Лакцы: характеристика, занятия. Ох уж, эти странные лакцы… Интересные факты о лакцах

Лакцы — народ Северного Кавказа. Он сравнительно немногочислен, но традиции, язык и самобытная культура отличает его от сотни других национальностей Дагестана. В статье познакомимся с историей и обычаями этого удивительного народа. Узнаем историю лачка, где живут ее представители. Подробно познакомимся с их традициями и культурой.

Место проживания

Многонационально. Всего насчитывается 102 народности. Среди этого разнообразия ярко выделяется национальность лачка. Где живут представители этого народа?

Они населяют центральную часть Дагестана, которая, благодаря им, получила название Лакия. Эта народность и сегодня является преобладающей в данной местности. Она очень плотно заселила Лакский, Кулинский и Новолакский районы.

В горах Кавказа очень суровые условия для жизни. Снег может выпасть и летом. Леса, которые обильно растут в предгорьях, здесь отсутствуют. Фрукты и овощи практически не вызревают. Питание лакцев не отличается разнообразием. Рацион состоит из муки, мяса, сыра и трав, которые произрастают в горной местности.

Но и здесь имеются свои преимущества. Воздух в горах очень чист, свеж и прозрачен. А благодаря яркому солнцу девушки — представительницы национальности лачка (на фото ниже) - являются обладательницами самых румяных щечек в Дагестане.

Коровы центральной части Северного Кавказа, благодаря специфике природы, очень миниатюрны, что приводит в восторг туристов.

Численность лакцев

Эта народность немногочисленна. Согласно данным последней переписи населения, национальность лачка насчитывает около 160 тысяч представителей. Большая часть (86 тысяч человек) проживает в столице Дагестана — Махачкале.

История возникновения народа

Споры о лачка ведутся уже долго. Причина в том, что во многих источниках упоминаются племена, которые с древних времен населяли Северный Кавказ, но во всех документах они имеют разное название. Сегодня совершенно невозможно разобраться, о каком народе идет речь. Остается надежда, что дальнейшее изучение и сопоставление данных поможет разгадать эту загадку истории.

Несмотря на завесу таинственности, существует множество оснований предполагать, что у народа лачка у одного из первых на территории Дагестана возникла государственность. Считается, что в начале нашей эры произошло объединение всех его поселений в одно. Так возникла столица исторической Лакии — Кумух.

Борьба за сферу влияния

В шестом веке горный Дагестан являлся частью владений Персии, по приказу царя здесь была построена крепость. В XIII веке эта территория вошла в состав Арабского халифата. Кумух занял позицию центра торговли и политики на Кавказе. В XV веке империя распалась и власть перешла к хану, помощь в правлении возлагалась на совет визирей и военачальников.

Турция, Россия и Персия боролись между собой за право установить здесь свое влияние. Жителям Кавказа пришлось сражаться за свою свободу и независимость. России, в конце концов, удалось покорить этот гордый горный народ, но только после Революции в 1917 году жизнь лакцев в Дагестане стала достойной.

С приходом ко власти коммунистов, жителям гор стало доступно образование. Если раньше большая часть населения лакцев не умела даже читать, то теперь из представителей этого древнего народа стали получаться прекрасные врачи, летчики, писатели и даже ученые. Молодежь стремилась к учебе и приобретению достойной профессии.

Во времена Сталина 1500 семей горцев были переселены в Новолакский район на место депортированных в Среднюю Азию дагестанцев. Их дома были разрушены. Было уничтожено 26 сел частично и 18 полностью. Переселенцы были лишены права общаться с родственниками на протяжении четырех лет.

После распада СССР

В 1991 году после возвращения коренных жителей, лакцы были вынуждены покинуть обжитые места. Им была выделена земля севернее Махачкалы и средства для возведения новых поселений. Деньги часто не доходили до пункта назначения, а местность, предназначенная для заселения, как правило, оказывалась малопригодной для жизни. Но народ не сдавался.

В 2011 году был принят флаг и герб Кулинского района, а в 2013 году — Лакского. После распада Советского Союза образование немного потеряло свою актуальность, но сегодня молодежь вновь ставит своим приоритетом учебу и поступление в вузы.

Обычаи и традиции

На сегодняшний день семьдесят процентов лакцев проживает в городах. Несмотря на это, обычаи народа передаются от одного поколения другому. Жители Кавказа очень гостеприимны и примут любого гостя как родного. Так как условия жизни в горах суровы, лакцы всегда готовы прийти на помощь тому, кому трудно в данный момент. Любая проблема решается совместными усилиями. Соседи собираются и вместе трудятся над общим делом.

