Кем приходится дед мороз снегурочке. Биография снегурочки или маленькая тайна зимней сказки. Снегурочка и Мороз: скандинавское толкование

Вообще, Дедушка Мороз является трансформировавшимся со временем древним языческим божеством. Обычная на то время персонификация природной стихии.
Этому божеству не одна тысяча лет.

Он был не очень добр, но был мстителен, жесток, не был нарядно одет... Как и всякое языческое божество, за подношения одаривал ништяками, а за неуважение- сеял мороз и смерть.
Его жутко боялись и почитали. Это сейчас зима- это веселье, елка, мандарины, Новый год.
А в давние времена это была проверка на прочность. Зиму нужны было натурально пережить, и сделать это было ох как не просто.
И он был одним из немногих божеств, которые могли в этом помочь. Потому ему молились, делали жертвоприношения.

Если подробнее подходить к его личности- можно вспомнить знаменитую сказку Морозко. Сказка эта безумно старая, и имеет более сотни различных вариаций. И, понятное дело, на данный момент общеизвестен самый лайтовый вариант. Который и был экранизирован гениальным режиссером Александром Роу.
В большинстве же вариантов после вопроса "Как тебе на морозе, не холодно ли?", Настеньку после уважительного отношения к морозу он одарил и вернул домой, а вот Марфушенька(за честное признание несколько некомфортного положения) никогда уже не вернулась. Он ее заморозил к чертовой матери. Та же участь постигала всех неугодных живых существ. Судя по всему маны у него было много, кастовал этот чертила не стесняясь. Он не только убивал живых существ поштучно из-за плохого настроения, но так-же мог приказать Метели замести целое поселение.
При всем при этом он не был исчадием зла. У отца был сборник древних народных русских сказок, что он мне читал. Были и хорошие моменты.
Например, в одной истории он случайно уничтожил запасы еды у крестьянина.
И тогда русский мужик пошел в лес разбираться. Шел долго и уже в полуживом состоянии вошел в волшебный ледяной терем. Дед Мороз извинился перед ним, одел потеплее в обратный путь, посадил волшебные сани и дал скатерть-самобранку.
Еще он любил мучить разбойников, нападавших на простых людей в лесах. Замораживал им части тела и оставлял на морозе.

Этот суровый дед Мороз имел и родителей(По некоторым предположениям, это были славянские языческие божества Мара и Велес). Имел красавицу жену Зиму, кучу различных демонов и родственников в услужении, реально кучу: это и подлые заманивающие на хрупкий лед твари, и лютая метель, трескуны...
Однако, кто там сын был, а кто невестка- из-за жуткого отношения церкви к славянским традициям, мы никогда уже не узнаем. Огромное количество легенд и мифов утеряно из-за них. Капища сожжены, любыми путями язычество старались стереть из памяти людей.

Но, судя по тому что традиции с Дедом Морозом и той-же масленицей с блинами за тысячу лет не удалось искоренить- становится понятно, что мифы и предания о нем были известны повсеместно и сидят, что называется, в подкорке у народа.

В современном же образе(В виде справедливого и добродушного дедушки с внучкой), который сформировался не так давно(уже в советское время)- у него нет семьи, кроме внучки.
Современное понимание Деда Мороза- это некий кусок нашей древней истории, не очень ровно вырванный из вечности.

Почему отец Гарри Поттера так издевался над Снейпом в школьные годы, если он был таким классным и добрым волшебником?

В отличие от главного новогоднего волшебника, «внучка» не пьет, не приносит подарков, а гораздо выносит на себе перенасыщенного «волшебством» Деда Мороза.

Но кто все-таки такая Снегурочка и какие тайны скрывает этот новогодний образ?

Первая и самая удивительная тайна Снегурочки заключается в ее абсолютной уникальности. Разумеется, современная российская Снегурочка может иметь белорусскую, украинскую и даже казахстанскую сестер, однако, по сути, все они являются продолжение одного образа, окончательно сформировавшегося вместе с советской традицией встречи Нового года.

Так вот, аналогов Снегурочки в мире не существует, если не считать сомнительный образ супруги Санта-Клауса.

Мало того, в отличие от Деда Мороза, Снегурочка не зафиксирована и в русском народном обряде.

