Бубнов александр павлович картины. Выставка произведений Василия Бубнова. Живопись, графика

Сегодня в Муромском историко-художественном музее открывается выставка живописи и графики члена-корреспондента АХ СССР Александра Павловича Бубнова (1908–1964), организованная совместно с галереей «Веллум» (Москва)

Муромский историко-художественный музей, 3 февраля - 11 марта 2012
Выставочный центр МИХМ, Муром, ул. Московская, 13

Сегодня в Муромском историко-художественном музее открывается выставка живописных и графических работ заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР Александра Павловича Бубнова (1908–1964).

Выставка - совместный проект музея и московской галереи «Веллум» - продолжает серию организованных галереей экспозиций произведений русских художников ХХ века в российских музеях; в рамках серии в прошлом году в Ростовском Кремле с успехом прошел показ работ П. И. Петровичева .

Александр Павлович Бубнов родился в 1908 в Аткарске. Первоначальное художественное образование получил в студии, руководимой художником Н. Я. Фёдоровым. Учился во ВХУТЕМАСе (1926–1930, мастерская К. Н. Истомина). Лауреат Сталинской премии I степени (1948). Умер в Москве в 1964.

Наиболее значимые полотна, среди которых эпохальное «Утро на Куликовом поле», находящееся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, художник создавал, следуя традиционному обращению русских мастеров к теме патриотизма, персонифицируя ее через образы древних защитников Русской Земли. Этой картине суждено было стать одним из лучших произведений советской исторической живописи и принести автору мировое признание.

А. П. Бубнов работал над картиной в тяжелые военные и послевоенные годы (1943–1947), создал огромное количество набросков, эскизов и этюдов. Художнику были близки творческие принципы, заложенные его прославленными предшественниками - В. М. Васнецовым , М. В. Нестеровым , П. Д. Кориным, и ему в полной мере удалось отразить в этом полотне силу духа русского народа в борьбе за независимость, правдиво передать само историческое событие, его эпическую широту, монументальность образов.

Большое место в творчестве А. П. Бубнова занимает пейзаж, в основном виды среднерусской полосы - эмоциональные, образные, наполненные легкой грустью или, наоборот, светлой радостью. Постоянная работа с натуры помогла художнику овладеть приемами пленэрной живописи, наполнила полотна светом, воздухом, способствовала высветлению и обогащению палитры.

А. П. Бубнов иллюстрировал ряд литературных произведений славянского героического эпоса, работая над ними в свойственной ему реалистической манере с тонкой проработкой деталей. Именно он создал устойчивый образ литературно-художественных персонажей в сознании нескольких поколений: пушкинские Вещий Олег и Борис Годунов нам представляются именно такими, какими их изобразил Александр Павлович Бубнов.

