Пение в ансамбле. Раздел I. Методика организации эстрадного вокального коллектива. Цели, задачи и предмет дисциплины


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детская школа искусств № 2 г. Маркса

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ: ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ В ДШИ


Выполнила преподаватель

МУ ДО ДШИ №2 г. Маркса Саратовская область Бискуп Эльмира Фларитовна 2014 г

Пояснительная

записка
……………………………………………………………………….3

1.Принципы подбора репертуара в вокальном

ансамбле
……………………………………………………………………...4
2.Организация репетиционного процесса
………………………………..6
3.Вокально-хоровая работа
…………………………………………………7
-Интонационные сложности в ансамбле. Работа над ритмическим

ансамблем
…………………………………………………………………….7
-Дикция в вокальном ансамбле
………………………………………………8
-Вокально-хоровые упражнения
……………………………………………..10
Заключение
……………………………………………………………………...12

……………………………..13
Список используемой литературы
……………………………………...........13

Пояснительная записка
В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли (в классическом понимании), занимают значительное место в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Работа с творческим коллективом - вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. Курс предмета дает возможность раскрыть основы воспитательного процесса и обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учеников. Занятия в ансамбле способствуют развитию голоса, слуха, музыкально-художественного вкуса, расширяют музыкальную культуру ребят. Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый «вокальным ансамблем»)– это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.
Цель:
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Задачи:
1 . Привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения. 2 . Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека. 3. Сформировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2х и 3хголосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе. 3
4 .Развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса. 5 .Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу увлеченности, успешности каждого члена ансамбля. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение.
Методические рекомендации в работе с вокальным ансамблем
Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе, означает единство, созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Работа в классе ансамбля ведется под руководством педагога. При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые возможности каждого голоса, чтобы они «сливались», диапазон, возраст учащихся. Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар.
1. Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле
Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар, руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем, 4
таких как: формирование художественного вкуса, вокально - хоровых навыков, воспитание чувства стиля. Выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требованиям: 1)Носить воспитательный характер 2) Быть высокохудожественным 3) Соответствовать возрасту и пониманию детей 4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива 5) Быть разнообразным по характеру, содержанию 6) Подобранным трудностям. Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, отсутствие интереса к делу, которым они занимаются, в некоторых случаях даже отчуждение от пения вообще (зависит от характера ребёнка). Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. Но так же, естественно, репертуар должен быть интересен участникам ансамбля, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя. И как было сказано выше - произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике. Основу репертуара могут составлять сочинения русских и зарубежных классиков, народные песни, произведения современных авторов и т.д. Желательно что бы не менее половины его составляли хоры a"cappella, так как это способствует развитию слуха и чистоту интонирования. 5

2. Организация репетиционного процесса
Выбрав произведение, руководитель прежде всего должен внимательно изучить его, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста. Формы ознакомления различны. Лучше их организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то художественный руководитель сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основную мелодию под аккомпанемент. Это способствует музыкальному развитию детей, освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии, вносит в процесс активность и сознательность. Начальная работа - сольфеджирование. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е. музыкально - теоретическая основа произведения. При читке нот с листа вокальный коллектив, всё же получает первичное представление о произведении. Если это многоголосие (2х - 3х), то произведение можно разучивать по партиям, это продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой партии. Так руководитель лучше узнает возможности певца. Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, чтобы была определенная завершенность. Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением. Процесс разучивания произведений и работы над художественно - 6
технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Итогом всех репетиционных работ становится концертное выступление - последнее звено в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса коллектива.
3. Вокально-хоровая работа
На протяжении работы руководитель следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков учащихся: ансамблем, дикцией, вокально- хоровых упражнений.
Интонационные сложности в ансамбле
В процессе репетиций перед учащимися стоят сложные задачи. Одна из которых - работа над интонацией. Необходимо добиваться интонационной уверенности и самостоятельности, т.к. в ансамбле, в отличии от хора, исполнитель лишен интонационной поддержке коллег по хоровой партии. Проверив каждый голос (сольфеджио и со словами) можно соединять их вместе. Такой метод работы будет формировать у каждого участника ансамбля функциональное восприятие своего голоса в звучании и всего ансамбля. Не может быть хорошего ансамбля без качественно выученного каждого голоса отдельно. Из других факторов, положительно влияющих на интонацию, следует отметить: правильную постановку голоса, правильное дыхание и звукообразование, умение прислушиваться к пению других и сопровождению. Работа над звуком, дикцией, ритмом и интонацией должны быть тесно связаны.
Работа над ритмическим ансамблем
Под ритмическим ансамблем следует понимать: умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных 7
местах, вместе переходить к изменениям в темпе, все это является важнейшим качеством певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача. Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Длительности должны активно отсчитываться. Способы счёта: - вслух хором ритмический рисунок. - простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни. После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами. В профессионально обученных детских вокальных коллективах, чтобы добиться выразительности и точности ритма применяют упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность. Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности. Только через активную музыкальную деятельность, возможно развить у певцов ритмическую свободу. В воспитании чувства ритма особая роль принадлежит связи музыки с движением.

