Сценарий вечера русского романса, посвященного году литературы «русская поэзия в музыке». Сценарий концерта « Очарование романса

Сценарий концерта « Очарование романса»

Ведущий. Вот и ещё один музыкальный вечер распахнул двери для гостей. Вечер концерта «Очарование романса».

Романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

1.(звучит романс)

м. И. Шварца сл. «Я ехал к вам» из к/ф «Станционный смотритель»

Ведущий. Во все века, во всех странах существовали лирические песни про любовь. Их пели и простые деревенские девушки, и городские барышни, и их служанки. Конечно, содержание этих песен было разным. Аристократам слово песня казалась плебейским. Вот тогда-то по всей Европе песни с любовным содержанием и чувствительной мелодией стали называть красивым испанским словом «романс».

2. .(звучит романс)

м. А. Чернявского сл. П. Шлаксета «Цветики»

Ведущий. Первые русские романсы сочинялись едва ли не повсюду, где для этого хватало грамотности. Эта тяга к «самостоятельному распеванию» поэтических текстов захватывает, по меньшей мере, весь 19 век, остаётся характерной и для первых десятилетий 20 века.

Многие из этих романсов и сегодня близки и понятны.

3. .(звучит романс)

м. П. Фальбинова сл. Н. Дулькевич «Как хороши те очи»

Ведущий.У талантливого русского композитора Петра Петровича Булахова, написавшего много прекрасных романсов, была очень трудная судьба. Он много болел, нуждался в поддержке. Композитора из милости приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев.

С тех пор прошло более 200 лет. Нет Булахова, но живут до сих пор его мелодии, помогают людям пережить невзгоды. Найти утешение, ощутить радость.

4. .(звучит романс)

м. П. Булахова «Тук, тук, тук так сердце бьется»

Ведущий. Вечная тема романса-любовь, которая заставляет радоваться и переживать, ожидать и надеяться.

Прощаясь, в алее мы долго сидели,

А слёзы и речи лились и кипели.

Дрожа, лепетали над нами берёзы,

А мы доживали все лучшие грёзы

И в эти минуты любви и разлуки

Мы прожили много-и счастья, и муки.

5. .(звучит романс)

м. Дюбюк сл. Г. Гейне «Не обмани!»

Ведущий. В ноябре 1843г. написал стихи, всё ещё находясь под впечатлением, разрыва с Татьяной Бакуниной (сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина.

Тогда, в марте 1842г. он написал ей прощальное письмо: «Я всё хочу забыть, всё, вашего взгляда, который я теперь так живо, так много вижу…»

Стихи Тургенева стали прекрасным романсом, музыку к которому сочинил лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одарённый музыкант-любитель, прекрасно игравший на гитаре. Сегодня этот романс звучит.

6. Дуэт.(звучит романс)

м. Абаза сл. Тургенева «Утро туманное»

Когда без страсти и без дела бесцветно дни мои текли

Она как буря налетела и унесла меня с земли.

Любовь меня лишила веры и вдохновение зажгла,

Дала мне счастие без меры и слёзы, слёзы без числа.

7. .(звучит романс)

м. П. Булахова сл. Н.Н. «Не пробуждай воспоминаний»

Ведущий. Не уезжай ты, мой голубчик!

Печальна жизнь мне без тебя

Дай на прощанье обещанье,

Что не забудешь ты меня.

Когда порой тебя не вижу,

Грустна, задумчива хожу,

Когда речей твоих не слышу

Мне кажется: я не живу.

8. .(звучит романс)

м. М.Балакирева сл. М. Лермонтова «Слышу ли голос твой»

Ведущий. Ты помнишь ли, когда в уединенье

Я столько раз с заботою немой

Тебя ждала, завидя в отдаленье

Как билось грудь от радости живой?

Ты помнишь ли, как в робости невольной

Тебе кольцо я отдала с руки

Как счастьем я твоим была довольна?

Я помню всё.…Но ты-ты помнишь ли?

9. .(звучит романс)

м. А.Алябьева сл. Бистрома «Я вижу образ твой»

Ведущий. Не смолкай, говори. В ласке речи твоей

В беззаветном веселье свиданья

Принесла мне с собой ты свежесть полей

И цветов благовонных лобзанья

В беспредельном молчанье теней и лучей

Шепчешь ты про любовь и участье

Не смолкай, говори. В ласке речи твоей

Мне звучит беспредельное счастье.

10. .(звучит романс)

м. П.Булахова сл. «Колькольчики мои»

И тихо, и ясно, и пахнет сиренью,

И где-то звенит соловей

И веет мечтательно сладкою ленью

От этих широких аллей

Река чуть трепещет холодною сталью,

Не в силах мечты превозмочь

И дышит любовью и дышит печалью

Весенняя страстная ночь.

11. .(звучит романс)

м. П. Булахова сл. Н. Огарева «Признание»

Ведущий. Ты сидишь молчаливо и смотришь с тоской,

Как печально камин догорает,

Как в нём яркое пламя то вспыхнет порой

То бессильно опять угасает

Ты грустишь всё о чём? Не о прошлых ли днях,

Полных неги, любви и привета?

Так чего же ты ищешь в сгоревших углях?

О себе не найти в них ответа.

12. .(звучит романс)

м. М. Журбина «Не пробуждай»

Ведущий. Я грущу. Если можешь понять

Мою душу доверчиво, нежную,

Приходи ты со мной попенять

На судьбу мою, странно мятежную.

Как-то странно и дико мне жить без тебя.

Сердце лаской любви не согрето,

Иль мне правду сказали, что будто моя

Лебединая песня пропета.

13. .(звучит романс)

м. и сл. н. Зубова «Не уходи побудь со мною»

Ведущий. О, позабудь былые увлеченья,

Уйди, не верь обману красоты

Не разжигай минувшие мученья,

Не воскрешай уснувшие мечты.

Пойми меня! Пойми, что безнадёжно

Я откажусь от милых светлых грёз,

Чтоб дать тебе изведать безмятежной

Святой любви, отрадных чистых слёз.

14. .(звучит романс)

м. Б. Кейна сл. «Нет, нет не хочу»

Ведущий. Не слышно гитары, умолкли все звуки,

Романс распевал про любовные муки.

Романс распевал про любовные страсти

Про самое личное нежное счастье.

15.Дует.(звучит романс)

м и сл. Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный»

Ведущий. Пропеты последние строки, прозвучали последние слова.

Наш «Вечер романса» подошёл к концу. Нам верится, что он не уйдёт бесследно, ведь это неповторимые звуки любви….. Спасибо за внимание.

Сценарий вечера «Русский романс»

« Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно

Расстаться,

Позвольте, я в любви вам

Объяснюсь

Высоким слогом русского

Романса»... Романс-слово испанское. В средневековой Испании это слово означало светскую песню на романском, т.е. испанском языке. В Россию этот термин пришёл из Франции. Романсами назывались произведения, написанные на французский текст. В противоположность им, произведения с русским текстом именовались «российскими песнями». Позже романсами стали называть произведения для голоса с сопровождением, с характерными лирическими оборотами. «Высокий романс»… Этим словом удобно обозначить камерные вокальные произведения, созданные профессиональными композиторами на слова профессиональных поэтов. Это романс во фраке и галстуке бабочкой, для исполнения профессиональным певцом в камерном концерте и не предназначен для бытового пения.

