знакомство с другой культурой поможет сформировать у наших ребят способность понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов. Считаем, что очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а потому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела - значит и человек добрый, хороший.
Проект. Тема: «Живут в России разные, народы с давних пор».
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель проекта :
- Сформировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- Воспитать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
- Создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.
Задачи:
- Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России.
- Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
- Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
- Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.
Ожидаемые результаты.
- Пополнение знаний о народах России.
- Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
- Знакомство с национальными играми, сказками, танцами.
- Творческое применение полученных знаний, умений, навыков в игровой, художественно-продуктивной деятельности.
- Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
- Уважительное отношение к культуре разных народов.
План мероприятий
- Чтение методической и художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Проведение цикла тематических занятий.
- Экскурсия в центральную детскую библиотеку.
- Развлечение «Народы России».
- Спортивное развлечение «Игры народов России».
- Творческие работы семей по теме: «Народы России»
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России.
- Подборка «Энциклопедические данные о народах России».
- Подборка « Игры народов России».
- Подборка «Сказки народов России».
- Подборка «Методические разработки».
- Подборка «Иллюстративный материал».
- Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».
- Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
Презентация проекта.
Проведение праздника ко Дню народного единства «Мы дети твои, Россия!»
Сценарий праздника "Мы дети твои, Россия!"
Цель:
- воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России;
- вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.
Задачи:
- воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других;
- создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
- расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
- формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
- знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.
Дети поют песню «Мы дети твои, Россия!»
Сегодня наша встреча посвящена празднику - Дню народного единства.
Наш Краснодарский край - многонациональный край. Более 120 национальностей проживает в нем. И всем хочется жить в мире, согласии, уважении, терпимости друг к другу, по законам добра.
Ребёнок:
Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!
Ведущий: Все мы живём в России, пожалуй, в самой многонациональной стране. И для всех нас Россия - Это Родина!
Ребёнок:
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара - туман,
Песок - из мельчайших песчинок,
Россия - из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки -
Похожи на пальцы
Большой и крепкой руки.
Ведущий: Сегодня у нас много гостей из разных уголков нашей многонациональной страны. Встречайте первых гостей. Гости из России.
«Здравствуйте!» - здороваются дети/
А мы живём в России,
У нас леса густые,
У нас берёзы белые…
И космонавты смелые!
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые.
И Москвы, столицы нашей,
В целом мире нету краше!
Приезжайте чаще к нам,
Очень рады мы гостям!
(Дети исполняют танец) «Кадриль»
(дети одеты в русский народный костюм)
(Фонограмма «Когда-то россияне).
Ведущий : Ребята а ещё к нам приехали гости из солнечного Узбекистана. Они хотят рассказать о том как они принимают гостей и угощают их чаем.
Ребёнок:
Я живу в Узбекистане,
Я люблю свой край родной.
Он хорош зимой и летом,
Но особенно весной.
Приезжайте к нам, ребята,
С Волги, с Дона и с Невы!
Наш Ташкент, столица наша,
Будет братом для Москвы.
/Кудрат Хикмат/
Взрослый:
У нас, в солнечном Узбекистане, очень жарко. Мы любим пить зелёный чай, потому что он очень хорошо утоляет жажду. Чай мы пьём из специальной чашки, которая называется пиалой. К чаю подают угощение: фрукты, сладости, сухофрукты.
В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдают свежезаваренному чаю. Заваривает чай хозяин. Чем более уважаемый гость, тем меньше чаю в пиале. В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать её в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Можно проявить заботу о госте, подливая ему постоянно новую порцию чая. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказаться от пиалы чая - невежливо, можно обидеть хозяев дома.
Ведущий. А теперь мы встречаем гостей из Украины.
«Здоровэньки булы!» - здороваются дети.
Ребёнок:
Украина и Россия - славные друзья,
Без согласия и дружбы - им никак нельзя!
Там и тут народ - славяне непростой судьбы!
И живут они со всеми в мире и любви!
Украина и Россия, словно две сестры,
Раскрасавицы - подруги, ярки и просты!
Взрослых, всех мы призываем:
«Этнос не дробить. Украину и Россию - трепетно любить».
Танец «Казачок!»
