Пещерные храмы эллоры. Сокровища Махараштры: Пещерные храмы Эллоры и Аджанты

В индийском штате Махараштра есть деревня Эллора с 34 удивительными пещерами, вырезанным в вертикальной поверхности горы Чаранандри. Эллора – официальный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещеры состоят из 12 буддистских, 17 индуистских и 5 джайнских храмов и монастырей, построенных в период с VI по X век.

Эти пещеры – знак религиозной гармонии, царившей в Индии в этот период. Пещеры Эллора – самые популярные древние достопримечательности в штате, обязательный пункт для каждого туриста.

(Всего 25 фото)

Спонсор поста: Новости : BezFormata.Ru - это первый мультирегиональный агрегатор новостей.

1. Буддистские пещеры (Вишвакарма) – самые ранние из всех пещер Эллора (500-750 гг. н.э.). Все, кроме одной из них, являются вихарами (монастырями). (Girl in the Rain)

2. Вихары использовали для учений, медитации, общественных ритуалов, обедов и ночевок. (Raj Photography)

4. (Kareem Mayan)

5. Самые ранние индуистские пещеры датируются 600 годом н.э., прямо в середине периода расцвета буддизма. (Xinoda)

6. На фото: буддистские пещеры Эллоры. (Koshy Koshy)

7. Созданные в период процветания и возрождения индуизма, индуистские пещеры представляют собой совершенно другой стиль творческого видения и умений, чем буддистские пещеры. (Jon Baldock)

8. Индуистские храмы высекали сверху вниз, а для придания им формы требовалось ни одно поколение. (A Lip Rim Toke)

10. Контрастируя с умиротворенными и мрачными ранними буддистскими пещерами, стены пещер индуистов покрыты живыми барельефами с изображением сцен из священных индуистских писаний. (Priya Sivaraman)

12. Джайнские храмы, датируемые концом 800-900-ых гг спускаются вниз на 2 км по асфальтированной дороге (где могут проехать рикши). (Gui Stafford)

13. Они отражают особенности джайнской философии и традиции, включая ощущение строгого аскетизма в сочетании с изысканными украшениями. (Girl in the Rain)

14. Эти пещеры небольшие, по сравнению с другими, но в них есть очень детально проработанные украшения. (Xinoda)

15. Во многих джайнских пещерах были богатые рисунки на потолках, фрагменты которых до сих пор видны. (Sonal Vaz)

16. Джейнские пещеры Эллоры. (Emy Lou)

17. Все джайнские пещеры принадлежат секте Дигамбара. (Mskadu)

18. Этот ансамбль святилищ трех главных религий Индии составляет одно из лучших произведений искусства Индии средних веков. (Xinoda)

В Эллоре располагаются горы Кайласа. На их вершине построен храм, который называется Кайласанатка. По убеждению народа, который его возводил, храм принадлежит владыке гор и является вершиной мира, где обитает бог Шивы.

Храм украшен искусной резьбой, а в главном тайнике была найдена табличка, на которой были выгравированы слова: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?!». Все, кто видел это изваяние, задаются аналогичным вопросом - как без специальной техники, которая имеется у современного человека, можно было высечь из целой каменной глыбы такой огромный храм2

История пещер Эллора

Все пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах в 26-30 км. от Аурангабада в штате Махараштра. Они представляют собой лучшие образцы как собственно индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с 6 по 9 столетия нашей эры.

Пещерный храм Кайласантха был создан по приказу раджи Кришны из рода Раштракутов в XIII веке. Храм возводился по вполне конкретным трактатам о строительстве, где все было изложено до мельчайших подробностей. Кайласантха должен был стать промежуточным между небесными и наземными храмами, своего рода вратами.

Кайласантха имеет размеры 61 на 33 метра. Высота всего храма - 30 метров. Создавался он постепенно, словно освобождался от каменной шелухи. Вырубать храм начали с верхней части. Сначала траншею, окружавшую монолитную глыбу. А затем эта глыба начинала превращаться в храм. В ней прорубались отверстия, которые позже станут галереями и залами. Каждая деталь имела свое предназначение.

