Известный диктор телевидения. Центральное телевидение ссср. В роду у Татьяны Судец все мужчины умирали молодыми


1 января 1968 года на первом канале тогдашнего Центрального телевидения СССР вышел пилотный выпуск информационной программы «Время». Ещё в прошлом веке из неё узнавали о главном, по ней сверяли часы. Сегодня программа «Время» - это современный эфирный комплекс, отвечающий самым свежим веяниям телевизионной моды, технологии, позволяющие оперативно реагировать на события в любой точке мира, и, конечно же, люди.

Клоун Олег Попов и диктор ЦТ Ольга Зюзина во время съемки телепередачи «Голубой Огонек». 12 апреля 1978 года. Фото И. Степанычева /Фотохроника ТАСС/

Эльдар Рязанов и Зиновий Гердт во время записи передачи «Кинопанорама». 19 декабря 1982 года. Фото Анатолия Морковкина /Фотохроника ТАСС/

Запись телепередачи «Клуб кинопутешествий» в Телецентре «Останкино»: передачу ведет Ю. Сенкевич, г. Москва. (РГАКФД)

Артисты Ю. Никулин, В, Лановой, Л. Хитяева и другие на «Голубом огоньке», г. Москва. (РГАКФД)

Режиссер и ведущая развлекательной телепрограммы «Музыкальный ринг» Владимир и Тамара Максимовы. 20 января 1987 года. Фото Ивана Куртова /Фотохроника ТАСС

Борис Егоров, Николай Каманин, Павел Попович, Герман Титов, Юрий Гагарин и Алексей Леонов в студии во время передачи «Звездная эстафета». 27 марта 1965 года. Фото Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС/

Популярная игровая телепрограмма-конкурс «А ну-ка, девушки!». Ведущая Кира Прошутинская во время съемок передачи. 18 февраля 1973 года. Фото Виктора Великжанина /Фотохроника ТАСС/

Диктор Центрального телевидения и ведущая детской телепрограммы «Будильник» Ангелина Вовк. 17 мая 1969 года. Фото Виктора Великжанина /Фотохроника ТАСС/

Запись телепередачи о шахматах. Комментирование очередной шахматной партии на проходящем турнире. 1 февраля 1964 года. Фотохроника ТАСС

Первая игровая передача Центрального телевидения в прямом эфире «Аукцион». На снимке: автор проекта и ведущий телепередачи Владимир Ворошилов. 6 апреля 1969 года. Фото В.Рихтера /Фотохроника ТАСС/

Концертная программа «Москвичка». Поет Евгений Мартынов. 20 октября 1978 года. Фото И.Степанычева /Фотохроника ТАСС/

Дикторы Светлана Жильцова, Игорь Кириллов и Аза Лихитченко, 15 февраля 1970 года. Фото Василия Егорова и Алексея Стужина /Фотохроника ТАСС/

Музыкальная редакция ЦТ снимает к новогоднему празднику популярную передачу «Новогодняя ночь». Участники телепередачи Владимир Спиваков и Сати Спивакова. 19 декабря 1986 года. Фото Виталия Созинова /Фотохроника ТАСС/

Геннадий Хазанов с дочерью Алисой во время записи детской телепередачи «Будильник». 1979 год. Фото И. Степанычева /Фотохроника ТАСС/

В одной из аппаратных Олимпийского телерадиоцентра. 26 июля 1980 года. Фото Виктора Великжанина и Александра Чумичева /Фотохроника ТАСС/

Эфир передачи «Что? Где? Когда?». 1986 год. Фото Игоря Зотина /ИТАР-ТАСС

Творческая группа создателей передачи «До и после полуночи». Слева - главный редактор Главной редакции информации ЦТ Гостелерадио СССР Ольвар Какучая, справа - автор и ведущий телепередачи Владимир Молчанов. 17 марта 1989 года. Фото Владимира Мусаэльяна /Фотохроника ТАСС/

источник

Зона вещания общесоюзная и региональная, вещание
шло по 5 зонам (1990) Дата начала вещания Ключевыми датами в истории ТВ СССР являются:
  • 1951 год - создана Центральная студия Телевидения СССР
    (прообраз 1-й программы)
  • 4 ноября , 1967 год - 1-я программа ЦТ СССР становится общесоюзной
Основатель Гостелерадио СССР , Правительство СССР Владелец государство Руководители Владимир Спиридонович Осьминин
Георгий Александрович Иванов

Директора

История

Первые телепередачи начались в Москве в 1935 году . В -1945 годах телевидение не работало. Передачи были возобновлены 7 мая 1945 года, а 15 деабря москвичи первыми в Европе перешли на регулярное вещание. Основные телепередачи тех лет были посвящены жизни Советского союза , культурным мероприятиям, науке, спорту.