У романса нет «тем», у него есть только одна тема – любовь. Всё остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в которой связано с этой главной и единственной темой.

Романс - крохотный островок в океане бытия. Его легко можно узнать по своему словесному составу. Черпая из русской лирики и русской музыки, романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и в свой черёд заметно повлиял на развитие поэзии и музыкального искусства, на театральные и эстрадные жанры, на кинематограф.

Русские романсы первой половины 19в. создавались не для исполнения в концертах, их назначение мыслилось авторами куда более скромными: будить чувство прекрасного у узкого круга людей, встретившихся в непринуждённой обстановке. Важное место в эту эпоху занимают романсы-исповеди, романсы-признания. В них чувство любви, как правило, не ищет своего утоления, потому что ещё только зарождаются слова, обращённые к возлюбленной, или возлюбленному.

1 номер: сл. Ниркомского, муз. Гурилёва «Матушка-голубушка».

В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви. У каждого такого романса была своя муза. В 1825 году М.И.Глинка написал на стихи Е.Баратынского романс. Это было любимое произведение многих замечательных певцов и певиц. Кто же вдохновил поэта на эту элегию? Самое поразительное, что ко времени написания «Разуверения» Евгений Баратынский, видимо, ещё не знал любви-страсти – она застигнет его лишь через несколько лет. Но, возможно, юношеская влюблённость в Вареньку Кучину послужила толчком для создания стихотворения. Евгений виделся с Варенькой, когда жил в родовом поместье после исключения из Пажеского корпуса, гулял с нею, иногда они вместе обедали. Может быть «Разуверение» было продиктовано не столько разочарованием в любви, сколько разочарованием в самом себе. Быть может, твердя «Забудь бывалые мечты», поэт хотел обратного? Музыка М.Глинки как раз выявила этап второй, сокровенный смысл стиха. Впоследствии Евгений Баратынский счастливо женился, имел много детей. Но в письмах друзьям нет-нет, а прорывались жалобы, напоминавшие «Разуверение».

2 номер: сл. Е.Баратынского, муз. М.Глинки «Разуверение».

В русской поэзии бывают стихи-пророчества. Одно из них – стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева «В дороге»: «Утро туманное, утро седое»…Много лет спустя Юлия Абаза написала романс на эти стихи. Его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо. Тургенев и Виардо встретились впервые в 1843г. Полина Виардо была одной из самых замечательных женщин 19в. Великая певица, умная и разносторонне одарённая, хотя и очень некрасивая, она для многих стала символом женского совершенства. Дочь испанских артистов, она была дружна со многими властителями дум своего времени. Ференц Лист давал её уроки фортепианной игры. Её ближайшей подругой стала знаменитая французская писательница Жорж Санд, писавшая свою Консуэло с Полины Виардо. Шопен преклонялся перед нею не только как певицей, но и как композитором. Камиль Сен-Санс посвятил ей оперу «Самсон и Далила». Ей посвящали стихи Плещеев, Бенедиктов. Каждый раз она уезжала из России, осыпанная драгоценными подарками. Но дороже подарков и всех наград была любовь к ней Тургенева. Письма Тургенева к Виардо – потрясающий роман любви, длившийся 40 лет. Друзья писателя вспоминали, что на отношения Тургенева с Виардо «лёг какой-то печальный туман».

Полина Виардо пережила Тургенева на двадцать семь лет и умерла в глубокой старости в 1910 году. В последние годы жизни она особенно любила вспоминать свои первые встречи с Тургеневым в России и рассказывала внукам какой это был богатырь: высокий, могучий, седой красавец, с ослепительно-синими глазами.

3 номер: сл. И.Тургенева, муз. Ю.Абаза «Утро туманное».

В музыкальном наследии 19века есть произведения, которые написаны композиторами на стихи неизвестных авторов. Таковым является романс «Не пробуждай воспоминаний» Петра Петровича Булахова. О жизни этого композитора мало что известно. Но по некоторым записям его дочери мы узнаём о нелёгкой судьбе П.П.Булахова. Например, значительную часть жизни он был прикован к креслу параличом, а это усугублялось тяжёлым материальным положением в последние годы жизни композитора. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Сквозная тема его романсов - любовная лирика.

Вспоминая шедевры русской вокальной лирики невозможно пройти мимо творчества Александра Егоровича Варламова. Едва ли во всей истории русской музыки отыщется композитор со столь изменчивой творческой судьбой. И сегодня его лучшие романсы продолжают звучать, трогая своей искренностью. А.Е.Варламов является автором по существу первой русской «Школы пения». Среди его популярных романсов выделяется «На заре ты её не буди». Тайна его очарования скрыта в создающейся иллюзии, будто постоянно (от куплета к куплету) меняется музыкальный материал, тогда как на самом деле мелодия не претерпевает никакого обновления.

5 номер: сл. Фета, муз. А.Е.Варламова «На заре ты её не буди».

В середине 1822 года в русскую дипломатическую миссию в Мюнхен прибыл новый сотрудник, Федор Иванович Тютчев. Совсем недавно он окончил Московский университет, с 15 лет печатает стихи. Судя по всему, стихи были для него скорее досугом. Вскоре Тютчев стал желанным гостем в придворных кругах Мюнхена. На одной из светских встреч он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным и влюбленным. Звали ее Амалия Лерхонфельд. Она была побочной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и двоюродной сестрой жены Николая I . Тогда в первую встречу с Тютчевым Амалии было всего...14 лет. В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон. Амалия стала женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона А.С. Крюденера. Шли годы. Тютчев продолжал дипломатическую службу. Иногда он писал Амалии, иногда спрашивал о ней в письмах. И всегда не скрывал своей радости, если встречал ее, случайно или намеренно. Прошло несколько лет. Июль 1870 года. Тяжко больной Федор Иванович Тютчев - к концу года ему стукнет 67 лет...И вдруг новая встреча с Амалией Крюденер. Ей за шестьдесят...Казалось бы, встретились два старых человека, все в прошлом, все заросло травой забвения. Но... Как будто бы романтический юноша встретил ту же девочку, которая когда-то бесконечно, бесконечно давно так потрясла его воображение и сердце!

Я встретил вас и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

6 номер: сл. Ф.Тютчева, муз. Л.Малашкина «Я встретил вас».