Изумляет в Кайласантхе то, что, в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.

Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы, что говорит о незаурядной фантазии архитекторов, создавших план этого храма. Кайласантха демонстрирует типичные черты Дравидского стиля. Об этом говорят и ворота, лежащие перед входом Нандин, и очертания храма, постепенно сужающегося к верху, по фасаду декорированного миниатюрными скульптурами.

Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама, находящихся около Ченнаи в Тамилнанде. Они построены примерно в одно и тоже время. Храм Кайласантха сходен по стилю с архитектурой династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.

Особенности строения пещер Эллора

Невероятные усилия вложены в построение храма. Получается, что он сам стоит в колодце почти 100 метров в длину и 50 метров в ширину. Основание Кайласанатха - это не только трехъярусный монумент, это целый огромный комплекс, который включает двор перед храмом, полоны, портики, галереи, залы и отдельно стоящие статуи.

Нижняя часть заканчивается цоколем в 8 метров, опоясанным со всех сторон белоснежными фигурами слонов и львов - священными животными. Эти фигуры как бы поддерживают храм Кайласантха и в то же время охраняют его.

Весь храм делится на 3 главные части. Но, кроме них, есть еще дополнительные помещения, каждое из которых посвящено определенному богу, связанному с культом Шивы. Гладких стен в храме невозможно найти - все покрыто орнаментом. Фигурки так искусно сделаны, что при соответствующем освещении они кажутся вполне объемными, не связанными со стенами.

Перед храмом большой холл с колоннами. Галерея колонн, идущая вниз передней части скалы, формирует глубокий узкий проход, окружающий храм. Этот проход имеет 2 яруса холла и крытую галерею. Верхняя часть храма демонстрирует множество скульптурных образов.

Храм занимает около 60.000 квадратных футов, и его башня имеет в высоту около 90 футов.

Внутренние помещения украшены скульптурными изображениями богов. Одно из них относится к богине Раме и ее супругу Парвати, есть скульптура многорукого демона Равана, который считался воплощением темных сил.

Весь скальный храм с его многочисленными скульптурами производит магическое впечатление. Особенно оно сильно в вечернее время, когда Кайласанатха освещен лучами заходящего солнца. Складывается ощущение, что все рисунки вот-вот оживут.
Пещеры и храмы Эллоры внесены в список памятников, являющихся всемирным достоянием и наследием человеческой цивилизации.

После Хампи, этот пункт в штате Махараштра, меня очень волновал. Мне так понравилась атмосфера Хампи и ощущение, что ты попадаешь на много много лет назад; я подумала, что в более древнем памятнике Индии эти впечатления будут даже сильнее. Но это было не так. Эллора и Аджанта - великолепные пещерные храмовые комплексы, но атмосфера чего-то особенного здесь кажется давно потеряна. На фотографиях это выглядит конечно впечатляюще и я с удовольствием покажу и расскажу про эти места подробнее, но сначала мне нужно немножко поплакаться в жилетку:)


Отравление индийской едой
Утром в Насике я села на поезд Тапован Экспресс, который шёл до города Аурунгабад. Этот город - станция для всех путешественников, которые приехали полюбоваться древними пещерами Эллоры и Аджанты. Пробираясь через тесный проход вагона и суетящуюся толпу индийцев, я искала своё место и молилась, чтобы мне не досталось место рядом с мужчиной. Но видимо мои слова до боженьки не успели добраться и моё место оказалось как раз посередине между женщиной и мужчиной. Я намекнула мужчине, что не плохо бы ему поменяться местами с женщиной напротив, но мой намёк весело проигнорировали.

