Балетная вселенная бориса эйфмана. Хореограф Борис Эйфман: биография, творческая деятельность Путь в профессию

Хореограф Борис Эйфман, биография, фото которого интересуют всех любителей балета, заслуживает если не любви, то хотя бы безмерного уважения. Он всегда шел в искусстве своим путем, умел отстаивать свою точку зрения и находить новые, порой гениальные сценические решения. У его балета множество поклонников по всему миру, гастроли его труппы начиная с 70-х годов всегда проходят при аншлагах, и сегодня Эйфман находится на этапе творческого роста, так что впереди у зрителей еще немало удивлений.

Детство

Борис Эйфман (дата рождения - 22 июля 1946 года) появился на свет в маленьком сибирском городе Рубцовске, куда семья переехала перед войной в связи с мобилизацией Якова Эйфмана, инженера, для строительства тракторного завода. Мама Бориса работала врачом. В 1951 году семья возвращается на историческую родину в Кишинев. Будущий хореограф с раннего детства имел большую тягу к самовыражению при помощи пластики. Поэтому ни у кого не вызвало удивления, когда Борис Эйфман записался в студию балета при Дворце пионеров, где быстро стал одним из лучших учеников. Уже тогда он отличался небывалым трудолюбием и был абсолютно влюблен в танец, в пластику человеческого тела, в движение.

Путь в профессию

В 1960 году Борис Эйфман, биография которого уже навсегда была связана с балетом, поступает на только что открытое хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Он приходит в мастерскую Рашели Иосифовны Бромберг, которая уже знала его по занятиям в студии. Чуть позже она передает ученику руководство хореографическим кружком во Дворце пионеров. Так Эйфман одновременно учится и учит, постигая профессию все глубже.

Когда в 1964 году он окончил училище, в нем созрело желание продолжать учиться, и он поступил в Ленинградскую консерваторию им. Н. Римского-Корсакова, на балетмейстерское отделение, которое и окончил в 1972 году. Уже с первых шагов в училище Эйфман больше интереса проявлял к постановкам, чем к танцу. У него было свое видение сцены и представления о выразительных возможностях тела танцовщика, которые он мечтает выплеснуть на зрителя.

Карьера хореографа

Борис Эйфман - хореограф с большим стажем. Он начал ставить первые спектакли еще во время учебы. Его первые постановки в Ленинграде в начале 70-х годов - «Жизни навстречу» на музыку Кабалевского, «Икар» по произведению А. Чернова и В. Арзуманова, «Фантазия» А. Аренского - стали настоящим открытием для балетной публики. Уже тогда он тяготел к модерну, смело сочетая различные выразительные средства. Его постановки с самого начала демонстрировали стремление к созданию яркого синтетического зрелища, в котором органично сочеталась литературная основа, декорации, костюмы, свет и танец с сильным драматическим началом.

В 1972 году дипломная работа Эйфмана «Гаяне» на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета наделала много шуму: необычная хореография, тонкая прочувствованность образов - все это произвело неизгладимое впечатление на публику и критику.

С 1971 года Борис Эйфман работает балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой. Его спектакли со студентами училища показывались на сцене Кировского театра. Здесь он ставит «Жар-птицу» И. Стравинского, «Встречи» Р. Щедрина, «Прерванную песню» Калныньша. Эти работы делают Эйфмана известным, в том числе за рубежом, так как театр возит спектакли на зарубежные гастроли. Также в этот период начинающему балетмейстеру выпадает возможность сделать несколько фильмов-балетов для телевидения.

Театр Б. Я. Эйфмана

Попробовав свои силы на одном из лучших театров страны, Борис Эйфман понял, что в таких академических заведениях ему не удастся в полной мере реализовать свои замыслы. И он все силы бросает на создание собственного театра.