Каждый представитель национальности лачка знает историю нескольких поколений своих предков. В каком бы дальнем родстве ни состояли эти люди, семейные связи между ними очень крепки. Каждый лакиец дорожит своей репутацией. Совершив недостойный поступок, он ставит под удар все семью, ведь соседи будут помнить об этом на протяжении нескольких поколений.

У лакцев царит культ мужчины. Соответственно этому воспитываются дети. Мальчики с раннего возраста чувствуют себя мужчинами в семье, учатся нести ответственность и принимать решения. Девочки вырастают женственными. Лачки до старости сохраняют стройность, обладают деятельным характером и содержат дом в идеальном порядке. В семьях царит любовь к детям, уважение к старшим, забота о стариках.

Каждый поселок имеет свой язык, который существенно отличается от литературного, а также свои обряды, согласно которым справляются праздники и похороны. Это служит поводом для шуток друг над другом, так как лакцы обладают прекрасным чувством юмора. Большое значение для них имеет музыка, но главное в песнях горцев — голос, поэтому хорошие певцы здесь пользуются особым почетом.

Обряды

Лакцы — древний народ. За века своего существования он накопил множество традиций, поэтому все праздники сопровождаются обязательными обрядами. Познакомимся с некоторыми из них.

Свадебные переговоры ведутся сватами, в качестве которых выступают близкие родственники жениха. Ему не позволительно лично просить руки невесты. Переговоры длятся три дня. Если удается прийти к соглашению, проводится обряд обручения. Затем назначается дата свадьбы. До этого дня невеста обязана сшить костюм будущему мужу, а он, в свою очередь, готовит для нее шелковое платье и украшения.

За семь дней до свадьбы родственники нареченного приносят девушке подарки и хну, которой красят ладони невесты. После этой процедуры ей нельзя покидать дом до самого торжества.

В назначенный день свадебная процессия направляется из дома невесты к жениху. Лицо нареченной закрыто покрывалом. Во дворе жениха разжигается костер и расстилается ковер, на который ступает невеста. Девушку обсыпают зерном и сладостями, а мать парня угощает будущую невестку медом. Затем невесте полагается посмотреться в зеркало и войти со свекровью в дом в подготовленную для нее комнату, куда в полночь придет жених. Девушка в этот момент сидит за накрытым столом, нареченный подходит и пробует угощение, после чего молодожены остаются наедине.

Утром молодая жена идет за водой. Там ее встречает молодежь. Девушка должна дать им выкуп. Принеся воды, жена дает мужу испить ее. После этого девушка имеет право приниматься за ведение домашнего хозяйства в доме.

Похороны лакцев сопровождаются причитаниями, в которых выражаются все испытуемые чувства и соболезнования родным умершего. На протяжении первого года после похорон пять раз отмечаются поминальные даты. Кроме того, среда является одним из таких дней, так как считается, что покойник в этот день недели приходит в дом.

Перед рождением ребенка будущая мать возвращается к своим родителям, где остается затем еще на сорок дней. В воду для женщины кладут бумагу с написанной на ней молитвой. Из мечети приносят пучок соломы, поджигают его и окуривают будущую мать.

Через неделю дней после рождения младенца в дом приглашается уважаемая женщина, которая должна уложить ребенка в люльку. Тогда же собираются все родственники и сообща подбирают имя малышу, чаще всего, оно принадлежит умершему члену семьи. На следующий день уважаемый мужчина рода бреет ребенку голову. Локоны взвешивают и на деньги, вес которых соответствует массе обрезанных волос, покупают сладости и раздают соседям.

Сорок дней младенец оберегается старшими. К нему запрещено подходить взрослым с оружием или с золотом. Оберегом ребенка является нож или метла. Для его купания используется только деревянная емкость, вокруг которой углем чертят круг для защиты от зла. Спустя сорок дней мать и ребенок возвращаются домой, родственники помогают им нести приданое малыша, плов и халву.

Праздники

Каждый год 22 июня еще до рассвета лакцы поднимаются на гору Вацилу, где празднуют наступление лета. С первыми лучами солнца они просят для себя всех благ. Затем, согласно ритуалу, все совершают праздничный танец и завтракают на горе. До вечера лакцы веселятся и молятся.

Осенью перед сбором урожая горцы устраивают праздник. Они молятся и едят мясо барашка.

Как и у всех другие люди, лакцы празднуют наступление Нового года. Они жгут костры и прыгают через них. Так горцы очищаются от грехов. Кроме того, лакцы набивают соломой глиняные горшочки, поджигают их и кидают с горы. Это выглядит как своеобразный салют.

