Что обозначает сметка дороже богатства. Мастер - класс "золотые россыпи". Всё гениальное - просто

    См. ум... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. смётка см … Словарь синонимов

    Смётка I ж. разг. Способность быстро соображать; находчивость, сметливость. II ж. разг. Мягкая волосяная щетка для сметания. III ж. разг. 1. действие по гл. сметать II 2. Нитки, которыми сметывается, наметывается что либо; наметка … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    СМЁТКА 1. СМЁТКА, и; ж. Разг. Способность быстро соображать, находить верное решение в каком л. деле; сметливость. Крестьянская с. Военная с. Проявить смётку. 2. СМЁТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. 1. к Смести сметать. 2. Спец. Ручная щётка… … Энциклопедический словарь

    сметка - същ. разчет, отчет, изчисление, равносметка, баланс същ. изгода, облага, полза същ. план, намерение същ. отговорност същ. вход, досие, номер, име, регистрация същ. пресмятане, калкулация … Български синонимен речник

    Не то сметка, что бродит; а то сметка, что других водит. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ …

    Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет.
См. ОПЛОШНОСТЬ - РАСТОРОПНОСТЬ

  • - И. и В. нет, Д. обо/им, Тв. обо/ими, Пр. об обо/их, числит...

    Орфографический словарь русского языка

  • - СМЁТКА, -и, жен. . Способность быстро соображать, рассчитывать. Рабочая с. II. СМЁТКА, СМЁТОЧНЫЙ см. метать 2...

    Толковый словарь Ожегова

  • - об"оих, об"оим, об"оими, об об"оих, им. и вин. нет, употр. с сущ., не имеющими ед. ч. ч., напр.: об"оих сан"ей, об"оих н"ожниц, об"оих с"уток; ср. "...

    Русский орфографический словарь

  • - наслаждаться жизнью не в меру Ср. Я устал жечь свою жизнь с двух концов, жажду тихого семейного счастья. А.В. Амфитеатров. Быть бычку на веревочке...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Жечь свѣчу съ обоихъ концовъ наслаждаться жизнью - не въ мѣру. Ср. Я усталъ жечь свою жизнь съ двухъ концовъ, жажду тихаго семейнаго счастья. А. В. Амфитеатровъ. Быть бычку на веревочкѣ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Идет свинья из овина, с обоих концов по рылу...
  • - См. ОПЛОШНОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ОДИНОЧЕСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Счастье дороже ума, богатства и...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Счастье дороже богатырства...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Словарь синонимов

"Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет." в книгах

Сердце не обманет

Из книги Любовь Полищук автора Ярошевская Анна

Сердце не обманет Теплый весенний день 1967 года. Люба стояла в легком хлопковом платьице около уже родных и полюбившихся ей мастерских. Ее красивые густые волосы ласково развевал теплый ветер. Она стояла и думала о своей судьбе. О том, почему все вышло именно так. О том,

«Яркий день обманет…»

Из книги Легкое бремя автора Киссин Самуил Викторович

«Яркий день обманет…» Яркий день обманет, Яркий день измучит. Ясный вечер глянет, Тихому научит. Приходи из дому Ты к ручью лесному. Там и струи плещут, Там и звезды блещут. Нож и светел и остер! Разведу я мой костер! Мы никем не зримы Будем до утра. Будем до зари мы В

Русская сметка

Из книги Испытатели автора Вишенков С

Русская сметка - Не трите глаза, - сказал Супрун одному из своих летчиков. - Они у вас и так красные.При этом Супрун забыл, что у него глаза такие же воспаленные, как у всех летчиков его группы, сидящих здесь, на разборе недавнего боя. Вот уже пятые сутки они не смыкают

Мифы о счастье: что такое счастье и как его достичь?

Из книги Размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Мифы о счастье: что такое счастье и как его достичь? Все мы хотим быть счастливыми, не так ли? Декларация независимости США даже утверждает, что стремление к счастью является неотъемлемым человеческим правом. Так как же люди становятся счастливыми?Согласитесь ли вы с

В обоих видах сна

Из книги ОТКРЫТАЯ ТАЙНА автора

В обоих видах сна Мы все участники вечеринки: вечеринка продолжается, даже если мы засыпаем, но наш сон - тоже часть вечеринки.?Ты помнишь?Когда ты смотришь на отражение луны в пруду, ты и есть луна, смотрящая на себя…? Ты просто умозаключение. Только

«Если жизнь тебя обманет…»

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

«Если жизнь тебя обманет…» Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдёт; Что пройдёт, то будет

Для обоих:

Из книги Как не превратиться в Бабу Ягу автора Нонна Доктор

Для обоих: иланг-иланг помогает угадывать и воплощать самые тайные желания партнера, повышает потенцию мужчины и восприимчивость женщины;мускат позволяет лучше чувствовать друг друга, усиливает желания и ощущения;нероли усиливает чувственность, обостряет и продляет

