Громкое чтение читаем сказки н м карамзина. Сказочный калейдоскоп. Названо богатырской сказкой. В ней рисуется поэтическая картина природы, создаётся образ Ильи Муромца, непохожего на былинного богатыря, а лишь частично


^ Детские сказки Карамзина

Для детей Н. М. Карамзин продолжал писать и после того, как был закрыт детский журнал. В 1792 г. опубликовал сказку «Прекрасная царевна», а в 1795 г.- «Илья Муромец» и «Дремучий лес». Наибольший интерес представляет прозаическая сказка «Дремучий лес». В подзаголовке к ней указывалось: «Сказка для детей, сочиненная в один день».

Все боялись Дремучего леса и не ходили туда, так как в нем царствовал, как полагали, злой волшебник, чародей, кум и друг Вельзевула (главы демонов).

В селе, недалеко от леса, жили старик и старуха с двадцатилетним сыном, который был как «ангел красоты и голубь смирения».

Однажды ночью в их дверь постучали и зычный голос произнес: «Пошлите сына в Дремучий лес. Родители были в ужасе, а сын «доказывал, что Дремучий лес может быть страшен для других, а не для него». Родители вынуждены были согласиться, и сын пошел в Дремучий лес «следом за беленьким кроликом, который перед ним резвился и прыгал».

В лесу у чудесного домика юноша встретил красавицу, которая была предназначена судьбой ему в жены.

Понятно, что после свадьбы герои жили долго и счастливо. А если читатель захочет узнать, где же злой волшебник и чудовище, то автор отвечает, что это слух, который «принадлежал к числу басен», «ужасное же чудовище существовало в воображении добрых поселян».

Сказка «Дремучий лес» чисто литературная. В ней нет следов народного творчества. Как и в других своих произведениях, Карамзин придерживается поэтики сентиментализма.

«Илья Муромец»

В сказке рисуются поэтические картины природы в стиле сентиментализма, создается образ Ильи Муромца, не похожего на былинного богатыря. Нежными красками поэт рисует многоцветные картины природы, отмечает оттенки и звуки окружающего мира:


Воды с блеском заструилися, Травки, ночью освеженные,

И цветочки благовонные

Растворили воздух утренний Сладким духом, ароматами.
Солнце красное явилось

На лазури неба чистого

И лучами злата яркого

Осветило рощу тихую,

Холм зеленый и цветущий дол.

Улыбнулось все творение,

Таким прекрасным утром наслаждался ехавший по лугу «на статном соловом коне», со щитом в одной руке и копьем булатным в другой Илья Муромец.

Образ богатыря, созданный Карамзиным, лишь частично напоминает былинного. Он показан не в сражениях с врагами родины, а в общении с очаровательной красавицей в рыцарских доспехах. Как и в других произведениях писателя, здесь мало действия, но много нежных чувств и ярких картин.

Мы не знаем, чем заканчиваются приключения героя, так как сказка не была закончена. Ясно одно: образ былинного героя был трансформирован на основе поэтики сентиментализма.

Нельзя не отметить и другое: подобным строем стиха Карамзина готовил почву для некоторых сказок В. А. Жуковского.

Никакой русский писатель не пользовался до этого такой любовью и популярностью, какая выпала на долю Карамзина. Современники видели за чтением его книг представителей разных сословий и всех возрастов. Один из них писал: «Мужики, мастеровые монахи, солдаты - все о нем знают, все любят его, что может быт слаще для Карамзина? Что лучше сего панегирика?» 2 .

Родственница А. И. Герцена Пассек вспоминала, что в семилетнем возрасте, читая «Бедную Лизу», она так рыдала, что засыпал на мокрой подушке. Таких примеров можно привести много.

^ Карамзин в чтении детей и юношества

В творчестве Карамзина нет такого произведения, которое был бы недоступно или нежелательно для детского и юношеского чтения. Среди детей и юношества успехом пользовалось самое круп мое произведение писателя - «Письма русского путешественника» в котором описывались картины и события, увиденные автором Европе за полтора года пребывания там.

Свои «Письма» Карамзин справедливо называл «зеркалом души». Это их свойство не оставляло равнодушными юных читателе» но еще больше привлекало детей тем, что вместе с автором он совершали воображаемое путешествие по разным странам, знакомились с природой и культурой Западной Европы, музеями, архитектурными памятниками, знаменитыми людьми. Обо всем этом Карамзин рассказывал с большой теплотой, знанием, блестящим литературным талантом и чистым русским языком,

Мемуары русских людей, детство которых проходило в конце XVIII века или в начале XIX, свидетельствуют о том, с каким восторгом в 7-12-летнем возрасте читали они «Бедную Лизу», исторические повести Карамзина, а также его автобиографический роман «Рыцарь нашего времени», который в русской литературе положил начало жанру повести о детстве.