В 1984 году на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», который являлся экранизацией драмы А.Н.Островского «Бесприданница». «Жестокий» означало роковой, фатально-гибельный, когда всё по высшей мере страстей: если любовь – так невероятная, небывалая, немыслимая; если ревность – так адски – мучительная; если коварство – так вероломное и ужаснее не придумаешь, если разлука – так стремительная, а тоска – так могильная…

Романсы и музыку в фильме написал Андрей Петров. Написанная в традициях русской классики, музыка по сути своей современна. Её не спутаешь с романсами 19 века. Для главной героини картины, в соответствии с замыслом режиссера, А.Петрову пришлось написать сразу три романса. Первый – «Под лаской плюшевого пледа» на стихи М.Цветаевой (когда Лариса ещё надеется на счастье), второй – «Любовь – волшебная страна», третий – главный романс Ларисы на стихи Беллы Ахмадулиной «А напоследок я скажу».

7 номер: сл. Б.Ахмадулиной, муз. А.Петрова «А напоследок я скажу».

Романс меняется, то он усложняется, становится развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к простой и ясной форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние, - романс не может прожить и дня без любви.

«Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды».


Наталья Одинцова
Сценарий проведения вечера романсов «Старое доброе душу согреет»

Гости располагаются за столиками, расставленными в малом зале. На импровизированной сцене- рояль . На нем зажженные свечи.

На переднем плане- маленький столик, за которым располагается ведущая.

Звучат романсы в исполнении Юлии Приз (запись)

Слова принадлежат ведущей.

Добрый день , уважаемые гости нашего вечера . Сегодня наша встреча посвящена музыке- царице всех искусств и его величеству- романсу .

Музыка- это радуга красок окружающего нас мира. Она может рассказать многое и ответить на любые, самые неожиданные вопросы. Музыка учит нас доброте и чуткости , учит видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное.

Ушли элегии и стансы,

Но их настанут времена

Напевом русского романса

Моя душа покорена…

Итак, мы отправляемся в чудесное путешествие, в мир русского романса .

Разговор о романсе не хотелось бы начинать с исторического экскурса в историю возникновения и развития этого прекрасного жанра, а хотелось бы сделать попытку разобраться : в чем его природа, заставляющая затаённо прислушиваться к лиричной напевности и подчас удивительному поэтическому слогу; и каков он сейчас, и каким будет. Вот на эти вопросы мне хочется услышать ответ от вас, уважаемые зрители, участники вечера .

Я обращаюсь к.

Скажите, пожалуйста, я знаю, что вы великолепно исполняете романсы- душевно , проникновенно. А не припомните, когда сосоялась ваша первая встреча с этим музыкальным жанром. Когда романс поселился в вашем сердце?

(ответ)

Я думаю, что гости нашей встречи с удовольствием послушают романс в вашем исполнении .

Давайте откроем с вами музыкальную энциклопедию : читаем…

«Романс - камерное произведение для голоса с сопровождением инструментов , одного или нескольких. Термин этот возник в Испании и первоначально означал песню на испанском (романском ) языке, а не на латыни, принятой в церковных песнопениях. Таким образом, название подчеркивало нецерковный, светский характер жанра.»

Сопровождение в романсе , первоначально создававшее только поддержку, фон для голоса, постепенно стало равноправной частью ансамбля.

Романс- жанр сложный . Сложный потому, что надо обладать качествами, которые могут сразу выделить тебя из общего любительства в ранг владеющим этим жанром. И самое главное, на мой взгляд, качество- интонация. Исполнитель, нашедший свою интонацию, по существу, овладевает жанром, хотя может и не обладать особыми голосовыми данными. Романсы , как говорится, поют душой.

На нашей встрече присутствует именно такой исполнитель, ему подвластны многие виды вокального искусства. Но на первом месте, всё же, по моему мнению стоит исполнение романсов и лирических баллад . Я приглашаю к инструменту Дмитрия Шевченко.

Конечно, романс- многогранен , многожанров. Это и классический романс , и городской, бытовой романс - для нас наиболее понятный и любимый. Но не менее завораживающий и трепетный романс- цыганский .

Слушая его, перед мысленным взором рисуешь картину : степь, полная луна освещает цыганские кибитки, мирно пасутся кони, тишина и лишь слышно потрескивание костра, звук гитары и берущее за душу пение , с надрывом и какой-то вселенской тоской. О любви, о предательстве, да много о чем ещё может поведать цыганский романс . Я приглашаю к роялю В. В. Васильева.

Сейчас часто в отношении романса произносится эпитет «старинный русский романс » . Но романс в России когда-то не был старинным , был новым, модным и очень любимым жанром. Власть его была всепоглощающа- от купеческих хором и трактиров, до театральных подмостков и придворных салонов. А разнообразие жанра было столь велико, что граница между романсом и песней до сих пор не очень определена.

Городской романс- едва ли не самый «молодой» романсно- песенный жанр . Но некоторые из них вот уже более столетия не теряют своей популярности, остаются на слуху их мелодия и слова.

Давайте вместе с вами вспомним фразы из этих популярных романсов . Я начну, а вы продолжите.

«Я ехала домой- душа была полна»

«Белой акации гроздья душистые»

«Ямщик, не гони лошадей»

«Отцвели уж давно хризантемы в саду»

Я вижу, что эти романсы любимы вами , их поэтические строки живут в ваших сердцах.

Предлагаю вам, уважаемые зрители спеть известный городской романс всем вместе .

(исполняется романс )

Я обращаюсь к ___

Скажите, что для Вас означает романс ? Что это- материал для раздумий или отдых для души?

(ответ)

Как Вам кажется, есть ли будущее у этого песенного жанра?

(ответ)

И конечно же, нам хочется послушать романс в вашем исполнении .

Беседуя о романсе , нельзя не вспомнить о великолепных исполнителях, благодаря которым романс прочно вошел в нашу жизнь, стал любимым и узнаваемым. Это Александр Вертинский, Варвара Панина, которую Блок называл «божественной Варей Паниной» , Кэто Джапаридзе- обладательница прекрасного низкого голоса, мягкого сердечного тембра, Вадим Козин, Петр Лещенко, Леонид Утесов. Но я думаю, что наши сегодняшние исполнители покорили зрителей не менее, чем знаменитости. Ведь они вложили в свое исполнение душу , эмоции, светлые чувства и подарили этот музыкальный букет нам- зрителям. Давайте еще раз поаплодируем им.

В заключении нашей встречи мне хочется вспомнить слова одного музыкального критика : «Русский романс есть феномен особого рода. Русский романс - это живой лирический отклик души народа».

Действительно, романс выдержал испытание временем. Он продолжает развиваться. Возможно, он будет приобретать новые очертания. А мы с вами будем свидетелями появления новой разновидности жанра.

Спасибо нашим замечательным исполнителям, аккомпаниатору___ и вам, уважаемые гости за то, что были с нами.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной

«ВЫСОКИМ СЛОГОМ РУССКОГО РОМАНСА»

На фоне мелодии Шопена «Романс» звучат слова.

ВЕД.1: Сегодня я нисколько не боюсь

С нашим веком временно расстаться.

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

ВЕД.2: О, русский романс, восхищаюсь тобой.

За то, что красив ты и светел.

Ты просто и ясно ответил.

