Поступки матрены. Матренин двор – анализ произведения

/ / / Почему Кире Матрена отдает горницу? (по рассказу Солженицына «Матрёнин двор»)

Рассказ Солженицына - это отображение русской действительности 50-ых годов 20 столетия, когда властвовал тоталитарный режим. Трудно было жить тогда простому народу. Особенно трагичной часто была женская доля. И поэтому автор делает главным персонажем женщину.

– главная героиня, престарелая женщина, живущая в глухой деревне. Жизнь там далека от идеала: тяжкий труд, отсутствие благ цивилизации. Но для женщины это не важно, она видит смысл жизни в помощи другим людям. И работы она не боится – всегда помогает вскопать чужой огород, или работает в колхозе, тогда как сама отношения к нему не имеет.

Образ героини удивляет своей чистотой. А ведь этой женщине пришлось многое преодолеть: и войну, и потерю детей. Но она осталась верной своим принципам, не озлобилась, а наоборот стала еще открытие для людей. Матрёна – уникальна, ведь таких бескорыстных людей, как она, почти не осталось, по мнению автора.

Бескорыстием героини часто пользовались окружающие. Они просили о помощи, а когда получали, что хотели, то ещё и насмехались над ее простодушием. Односельчане считали Матрёну глупой, ведь не могли понять ее искренних порывов.

Самое ужасное, что корыстным оказался и давний возлюбленный Матрёны, Фаддей, с которым в молодости они хотели пожениться. Это был статный с виду старичок, но душа его почернела, как и его борода.

Используя чувство давней вины Матрёны перед ним за то, что она вышла замуж за его брата, он решил извлечь для себя выгоду. Как-то оно пришел к ней в дом с требованием отделить от избы горницу и отдать приемной дочери Кире. Вначале старушка возмутилась, ведь отделять горницу от всей избы – не безопасно, может разрушиться весь дом. Но Фаддей настаивал на своем. Матрёна в результате согласилась, ведь чувствовала вину перед ним и очень любила Киру.

После согласия Матрёны отделить горницу, и с сыновьями взялись перевозить бревна. Вызвалась им помочь и Матрёна. Так вот собственноручно помогала героиня разрушать свой дом. И хотя он был ей дорог, но Фаддей и Кира были дороже. Ради них она решилась даже подойти к железной дороге, которую всегда опасалась и, как оказалось, не зря. Ведь сани с бревнами застряли на дороге - и Матрёну задавил поезд. Так глупо заканчивается все для последней праведницы этой деревни.

Матрёна всегда жила по принципу: ни добра, ни труда своего не жалеть для других. Но ее усилий так и не оценили. Трагический финал еще раз подчеркивает очерствелость общества. Александр Солженицын хотел показать, насколько уникальной чертой является добродетельность и то, что люди разучились ее уважать.

Взаимоотношения героини и окружающих носят практичный характер со стороны окружающих и бескорыстный со стороны Матрёны.

В 1963 год был напечатан один из рассказов русского мыслителя и гуманиста Александра Солженицына. В основу легли события из биографии автора. Публикация его книг всегда вызывала огромный резонанс не только в русскоязычном обществе, но и среди западных читателей. Но образ Матрены в рассказе «Матренин двор» уникален. Ничего подобного ранее в деревенской прозе не было. А потому и произведение это заняло особенное место в отечественной литературе.

Сюжет

Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель - затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

Владения Матрены

Дом старый и гнилой. Он был много лет назад построен на большую семью, но теперь в нем обитала лишь одна женщина лет шестидесяти. Без описания деревенского бедного быта был бы не столь проникновенен рассказ «Матренин двор». Образ Матрены - самой героини повествования - полностью соответствует атмосфере запустения, царившей в избе. Желтое болезненное лицо, уставшие глаза...

Дом же полон мышей. Среди его обитателей, помимо самой хозяйки, тараканы и колченогая кошка.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - основа рассказа. Отталкиваясь от него, автор раскрывает свой душевный мир и изображает характерные черты других персонажей.

От главной героини рассказчик узнает о ее нелегкой судьбе. Мужа она потеряла на фронте. Всю жизнь прожила в одиночестве. Позже ее постоялец узнает, что много лет она не получает ни копейки: работает не за деньги, а за палочки.

Она не обрадовалась квартиранту, уговаривала его еще некоторое время найти дом почище да поуютнее. Но стремление гостя найти место потише определило выбор: он остался у Матрены.

