Литературное чтение басня "как мужик камень убрал" план-конспект урока на тему. Отзыв о были Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень Мужик и камень толстой главная мысль

Друзья, прошу Ваших комментариев по морали басни Толстого "Как мужик камень убрал".
Смысл басни я увидел только в многообразии мнений и способов решения задачи. Причем все эти способы имеют право на жизнь. Или все же речь идет о высмеивании мужика со своими "простейшими способами решения вопроса". Раз назвался груздем - полезай в кузов - перекопай нам всю площадь за сто рублей!!!
Весьма нуждаюсь в Вашем мнении, прошу высказаться.
Басня достаточно коротка, текст ее приведу ниже:

КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ
(Быль)

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей».

У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».

Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

ВЫВОД:
главный вывод басни все-таки можно выразить пословицей: ПО УМУ и ЧЕСТЬ!
Безусловно, можно перекапать всю площадь, ей невозможно будет пользоваться, капать на протяжении полугода и т.п. Но все механизмы ведь придуманы для того, чтоб а) ускорить и б) сделать более удобным выполнение монотонной работы.
Отсюда и высокая стоимость в предложениях инженеров.
Ведь одну и ту же работу можно выполнить быстро, но дорого...или дешево...и продолжать выполнять по сей день!


Программой по чтению для начальной школы предусмотрено, что дети в 4 классе знакомятся с творчеством Льва Толстого, размышляют над человеческими поступками героев басни «Два товарища» и ищут ответ на вопрос о том, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Произведения эти невелики по объёму, но глубоки по содержанию, они учат детей размышлять о том, как нужно правильно поступать.

Мораль сей басни такова

Для чего изучаются басни? Что это такое? Толковый словарь С.И. Ожегова определяет басню как «краткий иносказательный нравоучительный рассказ». Знакомясь с этим жанром, дети учатся понимать его особенности, главной из которых является наличие морали. Что это такое и что понимается под этим словом?

Басня не только высмеивает недостатки и пороки, но и заставляет сделать какой-то поучительный вывод о том, как следует (или не следует) поступать. Рассказ о каких-то правилах поведения или общения, авторские наставления составляют мораль. Например, дети 4 класса в поисках морали должны ответить на вопрос о том, в чем суть басни Л. Толстого «Как мужик камень убрал» или «Два товарища».

Особенности басенного жанра

Басню можно узнать не только по наличию морали, у неё есть и другие отличительные черты. Это всегда короткий сюжет, который представляет собой занимательную интересную историю. Автору удаётся в лёгкой краткой форме изложить глубокое поучительное повествование. Например, сами события и главная мысль басни Толстого «Как мужик убрал камень» выражены всего в восьми предложениях. Небольшой объём делает произведение доступным для детей, они читают, анализируют и пересказывают его. Толстой использует жанровую форму басни для выражения своих мыслей, мораль выражена не конкретными поучениями, а иносказательно. Вывод должен сделать читатель сам для себя.

В баснях мало описаний и много диалогов. Именно таким образом достигается «жизненность» излагаемой ситуации. Главная мысль басни «Как мужик убрал камень» кроется в трёх высказываниях разных людей по одному и тому же вопросу. Каждый из героев дал тот ответ, который считал нужным, а вывод подсказан читателю автором в последнем предложении.

В басне обычно несколько героев, каждый из которых несёт в себе какую-то смысловую нагрузку. В одной из изучаемых четвероклассниками басен это два товарища, в другой - два учёных инженера и один простой мужик. Поведением или высказыванием одного из героев обычно выражается главная мысль. Басни Толстого «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» - яркий тому пример.

Основная идея одной из басен высказана брошенным в беде товарищем в адрес своего «друга», который в трудный момент предпочёл спастись бегством, оставив напарника в опасности. Главная мысль басни «Как мужик камень убрал» высказана автором, но носителем оригинальной идеи по избавлению от камня является простой мужик, который, кстати, эту идею воплощает, за что и получает заслуженную награду.

Отличие басен Крылова и Толстого

В своих произведениях Иван Андреевич Крылов чаще делает героями животных, рыб, птиц, высмеивая через их поведение человеческие пороки. Конечно, есть в его баснях и человеческие персонажи. Лев Толстой излагает свои поучения устами людей, его басни похожи на маленькие рассказы, взятые из жизни случаи.

Для своих басен Иван Андреевич Крылов выбирал стихотворную форму, у Льва Толстого главная мысль басни «Как мужик убрал камень» и басни «Два товарища» выражена в прозе. Басни Крылова представляют нашему вниманию комичные ситуации, юмористические персонажи попадают в из-за своих недостатков.

