Альтернативная культура рок 70 80х в ссср. Краткий курс истории русского рок-н-ролла. Русский рок за пределами России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Русский рок

Русский рок -- это рок-музыка из России и/или на русском языке. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием западной музыки, и по сей день существует в России и странах СНГ

История . Зарождение

Первые советские рок-группы появились ещё в середине 60-х на волне битломании, однако до середины 70-х русская рок- и поп-рок-музыка представляла собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей, чем и занимались многочисленные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Одной из первых рок-групп, которая стала петь на русском языке, была группа «Оловянные Солдатики» (их можно услышать, например, в мультфильме «Ну погоди» -- в виде группы «Дворняги», исполняющей «У попа была собака»). Кроме того, группа записала первый в СССР полноценный магнитоальбом «Размышления» (1972 г.) (по другой версии -- которой придерживается Александр Кушнир, составитель энциклопедии «100 магнитоальбомов советского рока» -- отсчёт советской магнитофонной рок-культуры начинается с альбомов Юрия Морозова (1973 г.)). Однако в определённых кругах одним из первых рок-музыкантов в СССР считают Александра Градского, в 1964 году основавшего группу «Славяне» .

Хотя многие советские ВИА исполняли музыку, близкую к року (например, «Песняры», «Цветы», «Земляне»), они чаще всего не называли себя рок-группами, так как рок-н-ролл считался буржуазным западным стилем. Репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, что ограничивало творческую свободу. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки и сильно ограничивало возможности для концертов. Записи этих групп распространялись среди фанатов самиздатом на магнитных лентах, а выступления чаще всего происходили на квартирниках -- стихийных домашних концертах. Самыми значимыми «магнитофонными» группами советского андеграунда 70-х -- начала 80-х были московская «Машина Времени» и ленинградский «Аквариум». Среди других ранних групп -- «Високосное лето», «Автограф», «Воскресение», «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург». Единого стиля у этих групп не было, они исполняли вперемешку и западный рок, и чисто акустические, «бардовские» песни. В этот период в СССР трудно провести границу между роком, ВИА и авторской песней.

Расцвет, 80-е

К концу 70-х -- началу 80-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться не без помощи властей. Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ). Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей -- держать рокеров под наблюдением. В это время был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг». Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» -- «Кино», «Алиса», «Оберманекен», «Странные игры» и др.

Русский рок пережил трудный период в 1983--85 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные группы начались гонения, а организация концертов без участия государственного монополиста была приравнена к частному предпринимательству и грозила тюрьмой. В этот период от подобных мер особенно пострадали московские группы: «Воскресение», «Браво», «Коррозия Металла»; их концерты прекращала милиция, а отдельные их участники даже побывали под арестом.

Только в 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство.

80-е в истории русского рока можно сравнить с поздними 60-ми в западной рок-музыке. В городах СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы (см: Группы русского рока), появились люди, последовательно пишущие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли крупные рок-фестивали («Литуаника» -- 1985-89, «Подольск» -- 1987), «СыРок» и др. Прототипом русской рок-музыки 80-х стала англо-американская рок-музыка, а именно, такие ее направления как хард-рок, хэви-метал, «новая волна», а также панк-рок и частично пост-панк.

Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 80-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп.

Региональные сцены

Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 80-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока -- Москва, Ленинград (Санкт-Петербург) и Свердловск (Екатеринбург).

Центрами рок-музыки в СССР были:

Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 году в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Мифы», «Бригадный подряд» (Николай Михайлов). Культовый статус среди поклонников получили группы «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и «ДДТ» (образовалась в 1980 году в Уфе, Юрий Шевчук), Среди прочих значительных коллективов были «Телевизор» (Михаил Борзыкин), «Оберманекен» (Анжей Захарищев фон Брауш), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачёв. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи, и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 60-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства -- литературе, театру и кинематографу.

Москва, в которой в 1985 году была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры им. Горбунова. Известнейшие московские группы: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Воскресение» (Алексей Романов), «Звуки Му» (Пётр Мамонов), «Бригада С» (Гарик Сукачев), «Крематорий» (Армен Григорян), «Браво» (Евгений Хавтан). В Московской рок-лаборатории также стали появляться первые электронные рок-группы, такие как «Центр» (Василий Шумов), «Ночной проспект», «Биоконструктор» и другие. Для столичной рок-музыки (особенно, её первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчёркнутой несерьёзностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как «Тайм-аут», «Несчастный случай», «Дюна», «Ногу Свело!» и др.

Помимо групп, исполняющих «классический» рок, в 80-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «металл»: «Ария», «Мастер», «Чёрный кофе» (Дмитрий Варшавский), «Круиз» (Валерий Гаина), «Чёрный обелиск» (Анатолий Крупнов) и «Коррозия Металла» (Сергей Троицкий).

Мурманск Рок-группа Птица Вольная руководитель Андрей Горшков. Выпущено два компакт-диска <"Там, где ты", «Птица Вольная»

Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1986 году был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: «Урфин Джюс» (Александр Пантыкин), «Наутилус Помпилиус» (Вячеслав Бутусов), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Настя», «Агата Кристи», «Апрельский марш». Свердловская рок-тусовка была относительно узкой, и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 70-х годов (в том числе психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Единственной свердловской рок-группой, добившейся всесоюзной популярности в 80-х, стала «Наутилус Помпилиус», тексты которой были более социальны и ориентированы на массового слушателя.

Сибирь: «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Инструкция по выживанию», (Роман Неумоев), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 80-е годы было представлено в основном направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок опирался не только на англо-американский панк-рок, но и на пост-панк, гаражный рок, психоделию и даже частично на фолк-рок, и представлял собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодёжную субкультуру.