В 1977 году его усилия дают результат: он открывает при Ленконцерте театр «Новый балет». Набрав труппу по своему вкусу, Эйфман начинает творить. Хореограф выбирает непривычные для советского театра произведения и ставит совсем не В своих спектаклях балетмейстер стремится найти ответы на животрепещущие вопросы бытия, в первую очередь он апеллирует к молодежной аудитории, стараясь говорить с ней на близком ей языке рок-музыки и современного танца.

С 80-х годов он начинает регулярно гастролировать за рубежом, в частности ежегодно посещает Нью-Йорк, где гастроли театра Эйфмана стали традиционными и очень ожидаемыми. В России театр также имеет невероятную популярность, хотя долгие годы не имеет своего здания. Только в 2010 году строится Академия Бориса Эйфмана, а Дворец танца, о котором мастер мечтает долгие годы, пока так и находится на стадии проекта.

Выдающиеся работы

Борис Эйфман, биография которого - это путь новатора и борца, создал театр, чтобы выбирать репертуар по своему усмотрению. Афиша театра поражает разнообразием жанров. В ней есть балеты-буфф: «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Интриги любви», программы камерных балетов: «Метаморфозы», «Автографы», сказки: «Жар-Птица», «Пиноккио». Эйфман всегда стремился ставить спектакли с качественной литературной основой, так в репертуаре появились «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Поединок», «Идиот». Уже первые работы показали, что театр Эйфмана готов к экспериментам, так в его афише появились постановки «Под покровом ночи» Бартока, «Двухголосие» на музыку Баррета, «Искушение» Уэйкмана. За свою творческую жизнь Борис Эйфман уже поставил более 40 балетов, среди которых самыми известными считаются «Чайковский», «Красная Жизель», «Роден», «Реквием».

Награды

Народный артист Борис Эйфман, биография которого есть путь преодоления, в последние годы избалован наградами. До 90-х годов его не желали отмечать государственными наградами, чтобы не поощрять новаторское балетное искусство. Но после перестройки все изменилось, балетмейстер получил звания народного артиста и заслуженного деятеля искусств. Он был трижды награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», несколькими орденами иностранных государств. Эйфман является неоднократным обладателем премий «Золотая маска», «Золотой софит» и «Триумф».

Личная жизнь

Борис Эйфман всегда является объектом пристального внимания СМИ и поклонниц. Хореографу приписывают немало романов, еще бы: знаменитый, импозантный, молодой, свободный. Разве женщины могут пройти мимо такого мужчины равнодушно? Самым громким его романом были отношения с красавицей актрисой Анастасией Вертинской. Но все завершилось ничем. И Эйфман женился на солистке своего балета Морозовой Валентине Николаевне. Они долгое время проработали в театре бок о бок, для нее мастер поставил несколько интересных партий. В 1995 году у пары родился сын Александр. Валентина смогла полностью реализоваться в театре Эйфмана как танцовщица. А сегодня продолжает работать рядом с ним педагогом-репетитором, оказывая мужу значительную помощь и поддержку.

Хореограф, сценарист, режиссер, танцовщик.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (18.07.1988).
Народный артист России (11.12.1996).

Родился в семье мобилизованного перед войной в Алтайский край из Бессарабии на строительство танкового завода инженера Янкеля Борисовича Эйфмана и врача Клары Марковны Курис.
В 1951 году вернулся в Кишинев. В 1964 году окончил хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. С 1962 по 1966 годы руководил детской хореографической студией при Дворце пионеров. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова.

Первые постановки осуществил в 1970 году (балеты «Жизни навстречу» на музыку Д. Б. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова), затем последовали «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. И. Глинки, «Фантазия» (1972) на музыку Антония Аренского, «Гаянэ» на музыку А. И. Хачатуряна (1972, дипломная работа), - на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде.

С 1971 по 1977 год был балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой, а поставленные им балеты шли на сцене Театра оперы и балета им. Кирова: «Русская симфония» (1973) на музыку В. Калинникова, «Встречи» (1975) на музыку Р. К. Щедрина, «Жар-птица» (1975) на музыку И. Ф. Стравинского, «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша, «…Души прекрасные порывы» (1977) на музыку Р. Щедрина. Широкая известность пришла к Эйфману после успешной постановки спектакля «Жар-птица», который был также показан на гастролях в Москве и в Японии. В эти же годы Эйфман стал автором фильмов-балетов «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце» и «Блестящий дивертисмент».