Не меньшей популярностью среди детей и юношества пользовались стихи Карамзина, которые явились для того времени столь же новаторскими, как и его проза. Особенный восторг у читателей разных возрастов вызывала его пейзажная лирика, наполненная нежной сыновней любовью к Родине, глубоко идейная по содержанию, блестящая по форме и богатая чувствами.


Где грады, веси процветают, Поля волнистые сияют

Под тению густых лесов. ...Теки, Россию украшая,

Шуми, священная река)
Таково, например, знаменитое стихотворение «Волга», своеобразный гимн великой русской реке, на берегах которой прошли детские и отроческие годы поэта:

Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга, величать!

Хвалить красу твоих брегов,

Не случайно многие поколения русских людей с детских лет заучивали эти стихи наизусть.

Стихи Карамзина, каждая его поэтическая миниатюра как бы специально создавались для детей. Он умел оживить весь мир, разговаривать с любимой им Волгой, с родными лесами, птичками как с равными, близкими и родными существами. В целом ряде стихотворений он воспевал Родину, подвиги ее сынов, природу и мирную жизнь. Есть среди них произведения, в которых выражаются мысли и чувства, созвучные нашей эпохе. Такова его «Песня мира»:

Полно нам губить друг друга,

Сирым слезы проливать,

И печальная супруга,

Да престанет горевать.

Карамзин живо интересовался народным просвещением, вопросами чтения и посвятил этому ряд статей. Он писал: «Кто хочет общественного блага, то пусть будет первым законом его - Просвещение». Поэт мечтал о том времени, «когда свет учения, свет истины озарит всю землю и проникнет в самые темные пещеры невежества». В его статьях отразились просветительские идеи, которые пропагандировались Н. И. Новиковым в его журнале для детей. Как и Н. И. Новиков, Карамзин смотрел на детей.и юношество как на надежду и подпору общества и с этих позиций обращался к ним.

По своему мировоззрению Н. М. Карамзин был идеологом дворянства, сторонником просвещенного абсолютизма. Как и в лучших произведениях, опубликованных на страницах новиковского журнала для детей, он считал, что человек любого сословия ценен сам по себе, заслуживает интереса и уважения. Более того, крестьянская Девушка в повести «Бедная Лиза» оказалась душой богаче, нравственно чище и благородней обольстившего ее дворянского Эраста.

Распущенности и развращенности екатерининского двора Карамзин противопоставлял идеализированных бояр XVII века или добрых поселян (крестьян). Он не выступал против монархической и крепостного строя, но хотел, видеть на троне просвещенного царя и гуманное, уважительное отношение к крепостным крестьянам со стороны их владельцев.

Уроки, полученные им при работе в детском журнале, оставили след в его творчестве, что по-разному отразилось в ряде его произведений. В ответ на арест Н. И. Новикова поэт обратился к Екатерине II с одой «К милости», в которой писал:

Доколе всем даешь свободу Видна во всех твоих делах,-

И света не темнишь в умах; Дотоле будешь свято чтима

Пока доверенность к народу И славима из рода в род.

Ода эта не имела успеха, и Н. И. Новиков без суда был заточен в Шлиссельбургскую крепость. Карамзин отказался посвятить императрице оду, о чем открыто заявил в стихотворении «Ответ моему приятелю, который хотел, чтобы я написал похвальную оду Великой Екатерине». В «Ответе» он назвал себя бедным чижиком, который «не дерзнет» воспевать гремящую славу, так как он «любовь одну поет» «в рощице живой». Одним словом, он дал ясно понять, что не намерен воспевать императрицу.

Своим творчеством Н. М. Карамзин служил развитию русской культуры, подготовил читающую публику, возбудил интерес к литературе у более широких кругов, способствовал воспитанию патриотических и эстетических чувств. Его популярность возрастает в наши дни.

Творчество Карамзина - важнейший, переломный период в истории детской литературы - сыграло огромную роль в дальнейшей ее судьбе.

^ Радищевские идеи в литературе

Н. Н. Сандунов (1768-1832) и его драма «Солдатская школа»

Самым значительным, наиболее революционным произведением русской литературы-XVIII века явилось «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева. Целиком это произведение вряд ли попадало в детскую среду. Но отрывки из него, а главное - его идеи были известны русским людям еще в детском и юношеском возрасте.

Более уверенно можно говорить о влиянии «Путешествия» на детскую литературу. Отзвуки радищевских идей уловимы в целом ряде произведений, но наиболее ярко отразились в «Солдатской школе» Н. Сандунова.

Николай Николаевич Сандунов (1768-1832) был преподавателем гимназии, сотрудничал в журнале «Детское чтение для сердца и разума», работал в Благородном пансионе при Московском университете, где руководил детским театром, для которого написал несколько пьес. Позднее ехал профессором гражданского.и уголовного права Московского университета, много внимания уделял вопросам воспитания, придерживался прогрессивных взглядов.