Харьков, где с конца 80-х проводятся рок-фестивали. Наиболее известная рок-группа из Харькова -- «Разные Люди» (Александр Чернецкий), в 1989--1994 годах вторым солистом и автором песен в которой был также Сергей Чиграков (Чиж). Некоторые харьковские рок-группы исполняли свои песни на украинском или английском (как рок-группа «Дождь») языках. Наиболее известным музыкальным критиком в харьковской рок-среде был Сергей Коротков. Развитию рок-среды города также способствовало «Радио-50» -- возможно, первая частная радиостанция в СССР.

Воронеж, в котором с конца 80-х открывается Воронежский рок-клуб. Одной из ярких местных рок-групп являлась «Сектор Газа», вокалистом и автором песен в которой был Юрий Клинских (Юрий Хой).

«Красная волна»

В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей -- американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна).

После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в других странах, сотрудничать с западными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988--89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).

Конец 80-х -- начало 90-х

Конец 80-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.

С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта. В России впервые услышали о группе «Агата Кристи», игравшей писходелический постпанк, в начале 1990-х годов это был самый популярный рок-коллектив в России. Также появился панк-проекты, такие как «Смысловые галлюцинации», «Ва-БанкЪ», инструментальный ансамбль «Ноль» и рок-н-ролл группа «Ногу свело!», песня которой «Хару Мамбуру» отразила культуру 90-х и стала мегахитом и даже шлягером.

Как протестная субкультура русский рок потерял свое значение с конца 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет», «Круиз», «Диалог».

Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков «Легенд русского рока», активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины

90-е и современность

По звучанию русский рок к середине 90-х (примерно с 1993 года) снова приблизился к западной музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 90-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «не попса».

В 90-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные неофициально как самиздат. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные русские рок-группы, в 90-х и 2000-х появляются СМИ, специализирующиеся на этой музыке. Это «Наше радио», телеканалы «A-One» и «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал «Fuzz» и другие.

Вслед за Юрием Айзеншписом («Кино»), появилось немало влиятельных рок-продюсеров: Александр Пономарёв («Сплин», «БИ-2»), Дмитрий Гройсман («Чайф», Мара), Леонид Бурлаков («Мумий Тролль», Земфира, «Братья Грим»), Александр Кушнир, Александр Елин и другие.

В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных на Западе, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», «Lumen», «Пилот», «Наив», «Тараканы!», «7раса», «Небо Здесь»). «Тяжелая» сцена расширилась с появлением современных исполнителей пауэр- и симфо-метала («Эпидемия», «Catharsis», «Mechanical Poet»), блэк- и паган-метала («Nokturnal Mortum», «Gods Tower», «Темнозорь», «Аркона»), дум -- и атмосферик-метала («Mental Home», «Dreaming Soul», «Stonehenge») и других видов металлической музыки.

Появился русский альтернативный рок в середине 1990-х, остаётся популярен и до наших дней. Изначально, это были рэпкор и трип-хоп, которые быстро «въелись» в культуру русского рока. Серьёзный толчок в сторону альтернативы сделали группы «Дубовый Гаайъ» (Дельфин), «Кирпичи», а также группа «Сектор Газа», где «Хой» использовал рэпкор в 1990-х. В 2000-х появилась широкая альтернативная сцена, исполнители инди-рока, ню-метала, рэпкора, эмо, металкора -- такие как «Amatory», «Jane Air», «Психея», «Apshell», «Слот», «Мои Ракеты Вверх», «Stigmata», «Rashamba» и множество других. Телеканал «A-One» активно продвигает эту сцену, учредив премию «RAMP».

Фолк-рок получил новое развитие, сблизившись, с одной стороны, с менестрельской песней («Мельница», «The Dartz», «Theodor Bastard»), а с другой стороны -- с так называемым скандинавским фолк-роком («Наследие вагантов», «Тролль гнёт ель», «White Owl», «Tintal»). Часть групп ориентирована на фольклорные традиции народов России: «Ярос» (славянский фолк-рок), «H-Ural» (хантыйский электрофолк), «Буготак» (бурятский этно-рок) и др.

Русский рок за пределами России

рок русский зарождение развитие

Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Например, одна из таких рок-групп -- «Адаптация», которая, несмотря на нахождение в Казахстане (Актюбинск), имеет полное право называться русским роком. В связи с этим возникло название «советский рок», так как, по большей части, группы бывшего СССР по звучанию -- именно то, что называют русским роком. Есть группы, созданные русскоязычными эмигрантами в Израиле, Германии, США и Канаде в большинстве своём любительские и практически не известные

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рок - музыкальное направление и особое субкультурное явление. Рок-музыка 60-х, 70-х годов, "британское вторжение". Появление тяжелого рока, хард-рока, направления хэви-метал. Зарождение альтернативной музыкальной культуры. Развитие рока с 1980 по 2000 гг.

    презентация , добавлен 23.02.2012

    Истоки рок-музыки, центры ее возникновения, музыкальная и идеологическая составляющие. Рок-музыка 60-х годов, появление жёсткой музыки и расцвет гаражного рока. Альтернативная музыкальная культура. Рок-музыка 2000-х годов и аутсайдеры всех времен.

    реферат , добавлен 09.01.2010

    Понятие и история происхождения музыки, этапы ее развития. Жанры и стили музыки. "Лингвистическая" теория происхождения музыки. Становление русской композиторской школы. Отношения музыкантов с государством в советский период. Развитие музыки в России.

