Из ля минора в ре минор. Осваиваем три вида минора. Обращение Доминанты, её разрешения

Придание разнообразия музыкальному звучанию достигается большим количеством способов. Мы сегодня разберем одни из самых важных - разновидности мажорного и минорного ряда, в частности гармонический минор и мажор. Начнем с характеристик.

Что это - гармонический минор?

Один из видов звукоряда, относящегося к минорному ладу. Это определение понятия, вынесенного в подзаголовок. Отличие его от натурального звучания - это повышение VII ступени. Причина этого в присутствии имитации вводного тона, который характерен только для натурального мажора.

Гармонический минор считают самым распространенным видом одноименного ряда как в классической, так и в эстрадной, популярной музыке. В порядке восхождения его звукоряд строится так: Т - ПТ - Т - Т - ПТ - полуторатон - ПТ.

Таким образом, гармоническому минору придает специфическую окраску именно та увеличенная секунда (иными словами, полуторатон), которая заметна между шестой и седьмой ступенью. Отсюда наблюдается интересная тенденция. В классических музыкальных произведениях XVIII - начала XX века, которые сотворены в миноре, переход мелодического хода на полуторатон избегается. Исключением будут те композиции, которым автор стремится придать ориентальный (восточный) колорит, звучание в духе "Русского Востока". Подобный ход на увеличенную секунду правильнее называть модализмом.

Существующие тональности минора

Понаблюдаем, в каких тональностях можно заметить гармонический минор:

  • Ля минор.
  • Ми минор.
  • Си минор гармонический: появление ля-диез.
  • Фа-диез: повышение седьмой ступени при восхождении.
  • До-диез: при гармоническом виде добавляется си-диез.
  • Фа минор: звучание характеризуется повышением ми-бекар.
  • До минор: повышение си-бекар при гармоническом звучании.
  • Соль минор: при данном виде выставляется фа-диез.
  • гармонический - это повышение до-диез.

Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется разновидность одноименного звукоряда. Ее главная отличительная черта - пониженная VI ступень. Это и отличает гармоническую разновидность от натуральной.

Посмотрим на лад гармонического мажора в тенденции восхождения: Т - Т - ПТ - Т - ПТ - полуторатон - ПТ. Шестая пониженная ступень здесь обладает одной особенностью: она помогает выстроить интервалы, которые будут идентичны минору. Как пример: увеличенная секунда на этой ступени.

Таким образом, можно сказать, что специфическая окраска гармонического мажора - это тот же ориентальный колорит. Придает его секунда между шестой и седьмой ступенью, которая увеличена.

Каким может быть минор?

Изначально звучание было представлено одним только натуральным минором. Но с течением времени к ладу добавлялись новые "краски", дабы разнообразить его. Так появился гармонический и мелодический минор. Рассмотрим два не представленных нами вида.

Натуральный . Так называется простая гамма, как она есть, без добавления случайных знаков и с учетом только ключевых. При движении вверх и вниз звукоряд прослеживается один и тот же. В целом: простое, печальное, строгое звучание без лишних деталей.

Мелодический . Его отличие в том, что при движении вверх становятся выше сразу две ступени - шестая и седьмая, а при движении нисходящем, обратном они отменяются. То есть в последнем случае исполнитель играет или поет практически натуральный минор. Повышение шестой ступени здесь необходимо, чтобы перекрыть увеличенный интервал. Он характерен для гармонической разновидности. Это нужно потому, что минор - мелодический, а в мелодии ход на увеличенную секунду запрещен.

Повышение VI, VII ступени дает направленное, но в то же время смягченное движение к тонике. Также интересно, почему эта альтерация отменяется при движении вниз? Самое простое объяснение: повышение шестой и седьмой ступени придает некоторую веселость мелодии. Но с учетом, что исполняется все же минор, повторение такой легкомысленной нотки будет уже лишним.

Каким может быть мажор?

Так же, как и минор, мажор может быть натуральным, мелодическим и гармоническим. Рассмотрим непредставленные его разновидности.