Сандунов горячо призывал воспитателей изучать возрастные особенности и интересы детей, учитывать их в своей деятельности. В этих взглядах чувствуются отзвуки идей, почерпнутых в кругу Новикова. Но наибольшее влияние оказал на него Радищев.

Многие годы Н. Н. Сандунов занимался активной литературной деятельностью: переводил стихи, пьесы, в том числе «Разбойников» Ф. Шиллера, сам написал.несколько пьес: «Отец семейства» (1793), «Солдатская школа» (1794), «Царский поступок» (1817) и др. Многие его пьесы были запрещены цензурой, остались в рукописях и до нас не дошли.

Есть основание полагать, что одна из самых лучших пьес, отличающихся наиболее передовыми идеями, опубликованная в детском журнале Новикова - «Великодушие в низком состоянии»,- написана Н. Н. Сандуновым.

Свои произведения Сандунов писал для руководимого им театра при университетском Благородном пансионе, т. е. для детского театра. Позднее из пьес, входивших в репертуар этого театра, составил два сборника - «Детский театр для образования сердца и ума» (1819), а также «Детский театр. Собрание пьес, игранных в учрежденном при императорском Московском университетском благородном пансионе» в двух частях, изданных в типографии Московского университета. Первая часть этого издания открывалась большой вступительной статьей о воспитательном значении детского театра.

Самым значительным произведением Н. Сандунова является драма «Солдатская школа», в которой изображены ужасы крепостного строя.

Вся деревня находится в полном распоряжении приказчика Занозы, который чувствует себя полновластным хозяином, грабит и наказывает крестьян. Он принуждает красавицу Анюту выйти за него замуж. В отместку за отказ разоряет ее отца, отдает в солдаты брата Иосифа. «Вся деревня, ваш домишко, скарб, все, что в нем есть, все это у меня в руках. Я волен здесь, над животом и смертью полный господин, все вы мною только дышите... Я один, от которого вы все с ног до головы зависите»,- говорят он Анюте и другим. Отец Анюты Бедон протестует против этого, готов погиб­нуть, но не позволить надругаться ни над собой, «и над своей дочерью.

В деревню прибывает полк, в котором служит брат Анюты Иосиф. Зная, что за поимку дезертира платят большие деньги, Иосиф убегает из полка, уговорив своего дядю Стародума поймать его. Дезертир пойман, а деньги, полученные за это Стародумом, отданы Бедону, который расплатился с барином.

Иосиф подлежит казни. Но в критический момент становится известна причина его дезертирства. Самоотверженный поступок солдата расценивается окружающими как подвиг, за что его не только оправдывают, но и представляют к награде.

В детской литературе появляется новый герой - жестоко попираемый крепостной крестьянин, готовый не щадя жизни выступить против тирании. Он чувствует силу, смело протестует. В ответ на угрозу Занозы взять его под стражу и «заковать в железы» (т. е. кандалы) не пугается, не отступает от борьбы, так как уверен в своей правоте. На его защиту поднимается народ, что справедливо квалифицируется приказчиком как бунт. Голос протеста против произвола поднимают и лучшие офицеры прибывшего полка, готовые бороться вместе с крестьянами. Они называют управляющего грабителем, ржавчиной, разъедающей общество.

Пьеса «Солдатская школа» отличалась несомненными литературными достоинствами: бурной и яркой завязкой, напряженным развитием действия, мотивированными поступками героев, логически оправданной развязкой. Речь героев ярка, метка, в меру индивидуализирована, насыщена пословицами. В то же время некоторые крестьяне говорят как аристократы.

Основные взгляды автора отражены через образы помещиков и их управляющего Занозы. Они показаны жестокими извергами, не признающими ни законов, ни морали, ни человеческих прав. И черты эти рисуются не как проявления индивидуальных характеров, как это было в «Несчастных сиротах» А. Болотова, а как явление социальное. И в этом главная особенность пьесы, этим она сближается с «Путешествием из Петербурга в Москву» А. Радищева, поднимает русскую детскую литературу на новую идейную высоту. «Солдатская школа» является вершиной прогрессивного направления в русской детской литературе XVIII века, свидетельством ее идейного роста. Рисуя картины бесправия и жестокой эксплуатации, автор воспитывает ненависть к крепостному строю, желание бороться с ним.

Бурно развивается детская литература в последнее десятилетие XVIII века, издается большое количество новых книг. На первом месте выступают наставления, энциклопедии и путешествия Таковы «Путь к благонравию» П. Захарьина (1793, 1796, 1798), «Руководство к счастию и блаженству» В. Богданова (1798), «Путь к добродетели и любомудрию» К. Дамского (1794), «Новое краткое понятие о всех науках» (в 4 ч., 1796-1797) Д. и И. Нехачевых, «Детский месяцеслов» Ф. Туманского, «Зрелище света, ил Всемирное землеописание» (1789), «Новейшее повествовательно (землеописание. Для малолетних детей» (в 3 ч., 1795).