Весной во время первого дождя лакцы выходят на улицу для омовения с целью избавления от недугов. В марте горцы выбирают ночь с полной луной и проводят первую борозду, а землю приносят домой. Считается, что так можно приумножить достаток и достичь счастья.

Этикет

Если горец возвращается домой после длительного отсутствия, навестить его и приветствовать являются все односельчане. В случае если в период его отсутствия у кого-то из соседей случилось горе, вернувшийся должен нанести им визит.

В старые времена, если лакец убил своего сородича, честью семьи погибшего была месть. Чтобы избежать этого, преступник должен был завернуться в белое полотно и прильнуть к груди матери жертвы, став молочным братом убитого.

Культура

Территория проживания горцев бедна землей подходящей для возделывания, поэтому они вынуждены искать иные способы заработка. Ремесло лакцев совершенствовалось на протяжении многих веков. Наибольшее развитие получила обработка металла и драгоценных камней.

В селе Балхар женщины национальности лачка занимаются гончарством, их изделия востребованы во всем мире. Здесь производятся статуэтки, посуда, кухонная утварь, которые украшаются белой росписью. Это ремесло возникло еще в XIII—XIV веках. Изделия балхарских мастериц имеют тонкие стенки и признаны лучшими на Кавказе. Для росписи используется орнамент в старинных традициях.

Мастера национальности лакец развивают также сукноделие, изготавливают войлок и паласы. Большим спросом пользуется вышивка золотой и серебряной канителью.

В сердце гор Дагестана обитает народ, известный как лакцы. Их относительно немного: по данным последней переписи населения лакцев насчитывается 140 тысяч. Язык и самобытная культура выделяет их среди сотни других национальностей Дагестана. Благодаря лакцам на территории Дагестана возникло первое правоверное мусульманское государство.

Коренные жители Дагестана

Лакский писатель Саид Габиев допускает, что происхождение лакцев – результат дробления более крупных народов, «осколки» которых, спасаясь от многочисленных набегов, уходили в горы. У арабов, в Х веке н.э. принесших на острие сабли ислам в Дагестан, упоминается для определения горцев слово «лезгин» (lakz). После арабов территорию современного Дагестана завоевали монголы и тюрки. В частности, Северная и Приморская низменности к югу от Дербента долгое время относились к Золотой Орде. А в конце XIV века появились первые упоминания о Кайтаге и Кази-Кумухе. Кайтаг состоял в основном из христиан.

Пионеры ислама

Жители Кази-Кумуха – от них берёт своё начало история лакцев – прославились как ярые поборники ислама. Лакские правители, в то время называвшиеся себя шамхалами, по преданиям были ни больше ни меньше как прямыми потомками одного из близких родственников Пророка. Они собирали дань практически со всей территории не только Дагестана, но и большей части Чечни. И только через три века уступили эти права кумыкам.

Мастера на все руки

В конце XIX – начале ХХ веков в мире бурно развивается экономика. Одними из первых среди кавказцев лакские кустари стали открывать свои мастерские не только в России, но и за границей: в США и даже в Японии. Что неудивительно. Ведь лакец – это не просто национальность, лакец – это, в первую очередь, умелец.

По вековым традициям каждый дагестанский аул славился исключительно своим ремеслом. Народные промыслы и сейчас весьма востребованы. Из поколения в поколение бережно передаются навыки и знания, полученные несколько столетий назад. Лакские изделия участвуют (и совсем небезуспешно) в международных ярмарках, и, конечно, популярны у туристов, ведь в дагестанских аулах:

– Табасаранцы создают сказочные орнаменты на коврах.

– Балхары умеют делать уникальную в своём роде посуду. По традиции этим ремеслом занимаются исключительно женщины.

– Унукульцы славятся искусными деревянными поделками, недаром их аул называется «аул поющего дерева».

– Гоцатлинцы выделывают серебро, украшая изделия из него неповторимыми по красоте узорами.

Есть еще аул канатоходцев (Цовкра), аул ювелиров (Кубачи) и даже аул… поэтов, да-да, поэтов!

Вот такой народ лакцы – ловкие, сильные, умелые и отважные. Истории известен случай, когда лакскому ювелиру удалось дослужиться до министра финансов (!) у правителя Эфиопии, а его сына, командарма Насибу Эммануэля, за заслуги в итало-абиссинском военном конфликте (1936 год) объявили национальным героем Эфиопии. Не менее знаменит и другой лакец – Герой Советского Союза лётчик-космонавт Муса Манаров.

Лакцы – яркий пример народа, которого непростое выживание на небогатой каменистой земле не сломило, а наоборот, воспитало в нём сметливость и недюжинную деловую хватку.