Дикция в вокальном ансамбле
Дикция – ясность, разборчивость, правильность произношения текста. В пении она играет огромную роль. Хорошая дикция способствует чистому звучанию каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Органами человека, которые образуют звук, являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми складками, зубы. Все это – артикуляционный аппарат. У юных певцов часто артикуляционный аппарат работает слабо (в работе мало участвуют мышцы лица, губы, язык), он скован, зажат. Очень 8
часто дети поют с зажатыми зубами, запрокинув (приподняв вверх) голову, что ведет к зажатию челюсти. Все это мешает или делает невозможным четко и удобно, без напряжения, артикулировать. Артикуляционная разминка (упражнения без интонирования). - Покусывание кончика языка. - Покусывание языка и постепенное его высовывание до конца. - «Чистим» зубы языком (круговые движения между зубами и губами с закрытым ртом. - Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, влевую, правую щеку). - «Массаж» мышц лица (круговые, разминающие массажные движения по всему лицу от корней волос на лбу до шеи). - Круговые движения нижней челюстью (вперед, назад, «кощей»). - Движение челюстью по кругу (вперед-вправо-назад-влево-вперед). При этом и правильное положение корпуса тоже влияет на свободу артикуляционного аппарата. Правильным считается прямое, без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, руки должны быть свободно опущены вниз при положении стоя или свободно лежать на коленях при положении сидя. Самое важное – свобода мышц и в то же время подтянутость. Педагогу необходимо постоянно контролировать выполнение правильной певческой осанки, а также демонстрировать на себе и отдельных ребятах правильное и неправильное положение корпуса при пении. 9
В работе над произведением - дикции, артикуляции, орфоэпии уделяется огромное внимание. Вокальная орфоэпия и орфоэпия речи сильно отличаются. В речи безударные окончания сами собой, по привычке, произносятся тише, слабее. В пении это так же необходимо, чтобы не исказить смысл и не нарушать правила культуры речи. Но в пении, даже самая короткая, неударная гласная должна пропеваться. Педагог должен приучить детей ярче петь ударные гласные (опереться на них), и тогда безударные гласные (например, окончание слова) уйдут на второй план. Основным правилом певческой дикции является краткость и активность произношения согласных. «В пении гласные – река, а согласные – берега». Гласные должны звучать плотно, а согласные – четко, энергично, коротко. Внимание к слову – одна из характерных черт русской вокальной школы. Одним из его основоположников был М.И.Глинка, именно у него мы находим замечательное высказывание: «В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и тоже слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение. Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы» .

Вокально-хоровые упражнения
Важная роль в работе с вокальным ансамблем уделяется вокально-хоровым упражнениям. Цель упражнений – вооружить коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнить сочинения различные по характеру и степени трудности. Упражнения расширяют диапазон, вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают технику (например, пение в быстром темпе, цепное дыхание). Наконец в 10
значительной мере они направлены на то, чтобы создать в ансамбле единую манеру пения. Первое упражнение должно быть удобным по тесситуре и целесообразно, чтобы оно было постоянным. Это помогает возобновить певческие ощущения. Русский язык удобен для пения, но есть гласные звуки неудобные – в распевании будем их чередовать с более вокальными гласными. Гласные в пении отличаются длительностью, емкостью, речевые же гласные пестры. Например: МА-МЭ-МИ-МО-МУ или ДА-ДЕ-ДИ-ДО-ДУ и т.д. Использование согласных «м», «д» снимает напряжение в работе языка, «в» активизирует работу губ, зубов. Прежде чем начинать работу над 2х - 3хголосием, руководитель должен укомплектовать партии, чтобы они были равноценны по составу, как с количественной стороны, так и с качественной. Первые 2х и 3хголосные упражнения и произведения следует выбирать с "педалью" - выдержанным звуком в каком-либо голосе. "Педаль" особенно характерна для русских народных песен подголосочного склада. Эти песни являются наиболее благодатным материалом для воспитания навыка пения многоголосия. Наличие в отдельных партиях выдержанных звуков и определенная самостоятельность каждого голоса при общих опорных мелодических оборотах упрощают разучивание русских народных песен. Рекомендуется выучить несколько канонов. Пение одной и той же мелодии каноном облегчит учащимся восприятие образующейся многоголосной ткани при точном интонировании своей партии. Овладение навыком многоголосного пения во многом зависит от степени развития музыкального слуха. Как известно, музыкальный слух есть способность нашего слуха анализировать музыкальную высоту. Различают слух мелодический - по отношению к мелодии, и слух гармонический - по отношению к созвучиям. В многоголосном пении особое значение имеет гармонический слух. Пение отдельных интервалов и аккордов сначала в мелодическом движении, а 11
затем и многоголосно, узнавание функций лада на рояле или при исполнении ансамблем, вступление в заданный тон, разучивание специальных упражнений и самого разнообразного репертуара - все это помогает успешному развитию гармонического слуха. Необходимо так же постоянно совершенствовать внутренний слух - способность слышать музыку и отдельные ее элементы. Все, что было сказано о многоголосном пении, следует отнести и к пению без сопровождения. Этот тип вокального исполнения является самым трудным, но вместе с тем и самым интересным. Свободное владение навыком пения без сопровождения является главным показателем достижения наивысшей ступени вокального мастерства, так как красота и богатство человеческого голоса представлены здесь в наиболее полном виде. Пение а capella требует развитого чувства певцов ко всем сторонам вокальной звучности, а также достаточно совершенного владения вокальными навыками. Навык пения без сопровождения приобретается в постоянной тренировке. В этом смысле большую пользу приносит разучивание специальных упражнений, пение без сопровождения вокальных произведений, написанных с инструментальным сопровождением, а также умелый подбор репертуара.
Заключение
Ансамблевое пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли ансамблевого пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в музыкальных школах на самом раннем 12
образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально-хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития. Прямая обязанность руководителя вокального ансамбля так усовершенствовать методы работы с коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова. Ансамблевое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. Осознание детьми того, что совместное, дружное пение – это хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая ансамблем, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для юных певцов фактором для дальнейшего творческого развития.
Репертуарный список вокальной литературы
1.Дуэты. Репертуар начинающего певца/сост. Далецкий О.В. – М.,2001 г. 2.Квартеты русских композиторов для мужских голосов / сост. Я.Дубравин – М., 1964 г. 3.Песни для ансамблей женских голосов /сост. Е.Лобачева - М.,1968 4.Романсы и дуэты Русских композиторов (Золотой репертуар вокалистов). – Л., 2000 г. 5.Сборник вокальных ансамблей, ч. 3 / сост.Н.Райский – М.,1949 г. 6.Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Тетрадь 2 / сост. А.Скульский –М., 1983 г.
Используемая литература:
1.Далецкий О.В. «Вокальная подготовка» - М.,2003 г. 2.Лебедев К.Н. «Мастера хорового искусства» - Л.: Тенета – Бартенева, М.,2002г. 3.В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян «Школа хорового пения»,выпуск 2 – М.,1978г. 13
4.Музыкальная энциклопедия.Т.1/ сост.Ю.Келдыш – М.,1973 г. 5.Романовский Н. «Хоровой словарь» - М.,2002 г. 14