Познавательной книге старались придать более занимательный игровой характер. Таковы «В пользу и забаву малолетним детям А. Шелехова (1799), «Географическая игра в карты» И. Тодорского (1798), «Фокус Покус» (1795), «Полезные для детей игрушки» (1797), «Любопытные для детей загадки с отгадками» (1790) и др.

Издавались сборники рассказов, повестей, пьес, стихотворений, детских альманахов. Таковы сборники «Разумная нянюшка» (Кострома, 1796), «Усердие детей» (1796).

Выходят сказки как народные, так и литературные. Таковы «Пересмешник» М. Чулкова, «Русские сказки» В. Левшина, «Бабушкины сказки» и «Сова, ночная птица» С. Друковцева, «Веселая старушка, забавница детей» П. Тимофеева и др. Хотя некоторые из этих сборников (В. Левшина, М. Чулкова) принято считать книгами для взрослых, но они входили и в круг детского чтения. Остальные, даже судя по названиям, адресовались детям. Об этом свидетельствуют предисловия к ним и отзывы о них.

Хотя в конце XVIII века для детей издавалось немало книг, но они далеко не удовлетворяли потребности в чтении. Детей обычно начинали учить грамоте с пяти лет. Некоторые умели читать уже в трехлетнем возрасте. Курс учения чаще всего ограничивался умением читать и писать, что создавало интерес к книге. Поэтому дети читали все, что попадало им под руку из родительских библиотек. Так в раннем детстве читали не только Пушкин, Герцен, Аксаков, как известно из их биографий, но и многие другие.

Поэтому в чтении детей конца XVIII века более 80 процентов занимали книги для взрослых, куда входили произведения Ломоносова, Сумарокова, Хераскова, Державина, Карамзина и других русских, а также зарубежных писателей как в переводах, так и в оригинале. К началу XIX века первое место в детском чтении начинает занимать Карамзин, а за ним - Державин.

Таким образом, несмотря на относительно бурное развитие детской литературы последней трети XVIII века, особенно последнего десятилетия, она еще не отвечала потребностям, как в количественном, так и в качественном отношении. Вместе с тем она указала пути для дальнейшего ее роста: тесная связь с современностью, с передовыми идеями, с литературой для взрослых, сочетание науки и искусства. Задачи эти продолжали решаться детской литературой следующего, XIX столетия.

Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…

(А.С. Пушкин)

2016 год -Указом Президента РФ от 23 августа 2010 года № 1052 «О праздновании 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина», объявлен в России Годом Карамзина.

Великому писателю, историографу, переводчику, реформатору русского языка Н.М.Карамзину 12 декабря исполнилось 250 лет со дня рождения.К этой дате в МБУК «ЗЦБ» для учащихся МКОУ «СОШ №1», 6»А» класса состоялась литературная гостиная «Путешествие по сказкам Карамзина».

Н.М. Карамзин внёс большой вклад в развитие русской детской литературы. Виссарион Григорьевич Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…»

Он был замечательным детским писателем, который написал и перевёл для юных читателей около 30 произведений. Н. М. Карамзин писал и сказки для детей. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Учащимся была предложена презентация о биографии Н.М. Карамзина с элементами беседы. Читатели, познакомились с именем великого классика и, раскручивая колесо истории, повернули время вспять, туда, где будущий «историограф государства Российского», был ещё совсем маленьким мальчиком. Ребята узнали о том, чем Николай Карамзин увлекался, какие книги любил читать, где и как он получил образование.Учащимся рассказали, что Карамзин одним из первых начал использовать букву «Ё», ввёл в русский язык множество новых слов: «впечатление», «влияние», «промышленность», «моральный», «гармония», «катастрофа», влюблённость».

Также школьники вспоминали и называли места Симбирско-Ульяновского края, связанные с бессмертным именем писателя и историка. Беседа вызвала у ребят живой, неподдельный интерес и ряд вопросов о жизни писателя.


Далее библиотекари предложили совершить путешествие в волшебный мир сказок Н. М. Карамзина, узнать о судьбах героев и истории создания сказок. Для детей писателем были написаны три сказки:«Прекрасная царевна и счастливый карла», «Дремучий лес» и богатырская сказка «Илья Муромец»

В прозаической сказке «Дремучий лес» сказочные образы и события убеждают детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотою и ее дарами. В подзаголовке автор указывает, что это «сказка для детей, сочиненная в один день».

Затем прошло знакомство с обсуждением старинной сказки «Прекрасная царевна и счастливый карла», в ходе которого объяснялись устаревшие слова, обращалось внимание на язык произведения, своеобразие описаний и построения сказки.

Ещё ребятам рассказали о славном богатыре из древнего города Мурома – Илье Муромце.

Тем, кто не читал сказок Карамзина «Дремучий лес», «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Илья Муромец», узнали для себя много нового и интересного, о том,что эти сказки не издавались отдельными изданиями и не иллюстрировались.

