Методическая копилка. Темы исследовательских работ и проектов по мхк Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств

«Преподавание МХК в школе» - Интеграция работы кружков в рамках общешкольного проекта по МХК -. Содержание тематических блоков. Исследовательская работа- творческий проект. Тема1: Первобытное и традиционное искусство. Тематическое планирование по историческим блокам. Мировая художественная культура как школьный предмет. Тема 9: Русское искусство и народные традиции.

«Электронные учебники по МХК» - Великий Эрмитаж. Электронный ресурс. Что такое искусство. Борис Кустодиев. Учимся понимать архитектуру. Русский музей. Русский музей. Сальвадор Дали. Иван Айвазовский. Русские императорские дворцы. Музыкальный класс. Современное российское искусство. Учимся понимать музыку. Шедевры архитектуры. Учимся понимать живопись.

«Проекты по МХК» - Проект. Творческий проект. Мультимедийная презентация. Искусство. Культурная адаптация школьников. Проектная компетентность. Основные требования к проекту. Планирование. Проект в рамках курса МХК. Творческий проект на уроках мировой художественной культуры.

«Программа по художественной культуре» - Музыка. Искусство – вид духовного освоения действительности. Раздел 1. Основные жанры музыкального и изобразительного искусства. Раздел 3. "Музыкальная живопись" сказок, притч и былин. Задачи. Условия реализации Программы. Живопись. Результаты исследования. МХК - как комплексное освоение видов искусства.

«Уроки искусства» - Сдала зачеты по основным дисциплинам и программам: Награждение. Итоги внеклассной работы. Методическая проблема: 6б класс. Повышение профессионального мастерства: Методы работы: Научно- исследовательская работа. Профессиональная педагогическая деятельность. Львенок на острове. Фотография. Подводный мир.

«Урок-игра по МХК» - Создание Русского национального гимна. Николай I почтил память умершего Пушкина. Картина Ильи Ефимовича Репина. Император Николай I. Беседы. Классицизм. Картины. Социальный статус артистов. Сын боевого генерала всю жизнь лепивший лошадей. Французский архитектурный стиль. Музей. Он строился сорок лет и являлся самым большим зданием.

Всего в теме 14 презентаций

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 34

ПРОЕКТ

Тема проекта: «Лубок – живое народное искусство»

Красникова Виктория

Ученица 7 А класса

Руководитель проекта:

Учитель изобразительного искусства

Вакуленко Дина Сергеевна

Томск – 2015 год.

    Введение

    Сюжеты лубочных картин

    Типы лубков

    Современность и лубок.

    Как мы работали над книгой

    Заключение

    Список литературы

    Приложение: фотоальбом лубочных картинок, пословицы о чтении книг

Цель проекта :

1.Выяснить что такое лубок?

2.Создать и проиллюстрировать книжку о в лубочных картинках.

Задачи:

1. Исследовать как и откуда в Россию пришла традиция иллюстраций в печатных изданиях

2.Исследовать роль лубка в русской культуре.

3.Подобрать материал для создания книжки.

Гипотеза :

Русский лубок – это одна из граней проявления живого народного искусства. Здесь воедино сплетены яркая картинка и живое народное слово, внутреннее представление народного художника о мире и понятный человеку любой социальной группы речевой образ.

Введение

Как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, реками! Как богата наша Россия – драгоценными камнями, золотом и серебром. Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия – это наш народ. Славится русская земля своими мастерами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо-мастера, прославляющего красоту нашей земли!

Одним из древнейших народных ремёсел на Руси является лубок.

История возникновения и развития лубочной картинки

С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки, эти картинки называли «потешными листами», именно юмористические народные картинки, продавались на ярмарках и считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Во второй половине XIX в. их стали называть лубками.

Кто и почему назвал их «лубочными картинками, лубками» – неизвестно. Может, потому, что картинки вырезали на липовых досках (а липу тогда называли лубом), может, потому, что продавали их в лубяных коробах коробейники, или, если верить московскому преданию, все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.

В XVII столетии Московское царство налаживает всё более и более объёмные торговые связи с Европой. Среди прочих товаров, на Русь попадают европейские печатные книги, чьё оформление отличалось высоким качеством и технической новизной, в Европе уже давно использовалась гравюра на меди, позволяющая изготавливать иллюстрации, карты, богато украшать титульные листы. В России же использовали ксилографию, либо рисованные изображения, для иллюстрирования книг. Состоятельные россияне покупают западные книги с иллюстрациями, гравированные портреты, карты неведомых земель.

В 1692 году в Москве издаётся "Букварь словенороссийского племени". Все страницы в нём нарисованы и выгравированы на меди, каждая посвящена отдельной букве кириллицы, украшена её стилизированным изображением, многочисленными рисунками предметов на эту букву и стихотворным её описанием. "Букварь" первоначально предназначался для царевича Алексея Петровича.

В петровскую эпоху Россию ждали многочисленные реформы, на стыке веков страна преображалась. Вместе со страной преображались и её книги. Лубочная картинка переживала расцвет в петровское время, и самые известные картинки, которые затем переиздавались на протяжении нескольких столетий, были связаны с эпохой Петра.

Петр I приглашает в Россию мастеров гравёров из Голландии.

В середине XVIII века светская литература начинает появляться уже в виде лубочных книжек.

