Современные виды декоративно-прикладного творчества. Виды творчества. Какие существуют виды творчества? Ремесленные приемы работы

Гушан Елена Васильевна
Должность: преподаватель дпи
Учебное заведение: МБУ ДО "Ханымейская ДШИ" п. Ханымей
Населённый пункт: п. Ханымей Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Современные образовательные технологии в декоративно-прикладном искусстве
Дата публикации: 12.11.2016
Раздел: дополнительное образование

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Проектные технологии
помогают в творческой работе учащимся больше раскрывать свои таланты и способности, потому что подобная работа уводит их в мир реальности и возможности. Часто идеи преподавателя накладываются на аналогичные желания подопечного, в результате готовый проект и готовая вещица: топиарий, панно в технике скапбукинга, квиллинга, мозаики, графики. Какие только не моделировали изделия с учащимися на занятиях: коробочки, шкатулочки, цветы, открытки и мн.др. Опять же, что-то из знакомого оформительского опыта брали, что-то вносили новое, смешивали старое с новым. Понравился скапбукинг, подсмотренный в Интернете, потому что в нем есть элемент новизны, но со знакомыми технологическими приемами, со знакомыми оформительскими понятиями, с использованием дешевых материалов, изучили получше, и сделали объемные панно на Рождество Христово, на 8 Марта, на 9 Мая. Такого рода проекты выполняются быстро, носят практичный характер, занимают небольшое пространство в квартире, имеют легкую сменяемость, удобны в хранении, а главное - на них есть спрос. Хочу отметить, что ручная работа в наше время очень востребована. Почему бы ученикам не заниматься подобными проектами, почему бы не развивать фантазию, практические и трудовые навыки, которые помогут им в будущем помочь в выборе профессии, где проектные технологии составят основу их трудовой деятельности. Таких профессий много. Конечно, при кажущейся легкости в изготовлении подобных проектов существует одна закавыка. Обязательно, рано или поздно при выполнении работ связанных с проектом, возникнет вопрос по материальной базе. Ученики охотно приносят и делятся тем, что имеется у них в доме. Очень сложно убедить ребенка, а тем, в свою очередь, родителей на приобретение дополнительных приспособлений, материалов и предметов для выполнения конкретных проектов, встречаюсь с родителями на классных часах и говорю им об укомплектованности учащихся средствами труда, обеспечением необходимым материалом для творческого моделирования. Педагоги составляет список необходимого и ресурсного материала, а классный руководитель следит за исполнением данного задания учеником, вверенного ему класса.
Информационно

коммуникационные

технологии
прочно вошли в жизнь современного человека. Сейчас, пожалуй, нет человека, который бы не пользовался Интернетом, компьютером, мобильной связью. Нельзя сказать, что все так просто в ис- пользовании информационно – коммуникационных технологий. Сегодня функциональ- ные возможности многих современных средств информатизации значительно опережа- ют возможности их использования. Дотянутся до совершенства в знаниях по работе на компьютере – это безумство. Многое обновляется, меняются программы, усложняются накопительные структуры, режимы, доступы к материалам. Хочу отметить, что ученик лучше подготовлен к работе на компьютере, чем педагог. Для школьников введен об- разовательный минимум в общеобразовательных школах– урок информатики хотя бы раз в неделю, а для педагогов дополнительного образования даже нет недельных кур- сов в году. Поэтому не удивительно, что учащиеся опережают своих педагогов в обла- сти знания ИКТ и поэтому используют их смелее, чаще, перспективнее. Однозначно, компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий и задач.
Применение проектных и информационно-коммуникационных технологий способствует возникновению такого взаимодействия и отношений учащихся между собой и с педагогами, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе. Выполнение творческого проекта - одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Умение грамотно и целенаправленно использовать ИКТ во многих направлениях и в нужном объеме в школьном проектировании поможет учителю и ученику скорейшему изготовлению готового продукта, готовой формо -идеи, готового арт-дизайна. У школьников развиваются коммуникативные способности и умения устанавливать контакт с людьми, активности в общения, стремления к взаимодействию, сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками, умению учитывал интересы других людей, уважению и достоинству другого, стремления к диалогу. Морально - ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда интеллектуальных, волевых и физических сил. Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, то есть изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей. Очень тесно сотрудничаем я и учащиеся ДПИ с историко – краеведческим музеем нашего поселка. Музей имеет очень хороший экспонируемый фонд различных предметов, стендов, этнических залов и мн. др.. В музее часто проводятся выставки художников нашего округа, мастер-классы с мастерами из коренного населения. Я со своими воспитанниками выставляю итоговые работы в музее, часто принимаем участие в выставках я и дети, проводимых поселком и музеем. Эти выставки организуются ежегодно ко Дню Матери, ко Дню Победы, на экологические темы, на здоровьесберегающие темы, на борьбу против пагубных привычек, новогодние, Рождественские, с национальным компонентом и др. Позиционирование наших проектов находит свое место и свое время в залах музея. Ведь они и существуют для просмотра итоговых работ, для обмена опытом, для подведения важных итогов. Впереди еще много нереализованных планов по выполнению проектов различного направления. Мы с учениками руководствуемся библейским выражением «Дорогу осилит идущий» - это помогает нам реализовывать проектные технологии и использовать информационно-коммуникационные технологии на школьной площадке. На занятиях по ДПИ я реализую
проектную, поисково-исследовательскую, ин-