Поезд тронулся и спустя время моё самочувствие резко ухудшилось. Сначала я подумала, что меня наверно укачивает, но тошнота и слабость становились сильнее и я начинала перебирать в голове, что же я такое съела утром или накануне вечером. Подозрение упало на симпатичные конфетки, которые я покупала в Насике во вроде-бы-как-приличном магазине. Многое из того, что я покупаю и съедаю я фиксирую, поэтому у меня даже есть фотография виновников моего отравления. Хотя я всё ещё сомневаюсь, что это были конфетки.

Никогда не знаешь, что скрывается под покровом грязи или чистых скатертей в Индии - иногда в совершенно неряшливом на вид прилавке можно купить вкусный чай и самосу и замечательно себя чувствовать, а в приличном ресторане можно так отравиться, что потом еле себя собрать по частям.

Поезд делал долгие перерывы на остановках, в которых мне хотелось выбежать из вагона до ближайшего туалета. Место рядом сидящего мужчины заняли два ребёнка, которые играли в странную игру: мальчик позволял себе бить и выдёргивать волосы у девочки, а она смиренно всё это принимала и кажется даже получала от этого удовольствие. Мне вдруг стало тошно не только от съеденного накануне, но и от всей Индии.

Добравшись до Аурунгабада, я без поисков дешёвого жилья заселилась в хороший чистый отель за 1000 рупий, взяла бутылку воды на ресепшене и пошла болеть в номер. К этому времени у меня сел голос, поднялась температура, тошнило, болела голова и была такая слабость, что я еле могла поднять руку. Было похоже, что я ещё и простыла. Весь день и вечер пришлось пролежать в кровати, осмысливая происходящее. Мне хотелось сбежать из этой страны куда подальше: от неоднозначных взглядов индийцев, сомнительной еды со специями, незнакомых запахов, громкой музыки и гудков машин. Тогда я решила, что больше не напишу ни слова про своё путешествие пока не пройдёт этот период или не буду писать вообще.

Утром я собрала себя по частям и после горячего душа поспешила на автобусную остановку, чтобы добраться до Аджанты. Эти пещеры находятся в 3х часах езды от города. В туристическом бюро предлагали индивидуальные туры за 2000-2500 рупий, но я уже раскошелилась на жильё и не могла позволить себе ещё и дорогостоящую экскурсию. Аурунгабад шумел и гудел как пчелиный улей; бесконечный рой рикш проносился по главной дороге и каждый считал своим долгом предложить мне поездку. Но по моему лицу было видно, что я категорически против даже говорить «хеллоу». В автобусе не было ни одного иностранца и я была этому рада - в таком состоянии я бы недолго смогла поддерживать разговор.

Аджанта
Через 3 часа автобус высадил меня возле поворота на Аджанту. Я окинула взглядом пейзаж - ничего примечательного, обычные холмы Махараштры. По указателям и громким названиям, таким как «Shopping Plaza» было понятно, что место уже давно стало туристическим. «Shopping Plaza» это всего лишь обычный сувенирный рынок за парковкой, где можно было купить что-нибудь поесть. Я купила три мандаринки и с удовольствием слопала, но мой организм был ещё пока против и в ближайшем туалете эти мандаринки пришлось оставить. За рынком - автобусная станция до самих пещер. Уже здесь было видно как много собралось желающих посмотреть на местную достопримечательность.

Постояв немного в очереди, я купила входной билет для иностранца за 250 рупий и побранилась про себя, что для индийца это символические 10. В этом состоянии любая мелочь раздражала меня: Индия выглядела недружелюбной и даже местами отталкивающей. Я была подавлена даже тем, что мне ещё много месяцев предстоит путешествовать здесь и даже обдумывала план своего бегства куда-нибудь в Непал, а ещё лучше домой на родину. Казалось, это отравление заразило мои мысли и радостное ощущение свободы куда-то испарилось.