Глава 1. О счастье вообще и женском счастье в частности

Из книги Хочешь быть счастливой – будь ею автора Волгина Ксения

Глава 1. О счастье вообще и женском счастье в частности Вообще-то, счастье – это понятие настолько растяжимое и объемное, что практически невозможно вывести единую «формулу счастья», которая подошла бы абсолютно всем женщинам и удовлетворила бы самые разные вкусы и

Счастье жизни, потому что жизнь – счастье

Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина Марковна

Счастье жизни, потому что жизнь – счастье Хочу посвятить несколько слов важнейшей теме. Тема эта – наша особенность. Конечно, несколькими фразами тут не ограничишься. Но все же…Любовь к жизни. Умение самостоятельно искать ежедневные маленькие радости. Что, казалось бы,

Бог никогда вас не обманет

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Бог никогда вас не обманет Если Бог что-то вкладывает в ваше сердце, то никогда вас не обманет. Он может что-то отобрать, но лишь потому, что у Него есть для вас другой план. Если у вас был неудачный опыт личных отношений, то вы можете чувствовать себя обманутым, уязвленным.

Киев все равно обманет

Из книги автора

Киев все равно обманет Предложение Путина «перенести референдум о федерализации», причем без указания срока такого переноса и точных условий, стало неожиданным и многих разочаровало. Напрашивается объяснение – Путин отступил и отказался от поддержки восставшего

Чернозем дороже нефти Чернозем дороже нефти Нина Зайцева 20.02.2013

Из книги Газета Завтра 951 (8 2013) автора Завтра Газета

КТО КОГО ОБМАНЕТ

Из книги К барьеру! 2009 № 04 автора Газета Дуэль

КТО КОГО ОБМАНЕТ Постановка работы по привлечению иностранных инвестиций оставляет в России желать много лучшего. Такой вывод следует из нового доклада Международной финансовой корпорации /МФК/ – дочерней организации Всемирного банка, специализирующейся на работе с

11. Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12. сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12. сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского. Здесь говорит Сам Господь.Мир - по-евр.: tevel, собств. земной

Глава 5. Кто сильней обманет должника?

Из книги Кредитные истории автора Рякин Евгений Владимирович

Глава 5. Кто сильней обманет должника? Кредитные брокерыНередко можно встретить объявления, в которых люди предлагают свои услуги по оформлению кредита. Сами себя они называют кредитными брокерами. Но я бы не стал спешить с такой формулировкой. По моему опыту работы, лишь

Мы нередко забываем о том, что в жизни существует нечто, что гораздо важнее денег. Вот 15 вещей, которые нужно запомнить:

1. Опыт взаимоотношений

Поцелуйте кого-нибудь, напишите кому-нибудь письмо, в котором расскажите о своих чувствах. Не пожалейте времени в выходной день и приготовьте интересное, вкусное блюдо. Устройте вечер при свечах любимому человеку.

2. Обучение мудрости

Если вы полагаете, что знаете ответ, то вы совершенно не мудры. Учитесь быть мудрым. Мудрость приходит из знания того, как мало вы действительно знаете.

3. Брак

Ваша жизнь сильно изменится, когда вы глубоко и без остатка примите в неё другого человека. Стремление стать лучшим будет происходить при раскрытии каждой вашей частички непосредственно другому близкому человеку.

4. Дружеские отношения

Регулярные дружеские отношения и приятельская атмосфера – прекрасное доказательство жизни. Дружба не имеет никакого отношения к вещам, которыми вы владеете, или поступкам, которые вы можете совершить – сами вещи и поступки вращаются вокруг людей и их взаимоотношений.

5. Здоровое тело

6. Психологическое здоровье

Физическое здоровье не может быть совершенным без психологического. Выражение ваших чувств должно происходить здравым способом. Беспокоящие вас проблемы нужно решать, а не избегать их.

7. Страсть

Какие поступки заставляют вас переживать волнения и наполненность? Блюдо вашей жизни будет убогим и пресным, если не приправить его специями, додающими остроту и вкус.

8. Общение

Поистине бесценен талант выражения своих мыслей и эмоций впечатлительной аудитории. Это позволяет делиться оттенками духовного мира с другими. Это то, чего не достигнуть всеми материальными благами на этой земле.

9. Упор на собственные силы

Деньги прибывают и убывают. А умение выживать, или даже преуспевать без денег, обозначает, что они становятся менее значимыми.

10. Безопасность

Направляйте все свои старания на создание безопасного места, где можно быть защищенным от провалов. Формируя основы своей безопасности в настоящее время, в будущем вы сможете получить настоящую плодотворную отдачу.