    реферат , добавлен 21.09.2010

    Появление западной музыки в СССР, основоположники жанра и главные деятели в І пол. XX ст. Формирование молодежных движений, реакция власти в сер. XX ст. Рок-музыка в СССР: первые исполнители и коллективы, цензура стиля, подъем рок-музыки после цензуры.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2017

    Детские годы выдающегося русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Первые испытания и победы. Первая любовь и борьба с болезнью. Завоевание признания на Западе. Творческий расцвет великого композитора, авторские концерты. Последние годы жизни.

    реферат , добавлен 21.04.2012

    Первые в СССР бит-группы: "Славяне", "Странники", "Мифы", "Скоморохи", "Авангард", "Лесные братья" и "Песняры". Изучение творчества белорусских музыкантов, играющих в стиле рок-н-ролл. Место рок-н-ролла в белорусской музыкальной индустрии сегодня.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Ритмическая поэзия (легкий удар палкой). Зарождение Хип-Хопа: история брейк-данса, история граффити, возникновение рэп-музыки. Русский Рэп: группа Bad Balance, Лигалайз, Судьба Михея, Всё ровно!

    реферат , добавлен 12.04.2003

    История американской рок-группы Nirvana. Ранние годы, первые выпуски пластинок. Работа с продюсером Стивом Альбини. Гастроли по Европе. Судьба вокалиста и гитариста группы Курта Кобейна, его последние годы и смерть. Студийные и концертные альбомы.

    презентация , добавлен 25.06.2013

    Развитие и совершенствование синтезаторной музыки: истоки, современность. История музыкальных инструментов: электрогитара, синтезатор. Эволюция звукозаписи: от фонографа до многоканальных жестких дисков. Возможности и недостатки электронной музыки.

    презентация , добавлен 07.04.2011

    Русское музыкальное общество. Камерная, симфоническая музыка. Концерты "Бесплатной музыкальной школы", основанной музыкантом М.А. Балакиревым. Развитие национальной русской музыки. Композиторы "Могучей кучки". Музыкальные произведения А.П. Бородина.

Времена советского союза мало содействовали развитию музыки, особенно стиля рок. Тут на помощь пришел западный ветер рока, который и навел многих музыкантов на исполнение именно такой музыки. Рок в СССР – это такое социальное и культурное понятие в музыке, которое позиционируется как способ самовыражения молодежи.

Рок в СССР: Зарождение

Рок в СССР начал зарождаться в районе 70-80-годов ХХ века. Это явление собирало в свои круги в основном субкультуры, людей, мышление которых не вписывалось в шаблоны союза. Как бы ни старались советские чиновники контролировать и уничтожать приверженцев рока, этот стиль музыки набирал оборотов, а времена перестройки подарили некоторую волю, что повлекло бум в создании собственных советский рок-групп и песен.

Этапы развития рока в СССР

Условно развитие во времена СССР музыка, а именно рок можно рассматривать в четырех этапах. Первый – 60-е годы ХХ ст. считается началом копирования английского рока, исполнители старались петь только на английском, поскольку считалось, что на русском роковые песни не исполняются. Начинают основываться рок группы СССР (например «Скоморохи»), исполняющие песни на русском языке, которые были скорее переводами и адаптировались к русской жизни. Группа «Интеграл», бит-группа, даже удостоилась чести быть названной профессиональной рок-группой СССР. А причиной всему совершенно иной стиль, чем у других: использование игры света, пиротехники, звуковые переливы, трюки и специальные декорации. Все это создавало неповторимую фантасмагорию, которая завуалировала настоящую рок музыку Интеграла.

70-е годы – второй период, который отмечен развернутой работой рок групп в сторону рок-концертов, создание рок-опер (А. Рыбников). Концерты устраиваются нелегально, поэтому часто разгонялись. Распространенная музыка ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), которые включали почти всех членов будущих рок-групп: «Веселые ребята», «Голубые гитары», «Машина времени». Но фанаты рок не воспринимали ВИА.

Четвертый этап – рок в СССР в 80-е годы характеризуются контролем властей рок-движения, устраиваются рок-клубы, первым из которых был Ленинградский клуб. Такое понятие, как рок-клуб, открывал для исполнителей ранее запретные студии звукозаписи, концерты стают легальными и рок-движение набирает оборотов и позиционирует себя как представительство субкультут СССР. Популяризуются группы «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Зоопарк». В 1986 году выходят альбомы рок-групп, которые и сегодня считаются элитными: «Алиса», «Кино», «Странные игры».

Молодежь в СССР массово начинает интересоваться музыкой рок, собирать кассеты с записями и считать себя субкультурным членом рока.

Похожие статьи:


В настоящее время никого не удивляет, что российские рок группы столь же популярны в мире музыки, как и их зарубежные коллеги. Но развитие рок-музыки в России произошло не сразу.



Альтернативный рок группы «Слёзы» зазвучал в марте 2002 года, в то время как альтернативные рок-исполнители в России появились ещё в 80-е годы 20 века.
Под термином «альтернативный рок» сегодня подразумевают всевозможные жанры рок-музыки, противопоставившие себя традиционному року. Само понятие «рок-альтернатива» возникло в 80-е года прошлого века и объединило несколько жанров, вышедших из панк-рока, постпанка и других.



В самом начале 80-х годов прошлого века как то незаметно исчезла из употребления аббревиатура ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). На смену пришло новое название для музыкальных ансамблей – группа. Что собой представляли группы 80 – 90-х годов?