Несмотря на это, Снегурка с нами давно - с того самого момента, как в русском фольклоре появилась сказка о девочке из снега, которая ожила.

Фильм «Снегурочка» режиссера Павла Кадочникова. Ленфильм. 1969 год. СССР. На фото: Евгения Филонова, как Снегурочка. Фото: www.russianlook.com

Само собой, на тот момент эта девочка не имела отношения ни к Новому году, ни к подаркам.

По одной из версий, история Снегурочки напрямую происходит из обряда похорон Костромы.

Славянский обряд похорон Костромы представлял собой проводы зимы и одновременно просьбу к силам природы о плодородии земель. По одной версии обряда, чучело девушки топили в реке, по второй - сжигали на костре, как Масленницу. Еще в одном варианте, Кострома насмерть упивалась вином на веселом пиру, что делает ее очень близкой всем любителям застольных новогодних посиделок.

Так или иначе, но с предтечей Снегурочки Костромой расправлялись вполне сознательно. А гибель слепленной из снега девушки во время прыжка через костер - это, если хотите, облегченная версия обрядовой истории.

Если Кострома, являвшаяся по совместительству богиней плодородия, обладала, по мнению славян, довольно противоречивым характером, то Снегурочка изначально выглядела девушкой доброй и наивной.

История восхождения

Перевел Снегурочку из фольклора в литературные персонажи русский собиратель фольклора Александр Афанасьев , который в 1867 году поместил сказки о Снегурочке во втором томе своего исследования «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году драматург Александр Островский под впечатлением работы Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В этой истории Снегурочка предстает в знакомом нам сегодня образе - бледная блондинка в бело-голубой зимней одежде. Здесь-то Снегурочка впервые сталкивается с Дедом Морозом, который оказывается ее... папой. А мамой выступает Весна-Красна, не устоявшая перед мужской харизмой седобородого кудесника. Впрочем, история Снегурочки у Островского невеселая: оставленная у людей на попечении, она становится жертвой непонимания и прыжков через костер.

Интересно, что пьеса Островского была принято весьма холодно, и неизвестно, какая бы карьера ждала Снегурочку, если бы к делу в 1882 году не подключился композитор Николай Римский-Корсаков . Его опера по пьесе «Снегурочка» имела бешенный успех, после чего ледяная девушка начала двигаться к статусу второго новогоднего лица.

Еще в дореволюционный период российские педагоги начинают использовать образ Снегурочки в сценариях рождественские елок. Правда, как правило, речь идет о постановке определенных сцен из пьесы Островского с ее участием. Также фигурки Снегурочки начинают вешать на елку в качестве украшения.

И все-таки на тот момент Снегурочка оставалась исключительно второстепенным персонажем. Решающее преображение наступило в 1935 году, когда в Советском Союзе на официальном уровне стали праздновать Новый год.

Теперь Снегурочка стала «правой рукой» Деда Мороза, посредником в общении между ним и детьми на утренниках. При этом по не вполне ясной причине поменялся их родственный статус. Если у Островского Снегурочка была дочерью Деда Мороза, то в новой версии она предстала его внучкой.

Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке. Фото: РИА Новости

Хотя нельзя исключать, что данная Снегурочка - на самом деле дочь той, что растаяла во время прыжков через костер. Во всяком случае, у советской Снегурочки склонности к таянию замечено не было.

На праздновании Нового, 1937 года, Дед Мороз и Снегурочка впервые предстали вместе на елке в Московском Доме Союзов. Интересно, что тогда Снегурочка представала в образе маленькой девочки и лишь спустя некоторое время «подросла».

Терем на улице Лагерной

Вполне возможно, что это изменение фактуры было вызвано исключительно практическими соображениями - ведь студентки театральных училищ и начинающие артистки театров справлялись с ролями хозяек детских утренников куда лучше, чем ученицы младших классов.

В отличие от Деда Мороза, судьба Снегурочки еще какое-то время висела на волоске - например, в военный период этот образ из новогодних праздников исчез.

Спасли Снегурочку два известных советских писателя - Лев Кассиль и Сергей Михалков . Именно они писали сценарии кремлевских елок в начале 1950-х годов, и делали внучку Деда Мороза обязательной участницей представлений. Только после этого Снегурочка окончательно «застолбила» себе место подле елки.

