Способы создания образов воображения. Процесс создания образов воображения

Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



Виды воображения

При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.

3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

В техническом, литературном, художественном творчестве наиболее распространены следующие приемы создания образов: агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация, аналогия.

Агглютинация (склеивание) заключается в том, что новый образ получают путем соединения из двух или нескольких частей разных предметов. Примеры: кентавр, русалка.

Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета. Примеры: мальчик с пальчик, дракон с семью головами.

Заострение – подчеркивание в образе каких-либо признаков. Пример: карикатуры.

Типизация – выделение существенного в однородных явлениях и воплощение его в каком-либо конкретном образе. Пример: Евгений Онегин – типичный представитель своего времени.

Аналогия построение образа похожего на реально существующую вещь. Это способ создания механизмов на основе биологической модели. Пример: создание дельтапланов по аналогии с птеродактилями.

ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ.

Понятие и функции речи и языка.

Речь – сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

Речь – процесс общения людей посредством языка; особый вид деятельности.

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Функции речи:

1. Сигнификативная – способность слова обозначать, называть предмет.

2. Функция обобщения – в слове зафиксированы исторически обусловленные свойства предметов и явлений. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков.

3. Коммуникативная – состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.

4. Экспрессивная – заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Функции языка.

1. Хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда).



2. Общение (коммуникативная функция).

Структура речевой деятельности

Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для регуляции и контроля собственной речи.

Структура речевой деятельности:

1. Мотивационный этап – наличие потребности в общении.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование (в форме внутреннего программирования) темы, стиля общения, речевых фраз.

5. Реализация общения.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.

7. Коррекция направления, стиля общения.

Виды речи.

В психологии речь разделяют на внешнюю – ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую.

8.2.1. Внутренняя речь и ее особенности.

Внутренняя речь – это различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации . Это разговор человека с самим собой, сопровождающий процессы мышления, осознание мотивов поведения, планирование и управление деятельностью.

Внутренняя речь в отличие от внешней обладает особым синтаксисом. Эта особенность заключается в кажущейся отрывочности, фрагментарности, сокращенности. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Вторая особенность– предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, понимающих «без слов», о чем идет речь в их разговоре. Им нет нужды в каждой фразе называть предмет разговора, указывать подлежащее: оно им и так известно.

Третья особенность – своеобразный семантический строй внутренней речи:

а) преобладание смысла над значением . Смысл понимается как совокупность всевозможных ассоциаций – фактов, которые в нашей памяти оживляет данное слово. Значение – это часть смысла, которую приобретает уже наделенное в языке широким смыслом слово в контексте конкретного речевого высказывания.

б) агглютинация – своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным смыслом.

в) смыслы слов имеют другие законы слияния и объединения, чем законы слияния значений . Смыслы как бы вливаются друг в друга и как бы влияют друг на друга. Во внутренней речи мы всегда можем выразить свои мысли и даже целые рассуждения одним названием.

8.2.2. Внешняя речь и ее виды.

Внешняя речь – это общение между людьми при помощи разговора или различных технических средств.

Устная речь . Протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической конструкции.

Диалогическая речь – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалог – это обмен репликами. Психологически диалог является более простой формой речи. Во-первых, диалог – речь поддерживаемая: собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого. Это облегчает говорящему выразить свою мысль.

Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией.

В-третьих, диалог ситуативен. Предмет, который обсуждается, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы знаний, мыслей одним лицом .

Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления.

В монологической речи, по сравнению с диалогической, существенные изменения претерпевает смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Основные требования к ней – последовательность и доказательность.

Другое условие – грамматически безукоризненное построение предложений. В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов.

Монолог предъявляет требования к темпу и звучанию речи. В монологе недопустимы скороговорки, невнятное произношение, монотонность. Выразительность в монологе должна создаваться за счет голоса. Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов, чтобы не отвлекать внимание слушателей.

Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.