В 1977 году при Ленконцерте создал свой театр, который сначала назывался «Новый балет», а позднее был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана.
Уже в конце 1970-х годов с этой труппой им были поставлены спектакли «Только любовь» на музыку Родиона Щедрина, «Искушение» по композициям группы Yes (главным образом Рика Уэйкмана), «Под покровом ночи» на музыку Белы Бартока, «Прерванная песня» на музыку И. Калныньша, «Двухголосие» по ранним композициям группы Pink Floyd (главным образом за авторством Сида Баррета), «Жар-птица» (1978) на музыку И. Стравинского и «Вечное движение» (1979) на музыку А. Хачатуряна. Постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством.

Художественный руководитель – директор Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, профессор.

театральные работы

«Поединок» (1980) по рассказу А.И. Куприна на музыку А. Хачатуряна
«Покорение стихии» (1981) на музыку Д.Д. Шостаковича, «Автографы» (1981): «Игры» на музыку Антонио Вивальди, «Про и контра или Контрапункт» на музыку А.Г. Шнитке, «Реквием балерине» на музыку Бетховена
«Познание» (1981) на музыку Томазо Альбинони
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1982) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
«Легенда» (1982) на музыку Т. Когана
«Композиция» (1982) на музыку Антона Веберна
«Художник» (1983) на музыку Франца Шуберта
«Метаморфозы» (1983): «Ария» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, «Прогулка или Рандеву» на музыку О. Николаи, «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя, «Предисловие к Гамлету» на музыку И. Брамса
«Каприс» (1983) на музыку Гектора Берлиоза
«Двенадцатая ночь, или Что угодно» (1984) на музыку Гаетано Доницетти
«Поединок» (1986) по рассказу А.И. Куприна на музыку В. Гаврилина
«Интриги любви» (1986) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
«Мастер и Маргарита» (1987) на музыку А. Петрова
«Пиноккио» (1989) на музыку Жака Оффенбаха
«Человеческие страсти» (1990) на музыку Х. Сарманто
«Убийцы» (1991) на музыку И.С. Баха, Густава Малера и А.Г. Шнитке
«Реквием» (1991) В.А. Моцарта (поставлен Эйфманом также в Национальном театре оперы и балета в Кишинёве в 2007 году)
«Иллюзии» (1992) на музыку К. Пети
«Бумеранг» по композициям Джона Маклафлина
«Идиот» по мотивам Ф.М. Достоевского на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского
«Чайковский» (1993)
«Дон Кихот, или Фантазии безумца» (1994) на музыку Л. Минкуса «Карамазовы» (1995) по роману Ф.М. Достоевского на музыку С.В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М.П. Мусоргского
«Красная Жизель» (1997) на музыку П.И. Чайковского, Жоржа Бизе и А.Г. Шнитке
«Мой Иерусалим» (1998) на техно-музыку групп: Wanfried, Future Sound of London, Reload (также использована религиозная музыка и этно-музыка)
«Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой»), «Дон Жуан и Мольер», «КТО есть КТО» на музыку И. С. Баха и Четвёртой симфонии П. И. Чайковского, «Мусагет» к столетию Джорджа Баланчина
«Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (2005)
«Чайка» по А.П. Чехову на музыку С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина (2007)
«Евгений Онегин» на музыку П.И. Чайковского и А. Стиковетского (2009)
«Роден» на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне (2011)