Всегда любое направление в музыке имело определенное влияние, как на культуру, так и на манеру одеваться. В стиле глэм рок воедино воплотились сексуальность, брутальность и драма. Этот стиль далеко не нов и ему свыше сорока лет, и, тем не менее, он до сих пор не утратил популярности, возвращаясь, время от времени на пик моды каждый раз привнося с собой что-то новое. Данный стиль создавался свободными и отличающимися от остальных людьми, стремящимися к доказательству своей неординарности довольно кардинальным способом.


От автора: «Во второй половине XX века в СССР начали играть рок. В силу цензуры немногочисленные группы того времени были подпольными. К восьмидесятым годам стали формироваться негласные рок-движения.»
Уже в конце девяностых русский рок становится неотъемлемой частью российской (не люблю это слово) культуры. Вот лучшие на мой взгляд, рок-коллективы нашей страны.

В начале попытаюсь сформулировать определение русского рока, хотя нет, не определение, а что?
Русский рок – это особенное направление в русской (советской) рок-музыке, которое приобрело облик, совершенно отличный от рока всех других стран. Почему? Возможно, причиной была некоторая изолированность исполнителей от остального музыкального мира, а может, национальный менталитет, а может ЦРУ - Сева Новгородцев и Ко – но в итоге русский рок стал таким, как он есть (тогда конечно).

В чем же его особенности?

Он антагонистически настроен к существующей власти. Концерты проводились тайно, а записи переписывались на домашних магнитофонах. Было проще раздобыть редкую «самопальную» кассету, чем купить альбом любимого исполнителя в магазине. В принципе 5-я колонна…
На русский рок сильно повлияла западная рок-музыка, однако, она не определила его облик полностью. Основные отличия заключаются в том, что в русском роке главную роль играет текст (протестный текст), а вовсе не музыка. Можно сказать, что русский рок вообще имеет мало общего с рок-музыкой, как ее обычно понимают. Тексты повествуют о российской действительности, это качественная лирика, и она очень поэтична. В ней практически нет секса или легкомыслия, свойственных западным рокерам. Русский рок даже не первая, а вторая производная от западного.
Ну и пример. Не стало социального (скорее политического и материального) антоганизма в понимании старых «советских» рокеров - не стало и рокеров. Макаревич лишь подтверждает правила, хотя зачем плохо о комсомольце, обласканном советской властью о рублевом (в СССР) миллионере.
Ну и в окончании предисловия, можно сказать, что в области текста русский рок наследует не западным образцам, а отечественной поэзии, только происходит это в депрессивном окружении, где музыканты вынуждены прятаться в подполье. Они не мечтают о популярности, для них главное – искренне выражать свою позицию. Все это накладывает отпечаток на саму суть русского рока. Именно поэтому многие меломаны заявляют, что сегодня русского рока больше нет, потому что ушли в прошлое условия, его определявшие. Современные рок-исполнители России ближе к западному року, чем к русскому. Это не значит, что русский рок хуже или лучше западного, просто он другой.
Интересно отметить, что «настоящий» русский рок слушают практически только в России. Так было всегда: и во времена Советского Союза, и после него. Дело в том, что с музыкальной точки зрения он действительно далеко не всегда представляет собой нечто интересное. А понять тексты, заключающие противоречивости и особенности «загадочной русской души», может только эта самая душа. За рубежом поклонниками русского рока являются, в большинстве своем, иммигранты.
К наиболее известным и классическим исполнителям в русском роке относятся Виктор Цой, группа «ДДТ», Майк Науменко, Егор Летов, Янка Дягилева, Борис Гребенщиков, группа «Алиса», Андрей Макаревич и другие. Какие-то поколения в России буквально выросли на этой музыке, поэтому русский рок зачастую воспринимается, как особенное явление отечественной культуры, которое слишком глубоко «въелось» в людей, так же, как, например, поэзия Серебряного века…

Ну, начнем…

Алиса



В 1983 году была создана ленинградская рок-группа «Алиса». В 1985 году группа «Алиса» выпускает свой первый альбом «Энергия». Уже 1987 году коллектив записывает популярный альбом «БлокАда». За всю историю своего творческого пути «Алиса» выпустила 17 альбомов. В наши дни коллектив работает над записью новых песен, и активно выступает в качестве хедлайнера на разнообразных фестивалях.

Кино



В 1981 году под началом Виктора Цоя, Олега Валинского и Алексея Рыбина была создана рок-группа «Кино». За девять лет музыканты записали более 100 песен, а также невероятное количество неофициальных бутлегов. Особую популярность обрели альбомы «Группа крови» и «Звезда по имени солнце», выпущенные в 1987 и 1989 году. После внезапной смерти Виктора Цоя в автокатастрофе был выпущен последний альбом «Чёрный альбом», после этого группа закончила своё существование.

ДДТ



В 1980 году в Уфе Юрием Шевчуком была создана рок-группа «ДДТ». Именно он является неизменным лидером коллектива и автором большинства песен. Название группы походит от химического вещества дихлордифенилтрихлорэтана, которое используют в борьбе с насекомыми. Весь творческий путь группы делиться на два этапа. В1980-1997 годах группа работает в таких жанровых направлениях, как хард-рок, русский рок и фолк-рок. С 1987 года в произведениях «ДДТ» всё чаще слышатся нотки индастриал-рока, индии-рока и альтернативного рока.