ВЕД.1: За то, что умна твоя старая грусть
. И я перед нею немею.

За то, что я знаю тебя наизусть…
И лучше сказать не сумею.

· Со времени появления первых романсов в России прошло более двухсот лет, но они и сегодня волнуют и трогают нас, людей начала 21 века. В чем же секрет их популярности и притягательности? Наверное, в том, что в них много искренности, простоты, сердечности, которые свойственны лучшим произведениям этого жанра и которые близки нам и сегодня.

· В романсе, как ни в каком другом лирическом вокальном жанре, достигли совершенного слияния, гармонии и цельности - русский лирический стих и высокая задушевная мелодия.

· Хотя само слово «романс» испанского происхождения и означало когда - то светскую песню на испанском (романском) языке, в отличии от церковных песнопений на латыни, именно русский романс придал этому слову его особый смысл.

· Из вечности музыка вдруг раздалась
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь , закружились светила

· Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел, в ком сердце горит
Бетховен «Романс»

· Сколько звучит романс? Не долго, всего несколько минут. Но ни одна опера не ставит перед автором и исполнителем такой труднейшей психологической задачи, как иной романс. Проникновение святая святых великих романсов дается только тем, кто сам много пережил и перечувствовал. Русский романс – это драма в миниатюре. И в нем одно действующее лицо – ты сам.

Три века русского романса

· Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас роман
с

· Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.

· Потом неистово и страстно
Достигнет он таких вершин,
Где будет многое подвластно,
И ты не сможешь быть один...

· Особый расцвет получил романс в 19 веке. Немало композиторов создавали романсы. Городские улицы, дворянские гостиные заливались алябьевским «Соловьем», любовались варламовским «Красным сарафаном», мчались на птице-тройке под гурилевский «Колокольчик».

Нарезка видеофрагментов

· Вслед этим композиторам вскоре пришли другие – Булахов, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Чайковский, Мусоргский. Обычно романс исполнялся под аккомпанемент гитары или рояля.

· Русский романс питался литературными соками своей эпохи. Благодатной почвой для этого была поэзия многих известных поэтов, таких, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Евгений Баратынский. Давайте вспомним самые знаменитые романсы и их авторов. В основу многих романсов легли истории великой любви.

· Настоящий романс очень исповедален. Три, четыре куплета – и вся жизнь с ее чувствами, страстями и разочарованиями вдруг встает перед нами.

· Всего 8 строчек в стихотворении А. С Пушкина «Я вас любил», но за ними скрывается драма неразделенной любви. В 1828 году Пушкин влюбился в 20-тилетнюю Анну Оленину. Возвышенная, идеальная, поэтическая любовь поэта к красавице доходит до официального сватовства. Но поэту отказывают в виду его неблагонадежности и неустойчивого материального положения. Анете Олениной посвящены стихи «Ты и вы», «Ее глаза», «Предчувствие» и «Я вас любил».

· Положенное на музыку Александром Даргомыжским это стихотворение стало одним из самых исповедальных русских романсов.

Романс «Я вас любил»

· Еще одна удивительная история любви стала основой для создания замечательного романса.

· Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. В её огромных глазах затаенная грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн.

· Она остановилась проездом у своей родственницы. Каждый вечер Александр Сергеевич мог слушать её пени.. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Прощаясь, Пушкин подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Из книги выпал небольшой листок со стихами, они были посвящены ей:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты…

· Шли годы… бурь поры мятежный

Рассеял прежние черты…И в 1938 году на семейной вечеринке у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн.

· Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, они зазвучали признанием

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье». Муз. .

· В сумраке зала музы витают,
Звуки романса летают, летают…
То бубенцами они разольются,
То тонкой струйкой над свечкою вьются,
То померещатся мягкою шалью,
Обволокут мои мысли печалью,
То вдруг туманом они обернутся,
То к камельку, чуть озябнув, прижмутся,
И разомлев, как снежинки растают…
Звуки романса летают, летают

· А вот ещё одна история любви. 1823 год. Мюнхен . Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны.

Амалия: Какой Вы застенчивый, Теодор! Можно я буду Вас так называть?

Тютчев: Да, конечно.

Она: Вам нравятся старые улицы Мюнхена?

Он: Да, конечно.

Она: Вас впечатляют старинные немецкие поместья?

Он: Да, конечно.

Она: Вы удивительно воспитаны. Хотите, я открою Вам маленькую тайну? На самом деле мой отец прусский король Фридрих Вильгельм 3. А Ваша императрица Александра Федоровна – моя побочная сестра.

Он: Ах, Вы… Вы ослепительная красавица, Амалия!

Она: И не вздумайте из-за меня стреляться на дуэли.

Он: (Рассеянно, все время глядя на нее) Да… То есть нет. Я уезжаю из Мюнхена в отпуск… Но Вы… Вы одарены редкостной, уникальной красотой.(Прощаясь, уходит.)

Она: Прощайте, Теодор. (Уходит).

Биограф: За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Крюденером, который стал впоследствии русским послом в Швеции. Однако ее дружба с Тютчевым изменилась не более, чем ее внешность.

(В это время Тютчев пишет что-то на бумаге.)

Он: (Читает письмо). “Скажите ей, чтобы она меня не забывала, мою особу, разумеется, одну мою особу, все остальное она может забыть.… Скажите ей, что если она меня забудет, ее постигнет несчастье.… Выступит морщинка на лбу или на щеке, или появится прядка седых волос, ибо это было бы отступничеством по отношению к воспоминаниям ее молодости”.

Биограф: В 1833 году Тютчев, уже давно женатый на другой, написал стихотворение, которым, по – видимому, отметил десятилетие их встречи.

Тютчев: Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел, мы были двое,

Внизу, в тени шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой.

И солнце медлило, прощаясь,

С холмом, и с замком, и с тобой.

И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл,

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

(1830-1834 г.).

Биограф: Все говорили, что Амалия не стареет и все так же прекрасна. За нею ухаживал царь Николай 1.

Амалия: (Прогуливается с зонтом). Какой жаркий июль! Здесь в Карлсбаде так шумно и многолюдно.

Тютчев: Врачи посоветовали мне подлечить здоровье, подышать воздухом Карслбада. (Вдруг увидев ее) Амалия!

Она: Теодор! Вы! Боже, какое счастье!

Он: Вы все так же прекрасны!

Она: Что Вы, Теодор!

Он: Это говорит мое сердце, которое восхищается Вами почти 50 лет.

Она: Действительно, почти полвека я знаю Вас, ценю Вашу любовь и дружбу.

Он: Помните, как мы гуляли по зеленым улицам Мюнхена?

Она: Пройдемте, Теодор, Карлсбад – городок не менее живописный, чем Мюнхен. Помните… (Уходят).

Биограф: В этот же день, 26 июля , возвратившись в гостиницу после прогулки, на одном дыхании он написал бессмертные стихи, посвященные любви, протянувшейся через всю жизнь. “Я встретил Вас – и все былое…”.