11. Поддержка других

Свойственное большинству людей оказание поддержки другим людям, приносит ощущение счастья и удовлетворенности, а это то, что не может быть заменено никаким видом материальных богатств.

12. Саморазвитие личности

Имеются бесчисленные возможности для совершенствования каждого отдельного человека как личности – его поступки, вера, и т.п. Совершенствуя свою личность сегодня, вы улучшаете свое будущее.

13. Признательность

Есть выражение: «Счастье – это когда ты чаще благодаришь Бога, чем просишь». Если вы станете чаще благодарить жизнь за то, что у вас есть - удовлетворение жизнью скоро возрастет.

14. Увлечения

Многие люди, попав в жизненную рутину, не ведают, что истинное счастье не зависит от состояния капитала или количества приобретаемых вещей. Отойдите от этого. Познайте новое, найдите то, что будет приносить вам искреннее наслаждение. Зачастую, это скрывается в самых элементарных вещах – играх, длительных прогулках, общении, любимом занятии.

15. Духовность

Духовность, по большому счёту, есть цель нашей жизни. Постигая себя посредством чтения, анализа, раздумий, молитв, вы можете приобрести неимоверную безмятежность, согласие, отраду, которые порой очень трудно отыскать в других местах, и невозможно найти с деньгами.

Открытый урок по чтению. Сказка. «Каша из топора». 2 класс.
Цели:

    познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:

    Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,

    Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

    Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

    Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. У мение работать в паре и в группах.

    Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя . 2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника . 3. Учиться работать по предложенному учителем плану .
Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами, презентация, рисунки детей к сказке «Лиса и журавль».

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания. Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество) - Назовите жанры устного народного творчества(народные песни, потешки, загадки, пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

Дети читают различные жанры, ученики узнают какой жанр.

    Без хорошего труда нет плода. Терпенье и труд все перетрут. Кончил дело - гуляй смело. Любовь к труду - у людей на виду .(пословицы о труде)
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. (скороговорка)
    Солнышко- ведрышко,
Выгляни в окошко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! (потешка)
Маша, ля- ля,
На завалинке спала.
Две тетери прилетели,
Поклевали - улетели. (прибаутка)
- А с каким жанром мы познакомились на предыдущем уроке? (сказка)
А какого вида сказка? (о животных) Ученики рассказывают по рисунку, какой эпизод к сказке «Лиса и журавль они нарисовали, и почему им захотелось изобразить этот эпизод. III. Речевая разминка.
- Прочитать текст, записанный на слайде, и определите его жанр.(Это загадка) (слайд №1) Кланяется, кланяется, Придёт домой - растянется. (Топор) - Отгадайте загадку. -Научитесь её читать скороговоркой. - Что такое топор и для чего он нужен?
Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают И ставят на плиту вариться. И что тут может получиться? (каша) – слайд №2 - Из чего можно сварить кашу? (из манной, овсяной крупы, пшеничной…)
- А можно ли из топора сварить кашу? (нет) -А герой нашей сказки смог это сделать, послушайте, как он сварил эту кашу.
IV . Словарная работа. ( слайд №3 )

Служивый- солдат, военнослужащий.

Побывка- приезд к кому- нибудь на короткое время.

Вдоволь – достаточно.

Варево- горячее жидкое кушанье.

Чулан- помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить- прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котёл- большой металлический сосуд для варки каши.

Коли- если бы.

Этакую- такую.

Смётка – смекалка.(сообразительность)

V. Первичное чтение сказки учителем.

- Какое чувство вызвала у вас эта сказка? - Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку? - А кто автор этой сказки? Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра. - Назовите героев сказки. -Куда шёл солдат? (домой) - Почему он постучался, именно в эту избу? (крайняя) -Как старуха откликнулась на просьбу солдата?(прикинулась сиротой) -Что значит слово сирота?(обратимся к словарю- сирота- ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя) – слайд №3 - Что придумал солдат?(обмануть старуху) - Как он это сделал? (сварил кашу из топора)
VI.Физминутка.
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
VII.Закрепление изученного.
    Повторное чтение сказки.
- Обратите внимание, как герои общаются друг с другом.(Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям) - Прочитайте самое последнее предложение сказки. (А солдат ест, да посмеивается.) Как вы понимаете это выражение? Ребята, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?
2. Работа с пословицами. (по группам)
    Если сила не возьмёт, смекалка выручит. Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит. Доброе дело без награды не останется.(слайд №4)
- Составить пословицы из отдельных слов. - Один ученик у доски (Смётка дороже богатства) - Какая из пословиц больше всего подходит к нашей сказки? Докажите своё мнение.
VIII . Рефлексия.(слайд №5 ) -Выбери и продолжи любое предложение.
    На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за …… После урока мне захотелось…… Сегодня я сумел…..
IX. Итог урока.