В XIX появляется множество мелких типографий. Один из владельцев типографии был Иван Дмитриевич Сытин, русский предприниматель в области издательского дела и книготорговли, начавший свою карьеру помощником торговца в лубочной лавке, в 1876 в кредит открыл небольшую литографию для издания лубочных картин, в 1883 - книжную лавку и тогда же учредил книгоиздательское товарищество “И.Д. Сытин и К°”. К концу жизни стал крупнейшим негосударственным издателем, направленным, в первую очередь на народное просвещение. Типография Сытина выпускала огромными тиражами дешёвые книги для народа, учебники, календари, энциклопедии, научная литература, газеты, журналы, собрания сочинений русских классиков. Сытин делал попытки «облагородить» лубок, приглашая профессиональных художников, выпуская своеобразные «лубки–плакаты» с портретами писателей и иллюстрациями к их произведениям. Просветительская деятельность Сытина, связанная с пропагандой отечественной литературы, стала ярким явлением в развитии лубка, который существовал в русском обществе вплоть до 1920–х гг В это время в дешёвых вариантах выходят многочисленные переделки Гоголя, Лермонтова, отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Салтыкова-Щедрина.

Во время Великой Отечественной воины лубок как вид народной графики был вновь использован Кукрыниксами. Злые карикатуры на фашистских главарей (Гитлера, Геббельса) сопровождались текстами острых фронтовых частушек, высмеивавшими «косого Гитлера» и его приспешников.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет. Постепенно помимо религиозных сюжетов, появляются иллюстрации к русским сказкам, былинам, переводным рыцарским романам, историческим сказаниям (об основании Москвы, о Куликовской битве).

Лубки были про все на свете: про разные страны и великие сражения, про крестьянское житье и знаменитых людей, про большие города и причуды природы, про диковинных зверей и важные события. Необыкновенно нарядными картинками люди украшали свое жилье.

Типы лубков

    Духовно-религиозные -. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.

    Философские.

    Юридические - изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Ёрш Ершович Щетинников».

    Исторические -Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.

    Сказочные - сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.

    Праздники - изображения святых.

    Конница - лубки с изображением всадников.

    Балагурник - потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Технология производства лубка

А делалось это так: сначала на доску наносили рисунок. потом специальными резцами вырезали его, на контуры рисунков наносили черную краску. Поверх доски накладывали лист бумаги, прокатывали между валов печатного стана, и рисунок отпечатывался на бумаге.

Рисовали и вырезали лубочные доски мастера из народа. Обучались этому чаще у своих же родителей, родственников и соседей. а вот раскрашивали лубки матери, жены и дочери. Красок употребляли четыре - пять,не больше, но зато самые полыхающие: малиновую, зеленую, красную, желтую. И клали эти краски обязательно контрастно: малиновую с зеленой, желтую с черной, отчего они казались еще ярче, а картинка нарядней. художницы работали только широкими кистями и не соблюдали никаких контуров.

Современные мастера лубочных картинок

Прошли века, и художники, сочетая в своем творчестве традиции древнерусской живописи и народного промысла, создают произведения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.

Современный художник живописец - Марина Русланова создаёт очень яркие позитивные работы в виде лубочных картинок. Её р аботы находятся в галерее "Славянский Дом", в Московском Музее Народной графики, в музее "Царицыно", в интерьере кафе Московского филиала Всемирного банка, а также в частных коллекциях в

России и за рубежом.

2015 год назван годом литературы. В рамках Года литературы,26 января 2015 года, в Санкт-Петербурге состоялась выставка «Русская литература в зеркале лубка»

На экспозиции представлены уникальные образцы лубочной картинки середины XIX - начала XX веков по произведениям русских писателей. Выставка рассказывает об истории лубка, популярных сюжетах, авторах, техниках исполнения.

Среди экспонатов - самое популярное произведение в русском лубке за всю историю его существования - стихотворение «Романс», написанное пятнадцатилетним Александром Пушкиным.

Посетители смогут увидеть лубки, созданные анонимными авторами, многочисленными московскими мастерскими. Среди сюжетов лубочных картинок, представленных на выставке, наиболее востребованные среди простого народа произведения литературы - стихотворение Пушкина «Смерть князя Олега», поэма Лермонтова «Песня про купца Калашникова», басни Крылова, песни на стихи Батюшкова, Некрасова, Кольцова...

Один из разделов выставки посвящён работам издательства Ивана Сытина, в чьих руках сосредоточилось к концу XIX века лубочное производство…

Как мы работали над книгой

Книга обогащает наши знания о жизни, развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создает писатель.

Я тоже решила попробовать себя в роли иллюстратора и создать иллюстрированную книгу с пословицами и поговорками о книгах и чтении в лубочных картинках.

Этапы работы над книжкой:

    Нашла и исследовала материал о лубке.

    Подобрала пословицы и поговорки о книге.

    Проиллюстрировала странички.

    Оформила книжку так, чтобы можно было добавлять страницы.

    Книга готова.

Заключение

Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств.

В целом можно сделать вывод о том, что рисованные лубочные картинки уникальное историческое и художественное явление, объединившее в себе искусство городской и крестьянской культуры, светского и религиозного начала. Именно этим можно объяснить способность рисованного лубка к творческой переработке художественных приемов книжной миниатюры, иконописи, народного декоративно-прикладного искусства.