Бубнов Александр Павлович
20 февраля (4 марта) 1908 (Тбилиси) - 30 июля 1964 (Москва)
Жанрист, исторический живописец.
Первые навыки в живописи приобрел, по-видимому, самостоятельно. В 1919 недолго проучился в художественной школе города Аткарска Саратовской губернии. После закрытия школы в связи с событиями гражданской войны продолжал заниматься рисованием в частном порядке со школьным учителем Н. Я. Федоровым.
В 1926 Бубнов приехал в Москву, поступил в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), где учился до 1930, в мастерских у К. Н. Истомина, П. В. Кузнецова, Н. М. Чернышева.
В 1929 вступил в АХРР, экспонировался на ее выставках. Общение с другими участниками Ассоциации, очевидно, имело огромное влияние на формирование творческих принципов молодого художника. Бубнов интересовался русским реализмом второй половины XIX в., обращаясь к актуальным для общественной и исторической жизни страны темам. Его картины напоминали искусство передвижников, масштабные полотна И. Е. Репина, но отличались некоторой чрезмерной идеализацией советской действительности и радостной яркостью колорита.
В 1930 Бубнов приехал на Кузнецкстрой, куда был назначен по распределению, и до 1932 работал там младшим архитектором. Занятия живописью на некоторое время были прерваны, но возобновились по возвращении в Москву.
Первую свою картину, «Погиб в бою» художник представил на выставке «15 лет РККА», а вторую, «Белые в городе» - на выставке молодых художников в 1934. Затем последовали «Комсомольский субботник» (1928), «Разведка» (1933), «Октябрины» (1936, выставка «Индустриализация социализма»), «Проводы колхозного делегата» (1937), «Умирали, но не сдавались» (1942), панно для Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В годы Великой Отечественной войны Бубнов создавал агитплакаты, делал рисунки для журналов и листовок, писал на исторические темы. За одно из таких полотен, «Утро на Куликовом поле» (1943–1947 Бубнов получил Государственную премию.
Картина «Пугачевское восстание» (1962–1964) принесла мастеру общенародную известность.
Бубнов никогда (за исключением картины «Яблочко») не работал с натуры, по собственному признанию, «не умел и не пользовался натурой». Это не мешало художнику, однако, проявлять себя мастером портретного жанра - например, в портретах А. Матросова, скульптора А. Тенеты (1947) и других.
В поздний период Бубнов писал и пейзажи, и жанровые сценки: «Вечер на пашне» (1959–1960), «На поле» (1959–1960), «Осень» (1961–1962); обращался к книжной иллюстрации: сделал рисунки к книгам Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, А. С. Пушкина и других классиков.
В 1954 Бубнов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и стал членом-корреспондентом Академии Художеств СССР.
Его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Казахской художественной галерее, Ульяновском художественном музее и др. В школе № 6 в Аткарске до сих пор хранятся эскизы художника к картинам «Тарас Бульба», «Осень», «Утро на Куликовом поле», две автолитографии и рисунки одиннадцатилетнего Саши Бубнова.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru


Холст, масло. 270x503 см

В годы Великой Отечественной войны с особенной силой, по-новому мы ощутили связь событий прошлого и настоящего, и великие образы тех времен, когда Русь в жесточайшей борьбе отстаивала свою независимость, словно ожили перед нами.

В советской исторической живописи появился целый ряд произведений на темы русской истории. Созданные в этот период холсты Н. П. Ульянова, М. И. Авилова, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина, различные по манере и творческому методу, объединены чувством любви к русскому народу и гордости за него, за его великое прошлое.

А. П. Бубнов в это время работал над картиной, которой суждено было стать одним из лучших произведений советской исторической живописи. Художник обратился к победоносной борьбе народа против монголо-татарского ига в XIV веке.

У художника есть эскиз, датированный 1938 годом; он изображает воина в кольчуге на фоне вечернего зимнего пейзажа. Хотя в этом эскизе нет ни ясного замысла, ни определенного сюжета, он свидетельствует о том, что Бубнова давно волновали образы далекого прошлого; но они были аморфны, не находили еще своего воплощения в связи с конкретным историческим сюжетом.

В 1942 году Бубнов пишет эскиз «Перед битвой на Чудском озере».
Эскиз этот не имеет прямого отношения к картине «Утро на Куликовом поле». Образ ее здесь не вырисовывается даже приблизительно, хотя некоторыми деталями художник воспользовался впоследствии для картины. Так, мы узнаем фигуру воина со щитом, стоящего на первом плане, силуэты копий на фоне неба и т. п. Но замысел ее, видимо, появился позже. На него натолкнуло художника изучение древней русской истории и желание воплотить волновавшую его тему: героизм народа, осознавшего свое национальное достоинство, объятого готовностью сбросить иноземное иго. После чтения и изучения исторической литературы Бубнов приходит к окончательному решению писать картину о битве на Куликовом поле.

Само время требовало монументально-эпического решения задачи, и именно в этом направлении шла полуторагодовая подготовительная работа художника.

Многочисленные эскизы к картине показывают сложный путь художника, ищущего наиболее полное выражение идеи непобедимости русского народа, сплоченного и могущественного.

В картине художник не развертывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо эпизоде. Он показывает ожидание битвы, ожидание, полное едва сдерживаемого нетерпения, проникнутое верой в победу. Раннее утро. Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Один приподнимает щит, другой нетерпеливо сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает тетиву лука–скоро начнется битва. Туда, к врагу, направлены взоры людей, и эта устремленность подчеркивается и усиливается жестом Дмитрия Донского, указывающего мечом в сторону татарских полчищ.