-С какой сказкой познакомились?(«Каша из топора») К какому виду сказок она относится? (бытовая) Что вы узнали о бытовой сказке? (Главные герои- люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.)

X. Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению сказки по ролям.

Разработка урока по литературному чтению 2 класс

Тема: « Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.

Цель: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой.

Задачи:

    • отрабатывать навыки выразительного чтения.

      обогащать речь учащихся.

      учить работать с текстом.

    расширение и обогащение словаря учащихся.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:

1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

2) Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».

3) Аудиозапись для физ.минутки.

Оформление доски:

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка

Изба

Вдоволь – достаточно.

Варево

Чулан

Сдобрить

Котёл

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

Б)Смётка дороже всего.

Ход урока:

I .Организационный момент.

Проверьте готовность к уроку литературного чтения.

II .Речевая разминка.

Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

Вспомним, как работаем со скороговоркой.

Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

Самое главное, правильно произносить все слова.

Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

III .Проверка домашнего задания.

На магнитной доске (заранее) вывешиваются рисунки учеников. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям (2-3 человека).

IV .Самоопределение к деятельности.

Учитель:

Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

Ученик:

Волшебные, о животных, бытовые.

Учитель:

О чём рассказывают бытовые сказки?

Ученик:

В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.

Учитель:

В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.

Ученик:

Каша из топора.

Учитель:

Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Ученик:

Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.

V .Изучение нового материала.

1)Текст читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ведётся словарная работа. Слова выписаны на доске.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

2)Первичная проверка понимания текста.

Понравилась сказка? Чем понравилась?

Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

Зачем солдат постучал в избу?

Кто там жил?

Что попросил солдат у старухи?

Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

Что придумал солдат?

Что он сначала попросил у старухи?

А потом?

Что получилось у солдата сварить из топора?

Какой показана старуха в сказке?

Каким – солдат?

Почему он так поступил?

VI .Физ.минутка.

Сделаем небольшую паузу. Выполним упражнения под музыку.

VII .Закрепление изученного материала.

1)Работа над пословицами (на доске).

Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Ученик:

Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.

В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.

2)Повторное чтение.

Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.

Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

3)Работа с иллюстрацией.

А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.

Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

Ученик:

- Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Учитель:

Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

Ученик:

Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.

4)Работа над текстом.

Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.

Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.

А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

Учитель:

С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.

Дайте характеристику солдату. Какой он? (Вопрос можно прочитать в учебнике на стр. 47.)

    Смекалистый

    Рассеянный

    Находчивый

    Добрый

    Смелый

Ученик:

Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации. Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.

Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:

    Добрая

    Жадная

    Весёлая

    Умная

Ученик:

Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.

VIII .Рефлексия.

С какой новой сказкой познакомились на уроке?

Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

Ученик:

Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.

Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.

Учитель:

Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

Ученик:

Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.

Учитель:

Прав ли солдат?

Ученик:

Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.

Учитель:

Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

Ученик:

Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.

IX .Домашнее задание.

Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

Класс: 2

Тема урока: «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.

Тип урока :

Это седьмой урок в системе. На первых уроках происходит знакомство со статьёй Ю.Коваля «Сказки», а также со стихами Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». На следующих уроках изучаются русские народные сказки о животных.

На первых уроках формируется понятия «что такое сказка», «почему все любят сказки», «чему учат сказки». На последующих уроках формируется понятие «сказки о животных». Седьмой урок посвящен изучению понятия «бытовая сказка». Далее дети знакомятся с волшебной сказкой. На протяжении всех уроков продолжается работа над умением выразительно читать. На обобщающем уроке, дети имеют возможность продемонстрировать свои знания и умения.

Цель урока познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора» была достигнута.

Задачи урока также были решены: отрабатывались навыки выразительного чтения. На доске были выписаны слова, которые на сегодняшний день редко употребляются, проводилась работа по разъяснению смысла этих слов. Тем самым расширялся словарный запас учащихся, и обогащалась их речь. На уроке отрабатывалось умение работать с текстом, находить нужный ответ.

Цели и задачи урока были достигнуты. Цель оправдана содержанием программы, художественной природой произведения, возрастом класса. Учитель опирается на уже имеющиеся знания учеников. На этом фоне вводится новое понятие – бытовая сказка.

В ходе урока формируются читательские и речевые умения и навыки (рассмотрены после анализа). Отрабатывается навык выразительного чтения, ролевое чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

На уроке анализируется сказка достаточно подробно. Анализ отвечает требованиям.

Вопросы задаются аналитического, поискового характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации.

Работа на уроке была достаточно четко продумана, каждый вопрос раскрыт и объяснен. Этому способствовал продуманный план урока. Урок прошел в приподнятой эмоциональной атмосфере, поэтому степень активности детей достаточно высока. Этому способствовали самые разнообразные формы работы со сказкой.

Учитель: Репринцева В.В.

Анализ урока по литературному чтению во 2 «Б» классе