Одна из уникальных особенностей республики Дагестан – это большое количество , и лакцы – один из них. Испокон веков они жили в центральной части региона, в так называемой Лакии, примерно в границах нынешних Лакского и Кулинского районов, где и сейчас преобладает лакское население.

Численность и место проживания лакцев

Орнамент росписи отличается приверженностью к свои традициям. Имена талантливых мастериц известны на весь мир, такие как: П. Кадиева, П. Ибрагимова, А.Сулейманова, П.Амирхановоа, Х.Мамаева, Х.Исмаилова и т.д. Сегодня промысел продолжает свое развитие, совершенствуя и сохраняя в творчестве лучшие традиции своего народа. Также из народных промыслов у лакцев развито сукноделие, изготовление войлока, паласов.

Знаменитые лакцы – герои СССР и России

Самые знаменитые лакцы XX века, это, без сомнения Муса Манаров и Амет-Хан Султан. Их знают далеко за пределами республики и России. Муса Манаров – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, он именно тот, кого упоминают его земляки, когда их собеседники признаются, что никогда не слышали про такую национальность, как лакцы.

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан тоже летчик, причем такой, что его полеты и во время ВОВ войны и в мирное время, когда он занимался испытанием новых самолетов, описывают с придыханием даже летчики-асы и сами конструкторы этих машин.

Интересный факт – мать Амет-Хана Султана – крымская татарка и крымские татары считают его своим национальным героем. Что он лакец по отцу, замалчивается, из-за чего время от времени возникают забавные казусы. Самый известный из них – предложение назвать симферопольский аэропорт именем Амет-Хана Султана. Они даже не знали, что в России в г. Махачкала уже есть аэропорт, носящий его имя.

Кроме Амет-Хана Султана во время ВОВ еще несколько лакцев стали Героями Советского Союза: Макаев Ц. М., Буганов Г. О., Сулейманов Р. Б., Сулейманов Я. М-А. В непростые постсоветские времена тоже нашлось место подвигам – уже два представителя этого гордого народа получили звание Героя России (к сожалению, посмертно). Это Мурачуев Х. Р. и Гаджиев Г. Ш. Они защищали Родину от международного терроризма.

Хотелось бы, чтобы национальность лакцы с их самобытной культурой, собственными обычаями и уникальным языком, не растворились среди народов России, а наоборот сохранялась и развивалась, обогащаясь сама и обогащая культуры других народов.

Лакцы в прежнее время были преимущественно известны под именем казикумухцев или казикумыков. Самоназвание - лак; аварцы называют их тумал, даргинцы - булугуни, лезгины - яхулви.

Большая часть лакцев составляет основное население Лакского, Ку- линского, Ново-Лакского районов и смежных частей Левашинского, Акушинского, Рутульского районов Дагестанской АССР. Лакцы проживают также в Дахадаевоком (сел. Шадни), Курахском (сел. Бурши-Мака) и Чародинском (сел. Шали) районах. Общее число лакцев по переписи 1959 г.-64 тыс. Лакский язык, принадлежащий к дагестанской ветви кавказских языков, распадается на пять диалектов: вицхинский, кумухский, вихлинский, аштикулинский и балхарский. Подавляющее большинство лакцев знает русский язык. В меньшей степени они знакомы с кумыкским, азербайджанским, аварским, даргинским языками.

Основная масса лакцев проживает в горах. Если севернее сел. Кумух хорошо вызревают фрукты, пшеница и кукуруза, то в южной, более высокогорной, части лакской территории летом нередко выпадает снег. Через лакскую территорию протекает р. Казикумухское Кой су; она и ее притоки представляют собой бурные горные речки, текущиз то по широкой долине, то в глубоких каньонах. Зимой эти реки на три-четыре месяца сковываются льдом. Под лесом и кустарниками в Лакском и Кулинском районах находится лишь 1,6% территории, а неудобные земли составляют 17% общей площади этих районов.

Лакцы принадлежат к коренному населению Дагестана. Трудно сказать, однако, являются ли «леги», упоминаемые античными и раннесредневековыми авторами, предками современных лакцев, или так называли (как потом-«лезгинами») вообще всех дагестанских горцев. Больше оснований считать лакцами «гумиков» - народ, упоминаемый арабскими авторами IX-X вв. Баладзори и Масуди. Согласно их сведениям, гумикп жили примерно на той же территории, которую занимают лакцы. До присоединения к России (1820 г.) лакцы входили в состав Казикумухского ханства. После ликвидации ханства в 1859 г. территория его была преобразована в Казикумухский округ Дагестанской области.