Звучит романс «Я встретил вас». Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева,

· У романса нет тем, у него одна тема – любовь. Все остальное – жизнь и смерть, вечность и время, судьба и ее удары, вера и неверие, одиночество и разочарования – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

· Еще одна история любви

Сцена бала

Биограф: Среди гостей выделяется пара. Она – в маске.

Толстой: Позвольте представиться, .

: А я волшебная маска.

Он: Помилуйте, на дворе январь 1851 года, мы с Вами в Петербурге. Какое может быть волшебство?

Она: Вы пожалеете, что случайно познакомились со мной.

Он: Никогда! Я буду благодарен судьбе.

Она: Хорошо, я Софья Андреевна Бахметьева.

Он: Это у Вас был неудачный брак с полковником Миллером?

Она: Да, и еще роман с князем Вяземским.

Он: Это между ним и Вашим братом произошла дуэль?

Она: Да, князь убил моего брата, и все считают меня виновницей его гибели.

Он: (На колено перед ней) “Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий”. (Целует руку).

Она: Судьба свела нас на маскараде случайно.

Он: И на всю жизнь. (Вальсируя, уходят).

Биограф: В этом же 1851 году Толстой написал стихотворение “Средь шумного бала …”, которое посвятил своей будущей жене Софье Андреевне.

· Через двадцать лет поэт, романист, драматург писал своей жене Софье из Дрездена : «Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже двадцать лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад…»

· А через 27 лет после их создания Петр Ильич Чайковский положил эти удивительные слова на музыку.

· прекрасно исполняла эту вещь. Летом 1856 года они с Толстым гостили в южнобережном имении Меллас в Крыму, звучал романс и там. Фортепиано, на котором аккомпанировала себе С. А., сохранилось. Его показывают отдыхающим и в исключительных случаях открывают.

Звучит романс “Средь шумного бала случайно”.

· В романсах – безоглядность любви, счастливой или неразделенной и несчастной, безраздельность чувств, возвышающих или испепеляющих, безотрадность страданий, глубоких и благородных

· Однажды в Царском Селе, на площади перед дворцом, проходил парад, которым император остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах звенели гитары.

· Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Всё вокруг покрыл пушистый снег

· - Как красиво, как хорошо, - сказал Эраст Абаза. - Утро туманное, утро седое… Замечательно написал Тургенев.

· И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Рождалась мелодия. Сначала вполголоса, затем всё громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса “Утро туманное”.

· Этим замечательным строкам мы обязаны встрече Ивана Тургенева с Полиной Виардо. В 1843 году Тургенев познакомился с Полиной, она выступала в Петербурге с Итальянской оперой. Вспоминая об этом, Виардо говорила: «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт».

· Письма Тургенева к П. Виардо – потрясающий роман любви, длившийся сорок лет. В повести Тургенева «Ася» мы находим такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него не день, а мгновенье».

· Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической. Предчувствие этой любви отразилось в стихотворении писателя «В дороге»

· Стихотворение было написано в ноябре 1843 года, тогда же состоялось и знакомство писателя с Виардо. На всем протяжении великого романа, душа Тургенева проникнута тоской и горечью. Он путешествует по Европе, колесит за певицей, ему не суждено свить свое гнездо, создать семью и печальный туман пронизывает всю его жизнь. Поистине удивительно, как эти стихи, ровесники знакомства, отразили во многом будущее настроение писателя.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая рокот колес беспрестанный,
Глядя задумчиво в небо высокое.

· Автор музыки к этому стихотворению – Эраст Аггеевич Абаза – одаренный музыкант-любитель. Среди товарищей слыл гитаристом и картежником. Возможно, его сгубила бы игра, не обнаружь он однажды в полевой сумке икону, неведомо, как попавшую к нему. Суеверный и религиозный гусар воспринял находку как предупреждение свыше и отрекся от карт.

· Когда началась Крымская война, многие офицеры гвардейского гусарского полка стали переходить в пехотные армейские полки для того, чтобы попасть на фронт. Среди них был, который был назначен командиром батальона, находившегося в Севастополе.

· Во время ожесточенных боев на 5-м бастионе майор Житомирского полка был смертельно ранен.

· Вот как описана гибель Абаза у Мещерского: «Ночью после боя майор пошел в сопровождении только одного унтер-офицера на поле сражения посмотреть, не остались ли там раненые из его батальона. Время от времени оба останавливались и рассматривали лица убитых при тусклом свете фонаря. Какой-то раненый французский солдат приподнялся с земли и выстрелил в спину майора.

· Похоронен на Братском кладбище в Севастополе. Фамилия Абаза возглавляет список погибших офицеров Житомирского полка, высеченный на стене мемориального храма Святого Николая в Севастополе.

Звучит романс «Утро туманное»

· Удивительное это явление – романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

· Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух

Звуки несутся с каким –то стремленьем

Звуки откуда-то льются вокруг,

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь...

В эти минуты растаять бы можно

В эти минуты легко умереть.

· Евгений Баратынский очень многое рассказал нам о своей первой безответной любви к кузине Вареньке Кучиной в стихотворении «Разуверение». Михаил Глинка написал на эти стихи романс «Не искушай», с которого началась его слава. Печаль, мудрость, горькое разочарование пронизывают романс. вложил его в уста Ларисы в третьем акте «Бесприданницы». Лариса прощается с любимым, твердя: «Забудь былые мечты».

· Но, конечно ей хочется обратного: «Уверяй меня и я снова поверю в любовь и нежность». Не зря все сражены ее пением, и Паратов почти искренне восклицает: «Еще несколько таких минут, я брошу все расчеты. И уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с жизнью». И Лариса снова верит ему.

· Как много вложил в этот романс Островский. Не было бы его, как знать? Была бы поездка за Волгу, отчаянное отрезвление Ларисы, орлянка купцов, выстрел Карандышева?

романс «Разуверение

· Второй романс Ларисы «Нет, не любил он» написан на стихи Михаила Медведева. Впервые спела его Вера Комисаржевская, дебютировав в «Бесприданнице». В открытом ею, почти неизвестном ранее романсе звучали и волнения страсти, и безысходная тоска, и ужас перед разлукой с любимым, и любовь, сильная как смерть, неотвратимая и беспощадная. Все были потрясены и захвачены ее пением. И ныне романс Ларисы не только « Разуверение», но и «Нет, не любил он»

· Вчера еще в глаза глядел,

А нынче все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей – вода, и кровь –
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

· Третий романс Ларисы появился 20 лет назад в фильме «Жестокий романс». Режиссер фильма Эльдар Рязанов говорил: «Историю о бесприданнице я почувствовал, как печальный, грустный романс, кроме того, история, рассказанная нам Островским – безжалостна. Так родилось название фильма.