Учащиеся не только отвечали на вопросы, но и сами их задавали, высказывали своё мнение.Ответы ребята давали не только правильные, но и полные, что для библиотекарей стало приятной неожиданностью.

После показа презентации был проведен обзор по книжной выставке «По страницам произведений Н.М. Карамзина». Выставка познакомила читателей с имеющейся в книжном фонде литературой, которая сможет оказать помощь, как в учебном процессе, так и просто в целях самообразования.


Книжно-иллюстративная выставка с мультимедийной презентацией помогли представить жизнь и творчество российского историка и писателя.Казалось бы, два с половиной века, это огромный промежуток времени, поэтому произведения писателя могли отойти на задний план и потерять свою актуальность. Но это не так.

Н.М. Карамзина нельзя рассматривать только, как историка, необходимо изучать его богатое литературное наследие – его стихотворения, журнальные статьи, сказки, повести.Карамзин писал: « Общение с книгами приготовляет к общению с людьми. И то и другое равно необходимо».

В заключение мероприятия ребята получили буклеты, посвященные 250-летию со дня рождения великого писателя, историографа, переводчика, реформатора русского языка Н.М.Карамзина.

Создано 19.12.2013 06:29

Виссарион Григорьевич Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…»

«Оказывается, Карамзин тоже писал сказки!» – неподдельно удивлённо восклицали ребята, с интересом рассматривая иллюстрации к добрым, мудрым сказкам Николая Михайловича – «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Илья Муромец», «Дремучий лес». Яркие, неповторимые, нарисованные юными читателями Аксаковки, они так точно передали сказочный колорит, что никого не оставили равнодушными: ни детей, ни взрослых. Ребята увлечённо играли со сказками Н.М.Карамзина, соотнося предложенные фрагменты авторского текста с рисунками своих ровесников. Отгадал сказку по описанию – молодец, а не отгадал – приходи в Аксаковку за книгой и читай, с наслаждением погружаясь в сказочный мир, созданный классиком.

Что может быть радостнее, чем общение с любознательными, пытливыми, вечно ищущими ответы на вопросы, читателями, настоящими и будущими?

Об огромном вкладе Н. М. Карамзина в детскую литературу взрослые и дети узнали из презентации литературного путеводителя «Карамзин детям», раскрыв для себя всю многогранность творческой деятельности великого классика.

Около 30 произведений, адресованных юным читателям, написал и перевёл наш знаменитый земляк. Едва ли не все они входили и входят по сей день в круг чтения детей среднего и старшего возраста. Именно Николай Михайлович, ратуя за то, «чтобы люди младые читать с увлечением могли», стал одним из редакторов первого русского журнала для подростков – «Детское чтение для сердца и разума». В этом издании печатались лучшие произведения писателей-классиков, рассказы о природе, рассказы по истории, рассказы о детях, занятные задачки об окружающем мире…

Участвуя в мультимедийной викторине «И будет имя жить его в России вечно», гости музейной ночи узнали много интересных фактов и событий, связанных с именем Н.М. Карамзина. Кем была собрана библиотека, книгами которой зачитывался будущий писатель? Какое образование получил юный Карамзин? В поисках чего отправился заграницу?

Самые маленькие посетители музея, их папы и мамы также с интересом приняли участие в литературной игре «Задушевное слово классика». Отвечая на её вопросы, ребята вспоминали произведения классиков русской литературы (А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.А.Крылова, А.П.Чехова, А.И.Куприна и др.), угадывали по описанию «литературные портреты» героев книг.

Дети, разумеется, не без помощи взрослых, вдумчиво и внимательно искали ответы на вопросы: как в алфавит попала буква «Ё»? Сколько ей лет? Как связаны буква «Ё» и наш знаменитый земляк Н.М.Карамзин? Кто изображён в верхней части памятника Н.М.Карамзину и почему? Маленькие краеведы с честью справились с заданиями, ещё раз доказав тем самым, что имя великого классика, «историографа Государства Российского», живо и памятно на родной симбирско-ульяновской земле!