Натуральный . Сюда относится обыкновенная гамма с ключевыми знаками, если они необходимы. Случайные в натуральном мажоре отсутствуют. Это самый распространенный в музыкальный произведениях вид из всей тройки.

Последовательность тонов звукоряда тут наблюдается такая: Т - Т - ПТ - Т - Т - Т - ПТ.

Мелодический . Как вы помните, в мелодическом миноре повышались две ступени - 6-я и 7-я. В мажоре же они не повышаются, а, напротив, понижаются. И изменяются VI и VII ступень уже при нисходящем движении. То есть правила для мелодического минора в точности до наоборот. Это позволяет легко запомнить их разницу и общие черты.

Интересная особенность здесь такая: из-за понижения шестой ступеньки между звуками образуются как увеличенные, так и уменьшенные интервалы - характерные тритоны. А в общем при восходящем движении здесь играется натуральный мажор, а при нисходящем понижается шестая и седьмая ступень.

Параллельные тональности

Два вида тональностей (мажорные и минорные) считаются параллельными, если у них при ключе находятся одинаковые символы альтерации. Примеры этого явления:

  • Ля минор и до мажор. Параллельность в том, что у них при ключе не наблюдается никаких знаков.
  • Ми минор и У таких тональностей при ключе фа-диез.

Если вы ищете параллельную мажору тональность, то запомните один факт. Тоника параллельного ему минора будет находиться ниже на малую терцию.

Отметим, что у мелодических и гармонических мажоров все знаки альтерации - случайные. Например, у гармонического ми минора их не выносят к ключу, а отмечают, где необходимо, в самом произведении.

Вот мы и разобрали два гармонических вида звукоряда - мажор и минор. Для первого характерна повышенная седьмая ступень, для второго - пониженная шестая. При прослушивании игры, исполнения мы заметим, что такие тональности выделяются на фоне других своей ориентальностью, восточным стилем, который придает классической музыке некую изюминку, своеобразность звучания. Кроме гармонической, для минора и мажора характерна натуральная и мелодическая разновидность, которых мы тоже коснулись в этом материале.

МИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "МИ" (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит МИ минор:

  • МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ.

Ключевой знак в тональности МИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма МИ минор и ее ступени вверх:

  • МИ - I, ФА-диез - II, СОЛЬ - III, ЛЯ - IV, СИ - V, ДО - VI, РЕ -VII , МИ - I.

Гамма МИ минор и ее ступени вниз:

  • МИ -I, РЕ -VII, ДО - VI, СИ - V, ЛЯ - IV, СОЛЬ - III, ФА-диез - II, МИ - I.

Тоническое трезвучие в МИ миноре:

  • МИ -I, СОЛЬ - III, СИ - V.

25. Тональность РЕ минор

РЕ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "РЕ" (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ минор:

  • РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ.

Ключевой знак в тональности РЕ минор:

  • СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:

  • РЕ - I, МИ - II, ФА - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ-бемоль - VI, ДО -VII, РЕ - I.

Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:

  • РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль - VI, ЛЯ - V, СОЛЬ - IV, ФА - III, МИ - II, РЕ - I.

Тоническое трезвучие в РЕ миноре:

  • РЕ -I, ФА - III, ЛЯ - V.

26. Размер 3/4

Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4: вниз - в сторону - вверх.

27. Размер 3/8

Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8: вниз - в сторону - вверх.

28. Затакт

Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты - четверть, восьмая, две восьмые.

29. Тональность РЕ мажор

РЕ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.

Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:

  • ФА-диез, ДО-диез.

Гамма РЕ мажор и ее ступени:

  • РЕ -I, МИ - II, ФА-диез - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ- VI, ДО-диез - VII, (РЕ) - I.

Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

  • РЕ-I, ФА-диез - III, ЛЯ - V.

Вводные звуки в РЕ мажоре:

  • ДО-диез - VII, МИ - II.

30. Лига

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

31. Четверть с точкой в двухдольном размере

Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.

32. Фермата

Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

33. Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков.

Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов:

Прима - первая, обозначается цифрой 1
Секунда - вторая, обозначается цифрой 2
Терция - третья, обозначается цифрой 3
Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4
Квинта - пятая, обозначается цифрой 5
Секста - шестая, обозначается цифрой 6
Септима - седьмая, обозначается цифрой 7
Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8

Мелодические интервалы от звука ДО вверх:

  • ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава).

Мелодические интервалы от звука до вниз:

  • ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава).

Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.

34. Главные ступени лада и их названия

Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).

Главные ступени в тональности ДО мажор:

  • тоника - ДО(I), доминанта - СОЛЬ(V), субдоминанта - ФА(IV).

Главные ступени в тональности ЛЯ минор:

  • тоника - ЛЯ(I), доминанта - МИ(V), субдоминанта - РЕ(IV).

35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада

Устойчивые (опорные) звуки - I, III и V ступени.

Неустойчивые звуки - VII, II, IV и VI ступени.

Устойчивые звуки в ДО мажоре:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:

Неустойчивые звуки в ДО мажоре:

  • СИ-РЕ-ФА-ЛЯ.

Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:

  • СИ-ДО-РЕ, РЕ-МИ-ФА, ФА-СОЛЬ-ЛЯ.

Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:

  • СИ-ДО.

Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:

  • ФА-МИ, ЛЯ-СОЛЬ.

Двойное тяготение II ступени:

  • РЕ-ДО, РЕ-МИ.

36. Размер 4/4

Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

Обозначение размера 4/4:

  • 4/4 или С.

Сильные и слабые доли в такте на 4/4:

  • первая - сильная;
  • вторая - слабая;
  • третья - относительно сильная;
  • четвертая - слабая.

Схема дирижирования на 4/4:

  • вниз - к себе - в сторону - вверх.

37. Три вида минорного лада

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

Гамма ЛЯ минор натуральная:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор гармоническая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор мелодическая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

38. Тональность СИ минор

СИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "СИ" (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ключевые знаки в тональности СИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана;
  • ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.

Гамма СИ минор натуральная:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор гармоническая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ-диез -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор мелодическая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ-диез - VI, ЛЯ-диез -VII, СИ - I.

Тоническое трезвучие в СИ миноре:

  • СИ -I, РЕ - III, ФА-диез - V.

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:

  • ЛЯ-диез - в СИ, ДО-диез - в СИ, ДО-диез - в РЕ, МИ - в РЕ, СОЛЬ - в ФА-диез.

39. Большая и малая секунды

Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой , если она составляет целый тон. Секунда называется малой , если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

Например:

  • Большая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ-бемоль.
  • Большая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ.

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта сайт. Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов. В гармонии, как вы помните, существует понятие тоники, субдоминанты, доминанты, иногда можно встретиться со специальными обозначениями данных групп.

Они используются в классической теории музыки, а также могут служить удобным средством для быстрого и понятного обозначения любой гармонии. Основываются данные обозначения на том, чтобы не просто отметить аккорды композиции друг за другом (как обычно мы их видим: Am | Dm | G7 и др.), а отразить именно функцию, которую выполняет то или иное созвучие.

Человеку, который смотрит на такую запись, если он знаком с теорией, не составит труда соориентироваться в ней. Итак, что же это за варианты записи, о которых мы говорим? Они обозначаются следующими буквами T, S, D. Не трудно догадаться, что латинские буквы обозначают как раз функцию, которую мы должны построить. Т - это тоника, S - субдоминанта, D - доминанта.

Если мы видим запись T, S, D, то это значит мы должны построить "стандартную" гармонию, этот вопрос мы рассматривали в статье о простой гармонии. Значит тоника - аккорд от 1-го звука гаммы, субдоминанта от 4-ого, доминанта от 5-го. Но каждую функцию из этой схемы можно представить еще несколькими способами. Я говорю про обращение аккордов , мы их уже немного коснулись в статье о . Настало время поговорить подробнее на эту тему. Итак, начнём с тоники.

Обращение трезвучий: тоника

Тонику можно взять тремя способами, первый способ это собственно мажорное или минорное трезвучие, построенное терциями, также ноты, составляющие его, можно назвать , к примеру. Его обозначают как T53 или просто буквой T.