дивидуальную, групповую и консультативную
деятельность учащихся. Эта работа помогает развивать способности учеников к отбору и анализу информации, использо- ванию новейших компьютерных технологий. Разработка творческих проектов, участие в тематических конкурсах, экскурсиях в музей, библиотеку обеспечивает оптимальное
решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору будущей профессии. В с своей работе я использую элементы нескольких технологий, применяю ори- гинальные методические приемы, видоизменяю их и реформирую под своих детей, под свои возможности и вкусы. В этом случае будет уместно сказать, что некоторые технологии становятся «авторскими» . Не только я, но и каждый педагог – творец тех- нологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, все- гда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоя- нии. Возьмем хоты бы
разноуровневую технологию
, которая и так довольно точно го- ворит сама за себя, и все же есть ряд обстоятельств, которые заставляют ее корректиро- вать еще и под ситуацию. Например, проводится срочный конкурс, и надо с учащимися разновозрастными выполнить определенную работу с определенными ограничениями. Наступает самый ответственный момент не только по поиску образов в передаче основной темы в композиции, но и в применении более стремительных технологий. Работая с разновозрастной аудиторией, начинаешь к
разноуровневой
технологии присовокуплять
личностно-ориентированную
или
исследовательскую
,
проектную
или
игровую
и т.д. И все же, педагогические технологии обучения - это цепочка дей- ствий и операций направленных и ориентированных на результат. Технология обуче- ния определяется как совокупность действий по отбору и определению порядка и по- следовательности использования дидактических средств, организации форм и методов обучения. Есть, конечно, как в любой работе и в любой деятельности приоритетные пе- дагогические технологии. Все технологии освоить сразу невозможно, но пробуя в про- цессе работы то одну, то другую, можно остановиться на более совершенной для своей работы и для своего вида деятельности. Пожалуй, только
здоровьесберегающую технологию
нельзя игнорировать, пото- му что в ней продумана забота о детях, о здоровье доверенных нам детей. Мой предмет требует режима во всем, хорошего освещения и снятия напряжения, усталости и стрес- са именно на моих занятиях. В момент творения на листе бумаги, или на другом мате- риале учащийся свободно
самовыражается, самоутверждается и самореализуется
, что может быть лучше и ценнее в этот момент. Вот вам и еще появляются новые техно- логии, но только если в это время отсутствуют другие, такие как
проблемно-деятель-

ные технологии
или
информационно-рефлексивные
. Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – препода- вание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концеп- цию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, раз- вивающее обучение. Интенсивное обучение дает учащемуся возможность выбора под- ходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы развития личности. Освоение любой технологии требует времени и педагогу и учащемуся для мозговой переработки, для реализации и для адаптации. Надо пробовать многое, чтобы сравнивать и выбирать из этого многого. Я так делаю сама и советую другим. При этом за результат отвечает педагог. Если вы знаете, что любая педагогическая технология – это гарантия успеха, тогда будьте уверены, что у вас все получиться.

Доклад

«Инновационные технологии в работе студии декоративно-прикладного творчества «Родник»

Инновационная педагогическая технология – это системный процесс целенаправленного воздействия на обучаемого, направленный на удовлетворение всей совокупности его потребностей. Современные педагогические технологии характеризуются тем, что:

    обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

    обогащают представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности;

    формируют компетенции у будущих специалистов; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях;

    являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

    ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся.

Сама программа декоративно-прикладного творчества построена по блочно-модульной схеме и предполагает обучение по блочно- модульной технологии . Данная технология позволяет интенсификации и погружению в определенную тему, повышению самостоятельности обучающихся дает возможность дифференцировать задания по степени сложности в процессе обучения, сокращает время на организационные моменты.