Художник запечатлел последние минуты затишья перед бурей, нарастающее напряжение перед схваткой.

Сюжетное и образное построение картины таково, что предыстория изображенного события легко угадывается, так же как и дальнейшее развитие действия. В картине чувствуется то, что не изображено непосредственно: грядущая борьба и победа русских войск.

Композиция полотна построена с расчетом подчеркнуть сплоченность и монолитность русской рати. Фигуры воинов словно выросли из земли, покрытой густыми, нехожеными травами; этих людей не сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит, что композиция статична. В вытянутом мече Дмитрия Донского, в фигуре воина, наклонившегося вперед и приподнимающего щит с земли, в копьях, взятых наперевес,– во всем этом выражено движение, которое замыкается спокойной, могучей фигурой воина с топором. Часть фигур срезана рамой картины.

Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины... Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.

Так, используя контрасты между теми элементами картины, которые создают ощущение неотвратимого движения всей рати Дмитрия Донского, и теми, которые воспринимаются как препятствие этому трудно сдерживаемому движению, художник достигает выразительности и собранности композиции, подчеркивает ощущение силы и мужества русских воинов. Фигура Дмитрия Донского четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом. Художник дает почувствовать его роль – роль полководца, возглавляющего русское воинство. В то же время вся группа – Дмитрий и его приближенные, выделенная композиционно,– отодвинута на задний план. Она не господствует в картине, Дмитрий Донской не является главным действующим лицом, ее герой – все устремленное вперед, готовое к битве русское войско.
Куликовская битва раскрыта автором как народная эпопея. Русский народ – вот подлинный герой произведения.

Картине «Утро на Куликовом поле» присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество: люди, изображенные на полотне, не воспринимаются «сквозь мглу веков», не кажутся архаичными – наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Поэтому и в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в белокуром юноше, впервые идущем в бой, и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них.

Очень часто в исторических картинах чувствуется увлечение художника воспроизведением подлинной обстановки, одежды, аксессуаров. Шелк, бархат, золото, богатый орнамент – все это зачастую без должного отбора, просто потому, что красиво, переносится в картину и в результате заслоняет смысл события. В картине появляется театральщина– все как будто правильно, исторически достоверно, а подлинной правды нет.

Работая над картиной, Бубнов придавал очень большое значение тому, чтобы одежда, оружие воспринимались бы зрителем как предметы, необходимые в жизни героев картины, а не как музейные экспонаты.
Художник долго и тщательно изучал по книгам и музеям одежду и оружие, распространенные в древней Руси. Но он обязательно «примерял» все это к людям, стараясь подсмотреть, например, как берут копье, щит, как носят то или другое одеяние. Изучение исторического материала он сочетал с жизненными наблюдениями. Художник остро подмечает бытовые детали в повседневной жизни и умеет их использовать в картине. Так появились рукавицы, заткнутые за пояс у копьеносца, и целый ряд характерных, подчас мелких черточек быта, которые в целом создают впечатление большой жизненности.

Работая над фигурой старика с копьем, художник задумал сначала опоясать его красивым орнаментированным кушаком, но вскоре уничтожил эту эффектную деталь, заменив кушак простой веревкой,– это было более естественно для старого воина и лишило его одежду элемента оперной нарядности.

Бубнов, стремясь сохранить жизненную правду в своей картине, не разрешал себе приукрасить воинов ополчения, одетых беднее и хуже княжеских дружинников. Он далек от ложной стилизации, в его полотне нет вещей, словно взятых напрокат из исторического музея и театрального реквизита,– во всех деталях чувствуется художественная достоверность.

Художник сумел приблизить к нам событие далекого прошлого, заставить зрителя переживать его.

При анализе картины «Утро на Куликовом поле» невольно встает вопрос об использовании Бубновым русского классического наследия. В этом произведении не следует искать влияния одного художника.