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2012).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 марта 2007).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 сентября 2003).
Государственная премия РФ (1998) - за балетные спектакли Санкт - Петербургского государственного театра балета «Чайковский», «Дон Кихот, или Фантазии безумца», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Мой Иерусалим».
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, 1996, 1997, 2001, 2005).
Национальная театральная премия «Золотая маска» (1996, 1999).
Премия «Триумф» (1996).
Орден «Мира и Согласия» (Россия, 1998) в номинации «новое слово в хореографии».
Орден искусств и литературы Франции (1999).
Командорский крест ордена Заслуги Республики Польша (2003).
Премия "Человек года" Федерации еврейских общин России (2006).
Премия «Benois De La Danse» в номинации «Лучший хореограф 2005 года» (2006).
Премия Правительства РФ в области культуры за балетную трилогию «Иное пространство слова» (2011).
Заслуженный деятель Казахстана (2012).

Уважаемый Борис Янкелевич!

Большое спасибо за то, что вы делаете для культуры! Ваши работы необыкновенны, они позволяют людям, крайне далеким от балета, полюбить этот вид искусства!

Я видела девять ваших постановок, любимого «Родена» - трижды. Я ездила за вами в Питер и Канны, посылала друзей в Ригу и Алма-Ату – и все были в абсолютном восторге.

Последний из идущих сейчас спектаклей – «Русский Гамлет» - решилась посмотреть в Москве, в Большом. И у меня к вам личная просьба. Пожалуйста, если вы когда-нибудь еще решите приехать в с гастролями в административную столицу нашей родины, никогда, никогда, никогда не берите сцену Большого.

Я понимаю, что это может быть важно для статуса – но куда же больше? Кому и что докажет эта строчка? Вы и ваши подопечные – на такой высоте, которая не нуждается в подтверждении этими бирюльками.

Возможно, после реставрации гримерки и прочие помещения для артистов сделали удобными. Но то, что происходит в зале, - чистое унижение зрителя. Вашего зрителя. Тех, кто пришел смотреть ваши работы, а не за статусом главной сцены страны.

Понимаю, что это всё быт и мелочи, но из них складывается общее впечатление. И если артисты балета привыкли пренебрегать любыми лишениями и вживаться в роль или следовать тому, что должно, то простым людям сложно просидеть два часа, не пописав. Они будут больше озабочены тем, как бы себя уговорить не обмочиться, чем действием второго акта. А туалетных кабинок в Большом – мало. На некоторых этажах так просто по одной на особей каждого пола.

Или вот стулья. Есть, например, барные. Вы же видите со сцены, кто к вам ходит. Вы себе хорошо представляете бабушку, которая должна 2 часа сидеть на барном стуле? Это стулья третьего ряда лож. Есть еще кресла в ярусах повыше (от второго), они неплохи, но узки – и с моим размером (40-42) там нормально, а вот люди солидной комплекции туда не помещаются, ну разве что как квашня в кастрюлю, вытекая через края.

Это, правда, не всегда принципиально, потому что у многих мест видимость сидя – около 20%, стоя уже хотя бы 80%. То есть сидя вам мешают уже даже спинки впереди стоящих кресел, а когда в них садятся люди – то всё. Два часа нужно стоять. Хотя билет у вас формально сидячий. Правда, стоять тоже выйдет не всем, потому что в тех же проклятых ярусах высота до потолка около 175 см. Так что стоять людям среднего роста придется на чуть согнутых ногах. Как тренировка это бы подошло отлично, но как просмотр балета – уже не очень.

Особенно не очень было двум моим соседкам. Их места находились строго за колоннами. Номинал стоимости билета – 3000 рублей. У перекупщиков – 6500 (почти у всех одинаково, купить по номиналу невозможно; не верите – проверьте). Но даже, допустим, произошло чудо и те две милые дамы купили на вас билет по 3000 рублей. И видели штукатурку колонн. Как у Большого хватает совести продавать такие билеты – не знаю. Там кресла вмонтированы в пол, их нельзя подвинуть и невозможно не знать, что с них ничего не видно. В интернете есть схемы зала с примерным ограничением видимости с каждого места. Почему нельзя было это исправить во время реставрации, видимо, эти люди будут отвечать перед каким-то другим судом.