Агата Кристи



Основоположниками рок-группы «Агата Кристи» стали В. Самойлов, А. Козлов и П. Май. Драматическая манера исполнения и декадентские тексты стали отличительной чертой коллектива. В своих музыкальных композициях группа сочетала различные музыкальные направления, например, такие как готик-рок, альтернативный рок, пост-панк и арт-рок. За всю свою историю «Агата Кристи» выпустила с десяток альбомов, а также сняла около 20 видеоклипов. В 2009 году коллектив отправился в своё заключительное турне и уже в 2010 году вышел последний альбом группы «Агата Кристи

Наутилус Помпилиус



В 1982 году в Свердловске В. Бутусов и Д. Умецкий создали рок-группу «Наутилус Помпилиус». Группа объединяла в своей музыке различные жанровые направления, такие как пост-панк, панк, альтернативный рок. На 1988-1990 года приходится двухлетний перерыв, но после этого группа вновь воссоединилась. Окончательный распад группы состоялся уже в 1997 году.

Аквариум



В 1972 году была основана легендарная рок-группа «Аквариум». Её родоначальниками стали Анатолий Джордж Гунницкий и Борис Гребенщиков, который впоследствии и стал её основным вокалистом. Коллектив работал в таких музыкальных направлениях, как бард-рок, блюз-рок, джаз-фьюжн, фолк-рок. За свои историю «Аквариум» выпустил 27 студийных альбомов и отснял 41 видеоклип. Группа стала обладателем многочисленных наград, а слова из их песен до сих пор цитируют в литературе и кинематографе.

Машина времени



В Москве в мае 1969 года (я сильно сомневаюсь) была создана легендарная советская рок-группа «Машина времени». У её истоков стояли Сергей Кавагоэ и Андрей Макаревич. В своей музыке коллектив объединил одновременно несколько жанров: блюз, рок-н-ролл, рок и авторскую песню. За время существования коллектив выпустил 11 официальных альбомов, 7 концертных альбомов и 11 синглов, снял 28 видеоклипов, а также получил множество премий и наград. «Машина времени» – одна из немногих групп, которой удалось сохранить свою популярность до наших дней.

Чай-Ф



Группа «Чайф» была основана в 1985 году О. Решетниковым, В. Шахриным и В. Бегуновым. Коллектив гармонично соединяет в своей музыке различные направления: рок-н-рол, рок, блюз и регги. С начала своего основания и до сегодня группа «Чайф» выпустила 15 студийных альбомов, 5 акустических и 4 концертных альбома, а также их видеография насчитывает 22 клипа. На сегодняшний день «Чайф» является одной из самых востребованных и известных рок-групп из бывшего СССР.

Ария



В 1985 году в Москве В. Дубинин и В. Холстинин создали новую рок-группу «Ария». Новоиспечённый коллектив сразу привлёк внимание многих слушателей новым и непривычным жанром – хеви-метал. За всю свою музыкальную историю «Ария» выпустила 11 студийных альбомов. Именно «Ария» стала одной из немногих отечественных рок- групп, которая сумела получить признание даже за рубежом. В 2007 году группа стала лауреатом премии Fuzz.

Король и Шут



В Ленинграде Михаилом Горшенёвым была основана группа «Король и Шут» (1988 год). Изюминкой группы стала необычная подача своих произведений – сказочные, исторические, мистические образы находили отображение в стилях: хоррор-панк, фолк, хард-рок и панк-рок. За свой творческий путь группа выпустила около 20 видеоклипов. Имидж группы держался на её основателе и лидере М. Горшенёве, который умер в 2013 году, после этого в 2014 году группа закончила свой творческий путь.

Воскресение



В Москве в 1979 году под началом А. Романова была создана рок-группа «Воскресение». Музыкальные произведения группы – это смесь блюза, рока, арт-рока и кантри. Но с 1983, после выхода нескольких успешных альбомов, коллектив взял десятилетний отдых и вновь появился на сцене лишь в 1994 году. В целом, за всю историю группы, было выпущено 5 студийных альбомов. А песни «Воскресения» неоднократно исполнялись и другими артистами.

Крематорий



В Москве в 1983 году Арменом Григоряном была создана популярная группа «Крематорий». Свои первые концерты группа давала в маленьких клубах и на частных квартирах. Популярность группа обрела в 1985 году вместе с выходом первого студийного альбома. Группа «Крематорий» умело объединяет в себе различные музыкальные стили: фолк, блюз, арт-рок, рок-н-ролл и психоделический рок. На сегодняшний день творческое наследие группы насчитывает полтора десятка альбомов, а также множество наград.

Коррозия металла



В 1984 году в Москве была основана рок-группа «Коррозия металла». Внимание зрителей группа привлекла эпатажными выступлениями и вызывающими текстами. Группа исполняет свои произведения в таких стилях, как трэш-метал, спид-метал, кроссовер-трэш. Во время всего своего творческого пути группа выпустила 15 студийных альбомов.
Ну и конечно, тоже интересные группы (без обид) и исполнители. Саша Башлачев (один из мною любимых авторов), Майк Науменко, Сергей Чиграков и «Чиж и Ко», «Сплин», «Мастер», «Сектор Газа», «Полковник и однополчане, „Гр. об.“, „Би-2“, „Мумий Тролль“, „Смысловые Галлюцинации“, „Ночные Снайперы“, „Сурганова и оркестр“, „АукцЫон“, и многе, многие, простите если забыл (склероз), спасибо…

Условно, история русского рока состоит из периодов, на стыке которых будут события, изменявшие курс политики и государственный строй нашей страны. Изменение мировоззрения и уклада жизни миллионов людей, просто не могли не сказаться на культурной сфере общественной жизни, заметную роль в которой с 60-х гг. и поныне играет явление под названием «Русский рок».