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Альбомы разработали педагоги муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 244: Вилкова Наталья Николаевна – воспитатель 1 кв. категории Гудун Александра Николаевна – воспитатель 1 кв. категории Егорова Надежда Юрьевна – воспитатель 1 кв. категории Краснова Татьяна Николаевна – воспитатель Куданова Ольга Владиславовна – воспитатель 1 кв. категорииПопова Надежда Алексеевна – воспитатель Самаренкина Валентина Александровна – воспитатель 1 кв. категории Белова Ирина Александровна- зам.зав. по УВРРасскажите детям о Н.М.Карамзине Пояснительная запискаФедеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентиро­ванные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач, по­ставленных перед педагогами, является приоб­щение детей к культурному наследию социума.Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Глубокая, духовная, творческая нравственность связана с личной духовностью человека, ее глубиной. Духовно-нравственное становление нового по­коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важней­шее условие развития России. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является художественная литература.В настоящее время постепенно возвращается национальная память, и общество по- новому начинает относиться к писателям, поэтам прославившим свою Родину. В 2016г. исполняется 250 лет со дня рождения нашего великого соотечественника Н.М. Карамзина. Имя писателя, публициста, историка Н. М. Карамзина, уроженца Симбирского края, всемирно известно. Его произведения способствуют повышению интереса к отечественной литературе и истории, пробуждают патриотические чувства, чувство гордости за свою страну. В творчестве Н. М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения: сказки «Прекрасная царевна и счастливый Карла», «Дремучий лес», «Илья Муромец» и др. В своем творчестве Н.М. Карамзин акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности. Выделив такие разновидности любви к Отечеству:- физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине;- нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растёт, воспитывается, живёт;- политическую т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.Соответственно знакомство с жизнью и творчеством нашего знаменитого земляка способствует решению следующих задач:- формировать у дошкольников систему представлений о культуре и истории региона;- воспитывать положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям края, его жителям;- подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, краю, городу и ощущению себя частью большого человеческого сообщества;- развивать социальную активность дошкольников: желание в меру своих возможностей участвовать в событиях окружающей социальной действительности, вызвать стремление к ее позитивному преобразованию.дание цикла познавательных альбомов посвященных Н.М. Карамзину и диагностического комплекса по этим альбомам является одним из инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Альбом №1 «Расскажите детям о Карамзине» как наглядно-дидактическое пособие. В этом альбоме дети знакомятся с знаменательными датами, начиная с рождения Карамзина и до конца его жизни. - Предположительное место рождения Н.М. Карамзина - Детство Н.М. Карамзина - Юность Н.М. Карамзина - Отрочество Н.М. Карамзина - Семья Н.М. Карамзина - Путешествия Н.М. Карамзина - Н.М. Карамзин в Москве - Журналы, созданные Н.М.Карамзиным - Первый детский журнал - Вестник Европы - Сказки Н.М. Карамзина - Н.М.Карамзин в царском селе - Карамзин в Остафьеве - Болезнь Карамзина - Память о Карамзине В альбоме так же представлены небольшие задания для совместной работы родителей и детей, которые закрепят представление о жизни Н.М.Карамзина. Альбом № 2 «Дремучий лес». В данном альбоме представлен материал, который готовит детей к чтению сказки «Дремучий лес»: - Познавательный рассказ с иллюстрациями о жизни и быте древних славян.- Иллюстрация мифического персонажа «Вельзевул»- Познавательный рассказ с иллюстрациями о Галльских племенах (Кельты), их территориальности, жилище, одежде, основного занятия.- Рассказ о духовной стороне жизни Галльских племён: учителя – Друиды; певцы- Барды; легендарный герой- Оссиан.- Генеалогическое древо семьи Н.М Карамзина- Семья Н.М Карамзина, его дети и внуки, рассказ о их жизни и достижениях. Альбом № 3 «Символика г. Ульяновска и Ульяновской области». В данном альбоме представлена символика (герб и флаг) Ульяновска и области со времен их создания по настоящее время.- Герб рода Карамзиных,представителей дворянского рода.- Герб Синбирский. Первый известный герб Симбирска пожалован городу в 1672 году за оборону от Стеньки Разина.- Герб Симбирский. Впервые появился на знаменах Симбирского полка в 1712 году.- Герб Симбирской губернии. 5-го июля 1878 года в Царском селе «высочайше утвержден» герб Симбирской губернии. Далее идут 11 гербов Симбирской губернии с 1778 года.- Герб Алатыря. - Герб Ардатова.- Герб Буинска.- Герб Канадея.- Герб Карсуна.- Герб Костякова.- Герб Курмыша.- Герб Сенгилея.- Герб Ставрополя в1738 г. с 1964 года –город Тольятти.- Герб Сызрани.- Герб Тагая.- Герб Самары, ставшей впоследствии губернским городом.- Современный герб города Ульяновска. Этот герб внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации - №231.- Флаг города Ульяновска – опознавательно - правовой знак, служащий символом местного самоуправления.Кодекс жителя Ульяновской области, который является сводом моральных правил для всех, живущих на Ульяновской земле. Альбом № 4 «Государственная символика России». Открыв этот альбом вы увидите здесь историю возникновения государственной символики России – герба и флага от первого упоминания до настоящего времени.- Государственный герб Российской Федерации.- Герб времен правления великого князя Ивана III.- Герб в эпоху Ивана Грозного.- Герб во времена правления Федора Ивановича.- Герб династии Романовых.- Герб в годы правления Петра I.- Герб времен правления Павла I.- Герб при императоре Николае I.- Большой герб,который утвердил Император Александр III.- Герб России 1917 года.- Герб 1918 года, когда было порвано с исторической символикой России.- Герб Советского Союза 1922 года.- Государственный герб Российской Федерации с 1993 года.- Герб Российской Федерации, принятый в 2000 году.- Флаг России 1668 года, который был впервые поднят над первым русским кораблем.- Флаг 1693 года, который впервые использовал Петр I на своей яхте.- Флаг 1705 года. Он использовался как военно-полевой флаг русской армии.- Флаг 1712 года. Макет флага был лично создан Петром I.- Флаг 1806 года являлся флагом Российско –Американской кампании.- Флаг 1858 года был утвержден Александром II.- Флаг 1865 года. Вышел указ,в котором черный,золотой и белый назывались государственными цветами Российской Империи.- Флаг 1883 года использовался только в торжественных случаях.