(дети одеты в костюмы: сарафан, венок)
(Фонограмма «Ты ж мяне пидманула»)
Ведущий: А ещё нам ребята из Украины привезли их национальную игру давайте в неё поиграем.
Игра: Хлибчик (Хлебец)
Дети, взявшись за руки, становятся попaрно (парa зa пaрой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.
- Пеку-пеку хлибчик! (Это выкрикивает хлибчик)
- А выпечешь? (спрашивает задняя пара)
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрим!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.
Ведущий: следующие наши гости! Гости из Грузии. Встречайте!
(Гамарджобат) - здороваются дети.
Ребёнок:
В Грузии горы высокие,
В Грузии море глубокое,
В море чёрном играют дельфины,
А в садах растут апельсины
И лимоны растут золотистые.
А ребята у нас голосистые.
Любим плавать, играть, кувыркаться
Любим петь и плясать, и смеяться!
/ И. Михайлов/
Танец «Лезгинка»
(дети одеты в костюмы). (Фонограмма Грузинская лезгинка)
Ведущий: И следующие наши гости Встречайте! Цыганочки!
(Привет) Бахталэс- здороваются дети
Ребёнок:
Цыганки мы - на белом свете,
Судьба нам петь и танцевать.
Цыганки мы, вольны как ветер,
А ветер в цепь не заковать!
Цыганки мы, и кто ж не знает,
Что любим мы лихих коней,
Ведь конь умчаться помогает
Навстречу ветру и мечте!
Цыганки мы, и доля наша:
Гитара, песня, перепляс,
Цыганки - в круг, и те, что краше,
Станцуют здесь, сейчас для вас.
/Михаил Гуськов/
Танец «Цыганочка»
(дети одеты в костюмы)
(Фонограмма «Циганочка»)
Ведущий:
Пусть радость живет на планете.
И яркое солнце встает
Плетут венок дружбы счастливые дети
Заводят большой хоровод.
Общий хоровод
(Фонограмма «Гляжу в озёра синие в исполнении Е. Шавриной)
Дети хором: «Мы разные, но мы вместе!»
Ведущий:
Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.
Счастья Вам всем, мира и радости!
«Патриотизм» - Гипотеза: Выводы: Создание портрета идеального солдата: Тема: «Современные тенденции становления патриотизма в молодёжной среде являются не только ценностью и социальной установкой, но и основой готовности к службе в армии». Патриотизм; смелость; готовность совершить подвиг; дисциплинированность; коммуникабельность; выносливость; обладание знаниями в точных науках; легкая адаптация к новым условиям; физическая готовность; уважительное отношение к другим; умение отвечать за свои поступки.
«Патриотическое воспитание» - Волонтеры. Цель и задачи Программы. Конференция отцов. Направления работы школы по патриотическому воспитанию школьников. 7. Юные таланты. Анкетирование по выявлению степени удовлетворенностью учебно-воспитательного процесса. Сроки реализации Программы: 6. Экология и мы. Программа патриотического воспитания школьников.
«Военно-патриотическое воспитание» - Достижения учащихся. Физические упражнения и активный отдых дают снижение сердечно-сосудистых заболеваний. Пригодилась ли знания по физической культуре – 57 % , остальные не ответили. «Интеграция учебных предметов в экологическом образовании школьников». Анкетирование юношей. Военно-патриотическое воспитание школьников.
«Гражданско-патриотическое воспитание» - Использование различных учебно-воспитательных форм работы в организации гражданско-патриотического воспитания. Ставропольский государственный университет. Нормативные документы, информационно-методические материалы Министерства образования РФ, Государственные стандарты РФ об образовании. Роль учителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.
«Гражданско-правовое воспитание школьников» - Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Гражданское и правовое воспитание школьников. Викторина между учениками и родителями (мероприятие ко дню Конституции). Урок с элементами творческой и исследовательской работы учащихся по теме «Государственные символы России».
«Гражданское образование» - Реальные проблемы. Главная цель гражданского образования. Некоторые примеры. Пермский край. Хороший союзник. Обучение правам человека. Гражданское образование. Пермская область. Проект Федеральной целевой программы. Гражданское образование в России и ее регионах. Потенциальные участники процесса. Общественно-консультативный совет.
Всего в теме 23 презентации