Снегурочка настолько добра и безобидна, что постоянно оказывается в заложниках у различной нечисти, имеющей материальные претензии к Деду Морозу. На моей памяти, Снегурочка лишь раз взяла инициативу в свои руку, выручая дедушку. В мультфильме «Когда зажигаются елки» нетипично решительная Снегурочка отправилась на санях в столицу, дабы привезти утерянные Дедом Морозом подарки. И с задачей своей справилась на «отлично».

Снегурочка ныне - девушка самостоятельная, и у нее есть собственная резиденция, расположенная в Костроме. Именно в этих краях, в усадьбе Щелыково, драматург Александр Островский и написал пьесу о Снегурочке. «Терем Снегурочки» по числу посетителей вполне может дать фору резиденции Деда Мороза в Великом Устюге.

Единственной странностью, касающейся места обитания Снегурочки, является ее костромской адрес - живет внучка Деда Мороза на улице Лагерной, дом 38.

Дальние родственницы или просто знакомые?

Самые упертые искатели западных аналогов полагают, что у Снегурочки есть нечто общее со святой Люсией, которая в Германии и странах Скандинавии в период запрета культа святых и, в частности, святого Николая, выступала в качестве рождественской дарительницы подарков детям. В странах Скандинавии и Финляндии праздник святой Люсии, отмечаемый 13 декабря, сохранился и по сей день, и служит своеобразным преддверием к Рождеству.

Есть еще итальянская Бефана, то ли старуха, то ли молодая женщина, являющаяся к детям в ночь на Богоявление, и раскладывающая подарки послушным детям в заранее приготовленные носки. Плохим детям Бефана подкладывает в носки золу. Между прочим, эта дама неплохо известна и российским детям - несколько видоизмененный ее образ описал Джанни Родари в своем «Путешествии «Голубой Стрелы».

Упоминается также и Маланка, участвующая в предновогодних обрядах Бассарабии, Подолии и Галиции.

Однако все эти дамы, разумеется, не идут ни в какое сравнение с нашей уникальной и неповторимой Снегурочкой, которая каждый год избавляет детей от смущения перед седобородым волшебным старцем, а потом безропотно доставляет подгулявшего Деда Мороза в его обитель. Именно поэтому Снегурочка - исключительно наш персонаж, в котором каждая русская женщина может увидеть себя.


  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР

  • ©
Чтение статьи займет: 5 мин.

В преддверии очередного Нового года и сопутствующих этому событию празднеств с традиционными народными гуляньями, застольями с оливье и поголовным распитием крепких спиртных жидкостей, я намерен продолжить исследования генеалогии новогодних персонажей и атрибутов. В прошлом году изучался достославный , в этом темой материала будет Снегурочка. Заранее не афишируя степень родства девушки в голубом платье с белой оторочкой с новогодним дедом, предлагаю разобраться в ее происхождении и связи с бородатым поставщиком новогодних подарков. Приступим, пожалуй…

Если персонажи, отчасти схожие с современным Дедом Морозом, имелись в славянской мифологии (но подарков они не дарили, наоборот – жизнь могли отнять на раз-два), то связать Снегурочку с кем-то из мифических героев довольно сложно. Ее образ наиболее близок к Костроме (не городу), но об этом позже. А сейчас отметим один важный момент – Снегурочка, как бы не пытались некоторые исследователи связать ее с персонажами из западных верований, является исключительно российской новогодней героиней.

Драматург А.Н. Островский . Автор популярных по сей день «Грозы» и «Бесприданницы» получил в 1873 году заказ от имперской комиссии театров на феерическую пьесу, которая бы позволила задействовать в ней оперную, драматическую и балетную труппы Малого и Большого театра. Согласившись, Александр Николаевич решил черпать вдохновение для создания пьесы во втором томе сборника народного фольклора А.Н. Афанасьева, опубликованного в 1869 году – сказке о Снежевиночке-Снегурке, девочке, вылепленной из снега. Описанная Афанасьевым история Снегурочки более чем трагична – бесплодная чета крестьян слепила по осени из первого снега куклу, та ожила и стала Снегуркой, а в начале весны снежная девчонка прыгнула по примеру других детей через костер и растаяла.