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

Факультет искусств

Кафедра хорового дирижирования

СИСТЕМА КАЧЕСТВА

Одобрено НМС ПГИИК

Председатель_________________

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов очных отделений, обучающихся

по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»

специализации: «Академический хор»

старший преподаватель кафедры хорового дирижирования

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика работы с вокальным ансамблем» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования , Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 070301 «Народное художественное творчество» специализации «Академический хор».

Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин по выбору.

Согласовано с библиотекой ПГИИК:

Зав. библиотекой ПГ М. Журавлева

Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины……………………………………..4

1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины……………………………………………..4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………………...5

1.3. Объем дисциплины………………………………………………………………..6

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………...6


1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………………...6

1.5. Темы практических занятий……………………………………………………..10

1.6. Список литературы……………………………………………………………….11

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации…………...…………………………………..................12

2.1. Задания для самостоятельной работы студентов………………………………12

2.2. Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………………13

2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………14

2.3.2. Ноты в библиотеке ПГИИК……………………………………………….14

2.3.3. Примерный репертуарный список………………………………………..22

2.3.4. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины….........................................................................................................28

Часть 2. Рабочая учебная программа дисциплины

2.1. Цели, задачи и предмет дисциплины

Вокальный ансамбль как форма музыкального исполнительства широко распространен в современной музыкальной культуре.

Так, любительские вокальные ансамбли организуются в клубах, домах культуры , в учебных заведениях. Часто они возникают внутри любительского хора, как его часть, из наиболее продвинутых хористов, или как объединение солистов-вокалистов в рамках вокального кружка, вокальной студии.

Значительное место в современной музыкальной жизни занимают профессиональные вокальные ансамбли. Они выгодно отличаются от хора большей творческой и организационной подвижностью, и, в то же время, более широкими исполнительскими возможностями в сравнении с отдельными солистами.

Вокальными ансамблями по сути являются также и многие церковные певческие коллективы . Количество певчих в них (особенно в небольших приходах), как правило, не превышает 8–10 человек.

В связи с этим понимание специфики вокального коллектива малого состава, умение работать с ним необходимо для любого дирижера-хормейстера, а подготовка руководителей вокальных ансамблей является одной из актуальных задач обучения на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных вузов.

Цель дисциплины «Методика работы с вокальным ансамблем» - обеспечить студента необходимой методической базой для успешной работы в качестве руководителя вокального ансамбля.

Задачи дисциплины:

1) дать общее представление о вокальном ансамблевом музицировании как явлении музыкальной культуры;

2) познакомить с формами и методами организации вокального ансамбля;

3) познакомить с методами работы над произведением в вокальном коллективе малого состава;

4) познакомить с репертуаром вокального ансамбля.

Предметом данного курса является теоретическое и методическое обобщение опыта ансамблевого творчества, исполнительства и педагогики. В процессе обучения рассматриваются вопросы организации вокального ансамбля на современном этапе, методы работы над основными составляющими ансамблевой звучности, значение и основные принципы вокальной работы в ансамбле, основные этапы работы руководителя вокального ансамбля над произведением.

2.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:


а) знать:

Основные этапы развития вокально-ансамблевого искусства;

Основы теории вокального обучения;

Приемы и методы индивидуальной работы с участниками ансамбля;

Формы и методы организации работы с вокальным ансамблем;

б) уметь:

Слышать и анализировать составляющие ансамблевого звучания;

Грамотно интерпретировать произведения различных стилей и жанров;

Преодолевать вокально-технические трудности при работе над репертуаром;

Аккомпанировать вокальному ансамблю.

в) владеть приемами индивидуальной работы с участниками ансамбля, подбора и анализа репертуара для вокального ансамбля.

2.3. Объем дисциплины

2.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Количество часов

Всего по

уч. плану

в т. ч. по семестрам

Аудиторные занятия:

практические занятия

Самостоятельная работа

Всего часов на дисциплину

Виды итогового контроля

2.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Разделы и темы

Всего часов

по учебному плану

Виды учебных

занятий

Аудиторные:

Лекции

Практич. занятия

Раздел 1. Введение

1. Цели и задачи курса. Понятие «ансамбль»

2. История и современные тенденции развития вокального ансамблевого музицирования

3. Классификация вокальных ансамблей

4. Современные вокальные ансамбли в России и за рубежом

Раздел 2. Организация работы вокального ансамбля

5. Организационная структура вокального ансамбля

6. Создание вокального ансамбля и организация творческого процесса

7. Репертуар вокального ансамбля

8. Аранжировка произведений для вокального ансамбля

Раздел 3. Методика работы с вокальным ансамблем

9. Особенности ансамблевого пения

10. Индивидуальное вокальное обучение участников ансамбля

11. Формирование единой певческой манеры ансамбля

12. Интонационно-слуховое развитие участников ансамбля

13. Воспитание ритмической самоорганизации и дисциплины ансамбля

Артикуляционные упражнения. Скороговорки. Краткий обзор основных особенностей произношения итальянского, английского, немецкого, французского языков .