Русский рок прошел длинный путь от подражания западному rock-n-roll`у до абсолютно оригинальной и самобытной культуры, выходящей далеко за рамки определений «тяжёлая музыка» или «музыка протеста». Отличительная черта русской рок-музыки – особое внимание, уделяемое текстам композиций: в песне в первую очередь ценится смысловое и эмоциональное содержание, именно поэтому их авторы, авторы русского рока полное право именоваться поэтами. Но перейдём к истории.

1960-е. Зарождение.

В Советском Союзе, как и на всей планете, рок появляется в 60-е. В середине десятилетия обе столицы наводнили первые русские битники, исполнявшие, в основном, кавер-версии на популярнейшие песни заграничных исполнителей, главным образом, легендарных и запрещённых в то время в СССР «The Beatles». Именно это и становится отправной точкой в истории русского рока.

Первыми оригинальными песнями в стиле рок, записанными в нашей стране, принято считать треки группы «Сокол»: «Где тот край» и записанная в том же году, ставшая на долгие годы своеобразным гимном появившихся в это же время хиппи, «Солнце над нами».

Так же большую известность имели ВИА «Скифы», «Аргонавты» и «Скоморохи» А. Градского. Новое музыкальное направление бешеными темпами завоёвывало себе поклонников; бит-групы выступали в качестве авторов саундтреков, так музыка ансамбля «Сокол» звучит в мультфильме «Фильм-фильм-фильм», а московская команда «Оловянные солдатики» предстала в одной из серий «Ну погоди!», в качестве группы «Двоняги», исполняющей хит «У попа была собака». Именно «Солдатикам», кстати, принадлежит авторство первого в Союзе рок-альбома «Размышления» (1972). Кроме того, по одной из версий, это был также первый в стране альбом, записанный на магнитофонной плёнке (по другой версии, автор первого магнитоальбома в СССР – петербургский музыкант Юрий Морозов (1973)).

Крайне примечателен и тот факт, что ещё в 1969г. «Скифы» вели работу над так и не увидевшим свет альбомом, претендовавшим на союзное первенство. Композиции, которые должны были войти в его состав, служат красноречивым доказательством очень высокого уровня развития рок-музыки в СССР в то время: группа, возможно, впервые в мире (!!!) стала использовать гитарные эффекты, такие как фузз, посредством изготовленных в кустарных условиях гитарных «примочек». Узнав об этом впоследствии, американцы признались, что советские рок-музыканты на несколько лет опережали их в развитии, хотя история русского рока и начинается несколько позже западного. Важно отметить, что участники группы, как и подавляющее большинство своих коллег, не имели музыкального образования – черта, ставшая почти традиционной на протяжении всей истории русского рока.

На волне набирающей всё большие обороты битломании, рок-группы возникали повсеместно, буквально в каждом училище или школе, не говоря уже об институтах. Именно так были созданы коллективы, ставшие иконами последующего десятилетия («Удачное приобретение», «Рубиновая атака», легендарная «Машина Времени», и другие).

Апогеем русского рока образца 60х годов стал первый советский рок-фестиваль, проходивший в Ереване ежегодно с 1968 по 1972 гг. и собиравший наиболее успешные команды.

1970-е. Становление самосознания.

МакаревичВ 70-е годы рок активно проникает на большую сцену. Не найдя путей к дальнейшему развитию в эпоху застоя, когда репертуар каждого ансамбля проверялся худсоветом, рок-звёзды 60-х вынуждены были организовывать эстрадные ВИА и исполнять музыку, лишь напоминавшую рок. Так появились сверхпопулярные в то время «Весёлые ребята», «Поющие гитары» и многие другие. На концертах, помимо своего обычного репертуара, эти коллективы ко всеобщей радости обязательно исполняли несколько забойных каверов на песни западных групп. Собственные песни исполнять не разрешалось, т.к. в те времена тексты и музыку для эстрады могли писать лишь люди, состоявшие в Союзе композиторов.

Но конечно, находились смельчаки, которые нарушали этот запрет. Одних из них объявляли вне закона, другим запрещали выступать в официальных залах, третьим не давали выпускать собственных альбомов, повесив ярлык «самодеятельность», но несмотря на всё это, именно такие команды имели наибольшую популярность среди прогрессивной молодёжи. Но все равно это был не лучший период в истории русского рока.

«Самодеятельным» группам не запрещалось «прикрепляться» к ВУЗам и получать таким образом площадки для выступления, что русские рокеры 70-х и делали. В Москве постоянной ареной для концертов рок-музыкантов на долгие годы стал ДК «Энергетик» Московского Энергетического Института, «засветившийся» ни в одной скандальной истории, для Ленинграда же была характерна более камерная форма выступления – «квартирник».

Поскольку государство запрещало выпуск официальных альбомов нелегальным группам, по рукам фанатов ходили концертные магнитофонные записи, которые они переписывали друг у друга бессчётное число раз. Из всех магнитофонов страны гремели «самиздатские» записи уже упомянутых «Машины Времени», «Удачного приобретения», «Рубиновой атаки», а так же новых коллективов: «Високосного лета», которому каким-то чудом удалось выпустить официальный альбом «Лавка чудес» (1978), «Воскресения», «Афтографа», а так же ленинградских «Аквариума», «Мифов», «Санкт-Петербурга» и других.

Рок-музыка того времени подразумевала под собой обязательное наличие бешеного драйва, поэтому наиболее распространены были направления hard-rock, art-rock и progressive. Более мелодичные и насыщенные смысловым содержанием песни групп «Аквариум», «Машина Времени» и «Воскресенье» были скорее исключением из общего числа.

