Описание учительницы из уроки французского. Характеристика и образ лидии михайловны в рассказе распутина уроки французского сочинение. Другие сочинения по этому произведению

Валентин Григорьевич Распутин один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Ещё его называют «певцом деревни », колыбели и души Руси.


Будущий прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка.

Здесь, в живописном Приангарье , расположилось родовое гнездо отца. Красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой часть каждого произведения Распутина.

Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.

После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал.

На пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.

Учиться Валентину Распутину пришлось в посёлке Усть-Уда, за полсотни километров от деревни, где он жил. В Аталанке имелась только начальная школа. В будущем писатель отобразил свою жизнь этого сложного периода в замечательном и удивительно правдивом рассказе «Уроки французского» .

Лидия Михайловна – учительница французского языка и классный руководитель главного героя повести. «Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно ».

Она родилась на Кубани, но позже оказалась в городе, где и стала учительницей: «Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда ».

Имя Лидия имеет следующее значение: «Лида очень общительна, причем стремится общаться со всеми на равных, не очень-то обращая внимание на чины и регалии », «Она редко стремится показать свое превосходство и потому обычно среди окружающих слывет человеком простым и незакомплексованным ».

Портрет.


Лидия Михайловна – молодая девушка 25 лет. У нее правильное лицо, немного косые глаза, черные коротко стриженые волосы. Учительница редко улыбается. Главный герой отзывается о своей учительнице так: «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какоё-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное ».

Она активная и увлеченная: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому ».

Она прекрасно понимает, что не знает многого и свободно говорит об этом. Эта девушка очень весёлая, «ребенок в душе », и в детстве, по ее словам, была такой же отчаянной и активной.

Интерьер.

Описание квартиры учительницы: «В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо ».

Лидия Михайловна живет в городе, в «учительских домах ». Она содержит свою квартиру в чистоте и порядке.

Поступки.

Учительница внимательная и заботливая , она присматривает за своими учениками и, по возможности старается помочь им в трудных ситуациях: "...Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания..."

Лидия Михайловна с пониманием относится к ситуации главного героя и всячески старается ему помочь с учебой. Она пытается подкармливать его, несмотря на протесты с его стороны. Но она старается сделать это незаметно, чтобы не задеть гордость мальчика, хотя он, впоследствии, все же понимает, что это делает его учительница.

«- Это вы сделали, - сказал я дрожащим, срывающимся голосом.

Что я сделала? О чем ты?

Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы…

Почему ты решил, что это я?

Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.

Как! Совсем не бывает?! - Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.

Совсем не бывает. Знать надо было.

Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее.

Действительно, надо было знать. Как же это я так?! - Она на минутку задумалась. - Но тут и догадаться трудно было - честное слово! Я же городской человек».

Мальчик пытается заработать себе на пропитание азартной игрой, за выигрыши его избивают старшие дети. Это сразу замечает учительница, но не сообщает об этом директору школы, защищая мальчика.

Она решила найти другой способ помочь ему: научила его играть в «пристенок ». Сначала играли «на интерес », потом, увидев его уверенность, Лидия Михайловна предложила мальчику играть на деньги.


Первое время она поддавалась ему, но мальчик заметил это, и ей пришлось перестать. Вскоре он научился хорошо играть, стал выигрывать, зарабатывая себе на пропитание. «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш ».

Когда директор застал их за игрой, Лидия Михайловна сразу призналась, что это была ее идея, и взяла всю ответственность на себя, осознавая что это грозит для нее увольнением. «- Вы играете на деньги с этим?.. - Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. - Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

Правильно».

Но, даже тогда, когда она уехала из города обратно на Кубань, она продолжила заботиться о мальчике и прислала ему коробку с макаронами и яблоками: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Заключение

В представленных выше произведениях учителя не просто преподают свой предмет, они помогают своим ученикам в разных жизненных ситуациях и подают им пример правильной жизненной позиции своими поступками и моральными устоями.

Литература

  1. Быков В.В. Обелиск; Сотников: повести: пер. с бел./ Василь Быков.- М.: Детская литература, 2010
  2. Распутин В.Г. Нежданно-негаданно: Повесть и рассказы.- М.: Детская литература, 2003
  3. Интернет