· Лариса в фильме поет романс на стихи Беллы Ахмадулиной. Это современный романс, но в нем, как и в старинных русских классических романсах – и боль, и отчаяние, и чистота чувств, и тоска по великой, испепеляющей любви.
романс «А напоследок я скажу»…

Второй век русского романса - век ХХ

· Сергей Есенин... Каждое его стихотворение - песня, и песня Есенина не осталась в прошлом.. Она - с нами, и быть ей с людьми - вечно

романс «Не жалею, не зову, не плачу...»

· В одной из телепередач, посвященных русскому поэту Сергею Есенину, его сестра Александра вспоминала, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Г. Пономаренко.

романс «Отговорила роща золотая»

· В романсах всегда говорится о любви. В произведениях Михаила Булгакова тоже. В романе «Бег» основной мотив – любовь к родине.

· И тем трагичнее эта любовь, потому что родина, которую так любят герои романа, их отринула.

· И пришло еще одно острое, щемящее чувство – тоска по родине. Мучаются тоской по Родине Серафима и Голубков, Чарнота и Хлудов... Но пути назад нет. Потому что нет уже той России, из которой произошёл их исход...

· До глубины души трогают меня слова, которые произносит Чарнота: "При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть. Но только не Родину, господа. Особенно такую, как моя. Россия не вмещается в шляпу!"

Романс генерала Чарноты

· Белой акации гроздья душистые
Вновь аромата полны,
вновь разливается песнь соловьиная
в тихом сиянии чудной луны!
Помнишь ли лето: под белой акацией
Слушали песнь соловья?..

· Тихо шептала мне чудная, светлая:
“Милый, поверь мне!.. навек твоя”.
Годы давно прошли, страсти остыли,
Молодость жизни прошла,
Белой акации запаха нежного,
Верь, не забыть мне уже никогда…

· Гостиная дома Турбиных. Здесь в хрустальной вазе стоят белой акации гроздья душистые. И звучит одноименный романс, как гимн ушедшей молодости, ушедшему времени. И хотя поэт Матусовский написал стихи много позже, они созвучны времени, описанном Михаилом Булгаковым.

романс «Белой акации…»

· Считается, этим временем заканчивается золотой век русского романса.

· В этих романсах – безоглядность любви, счастливой или неразделенной и несчастной, безраздельность чувств, возвышающих или испепеляющих, безотрадность страданий, глубоких и благородных.

На самом дальнем расстоянье

Стою и мысленно пою

И мне приятно с ним слиянье.

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает

· И только воздуха глоток

Мне умирать не позволяет

О том, как я отстал от вас

И в этой жизни затерялся, -

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался

Предположительно эти строки были написаны ёвым. И год создания данного произведения точно не установлен 1902 г или 1916 г

Звучит

·
6.

Итак -».

Звучит вальс из струнной серенады.

Звучит романс на слова А. Толстого “Средь шумного бала”.

Звучат отрывки романсов “Я встретил Вас…” (), “На заре ты ее не буди…” (), “Утро туманное” ().

2.

Ведущая: С момента появления в России - романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическое направление основывалась на художественной литературе , а бытовое на русской народной и городской песне. Бытовой - значит, связанный с повседневной жизнью. Давайте сейчас заглянем в гостиную русского дворянина начала 19 века и вспомним о вечерах домашнего музицирования.

В любой, уважающей себя семье, имелись в гостиной гитара или рояль. А иногда и то и другое. Устраивались приёмы, и после сытного обеда, кто-то из гостей брал в руки гитару или садился к роялю, и гостиная наполнялась звуками…

В углу рояль стоял, как аист

С могуче поднятым крылом…

И звуки, нежно спотыкаясь,

Спешили к людям напролом.

Какая-то немыслимая штука

Со мною происходит и страшит:

Вокруг меня так тихо, и не звука…

Внутри меня мелодия звучит!

Не понимаю, что со мною стало,

Моя звезда, наверное, упала –

Доходит мне её прощальный свет.

Ведущая: Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий… О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.

1-й ведущий:

Как щедро льются эти звуки

Из необъятной вышины,

Я к ним протягиваю руки –

Ладони музыкой полны.

Замрёт на миг и снова льётся

Живая звонкая струя

И солнце ласково смеётся,

И дышит ласково земля,

Завидуя самозабвенью

Неумолимого певца.

Я у него учусь уменью

И петь, и радовать сердца.

7.
(М. Цветаева)

8., который мы сейчас послушаем.

Начиная с 20-х годов, исполнители старинного русского романса были под непрерывным обстрелом прессы. Причём, ругали не столько певцов и композиторов, сколько сам старинный романс, который всегда пользовался самым большим успехом у публики. Не идти «на поводу» у публики считалось в те годы недопустимым. Надо было петь не то, что нравится людям, а что их идеалогически воспитывает, зовёт к строительству новой жизни. А любовь, её радости и страдания, семейное счастье – всё это уводило от социальных задач эпохи, всё это считалось пережитком уходящего мира.

2-й ведущий:

В 1930 году старинный русский романс был запрещён. Но истинные любители этого жанра находили в себе силы не бросить любимое дело. И только в 80-е годы произошло возрождение старинного русского романса и его признание. Многие современные певцы стали включать романс в свой репертуар. Композиторы стали писать свои романсы. И в современной обработке романс приобрёл новое звучание. Ярким образцом такого современного русского романса является романс М. Звездинского на слова Н. Заболоцкого «Очарована, околдована».

Исполняется романс «Очарована, околдована».

1-й ведущий:

Бывает, дождь прозрачный льётся

В сиянье солнца без конца…

Романс романсом и зовётся

Лишь потому, что трогает сердца.

Бывает, лунный свет всплеснётся

Над краем звёздного ковша…

Романс романсом остаётся

Всё потому, что в нём живёт душа!

Современные композиторы, тонко стилизуя под старину, продолжают развивать жанр романса и в наше время. Андрей Петров, стихи Марины Цветаевой «Романс Настеньки» из кинофильма «Генералы 12 года»

Любовь к романсу непреходяща. Он и сейчас, как много лет назад, волнует души. В XX веке появилось много романсов в кинематографе. Давайте послушаем некоторые из них.
Звучит инструментальный романс Д. Шостаковича из к/ф «Овод». Исполняет Машкова Олеся - фортепиано.

Ведущая: Грустит романс тревожно и светло,
И к вам непостижимо в слове каждом.
Приходит откровение само,
Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Звучит романс « Мне нравится, что вы больны не мной»…
Муз. Таривердиева. Ведущая:
Жестокий романс, я смеюсь над тобою
За то, что красив ты и светел,
За то, что на все, что случилось с судьбой
Ты просто и ясно ответил.
За то, что умна твоя старая грусть,
И я перед нею немею.

Ведущая: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов трогает душу каждого человека.

Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает –
И петь, и плакать, и любить.