Я взяла билет и окинула взглядом карту предстоящего маршрута. Идти казалось не так много, но после первых 10ти ступенек путь перестал выглядеть лёгким. Впервые в жизни я почувствовала, что значит быть немощной старушкой и с завистью посмотрела на людей преклонного возраста, которые заказывали себе носильщиков за 1000 рупий. Я же себе не могла такое позволить не только из-за денег, но и из-за гордости: вот ещё, я вся такая спортивная и выносливая буду сидеть сложа ножки на носилках! В итоге через каждые десять ступенек я останавливалась и переводила дух.

Пещеры Аджанты не произвели на меня сильного впечатления в тот момент, конечно тому виной было моё внутреннее состояние и толпы туристов. Но я не могла не восхититься работой древних мастеров: на протяжении столетий буддийские монахи наносили на стены красивые узоры и изображения, повествующие о жизни Будды и его последователей. Сейчас, рассматривая фотографии, просто поражаюсь, как можно было выдолбить в скале столь величественные сооружения используя лишь примитивные орудия!

Многие росписи сохранились до наших дней и тщательно оберегаются: в пещерах поддерживается климат, а фотографировать можно только без вспышек. Запах пещер меня отталкивал и я к сожалению не могла там долго находиться и рассматривать эти шедевры.

В этих пещерах жили буддийские монахи, которые выбрали это место из-за удалённости от всех крупных населённый пунктов, а также потому, что здесь проходил торговый путь и они могли таким образом поддерживать путешественников.

На осмотр пещер мне хватило два часа и, отдохнув под баньяновым деревом, я поспешила в отель. Дорога в отель заняла по ощущениям больше времени. Переполненный автобус, усталость и слабость сыграли свою роль. К тому же я была ещё зверски голодной, при этом не испытывая аппетита. В ресторане при отеле я заставила себя проглотить простой рис и свежие овощи. Обратно не запросились - хороший знак.

Эллора
Второй день я посвятила пещерам Эллоры, до которых был всего лишь час езды. Моё самочувствие было далеко от идеального: я всё ещё не могла позволить себе есть мандарины, а от запахов индийской еды подташнивало и мне даже не верилось, что я могла её не так давно аппетитно наворачивать. Чтобы добраться до Эллоры, я воспользовалась местным автобусом, но это не единственный вариант. По городу и окрестностям рассекают чёрные джипы, как у нас маршрутки, где можно почти за такую же цену быстро и почти без остановок добраться из пункта в пункт.

Пещеры Эллоры впечатлили меня больше, особенно огромный величественный храм Кайласа, в чьих лабиринтах можно было запросто потеряться. Храм Кайласа полностью вырублен из скалы и украшен множеством скульптур - настоящее рукотворное чудо!

Эллора более популярна среди туристов, так как эти пещеры находятся всего лишь в часе езды от Аурунгабада. На момент моего посещения здесь были толпы индийских школьников, который не давали покоя вопросами «What is your name?» и «Where are you from?» Честно слово, я заколебалась отвечать на вопросы и разрешать фотографироваться.

От такого количества людей быстро устаёшь, особенно в моём состоянии.

Но в пещерах Эллоры много мест где можно спрятаться и погулять в одиночестве.

Два дня мне хватило, чтобы побывать в древних пещерах и попробовать уловить дух древней Индии, но больше здесь делать особо нечего, поэтому я быстренько сложила все свои вещички и села на ночной автобус до штата Гуджарат. Тем более меня там ждала в гости Майсура - каучсёрфер из Ахмедабада.

В 30 километрах от Аурангабада расположены всемирно известные пещерные храмы Эллора, благодаря хорошей сохранности и поразительным размерам пещеры привлекают туристов со всего мира. Именно пещерные храмы Эллоры и Аджанты наполняют отели города Аурангабад под завязку.

Пещеры в Эллоре могут соперничать с такими признанными чудесами света как Египетские пирамиды, Камбоджийский Ангкор Ват и т.д.. Весь пещерный комплекс, состоящий из 34 пещер внесен в список ЮНЕСКО и ревностно охраняется этой уважаемой организацией.