Приложение

Проектная работа по МХК

«Семь чудес света»

Выполнили:

Акопян Лусине Николаевна,

Плисс Алина Николаевна,

Сотскова Юлия Владимировна

МАОУ СОШ № 28

10а класс

Руководитель:

Мыцова Людмила

Алексеевна

г. Балаково

Содержание

Введение: цель и задачи исследования____________________________3

Глава 1:

Национальные мифы числа «7». Происхождение списка «Семи чудес света» ____________________________________________________________ 5

Глава 2:

Первые Семь Чудес Света ______________________________________7

1.Великие пирамиды Гизы______________________________________8

2.Висячие сады Семирамиды___________________________________ 10

3.Статуя Зевса в Олимпии______________________________________11

4.Храм Артемиды в Эфесе_____________________________________ 12

5.Мавзолей в Галикарнасе_____________________________________ 13

6.Колосс Родосский___________________________________________14

7.Александрийский маяк_______________________________________15

Глава 3:

Новые Семь Чудес Света_______________________________________16

Глава 4:

Претенденты на звание новых семи чудес света_____________________18

Заключение: итоги исследования_________________________________20

Использованная литература и Интернет – источники ___________________22

Введение

В нашем мире много всего удивительного и неповторимого. Иногда, изумляясь какому – нибудь явлению природы или произведению искусства, мы называем это чудом. Это значит, что мы встретились с тем, с чем раньше никогда не встречались и, может быть, больше никогда не встретимся. Чудом мы называем только самое выдающееся, самое уникальное творение природы или человека.

Много веков назад в Греции был создан список самых великолепных, поразительных и грандиозных построек и памятников искусства. За неповторимость и уникальность этих творений человека их назвали Чудесами Света.

Семь Чудес Света – это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Многие сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы намекая на возможность примкнуть к великолепной семёрке.

Все в мире меняется, и самые выдающиеся сооружения, тысячелетиями вызывающие восхищение людей, к сожалению, не вечны, хотя их век в любом случае больше человеческого. Прежний список семи чудес света, который ещё в IV веке начал составлять греческий писатель Филон Византийский, по мнению многих, безнадёжно устарел. К тому же все 7 Чудес Света до наших дней не сохранились, и «в живых» чудом осталась лишь пирамида фараона Хеопса в Гизе. И поэтому недавно более ста миллионов людей по всему миру проголосовали за новые чудеса света. Никогда ранее в истории не принимало участие так много людей в глобальном решении, и были объявлены семь победителей проекта.

нашим современникам небезразлично культурное наследие прошлого. И поэтому актуальность нашей работы заключается в необходимости познания исторического и культурного наследия, знакомства с мировыми памятниками искусства для того, чтобы человек мог лучше понять своих предков и углубить знания, которые пригодятся ему в современном мире.

Таким образом, цель данного исследования заключалась в следующем: получить целостное представление о Чудесах Света как великих творениях культуры. Перед нами, работающими над данным проектом, стояли задачи: узнать историю возникновения списка семи Чудес Света, обобщить материал о старых и новых Чудесах Света, познакомиться с претендентами, которые не вошли в этот список.

Для решения тех задач, которые мы перед собой ставили, были использованы следующие методы работы: поиск информации, сравнение, анализ, обобщение.

Глава 1. Национальные мифы числа «7».

Происхождение списка «Семи Чудес Света».

Семь Чудес Света - это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершенности, полноты и совершенства. Индийская древняя философия учила, что Вселенная состоит из семи элементов. Древние египтяне считали, что Солнце и все небесные светила поднимаются по семи лестницах и проходят семь ворот. Знаменитый философ Древней Греции Аристотель утверждал, что небесная твердь состоит из семи кристальных сфер. Самая высшая, седьмая сфера, получила название "Седьмое небо". Кстати, именно отсюда идет современное шуточное выражение быть на седьмом небе (от счастья), т.е. "находиться на верху блаженства". Возможно, особое значение для греков имело то, что семь чудес небесной сферы можно наблюдать с Земли невооруженным глазом: Солнце, Луна, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер и Сатурн. Эти небесные тела дали свои имена наиболее важным богам античности. В неделе также было 7 дней. Очевидно, такая выдающаяся в истории человечества античная цивилизация нуждалась в существовании именно семи созданных руками человека чудес света.

Первенство составления списка семи Чудес Света древнего мира приписывается Антипатру Сидонскому, который их на века воспел в своем стихотворении:

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно

И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,

Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды
- дела многих и тяжких трудов;

Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,

Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа

5
Солнце не видит нигде равной ему красоты.

Еще одним первым, кто составил список Семи чудес света, стал Геродот, хотя мы знаем об этом только через косвенные доказательства. Геродот, возможно, посетил все семь чудес, которые стали главными туристическими достопримечательностями римской эпохи. Сами греки называли их " theamata ", что в переводе означает "место, которое необходимо обязательно увидеть". Примерно 200 лет спустя подобный список составил другой древнегреческий поэт Каллимах из Кирены.

Глава 2 . Первые Семь Чудес Света.