Зрители разделены на страты по уровню нищебродства. У кого билеты от 17 000 (в перекупке) – тем, пожалуйста, не через парадный, сюда нельзя, вам в 6 или 16 подъезд, это сбоку. Обсудить толком ничего нельзя в антракте – узкие коридорчики, очереди в пресловутый туалет, присесть некуда. Спрашиваю у гардеробщицы: «можно взять плащ с собой, холодно как-то». Она: «конечно, у нас тут и кондиционеры хорошо работают, накиньте». Подходим ко входу в зал, билетерша: «я тут главная и я вас не пускаю!». Это прямая цитата. Как таких сотрудников допускают до работы с людьми – не знаю. И с таким настроением – к вам на балет.

Поход на ваши работы в Александринку – праздник. Не считая необъяснимой манеры закрывать ложи до третьего звонка, чтобы надо было побегать за билетером с единственным ключом и поуговаривать его открыть, всё остальное просто прекрасно.

В Москве тоже есть вменяемые залы, где не надо толкаться через магнитные рамки, продираться к местам с получерного входа, выслушивать нотации сотрудников, приходить с запасной табуреткой и, на всякий случай, не пить накануне. И там достаточно большие сцены, и есть свет, и обзор со всех мест – нормальный. Не надо чуда – пусть просто будет видно.

Если вы еще решитесь приехать, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, выберите другой зал для выступления. Мы, ваши поклонники, вытерпим всё: простоим часы на холодной брусчатке, выслушаем всё застарелое хамство церберов старой закалки у входа, потерпим толкучку, заплатим втриторога. Но если всего этого нелепого унижения можно как-то избежать – давайте избежим.

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета создан Борисом Эйфманом в 1977 году (первоначальное название труппы – Ленинградский «Новый балет»). Концепция коллектива была достаточно смелой: он создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Уже первые спектакли труппы – «Двухголосие» и «Бумеранг» – принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за Борисом Эйфманом репутацию «хореографического диссидента».

В период конца 1970-х – начала 1980-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Хореограф и его характеризующаяся особым пластическим мышлением труппа осваивают новые жанры. Создаются спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, который передавал предельный накал страстей героев: «Поединок», «Идиот», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Легенда», «Двенадцатая ночь», «Мастер и Маргарита», «Убийцы» и другие.

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии своими спектаклями «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA». Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов.

Стремление труппы Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка – все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира.

Эйфман - хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Газета The New York Times называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Труппа театра отличается безупречным исполнительским мастерством, уникальной самоотдачей и высоким сценическим интеллектом. Сегодня замыслы Бориса Эйфмана реализуют прекрасные артисты – лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», премии Президента РФ для молодых деятелей культуры и премии Правительства РФ в области культуры: М. Абашова, Л. Андреева, С. Волобуев,
О. Габышев, А. Ситникова, Д. Фишер и другие.

Важный этап в жизни театра начался в 2011 году, когда Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В сентябре 2013 года Академия начала свой первый учебный год.

Также в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге должен появиться Дворец танца Бориса Эйфмана, который призван стать одним из мировых центров танцевальных искусств.

Создание оригинального балетного репертуара современной России на базе традиций отечественного психологического театра, поиск и развитие новых форм хореографического искусства XXI века – основные составляющие творческой миссии Бориса Эйфмана и его труппы.


17 па

Театр балета Бориса Эйфмана на гастролях в Лондоне


Борис Эйфман – человек-легенда. Он всю жизнь живет и ставит свои балеты вопреки: запретам, общественному мнению, конкурентам. Он доказал, что можно танцевать так, как хочется, а не так, как учили в академии. Эйфман создал балет, которому предстояло перевернуть представление о хореографии, а затем (вот где ирония судьбы) – стать частью учебника по истории балета. Сегодня Борис Эйфман – прижизненный классик. 15–19 апреля на сцене London Coliseum его театр показывает два балета: «Роден» и «Анна Каренина».