За то время, пока квартировал у нее учитель, вставала старушка засветло, готовила нехитрый завтрак. И казалось, в жизни Матрены появился некий смысл.

Крестьянский образ

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - это поразительно редкое сочетание бескорыстия и трудолюбия. Эта женщина трудится вот уже полвека не для того, чтобы добра нажить, а так, по привычке. Потому как другого существования не представляет.

Следует сказать, что судьба крестьянства влекла Солженицына всегда, поскольку предки его принадлежали к этому сословию. И он полагал, что именно трудолюбием, душевностью и щедростью отличались представители этого социального слоя. Что и подтверждает искренний, правдивый образ Матрены в рассказе «Матренин двор».

Судьба

В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает квартиранту историю своей жизни. Муж Ефим погиб в войну, но прежде к ней сватался его брат. Она дала согласие, значилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

Ни один ребенок у Матрены не выжил. А затем она овдовела.

Конец ее трагичен. Она погибает по своей наивности и доброте. Этим событием и заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведницы Матрены оттого печальнее, что при всех ее добрых качествах она остается непонятой односельчанами.

Одиночество

Матрена прожила в большом доме всю жизнь в одиночестве, если не считать недолгого женского счастья, которое было войной разрушено. А также тех лет, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и было у них шестеро детей. Матрена попросила у него девочку на воспитание, в чем он не отказал. Но и приемная дочь покинула её.

Удивителен образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор". Её не разрушают ни вечная нищета, ни обиды, ни всяческие притеснения. Лучшим способом для женщины вернуть хорошее расположение духа стала работа. И после трудов она становилась довольной, просветленной, с доброй улыбкой.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы - единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Фаддей

Праведному женскому персонажу противопоставлен ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого была бы неполной система образов. "Матренин двор" - рассказ, в котором, помимо главной героини, присутствуют и другие лица. Но Фаддей представляет собой яркую противоположность главному персонажу. Вернувшись с фронта живым, он не простил своей невесте измены. Хотя, следует сказать, что брата его она не любила, а лишь жалела. Понимая, что сложно его семье без хозяйки. Гибель Матрены в конце рассказа - следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили перевезти горницу быстрее, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Цела осталась лишь правая рука. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело безучастно, безразлично.

В судьбе Фаддея тоже немало горестей и разочарований, но в том и отличие между двумя персонажами, что Матрена смогла сохранить свою душу, а он - нет. После ее смерти единственное, что его заботит, - это Матренино скудное имущество, которое он немедленно перетаскивает в свой дом. На поминки Фаддей не приходит.

Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, рассеивается с ее уходом. Не может село стоять без праведника. Образ Матрены, героини в рассказе Солженицына «Матренин двор», - это остатки русской чистой души, которая пока еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому как все меньше в России ценятся праведность и доброта.

Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.

Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.

Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника». В этом рассказе писатель также ничего не выдумывает, достоверно воспроизводя жизнь и смерть Матрёны Васильевны Захаровой, жительницы села Мильцево Владимирской области. Под образом учителя Игнатьича, от имени которого ведется повествование, скрывается сам автор.

Герой рассказа, получивший освобождение, ищет тихий уголок, где бы он мог жить и работать. Поиски жилья приводят его к дому Матрёны, который приходится ему по душе, несмотря на запущенность, тараканов и мышей. Здесь было мне тем хорошо, что по бедности Матрёна не держала радио, а по одиночеству ей не с кем было разговаривать». Невольно Игнатьич оказывается втянутым в жизнь Матрены, знакомится с ее родней, узнает историю ее замужества и проникается глубокой симпатией к этой одинокой, всеми забытой старой женщине.

Жила она трудно: пенсию не получала, в колхозе работала не за деньги, «за палочки трудодней в замусленной книжке учетчика». Хворала черным недугом, лежа по три дня без помощи и еды, с огромным трудом добывала топливо для обогрева, таская тайком из леса, как все деревенские женщины, тяжелые мешки с торфом. А еще нужно было копать огород, добывать сено для козы. Имя Матрёна вызывает в памяти образ некрасовской Матрены Тимофеевны, тем самым объединяя двух героинь общностью судьбы: тяготами жизни, несправедливостью жизненного устройства, но и неизбывной силой духа, истоки которой в природной нравственности и народных корнях обеих Матрён.