Оно называется основным видом трезвучия. Основной вид это когда в басу у аккорда находится его основной тон (1-ая ступень).

Построить Т53 можно следующим образом - берётся любая нота, она будет первым звуком нашего аккорда (или тоника, читайте статью , дабы проанализировать то, что получается) и от неё берутся интервалы, записанные рядом с буквой Т, квинта(цифра 5) и терция(цифра 3):

Полученное трезвучие называют терцквинтаккорд. Для развития тоники нужно сделать обращение, только что построенного трезвучия (получается перенесением самой низкой его ноты на октаву вверх). То созвучие, которое образовалось называется секстаккорд или T6 (так называется из-за интервала сексты, разделяющего самый низкий и самый верхний его звуки), терция здесь не упоминается.

Секстаккорд - это первое обращение аккорда. В нем в басу находится не основной тон, а терцовый (третья ступень аккорда).

Следующий вариант также обращение, второе по счету и получается перенесением в секстаккорде нижней ноты на октаву выше. Полученное трезвучие будет называться квартсекстаккордом и обозначаться будет так - Т64.

В этом случае у нас в басу уже не терцовый тон оказывается, а квинтовый.

Вот таким образом в теории музыки интерпретируются буквенные обозначения типа T53, T6, T64. Буква "T" - обозначает что аккорд тоника, а цифры рядом дают нам понять какое обращение аккорда надо взять.

Причем то, что мы выше рассмотрели удобно использовать на пианино, на гитаре вообще построение аккордов не такие, что обусловлено особенностями конструкции данного инструмента. Также можно сказать, что все три вышеописанные трезвучия - один и тот же аккорд - C (до-мажор, мы взяли его для примера).

Обращение субдоминантового трезвучия

В субдоминанте у нас также как и в тонике есть целых три варианта как взять нужное трезвучие. Вы знаете, что от четвёртой (субдоминантовой) ступени в мажорной тональности берётся также мажорный аккорд. Почему именно мажорное трезвучие рассказано в статьях о ладах. Мы рассмотрели тоническое трезвучие на примере до-мажора выше, поэтому и субдоминанту будем рассматривать как продолжение этой тональности. Взяв субдоминанту "как обычно" от 4-ой ступени мы получим мажорное трезвучие, по-другому оно будет называться S53 или просто S, то есть субдоминантовый терцквинтаккорд.

Получившийся у нас аккорд - Фа-мажор, теперь найдём его другие "варианты". По-аналогии с T строим его обращение. Снова необходимо переместить нижнюю ноту выше на октаву. Так получается S6 или субдоминантовый секстаккорд.

Следующее обращение, образуется с помощью перенесения в S6 нижнего звука на октаву выше, так получается S64 или субдоминантовый квартсекстаккорд.

Ну в общем все то же самое, что и с тоникой делали. Получается есть целых три варианта того как взять один и тот же субдоминантовый аккорд, получаемый на 4-ой ступени и их вы также можете использовать на своё усмотрение.

Обращение Доминанты, её разрешения

Теперь рассмотрим то же самое для доминанты. Она берётся от 5-го звука основной тональности и на сей раз это будет не просто трезвучие, а септаккорд (чтобы получился именно напряженный звук доминанты). У септаккорда, в отличие от трезвучия есть три обращения (ведь нот на одну больше). В случае тональности C, которую мы взяли для примера, нужный нам аккорд будет - G7. Здесь принцип тот же самый, что и с обращением трезвучий, описанных выше - переносится басовая нота всегда вверх на октаву. Но в доминанте есть тритон - этим она отличается от аккордов от 1-ой и 4-ой ступеней, она требует разрешения. Давайте поэтому еще и её разрешение посмотрим.

Тут нужно упомянуть принцип ладового тяготения , который совсем несложный и вы его можете сами проверить.

Например, в тональности До-мажор, возьмите "ре" и послушайте как звучит эта нота, она тяготеет в "до", затем возьмите "фа" - она будет "тяготеть" в "ми", а потом "ля", она будет разрешаться в "соль", ну и "си" тяготеет в "до". Просто неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым.