Тема 15. Работа над произведением.

Этапы освоения. Приемы разучивания. Работа над строем, тембровым и динамическим балансом. Работа над метроритмической и артикуляционной синхронностью исполнения. Художественная отделка.

Тема 16. Аккомпанемент вокальному ансамблю.

Концертмейстер, руководитель или участники ансамбля. Выбор инструментов. Особенности пения под фонограмму («минусовку»).

Раздел 4. Концертная деятельность вокального ансамбля

Тема 17. Концертные выступления: разновидности, организация, подготовка.

Сольный концерт, выступление в сборных концертах, участие в мероприятиях. Отчетные, конкурсные, праздничные, тематические, монографические концерты (выступления). Составление концертной программы.

Тема 18. Режиссура концертных выступлений.

Композиция, сценография, единство художественных и технических элементов. Ведущий концерта. Акустика концертного зала. Использование микрофонов, фонограмм.

Тема 19. Навыки сценическое поведение.

Концертные костюмы, выход и уход, поклоны. Артистизм. Проблема эстрадного волнения.

2.5. Темы практических занятий

Тема 1 . Артикуляционные упражнения.

Тема 2 . Освоение базовой речевой установки английского, немецкого и французского языков.

Тема 3 . Формирование единой певческой манеры.

Тема 4 . Интонационно-ритмические упражнения.

Тема 5 . Приемы преодоления вокально-технических трудностей.

Тема 6 . Аккомпанемент вокальному ансамблю.

Тема 7 . Аранжировка для вокального ансамбля.

Тема 8 . Упражнения для преодоления эстрадного волнения.

2.6. Список литературы

Основная литература:

1. Васильев, В. А. Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в России: учеб. пособие по хоровой педагогике / В. А. Васильев; рец. Т. Г. Томашевская [и др.] ; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 120 с.

2. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики: учебник / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: учеб. пособие / Г. А. Дмитревский. 3-е изд., испр. – СПб.: Лань; СПб.: Планета музыки, 2007. – 112 с.: нот. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

2. Костарев, В. П. Вокальное произведение как синтез искусств: учебное пособие по анализу вокальных произведений для вузов / В. П. Костарев; Уральская государственная консерватория им. М. И. Мусоргского. - Екатеринбург; 2005. – 309 с.

3. Макеева, Ж. Р. Очерки по истории и теории хорового искусства: учеб. пособие / ред. Л. Л. Равикович. – Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2006. – 132 с.

4. Опарина, Е. В. Вокальное искусство и методика обучения пению: исторический аспект: учебное пособие (Е. В. Опарина; Пермский государственный институт искусства и культуры. – Пермь: ПГИИК, 20 с.

5. Ровнер, В. Е. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. - М.: «Нота МИ», 2006. - 28 с.

6. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. – Вып. 3. Хоровое искусство и современные проблемы дирижерско-хорового образования / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2005. – 191 с.

7. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. – Вып. 4. 50 лет кафедре академического хора факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. и сост. Т. Г. Томашевская. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 252 с. – (Труды СПбГУКИ. Т. 179).

8. Чабанный, В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учеб. пособие. Ч. 2 / В. Ф. Чабанный. – С. - Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб. : СПбГУКИ, 2008. – 216 с.

Часть 3. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

3.1. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Изучить нотные издания, сборники произведений для вокального ансамбля (библиотека ПГИИК, Библиотека им. Горького).

2. Слушать аудиозаписи вокальных ансамблей разных стилей, направлений, составов (фонотека ПГИИК, Библиотека им. Горького, Интернет).

3. Подготовить сообщение (10 мин.) о творчестве вокального ансамбля по выбору студента.

4. Поиск информации о конкурсах, фестивалях для вокальных ансамблей (СМИ, Интернет).

5. Составить список основных концертных площадок г. Перми.

6. Посетить концерты вокальных ансамблей.

7. Разработать анкету участника ансамбля (характеристика голоса, уровень музыкального развития и т. п.).

8. Сделать аранжировку песни для вокального ансамбля любого состава по выбору студента (a cappella или в сопровождении фортепиано).

3.2. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие «ансамбль». Вида вокальных ансамблей. Структура исполнительских

составов вокальных ансамблей.

2. Традиции вокального ансамблевого музицирования в России.

3. Традиции вокального ансамблевого музицирования за рубежом.

4. Организация работы вокального ансамбля.

5. Репертуар вокального ансамбля.

6. Особенности аранжировки для вокального ансамбля.

7. Особенности ансамблевого пения в сравнении с сольным и хоровым.

8. Развитие вокальных навыков участников ансамбля.

9. Интонационно-слуховое развитие участников ансамбля.

10. Развитие ритмического чувства участников ансамбля.

11. Работа над произведением. Методы разучивание. Работа над строем.

12. Работа над произведением. Работа над тембровым и динамическим балансом,

метроритмическими трудностями.

13. Особенности артикуляции в ансамблевом пении.

14. Особенности работы над произведением с иностранным текстом.

15. Концертные выступления: разновидности, организация, подготовка.

Режиссура концертных выступлений.

16. Навыки сценического поведения. Эстрадное волнение и способы его

преодоления.

Каждый второй вопрос в билете – практическое задание.

3.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Петербургские серенады. М., 1970.

2. Избранные русские кантаты XVIII в. Л., 1983.

3. Русские народные песни.

4. Римский- Сто русских народных песен. М., 1945.

5. Народные песни. М., 1977.

6. Хоры без сопровождения. М., 1978.