1.Основное место в обучении декоративно-прикладному творчеству занимает технология личностно-ориентированного обучения, которое во главе угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Содержание методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения, прежде всего, направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Целью данной технологии является : развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения обучающихся.

Основным механизмом реализации являются самообразование и саморазвитие учащихся. В центре внимания- личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.

2. Созданию благоприятных условий для личностного саморазвития обучающихся, воспитанию самостоятельности у детей способствует технология саморазвития . Сущность данной технологии заключается в построении развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе самих обучающихся. Основным механизмом реализации являются игровые и проблемные методы. Саморазвитие – один из критериев личностно-ориентированного обучения. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности процесса обучения. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально- творческого подхода, который предлагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности. организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения поставленных целей. Предоставляя учащимся как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность воспитанников. Тактично помогать им в выполнении поставленной задачи. Поощряется смелость, проявление детской фантазии и изобретательности. Основное назначение технологии саморазвития состоит в создании условий для самореализации личности, выявлении и развитии её творческих возможностей.

3. Достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса объединяет технология игрового обучения . Использование в образовательном процессе игровых технологий позволяет получить ряд преимуществ перед традиционными формами обучения – создает положительный эмоциональный фон, что способствует более успешному освоению учащимися образовательных программ, развитию у них коммуникативной культуры и социальных компетенций. Основным механизмом реализации являются игровые методы вовлечения учащихся в творческую деятельность. Игра имеет большое значение для формирования личности ребенка. Игровой метод применяю как форма организации обучения, как метод закреплении знаний и как средство воспитания нравственно-волевых качеств. С помощью игры решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей. Умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Специфика обучающей игры заключена в ее структуре. Познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет. И вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. В условиях игры дети запоминают познавательный материал лучше. При обобщении и подведении итогов по блоку применяю такие игры как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» или игра - соревнование «Вопрос на пуговку» . провожу викторину в форме игры, например, «Дерево знаний».

4. Технология проектного обучения предполагает организацию обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Данная технология способствует развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся.На данный момент работаем над проектом «Мебель для кукол своими руками». Выполняют учащиеся третьей группы- мальчики в блоке изучения «Кружевоплетение».

Вообще, если обсудить сам термин «новые педагогические технологии», «новизна», предполагает «современность». Однако не противоречит тому, что «новое» может быть хорошо забытым старым. Новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в используемых сочетаниях еще не применялись или не выдвигались. Это и комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно (по крайней мере эффективнее, чем раньше) решать задачи воспитания и обучения. Такими элементами могут быть:

Техника повышения интереса к учебному материалу : привлекательная цель, Удивляй!, отсроченная отгадка, фантастическая добавка, лови ошибку, практичность теории, пресс-конференция, вопрос к тексту.

При повторении пройденного на уроке : своя опора, повторяем с расширением, свои примеры, опрос итог, обсуждаем д/з.

Повторение изученных ранее тем : своя опора, повторяем с контролем, пересечение тем.

Уровни и виды домашнего задания : три уровня д/з (обязательный, тренировочный, творческое), особое задание, творчество работает на будущее(ученики выполняют д/з по разработке дидактических материалов.

Приемы подачи д/з: необычная обычность(ребус, почтальонка, лотерея, кубик), идеальное задание (выполнить по их собственному выбору и пониманию.

Таким образом, под инновационными процессами в образовании понимаются процессы возникновения, развития и проникновения в широкую практику педагогических нововведений. Так, по мнению М. В. Кларина, инновация – это не просто создание и распространение новшеств, но и такие изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления.

Светлана Железниченко
Использование современных технологий в декоративно-прикладном творчестве

Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество , одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества , находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности .

А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости –

все это в совокупности и составляют творческие способности . Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа

наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача педагога - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям

деятельности.

Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами

деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать

условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто

проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и

гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий. Уроки творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности . Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой личности .

Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить воспитанников. Именно сейчас, в век научно-технического прогресса , когда получили развитие современные технологии , общество, как никогда нуждается в творческих , смелых, инициативных личностях. Этот прогресс и будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов , от их способности повысить интеллектуальный потенциал народа.

Получается, что все должны стать творцами ? Да! Пусть одни в меньшей, другие в большей мере, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа не всегда щедра на таланты, они как алмазы встречаются редко.

На грани веков и на фоне технологической революции человечество развивается настолько динамично, что возрастает актуальность поиска незыблемых основ эволюции, в первую очередь философского и нравственного характера. В этом плане имеет уникальные свойства. В нём сосредоточена мудрость всех поколений в концентрированной знаковой форме. Знаки пробуждают идеи, заложенные в "исторические гены" нации. Компактность и визуальность знака делает его идеальным для широкого распространения и воздействия на сознание людей. Новые технологии позволяют существенно усилить этот эффект.