Лев Толстой, не отходя от естественного тона рассказчика житейской ситуации, создаёт для читателей жуткую картину оставленного на съедение медведю товарища или городскую улицу, посреди которой лежит камень, убрать который может только смекалистый мужик.

Нужны ли сегодня басни?

Басни написаны Львом Толстым давно, много лет назад. Нужны ли они сегодня современным людям, которые пользуются кранами, навигаторами, компьютерами и мобильными телефонами? Учит ли чему-то их главная мысль? Басни «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» заставляют думать и проявлять смекалку, быть добрым и ценить дружбу, не бросать товарища в беде. И в нашем веке немало человеческих пороков, поэтому поучительные истории - басни - как никогда актуальны, они нужны человеку для саморазвития, чтобы становиться лучше, избавляться от плохих качеств. Басня - это возможность увидеть себя со стороны и поработать над своими недостатками.

Всё гениальное - просто

Басни Толстого похожи на народные сказки, они близки к народной мудрости, выраженной в кратких высказываниях, пословицах. Можно подобрать в русском фольклоре изречения, поясняющие, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Например, «Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка».

Лев Толстой с помощью небольшой истории доносит до читателя мысль, что в любом деле нужно проявлять смекалку, тогда самая трудная задача станет легкоисполнимой.

Читая басню Льва Николаевича Толстого "Как мужик камень убрал", человек понимает, что в любом деле нужно рассмотреть несколько вариантов решения. Эти способы могут быть дорогостоящими и небезопасными. Например, один из инженеров предлагал рациональный взорвать камень, а ведь при этом могли пострадать городские здания.

Простой мужик оказался умнее учёных инженеров, предложив простой способ - выкопать на площади яму. Противопоставив народную смекалку и житейский опыт рационально-научным методам, Толстой показывает, что иногда не стоит слишком усложнять задачу и стоит обратить внимание на поиски кратчайшего и простого пути разрешения проблемы.


Много книг чудесных, Книжек умных, интересных, Увлекательных, веселых В городах, станицах, селах … Ты идешь в библиотеку, Чтоб побольше прочитать, Настоящим человеком Помогают книги стать.




Какие жанры произведений

вы знаете?.

Рассказ

Сказка

Стихи

Басня


Вспомним с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы.

Тетрадь стр. 22, № 4


1. «Старый дед и внучек» .

2. «Филипок».

3. «Котёнок».

4. «Косточка».

5. «Лев и собачка».

6. «Прыжок».


Л. Н. Толстого

«Как мужик убрал камень».


Словарная работа.

специалист с высшим техническим

образованием

Инженер –

Порох–

взрывчатая смесь

Большой каток–

машина для уплотнения,

утрамбовки грунта

Подле–

возле

Выдумка–

вымысел, изобретение


В чём заключается главная мысль басни?

Запиши в тетрадь стр. 22

Важна не столько сила, сколько смекалка.


Чтение басни

«Как мужик убрал камень»

стр. 119


Какая пословица подходит к содержанию басни?

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

Сила ломит всё, а ум силу.

Голь на выдумку хитра.

По уму и честь.

Всё гениальное – просто!


Вывод

  • Произведение «Как мужик

убрал камень» является басней,

так как имеет аллегорию и мораль.

2. Басня может быть в стихотвор-

ной и прозаической форме.


Рефлексия.

С каким настроением вы сегодня заканчиваете урок? Почему?

На этом уроке я похвалил бы себя за…


Домашнее задание.

Главный герой были Льва Толстого «Как мужик убрал камень» — сообразительный мужик. В одном городе на площади лежал огромный камень. Этот камень мешал проезжающим, и его следовало убрать.

Когда пригласили инженеров, один из них сказал, что может с помощью взрыва расколоть камень на куски и вывезти его по частям. За такую работу он назначил цену восемь тысяч рублей.

Другой инженер сказал, что можно вывезти камень на катке и это будет стоить шесть тысяч рублей.

А потом пришел простой мужик и предложил избавиться от камня всего за сто рублей. Его спросили, как он это сделает? Мужик сказал, что выкопает большую яму рядом с камнем, землю из этой ямы разбросает по всей площади, а потом сбросит камень в яму и закопает его.

Предложению мужика дали ход, и он сделал все как сказал. За это мужику дали сто рублей и добавили столько же за оригинальную идею.

Таково краткое содержание были.