7. Обработки и переложения для детского хора. М., 1975.

8. Вокальные сочинения. Т. 2, ч. 2. М., 1981.

9. Избранные хоры. М., 1974.

10. Избранные хоры. М., 1972.

11. Дуэты и трио. М., 1972.

12. Собрание вокальных сочинений, т. 7. М., 1973.

3.3.2. Ноты в библиотеке ПГИИК

Ave Maria: вокальный альбом / Сост. Л. П. Абрамова. - М.: Музыка. - 2006. Вып. 5. - 2006. - 135 с.

Анисимов И. Н. Хорошие песни: [песенный сборник] / ред. В. А. Фролкин. - Краснодар: Эоловы струны, 2005 - 30 с.

Аренский А. С. Серенада // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 21–25. - Содержание: Тихо вечер догорает.

Аренский А. С. Угасшим звездам // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 26–30. - Содержание: Долго ль внимать мне мерцание ваше.

Банкьери А. Вилланелла // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 8–9. - Содержание: Три танцовщицы парят, как птицы (Tre vilanelle vezzose e belle).

Бах И. С. Терцет: Из «Кофейной кантаты» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 36–44. - Содержание: Привыкла кошка мышь ловить (Die Katze labt das Mausen nicht).

Бах И. С. Тому, кто к Господу взывает: Из кантаты № 93 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 20–26. - Содержание: Мы просим в трудный час; Er kennt die rechten.

Белласио Ф. Вилланелла// Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 4. - Содержание: Perche fuggi, anima mia.

Бетховен Л. В. О, мой любимый Чарли!: Шотл. песня // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 56–60. - Содержание: O, Charlie is my darling.

Бетховен Л. В. Песня рыбаков: Из цикла «Шотландские песни» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 42–47. - Содержание: Наш челн скользит по глади вод (O swiftly glides the bonny boot).

Бетховен Л. В. Постоянство // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 27–34. - Содержание: Куда б ни вздумалось судьбе меня направить в путь; Tho"cruel fate should bid us fart.

Бородин А. П. Серенада четырех кавалеров // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 3–5. - Содержание: Дрень, дрени... Покуда объята вся улица сном.

Брамс И. Звезды ярко в небе горят: Из цикла «Цыганские песни» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 55. - Содержание: Himmel strahit so helle und klar.

Булахов П. П. Блаженство жизни быть с тобою! // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 5–6.

Булахов П. П. Тройка //Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 3–4. - Содержание: Тройка мчится, тройка скачет.

Ванька-Танька: цыганская песня / перелож. А. Даргомыжского // Я - аккомпаниатор: песни и романсы русских композиторов / перелож. А. Даргомыжский. - СПб., 2001. - С. 58–61. - Содержание: В селе малом Ванька жил.

Варламов А. Е. Молодая молодка // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - СПб., 2002. - Тетр. 3. - С. 3.

Варламов А. Е. Пойми меня! // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 10–11.

Варламов А. Е. Ты скоро меня позабудешь // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 7–9.

Веки О. Блестят, искрятся волны // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 6. - Содержание: Non mi stornir piel cao

Вилланелла / Муз. Аноним (Италия, II пол. XVI d/) || Pfhe, t;yfz vepsrf^ ghjbpdtltybz a cappella/ - CG,/? 1998/ - Dsg/ 1/ - C/ 3/ - Cjlth;fybt^ La violetta che in su l’erbetta.

Гайдн Й. Как мощь гранитных скал // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 45–50. - Содержание: Ein einzig zig boses.

Глинка М. Баркарола: из цикла «Прощание с Петербургом» / Перелож. Ф. Стелловского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 31–35. - Содержание: Уснули голубые.

Глинка М. Жаворонок: из цикла «Прощание с Петербургом» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 36–39. - Содержание: Между небом и землей.

Гречанинов А. Гавань спокойная // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 38–41. - Содержание: Звон. Гул.

Гречанинов А. Мертвые корабли // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 31–37. - Содержание: Между льдов затерты спят в тиши морей.

Гурилев А. Вьется ласточка сизокрылая / Обраб. В. Соколова // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 12–13.

Даргомыжский А. Ворон к ворону летит: Из Цикла «Петербургские серенады» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 12–13.

Где наша роза?: Из цикла «Петербургские серенады» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 9–11.

Минувших дней очарованье // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 40–44.

Дунаевский И. Дорогие мои москвичи: (Затихает Москва) // Сиреневый туман. - СПб., 2002. - С. 187–189.

Левитин Ю. И продолжение следует: Из т/ф «Такая короткая долгая жизнь» // Песни радио и кино. - М., 1975. - Вып. 211. - С. 6–7. - Содержание: От всех других украдкою.

Легко на сердце...: популярная музыка для вокального ансамбля / перелож. В. Ровнера. - СПб.: Нота, 2005. - 52 с. - (Искусство вокала).

Лист Ф. О, море в час ночной! // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 42–44. - Содержание: O Meer im Abendstrahl.

Лукиных Г. Музыка для сердца: песни, романсы, произведения для вокального ансамбля / Г. Лукиных; сл. А. Плещеева, А. Фета и др.; Кантус-квартет. - Пермь: Реал, 2002. - 70 с.

Малер Г. Септет: Из Восьмой симфонии / Г. Малер / Перелож. А. Скульского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 58–60. - Содержание: Imple superna gratia.

Мелли Д. М. Пастораль // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 7. - Содержание: В полдень милая пастушка задремала (La mia dolce pastorella e si bella).

Мендельсон Ф. Песня: Из музыке к драме В. Гюго «Рюи Блаз» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 35–36. - Содержание: Не нужно мне тех песен; Wozu der Voglein Chore.