В декабре 1948 года Московский телецентр приостановил передачи на время реконструкции. 16 июня 1949 года с Шаболовки началось вещание по стандарту 625 строк. 22 марта 1951 года телецентр был преобразован в Центральную студию телевидения. Программа не имела чётко выраженной тематики, транслируя, как новостные, так и музыкальные программы и кинофильмы, мультфильмы киностудии Союзмультфильм , а также образовательные программы. С 1 января 1955 года работает ежедневно.

Подчиненность

  • 1953. Министерство культуры.
  • 16 мая 1957 года. Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР.
  • 18 апреля 1962 года. Государственный комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению.
  • 9 октября 1965. Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР.
  • 12 июля 1970 года. Союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.
  • 5 июля 1978 года. Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию.
  • 7 марта 1991 года. Всесоюзная государственная телерадиокомпания.
  • 13 мая 1991 года. Российская телерадиокомпания (Второй канал ЦТ).
  • 22 декабря 1991 года. Российская государственная телерадиокомпания «Останкино».

Список программ

  • Очевидное - невероятное
  • Человек и закон
  • Прожектор перестройки
  • Содружество
  • Алло, мы ищем таланты!
  • Музыкальный киоск
  • Под знаком «Пи»
  • Весёлые ребята
  • Уолт Дисней Представляет
  • До 16 и старше
  • Служу Советскому Союзу
  • Сельский час
  • Ану ка, девушки
  • Вираж
  • Автограф
  • Международная панорама
  • Кинопанорама
  • Шире круг
  • От всей души
  • Девятая студия