Письменная речь характеризуется следующими особенностями: четким замыслом; сложной композиционно-структурной организацией; ограниченностью выразительных средств (курсив, абзац и др.). Письменная речь требует развернутого построения, систематического, логического, связного изложения. Письменная речь предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности. Письменная речь требует специального овладения.

  • I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  • III, IV и VI пары черепных нервов. Функциональная характеристика нервов (их ядра, области, образование, топография, ветви, области иннервации).
  • 1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

    2. Аналогия это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

    3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

    4. Гиперболизация субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчик, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Митрофанушки, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.



    5. Типизация это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.

    6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) чуждые ему (чаще всего мистические) качества и свойства. На основе этого приема были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.

    7. Перемещение это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

    8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и ее сестры Тани. Точно так же слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.



    Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

    2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

    3. Что дает человеку знание основных законов памяти?

    4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

    5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

    6. Какая информация передается в долговременную память?

    7. Перечислите основные процессы памяти.

    8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

    9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

    10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

    11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?

    12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

    13. В чем специфика словесно-логического мышления?

    14. В чем отличие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

    15. В чем специфика творческого воображения?

    16. Назовите виды воссоздающего воображения.

    17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

    18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

    19. Как можно использовать аналогию и перемещение при понимании других людей?

    20. Каковы особенности памяти у детей?

    21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Задание 1

    Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях:

    § врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

    § экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

    § свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

    § ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

    § режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

    Задание 2

    Как вы объясните описанные факты?

    § Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти и роль была забыта им совершенно.

    § В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л. Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор – синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет».

    Задание 3

    § Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

    § Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

    § Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

    § Художник разрабатывает проект оформления актового зала.

    § Ребенок слушает сказку «Три поросенка».

    Задание 4

    Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, Баба-яга, Плюшкин, скатерть-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С. Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.

    Задание 5

    Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).

    § Раскройка портнихой деталей будущего платья.

    § Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

    § Проектирование дизайнером интерьера помещения.

    § Решение студентом задачи по теоретической механике.

    § Собирание ребенком сооружения из игрового конструктора.

    § Составление архитектором будущего плана постройки.

    Задание 6

    Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления направлены следующие заданные воздействия?

    § Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

    § Составить предложение из данного набора слов.

    § Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

    § Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

    Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

    Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

    Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

    Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

    Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

    В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



    Виды воображения

    При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

    Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

    Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

    В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

    Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

    Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

    Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

    1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

    2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.



    3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

    Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

    Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

    Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

    Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

    Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

    К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

    Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

    Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

    Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

    Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

    Литература

    1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

    2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 436-454.

    3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

    4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.Н. Воображение и рациональность. М., 1989. С. 18-39; 83-97; 113-138.

    5. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 141-165.

    6. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1.

    7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977.

    8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 344-360.

    9. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1972. С. 4-50.

    10. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.

    План-задание для самостоятельной работы

    1. Проведите самозачет, определив понятия: агглютинация, воображение, мечта, схематизация, творчество, типизация.

    2. Подготовьтесь к устному выступлению на семинаре по теме «Воображение и его роль в познании». Используйте рекомендуемую литературу .

    3. Составьте схему видов воображения. Охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.

    4. Определите особенности воссоздающего воображения учащихся вашего класса. С этой целью зачитайте 2-3 отрывка из литературных произведений. Затем предложите проанализировать особенности приведенных текстов и ответить на вопросы: влияет ли текст на характер воссоздания содержания? Если да, то с чем это связано?

    Предложите испытуемым рассмотреть чертежи различных предметов, а затем зарисовать:

    Затем они должны ответить на вопросы: «Что изображено на плане?», «Что вы изобразили на рисунке?», «Достаточно ли исходного материала для его выполнения?», «Учтены ли в рисунке все детали плана?», «Какой вид воображения проявился в данном случае?»

    Проделанная работа поможет убедиться в том, что воссозданное воображение может развертываться на основе схем, чертежей.

    5. Выявите экспериментальным путем некоторые особенности творческого воображения.

    ” Испытуемые прослушивают начало рассказа, затем им предлагают придумать продолжение и окончание рассказа. Дается время – 10 мин.