Мендельсон Ф. Хотел бы единое слово // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 31–34. - Содержание: Ich wollt" meine Lieb

Монтеверди К. Канцонетта // Зарубежная музыка. - СПб., 1998. - Вып. 1: Хоры a cappella. - С. 9. - Содержание: Son que sti i crespi nie.

Моцарт В. А. О, страшный час разлуки: Ноктюрн // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 51–55. - Содержание: Ecco quel fiero istante.

Нанини Дж. Канцонетта // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 10–11. - Содержание: U no spirtocele Le stun vivo sole

Никитин С. Александра: из к/ф «Москва слезам не верит» // Музыка в школе. - М., 2005. - Вып. 4. - С. 39–42. - Содержание: Не сразу все устроилось.

Окно в природу: хоры а капелла из репертуара ансамбля «Красная гвоздика» / Сост. В. Удовицкий. - М.: Музыка, 1997. - 39 с.

Орф К. Секстет: Из кантаты «Кармина Бурана» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 56–57. - Содержание: Si puer cum puellula.

Паулс Р. Вернисаж // Сиреневый туман. - СПб., 2002. - С. 350–351.; Наедине со всеми. - М., 1989. - С. 166–169. - Содержание: На вернисаже как-то раз

Паулс Р. Еще не вечер // Сиреневый туман. - СПб., 2002. - С. 362–363.; Наедине со всеми. - М., 1989. - С. 159–162.

Пахмутова А. Белоруссия // Хит-2003 / Песняры-группа; лирик Н. Добронравов. - М., 2004. - Ч. 2. - С. 113–120. - Содержание: Белый аист летит, над белесым Полесьем летит.

Поем и танцуем: [сб.] / . - М.: Музыка. - 1965 Вып. 7: Песни для голоса или вокального квартета: в сопровождении фортепиано / муз. Е. Крылатова и др. - 1968. - 27 с.

Праздничная песнь / Муз. Анонима (14–15 вв.) // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 11. - Содержание: Make we joy in this fest in quo Chistus natus est.

Прокофьев С. Всякой на свете женится // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 58–62.

Прокофьев С. Московская славная путь-дороженька // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 54–57.

Рубинштейн А. Пела, пела, пташечка // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 45–48.

Русская музыка: ансамбли без сопровождения и с сопровождением / сост. Л. М. Стоянова, Е. А. Савельева. - СПб.: Композитор, 1999. - 44 с. - (Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио; вып. 4).

Сивухин Л. Поклон: избранные хоровые произведения / Л. Сивухин. - Нижний Новгород, 2003. - 86 с.

Сото Ф. Лауда // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 1–5. - Содержание: Nel L"apa rir del sempiter no sole

Стравинский И. Дуэт Иокасты и Эдипа: Из оратории «Царь Эдип» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 45–50. - Содержание: Oracula mentintur.

Стравинский И. Дуэт пастуха и вестника: Из оратории «Царь Эдип» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 51–53. - Содержание: In monte reppertus est. - на англ. яз.

Танеев С. Как нежишь ты, серебряная ночь. Соч. 18 № 1 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 15–19.

Ты взойди, взойди, солнце красное: Русская народная песня / Обраб. М. Мусоргского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 6–7.

У ворот, ворот батюшкиных: Русская народная песня / Обраб. М. Мусоргского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 8.

Фрадкин М. Березы: Из к/ф «Первый день мира» // Песни нашего кино. 30-60 годы. - СПб., 2001. - С. 124-125.; Песни из кинофильмов. - М., 2001. - Вып. 2. - С. 6. - Содержание: Я трогаю русые косы.

Хиты Бродвея: 89 мюзиклов: в 12 вып.: для пения с фп. или гитарой. - СПб.: Нота. - 2004 Вып. 8 / лирик Р. Стилджо; лирик О. Хаммерстайн; лирик Р. Райт; лирик Дж. Форрест. - 39 с.

Хренников Т. Песня верных друзей: «Шел ли дальней стороною»: из к/ф «Верные друзья»: для вокал. анс. // Музыкальная жизнь. - 2007. - № 10.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. муз. уч. заведения: Для пения в сопровожд. фп. В 4-х тетр. / Сост. А. М. Скульский. - М.: Музыка. - 2002. - Тетр. 2. - 75 с.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. муз. учеб. заведения: Для пения в сопровождении фп.: в 4 тетр. / Сост. А. М. Скульский. - М.: Музыка. - 2002. - Тетр. 1. - 62 с.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. музыкальные учебные заведения: Для пения в сопровождении фп. В 4‑х тетр. / Сост. А. М. Скульский. - М.: Музыка. - 2002. - Тетр. 3. - 66 с.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. музыкальные учебные заведения: Для пения в сопровождении фп. В 4‑х тетр. / Сост. А. М. Скульский. - М.: Музыка. - 2002. - Тетр. 4: сборник. - 64 с.

Чайковский П. Дуэт Прилепы и Миловзора: из оперы «Пиковая дама» / П. Чайковский // Ильин В. Произведения русских и зарубежных композиторов в переложении для женского хора. - Краснодар, 2004. - С. 48–53. - Содержание: Мой миленький дружок.

Чайковский П. Ночь / П. Чайковский / Сл. П. Чайковского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 10–20. - Содержание: О, что за ночь!

Чайковский П. Рассвет: соч. 46 № 2 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 49–56. - Содержание: Занялася заря.

Чайковский П. Слезы: соч. 46 № 3 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 57–61. - Содержание: Слезы людские.

Чайковский П. Уж вечер: дуэт Лизы и Полины: из оперы «Пиковая дама» // Музыка в школе. - М., 2005. - Вып. 3. - С. 42–45.