Дикторы ЦТ

  • Евгений Арбенин
  • Наталья Андреева с 1982 (окончила ВТУ им. Б.Щукина в 1979 году (?))
  • Николай Арсентьев
  • Алишер Бадалов с 1990
  • Виктор Балашов
  • Валентина Бартенева с 1992
  • Владимир Березин с 1990
  • Ирина Бескопская с 1992
  • Мария Булычова с 1960-х
  • Александра Буратаева с 1992
  • Марина Бурцева с 1977 (окончила ВТУ им. Б.Щукина в 1978 году (?))
  • Борис Вассин
  • Лариса Вербицкая с 1986
  • Лев Викторов
  • Галина Власенок с 1990
  • Дина Григорьева с 1975 (выпускница Московского государственного института культуры)
  • Наталья Григорьева с 1988
  • Екатерина Гриценко с 1984
  • Алла Данько с 1974(выпускница Первого Московского мединститута)
  • Алексей Дмитриев (Шилов)
  • Галина Доровская (окончила ВТУ им. Б.Щукина в 1974 году (?))
  • Алексей Дружинин с 1990?
  • Геннадий Дубко
  • Лариса Дыкина
  • Инна Ермилова c 1977 (выпускница МГПИ)
  • Шамиль Закиров???
  • Галина Зименкова с 1969 (окончила Казанский университет в 1963 году и Ленинградский ин-т культуры)
  • Елена Зубарева
  • Ольга Зюзина c 1977 (выпускница ГИТИС)
  • Татьяна Иванова
  • Олег Измайлов с 1967
  • Ирина Илларионова
  • Елена Коваленко c 1977 (выпускница МГПИ)
  • Юрий Ковеленов с 1972?
  • Наталья Козелкова с 1984 (окончила ВТУ им. Щепкина в 1984)
  • Октавиан Корнич (окончил ВТУ им. Б.Щукина в 1967)
  • Вера Коцюба с 1988
  • Евгений Кочергин с 1975? (окончил Московский финансово-экономический ин-т в 1972)
  • Татьяна Красуская
  • Ольга Кулешова (окончила Институт культуры)
  • Валентина Лановая с 1967
  • Андрей Леонов с 1984 (окончил МВТУ в 1979)
  • Валентина Леонтьева с 1954
  • Ирина Мартынова с 1984
  • Валерий Миронов с 1972
  • Мария Митрошина
  • Влада Можаева с 1992
  • Алла Музыка с 1967? (окончила ВТУ им. Б.Щукина в 1966)
  • Маргарита Мырикова-Кудряшова с 1992
  • Аида Невская с 1992
  • Елена Нефедова с 1990
  • Юрий Николаев с 1975 (окончил ГИТИС в 1970)
  • Ирина Паузина с 1977
  • Юрий Петров с 1982
  • Валентина Печорина с 1967 (окончила ГИТИС в 1965 и журфак МГУ)
  • Дмитрий Полетаев с 1982 (окончил ВТУ им. Щепкина в 1982)
  • Сергей Полянский с 1980
  • Валерия Рижская с 1984
  • Татьяна Ромашина с 1982 (окончила школу-студию МХАТ в 1981)
  • Майя Сидорова с 1982 (окончила ВТУ им. Щепкина в 1982 (?))
  • Анатолий Силин с 1960-х
  • Светлана Скрябина (Ершова) с 1962
  • Евгений Смирнов с 1967 по 1974
  • Людмила Соколова с 1957 (выпускница ГИТИС)
  • Алла Стаханова с 1967 (окончила ГИТИС в 1965 (?))
  • Татьяна Судец (Грушина) с 1972 (окончила МЭИ)
  • Евгений Суслов с 1962
  • Ирина Титова с 1992
  • Виктор Ткаченко с 1970? по 1981
  • Светлана Токарева (выпускница Московской консерватории)
  • Владимир Ухин с 1962 (выпускник эстрадного отд. ГИТИС, 1960)
  • Юрий Федотов с 1982
  • Наталья Фуфачева с 1972
  • Андрей Хлебников 1956-1957? (окончил ВТУ им. Б.Щукина, 1955)
  • Наталья Челобова с 1972
  • Ольга Чепурова в 1950-х (выпускница ВГИК)
  • Геннадий Чертов с 1967 (окончил ГИТИС)
  • Леонид Чучин (окончил ГИТИС)


Телевизор для советских граждан был другом, окном в мир, источником информации и одним из главных развлечений. Поэтому дикторов и ведущих многие воспринимали чуть ли не членами семьи. Сегодня мы расскажем про самых известных женщин этой профессии в СССР.

Нина Кондратова


Первый диктор и одна из основательниц советской дикторской школы. Работала на ТВ с самых первых лет организации вещания. Долгое время на ЦТ было всего три женщины-ведущих: Кондратова, Леонтьева и рано ушедшая из жизни Чепурнова. В 50-х основное соперничество за популярность среди зрителей шло между первыми двумя и «официальным» лидером считалась именно Кондратова.

Зачастую ей поручали вести премьеры, от вечерних новостей до «Спокойной ночи, малыши». О степени популярности говорит хотя бы реакция зрителей на трагедию, которая произошла с Кондратовой. Во время записи программы на ВДНХ ей выколол глаз бык. Информацию о ЧП тщательно скрывали. Несмотря на это, Шаболовку просто завалили письмами в ее поддержку. Позднее Кондратова стала учить молодых телеведущих мастерству.

Валентина Леонтьева


Самая востребованная и разноплановая телеведущая советских времен. Леонтьева тоже из первого состава дикторов, на телевидении она с 1954 года и с небольшими перерывами проработала там до начала 90-х. Уже в конце 50-х она стала безумно известной и популярной. Самое поразительное, что долгое время она почти не появлялась в официальных эфирах

Леонтьева вела «Голубые огоньки», праздничные трансляции, множество детских передач, прежде всего «Спокойной ночи, малыши» и «В гостях у сказки». Настоящими всесоюзными хитами в свое время стали «Умелые руки» и «От всей души». Последний проект был уникален для Советского Союза: снимался в разных городах и представлял из себя что-то среднее между концертом, ток-шоу и «Жди меня». Леонтьева стала одним из его создателей, на ней программа и держалась.