Все пещерные храмы в Эллоре можно разделить на несколько групп, буддистские, индуистские, джайнские и отдельно от всех храм Кайласа (Kailasa Temple пещера 16). Для удобства туристов, все пещеры пронумерованы и имеют информационные таблички (на английском), так что проблем с поиском необходимых пещер быть не должно.

История пещер Эллоры

По вопросу происхождения и целесообразности постройки пещерных храмов постоянно ведутся научные дискуссии и на сегодняшний день имеется несколько теорий о том, для чего же обычные смертные выгрызли из скалы такие красоты.

Считается что пещерные храмы Эллоры были построены на пути крупного торгового пути, и в непосредственной близости к сегодняшнему Даулатабаду , в окрестностях которого тоже имеются буддистские пещеры. Успешные купцы жертвовали часть своей прибыли на постройку храмов, что могло лишь способствовать процветанию их торговли.

Удивляет факт толерантности, ведь три верования прекрасно уживались бок о бок и прекрасно вели хозяйственную деятельность, так некоторые пещеры изначально предполагались под одну религиозную ветвь с легкостью могли быть перестроены под нужды другой религии и никто не воевал.

Всего в Эллоре 34 пещеры, 12 буддистских, построенных в период с 600 по 800 года н.э., 17 индуистских, построенных в период с 600 по 900 года н.э. и всего 5 джайнских, построенных в период с 800 по 1000 года н.э.

Если посмотреть вглубь истории, то Эллора отчетливо демонстрирует период возрождения индуизма во времена династий Чалукья и Раштракута, за которым следует упадок буддизма на территории Индии. Что характерно, так это джайнские храмы в Эллоре, их всего 5, но могло быть значительно больше, ведь власть активно поддерживала это религиозное направление.

Все пещеры на территории комплекса пронумерованы, нумерация начинается с южной стороны (буддистские пещеры), первые номера пещер расположены по правой стороне от храма Кайлас, который сразу напротив входа.

Самой грандиозной постройкой в Эллоре является храм Кайласа - это имитация горы Кайлас в Гималаях, на которой по легенде живет бог Шива. Фотографии уникального храма Кайлас можно найти в любом туристическом путеводителе по Индии, но вживую храм поражает еще сильнее.

12 буддистских пещер расположены южнее от храма Кайласа и многие из них выглядят очень просто и не вызывают восхищения, но особняком стоит пещера номер 10, она считается самой красивой буддистской пещерой во всей Индии. Обязательно посетите пещеру номер 10.

Индуистские пещеры настолько эмоциональны (к примеру тот же храм Кайласа), что вы их сразу отличите от всех остальных. Еще одна отличительная черта индуистских пещер - наличие фаллических лингамов, характерных особенностей присутствия бога Шивы. Большинство индуистских пещер в Эллоре вырезали сверху вниз, так что никаких строительных лесов древние строители не использовали.

Архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры.
Создание эллорских пещер датируется примерно с 6 по 9 столетья нашей эры. Предполагается, что в Эллору перебрались скульпторы и буддистские монахи, по неизвестным причинам оставившие Аджанту на произвол стихий.
Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге - буддийские, 17 в центре посвящены индуистским Богам, 5 пещер к северу - джайнские.

Доступ в пещеры Эллора ежедневно с утра до заката, выходной вторник . в храм Кайласантха 250 рупий, остальные пещеры можно посмотреть бесплатно.