При образовании Дагестанской АССР Казикумухский округ в 1922- г. был переименован в Лакский округ. С 1929 г. он стал именоваться районом, а в 1935 г. был разделен на два района: Лакский с центром в сел. Кумух и Кулинский с центром сначала в сел. Кая, а с 1940 г.- в сел. Вачи. В 1944 г. на плоскости был образован Ново-Лакский район с центром в сел. Ново-Лакское - третий по счету чисто лакский район Дагестанской АССР.

Занятия

Главное занятие лакцев, проживающих в горах,- животноводство! , а в Ново-Лакском (районе - земледелие. В животноводстве на первом месте стоит разведение овец, далее- крупного рогатого скота, лошадей, ослов и мулов. Местная городская порода овец (С 1934 г. систематически улучшается и в настоящее время число грубошерстных овец в лакских районах составляет менее 5% всего поголовья. В течение лета весь скот лакских колхозов пасется в горах. В середине сентября овцы и часть крупного рогатого скота перегоняются на зимние пастбища, расположенные в Калмыцкой АССР. В середине апреля начинается обратный перегон скота на летние пастбища. По исстари заведенному обычаю, доением овец занимаются у лакцев мужчины, а доением коров - женщины. Лакские колхозы имеют на своих зимних пастбищах крытые помещения для скота и благоустроенные общежития для чабанов. Обычно еще летом колхозы командируют бригады рабочих на места зимних пастбищ. Эти бригады заготовляют на зиму сено, топливо и ремонтируют помещения. Коров, как правило, не перегоняют на зимние пастбища; круглый год они находятся вблизи селений. Телят же, подобно овцам, перегоняют ежегодно с гор на плоскость и обратно. Возвращение стада с пастбищ - праздничное событие в лакских селениях.

Каждый колхоз имеет молочно-товарную ферму, которая, в противоположность овцеводческой, всегда располагает помещением для скота. Скотные дворы, как и остальные постройки молочно-товарных ферм, во всех колхозах построены за последние 10-20 лет. Это просторные и удобные помещения, сооруженные с учетом местных строительных традиций. Например, на молочнотоварной ферме колхоза в сел. Убра Лакского района все постройки фермы сделаны из колотого камня на глиняном растворе. Плоская крыша коровника и телятника внутри поддерживается каменными столбами, между которыми перекинуты каменные арки. Такие же арки устроены над воротами и двумя калитками двора фермы. При молочно-товарной ферме, кроме скотного двора, имеются служебные помещения: помещение для доярок, сепараторная, склад для хранения продуктов животноводства; во дворе под навесом стоит своеобразная, издавна существующая у лакцев, печь для приготовления пищи.

Земледелие в лакских районах, за исключением Ново-Лакского, играет второстепенную роль. Так, в Лакском районе под пашней занято всего 3893 га (8,3% общей земельной площади) 2 . Своего хлеба хватает только в Ново-Лакском районе. Колхозы горных районов закупают его в Буйнакске и Махачкале. Главными культурами являются: в Кулинском районе - пшеница и ячмень, в Лакском - пшеница, кукуруза и ячмень. Немалое значение у лакцев имеют горох, рожь и картофель. В связи с расширением из года в год посевов на территории зимних пастбищ отмечается рост посевных площадей. Наряду со старой сельскохозяйственной техникой (соха с железным лемехом, молотильная доска, серп, коса и пр.) г колхозы применяют невиданные ранее в горах молотилки, железные плуги и борона, а на плоскости, кроме того,- тракторы, комбайны, сеялки, лобогрейки, сенокосилки, конные грабли и т. д. Сохранение в горах некоторых элементов старой техники объясняется рельефом местности и структурой почв лакских гор, а в некоторых случаях и потребностями хозяйства. В частности, применение молотильных досок в горах обусловлено тем, что, пользуясь ими, получают не солому, а необходимую скотоводам мякину.

Только после коллективизации началось массовое разведение овощей на лакских полях, получившее широкое распространение в настоящее время во всех лакских селениях. До революции один из исследователей лакского быта писал, что «страна лаков безлесна и садоводство в ней невозможно по суровости климата и по малому количеству земли». Колхозная Лакия опровергла это утверждение. Сейчас даже в наиболее высокогорном, Кулинском районе есть молодые сады (около 144 га), не говоря уже о значительной площади под садами в Лакском (около 432 га) и Ново-Лакском (более 335 га) районах. Колхозы и отдельные колхозники занимаются также пчеловодством. Наряду с рамочными ульями применяют и старые сапеточные, которые представляют собою плетенные из веток корзинки, имеющие форму усеченного конуса, обмазанные глиной и затем выбеленные.