Анна Шилова


Первая телезвезда СССР. Стала феноменально популярной в 1959, когда в эфир выпустили программу «Наш клуб». После нескольких преобразований передача превратилась в знаменитый «Голубой огонек» и во многом ее успех был обусловлен не только форматом, но и личностями основных ведущих – Шиловой и Кириллова. Дуэт был настолько гармоничным, что большинство советских граждан были искренне уверены, что они супруги.

Шилову отличало удивительное обаяние, умение импровизировать, что было очень важно вначале, так как многие передачи шли в прямом эфире, и очень выразительный голос, по которому ее часто узнавали. Была первой ведущей «Песни года», вела «Время» и принимала участие в других программах.

Нонна Бодрова


Диктор, чей стиль ведения официальных программ стал эталонным. В советское время требования к дикторам были очень высокие, а отбор ЦТ был не менее строгим, чем у будущих космонавтов. Строгость объяснялась не только идеологией. Первые ведущие, и Бодрова в том числе, очень высоко подняли планку в профессии и остальным пришлось соответствовать этим стандартам.

Телезрителям она запомнилась по программе «Время». Бодрова была первой ведущей и долгое время вместе с другой легендой, Игорем Кирилловым, рассказывала о главных новостях страны и мира. Бодрова была профессионалом, но выделялась она не только тем, что четко и на прекрасном русском читала текст с бумажки. У нее была своя особая интонация, которая прекрасно подходила для официальной информации.

Светлана Жильцова


Самая стильная и красивая ведущая на центральном телевидении в 60-х годах. В отличие от многих из первого набора, пришла на ТВ без актерского образования. Ее пригласили изначально благодаря знанию английского и направляли в основном на международные проекты. Однако в топ-дикторов она вошла, когда попала в мегапопулярный тогда КВН.

Один из немногих в стране, остросатирический проект шел в прямом эфире, от ведущих программы требовалось особое искусство вести передачу непринужденно, держать контакт с залом и при этом не допустить ничего крамольного, чтобы его не закрыли. Ни Масляков, ни Жильцова не были первыми, кого попробовали в нем в качестве ведущих, но в результате прижились именно они. После закрытия КВН Жильцова оставалась в первой обойме телеведущих и работала в программах «Время», «Утренняя почта», «Песня года», «Огонек» и многих других.

Анна Шатилова


Навсегда осталась официальным лицом праздничных мероприятий и новостей ЦТ. Шатилову приглашали вести трансляции парадов на Красной площади даже после развала СССР, когда подразделение дикторов было давно разогнано и сама профессия заметно изменилась. Почти весь своей стаж на Гостелерадио она заработала в новостях и развлекательных проектах, некоторое время учила жителей страны восходящего солнца русскому языку по телевизору.

В эфире Шатилова всегда была собранной и строгой, олицетворяя собой как бы весь советский строй. Так получалось, что именно она сообщала гражданам о важнейших событиях в СССР и мире, вроде убийства Кеннеди и изъятия из оборота 100-рублевых купюр. Поэтому ее часто даже называли главным диктором страны.

Юлия Белянчикова


Абсолютно нестандартная телеведущая для СССР. На первых кнопках, да и в региональных телецентрах, передачи вели в основном дикторы. Эта была особая каста. Изначально, чтобы попасть в их число, предполагалось актерское образование. Потом требования к специалистам смягчили. Они приходили молодыми и их долго готовили, прежде чем ввести в команду. Белянчикову же пригласили вообще со стороны.

Программа «Здоровье» шла уже несколько лет, когда руководство решило, что вести ее должен специалист-медик, а не журналист или диктор. И тогда пригласили действующего врача Белянчикову. В результате, в ее лице передача получила ведущую, которая могла на равных общаться с приглашенными врачами и перевести сложные термины на простой и понятный язык. Все это очень ценили миллионы телезрителей, которые вознесли «Здоровье» Белянчиковой в мегахиты советского ТВ.

Татьяна Черняева


Настоящая звезда «детского» вещания, хотя участвовала, по сути, в одном проекте – «АБВГДейке». В 1975 году на ЦТ решили создать программу, которая бы учила самых маленьких грамоте. Изначально собирались сделать некий аналог американской Sesame Street, но не удержались и существенно ее переработали. Непосредственно руководила этим процессом Татьяна Черняева. Она же в результате и стала ведущей.