Буддистские пещеры Эллоры

Пещеры начинаются с самых простых и маленьких и дорастают до трехэтажных, огромных и богато декорированных (местами) храмов. В отличие от джайнских и индуистских пещер, которые являются храмами, в некоторых буддийских пещерах изображения отсутствуют вовсе, очевидно они использовались для проживания и хозяйственных потребностей.
Первая интересная пещера - №2, на крыльце встречают статуи хранителей ворот - дварапала, которые будут изображаться так же и внутри храмов у алтарей и в храмах индуистской традиции тоже. Пещера представляет собой небольшой зал с колонными, в дальней центральной части которого в нише находится изображение Будды, в окружении боддхисаттв кажется Падмапани с лотосом Ваджрапани с ваджрой, соответственно. Стены вихары украшены горельефами с Буддами в его различных состояниях. Этот дизайн или похожий будет встречаться почти во всех остальных буддийских храмах раннего периода, отличаясь лишь сюжетами и персоналиями, делая лишь немногие из них по настоящему запоминающимися.
Пещера № 4 интересна тем, что изображение бодхисаттвы Авалокитешвары (на его короне есть изображение маленькго Амитабхи Будды) больше, нежели изображение самого Будды, последнего Будды, Сидхартхи Гаутамы Шакья Муни.
Пещера 5 мне понравилась - это огромный прямоугольный зал, с каменными скамьями и маленькими комнатами по периметру, украшений тут нет, колонны грубо обработаны, пол и потолки не обтесаны. В дальнем конце в нище Будда и боддхисаттвами по традиции. Из-за аскетичности пещеры тут почти нет туристов, поэтому тут осталась атмосфера покоя и еще чего то, вобщем посидеть тут приятно.
Пещера 10 - чайтья, то есть монолитная ступа, вырезанная внутри пещеры. На фасаде восседает Будда. Причем архитекторы пытались придать максимальное сходство с деревянными конструкциями, вырезая стропила, переходящие в колонны, портики коих украшены скульптурой. К сожалению здешние храмы очень плохо освещены и разглядеть, а уж тем более снять, некоторые сюжеты почти не возможно. Фасад чайтьи двухэтажный, но вход на второй этаж был закрыт. Фасад богато украшен нимфами, фризом, пересказать трудно, лучше посмотреть на .
Пещера № 11 - двухэтажная, а № 12 - трехэтажная, вход в них из небольшого дворика. Самая интересная на верхнем этаже, куда можно забраться по боковой лесенке. Кстати, если раньше Будда царил над метущимся миром в окружении полу просветленных, то теперь 1) у его ног появляются люди с дарами или мольбами, 2) если людей вокруг нет, он множится и меняет позу на падмасану. По периметру 3 этажа вырезана скульптура -и, по бокам от центральной алтарной части сидят по 3 девицы и несколько Будд в медитации, по сторонам зала Будды сидят в различных позах.

Индуистские пещеры Эллоры

Стены пещеры 14 и следующих индуистских храмов покрыты барельефами с разнообразными мифологическими сценами, как то игра Шивы и в кости, чета и Лакшми, аватар Вишну кабаноголовый Вараха, Танцующий , Шива побеждает Адхакасура...
Все стены этой пещеры покрыты изображениями, сохранившимися очень хорошо. Барельефы находятся в небольших нишах и отделены друг от друга рельефными панелями. В центральной части пещеры есть алтарное помещение, но место божества пустует. Пещера большая, помимо рельефов на стенах резьбой украшены и колонны, в пещере есть также обходной коридор вокруг алтаря, в конце которого сидят существа, в числе которых я признала только господа Ганешу- сына Парвати и Шивы, Калу- богиню времени, ее трудно не узнать, она похожа на скелет, и одну из воинственных ипостасей Божественной Матери - с черепами на шее...
15 пещера двухэтажная, и по размеру больше предыдущей. Она находится во дворике за зданием Дашаватар мандапы с каменными резными наличниками и решетками на окнах, которое для посещений закрыто. Первый этаж не очень интересен, а вот на втором есть и колонны с влюбленными парочками на капителях и несколько примечательных рельефов например выход Шивы из лингама или Вишну почивающий на змее Шеше. Остальные рельефы сюжетно не сильно отличаются от предыдущей пещеры, но либо сделаны, либо сохранились хуже.