На протяжении, по крайней мере, последних 100 лет, а возможно и гораздо большего периода характерной чертой лакской экономики было широкое развитие отхожих промыслов. Среди всех кавказских народов наибольший процент отходников давали именно лакцы. Слабое развитие земледелия, низкий его уровень, необеспеченность зимними пастбищами, большая плотность населения (до 40 человек на 1 кв. км) при неравномерности распределения средств и орудий производства между разными социальными прослойками заставляли лакскую бедноту покидать свои родные каменистые горы и искать заработка на стороне.

Существовала своеобразная специализация отдельных лакских селений. Так, сел. Кумух, вообще бывшее крупным ремесленным центром, особенно славилось ювелирами и медниками, Кая - торговцами, Унчу- катль - шорниками, Убра - каменщиками и лудильщиками, Кума - кондитерами, Шовкра - сапожниками, Цовкра - акробатами и т. д. Большое лакское сел. Балхар стало известно благодаря производству гончарных изделий, изготовлявшихся исключительно женщинами.

Балхарская керамика производится и в настоящее время и имеет широкое распространение по всему Дагестану. Это разделение профессий между различными селениями не могло бы возникнуть, если бы ремесленники ориентировались только на внутренний рынок.

Потребителями излишков рабочей силы у лакцев были города и селения плоскостных районов Кавказа. Однако в поисках заработка лакцы уходили не только в различные районы Дагестана и Северного Кавказа; лакских кустарей можно было встретить в Ростове-на-Дону, Москве, Оренбурге, Констаитинополе, Каире, Аддис-Абебе, Кульдже, Париже и пр.

В связи с отходничеством выработались и особые обычаи. Например, уходить из дому полагалось вечером после заката солнца; в дорожную сумку уходившего мать, сестра или невеста клали сладкое печенье в форме сердца, чтобы тот не забыл дарящую.

Коллективизация сельского хозяйства лишила отходничество его экономической основы. В советское время в районах, населенных лакцами, созданы промкомбинаты и артели, изготовляющие кожевенные, швейные, трикотажные, керамические изделия, кавказские сукна, войлоки и многое другое. Кроме того, многие колхозы организовали у 1себя мастерские по производству кавказского сукна, бурок, джемперов, шерстяных носков, обуви и пр. Создание организаций кустарей, а главное те глубочайшие сдвиги, которые произошли в жизни горцев за годы Советской власти, привели к тому, что в настоящее время отходничества у лакцев не существует. Теперь если лакские колхозники надолго покидают свои селения, то это делается в связи с учебой или военной службой, но не ради поисков куска хлеба. Наряду с этим, многие лакцы постоянно живут в городах Дагестана и других местах Советского Союза, где работают в различных областях экономики и культуры.

Местная промышленность лакских районов включает также колхозные водяные мельницы, маслосырозаводы, три типографии и ряд гидроэлектростанций (самая крупная из них в сел. Кумух). До Советской власти промышленность в Лакии отсутствовала, если не считать кустарных мастерских и небольших водяных мельниц.

Лакцы

Лакцы исторически представлены в центральной горной части Дагестана в современном Лакском, Кулинском районах (они составляют там более 90 % населения), а также в Новолакском районе (48 % населения), куда были депортированы в 1944 году. Сельское население лакцев проживает также в Акушинском (5 %), Рутульском (5 %) и Кизлярском (3 %) районах. После образования районов часть лакцев оказалась в составе Чародинского (сс. Шали, Арчи), Рутульского (сс. Аракул, Верхний Катрух, Нижний Катрух), Аршинского (сс. Балхар, Уручул, Цалахан, Хули) районов. Лакские селения Шадни и Буршимака (совр. Ениаул) находятся соответственно в Дахадаевском и Магарамкентском районах. Подавляющее большинство лакцев живет в городах Дагестана, а также РФ, СНГ. В Махачкале они составляют 12 %, Каспийске - 14 %, Буйнакске и Кизилюрте около 8 % населения. Небольшое число лакцев проживает в городах Турции и Ближнего Востока. По данным 2001 года, общее количество лакцев составляет около 120 тысяч человек, из них в Дагестане около 105 тысяч, или 5 % от всего населения.

Самоназвание лакцев - лак, что нашло отражение в греч. лег, грузинском лэки и армянском лак. Свою страну они называют Лакку кIану, букв. “Лакское место”, Лакку билаят - Лакская страна. Аварцы называют лакцев гъазигъумек, даргинцы - булеги, лезгины - яхул, кумыки и северокавказские народы - къазикъумукъ (гъазигьумук).

Лакцы имеют богатый фольклор, представленный во всех его жанрах, оригинальную народную музыку. Письменность на арабской графической основе начала складываться еще в XV в.; первые письменные памятники относятся к XVI-XVIII вв.