- Флагу 1896 года был официально присвоен статус государственного флага.- Флаг 1918 года по предложению Свердлова стал государственным.- Флаг 1954 года. До этого времени флаг РСФСР был без надписей и рисунков.- Флаг 1991 года началась новая история флага России.- Флаг 1993 был окончательно утвержден в том виде, в котором мы имеем его сейчас.- Флаг 2008 года может быть использован частными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями. Альбом № 5 «История Государства Российского» Данный альбом посвящен самому трудоемкому произведению Николая Михайловича Карамзана – «Истории государства Российского». Это многотомное сочинение, где автор описывает российскую историю начиная с древнейших времён до правления Василия Иоановича Шуйскова и Междоцарствия 1611 -1612гг. Труд Н. М. Карамзина не был первым описанием истории России, но именно это произведение благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики и наибольшим образом способствовало становлению национального самосознания. Исторические факты автор собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в первые научный оборот.В предисловии к своей книге Карамзин описывает важность истории вообще, её роль в жизни людей. Он говорит, что история России не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая. Альбом содержит в себе краткие данные:- о жизни древних славян Древней Руси, - о правлении князей: Рюрик, Синеус и Трувор. Г. 862-879,- Олег Правитель. Г. 879-912- Князь Игорь. Г. 912-945 - Князь Святослав. Г. 945-972 - Великий князь Ярополк. Г. 972 -980 - Владимир Мономах, названный в крещении Василием 1113 – 1125- Великий князь Всеволод Ольгович 1139 – 1146- Великий князь Георгий, или Юрий Владимирович, прозванием Долгорукий 1155 – 1157 - Великий князь Святослав Всеволодович, Андрей Ярославович и Александр Невский 1247 – 1263- Великий князь Димитрий Иоанович, прозванием Донской. Г. 1363 -1389- Великий князь и царь Иоанн IV Васильевич II. Г. 1533-1538- Царствование Феодора Иоанновича. Г. 1584-1587 - Царствование Бориса Годунова. Г. 1598-1604- Царствование Лжедмиртия. Г. 1605-1606 - Царствование Василия Иоанновича Шуйского. Г. 1606-1608 Альбом № 6 «Памятные места Ульяновска связанные с именем Н.М. Карамзина». Данный альбом знакомит детей с историческими местами города Ульяновска, связанных с именем нашего земляка писателя-историка Н.М. Карамзина.Он включает в себя:Дом Н.М. КарамзинаПамятник Н.М. Карамзину открытому в Симбирске и сохранившемуся до наших дней.Карамзинская библиотека в СимбирскеОбщественная библиотека имени Н.М. Карамзина в УльяновскеНаучно-исследовательский институт истории и культуры Ульяновской области имени Н.М. КарамзинаПсихиатрическая больница имени Н.М.КарамзинаКарамзинская колония душевнобольных Симбирского губернского земстваАэропорт центральный имени Н.М.КарамзинаПамятник букве «ё»Переулок Карамзина Расскажите детям о Н.М.Карамзине. Предположительное место рождения Карамзина Детство Н.М.Карамзин родился 12 декабря(1 декабря по ст.ст.) 1766 года, в селе Знаменское, близ Симбирской губернии в дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование; знал немецкий, французский, английский, итальянский языки. Детство свое Карамзин провел на берегу реки Волги, и картины природы Поволжья оставили в его душе сильное, неизгладимое впечатление. В юности он не раз воспевал в своих стихах те места, где он вырос. Я природу полюбил,Ей первенца души и сердцаСлезу, улыбку посвятил,И рос в веселии невинном,Как юный мирт в лесуПустынном!… Н.М.Карамзин Юность 1782 – поступил на действительную службу в гвардейский Преображенский полк, после смерти отца выходит в отставку поручиком в возрасте 17 лет (по обычаю того времени Карамзин с колыбели был записан в военную службу). Уволен 1 января 1784 г.; уезжает на родину. Карамзин в Москве1784–1785 – поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика тесно сблизился с масонским кружком сатирика и издателя Н.И.Новикова.Участвовал в издании первого русского журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума». Семья В 1801 году Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой. Она умерла в 1802 году. В 1804 году Карамзин женился второй раз – на побочной дочери князя А.И.Вяземского Екатерине Андреевне Колывановой. У них было пятеро детей, в семье также воспитывалась дочь Карамзина от первого брака Софья. М.И.Карамзин в Царском селеВпервые М.И.Карамзин приехал в Царское село с женой и четырьмя детьми в 1816 году. Его старшей дочери Софье было тогда четырнадцать лет, младшему сыну Александру – всего несколько месяцев. Семья писателя поселилась в одном из кавалерских домиков, который стоит на углу Садовой улицы и Леонтьевской. Дом этот и теперь часто называют домом Карамзина; нынешний его адрес Садовая, 12. Смерть Карамзина явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года, и 3 июня(22 мая по ст.ст.) 1826 года он скончался в Санкт - Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро – Невской лавры. Отрочество В 1780 году в 14 лет Карамзин был отправлен в Москву и отдан в пансион профессора Московского университета И.М.Шадена, в котором учился с 1780 по 1781 годы. Одновременно посещал лекции в университете. Путешествия В мае 1790 Карамзин отправился в заграничное путешествие, в котором находился до середины июля 1790 года, посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Англию. В Париже был свидетелем событий французской революции. Первый детский журнал Первый русский журнал для юных читателей появился в 1785 году под названием «Детское чтение для сердца и разума». Карамзин внес большой вклад в развитие детской литературы, он был замечательным детским писателем, сыгравшим значительную роль в истории детской литературы, написал и перевел для юных читателей около 30 произведений. В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших Российских традициях. Издатели новых журналов имею прекрасный пример для подражания в лицее Н.М.Карамзина и его журнала «Детское чтение…».В 1997 году был возрожден журнал «Детское чтение для сердца и разума», где печатаются стихи, поучительные рассказы для детей в доступной и яркой форме. Сказки В 1792 году Карамзин публикует сказку «Прекрасная царевна», а в 1795 году - «Илья Муромец» и «Дремучий лес». Журналы, созданные Н.М.Карамзиным«Детское чтение для сердца и разума» (1787-1789),«Московский журнал» (1802-30),«Вестник Европы» (1802-03). «Вестник Европы» Более 200 лет назад, в январе 1802 года, в свет вышел первый номер «Вестник Европы» - первого в России литературного и общественного – политического журнала. Создателем, редактором и издателем был Карамзин. Память о КарамзинеКарамзина помнят не только в Ульяновске, но и в других городах России. Ему созданы памятники, в честь него названы улицы, скверы, парки.Сквер Карамзина в УльяновскеБиблиотека имени Карамзина в Ульяновске Карамзин в Остафьево Памятник 1000-летию России в Великом Новгороде.