Наиболее интересен среди прочих храмов Эллоры Храм Кайласанатха (Kailasanatha), значащийся как пещера 16, который является колоссальным монолитом с витиеватым внешним видом, целиком вырезанный из базальтовой , поэтому представляется редкая возможность осмотреть храм и изнутри и снаружи сверху. Особенно интересно бродить вокруг Кайлаша на закате, когда лучи заходящего солнца делают рельефы золотисто-розовыми.
Благодаря прочному материалу породы которой он хорошо сохранился, кое где остались также фрагменты окраски, предполагают, что изначально храм Кайласантха был выкрашен белой краской чтобы быть похожим на снежный пик горы Кайлас, обиталище Шивы и оси мироздания. Шикхара сооружена и покрыта резьбой в дравидском архитектурном стиле, по плоским площадкам крыш бродят львы, возможно это популярные в Тибете и Непале снежные львы, охраняющие вход на небеса. Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама (Mamallapuram) около Ченная в Тамил нанду, построенных примерно в то же время. Храм Кайласанатха похож по стилю на архитектурный стиль династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.
Изумляет в Кайласанатхе то, что в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.
Храм начал строится в период с 757 и 773 годы, на его строительство ушло более века. Храм занимает около 60.000 кв.футов и его башня имеет в высоту около 90 футов. Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания примерно 400 000 тонн скалы сверху вниз, что говорит о незаурядной фантазии и фантастической точности инструмента и мастерства его создателей.
Комплекс отгорожен от остального мира стеной, покрытой 3-4 метровыми рельефами с невысоким гопурамом, так же обильно декорированным внутри.
Комплекс включает в себя центральный двухэтажный храм, по бокам которого со стороны фасада стоят колонны - mansthumb, являющиеся эмблемой комплекса, и перед ними статуи слонов в натуральную величину, к сожалению искалеченных. По сторонам храма с скале находятся боковые двухэтажные помещения, украшенные скульптурой, там где они заканчиваются начинается колоннада и коридором, в нишах которого находятся многочисленные образы Шивы и Вишну, которая огибает наверное около 150-180 градусов периметра храма.
Стены центральной мандапы по периметру украшены в нижней части слонами, а над ними в проемах между окнами и перекрытиями рельефы в обрамлении растительных орнаментов, в передней ко входу части мандапа с двух сторон украшена рельефами, повествующими о деяниях героев Махабхараты. На первом этаже под переходом из основной части в переднюю 2 больших рельефа с изображением Шивы...
Могу сказать точно - храм Кайласантха великолепен, это одно из величайших произведений искусства и его стоит посетить.
Вход в Кайласанатху платный 5 баксов или 250 рупий с иностранца.

Что до остальных индуистских храмов, если время есть сходите к пещерам 14-18, стоящим на отшибе.
Рельефы этих пещер весьма скромны, но в пещере 18 есть потолочные росписи, о которых путеводители не упоминают. И вообще место там интересное - даже в засушливом феврале была , хоть и немного, и небольшие разноуровневые озерца причудливой формы были наполнены и в их приятную прохладу можно окунуть ножки.
Замечателен гигантским размахом и храм № 29. Храм в плане имеет крест и похож на храм острова Элефанты. Барельефы сохранились хорошо, но главное сохранились гиганты, охраняющие лингам во внутреннем святилище храма.

3 пещеры джайнов находятся недалеко от храма Кайласа. 32 пещера украшена тонкой резьбой с изображением цветов лотоса и львов под манговыми деревьями. Одна из пещер имеет скульптурное изображение сидящего Махавира.

Как доехать в Эллору

из Аурангабада можно на автобусе, что занимает час, или на такси 40 минут (800 рупий в оба конца), тогда на пол-дороге Вы сможете остановиться и посетить форты Даулатабада, возвышающегося над выжжеными холмами.
В городке Эллора на рассториянии около 2 км. от скальных храмов находится шиваитский храм 17 века Гришнешвар мандир.
В Эллоре есть гестхаусы, но выбор их весьма невелик, если вы не планируете прожить здесь долго (такой соблазн есть, надо сказать) лучше останавливаться в Аурангабаде .