Главная мысль были Толстого «Как мужик убрал камень» заключается в том, что при решении многих проблем важно уметь найти оригинальный подход, который может существенно упростить дело. Инженеры, предлагая свои решения, исходили из того, что камень обязательно должен покинуть пределы городской площади. Но для такого решения требовались большие средства. А мужик предложил никуда камень не вывозить, а просто спрятать его под землей. Его оригинальная идея оказалась самой простой и малозатратной.

Быль учит не увлекаться шаблонными методами в решении трудных инженерных задач, а проявлять смекалку и изобретательность.

В были мне понравился главный герой, простой мужик, который оказался умнее образованных инженеров.

Какие пословицы подходят к были Толстого «Как мужик убрал камень»?

Всё гениальное просто.
Мужик в землю смотрит, а на семь сажен видит.
Мужик умен, да мир дурак.
Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.

Урок литературного чтения в 4 классе Кузнецовой Е.А.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Цели урока :

Обобщить знания детей из биографии и творчества Л.Н.Толстого,сформировать понятие о басне, о морали басни, познакомить с басней «Как мужик убрал камень», формировать опыт творческой деятельности;

Развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать, развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

Воспитывать нравственные качества личности.

Оборудование: презентация, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова,текст басни «Два товарища».

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Продолжаем знакомство с «Чудесным миром классики». Сегодняшний урок я хочу начать цитатой из личных воспоминаний одного известного во всём мире автора. Попробуйте догадаться о ком речь.

«…Старший брат Николенька … объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми: не будет ниболезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями…»

Верно это отрывок из воспоминаний Л.Н.Толстого о детстве. (Слайд 1)


Какие сведения из его биографии вы ещё помните?

С каждым годом становясь старше, на уроках литературы вы будете знакомиться всё с более сложными произведениями Льва Николаевича, и открывать для себя новые факты из его жизни. Займёмся этим прямо сейчас.

2. Пятиминутка чтения.

Сейчас вы будете, работая в парах, читать страницы биографии автора. Через минуту обменяетесь материалом и зададите друг другу по одному вопросу о прочитанном. Приложение 1

Подведём итог работы. (Слайд 2)

Перед вами на слайде ключевые слова и числа. Ваша задача – пояснить, что они обозначают в жизни Толстого.

3. Изучение нового материала. Актуализация знаний.

Вспомните произведения Л.Н.Толстого, ранее изученные на уроках. (Слайд 3)

-К каким жанрам относятся эти произведения?

Что означает слово басня? (краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение)

Как выдумаете, Толстой сочинял басни? (Слайд 4)

4. Сообщение темы и целей урока. Усвоение новых знаний.

Сегодня мы познакомимся с басней «Как мужик убрал камень». (на доске открывается тема урока)

Давайте познакомимся с её содержанием. (звучит аудиозапись басни и иллюстрируется слайдами, до слов «..А я уберу камень и возьму за это сто рублей …») (Слайд 5-9)

-Кто такой инженер? (Инженер – специалист с высшим техническим образованием)

Название профессии произошло от французского слова ingenieur, или от латинского ingenium - способность, изобретательность.

Что же такое мог изобрести простой мужик?

Работа в группах.

Попробуйте и вы побывать в роли изобретателей. Я даю вам время на обсуждение одну минуту. (у детей на столах маркеры и альбомные листы)

Чем могли быть нерациональны предложения инженеров в басне? (дорого, небезопасно)

Давайте дочитаем басню в учебнике и узнаем, похож ли его вариант решения проблемы на ваши. Читаем вслух.

5.Физминутка.

6. Закрепление и систематизация знаний.

Что вам понравилось в басне?

Перечитайте басню ещё раз и подготовьтесь ответить на вопрос: -Какими чертами характера обладал мужик? (смекалистый, изобретательный, простодушный)

В чём заключается особенность любой басни? (В том, что есть мораль.)

Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича? (важна не столько сила, сколько смекалка)

Прочитайте пословицы и, оставив лишь те, которые соответствуют морали данной басни, выберите лишнюю пословицу. (Слайд 10)

- Л.Н.Толстой написал ни один десяток басен. Я хочу, чтобы вы познакомились ещё с одной и сами определили её мораль. (читаем вслух хорошо читающие дети)

Два товарища.

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

7.Итог урока.

Что нового узнали?

Что этот урок дал для жизни?

Каких ребят можете похвалить за работу?

8.Рефлексия.

Что было самым трудным на уроке? Как вы оцениваете свой вклад в раскрытии темы урока? (у каждого на парте лежат сигнальные карточки двух цветов: жёлтого и зелёного. Зелёный - высокая оценка, жёлтый – нужна дополнительная работа)

9.Домашнее задание.

Подготовьте пересказ басни.