    ” В качестве критериев оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

    ” Испытуемым предлагается, используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. Оценку проведите с использованием критериев, указанных в предыдущем задании.

    ” Предложите начертить в тетради кружок диаметром 2 см, а затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета:

    Далее чертится такой же круг, но справа и слева помещается по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. После окончания выполнения всего задания предлагается сравнить, при каком варианте задача решается легче и почему. Данное задание позволит выявить особенности творческого воображения.

    6. Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом».

    Испытуемым дается инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминаний слова «дом». Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.

    Городской дом

    Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

    Небольшой низкий дом

    Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.

    Замок

    Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.

    Просторный сельский дом

    Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, рисующий такой дом, бездетен, одинок, то, возможно в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное – доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению. Огромное окно, скорее всего говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями – показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

    Двери

    Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо – о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе.

    Открытая дверь означает общительность. Закрытая -- замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

    Трубы

    Отсутствие на рисунке трубы – признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие летали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

    Сделайте выводы из проделанной работы.

    7. Решите следующие психологические задачи. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?

    В мифах и легендах древних описываются различные фантастические существа – кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.

    Какие приемы создания образа воображения использованы изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

    «... старый старичок

    Худой, как зайцы зимние,

    Весь бел, и шапка белая,

    Высокая, с околышем

    Из красного сукна,

    Нос клювом, как у ястреба,

    Усы седые, длинные

    И – разные глаза:

    Один, здоровый – светится,

    А левый – мутный, пасмурный,

    Как оловянный грош!

    (Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)

    Основные приемы создания творческих образов.

    Выделяют несколько приемов создания творческих образов воображений: агглютинация, аналогия, преувеличение/преуменьшение, акцентирование, типизация.

    Агглютинация (лат . – склеивание) – прием соединения («склеивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки – женщины с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танк-амфибия, аккордеон, в котором сочетаются элементы пианино и баяна).

    Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор.

    Преувеличение/преуменьшение – прием, с помощью которого стремятся показать господствующие качества человека (например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика с пальчика).

    Акцентирование – прием, близкий к преувеличению, выделяющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в карикатурах и шаржах.

    Типизация – самый сложный прием творческого создания образов воображения. Характеризуя творчество в литературе, М. Горький говорил, что характер героя делается из многих отдельных черточек, взятых от различных людей определенной социальной группы. Нужно присмотреться к сотне-другой, скажем, рабочих для того, чтобы приблизительно верно описать портрет одного рабочего.

    Все описанные приемы могут быть использованы в любой сфере жизни и деятельности в связи с поиском нового, с проявлением творческого воображения.

    Мечтой называются создаваемые в воображении образы желаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэтому при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия люди мечтали летать, но в их телесной организации нет крыльев. Однако наступило время, когда были созданы летательные аппараты, и человек полетел. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сообщения и передвижения. Мечта, таким образом, – полезный механизм творческой деятельности.

    Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах человек вызывает в сознании образы и мысли несбыточные, противоречащие реальной действительности.

    В любом виде человеческого труда – будь то труд педагога, инженера, врача, конструктора, токаря-новатора, художника, писателя, ученого и даже учащегося, который пишет сочинение, – имеют место те или иные проявления воспроизводящего или творческого воображения.

    Конструктивные умения связаны с планированием занятий на целый учебный год, четверть, с построением и проведением каждого урока. Они всегда дают большой эффект, если основой их служит творческое начало.

    В проектировочных умениях творческое начало выражено ярче. Здесь речь идет о необходимости видеть «завтрашний день» своих последователей, своего бизнеса.

    Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности, прежде всего, относится одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность. При этом отношения человека к другим людям, к жизни эмоционально приподняты.

    Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Если у него и наблюдается проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают типичную для него прозаичность.

    С мечтой, как особым видом воображения, связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности. Мечтательность становится положительным качеством личности, если она включена в деятельность, является одним из побудителей ее и связана с волевыми качествами человека.