Генеральный партнер лондонских гастролей Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана – инвестиционная компания ВТБ Капитал, входящая в группу ВТБ.

Балет Эйфмана в цифрах и фактах разбирает корреспондент сайт

В пуантах и без пуантов

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана изначально назывался «Новым балетом». Он появился в 1977 году при Ленконцерте. Под свое начало Эйфман получил эстрадный коллектив, из которого стал готовить своих будущих артистов. Для Ленинграда того времени (да и для Советского Союза вообще) театр, который он создал, был абсолютно новаторским. Это была лаборатория одного автора – Эйфмана, экспериментатора, который сочетал в своих балетах хореографию академическую и беспуантовую под музыку мастодонтов рока групп Pink Floyd, Yes или таких креативных современников, как композитор Бела Барток.

И камни могут танцевать

Свой первый хореографический номер Борис Эйфман сочинил в 13 лет, зафиксировав его в тетрадку, которую он назвал «Мои первые спектакли». «Я начинаю эти заметки для того, – писал этот мальчик, – чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества». Уже тогда, в детстве, он смотрел на будущее дело своей жизни взглядом, свободным от систем и штампов, правил и обязанностей. Позже Эйфман, которого с первых же его постановок называют Треплевым от балета, то есть новатором и искателем новых форм (не случайно, наверное, в репертуаре его театра появился спектакль «Чайка»), скажет: «В принципе, ничего нового в технике танца создано уже быть не может. Сегодня вообще любая техника традиционна. Но я вижу балет 21 века. Он абсолютно свободен от всяких традиционных систем, от всяких навязчивых форм. Это мир, в котором могут появляться движения из классического танца, из танца модерн, движения спортсменов-гимнастов и инструкторов у-шу, движения мальчика, старика, беременной женщины, движения дерева или камня».

Киевский талисман

Самые первые гастроли «Нового балета» состоялись через месяц после его образования. В 1977 году театр поехал в Киев выступать на сцене Октябрьского дворца. Гастроли сопровождал скандал. В советский Киев привезли балет «Бумеранг», поставленный по мотивам «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта на музыку Джона Маклафлина, что было очень не по-советски. Артисты уже разминались перед гримом, когда до них дошла новость, что местные партийные руководители считают невозможным проведение антисоветского мероприятия в столице Украины. Тогда балерина Алла Осипенко, исполнявшая главную партию в «Бумеранге», заявила, что покончит с собой, если им не дадут выйти на сцену. Так «Бумеранг» показали киевлянам, которые поняли и приняли смелый, сложносочиненный язык хореографа-новатора. С тех пор в Театре Эйфмана Киев считают городом-талисманом. Сам Борис Яковлевич шутит: «Если публика Киева принимает спектакль, значит, он понравится зрителям и других городов».

Без маэстро

В первых зарубежных гастролях своего театра Борис Эйфман не участвовал. Коллектив уехал в Финляндию без маэстро, которому не дали разрешения на выезд за рубеж.

Триумф

В 1990-х годах Театр балета Бориса Эйфмана стал выезжать в Нью-Йорк, постепенно сделав гастроли в Америку регулярными. После первых гастролей балетный критик Анна Киссельгоф написала в «Нью-Йорк Таймс»: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Потрясти!

Времена меняются, меняется мода на стили в танце, темы, хореографические решения. А Эйфман продолжает гнуть свою линию. «Сегодня СМИ, – рассуждает он, – много говорят о кризисе мировой экономики, о глобальных социальных проблемах, экологии. Но для меня основным проблемным полем остается духовный мир современного человека, переживающий, к сожалению, достаточно печальные времена. Мы наблюдаем, как утрачиваются важнейшие нравственные и гуманистические ценности, как идеи творчества, преображения действительности вытесняются культом потребления. И балет, вне всякого сомнения (равно как и другие виды высокого искусства), является той светлой силой, которая способна противостоять этим негативным процессам. Конечно, нельзя в одночасье изменить мир и людей вокруг. Но можно потрясти их, вызвать в душах живой отклик. И уже это будет важной победой».