Ответ оставил Гость

Лидия Михайловна - учительница французского языка у главного героя. Она же классный руководитель: "...Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно..." Лидия Михайловна - хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет. Она также следит за жизнью своих учеников: "...Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания..." Возраст Лидии Михайловны - около 25 лет: "...Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того..." Внешность Лидии Михайловны в цитатах: "...Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят..." "...Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее..." "...я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости <...> а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке - мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность..." "...Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате..." Лидия Михайловна - внимательный человек. Она замечает все, что происходит с ее учениками: "...я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой..." "...Но, как ни прятал я ее, как ни npикусывал, а Лидия Михайловна разглядела..." Лидия Михайловна живет в райцентре рядом со школой, в учительских домах. Ее соседом является директор школы: "...Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор..." "...да за стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек..." Квартира Лидии Михайловны выглядит так: "...В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку..." Лидия Михайловна - упорная девушка. В школе у нее были проблемы с французским языком. Она поступила на французский факультет и доказала себе, что может освоить французский язык: "...пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других..." Лидия Михайловна - городской человек. Она привыкла жить в городе: "...Я же городской человек..." Лидия Михайловна родилась на Кубани. В Сибирь она приехала, чтобы работать учителем: "...А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда..." "...Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь..." Лидия Михайловна считает, что учитель не должен быть скучным и слишком серьезным: "...Иной paз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому..." Лидия Михайловна в душе - ребенок. В детстве она была отчаянной, озорной девочкой. Во взрослом возрасте ей по-прежнему хочется прыгать и скакать: "...А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала..."

Главным героем рассказа считается мальчик, без имени и фамилии. Если рассуждать об основной теме текста - это доброта, проявленная по отношению к нему учителем. Лидия Михайловна «Уроки французского» - олицетворение высокой нравственности, идеал учительства, настоящий педагог и человек с большой буквы.

Учитель французского языка

Начиная с предмета преподавания, автор привлекает внимание к школе послевоенных лет. Почему выбирает писатель французский язык для главной героини? Более правильным кажется литература, строящаяся на воспитании души. Но здесь другой подход. Автор показывает, что девушка точно знала, кем будет. Французский язык ей был труден в школе. Она доказала себе и окружающим, что сможет его освоить, и будет помогать таким же как она добиваться успехов в его овладении. Упорство молодого педагога подкупает.

Сомневаться, что она правильно выбрала свой путь, невозможно. Лидия Михайловна едет преподавать не к себе на Кубань, где солнце и яблоки, а в Сибирь, где холод и голод. Она сама еще не до конца осознает значимость поступка: «…а приехала почему-то сюда…».

Учительница воспитала в себе такой уровень нравственных качеств, что читатель убеждается в ее удивительном характере. Характеристика учительницы скрыта за поступками.

Директор школы

Другой педагог, находящийся рядом с ней, – это директор. Все детали в описании Василия Андреевича противопоставляются главной героине. Оба педагога живут в учительском доме, но у директора «большая половина». Василий Андреевич серьезный человек, а девушка не считает, что это основное качество учителя.

Иногда, по ее мнению, нужно забывать о профессии. Постоянное обучение может сделать человека «бякой и букой», живым людям будет скучно с ним общаться. Лидия понимает, что «может научить совсем немногому». Остальное человек познает самостоятельно. Директор не принимает поступка молодой девушки. Он не вникает в причины, остается равнодушным к судьбам детей и педагогов. Автор показывает, как «задыхается директор» от возмущения. Для него доброта остается за гранью понимания, стена стоит между ним и проблемами детей.

Характер педагога

Описание Лидии Михайловны ярко выделяет два качества - внимательность и доброта. Учительница еще очень молода. Автор говорит, что ей около 25 лет. Нет опыта работы и общения с детьми в сравнении с директором. Рассказчик предполагает, что Лидия «успела побывать замужем». В этой фразе есть некая доля юмора. В женщине чувствовалась смелость и уверенность. Уже в методике преподавания чувствуется внимательный человек. Лидия Михайловна входила в класс, здоровалась с детьми и осматривала каждого ученика. Она делала замечания, они были произнесены в шутливой форме, но были обязательны. Ученики тоже относились к педагогу внимательно. Дети точно знали, куда смотрят косые глаза. Мальчик чувствовал взгляд внимательных глаз. Все его «…беды и несуразности…взбухают и наливаются …дурной силой…».

Портрет испуганного ребенка встает перед глазами. От педагога ничего нельзя было спрятать.

Другое качество характера - упорство. Уже закончив обучение, Лидия Михайловна продолжает заниматься французским: слушает записи на пластинках. Женщина упорно помогает мальчику. Она отправляет посылку с макаронами, затем, уже с Кубани, с яблоками. В учителе нет обиды. Она не связывает увольнение с ребенком, ради которого пошла на уловки.

Рассказ поднимает различные проблемы. Не все они связаны со школой. Большинство тем связано с нравственностью, добротой и порядочностью человека. Написать сочинение «Лидия Михайловна» будет проще, воспользовавшись предложенным материалом.

Тест по произведению

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин поднимает тему благородства и великодушия. Одним из основных персонажей произведения является учительница. Характеристика Лидии Михайловны в «Уроках французского» со всех сторон положительная. Автор описывает её как талантливого наставника и хорошего человека. Она не только замечает, что ученик голодает, но и находит способ помочь мальчику, при этом не задевая его гордость.