Литературный язык (в обеих его разновидностях) сложился в XVIII в. на основе речи жителей селения Кумух, который был политическим, торгово-экономическим и культурным центром лакского народа.

Лакская литература богата своей поэзией, прозой, драматургией. С 1935 года функционирует государственный драматический театр. В последние десятилетия активно развивается профессиональная музыкальная культура, получившая международное признание.

Представляя какой-либо народ читателям, обычно принято рассказывать о его истории. Хотя история лакцев систематически и полностью не изучена и не описана, однако и то, что достоверно известно по источникам и отдельным исследованиям, дает основание думать, что у этого народа была богатая, насыщенная крупными событиями история.

Если бы не ограниченность журнальной статьи, следовало бы в первую очередь рассказать о лакских государственных образованиях (Гумике, Казикумухском шамхальстве, Казикумухском ханстве), о знаменитых в свое время феодальных владениях, сыгравших большую роль в истории Лакии и ее народа, Дагестана и в целом Кавказа, о роли и месте лакцев и их Сурхай-хана I Чолака, его сыновей в антииранских освободительных войнах, продолжавшихся более 35 лет, о знаменитом сражении, завершившемся полным разгромом армии Надир-шаха, о многолетней героической борьбе против русской колониальной экспансии, о восстании 1877 года; нельзя было бы не сказать о том, что лакцы одними из первых на Кавказе приняли ислам, и о том, что приобщение к арабо-мусульманской культуре было поворотным событием в истории духовной культуры лакского народа и выявило из лакской среды плеяду крупных ученых, в том числе таких как Али Каяев. Слишком много места занял бы рассказ об огромном значении присоединения Дагестана и Лакии к Российскому государству, о его во многом противоречивых, но в целом прогрессивных последствиях. Особо следовало бы выделить славные страницы участия лакского народа в борьбе за установление советской власти; имена выдающихся революционеров, государственных деятелей Саида Габиева, Гаруна Саидова; всенародный подъем в период советского строительства. Невозможно было бы не сказать особо о всенародном участии лакцев в Великой Отечественной войне, об их беспрецедентном патриотическом подъеме и героическом подвиге на полях сражений, в партизанских отрядах, о целой плеяде Героев Советского Союза, героев Италии, французского Сопротивления, о тех, кто еще в сорок первом бомбил Берлин, о кавалерах орденов Ленина, Боевого Красного Знамени, о сбежавших на фронт старшеклассниках Кумухской средней школы и о том, что Лакский район четыре года подряд получал Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, что награжденных орденами и медалями за трудовой подвиг и помощь фронту в Лакском районе было во много раз больше, чем в других районах республики. Разумеется, нельзя было бы не сказать об ученых, инженерах, архитекторах, летчиках, академиках, лауреатах Государственных премий, художниках, композиторах, спортсменах и многих других, имена которых известны в стране и мире.

Говоря о лакцах, непременно нужно было бы рассказать об их жизни сегодня, о больших и малых проблемах, национальном самочувствии и морально-психологическом климате современного лакского общества. Но, к сожалению, в одной статье обо всем этом даже пунктирно невозможно означить.

Но если все же нужно привлечь внимание читателя и если в этом смысле необходимо выделить наиболее исключительное у этого народа, нам представляется, что нужно сказать о главной проблеме - лакском этносе. Сегодня лакский народ, судя по принятым в социологии и социолингвистике измерениям, приходится причислить к умирающему народу (этносу). Это видно, во-первых, по признанным в науке демографическим показателям. Приведем наиболее яркие из них. У лакцев самый низкий процент прироста населения среди всех народов Дагестана, см.: по сравнению с 1970 годом прирост в 1979 году составлял 116,3%, а по сравнению с 1979 годом в 1989 году -115% (ср., например, у аварцев соответственно -122 и 119, 8; у даргинцев -124,2 и 119; у табасаранцев -136,7 и 134,7). Самая низкая рождаемость опять-таки у лакцев. Например, в 1989 г. в Лакском районе на 1000 человек - 18,9, в Советском районе - 28,5, Ахвахском -40,2, Гунибском - 30,1. Или: если по республике рождаемость детей за 1989 г. увеличилась на 23%, то в Лакском районе всего на 10,5%. По проценту смертности за тот же период ведущие места принадлежат Лакскому и Кулинскому районам. В целом у лакского населения должна быть крайне низкая рождаемость, т.к. около 70% лакцев являются горожанами.