Романс… Он неисчерпаем и прекрасен, как неисчерпаемо и прекрасно то, из чего он рождается и расцветает, живет и дышит, что питает его и превращает в неугасимый огонь, согревающий и зажигающий сердца. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса. Это сама любовь, невыразимая и до конца непостижимая, а потому также непостижим и бесконечен сам романс, замечательный жанр, или даже не жанр, а язык исполнительского искусства

Романс не позволяет оставаться равнодушным никому: ни внимающим, ни творцам романса, которые чувствуют его невидимый зов и идут на него, донося его благодарным слушателям всю прелесть и красоту человеческой души в ее страдании, ее борении, в ее победе.
Ведущий: Романс пережил века и не устарел, он пойдет вместе с нами в будущее, будет зажигать и питать сердца будущих поколений. Да и не может быть иначе, ведь он весь пронизан любовью, он состоит из любви и она является его нематериальной субстанцией, и, как и сама любовь не может устареть. Молчанов «Романс Женьки» из оперы «Зори здесь тихие».

21 век не хочет расставаться с романсом. И, хотя усложняются его стихи и музыка, романс так же передает оттенки личных, душевных переживаний героев, как и в старину, в любимом им 19 веке. Лирические признания в романсах никогда не умолкнут, пока есть на земле ЛЮБОВЬ.

Для вас романс «Увядшие розы».

7. Поверьте, я нисколько не боюсь

Сегодня с веком нынешним расстаться…

8 .. Позвольте, я в любви вам объяснюсь

высоким слогом русского романса:

Юноша: Я вас люблю, я думаю о вас

Девушка: И мне открылся мир неповторимый…

^ Юноша: Я вас люблю, я думаю о вас

Девушка: И повторяю в мыслях ваше имя...

(Звучит музыка романса на фортепьяно .)

Что за звуки! Неподвижен, внемлю

Сладким звукам я:

Забываю нежность, небо, землю,

Самого себя.

Всемогущий! Что за звуки! Жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадный

Каплю вод живых!

И в душе опять они рождают

Сны весёлых лет

И в одежду жизни одевают

Всё, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки,

Образ, милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

И душа в огне.

И опять безумно упиваюсь

Ядом прежних дней,

И опять я в мыслях полагаюсь

На слова людей.

(« Звуки»)

посвященный русскому романсу - «Пока горит свеча». В

народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого,

тяжелого, что пока она горит, у него есть надежда. Поэтому мы заканчиваем урок

романсом Андрея Макаревича «Пока горит свеча». Желаем всем, чтобы надежда была

всегда с вами.

Звучит романс «Пока горит свеча».

Учитель: Большое всем спасибо за внимание. Мы все будем рады, если вам удалось хоть

чуточку отвлечься от повседневных забот и душой отдохнуть вместе с нами.

Муз. А. Обухова, сл. А. Будищева романс «Калитка».
Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского романс «Белой акации гроздья душистые» из к\ф «Белая гвардия».
Муз. П. Булахова, сл. А. Толстого романс «Колокольчики мои, цветики степные».
Муз. П. Чайковского, сл. А. Толстого. романс «Средь шумного бала.» Муз. Б. Фомина, сл. П. Германа романс «Только раз бывает в жизни встреча».
Муз. П. Булахова, сл. Н. Н. романс «Не пробуждай воспоминаний».
Муз. и сл. Н. Листова романс “Я помню вальса звук прелестный».
Муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева романс “Утро туманное”.
Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева романс «Я встретил вас».
Муз. , сл. романс « Я помню чудное мгновенье».
Муз. М. Шишкина, сл. Н. Языкова романс «Ночь светла».
Муз. Д. Шостаковича романс из к/ф «Овод».
Муз. А. Петрова, сл. Б. Ахмадулиной романс « А напоследок я скажу» из к\ф «Жестокий романс».
Муз. Таривердиева, сл. М. Цветаевой романс « Мне нравится, что вы больны не мной»… из к\ф «Ирония судьбы».

Романс - один из самых популярных жанров в нашей стране на протяжении более двух столетий. История романса в России в контексте концерта-беседы.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Новгородская детская музыкальная школа №1 им. С.В. Рахманинова»

Вместо предисловия.

Предлагаемый сценарий школьного вечера позволяет в новой форме еще раз встретиться с таким популярным жанром, каким является романс. В данном тексте заложен большой объем информации, он, несомненно, предполагает корректировку в зависимости от состава номеров концерта, количества участников и возраста слушателей. Нам показалось интересным проследить историю развития романса в нашей стране вне рамок предмета «Музыкальная литература», а более широко.

«Когда звучит напев старинный,

Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас романс.

Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть…»

Дорогие друзья!

I). Введение

Представьте себе человека, хорошо вам знакомого на протяжении многих лет. Представьте себе, что каждый раз вы узнаете о нем что-то новое, и ваши встречи становятся все увлекательнее. О романсе можно сказать то же самое.

Ни один из музыкальных жанров не был так популярен в России, как романс, и интерес к нему не угасает до сих пор.

II). Немного истории.

Термин « романс» возник в Испании в эпоху Средневековья и первоначально обозначал стихотворение на местном «романском» наречии, а не на латинском языке, принятом в церковных песнопениях. Романсом называли также народную песню лирического или героического содержания, описывающую, например, исторические события, подвиги легендарных национальных героев, бедствия войны, сражения с маврами и т.д. Сборники таких песен, порой объединённых общим сюжетом, носили название «романсеро».

Романс развивался благодаря большому количеству странствующих поэтов-певцов в XIII-XIV веках, исполнявших свои произведения под аккомпанемент скрипки, флейты, гитары или арфы.

Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать с одной стороны особо напевное лирическое стихотворение, а с другой - жанр вокальной музыки.

Начиная с XVIII века во Франции, затем в Германии и других европейских странах словом «романс» стали называть небольшое музыкально-поэтическое сочинение для солиста и аккомпанирующего инструмента, чаще всего гитары, клавесина и, наконец, фортепиано. Иногда певцу аккомпанировал инструментальный ансамбль и даже оркестр. Расширилось и содержание романсов: наряду с любовной лирикой использовались стихи сентиментального характера, вызывающие у слушателей слезы и восторг умиления, появились сценки из пастушьей жизни, обыгрывались комические ситуации.

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая, австрийская, французская. Правда, за рубежом эти произведения назывались словом «lied» - песня. Не будет преувеличением сказать, что самым известным композитором, создавшим более 600 вокальных сочинений, является австриец Франц Шуберт. Не признанный при жизни, композитор приобрел всемирную славу после смерти.

Мы с вами послушаем переложение для фортепиано фрагмента вокального цикла «Прекрасная мельничиха». И хотя мы не услышим ни одного слова, музыка расскажет нам, как юноша-подмастерье поведал ручью историю своей несчастной любви.

Слушаем: Шуберт «Мельник и ручей», исп. Максимов Александр

III). Россия

В России романс появился позднее, чем в Европе, во второй половине XVIII века, после реформ царя Петра I, коснувшихся всех сторон жизни Российского государства и музыки в том числе. Музыка разделилась на духовную и светскую (развлекательную). Предшественником романса стал лирический кант - особый вид трехголосного хорового пения. Первые романсы писались исключительно на французском языке, а произведения с русским текстом назывались «российскими песнями».