Теперь вернёмся к нашему доминантсептаккорду Соль-семь (G7). Он будет называться по-другому D7, где цифра семь обозначает расстояние между его крайними звуками (септима). Этот аккорд называется септаккордом основного вида.

Разрешаться он будет благодаря принципу ладового тяготения, описанному выше, следующим образом:

То есть фа в "ми", а "соль, си, ре" в "до". Да вот нота "соль" казалось бы, а разрешается в "до" - она же устойчивая. Ну это потому, что хоть нота "соль" и устойчивая в До мажоре все равно она тянется к "до", только меньше чем описанные нами выше неустойчивые ступени к своим устойчивым.

Первое обращение нашего аккорда называется D65 или доминантовый квинтсекстаккорд, получается он перенесением самого низкого звука в доминантсептаккорде на октаву вверх (в басу останется терцовый тон):

Этот аккорд разрешается следующим образом:

"Си" и "ре" разрешаются в ноту "до", фа в "ми", соль не разрешается, так как она и так устойчивая. Следующий вариант доминантового септаккорда (второе обращение) получается перенесением на октаву вверх нижнего звука в предыдущем D65. Получившееся созвучие будет называться D43 или терцквартаккорд (у него в басу будет квинтовый тон).

Он разрешается вот так:

Ну и последнее обращение называется D2 и получается он перенесением нижнего звука в D43 на октаву вверх. Это третье обращение септаккорда и у него в басу будет септимовый тон находиться. Цифра два означает интервал секунду, который лежит в основе звучания данного аккорда.

Данный вариант также имеет своё разрешение:

Здесь всё то же самое - неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые - "фа" в "ми", "ре" и "си" в "до". Таким образом, мы закончили рассмотрение доминантового септаккорда и его возможных обращений.

Как видите, мы имеем множество возможностей разнообразить свой аккомпанемент на клавишных инструментах (и не только) и возможность выбирать какое обращение аккордов взять на месте T,S и D.

Дополнения: K64, T3

Еще можно встретиться с записью K64. Буква К в записи означает Кадансовый, а цифры, но вы уже в курсе - квартсекстаккорд. Кадансовый означает, что используется в конце произведения.

Этот аккорд выглядит на гитаре так:

То есть это просто обращение тоники с квинтовым тоном в басу (значит второе обращение). Следовательно, это созвучие можно назвать также T64, но в этом случае мы не подчеркиваем тот факт, что его надо брать именно в кадансе (или завершении музыкальной композиции).

Этот аккорд, кстати интересный (см. картинку) - "гибрид" тоники и доминанты - бас взят из доминанты (Д), а верхние звуки - тоника (Т).

Аккорд этот можно брать перед доминантой в конце произведения.

Следующая запись, на которую можно наткнуться - это Т3. Она означает, что надо взять тонику без квинтового тона, то есть лишь интервал терцию (3) из трезвучия Т53.

Фуга ре минор, сочиненная Иоганном Себастьяном Бахом в начале восемнадцатого века, вошла в сокровищницу мировой классической музыки как одна из самых популярных и известных композиций. Исполняется она чаще всего вместе с токкатой, выдержанной в той же тональности. Профессиональным музыкантам и любителям, знакомым с азами название понятно. Всем же прочим меломанам требуется разъяснение того, что означает «ре минор», и в каких опусах великого мастера (а также других композиторов) он встречается.

А Бах ли автор?

Долгое время - более двух с половиной столетий - никто не сомневался в том, что эта фуга написана Бахом. Затем, в восьмидесятых годах прошлого века, появились две книги, в которых на основе детального анализа стилистики и наиболее часто применяемых композитором музыкальных приемов высказываются сомнения в подлинности официально признанного авторства. Наличие параллельных октав, субдоминантового ответа и некоторые другие характерные для произведения моменты либо не встречаются в других произведениях Баха, либо крайне редки.