Использование современных технологий в декоративно-прикладном творчестве определяется его спецификой. Этот вид деятельности человека происходит из глубины веков, базируется на этнокультурных традициях, носит характер ноу-хау. Поэтому декоративно-прикладное творчество с трудом переходит границы локальных территорий, где оно получило своё рождение и развитие. Современные технологии , не знающие национальных границ и позволяющие оперативно обмениваться большими объёмами разнохарактерной информации, всё больше снижают барьер на пути распространения . Компьютеры позволяют уменьшить объём однообразной работы при выполнении эскизов орнаментов и освободить полёт творческой мысли .

Таким образом, современные технологии и материалы , отвечающие специфике декоративно-прикладного творчества , можно разделить на два типа, которые я условно называю "интернет-технологиями ", способствующими обучению и распространению творчества , и "компьютерными технологиями ", развивающими технологию творчества .

Рассмотрим современное состояние информационных технологий в декоративно-прикладном творчестве на примере рукоделия. В Интернете имеется ряд сайтов по рукоделию, и их число возрастает. На сайтах представлены следующие сервисы :

Информация о различных видах рукоделия;

Информация об организациях;

Информация о выставках и других мероприятиях;

Интернет-магазины изделий, оборудования и литературы;

Интернет-клубы для обмена информацией, в том числе эскизами изделий и ноу-хау.

Действующие интернет- ресурсы не охватывают всего разнообразия видов рукодельного творчества , представленная информация является далеко неполной. Наиболее развитыми представляются ресурсы Великобритании, где распространены традиционные виды рукоделия и связанный с ними бизнес.

Таким образом, в России существуют широкие перспективы для наращивания и совершенствования интернет - ресурсов рукоделия и декоративно-прикладного творчества в целом .

Публикации по теме:

Консультация «Использование дидактических игр по формированию представлений дошкольников о народном прикладном творчестве» Нетворческих людей не бывает, бывает разное творчество. Созидательное и, увы, разрушительное. На созидательном творчестве основываются этнокультуры.

Консультация «Использование современных компьютерных технологий на музыкальных занятиях» Уважаемые гости мы рады вас приветствовать на методическом объединении музыкальных руководителей. Тема методического объединения: использование.

«Внедрение современных образовательных и реабилитационных технологий в Доме ребёнка» Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы.

Геокешинг - одна из современных технологий дошкольного образования Всем понятно, что мир не стоит на месте и новые технические возможности открывают новые формы деятельности человека. Вот Интернет. Для кого-то.

IMG]/upload/blogs/detsad-331773-1427814987.jpg а своих занятиях я использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают.

Использование современных педагогических технологий в образовательном пространстве ДОО Слайд 2. ФГОС с 1.01.14 г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.

Разделы: Технология

Объект труда: цветочное панно в технике «Стилизованный витраж».

Материалы и инструменты: цветная ксероксная бумага, клей момент «Кристалл»,пистолет с горячим клеем, ткань органза(капрон, вуаль), ножницы, проволока, леска, бусины, бисер, рамка для панно.

Оборудование: образец изделия, буклет «Из истории букета» (Приложение 1 ), инструкционная карта «Изготовление деталей композиции в технике стилизованного витража». (Приложение 2 )

Основные понятия:

Витраж – французское слово, в переводе означает оконное стекло. Главный принцип – свободный просмотр на просвет.
Капрон – тонкая, прозрачная, искусственная ткань.
Кант – расстояние между внешним и внутренним вырезом детали.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Вводная часть

Поражает воображение неисчерпаемая фантазия живой природы, которая является образцом конструктивной целесообразности, гармонии и красоты. Очень часто возникает непреодолимое желание сохранить эту природную красоту надолго, запечатлев её всеми возможными способами.
Как причудливо и необыкновенно то, что может создать своими руками женщина. Искусственные цветы подарок Древнего Египта, женщин живших за 3 тысячи лет до нашей эры. Казалось бы, что все способы передать тонкость и изящество природных мотивов уже придуманы до нас. Но творческое вдохновение не имеет границ. И тогда и сейчас, мы всегда стремимся украшать дом, одежду, аксессуары нарядным убранством из цветов и в своем стремлении продлить очарование, придумываем маленькие хитрости.
Толчком для создания техники «стилизованный витраж» послужил «витраж» классический.