Древние греки и римляне, как и мы сегодня, находили удовольствие в составлении списков. Составление списков каких-то объектов в определенной последовательности делало их более легкими для запоминания. Никто не знает, сколько было составлено подобных списков на протяжении веков, но после гибели Римской империи, список Семи чудес света уже стал частью западной мифологии. Словосочетание “Семь чудес света” выдержало испытание временем и вошло в большинство языков мира. Оно хорошо известна даже тем, кому трудно назвать эти самые чудеса. Тайны 7 Чудес Света волнуют человечество не одну тысячу лет. Это знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры. Но сейчас наверно и не каждый вспомнит наизусть этот небольшой список полностью. Каждое «чудо» по-своему интересно и имеет какой-то секрет, о котором знали только строители. Самыми первыми Чудесами Света являются такие архитектурные творения, как:

1.Великие пирамиды Гизы

2.Висячие сады Семирамиды

3.Статуя Зевса в Олимпии

4.Храм Артемиды в Эфесе

5.Мавзолей в Галикарнасе

6.Колосс Родосский

7.Александрийский маяк

1. ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ ГИЗЫ

Некоторые сюда относят все пирамиды Египта, некоторые великие пирамиды Гизы, но по большей части как чудо воспринимается только самая крупная из них - пирамида Хеопса. Пирамида же считается и самым старым чудом в списке - ее постройку оценивают примерно 2000 годом до нашей эры. Несмотря на свою старость, это единственное сооружение из семи старых чудес света, дошедшее до наших времен.

Египетские пирамиды Гизы на западном берегу Нила к северу от Каира являются единственным чудом света, сохранившимся до наших дней. Три пирамиды - Хуфу, Хефрена и Менкаура - были построены между 2700 до н.э. и 2500 до н.э. как царские гробницы. Наибольшей и впечатляющей является пирамида Хуфу. Занимая территорию больше 5 гектаров, она, как полагают, состоит из более 2 миллионов каменных блоков весом от двух до 30 тонн каждый. Более 4000 лет пирамида Хуфу была высочайшим сооружением в мире. Лишь в 19-м веке человек сумел построить более высокое здание. Удивительно, но почти симметричные пирамиды были построены без помощи современных инструментов и геодезического оборудования. Ученые считают, что египтяне насыпали огромные насыпи вокруг пирамид, на которые при помощи деревянных санок, канатов и валиков поднимали гигантские блоки и затем устанавливали их на место. Наклонные стены должны были имитировать лучи Ра, бога Солнца. Внутри пирамиды имели узкие коридоры и потайные камеры, чтобы исключить ограбления. Хотя современные археологи нашли кое-что среди руин, большинство из того, что находилось в пирамидах, было разграблено в течение 250 лет после завершения их строительства. Вся пирамида была облицована полированной плиткой из белого известняка, она сверкала под суровым солнцем Египта. К сожалению, в 1300 году землетрясение ослабило крепление большинства плиток, и их разобрали на строительство мечетей.

Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света из тех семи,

что были изначально. И хотя можно на неё посмотреть и сейчас, всё равно не удастся узнать, каков её первоначальный вид.

2. ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ

Созданные по приказу царя пустынного Вавилона Навуходоносора II для своей жены эти сады должны были утешать и напоминать ей о далекой родине. Имя Семирамиды, ассирийской царицы, появилось здесь по ошибке,
но, тем не менее, плотно закрепилось в истории.

Древнегреческие поэты утверждали, что Висячие сады Семирамиды были построены вблизи реки Евфрат на территории современного Ирака вавилонским царем Навуходоносором II около 600 г. до н.э. В архитектурном плане, Висячие сады Семирамиды представляли собой пирамиду из четырех террас, опиравшихся на колонны. Царь якобы построил Висячие сады, чтобы его любимая жена Амитис не скорбела по своей родной Мидии, покрытой красивыми горами и лесами. На строительство садов, приюта для царицы, были брошены все силы древнего царства, весь опыт его строителей и математиков. Позже авторы описывали, что люди могли ходить под красивыми садами, которые держались на высоких каменных столбах. Современные ученые сделали вывод, что для нормального функционирования садов необходима система орошения, состоящая из насоса, водяного колеса и цистерн для перекачки воды из Евфрата на высоту нескольких десятков метров. Хотя есть немало упоминаний о садах в античной литературе, ни одно из них не может считаться достоверным, тем более что никакого упоминания о садах не было найдено в вавилонских источниках. Археологи также не нашли доказательств их существования. Как результат, большинство современных ученых считают, что существование садов была широко распространенной, но все же выдуманной историей.

3. СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ

Статуя создавалась для храма в крупном религиозном центре Древней Греции Олимпии. Гигантский Зевс скульптора Фидия поразил местных жителей настолько, что они решили, будто сам Зевс лично позировал мастеру.

Авторство знаменитой статуи Зевса принадлежит известному афинскому скульптору Фидию. Когда скульптура была завершена, ее установили в храме Зевса в Олимпии, городе, где с 776 до н. е. по 394 н.э. каждые четыре года проходили Олимпийские игры.

Статуя изображает сидящего бога грома с обнаженным торсом на огромном позолоченном троне. Скульптор вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, поэтому тело, казалось, будто живое. В одной руке он держал символ власти - скипетр с орлом, на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы. На подлокотниках трона были вырезаны две фигуры сфинксов, мифических существ с головой и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Статуя Зевса украшала храм в Олимпии на протяжении более восьми веков. Христианские священники убедили римского императора в необходимости закрытия храма в четвертом веке нашей эры. В то время статуя была перенесена в храм в Константинополе, где, как считается, была уничтожена во время пожара 462 года. Статуя Зевса была настолько высокой, что его голова почти касалась верхней части храма. Легенда рассказывает, что после установки статуи в храме, Фидий обратился к самому Зевсу с вопросом, доволен ли он работой. Вскоре после этого храм был поражен молнией - таким образом, бог - громовержец выразил одобрение работой скульптора.

4. ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ

В древнем крутом портовом городе Эфесе особо почитали богиню плодородия Артемиду. В честь нее здесь создали огромный и величественный храм, который попал в список 7 древних чудес света.

На самом деле, существовало несколько храмов Артемиды: серия из нескольких алтарей и храмов были разрушены, а затем возобновлены на том же месте в Эфесе, греческом портовом городе на западном побережье современной Турции. Наиболее известными из этих сооружений были два мраморных храма, построенных, соответственно, около 550 г. до н.э. и 350 г. до н.э. Первый был построен по проекту архитектора Херсифрона, а после его смерти работу завершил его сын Метаген. Украшали храм наиболее знаменитые мастера Древнего мира. Здание сгорело 21 июля 356 г. до н.э. в ночь, когда родился выдающийся полководец мира Александр Македонский.

Примерно через шесть лет, на месте старого началось строительство нового храма. Новое здание имело мраморные лестницы, которые вели по террасе длиной более 120 м. Посередине стояли мраморные колонны высотой 18 м. и статуя Артемиды. Археологи так и не пришли к единому выводу относительно того, имело ли здание потолок, было ли покрыто деревянной черепицей. Храм был разрушен остготами в 262 году н.э. и окончательно уничтожен христианской толпой под руководством святого Иоанна Златоуста в 401 году н.э.

В 1869 году британскому археологу Т. Вуду удалось обнаружить первые руины колонн храма в нижней части реки Кайстер. Храм перестраивался три раза, но, в конце концов, он был полностью разрушен рейдами готов, которые разграбили его и подожгли останки. К сожалению, все, что сохранилось до наших дней это одна колонна, собранная из руин.

5. МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ

Богатый царь Мавсол пожелал воздвигнуть мавзолей-храм в Галикарнасе, несравнимый ни с чем по красоте. Над постройкой трудились лучшие мастера того времени. Работы закончились лишь после смерти Мавсола, но это не помешало ему навсегда войти в историю.

Расположенный на территории современной юго-восточной части Турции, Мавзолей в Галикарнасе был построен по приказу царицы Артемизии II для своего мужа Мавсола, царя Карии, после его смерти в 353 г. до н.э. Согласно легенде, она была настолько убита горем, что пила воду, смешанную с его прахом. Массивный мавзолей высотой около 41 метра был построен исключительно из белого мрамора. Сложная конструкция здания состояла из трех уровней. Возможно, это была попытка согласовать ликийский, греческий и египетский архитектурные стили. Камера захоронения находилась на первом этаже. Вместе с саркофагом, усыпальница была изготовлена из белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж с 36 ионическими колоннами напоминал по своему строению греческий храм, использовавшийся, скорее всего, для жертвоприношений. Сооружение было увенчано пирамидальной крышей с изображением мраморной колесницы, запряженной четверкой лошадей.

Мавзолей был разрушен серией землетрясений в 13 веке и его останки были использованы рыцарями- иоаннитами для сооружения замка св. Петра. В 1846 году, один фриз мавзолея был извлечен из замка и в настоящее время, вместе с некоторыми другими реликвиями мавзолея, находятся в Британском музее в Лондоне. Оригинальный мавзолей был построен для Мавсола - персидского губернатора. Он был настолько прекрасен, что от него пошло современное слово «мавзолей», обозначающее надземное захоронение. Землетрясения, в конечном итоге, разрушили его, а рыцари госпитальеры использовали оставшиеся камни, для укреплений своих замков.

6. КОЛОСС РОДОССКИИ

В честь великой победы жители Родоса решили построить огромную статую бога Гелиоса. Замысел удалось осуществить, но простояло это чудо недолго, и вскоре было разрушено землетрясением.

Колосс Родосский был огромной бронзовой скульптурой бога солнца Гелиоса, построенный жителями острова Родоса в третьем веке до нашей эры. В начале четвертого века до н.э. город больше года выдерживал осаду воинов Деметрия I Македонского и таки сумел отстоять независимость. Согласно легенде, жители острова Родос продали брошенные македонцами осадные орудия и за вырученные средства решили построить статую почитаемого ими бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Изготовлена скульптором Харесом, высота статуи составляла 36 м., наибольшая скульптура Древнего мира. Она была изготовлена около 280 года до н.э. и простояла всего шестьдесят лет, после чего была уничтожена землетрясением. Она так никогда и не была восстановлена. Сотни лет спустя, арабы захватили Родос и продали остатки статуи на металлолом. Поэтому, археологи не могут установить точное местонахождение статуи и как именно она выглядела. Большинство считают, что бог солнца был изображен голым, подняв факел в одной руке, и держа копье в другой. Прежде считали, что статуя стояла с широко расставленными ногами по обе стороны гавани, но большинство ученых в настоящее время пришли к выводу, что ноги монумента, скорее всего, находились близко друг к другу, чтобы удерживать его огромный вес.

7 . АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

Для навигации кораблей вблизи крупного порта Александрии было решено соорудить крупнейший по тем временам маяк. Здание сразу же затмило стены Вавилона и заняло место в списке семи чудес света древности.