Высказываемая иногда мысль о непосредственном продолжении традиции В. М. Васнецова в этой картине, на наш взгляд, неверна. В «Утре на Куликовом поле» Бубнов, опираясь на огромный опыт русской исторической живописи и творчески претворяя его, находит свой собственный путь, вполне самостоятельный и оригинальный.
Стремление Васнецова создать эпически целостный образ народа несомненно созвучно Бубнову. Но образы Васнецова более лиричны и менее исторически конкретны. Драматизм картины Бубнова заставляет скорее вспомнить о В. И. Сурикове, к которому совершенно естественно обратился художник при решении исторической темы.

В картине «Утро на Куликовом поле» оптимистическое чувство пронизывает все произведение. Создание образа побеждающего народа, трактовка Куликовской битвы как народной победы в борьбе за национальную независимость является заслугой Бубнова – художника советской эпохи.

    Бубнов, Александр Павлович Утро на Куликовом поле. Александр Павлович Бубнов (20 февраля (4 марта) 1908, Тбилиси 30 июля 1964, Москва) советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1954), член корреспондент АХ СССР (1954). Учился в… … Википедия

    - (1908 1964), советский живописец. Заслуженны деятель искусств РСФСР (1954), член корреспондент АХ СССР (1954). Учился во Вхутеине (1926 30). Для жанровых и исторических композиций Бубнова характерны широкая живописная манера, мажорная… … Художественная энциклопедия

    Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1954), член корреспондент АХ СССР (1954). Учился в московском Вхутеине (1926 30). Главным образом жанрист и исторический живописец. Для… … Большая советская энциклопедия

    - (1908 64) российский живописец, член корреспондент АХ СССР (1954). Эпическое историческое полотно Утро на Куликовом поле (1943 47), жанровые картины, иллюстрации. Государственная премия СССР (1948) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1908 1964), живописец, член корреспондент АХ СССР (1954). Эпическое, свежее по живописи историческое полотно «Утро на Куликовом поле» (1943 47), жанровые картины, иллюстрации. Государственная премия СССР (1948). * * * БУБНОВ Александр Павлович… … Энциклопедический словарь

    Род. 1908, ум. 1964. Художник, живописец, автор эпического полотна "Утро на Куликовом поле" (1943 1947), жанровых полотен и др. Лауреат Государственной премии СССР (1948), чл. корр. АХ СССР с 1954 г … Большая биографическая энциклопедия

    Бубнов, Александр: Бубнов, Александр Викторович (род. 1955) советский футболист Бубнов, Александр Владимирович (род. 1959) русский поэт и филолог Бубнов, Александр Дмитриевич (1883 1963) контр адмирал Бубнов, Александр Павлович (1908 1964)… … Википедия

Бубнов Александр Павлович (1908-1964)

По большому счету Александр Павлович Бубнов был самоучкой. Он прозанимался какое-то время в 1919 году в художественной школе города Аткарска Саратовской губернии. Однако школу быстро закрыли, юный Саша Бубнов вынужден был заниматься рисованием и живописью под руководством школьного учителя.

Лишь в 1926 году после окончания девятилетки юноша приезжает в Москву и поступает в Высший художественно-технический институт (столь неблагозвучный Вхутеин).

В 1930 году А. Бубнов заканчивает институт и отбывает на два года на Кузнецкстрой, где работает младшим архитектором. В эти времена ему, понятно, не до большой живописи. Лишь после возвращения в 1932 году в Москву А.П. Бубнов обращается к главному делу своей последующей жизни.

Далее интересно послушать самого художника: "…попробовал писать, убедился, что мало что умею делать. С этого времени начал работать очень много. Первую работу - "Погиб в бою" - выставил на выставке "15 лет РККА", вторую - "Белые в городе" - на выставке молодых художников в 1934 году. В 1936 году я написал картину Октябрины, которая была выставлена на выставке "Индустриализация социализма". Во всех этих картинах я не умел и не пользовался натурой, и все они написаны без натуры… В картине "Яблочко" хоть и не в полной мере, но довольно много писал по натуре. Во время Великой Отечественной войны много работал по агитплакату, делал рисунки для журналов и листовок и т. д. Графику я вообще люблю и часто работаю в этой области. К выставке 1947 года я закончил большую историческую картину - "Утро на Куликовом поле", за которую мне присуждена Государственная премия». Что ж, воля, талант и труд многое могут перетереть. А.П. Бубнов благодаря этим качествам вырос в большого советского художника.