Эти особенности понятны только специалистам, имеющим глубокие познания в теории, поэтому углубляться в подробности смысла нет. Остается лишь верить Кристофу Вольфу (стороннику того, что Бах все же написал токкату и фугу) либо Питеру Уильямсу (противнику авторства Баха). К тому же гениальные композиторы часто творили нечто, что удивляло их самих, такова уж их природа, что заданным алгоритмам они не подчиняются. «Фуга ре минор» - произведение незаурядное, не похожее более ни на что. Парадоксально, но в каком-то смысле это говорит в пользу его аутентичности. Тональность, в которой она написана, дает богатые возможности выражения эмоций, переполняющих талантливую душу.

Немного о сольфеджио и гаммах

Совсем немного следует углубиться в теорию, без этого никак нельзя. Во-первых, нужно вспомнить о том, что любой гармоничный звук представляет собой совокупность частот, среди которых выделяется основная, определяющая положение ноты. К примеру, «ля 1» соответствует колебаниям воздуха в 440 Гц.

Человеческое ухо различает семь тонов и пять полутонов в каждой гамме, далее все начинается снова, уже в другой октаве. Зримо это можно оценить, глядя на клавиатуру фортепиано: белые клавиши - это тона, а черные - полутона. Ясное дело, что повышение (мажор или «moll») одного тона на его половину - это то же самое, что понижение следующего. Иными словами, ре минор тождественно термину «d-moll».

Простым (хотя и не всегда) упражнением для учеников начальных классов музыкальных школ является такой важный элемент образования, как разучивание гамм. Оно дает главное - запоминание того, где на клавиатуре находится нужная клавиша, или какая струна арфы (скрипки, виолончели, домры и т. д.) создает требуемый звук. То же касается и Восходящая гамма на гитаре иногда для простоты прочтения записывается латинскими (H - полутон, Half) или русскими буквами (Т и П), например, W-W-H-W-W-W-H (Т-Т-П-Т-Т-Т-П), что читается так: «тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). Такой способ запоминания дает возможность овладения самым популярным инструментом тем, кто профессионально учиться в консерватории не имеет времени или желания, а играть хочет. Гамма ре минор звучит в такой последовательности: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре.

Произведения этой тональности

Музыка влияет на человеческое сознание сильнее, чем любой другой вид искусства. в отличие от мажорной, создает грустное, задумчивое и даже порой агрессивное настроение. Эта психологическая особенность восприятия часто использовалась композиторами прошлых веков, да и современные произведения очень часто выдержаны в ней. Блюз основан на «понизительной» гармонии, как и многие образцы рока. Из классической музыки, выдержанной в тональности «ре минор», помимо фуги Баха, наиболее известными произведениями стали его же «Концерт №1 для клавира с оркестром» (BWV 1052), «Реквием» Моцарта, Девятая симфония Бетховена (широко известная по «Оде радости» в четвертой ее части). Двадцатый век подарил нам Седьмую симфонию Дворжака, Первую Рахманинова, его же Фугу, Третий концерт и Этюд-картину, написанную в той же тональности, вторую Сонату для фортепиано Прокофьева, Сонату для фортепиано Шостаковича и множество других замечательных произведений.

В современной обработке

Каждый композитор вправе выбирать, какая тональность ему по душе. К тому же гармоничность созвучия соответствует эмоциональной наполненности произведения, ее смыслу и сверхзадаче. Музыка бывает оптимистично-мажорной, мрачно-минорной или имеет все возможные промежуточные оттенки. Богатство наследия прошлых веков побуждает многих джазменов и рок-исполнителей создавать оригинальные аранжировки произведений композиторов-классиков прошлых столетий. К примеру, известная группа «Megadeth» началом песни «Loved to Deth» сделало цитату, исполняемую на фортепиано, в которой каждый просвещенный меломан легко угадает «Фугу ре минор» Баха. Есть и другие примеры того, как сонаты, фуги и концерты этой тональности, использованные нынешними музыкантами, становятся особенно созвучными нашему тревожному времени.