Александрийский маяк был расположен на небольшом острове Фарос, недалеко от города Александрия. Спроектированный греческим архитектором Состратосом и завершенный около 270 г. до н.э. во времена правления Птолемея II, маяк помогал судам благополучно миновать рифы при заходе и выходе из переполненной гавани города. Археологи обнаружили древние монеты с изображением маяка и пришли к выводу, что здание имело три уровня: квадратный в нижней части, восьмиугольный в средней и цилиндрический в верхней. Сверху была установлена статуя высотой 5 м, скорее всего, Птолемея II или Александра Македонского, в честь которого был назван город. По разным оценкам, высота маяка варьируется от 60 до 180 м., но большинство современных ученых определяют его высоту в пределах 120-140 м. Маяк был постепенно разрушен во время серии землетрясений с 956 по 1323 годы. Некоторые из его остатков были обнаружены на дне реки Нил. Александрийский маяк стоял на острове Фарос и был разработан специально, чтобы морякам было проще заехать александрийский порт.

Как и многие чудеса в этом списке, маяк был уничтожен землетрясением и, в конце концов, на его месте и из его руин была построена средневековая крепость.

Глава 3. Новые Семь Чудес Света

Новые семь чудес света - проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Организован он был некоммерческой организацией New Open World Corporation ( NOWC ) по инициативе швейцарца Бернара Вербера. Итак, победителями конкурса от 7 июля 2007 года стали следующие сооружения:

а)Великая китайская стена -

это самое крупное архитектурное сооружение в мире, протяженность стены составляет 8851,8 километров. Великая китайская стена была построена для защиты северных границ Китайской империи от набегов кочевников. Сегодня
стена по праву считается одним из величайших сооружений, когда-либо построенных человеком;

б)Колизей –

самый крупный из древнеримских амфитеатров, полноправный символ Вечного города, едва ли не самый узнаваемый памятник архитектуры в мире. Его второе название - Амфитеатр Флавиев - получено в честь династии Флавиев, правившей тогда в Древнем Риме и организовавшей постройку амфитеатра. В Колизее долгое время проводились гладиаторские бои и другие
увеселительные зрелища для гостей и жителей Рима;

в) Мачу-Пикчу

легендарный древний город инков, расположенный на территории современного Перу. Мачу-Пикчу получил прозвище «город среди облаков» благодаря своему местоположению - он находится на вершине одного из горных хребтов, на высоте 2450 метров над уровнем моря. Город был построен правителем инков Пачакутеком как императорская резиденция - «священный горный приют»;

г) Петра

город, который разместился в долине Арава, в каньоне Сик, со всех сторон окруженном отвесными скалами. Войти в долину можно только через узкие ущелья, которые являются своеобразными воротами города. Большинство построек города выдолблено в скалах из красного песчаника - даже название города «Петра» переводится как «скала»;

д) Тадж-Махал –

мавзолей-мечеть из белого мрамора расположен в городе Агра в Индии, на берегу реки Джамна. Это настоящая жемчужина мусульманского мира, лучший пример архитектуры индийского, персидского и исламского стилей. Великолепный мавзолей построен императором Шах-Джаханом в честь жены, умершей при родах;

е) Статуя Христа-Искупителя –

великолепная статуя на вершине горы Корковаду в бразильском Рио-де-Жанейро. Статуя считается символом Рио и всей Бразилии, входит в число высочайших скульптур в мир; высота статуи составляет 38 метров, размах рук - 30 метров, вес статуи -1145 тонн;

ж) Чичен-Ица –

древний город - политический и культурный центр государства майя, расположенный на полуострове Юкатан в Мексике. По мнению археологов, Чичен-Ица был одним из религиозных центров, так называемых «мест силы» культуры майя.

Глава 4. Претенденты на звание новых семи чудес света

Айя-София

Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого

века» Византии.

Афинский Акрополь

Акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый

холм с пологой вершиной.

Альгамбра

Архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в
восточной части города Гранада в Южной Испании.

Ангкор

Гигантский индуистский храмовый комплекс в Камбодже, посвящённый богу

Вишну.

Моаи

Каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили.

Московский Кремль и Красная площадь

Крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-
политический и историко-художественный комплекс города.

Нойшванштайн

Романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и
замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

Сиднейский оперный театр

Музыкальный театр в Сиднее, одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии и одной из главных достопримечательностей континента.

Статуя Свободы

Одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая

«символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода». Это подарок французских граждан к столетию американской революции.

Стоунхендж

Мегалитическое сооружение в графстве Уилтшир, Англия, представляющее
собой комплекс кольцевых и подковообразных земляных и каменных конструкций.

Тимбукту

Затерянный в песках Сахары город Тимбукту известен во всем мире как один
из крупнейших культурно-исторических центров Африки. Его называют «городом трехсот тридцати трех святых», «жемчужиной средневекового Мали», «королевой пустыни», «Багдадом Черного континента». Средневековый арабский географ Ибн-Халдун именовал Тимбукту «гаванью в пустыне», европейские купцы - «городом золота».

Храм Киёмидзу-дэра

Буддийский храмовый комплекс в районе Хигасияма города Киото.

Эйфелева башня

Металлическая башня в центре Парижа, самая узнаваемая его архитектурная
достопримечательность. Названа в честь главного конструктора Гюстава Эйфеля.