Именно музыканты 70-х первыми открыли главную отличительную черту русского рока, как направления: только в русском языке слово «рок» имеет значение «судьба», и самосознание исповедующего эту культуру выходит за рамки простой симпатии к этому музыкальному направлению. Наш рок – это, прежде всего, особый взгляд на мир. Взгляд поэта, творца, пророка и вечный поиск ответа на вопрос о его месте в окружающей реальности.

1980-е. Расцвет. Эпоха классики

Группа БравоВ 1983-85 годах нашим рокерам всё ещё приходилось не сладко: пришедший к власти К. У. Черненко вновь начал преследование музыкантов: права самодеятельные коллективов жёстко ограничивались, их постоянно обвиняли в «тунеядстве», а организация неофициальных концертов приравнивалась к запрещённому тогда частному предпринимательству, за что сажали в тюрьму. Больше всего в это время «досталось» московским коллективам «Коррозия метала», «Браво» и «Воскресение»: концерты этих групп были запрещены, а некоторым их участникам даже довелось побывать за решёткой. С началом эпохи гласности гонения на русский рок вновь были прекращены.

Перестройка открыла многие перспективы, в том числе и свободу организации музыкальных коллективов и выступлений на коммерческой основе. В истории русского рока началась новая страница.

К началу 80-х годов в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое власть даже поддерживала, не желая провоцировать протестную стихию. Так по государственной инициативе в 1881г. был открыт ставший настоящей легендой первый в Союзе Ленинградский Рок-клуб. В его состав вошли такие мастодонты русского рока, как «Аквариум», «ДДТ», «Кино» и «Алиса», а так же «Зоопарк» Майка Науменко, «Телевизор», «Пикник», «Бригадный подряд», «Ноль», «Мифы», «Автоматические удовлетворители», бард-рокер Александр Башлачёв и многие другие. Первая частная студия аудиозаписи также появилась в Северной Столице. Её создатель – Андрей Тропилло.

Андрей ТоропиллоЧетырьмя годами позже в Москве открывается «рок-лаборатория»; с её появлением право выступать, не боясь преследований, и организовывать концерты получают и столичные музыканты.

Теперь у русских рокеров появилась возможность официально устраивать концерты и издавать альбомы. А после рок-фестиваля «Тбилиси-80» и появления телепрограммы «Музыкальный ринг» – доступ к радио- и телеэфиру. Воспользовавшись этой свободой, рок-культура расцветала с доселе небывалой силой: рождались десятки новых имён, проводились крупные фестивали «Литуаника» (1985-1989), «Подольск» (1987), «СыРок» (1988-1992) и др., и ставились эксперименты в самых разных стилях: хард-рок, хэви-метал, панк-прок и пост-панк, но главным открытием 80х стал привнесённый в русский рок ленинградцами new wave.

В 1986г., пока Советский Союз и Америка пытаются наладить дипломатические отношения, в Калифорнии происходит небывалое событие – в свет выходит альбом «Red Wave» на двух пластинках, содержащих треки четырёх советских рок-групп: «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры». Выпуск альбома произошёл по инициативе Джоанны Стингрей, американки, много времени проведшей в Союзе и не понаслышке знающей русскую рок-тусовку. Альбом фактически «прорубил окно» на Запад для русского рока: теперь наши музыканты получили право выступать с концертами и записывать альбомы за рубежом, а так же сотрудничать с зарубежными коллегами. Этой возможностью в первую очередь не преминули воспользоваться группа «Кино», совершившая в 1988-89 гг. тур по Европе (Франция-Италия-Дания), «Звуки Му», записавшие альбом в Англии и гастролировавшие в Великобритании и США, и Борис Гребенщиков, создавший англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с британским дуэтом «Eurythmics» и Крисси Хайнд из «The Pretenders».

В истории русской рок-музыки 80-е годы, по сути, являются временем её второго рождения: именно тогда наш рок приобрел те черты, по которым мы знаем его сегодня, именно тогда со сцен, магнитофонов и на квартирниках впервые звучало то, что теперь мы называем классикой русского рока. Появлялись группы, многие из которых существуют и по сей день, и журналисты, посвятившие свою деятельность рок-культуре (Александр Житинский, Артемий Троицкий).

Рок-столицы

Рубинштейна, 13Стоит также отметить важную часть истории русского рока – клубы. Вслед за Ленинградом, свои рок-клубы стали обретать и другие города нашей страны, но самыми заметными, основавшими свои «школы», являются три: Ленинградский (о нём мы уже говорили выше), а так же Свердловский (Екатеринбургский) рок-клуб, и Московская рок-лаборатория.

Московская рок-лаборатория была создана в 1985г. в ДК им. Горбунова. Легендарная «Горбушка» объединила под своей крышей множество известнейших коллективов: «Машина Времени», «Браво», «Воскресение», «Крематорий», «Бригада С» Гарика Сукачёва, «Звуки Му» Петра Мамонова, и другие. Для столичной рок-музыки сложно определить общие стилевые критерии, каждая группа стремилась к индивидуальности, но в качестве характерной черты московского рока можно назвать его несерьёзное, снисходительное отношение к реальности. Особенно развили это настроение такие московские команды как «Несчастный случай», «Ногу Свело!» «Дюна» и «Тайм-аут». Именно в Москве стали появляться первые русские электронщики («Биоконструктор», «Центр», «Ночной проспект») и металлисты («Ария», «Чёрный обелиск», «Чёрный кофе», «Коррозия металла», «Мастер» и другие).