Островский создал свою версию истории, сделав Снегурочку дочерью Мороза и Весны. Поскольку воспитывать девочку сказочные родители не могли сами, они отправили ее жить в деревню, в семью бездетных Бобыля и Бобылихи. Повзрослев, Снегурочка влюбляется в Леля, местного полубога-пастуха и обладателя волшебной флейты, но приемные родители предпочитают отдать красавицу замуж за богатого горожанина. В финале все заканчивается также плохо, как и в первоисточнике Афанасьева, только губит Снегурочку не пламя костра, а воспылавший в ее сердце огонь любви к Лелю – согласитесь, так гораздо романтичнее.

Несмотря на замечательное музыкальное сопровождение, написанное тогда еще молодым и толком неизвестным П.И. Чайковским, пьеса о девочке из снега после премьерного показа на сцене Большого театра 11 мая 1873 года с театральных подмостков полностью исчезла. И не было бы сегодня новогодней Снегурочки, если бы не…

Композитор Н.А. Римский-Корсаков . Как признается сам Николай Андреевич, изначально пьеса Островского не произвела на него какое-либо впечатление, он счел ее сюжет банальным. Холодной зимой 1879-1880 годов Римский-Корсаков вновь перечитал «Снегурочку» и, к его собственному удивлению, неожиданно проникся интересом – в его воображении персонажи пьесы предстали в потрясающей поэтической красоте. Скрывшись от светских раутов в глухой деревеньке, композитор потратил все лето 1880 года на создание оперы «Снегурочка», полностью закончив ее в 1881-м. Ее премьера состоялась 11 февраля 1882 в Мариинском театре Петербурга, публика отлично приняла работу Римского-Корсакова, свое восхищение композитору высказал автор одноименной пьесы Островский, присутствовавший на премьерном показе.

Сцена из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова

Обратите внимание: и в пьесе, и в опере исполнительница роли Снегурочки носила костюм одно и того же типа – шубка бело-голубого цвета с опушкой из меха, схожего цвета меховую шапочку и рукавицы. Но как же Снегурочка «пробралась» на новогодние мероприятия и корпоративы, спросите вы? Ведь пьеса и опера связывались их авторами с концом зимы, вовсе не с Новым годом. А дело вот в чем…

До и после Октябрьской революции . В начале XX века, на фоне популярности оперы Римского-Корсакова, Снегурочка становится модным персонажем рождественских празднеств. Родители одевали своих дочерей в костюм снежной девушки, используя тот же его дизайн, что и в постановках Островского и Римского-Корсакова, разыгрывались сценки из одноименных пьесы и оперы, других сказок. В те времена образ Снегурочки особо не выдели среди разномастных Снежинок, Зайчиков и Снеговиков, говоря иначе – облаченная в этот костюм девушка утренники не вела, а самих Снегурочек на каждом подобном мероприятии было несколько.

С захватом власти в России большевиками и изменении ее государственного устройства на «социалистический» популярность рождественских праздников постепенно угасала. Первопричин этому было две: введение в 1918 году Григорианского календаря, внесшего путаницу в даты празднования; поголовная бедность – на рождественские атрибуты у населения банально не было средств. В конце 1929 года празднование Рождества в советской России было запрещено официально – особые комсомольские патрули ходили вдоль домов, отслеживая соблюдение данного запрета домочадцами. За следующие годы народ начал было привыкать обходиться без новогодних празднеств, но, неожиданно для всех, центральный орган власти СССР – политбюро ЦК ВКП(б) – пересматривает прежнее решение. За четыре дня до нового, 1936 года, комсомольские и пионерские ячейки во всей стране лихорадочно принимаются за подготовку новогодних утренников.

Снегурочка, как полноценный персонаж Нового года в СССР, впервые появилась на новогодней елке Дома союзов в Москве в 1937 году – она вела утренник вместе с Дедом Морозом. Если раньше, в дореволюционной России, Снегурочками были девочки дошкольного и младшего школьного возраста, то роль Снегурочки-ведущей исполняла взрослая девушка, в число костюмированных атрибутов которой добавилась длинная русая коса, обычно накладная. С момента первого появления Снегурочки на новогоднем утреннике ее стали называть внучкой Деда Мороза – эта степень родства закрепилась в памяти граждан СССР.