Сложно сказать, рассматривались ли другие кандидатуры, но Черняева до сих пор ведет «АБВГДейку». За это время поменялось уже несколько составов актеров и авторов, корректировалась концепция, несколько раз программу закрывали и возрождали снова. И последнее удалось во многом благодаря самой Черняевой.

Ангелина Вовк


Главный специалист по развлекательным проектам. По идее считалось, что дикторы Гостелерадио могли стать лицом любой программы, но некоторая специализация все же существовала. Вовк даже не старалась попасть в число ведущих самых престижных вечерних новостей. Она плохо видела, поэтому предпочитала не читать с бумажки, не могла долго не улыбаться и вообще любила смеяться. Такое легкомыслие совершенно не подходило для официоза.

Зато она идеально вписалась в детские и развлекательные программы: «Будильник», «Спокойной ночи, малыши», «Утренняя почта», «Музыкальный киоск», «Голубой огонек», концерты, фестивали и множество других проектов. Больше десяти лет стояла на сцене «Песни Года».

Татьяна Веденеева


Лицо советского телевидения на Западе. Уже в конце 70-х Гостелерадио начало активно сотрудничать с иностранными телекомпаниями и остро стал вопрос о «свежем лице» среди отечественных дикторов. К счастью руководителей ЦТ в 1978 году пришла Веденеева. Она и стала телеведущей, которая органично смотрелась не только в СССР, но и в капстранах.

В то время как внутри страны ее пускали в эфир в основном с программами «Спокойной ночи, малыши» и «Будильник», «на экспорт» она работала куда более активно. Например, вела день СССР на французском TF-1, представляла страну в австрийско-советском «Музыкальном подворье», была героиней многосерийного фильма о Москве британского телеканала BBC. В СССР стала звездой после участия в программе «Доброе утро» - одном из самых первых перестроечных проектов.

ФЕДОР САВИНЦЕВ сфотографировал дикторов советского Центрального телевидения, а АЛЕКСАНДРА ЗЕРКАЛЕВА спросила у них, отразилось ли на ТВ исчезновение их профессии


1. Анна Николаевна Шатилова и Игорь Леонидович Кириллов во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле»



2.


Сейчас слово «диктор» стало нарицательным. И все, кто выходит в эфир, ведут передачу «Время», новости, − называются дикторами. Но это большая разница. Потому что диктор - это очень редкая профессия, очень интересная, созданная дикторами радио еще в тридцатых, наверное, годах. Это эпохальное радио: Высоцкая, Левитан. Они создали эту профессию, и они же по крупицам собирали, что такое человек у микрофона и как он должен вести себя у микрофона. Выпускали маленькие такие брошюрки. Там обязанности диктора состояли из очень многих пунктов. Сейчас телеведущий этих пунктов и не знает (как слышу, так и говорю) и этих норм не придерживается, говорит как бог на душу положит. Вот какая разница. Так что сегодняшнее телевидение - это телевидение телеведущего. Такого понятия, как диктор, нет, его исключили.


3. Анна Николаевна Шатилова - диктор ЦТ с 1962 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Шатилова работала ведущей


Телевидение не стало другим, хуже не стало. И лучше не стало. Это просто веяние времени - то, что профессия диктора со временем переросла или переродилась в профессию так называемых телеведущих. Наверно, так и должно было случиться. Эти телеведущие должны владеть журналистским искусством, уметь писать, уметь сочинять тексты, но и, конечно, их исполнять. И вот это, к сожалению, ахиллесова пята сегодняшнего телевидения. Увы, порой талантливые, хорошие, грамотные тексты исполняются совсем не так, как того требует искусство телевидения. Не просто средство массовой информации, а именно искусство телевидения. А искусство требует все-таки высоченного исполнительского мастерства. Тележурналистика требует от журналиста естественного развития его природного артистизма. Это не театральность, а такая способность в своей манере, оригинально рассказывать об увиденном и услышанном, передавать свои переживания, свое отношение к тем событиям, о которых ты рассказываешь. Вот в этом артистизм природный, который развивается в том случае, если человек с молодых лет занимается ораторским мастерством.