Работа в школе

Лидия Михайловна работает в школе, которая находится в районном центре Сибири. Она выступает не только в роли учительницы французского языка, но и по совместительству занимает должность классного руководителя пятиклассников.

Заходя в класс, молодая женщина всегда здоровается со своими учениками и внимательно осматривает их. Она имеет привычку отпускать шутливые, но в то же время обязательные к исполнению замечания. Для характеристики Лидии Михайловны из рассказа «Уроки французского» можно использовать следующие слова:

  • отзывчивая;
  • добрая;
  • великодушная;
  • целеустремлённая;
  • настойчивая;
  • ответственная.

Внешний вид

Судя по описанию автора, учительница Лидия Михайловна - молодая девушка . На вид ей не более 25 лет, она обладает привлекательной внешностью и имеет опрятный вид. Её чёрные волосы коротко подстрижены, а глаза слегка раскосые. Женщина красиво одевается и пользуется приятными духами.

Правильные черты лица учительницы и прищуренный, чтобы скрыть косинку, взгляд, не оставляют равнодушными окружающих её людей. Классная руководительница редко полностью раскрывается в улыбке, но это не делает её выражение лица жёстким. Походка у девушки мягкая, в ней читается смелость и уверенность в себе.

Особенности характера

Главным героем рассказа является ученик пятого класса - тощий мальчик, приехавший из деревни . Для него Лидия Михайловна становится необыкновенным человеком. Её чуткость и внимательность к подопечным завораживают его. Даже французский язык, который она преподаёт, кажется мальчику каким-то сказочным.

Молодой педагог не только обучает детей, но и интересуется их судьбой. Она обладает добрым и великодушным сердцем. Учительница считает своей обязанностью вникать в жизнь учеников и помогать им по мере возможности.

Однажды во время занятий педагог увидела на лице главного героя следы побоев. Будучи отзывчивым человеком, она не смогла остаться в стороне и поинтересовалась, что произошло. Из рассказа мальчика учительница узнала, что он играет на деньги, чтобы купить молоко. Она не отчитывает его за это и не выдаёт директору, а решает помочь голодному ученику .

Женщина собирает посылку с продуктами и присылает её главному герою. Он польщен, но в силу своей гордости отказывается от помощи. Тогда отзывчивый педагог принимает решение пойти на хитрость и приглашает мальчика к себе домой на дополнительные занятия.

Её целеустремлённость и по-девичьи лёгкий характер помогают мальчику из деревни освоить французский язык. Во время одного из занятий она предлагает ему сыграть с ней в игру на деньги. Ученик соглашается, благодаря этому у него появляется возможность покупать себе продукты.

К сожалению, благородные намерения учительницы не заканчиваются ничем хорошим . Директор застаёт ее за игрой с учеником и увольняет. Лидия Михайловна, являясь ответственным человеком, берёт всю вину на себя, выгораживает мальчика и тем самым даёт ему возможность продолжить обучение в школе.

Учительница уезжает к себе на родину, но не забывает про главного героя. С Кубани она присылает ему посылку с красными яблоками, которые мальчику доводилось видеть только на картинках.

«Рассказ Распутин Уроки французского» - В. Распутин «Уроки доброты». Где границы добра? Творческие группы. Родился в 1937 году. Нравственная стойкость. Характеристика Лидии Михайловны: Как хорошо, что доброта Живёт на свете вместе с нами. Жажда знаний. Основополагающий вопрос. 1 группа: «Дети». Отрывок из статьи «Из истории создания рассказа «Уроки французского».

«Распутин» - Печататься начал в 1951 году. Почётный гражданин Иркутска (1986). В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу». Творчество. Награды. В 1989-90 - Народный депутат Верховного Совета СССР. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии». В кругу единомышленников. В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».

«Распутин Уроки французского» - Вывод: Учительница французского языка – Лидия Михайловна. Как понимаете слово «добро»? Синквейн к рассказу В.Распутина «Уроки французского». Валентин Распутин. Рассказ В.Распутина «Уроки французского» - урок доброты. Уроки доброты по произведению В.Распутина «Уроки Французского». Руководитель Дедюкина С.В.

«Распутин уроки» - Ч е л о в е к. Нравственный идеал в повестях В. Распутина Урок литературы в 11 классе. Дом и семья Работа Люди Земля. Кластер. Нравственность. В. Астафьев. Синквейн. Автор презентации: Егорова Л. Н., «СОШ № 10» г.Канаш ЧР. Эйдос-конспект. Проблемы, которые затрагивает Валентин Распутин. Цели урока: Задачи урока:

«Распутин Валентин Григорьевич» - С советской властью у меня в первую очередь были расхождения по национальному вопросу. Что показывать и как показывать - вот в чем вопрос. - В былые годы вы воспринимались как оппонент советской власти. - Вы всегда были защитником народа от неправедной власти. Пошли уже просто какие-то базарные отношения.