Заключение

Время беспощадно ко всему, что есть на Земле. Но более беспощаден и неразумен сам человек, хотя именно его руками созданы лучшие произведения искусства. Сейчас весь мир следит за тем, как идёт работа по разминированию Пальмиры, чтобы затем приступить к реставрации этого величественного памятника. А многое из разрушенного только в начале 21 века уже никогда невозможно будет восстановить. Поэтому в наших руках спасти то, что ещё можно, чтобы будущие поколения не только по книгам могли любоваться скульптурами, храмами, городами…

Итак, в ходе нашей работе мы познакомились с такими выдающимися культурными памятниками, которые принято относить к «чудесам света». Эти чудеса света помогают в полной мере понять культуру людей, живших до нас. Семь Чудес Света, созданные древними мастерами, продолжают вдохновлять художников, архитекторов и поэтов последующих поколений. Благодаря им, мы можем анализировать то, что было сделано, и использовать это для создания чего-то нового, для усовершенствования нашего культурного и материального мира.

В процессе работы мы узнали много нового и интересного, это позволило пополнить наш интеллектуальный багаж, приобщиться самим и приобщить своих одноклассников к мировому искусству. Очень жаль, что среди претендентов на звание новых семи чудес света от нашей великой России представлен только лишь два памятника: московский Кремль и Красная площадь, а поэтому одна из важнейших наших задач – пропагандировать российское искусство, сохранять культурные традиции, вести просветительскую работу.

Хочется надеяться, что те, кто познакомится с этой работой, углубит свои знания о том, что было создано руками человека и является культурным наследием. Возможно, кого-то вдохновит наш проект, и он продолжит свое

духовное развитие. Проделав эту работу, мы достигли поставленной цели и

существенно углубили свои знания, которые могут пригодиться нам в будущем.

Использованная литература и Интернет - источники.

Барбич В., Плетнёва Г. Зрелища древнего мира. М., 1991.

- Черняк В. 3. - Семь чудес и другие. М., 1990.



Цели и задачи работы Цель работы: определить является ли графикты поистыне видом искусства или все же относится к простому хулиганству? Задачи: Изучить историю возникновения графикты. Выявить особенносты графикты как направления изобразительного искусства. Выяснить отношение людей к графикты.


История возникновения графикты Граффи́ты - употребляется гра́ффиты (в контексте исторических надписей единственное число графиќто; от итал. graffito, множ. graffiti) изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.итал. К графикты можно отнесты любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найты все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.


Граффиты в антычном мире Настенные надписи известны с глубокой древносты, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, Римские катакомбы. Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность. Граффиты в древних Помпеях: карикатура на чиновника Граффиты в Древнем Риме были социальными сетями того времени.


Средневековые графикты на Руси У восточных славян графикты имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 графикты XI века. Большое число графикты XIXV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские графикты это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание молитвенные просьбы к Богу или святым, но попадаются и шуточные тексты, и народные заклинания. Надпись-графикты в Софийском соборе в Новгороде (XII-XIII вв.) Граффиты Софии Киевской.


Граффиты в эпоху Возрождения Микеланджело Буанарроты. Великий художник во всех смыслах! Когда художники эпохи Ренессанса, такие как Пинтуриккьо, Рафаэль, Микеланджело, спускались в развалины Золотого дома Нерона, они вырезали или вырисовывали свои имена и по возвращении оттуда начинали использовать гротескный стыль в своих работах.






Особенносты графикты как вида изобразительного искусства. Граффиты вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры (люди, занимающиеся графикты) создающие на улицах города настоящие шедевры. Кодекс райтеров: 1) не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще не рисуй на жилых домах; 2) не навязывай людям свое мировоззрение; 3) не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах; 4)не пиши на надгробиях: роспись мемориальных стен – это смерть!





Стыли графикты «Троу-апы» рисуют очень быстро, в 2-3 цвета, жертвуя качеством ради скоросты. «Кусок» («piece», «masterpiece») это более сложное исполнение имени рейтера, которое включает более стылизованные буквы и большее количество цветов.. «Блокбастеры» или «роллеры» («blockbuster» or «roller») это огромные куски, обычно выполненные в простой печатной манере с целью покрытыя большой поверхносты с использованием двух контрастных цветов. Стыль «wildstyle» это более сложный вид графикты. Название стылю дал характер рисунка дикий, взрывной, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено такое множество посторонних элементов, что читаемость практычески пропадает.


Влияние графикты на жизнь общества. Вандализм – это «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Причины, побуждающие к созданию графикты: - утверждение личностной и групповой идентычносты; - протест протыв социальных и культурных норм; - злобные реакции; - мотывы творчества; - сексуальные мотывы; - развлекательные мотывы.



Вывод Граффиты – самое свободное из средств самовыражения. Любой художник стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе. Рисунки на стенах перестали приравнивать к хулиганству. И уж конечно, вандализмом, это никак назвать нельзя. Может быть, ругательную надпись на стене и можно назвать вандализмом, но не всякая надпись на стене – графикты! Спасибо за внимание!

Краткая аннотация

Метод проекта является составной частью обучения МХК, т.к. позволяет активизировать деятельность учащихся как в урочное, так и во внеурочное время.

Тематика проекта «Слово» была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для учеников разного возраста (6-11 классов) для более глубокого ознакомления с духовно-нравственными ценностями отечественного искусства через изучение краеведческого материала. В ходе работы ученики совершают экскурсии в Троице-Сергиеву лавру, встречаются с выпускниками Свято-Тихоновского Богословского университета (художественный факультет), изучают материалы официального сайта Троице-Сергиевой лавры, связанные с памятниками архитектуры, используют библиотечный материал, знакомятся с дополнительной литературой по предмету.