5. Игорь Леонидович Кириллов - диктор ЦТ с 1957 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Кириллов работал ведущим


Конечно, телевидение стало другим. Отсутствует целый отряд универсальных профессионалов. Кто умеет думать, тот поймет, что в этом ответе все сказано. Универсальных - можете выделить как-то это слово. Мы делали всё: мы читали новости, мы вели программы, мы вели концерты разные, мы писали тексты, снимали репортерские материалы, читали закадровый текст в самых разных передачах. Покажите мне сейчас хоть одного человека, который называется, извините, «звездой», хоть одного, который все это умеет, который сделает это на высоком уровне и, главное, грамотно.



7. Наталья Михайловна Андреева - диктор ЦТ с 1982 года, ныне - преподаватель МГУ, кафедра журналистики и телевидения. Ведет предмет «Мастерство телеведущего, техника речи и актерское мастерство»


Да, оно (телевидение) стало существенно другим. Телеведущий должен в первую очередь проявлять уважение к зрителю, показывать ему свое отношение. Особенно это нужно в наше достаточно суровое время, когда люди недополучают внимания, тепла какого-то человеческого. Даже если ты просто читаешь информацию, почему бы тебе не улыбнуться легкой улыбкой? Сейчас по большей части так: пришел, оттарабанил на свою зарплату и ушел. Или вот шоу сегодняшние: сидят, шутят друг с другом целый час в студии, что-то под нос себе бубнят, сами пошутили, сами посмеялись. Наплевать, понял меня зритель, не понял. Главное, что у меня есть поддержка: массовка там за кадром, соведущие такие веселые. Для чего нужны такие передачи, что они несут? Либо демонстрируют себя, какие они красивые и замечательные, либо работают друг на друга, но не на зрителя. Это, конечно, не значит, что хороших ведущих сейчас нет. Есть, но это огромная редкость. Сейчас нет таких дикторов с большой буквы, на которых равнялись, на которых хотели быть похожими. Потому что пропали с телевидения самые главные отличающие настоящего диктора вещи: доброжелательность по отношению к зрителю, культура слова и культура общения.



9. Виктор Петрович Ткаченко - диктор ЦТ с 1970 года, в 1981 году был уволен с ЦТ СССР за то, что в дружеских компаниях пародировал Брежнева, в 1988-1997 сотрудник Гостелерадио, ныне - преподователь в Первой национальной школе ТВ

10.


Конечно, телевидение стало другим. Изменилось, и не в лучшую сторону. Ну почему же нет дикторов − есть люди, по функциям похожие на дикторов. Мы же тоже не только дикторами были. И я, и мои коллеги вели другие какие-то передачи, большие, широкие. Просто название этой работы изменилось, и все. Конечно, плохо, что не появляется женщина-диктор и не объявляет следующее какое-то событие, которое будет на экране. Конечно, это было ближе к человеку, к слушателю; ближе к тому, кто сидит у телевизора. Телевидение было гораздо мягче, доступнее, понятнее и именно ближе − мне кажется, это слово очень подходит. А сейчас оно просто сумасшедшее. Бред происходит на экране. Я почти не смотрю телевизор сейчас. Иногда смотрю какие-то спортивные программы, новости − совсем редко.



11. Виктор Иванович Балашов - диктор ЦТ с 1947 года, ныне на пенсии

12.


Я считаю, что без диктора нет лица канала. Потому что все-таки, куда ни кинь, передачи разные, и хорошо, когда есть лицо, которое умеет от одной передачи перейти к другой, именно приглашая. Все рейтинги ведь в основном зависят от хорошего, среднего, прекрасного обывателя − в хорошем смысле этого слова. Для людей, которые на чем-то специализируются, уже давно есть свои отдельные каналы. А вот на федеральных каналах хотелось бы, чтобы было лицо. Несколько человек, которые приглашали бы, говорили бы вот об этой передаче доверительно, проникновенно, со своим отношением. Когда отдельный человек заинтересован в том, что он говорит, когда он переживает то, что говорит, это всегда заметно. С такого человека не переключатся на другой канал. Сейчас у людей мало того что клиповое мышление, еще и нет индивидуальности - того, за что я и вся наша старая школа всегда ратовали. У нас каждый канал имел свое лицо, а сами дикторы ассоциировались с конкретными каналами. Кроме того, наша работа была отчасти просветительская, мы завоевывали свою аудиторию. Сейчас говорят быстро, как пишут эсэмэски, всё сокращают, я ужасный противник этого всего. Слово, оно живое, к нему нужно обращаться с уважением, так же как и к человеку. Такое телевидение, которое у нас есть сейчас, соответствует своему времени. У него бешеный темп, даже пугающий иногда − может быть, как-то его стоит сбавлять. Может быть, нужно даже иногда делать передачи, немного расслабляющие.