Шебалин В. Гусар: Из музыке к драме «Маскарад» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 63–64. - Содержание: Гусар! Ты весел и беспечен.

Шебалин В. Романс: Из музыке к пьесе Н. Чернышевского «Мастерица варить кашу» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 65–67. - Содержание: Наш союз святой и вольный.

Шереметев Б. Я вас любил // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 14–17.

Шостакович Д. Песня о Встречном: из к/ф «Встречный» // Песни нашего кино. 30-60 годы. - СПб., 2001. - С. 3–5; Наедине со всеми. - М., 1989. - С. 24–27. - Содержание: Нас утро встречает прохладой.

Шостакович Д. Счастье: Из цикла «Из еврейской народной поэзии» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 61–66. - Содержание: Я мужа смело под руку взяла.

Шуман Р. Лотос // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 37–39. - Содержание: Смущен пугливый лотос; Die Lotos blume angstigt.

Шуман Р. Праздник весны чудесен // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 40–41. - Содержание: Schon ist das Fest des Lenzes.

3.3.3. Примерный репертуарный список

Народные песни

Трио и квартеты для женского состава

«Ох, я селезня любила», музыка и слова народные

Русские народные песни в обработке А. Лядова:

«Ты не стой, колодец»

«Колыбельная»

«А кто у нас моден?»

«Во лузях»

«Ты река ли, моя реченька»

«Ах, ты степь широкая», обработка О. Галахова

«Барыня», обработка А. Новикова

«Звонили звоны в Новгороде», обработка А. Заборонка

«Вечерний звон», обработка В. Соколова

«А я по лугу», обработка А. Кулыгина

Две русские народные песни в обработке М. Котогарова:

«Ты, река, моя реченька»

«Я с комариком плясала»

Русская народная песня «Дороженька», обработка А. Свешникова

Финская народная песня «Зеленые глаза»

«Лен-леночек», обработка Н. Шереметьевой

«Посмотрите-ка, добрые люди», обработка Н. Римского-Корсакова

«Колыбельная», обработка Р. Щедрина

«Чоботы», обработка С. Рахманинова

Польская народная песня «Плыли утки», обработка А. Тармаковского

Латышская народная песня «В Риге звон»

Украинская народная песня «Веснянка», обработка Н. Лысенко

Неаполитанская народная песня «На лодке», обработка А. Свешникова

Английская народная песня «С тобой вдвоем», обработка неизвестного автора XIX в.

Хорватская народная песня «Тамбурица», обработка С. Полонского

Лакская народная песня «Милый мой», обработка Ш. Чалаева

«Медовые колокольчики»

«Словно ожерелье с изумрудом»

«Веснянка»

«Первый снег»

«Зимние узоры»

«Красавица на качелях»

«В небе тают облака»

«Тиха украинская ночь»

«Из вудберийской тетради»:

«Ах, зима настала»

«Киска-мурыска»

«Зеленый камзол»

«Урок танцев»

«Мой маленький орешник»

Квартеты для смешанного состава

«Видит лань в воде»

«Призрачная луна»

«Благослови Господь, Россию»

«Колядка»

«Сольфеджио»

«Шесть песен»:

«Лебедь»

«Если все проходит»

«Фруктовый сад»

«Тихая река»

3.3.4. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Специализированный класс;

Письменные столы, стулья;

Рояль, фортепиано;

Дирижерский пульт;

Метроном;

Магнитофон;

CD и MP3 центр.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

МБОУ СОШ № 177

г.о. Самара

Руководитель МО _____________

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 177

г.о. Самара
__________А.К. Хамзина

Приказ № 406-од

Программа

Составитель:

Абелян Вардуи Гришаевна

____________________________________________________________

2015-2016 учебный год

Программа

вокально-эстрадного коллектива «Веселые нотки» 2015-2016 уч. год

Программа вокального кружка

Пояснительная записка

Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.

Срок реализации адаптированной программы – 2года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 8-13 лет.

Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

Основные задачи в работе вокального кружка

хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.

Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.

Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата

ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:

1. Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

3. Артикуляционные задачи .

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта расрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5 Расширение певческого диапазона детей

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения .

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

8. Работа над чистотой интонирования .

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9. Формирование чувства ансамбля .

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры .

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

Особенности возрастной группы детей которым адресована программа.

Возраст детей 13-17 лет. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

Режим занятий.

Общее количество часов в год –136 часа.

Количество часов в неделю – 4 часа.

Периодичность в неделю – 2 раза.

Продолжительность занятия – 2 часа.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, школьным коллективом, мероприятиях городского и областного масштаба.


Учебно-тематический план на первый год обучения.


Наименование разделов и тем

Общее количество часов


теоритических


практических


1.


2.


3.


4.


5.


Итого


144


24


120


Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения.

Первое полугодие.



Тема занятия


Часы


Дата проведения


4


6


14


12


8


20

Второе полугодие первого года обучения.



Тема занятия


Часы


Дата проведения


1


10


2


16


3


12


4


22


5


20

Всего 144 часа

Учебно-тематический план на второй год обучения.


Наименование разделов и тем

Общее количество часов


теоритических


практических


1.


Певческая установка. Певческое дыхание.


2.


Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.


3.


Работа над дикцией и артикуляцией


4.


Формирование чувства ансамбля.


5.


Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.


Итого:


136


24


96

Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на второй год обучения

Первое полугодие.



Тема занятия


Часы


Дата проведения


1


Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.


4


2


Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.


6


3


Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).


14


4


Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).


12


5


Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.


8


6


Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.


20

Второе полугодие второго года обучения.


1

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).


10


2


Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.


16


3


Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных


12


4


Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.


22


Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

Всего 136 часов

Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:


  1. Работа над певческой установкой и дыханием.


(20 часов) Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.