Кострома . Согласно современной российской мифологии, областному центру на Волге – городу Костроме – присвоен статус «родины» новогодней Снегурочки, по аналогии с Великим Устюгом, названной родиной Деда Мороза. Но связь тут глубже – Кострома это не только город, но и древнерусский мифический персонаж, обладавший огромной магической силой, издревле почитаемый приволжскими народами. С некоторых пор костра – это солома, одревесневший стебель прядильных растений, вроде конопли, льна и других. А раньше, до XX века, кострой называли любую солому, в том числе пшеничную и ржаную, ею покрывали кровлю или жгли в кострах. Весной в деревнях вдоль Волги проводился обряд, в ходе которого Кострому хоронили – на связанное из костры соломенное чучело одевалось девичье праздничное платье, затем его с песнями либо топили, либо сжигали на берегу реки. Связанные с Костромой обряды символизировали цикл смерти природы зимой и ее возрождения по весне, что весьма близко к истории Снегурки, описанной Афанасьевым.

Итак, мы разобрались с родословной Снегурочки – в дореволюционной России она считалась дочерью от связи Мороза с Весной и была второстепенным новогодним персонажем. А вот внучкой Снегурочкой она стала лишь в конце 30-х годов. Несмотря на более юный статус «внучки» девушка изрядно повзрослела и заняла ведущее место на утренниках – рядом с советским Дедом Морозом.

Снегурочка является одним из самых красивых и в то же время одним из самых загадочных сказочных персонажей. Даже ребенок знает, что она является внучкой Деда Мороза, а вот кто родители Снегурочки?

К сожалению, в биографии Снегурочки имеется множество белых пятен. К примеру, неизвестно есть ли у Деда Мороза жена, хотя в разные периоды в качестве его второй половинки ему нередко приписывали Метелицу, Зиму и Вьюгу. Но если есть внучка, то должны быть дети, которые и являются родителями Снегурочки. О них, к сожалению, совсем ничего не известно.

Первое упоминание о таком персонаже, как Снегурочка, можно встретить в одноименной пьесе Александра Островского. Вот только в этом повествовании эта сказочная девушка представлена как дочь Деда Мороза и лишь намного позже было решено, что она все-таки является его внучкой. Но как бы там ни было, сегодня сложно представить всеми обожаемого деда Мороза без своей верной спутницы. Кстати, ни у Санта Клауса из Америки, ни у финского Йоулупукки нет такой обаятельной помощницы.

Наши предки воспринимали Снегурочку как символ застывших вод. Это была юная и всегда жизнерадостная Богиня, носящая исключительно белые одеяния. И лишь в середине ХХ века в одежде этой удивительной героини появились голубые тона.

Изначально Снегурочка представляла собой милую девчушку лет 5-7, но намного позже понятие о ней трансформировалось и преобразило Снегурочку в девушку лет 20. Встретиться с настоящей Снегурочкой можно в Костроме, где у этой прекрасной сказочной героини имеется целая резиденция, в которую ежедневно поступают сотни писем от детворы с различными просьбами и пожеланиями.

Нынешний образ Снегурочки появился в 1935 году в Советском Союзе, когда было официально позволено праздновать Новый год. В 1937 году Снегурочка в первый раз появилась на одном из празднеств вместе с Дедушкой Морозом и с тех пор стала его верной спутницей.

Существует множество мифов о том, кто родители Снегурочки. По одному из них родителями этой красавицы являются Баба Яга и Леший. Факты этого можно отыскать, если копнуть поглубже в русские народные сказки. А уже намного позже Снегурочка стала выступать как внучка Дедушки Мороза.

А вот в государственном центре народного фольклора уверены, что никаких родителей у Снегурочки и вовсе нет. Эта девчушка является исконно русским персонажем, который дети лепят из снега и который с наступлением весны тает. Никаких родственных связей ни с кем из персонажей у нее нет и слепить ее из снега может абсолютно каждый. Это Островский решил сделать ее дочерью Мороза и Весны, но постепенно сознание людей превратило Снегурочку из дочки во внучку.

«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты! Ты подарки нам принёс? Очень ждут ребята!» – эти строки знакомы нам ещё с детского сада! Большинство из нас воспринимают этого товарища как сказочного персонажа, который появляется на Новый год и раздаёт послушным детишкам подарки. Давайте подробнее разберём, кто такой Дед Мороз и откуда он вообще взялся.