В этом рассказе Солженицын вновь показывает образ человека, который в физически невыносимых условиях не просто выживает, но сохраняет лучшие качеств а души, свое человеческое достоинство. Тема праведничества сближает героев Солженицына с героями Лескова. Солженицын также находит праведников в живой народной среде, это люди далеко не героические, а такие как Иван Денисович и Матрёна. В чем же праведность Матрёны? В том, что героиня сохранила свою лучезарную улыбку, простодушие, безотказность, исключительную доброту. Не состоя в колхозе, она откликалась на требования помочь. Больная, считающая эту работу бессмысленной, она все же идет поутру со своими вилами в назначенное место. Любая дальняя родственница или соседка, которым и в голову не приходило помочь одинокой женщине, тем не менее считали себя вправе требовать, чтобы Матрёна явилась картошку докапывать и Матрёна не могла отказать.

Сам писатель в конце рассказа перечисляет немудреные качества своей героини: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы … Только герой рассказа, Игнатьич смог оценить особую красоту души Матрёны, ее застенчивость, внутренний свет. В рассказе есть темная фигура Фаддея, бывшего жениха Матрёны, который воплощает зло, противостоящее доброму нраву героини. Когда-то он грозился зарубить ее топором за то, что она не дождалась его с первой мировой войны. «Сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, — а ударила-таки … » Образ черного Фаддея с занесенным топором символичен. Матрёна погибает под колесами поезда, которого боялась больше всего на свете (<<поезд вылезет, глаза здоровенные свои вылупит, рельсы гудят — аж в жар меня бросает, коленки трясутся»), помогая Фаддею вывезти бревна ее же собственной избы. Матрёна беззащитна перед такими людьми, как Фаддей или ее родственники, которые на поминках устраивают обвинительный плач, сводят счеты между собой, осуждают покойницу, и все под видом обряда.

В рассказе множество символических деталей, предсказывающих гибель Матрёны и носящих мистическую окраску: потеря Матрёной котелка со святой водой, пропажа колченогой кошки, метель, кружившая двое суток, нахальный писк мышей в роковую ночь. Символичен финал рассказа, перекликающийся с первоначальным вариантом названия. Становится понятным, почему это название не было пропущено в печать. Автор заключает: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Выходит, с гибелью Матрёны должна рухнуть земля. Означает ли это гибель добра и торжество зла? Но ведь сам-то Игнатьич понял Матрёну, Донес до мира весть о ней …Есть в рассказе еще одна важная деталь. Одна из женщин, пришедшая обмыть покойницу, перекрестилась и сказала: ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться. Если ж Матрёна при жизни думала только о других, то и там будет молиться не за себя.

Григорьева Матрена Васильевна - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. М., по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно».

Дом старый, в дверном углу у печки - Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами - главное ее богатство. Из живности - колченогая старая кошка, которую М. пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы.

Замуж М. вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла... рук у них не хватало». Вышла за Ефима - младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала - «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» - не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим и осталась М. одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила М., что его уже нет в живых, У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и М. взяла к себе младшую девчонку - Киру, воспитала ее.

Пенсию М. не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку - никогда никому М. не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее - нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его - невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить.

Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна.

М. была присуща врожденная деликатность - боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала - «С Богом!». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться за помощью?

На фоне смерти М. проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея - бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то - грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую М., вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село».

Проанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие чер­ты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор?

В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие.

Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, боль­ная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Но, несмотря на все тяготы и невзгоды, она не ут­ратила душевной чуткости, стремления жить по совести. А.И. Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов «просвет­ленная», «с доброй улыбкой». Складывается впечатление, что Матрена - святой человек, живущий исключительно по за­конам нравственности.

Важным средством создания образа Матрены является так­же речевая характеристика. Автор насыщает реплики герои­ни диалектными словами (например, «летось»), просторечия­ми («теперича», «сколища»). В целом эти лексические сред­ства придают речи Матрены образность, поэтичность, выра­зительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрена - настоящая труженица. Вся ее жизнь наполне­на хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Автор­ская характеристика Матрены включает глаголы со значени­ем движения («шла», «возвращалась», «копала»).

Писатель в этом рассказе обозначает противостояние лич­ности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои пра­ва, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мысли автора, этому государству безразлична судьба простого человека. Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…» Так писатель еще раз подчеркивает упорство, настойчивость героини в достиже­нии своей «праведной» цели. Особенности речи Матрены так­же передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмо­циональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспом­ним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на нее своей чис­той крестьянской душой. Это - честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без кото­рой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село». Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки уда­ется создать писателю с помощью различных художествен­ных средств.