13. Дина Анатольевна Григорьева - диктор ЦТ с 1975 года, ныне - преподаватель школы ЭКТВ в Останкино, ведет предмет «Мастерство телеведущего»

14.


На самом деле многие дикторы напоминали механических роботов, а эфир должен быть живым. Я всегда была за то, что ввели в телепрограммах, - за ведущих. Не могу сказать, что телевидение изменилось совсем уж в лучшую сторону: слишком много мусора. Но оно точно стало живее. Они стали говорить проще, свободнее, это замечательно. Но с этим всем утратилась культура речи. Мы за каждым словом следили, каждое слово смотрели в словаре, а сейчас у ведущих ошибка на ошибке, куча неправильных ударений. Зато информационное вещание стало гораздо свободней. Мы вообще всё писали под диктовку, у нас были службы специальные, которые проверяли всё, мы без них слова не могли сказать. То есть содержание стало таким вольным, но форма часто от этого страдает.



15. Валентина Николаевна Мокроусова - диктор Всесоюзного радио с 1980 года, ныне преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино»


16. Анна Николаевна Шатилова, 1985

Основоположником советской школы спортивного радиорепортажа стал, конечно же, Синявский Вадим Святославович . Именно он когда-то провел первый урок гимнастики на всесоюзном радио. В 1935 году озвучил первый в истории Союза зарубежный репортаж с матча СССР – Турция. Однако Синявский освещал не только спортивные события. Его голос звучал в тот момент, когда в ноябре 1941-го советские войска отправлялись с Красной площади на передовую. В 1942-м Вадим Святославович едва не погиб. "Говорит Севастополь!" – лишь успел сказать легендарный диктор в эфир. Спустя мгновение его накрыло снарядом разорвавшейся поблизости мины.

Владимира Борисовича Герцика война тоже не обошла стороной. С 1941 по 1943-й артист и ведущий служил командиром химической роты Латышской стрелковой дивизии. В последние военные годы работал диктором, совершая опасные полеты в тылу врага с агитацией о сдаче в плен и с сообщениями для немецких войск.

Ольга Сергеевна Высоцкая по праву считалась одной из самых ярких ведущих середины XX века. В ее послужном списке есть и радионовости с фронтов, и прямые трансляции из Кремлевского дворца съездов, и трагические сводки "Совинформбюро". Ольга Сергеевна отличалась четкостью и ясностью речи, а также неповторимым талантом располагать к себе слушателей.

Самый известный диктор СССР вряд ли нуждается в отдельном представлении. В это сложно поверить, но когда-то 17-летний Юрий Левитан рассмешил приемную комиссию столичного вуза своим "окающим" Владимирским говором. Тогда-то ему и попалось на глаза объявление о наборе в группу радиодикторов. Упорный юноша решил испытать судьбу еще раз. К счастью, на прослушивании присутствовал сам Василий Качалов, которого не смутили особенности речи Левитана.

Игорь Леонидович Кириллов являлся диктором программы "Время" более 30 лет. С 1965-го до начала 80-ых именно он вел прямую трансляцию парадов с Красной площади. Трансляцию празднований 9 мая легендарный ведущий освещал и того дольше – до 2006 года. Сегодня Кириллов появляется на телевидении, периодически участвуя в передачах "Угадай мелодию", "Наше время", "Кто хочет стать миллионером" и многих других.

Шатилова Анна когда-то совершенно случайно прочла объявление о наборе в группу дикторов на Всесоюзное радио "Гостелерадио СССР" и решила попробовать свои силы. Уже через несколько лет ее пригласили работать на Центральное телевидение. Именно Анна Николаевна в 1963-м году в прямом эфире зачитала срочное сообщение ТАСС об убийстве Джона Кеннеди.


Хорошевцев Евгений Александрович на сегодняшний день является одним из самых популярных дикторов современной России. Его называют "Официальным голосом Кремля" и он сообщает нам о самых важных политических событиях.