В результате совместной деятельности учеников, учителя и родителей должны быть созданы творческие работы: газета «Слово», альманах «Родники», презентации, сценарии выступлений волонтёрского отряда «Слово» в форме «живой газеты» (руководитель волонтёрского отряда Истомина Е. Е.) перед учениками школы и родителями.

Проект по типу деятельности творческий, по характеру предметно-содержательной области - культурологический, по характеру координации - открытая, явная координация, средней продолжительности.

Работа с детьми основана на принципах добровольности.

Цели образовательные и воспитательные

1.Формировать умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения.

2.Формировать мотивацию к изучению жития светильника русской земли Сергия Радонежского.

3. Формирование национального самосознания учащихся в ходе изучения культурного наследия родного края, погружения в мир отечественной истории при изучении ее судьбоносных моментов (Куликовской битвы).

3. Обогатить лексикон участников проекта словами духовного и историко-культурного значения, повысить общую эрудицию детей, ввести в речь учеников церковнославянизмы, определяющие высокий стиль русской классической художественной литературы.

4. Формировать ценностные установки на нравственное, традиционное в культуре родного края.

Задачи учебно-педагогические

1. Приобщение к ценностям древнерусской культуры.

2. Изучение шедевров древнерусской литературы.

3. Постановка и формулировка темы своей творческой работы, личностная мотивация выбора.

4. Формирование и развитие навыков творческой работы.

5. Сбор и систематизация материала, умение на практике применять полученные знания.

Актуальность проекта

Современное образование переживает в настоящее время период подъёма, и это связано прежде всего с обращением к вечным ценностям. Данный проект направлен на изучение художественно-культурного наследия родного края и должен помочь учащимся обрести точные духовные ориентиры, усвоить нормы морали, ценности, которые воплотились в Троице-Сергиевой лавре и житии её основателя Сергия Радонежского. Работа над проектом предполагает интеграцию в различные изучаемые в школе дисциплины (историю, МХК, литературу, ИЗО). В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, … в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Ожидаемые результаты

Работа над проектом «Слово» способствует развитию у детей творческого осмысления отечественной культуры , развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.

СМИ - важнейшее средство самовыражения подростков, вызывающее повышенный интерес. Поэтому работа над проектом позволит через средства массовой информации (газету «Слово», альманах «Родники») наиболее продуктивно знакомить учащихся школы с результатами работы по освоению художественно-культурного наследия родного края. Кроме того, с помощью приёмов театрализации, через «живую газету», ученики могут донести свой материал до заинтересованных в теме учеников младших классов, родителей.

Выполненные в рамках проекта творческие работы (газеты, рисунки, фотографии, макеты и т. п.) найдут своё реальное практическое применение в оформлении помещений классов и школьных рекреаций, таким образом приобретая живой общественный смысл, становясь трудом на благо других.

Осуществление проекта.

Проектом руководит учитель МХК Истомина Е. Е., координируя действия учеников, снабжая необходимой информацией, контролируя отбор материала. Учитель разрабатывает дизайн изданий. Газета «Слово» оформлена заставкой с фотографией ученика, читающего книгу, название набрано прописными буквами (шрифт Georgia). Альманах «Родники» представляет собой 5-6 листов на цветной фотобумаге (А4), на обложке указаны вопросы, раскрывающие тематику издания.

В начале учебного года создаётся редакционная коллегия из учеников 6-10-х классов, которая под руководством учителя определяет направления работы, осуществляет выпуск газеты и альманаха. Редколлегия включает в себя корректоров, корреспондентов, фотокорреспондентов, участников волонтёрского отряда «Слово».

Достижение целей и выполнение задач школьных СМИ (газеты «Слово» и альманаха «Родники») осуществляется посредством публикации следующих видов информации: написанные в доступной форме отчеты и репортажи о мероприятиях школы по духовно-нравственной тематике. Аналитические статьи и материалы, направленные на изучение художественно-культурного наследия родного края. Материалы, отражающие участие учеников школы в духовно-нравственных мероприятиях школы, города, района, области.

1 этап работы включает в себя постановку проблемы, формулирование темы, выбор тем учащимися, посещение Троице-Сергиевой лавры. Общая тема: «Поклон преподобному Сергию».

2 этап работы - поисковый.

Круг вопросов: «Храмы Троице-Сергиевой лавры». «Как выглядела Троицкая обитель в глубокой древности». « Троице-Сергиева лавра: история и современность». «Какими делами прославлен в русской истории Сергий Радонежский»? «Расскажите о сюжете картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». «О каких духовных заветах Сергия Радонежского мы узнаём из «Жития…», созданного во славу святого Епифанием Премудрым». « Образ преподобного Сергия Радонежского в памятниках Куликовского цикла древнерусской литературы ". «Почему Андрея Рублёва считают учеником Сергия Радонежского». Круг вопросов может быть расширен по желанию учащихся.

3 этап - практическая работа. Оформление творческого отчёта в форме номеров газеты и альманаха, а также в выбранной учеником творческой форме (мультимедийная презентация, выступление с докладом или сообщением на конференции, родительском собрании, творческих занятиях, участие в работе волонтёрского отряда «Слово» и т. п.)

Номера газет, альманахов, творческие работы размещаются в рекреациях, хранятся в конференц-зале школы.

Электронная версия газеты размещается на сайте школы.

Проект разработан учителем МХК МБОУ «КСОШ №7» Истоминой Е. Е.