На вопрос какие знаки в ми миноре и ре миноре? заданный автором Особняк лучший ответ это


1 - ФА-ДИЕЗ
2 СИ- БЕМОЛЬ

Ответ от Невроз [новичек]
спасибо)) выручили))


Ответ от хитросплетение [новичек]
1. Ми минор - параллельная соль мажор, следовательная это ФА -ДИЕЗ
2. Ре минор- параллельная фа мажор, следовательно это СИ-БЕМОЛЬ
Гармонический вид - при движении вверх и вниз повышается 7 ступень (РЕ-ДИЕЗ)
Мелодический вид -придвижениивверх повышается 6 и 7 ступени (ДО-ДИЕЗ и РЕ - ДИЕЗ) , при нисходящем играть натуральный Т. Е. только
1 - ФА-ДИЕЗ
2 СИ- БЕМОЛЬ


Ответ от Ўлия Шабалова [активный]
1. Ми минор - параллельная соль мажор, следовательная это ФА -ДИЕЗ
2. Ре минор- параллельная фа мажор, следовательно это СИ-БЕМОЛЬ



Ответ от Максим власов [новичек]
Ми минор фа диез а Ре минор фа диез и до диез


Ответ от Дима Шеварыкин [эксперт]
1. Ми минор - параллельная соль мажор, следовательная это ФА -ДИЕЗ
2. Ре минор- параллельная фа мажор, следовательно это СИ-БЕМОЛЬ
Гармонический вид - при движении вверх и вниз повышается 7 ступень (РЕ-ДИЕЗ)
Мелодический вид -придвижениивверх повышается 6 и 7 ступени (ДО-ДИЕЗ и РЕ - ДИЕЗ) , при нисходящем играть натуральный Т. Е. только
1 - ФА-ДИЕЗ
2 СИ- БЕМОЛЬ


Ответ от Helen de Ritter-Lac [активный]
В Ми миноре - до диез, фа диез


Ответ от Николай Олегович Иванов [гуру]
Алёнка! Предлагаю запомнить на всю жизнь Правила Дяди Коли Иванова. Их всего три.
1. Тон вверх даёт два знака плюс. (вниз, соответственно, два бемоля, то есть два "минуса").
2. Параллельные тональности отличаются на три полутона (мажор - выше) .
3. Одноименные тональности отличаются на три знака (у мажора - больше) .
А теперь учу пользоваться Правилами:
"Чистый ключ" - До-мажор. (И Ля-минор, соответственно Правилам) .
До - Ре - один тон. Значит, плюс два знака. Но До-минор - минус три от До Мажора.
Значит, будет -3 + 2 = -1. То есть, Ре-минор имеет один бемоль.
Для ми-минора нужно прибавить "два плюса". Итого: -1 + 2 = 1 диез.
Вообще-то эти тональности выучиваются быстро. Однако запомнив всего ТРИ (!) Правила, очень легко высчитать количество знаков, скажем, в Фа# мажоре: До - Ре - Ми - Фа# = 6 диезов.
Или в Миb миноре: Ля - Соль - Фа - Миb = 0-2-2-2 = 6 бемолей.
Считаем, от чего удобнее. Чтобы было легче и быстрее. Три правила - это немного. Слегка попрактиковаться, и данный вопрос НАВСЕГДА будет снят с повестки дня.
Успехов!
С ув. Дядя Коля Иванов.


Ответ от - [гуру]
Эти гаммы с одним знаком при ключе- Ре-минор- си бемоль, а ми-минор- фа диез, при условии, что гамма натурального вида, но есть еще гармонический и мелодический минор, где повышаются VII ступень (в гармоническом миноре) в обоих направлениях, и повышаются Vi и VII ступени в восходящем движении (в мелодическом миноре) , при нисходящем движении повышение ступеней отменяется


Ответ от Bloody Mary [гуру]
В Ми миноре - Фа диез, а в Ре миноре - Си бемоль


Ответ от Андрей Боев [гуру]
ми минор-Еm,ре минор-Dm....


Ответ от ~KriSstiNk@~ [новичек]
в ми миноре - фа диез)))
в ре миноре - си бемоль))