Когда появился образ Деда Мороза?

Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода . Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. д.


Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Поэтому существовал обряд под названием «Кликанья Мороза», когда его угощали ритуальной пищей в виде блинов и кутьи.

Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть.

Многие писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.


Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками . Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.

Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году комсомол строго-настрого запретил празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет.

Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.

Кстати, в СССР пытались ввести такого персонажа, как Мальчик Новый год, который фигурировал в качестве приемника Деда.

Как выглядит настоящий Дед Мороз

Западная культура иногда заставляет путать облик нашего Деда Мороза с атрибутами Санта Клауса. Давайте-ка разберёмся, как должен выглядеть именно русский новогодний Дед .

Борода

Длинная густая борода всегда была неотъемлемым атрибутом нашего Деда Мороза во все времена. Кроме того, что борода указывает на его возраст, она ещё и символизирует богатство и достаток. Интересно, что славяне представляли Мороза с бородой до ног.

Шуба

Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Не стоит забывать и об обязательном присутствии традиционного орнамента, например, в виде гуськов или звёзд. Сегодня используются шубы и синего, и белого, и даже зелёного цвета, но такой наряд многие, в том числе историки, критикуют, настаивая на том, что для нашего Мороза каноничным выступает именно красный .

Шапка

Дед Мороз носит шапку полуовальной формы, как у боярина, однако на её лицевой части должен быть треугольный вырез . Цвет, орнамент, оторочка – всё должно соответствовать шубе. Всякие колпаки с кисточкой – это к Санте.

Обувь и прочие принадлежности

Сегодня многие Деды носят кроссовки и кожаные туфли, что совершенно неприемлемо. Это должны быть валенки или сапоги, шитые серебром . Пояс (не ремень!) обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту того, что Дедушка Мороз даёт из рук.

Посох

Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже посох использовался для сотворения холода и замораживания тех, кто не проходил проверку. Посох по канону должен быть хрустальным или хотя бы серебрённым под хрусталь. Он имеет витую ручку и завершается стилизированным изображением Луны или головы быка.


Так выглядит знаменитый Дед Мороз из Великого Устюга. Одеяние почти в точку.

Мешок с подарками

К детям Дед Мороз приходит не с пустыми руками, а с целым мешком подарков. Его цвет обычно тоже красный. По определению мешок волшебный, т. к. подарки в нём не заканчиваются, по крайней мере, пока он в руках у Деда.

Ну что ж, теперь наряжаясь Дедом Морозом, вы будете знать, на что ориентироваться.

Характер Деда Мороза

В отличие от западного аналога, Дед Мороз не является заядлым весельчаком. Он довольно суровый, но одновременно добрый и справедливый . Дед Мороз по-прежнему любит испытывать людей и только потом одаривать подарками, однако он уже никого не морозит, а просто узнаёт, как вы вели себя в прошлом году, и просит рассказать стихотворение.

Во многих культурах существует персонаж, который дарит детям подарки на Новый год или Рождество. Самый известный во всём мире – это Санта Клаус, который занимает пост доброго дарителя в западной Европе и США.

Не будем проводить подробное сравнение Деда Мороза и Санты, просто запомните, что сани нашего дарителя запряжены тройкой, он не лазает по трубам, не курит трубку и не носит очки . К тому же наш Дед не якшается с эльфами, ведь у него есть внучка Снегурочка.

Пару слов о Снегурочке

Прямой аналогии со славянской мифологией Снегурочка не имеет, хотя есть мнение, что это одна из девушек, которую заморозил Морозко. Первые упоминания о Снегурочке появляются в русском фольклоре, где она описывается, как ожившая девочка, которая была сделана из снега. Позже она фигурирует как дочка Деда Мороза, но в итоге прижился вариант с внучкой.

Сегодня Снегурочка – незаменимый помощник Деда Мороза на всех новогодних праздниках.

Заключение

Дед Мороз – действительно народное достояние, ведь над его образом работали люди разных эпох. Ещё в славянских племенах почитали сурового хозяина стужи, который появляется и в устном народном творчестве, и в сказках русских писателей. До нас он дошел в виде доброго деда, который дарит детям подарки на Новый год.