К Свердловскому рок-клубу, помимо уральских музыкантов («Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Урфин Джюс», «Апрельский марш», «Настя», «Группа Максима Ильина»), музыка которых вдохновлёна западной психоделикой 70-х и насыщена сложными аранжировками, прежде всего, синтезатора, принято так же относить не имеющую единого центра рок-тусовку Сибири («Гражданская Оборона», «Калинов Мост», Янка Дягилева, «Инструкция по выживанию»). Её участники в большинстве своём играют панк-рок, основанный на так называемом «гаражном роке», пост-панке и частично на фолк-роке.

Среди рок-центров постсоветского пространства так же стоит отметить Харьков – место проведения регулярных рок-фестивалей. Наиболее известная харьковская группа – «Разные люди», в состав которой некоторое время входил основатель популярной команды «Чиж & Co» Александр Чиграков. «Голосом» городской рок-среды было «Радио-50» – скорее всего, первая в СССР частная радиостанция.

1990-е - наши дни

Виктор ЦойНа рубеже 80-х – 90х годов русский рок окончательно перестаёт быть андеграундом: выходят в свет фильмы с участием культовых музыкантов («Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Асса» (1987) и «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражный документальный фильм «Йя-хха» (1986) о жизни ленинградского рок-клуба). Музыка русских рокеров («Наутилус помпилиус», «Сплин», «Би-2» и др.) стала саундтреком культовых фильмов эпохи «Брат» и «Брат-2».

Однако у каждого явления есть своя обратная сторона. Несмотря на открывшиеся перспективы, 90-е годы стали трудным временем даже для русской рок-культуры. Больше не было никаких гонений, новым группам, таким как «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации», «Ноль», «Ва-БанкЪ» и «Ногу Свело!» был дан зелёный свет, но с гибелью ненавистной системы, русский рок потерял значение культуры протеста, и со временем всё больше стал превращаться в пусть и обособленную, но всё же часть шоу-бизнеса.

Далеко не всем коллективам удалось выжить в новых условиях: прежние темы были более неактуальны, требовалось найти новую струю; массовая аудитория успела привыкнуть к року, как к явлению, и встречала новые имена без особого ажиотажа; кто-то из популярных рокеров уехал за границу, кто-то умер или трагически погиб, другие просто не смогли найти себя в новом времени. Прекратили свою деятельность группы «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк», «Секрет», «Афтограф», «Парк Горького» и другие. Таким образом из тридцати команд-участников серии «Легенды русского рока» «в строю» осталось около половины.

С середины 90-х годов русская рок-музыка снова приблизилась к зарубежной, довольно органично вписавшись в её жанровую систему и не потеряв при этом своей оригинальности и колорита. Она стремительно перенимала направления, открытые на западе в период «железного занавеса»: панк и гранж («Король и Шут», «Наив», «Тараканы!», «Пилот», «Lumen», «Небо Здесь» и др.), пауэр- и симфо- метал («Эпидемия», «Catharsis»), паган- и блэк-метал («Аркона», «Темнозорь», «Butterfly Temple»), атмосферик-метал («Mental Home», «Stonehenge») и многие другие разновидности метала.

Так же с середины 90-х начинает свой отсчёт история русской альтернативы. Первые шаги на этом пути сделали Дельфин (в составе гр. «Дубовый Гаайъ»), группы «Кирпичи» и «Сектор Газа», а в 2000-х направление обогатили такие имена, как «Психея», «Amatory», «Jane Air», «##### (5diez)», Noize MC и многие другие. Для исполнителей альтернативного рока телеканалом «A-One» с 2005 г. учреждена специальная премия «RAMP».

Появился и новый объект противостояния: русский рок как никогда чётко противопоставил себя поп-сцене, в которую переродилась эстрада.

Многие группы в начале девяностых переиздают свои альбомы, выпускают вещи, которые в условиях советской системы никогда бы не увидели свет в официальном издании, а фирма «Мороз Рекордс» с 1996 г. по 2000 г. издаёт серию ретроспективных альбомов «Легенды русского рока», куда входят избранные песни наиболее признанных коллективов за всю историю русской рок-музыки.

Наше РадиоТеперь ведущую роль в развитии рок-музыки играют средства массовой информации («Наше радио» и «Радио Maximum», телеканалы «A-one» и «O2ТВ», журнал «Fuzz», и конечно Интернет). А так же рок-продюсеры, первым из которых был Юрий Айзеншпис («Кино), и последовавшие его примеру Александр Пономарёв («Сплин» и «Би-2»), Дмитрий Гройсман («Чайф», Мара), Александр Елин («Ария»), Александр Кушнир, и другие.

С 1999 года в России проходит крупнейший фестиваль русского рока «Нашествие», учреждённый «Нашим Радио». Десятки различных рок-фестивалей ежегодно проходят по всей стране.

В последнее время наблюдаются тенденции сближения русского рока и фолк-роковой музыки (берущей в России начало в так называемой «Менестрельской песне»): к русскому року причисляются такие фолк-ансамбли как «Мельница», «The Dartz», «Тролль гнёт ель», и др.

Так мы же проследили пятидесятилетнюю историю развития Рок-музыки в России. Однажды возникнув, как подражание западной музыкальной моде, русский рок превратился в заметное и значимое культурное явление со своей моралью, своей философией. Русский рок прошёл долгий и трудный путь, теперь ему открыты все пути для дальнейшего развития и совершенствования, и каким мы увидим его в будущем – неизвестно, но хочется надеяться, что он не утратит своих наиболее характерных качеств: актуальности, атмосферности, большой смысловой и эмоциональной нагрузки, разнообразия форм и поэтичности. Как известно, поэт в Росси больше, чем поэт. А рокер – больше, чем просто музыкант.