Замкнуть каре

Гастроли Театра балета Бориса Эйфмана в Лондоне в апреле 2014 года со спектаклями «Анна Каренина» и «Роден» станут четвертым визитом коллектива в столицу Великобритании за его 37-летнюю историю.

Костюмная драма

Для спектакля «Анна Каренина» художник Слава Окунев создал 177 костюмов (включая мужские, женские костюмы, костюмы солистов и артистов кордебалета). Ольга Шаишмелашвили для постановки «Роден» разработала 282 костюма.

12 тонн балета

В Лондон все декорации, реквизит, костюмы и световое оборудование для спектаклей «Анна Каренина» и «Роден» транспортируются на двух грузовиках. Объем грузов для каждой машины – 120 кубических метров. Вес грузов для каждого спектакля – около шести тонн. Итого на Туманный Альбион приехали 12 тонн Театра Эйфмана.

И снова Анна

Балет «Анна Каренина», поставленный на музыку П. И. Чайковского, публика впервые увидела в Санкт-Петербурге в 2005 году. Этот спектакль – один из самых успешных спектаклей театра. В центре внимания – любовный треугольник Анна – Вронский – Каренин. Остальные персонажи толстовской драмы остались «за кулисами». Анну Борис Эйфман трактует как женщину-оборотня, которая для чужих – светская дама, а для самой себя – изъеденная страстями, гибнущая душа.

Учитель и ученица

Премьера балета « » на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне состоялась в Санкт-Петербурге в ноябре 2011 года. Балет посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Обувают!

Обувь в театре балета – расходный материал. Каждая солистка театра использует за год 4 пары пуантов фирмы Gaynor Minden (итого: 40 пар в год на театр). Каждая артистка кордебалета использует за год 8 пар пуантов фирмы Grishko (итого: 160 пар в год на театр). Помимо этого каждый танцовщик труппы использует в месяц 2 пары мягкой обуви марок Sansha и Grishko. Получается, что всего в год театр «протанцовывает» 1320 пар.

Вытянуть в линию

В Театре Бориса Эйфмана все танцовщики необычно для балета высоки. Женщины в труппе – от 172 см, мужчины – от 182 см. «Балет для меня, – поясняет Эйфман, – это прежде всего линии. Они должны быть тонкими и вытянутыми».

Минус 3 кило

Постановки Бориса Эйфмана очень затратны для танцоров с точки зрения физиологии. Сложная хореография, которую сравнивают с акробатикой, большой рост и вес артистов, поддержки, непрерывное нахождение солиста на сцене – все это приводит к тому, что за один спектакль артист, исполняющий главную партию, теряет от полутора до трех килограммов веса. Можно представить, как худеют артисты во время ежедневных длительных репетиций!

Живой звук

Спектакли Бориса Эйфмана, как правило, идут под фонограмму. Исключение – премьера спектакля «Реквием» в Санкт-Петербурге, которая состоялась в 70-летнюю годовщину полного освобождения Ленинграда от блокады. Премьера прошла на сцене Александринского театра в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Спиваков, по словам самого музыканта, без колебаний согласился на это мероприятие, в том числе потому, что его мать была блокадницей.

20 минут оваций

Самые длинные, рекордные овации коллектив Эйфмана получил в 1990 году на гастролях в Японии с балетом «Пиноккио». Крайне сдержанная в эмоциях публика по окончании спектакля устроила овации длиной в 20 минут.

Свое слово

На сегодняшний день в репертуаре Театра балета Бориса Эйфмана спектакли «Чайковский», «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием». Не случайно в этом списке нет «Жизели», «Лебединого озера» или «Спящей красавицы». Кредо Эйфмана – не брать в работу уже ранее кем-то поставленные балеты. В данный момент хореограф работает над созданием спектакля «Ночь нежна» по мотивам романа Ф. С. Фицджеральда.