(30 часов) Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией.(24 часа) Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
  1. Формирование чувства ансамбля.(30 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.
  2. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (40 часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.


Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

Музыкальные инструменты фортепиано, аудио аппаратура компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные

Используемая литература:

1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»

Подготовка и проведение творческого отчетного концерта


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

Овчинникова Л.К.

Москва, 2015

Методика преподавания вокального ансамбля. Методические рекомендации. Автор – профессор кафедры академического пения Овчинникова Л.К.

Введение…………………………………………………………………..3

Особенности работы в ансамбле………………………………………...4

Методические трудности работы с ансамблем…………………………6

Практическая часть курса методики вокального ансамбля……………8

Примеры вокальных ансамблей…………………………………………9

Примеры разбора вокальных ансамблей…………………………… 12

Введение

Вокальный ансамбль – это один из важнейших специальных курсов в средних и высших специальных музыкальных заведениях. Он вносит существенный вклад в формирование современного певца. Огромный ансамблевый репертуар - камерный, оперный, кантатно-ораториальный, песенный – представляет большую художественную и педагогическую ценность, педагогический потенциал развития вокалиста.

Знание ансамблевой литературы повышает эрудицию, формирует вкус будущего артиста-профессионала. а также расширяет музыкальный кругозор и музыкально-художественные представления. Кроме того, это впоследствии значительно обогащает его исполнительный репертуар и, как финал, педагогический репертуар и практические возможности.


Особенности работы в ансамбле

Работа над ансамблем способствует формированию у студентов необходимых навыков ансамблевого исполнения. Что мы видим под названием «ансамблевое исполнение».

2) Чувство ритма

3) Внимание

4) Интонирование

5) Фразировка

6) Вокализация

7) Динамика

8) Слово (т.е. текст)

9) Дыхание

Да, это все есть и в сольном исполнении, но здесь мы воспитываем чувство «самоконтроля и взаимоконтроля». Самоконтроль – это отношение к своей партии как к самостоятельной художественно-завершенной миссии и образу. Взаимоконтроль подразумевает, что партия и ее исполнение является частью коллективно создаваемого музыкального образа, а значит, он должен быть целостен и не распадаться на мелкие части. Для этого вырабатывается точность реакции, достигается максимальная свобода владения материалом, и определенно корректные отношения между исполнителями. Так например, если тема переходит в другой голос, то исполнителям других голосов необходимо создать удобную звуковую палитру (динамику), при которой новый голос (подголосок) будет ярче очерчен (а не перекрывать его). Тогда целостность образа будет соблюдена.



Часто успех эффективного взаимодействия исполнителей, и как следствие, создание целостного художественного произведения кроется в атмосфере занятий. Взаимные доброжелательность, но и требования к партнеру обязательны! Доброжелательная, творческая атмосфера должна рождать общность художественных задач. В идеале, это должно быть единство технических приемов! Высокая организованность, доброжелательность, профессиональная требовательность – это залог отличных результатов и достижений в самостоятельной артистической, а в дальнейшем и педагогической деятельности вокалистов.


Методические трудности работы с ансамблем

Как будущие преподаватели вы должны быть готовы к неизбежным трудностям: непредсказуемый и каждый раз новый состав голосов; различный уровень подготовки студентов; ограниченность вокальных данных певцов; зачастую, различие вокальных школ, «болезненная» перестройка, особенно в начальной стадии; притирки по голосам, темпераментам, дисциплине. Задачи преподавателя – решить, кого с кем объединять, выработать репертуарную политику. Надо быть хорошим психологом, уметь преодолевать перечисленные трудности, хорошо знать репертуар, уметь точно подбирать и чередовать различные формы работы. Постепенно усложняя технические и художественные задачи, мы получим хороший прогресс результатов. Лучше давать последовательно усложнение материала. Разделим виды ансамблей по этапам сложности:

3) дуэт в форме канона;

4) ансамбль a capella;

5) ансамбль с самостоятельными, независимо разработанными линиями голосов;

6) полифонический ансамбль;

7) ансамбль, содержащий следующие трудности:

Интонационные,

Гармонические,

Метроритмические;

8) виртуозный ансамбль с большим количеством участников (секстеты, оттеты, нонеты);

9) оперный ансамбль как высшая сложность.

Исполнение камерного, концертного и оперного репертуара дает возможность расширения музыкального языка. Однако в процессе занятий нужно повышать навыки чтения с листа и пассивное ознакомление с репертуаром (записи, концерты) с обязательным обсуждением с педагогом.


Практическая часть курса методики вокального ансамбля

Практическая часть курса представляет собой разбор урока по вокальному ансамблю. Она направлена на освоение будущими артистами и педагогами основ методики работы с вокальным ансамблем. Практическая работа состоит из следующих этапов:

2) Студент А выбирает музыкальный материал - произведение для вокального ансамбля (будет интереснее, если студент А выберет незнакомый студенту Б материал).

3) Студент А знакомится с композитором произведения, изучает его эпоху, школу (у кого он учился), известные произведения, преобладающие жанры, особенности изобразительных приемов.

5) Ознакомившись с произведением, студент А в письменном виде рассказывает о произведении, его задумке, характере, подводя студента Б к пониманию того, как исполнять это произведение. При необходимости производится гармонический разбор произведения.

6) Далее письменно и в нотном тексте студент А делает соответствующие пометки и инструкции. Например, как должны взаимодействовать голоса (какой выходит на первый план, какой прибирается; повторяют они друг друга эхом или «наступают» друг на друга), какова динамика при одновременном голосоведении, каковы «характеры» голосов и т.д.

7) Студент А репетирует о студентом Б, отрабатывая задуманное на практике.

8) На показательном занятии студент А представляет свой разбор произведения и исполняет произведение со студентом Б.