Предположим, но только теоретически, что ситуация с рождаемостью и соотношение “рождаемость - смертность” может измениться в положительную сторону, хотя практически трудно в это поверить, ведь количество лакцев-горожан поступательно увеличивается, в том числе за счет тех же выходцев из сельских районов. Но тем не менее! Если окончательная “демографическая смерть” лакцам в ближайшее время непосредственно не угрожает или не так ярко это видно, то этнонациональная или национально-культурная деградация реально угрожает подавляющей части лакского народа, что, в свою очередь, прямо и косвенно не может не отразиться на лакском этносе в целом.

Сразу же отметим, что речь идет о лакцах-горожанах.

Нет необходимости конкретными социологическими (хотя такие исследования проводились этнографами, лингвистами и др.) и социолингвистическими исследованиями доказывать, что лакцы-горожане в третьем поколении практически не владеют лакским языком, а те, кто заявляет, что знает язык, или те, о которых родители говорят, что их дети знают родной язык, в лучшем случае могут изъясняться ситуативно по острой необходимости. Также не нужно доказывать, что сегодня, за исключением тех, кто в свое время учился в сельской национальной школе, не умеют читать и писать на лакском. языке. Значит, через 30-40 лет в городах читать и писать на родном языке будут уметь опять-таки только прибывшие из сельской местности. Таким образом, в ближайшие десятилетия больше 80% наиболее социально активных представителей народа, которых принято называть образно цветом нации, не будут владеть лакским языком. Эта часть народа, в среде которой должна была бы развиваться национальная культура, традиции, литературный язык, создаваться литература и т. д., сама будет оторвана от национально-этнической почвы и родной культуры.

Да, этнонациональная деградация в той или иной степени угрожает и горожанам других национальностей. Но все дело в том, что если такая опасность грозит, скажем, только 30,8 % аварцев (речь идет о количестве городского населения), 31,5% даргинцев, 33,1% табасаранцев, 47% кумыков, то у лакцев 63%. К тому же нужно принять во внимание и то, что лакцы, живущие за пределами Дагестана и РФ, - в абсолютном большинстве горожане.

Картина не будет полной, если не обратить внимания и на такие данные: за период 1979-1989 гг. население Лакского района уменьшилось на 2700 чел., а в последние десять лет ежегодно выезжает в города в среднем 300 человек. Лакцы занимают ведущее место среди народов Дагестана и по темпам смены родного языка и этноязыковой деградации: процент признающих язык своей национальности родным языком (независимо от его знания или степени знания) у лакцев самый низкий - 97,7 (у аварцев - 98,2, даргинцев - 98,8, кумыков - 99 и др.). По данным 1989 г., каждый 77-й лакец родным языком признал русский язык, у аварцев - только каждый 176-й, у кумыков - каждый 162-й, у даргинцев - каждый 196-й.

Если даже предположить, что количество лакцев в обоих лакских районах сохранится на таком же уровне, как сегодня (около 20 тыс. чел.), риторический вопрос: “Что это за нация, у которой подавляющая и наиболее образованная часть населения не знает своего языка?” перестает быть образным и смешным, он звучит зловеще. Это усугубляется и тем, что языковое обрусение лакцев и их практическая национально-культурная деградация происходят и будут происходить по объективным причинам. В своей первопричине этот процесс объясняется скудностью лакской земли, он обусловлен особенностями сегодняшней действительности, особенностями политико-административного и государственного устройства Республики Дагестан (они были заложены еще в 1920 году при образовании ДАССР). Хуже всего то, что практически - даже при очень большом желании - уже ничего невозможно изменить (в самом деле, не будем же создавать “национальные города”, в том числе “лакский город” с самодостаточным “лакским государством”).

В принципе, ничего страшного нет в том, если сто тысяч лакцев сменят родной язык, ассимилируются и станут частью русской нации. В истории аналогичных примеров много. Но дело в том, что эти сто тысяч лакцев не станут и русскими, они не станут и аварцами, лезгинами или кумыками. Объективные условия Дагестана и дагестанских городов “не позволят” этого. Но кем они станут? Одно можно определенно сказать: они будут считать себя лакцами. Мы будем иметь по сути некую этнонационально-безликую массу без собственного языка, культуры и традиций, аналогии которой невозможно найти ни в современной истории, ни в прошлом. Но как они будут себя вести, какое место они будут занимать в сообществе народов Дагестана - трудно прогнозировать, потому что не с кем и не с чем сопоставить и аналогии не было в истории.

В создавшейся ситуации единственное, что возможно сделать для продления этнокультурной жизни лакского народа, - это найти пути сохранения сельского населения в лакских районах. Для этого, видимо, потребуется вмешательство государства на федеративном уровне. В противном случае существующее столетиями межнациональное и хозяйственно-экономическое равновесие в дагестанском регионе будет нарушено, а это не в интересах республики и ее народов.