В рамках празднования 250 - летия историка и литератора Н. М. Карамзина детская библиотека - филиал МБУК «ОМЦБ» приняла участие в краевом конкурсе «Учимся истории России у Карамзина», проводимого ЗКУНБ им. А.С. Пушкина на лучший инновационный проект по продвижению книги и чтения.

Сегодня дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. Но не всё так печально. Всё - таки огромной любовью пользуется у детейсказка . Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значениесказки . На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень значима. Мы попытались в проекте отразить и творческое наследие Н.М. Карамзина, и значимость сказки, и занять досуг детей творчеством.



В рамках празднования 250 - летия Н.М. Карамзина читателям библиопродлёнки «Отдыхать и познавать» было предложено поучаствовать в проекте «Читаем сказки Карамзина». Проект состоит из нескольких этапов. Сначала показали презентацию «Встреча с Карамзиным», ребята смогли познакомиться с основными вехами жизни и творчества, представить себе видеопортрет Карамзина. После показа презентации был проведен обзор книжной выставки «И будет имя жить его в России вечно». Книжно-иллюстративная выставка с мультимедийной презентацией помогли представить жизнь и творчество российского историка и писателя.

На следующем этапе продолжили нашу хорошую традицию - громкие чтения для детей. Юные читатели библиопродлёнки «Отдыхать и познавать» слушают увлекательные и полезные истории, узнают много интересного из мира детской литературы.

К сожалению, в фонде библиотеки не оказалось сказок Карамзина, но мы распечатали их с Интернета. «У Карамзина есть сказки?» - удивлённо спрашивали ребята, не найдя их на книжной выставке. Вместе совершили путешествие в волшебный мир сказок Николая Михайловича и узнали о судьбах героев этих сказок.

На 3 этапе приступили к самой творческой и интересной работе - иллюстрированию прочитанных сказок. Ребята выбрали две наиболее понравившиеся сказки. Обсуждая прочитанное, они выделили несколько эпизодов, на которые захотели нарисовать рисунки. Поскольку, ребята занимались творчеством в библиотеке, данный этап длился неделю. Мы объединили рисунки, (а у некоторых ребят это были просто раскраски) в книжки - панно « Дремучий лес» и «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Ребятам очень понравилось, они получили много положительных эмоций, собирая сказочные панно. В работе использовали и аппликацию, и квилинг, и многое другое.

Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом и умению слушать других.