Витраж (фр. vitrage - остекление, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

«Витраж» – французское слово, в переводе означает оконное стекло, «стеклянный».
В классическом витраже основу составляет собой металлический каркас, между проёмами (окошечками) которого помещают цветное стекло. Свет, проходя через цветное стекло, создает особый декоративный эффект, такую цветовую палитру, что интерьер наполняется сказочностью и таинственностью.
Люди научились делать витражи давно. Уже в древнем Египте и в древнем Риме витражи украшали жилища фараонов, царей, знатных людей.
Древнерусские мастера украшали витражами царские палаты, соборы, храмы. В XVII-XVIII веках русские мастера изобрели малый витраж. Его называли ЛИКАЖУР . Это изящные декоративные вазы, конфетницы, кубки, шкатулки, люстры; форма которых изготовлена из драгоценных металлов (золота, серебра, платины), имеющие пустые декоративные окошечки, которые заполнялись цветным стеклом.

В конце XIX - начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.

Древняя техника витража - мозаичный набор из фигурных кусочков стекла - стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов - ламп и светильников самых причудливых форм.

В современной практике для изготовления витражей используют пластмассу, химические плёнки, оргстекло и т.д. витражи можно делать не только из цветного стекла и железа, но и из ткани, кожи, картона и бумаги.

Главный принцип – свободный просмотр на просвет.

II. Подготовка к практической работе

Педагоги-практики часто ищут интересные, нестандартные способы вовлечения детей в декоративно-прикладную деятельность.
Техника «стилизованного витража» оставит множество положительных эмоций от процесса работы и желание совершенствовать умения и навыки в этом деле.
Дети могут работать в этой технике уже в начальном звене, приобщаясь к миру красоты родной природы. Ведь очень важно в детском возрасте разглядеть необычную цветовую гамму лепестков, изящность и тонкость тычинок и стебельков, неповторимую форму листочков. В процессе работы развивается мелкая моторика рук, умения и навыки симметричного резания, аккуратность, усидчивость, глазомер, творческое мышление и воображение.
Для работы в этой технике не требуется сложных инструментов (как при изготовлении искусственных цветов: бульки, ножи, паяльник и т.д.) или опасных материалов, как при изготовлении классического витража: металлический каркас, стекло и т.п). Необходимо запастись обыкновенной цветной ксероксной бумагой и кусочками прозрачной ткани – оргазы, капрона или шифона. Бумага нам заменит тяжёлый металлический каркас, а прозрачная ткань – опасное стекло, останется лишь эффект прозрачности, нежности и неповторимости.

Следует использовать только ксероксную бумагу, так как в процессе работы только этот материал имеет преимущества: деталям легко можно придать форму, сохраняя внешний вид изделия, она не ломается, не скатывается, не рвётся.

Для склеивания бумажных каркасов используйте клей момент «Кристал», он не оставляет пятен, лишнее легко удаляется приёмом скатывания. При склеивании готовых частей композиции используйте клеевой пистолет.

Ткань лучше использовать органзу или капрон. Она имеет достаточную жёсткость, очень хорошо переливается на солнце. Но если по вашему замыслу необходимо использовать шифон, сетку или другую мягкую ткань, заранее придайте ей дополнительную жёсткость.

III. Практическая работа

Процесс изготовления цветов в технике «стилизованного витража» условно можно разделить на несколько важных этапов. (Приложение 2 )

1. Составьте эскиз будущей композиции.
Определите форму цветков и листьев, и в соответствии с этим изготовьте лекала деталей цветка в половинном виде для симметричного резания. Ширина канта должна быть не менее 0,5 см.

2. Сложите бумагу так, чтобы при вырезании у вас получилось две симметричные детали.
Чтобы при склеивании точно совпадали линии срезов, пометьте детали в зеркальном отображении. Наклейте симметричные детали на ткань с двух сторон, совмещая срезы и вырезы.

3. Наклеенным деталям дайте подсохнуть и вырежете их, оставляя кант 0,3-0,4 см.

4. Придайте форму деталям цветка. Это можно сделать несколькими способами: намочить вырезанную деталь и закрепить на форме, затем просушить; с помощью ножниц;
Сделайте заготовки мелких элементов композиции: тычинки, веточки из бисера, пружинки из проволоки и т.д.

5. Соедините детали цветки между собой. Закрепите тычинки. Сгруппируйте детали композиции. Подготовьте рамку-основу.

6. Закрепите части композиции на основе в соответствии с замыслом.

7. Окончательно оформите композицию: приклейте бусинки, бисер, посыпьте блёстками.

Желаю Вам творческих успехов!