С конца XVIII века в России процветает творчество композиторов - любителей. Кто же сочинял романсы в России? Удивительно, но среди них сенатор , действительный тайный советник , Действительный член Академии наук и художеств Григорий Теплов, генерал-майор Алексей Титов, банкир Федор Дубянский, юрист Михаил Яковлев, чиновник Алексей Верстовский. Текстами романсов чаще всего становились популярные лирические стихи поэтов-современников.

Романсы постепенно усложнялись, позже их поделили на несколько видов: городской, классический, жестокий, цыганский, казачий и др. Романсы предназначались для домашнего музицирования, особой любовью пользовались дуэты. Представьте себе картину: вечер, уютная гостиная, горят свечи, две юные барышни поют дуэтом под аккомпанемент фортепиано. Что может быть поэтичнее?

Слушаем: Г. Гладков «Романс Дианы» из к/ф «Собака на сене»,

исп. Дарья Вольнова и Дарья Безручко.


Любопытный исторический факт: на развитие жанра городского романса огромное влияние оказали три Александра: учитель пения Варламов, крепостной Гурилев, офицер Алябьев. Популярность романсов этих авторов объясняется простотой содержания, хорошо запоминающейся мелодией, несложным аккомпанементом, пригодным для домашнего музицирования.

А. Варламов окончил придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, прекрасно пел сам, издал первое в России учебное пособие по вокалу «Школу пения», занимал должность «композитора музыки московских императорских театров». Его романсы мелодичны, легко узнаваемы и пользовались большим успехом у слушателей.

Мы с вами послушаем переложение для флейты романса Варламова «На заре ты ее не буди». Речь в нем идет о девушке, всю ночь при луне мечтавшей о любви и заснувшей только под утро.

Слушаем: А. Варламов «На заре ты ее не буди», исп. Ксения Сенина

А. Гурилев был сыном известного в свое время композитора Льва Гурилева — крепостного музыканта графа В. Орлова. С шестилетнего возраста он начал заниматься музыкой под руководством отца. Затем учился у знаменитых московских педагогов — Дж. Филда и И. Геништы. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа, одном из лучших крепостных оркестров того времени, на скрипке и альте. Все годы детства, отрочества и юности композитор оставался крепостным. После смерти графа Орлова семейство Гурилевых получило вольную и обосновалось в Москве. Гурилеву было тогда 28 лет.

С этого времени начинается интенсивная композиторская и педагогическая деятельность Гурилева. Вскоре его сочинения становятся популярными, многие его романсы буквально «уходят в народ». Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.

Романсы Гурилева обладают своими, особенными чертами: безысходная грусть, отчаянный порыв к счастью, тема одиночества, грустные размышления о женской доле.

Слушаем: А. Гурилев, сл. Полежаева «Сарафанчик», автор слов неизвестен «Вам не понять моей печали», исп. Галина Иванова

Трагична судьба А. Алябьева - героя Отечественной войны 1812 года. Он был ранен, награжден за храбрость, ушел в отставку в чине подполковника. В возрасте 38 лет был арестован по подозрению в убийстве и, несмотря на недоказанность обвинения, был приговорен к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Ссылка длилась 18 лет.

Все источники придерживаются версии, что самый известный романс «Соловей» на слова Дельвига был написан Алябьевым в тюрьме. И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру. В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и стал слепнуть, единственным спасением был музыкальный инструмент. По некоторым сведениям этот романс композитор посвятил Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой не успел объясниться. Через много лет они вновь встретились и обвенчались.

Образ соловья - это те невидимые узы, которые связывают насильно разлученных - влюбленных ли, родных ли, друзей - неважно. Это разлука с теми, кто дороги человеку.

Слушаем: Алябьев «Соловей», переложение для ф-но, исп. Карина Кун

IV). М.И. Глинка

Новая страница в истории романса открывается творчеством Михаила Ивановича Глинки. Друзья называли Глинку «ленивым барином» за то, что, по их мнению, он мало сочинял, но романсов у композитора - 80! Михаил Иванович одним из первых стал обращаться к творчеству Пушкина, с которым был лично знаком. Два гения подарили миру такие шедевры как романсы «Адель», «Мери», «Я помню чудное мгновенье».

Глинка много путешествовал. Перед очередной поездкой за границу Михаил Иванович написал вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на слова своего друга Нестора Кукольника. Одним из самых известных романсов этого цикла является «Жаворонок».

Слушаем: М. Глинка, сл. Кукольника «Жаворонок», исп. Александр Сипайло.

«Не искушай меня без нужды», переложение для кларнета, исп. Иван Пушкин и Николай Занин

Что нового внес Глинка в жанр романса? Это, прежде всего, внимательное отношение к слову, стремление к красоте, великолепный мелодизм, более сложный уровень аккомпанемента. Михаил Иванович сам был вокальным педагогом, знал возможности певческих голосов, поэтому при внешней простоте его романсы сложно исполнять. Одним из самых престижных вокальных конкурсов считается конкурс имени Глинки. Среди его лауреатов такие имена как Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко.

V). В истории романсов немало загадок. Одна из них связана с очень популярным романсом «Я встретил вас». Стихи написаны Федором Ивановичем Тютчевым, а вот с авторством музыки возникло много вопросов.

Первым написал музыку на стихи Тютчева С. Донауров. Потом эти стихи положили на музыку А. Спиро и Ю. Шапорин. Но ни один из них не является автором чрезвычайно популярного ныне варианта романса «Я встретил вас», который исполнял выдающийся певец Иван Семенович Козловский. Козловский услышал мелодию этого варианта от замечательного актера МХАТа И.М. Москвина и сам аранжировал напев. Еще недавно выходили пластинки с записью романса в исполнении Козловского, и на этикетках значилось: «Автор музыки неизвестен». Но благодаря разысканиям музыковеда Г. Павловой удалось доказать, что композитор, написавший музыку, очень близкую той, что поет Козловский, - Леонид Дмитриевич Малашкин.

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Слушаем: «Я встретил Вас», переложение для флейты, исп. Анастасия Яковлева и Никита Вихров

VI). Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков

В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения, значительно возросла роль аккомпанемента. Особенно явно это прослеживается в творчестве Петра Ильича Чайковского. Петр Ильич создавал романсы самого разного характера на протяжении всей своей творческой жизни. Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу, у русских поэтов 19 века, его современников, среди авторов был даже брат царя великий князь Константин Романов, некоторые из романсов написаны на собственные стихи. Свое имя он скрывал за псевдонимом N.N. Музыкальные критики писали о том, что композитор не требователен к выбору текста. Но Чайковский подчеркивал: "Главное в вокальной музыке - правдивость воспроизведения чувств и настроений".

Сейчас прозвучит романс «Серенада». Серенадой называется вечерняя песня в чью-то честь, серенады часто встречаются в романсовой лирике, это не удивительно, потому что речь идет о любви.

Слушаем: П. Чайковский, сл. Тюркетти «Серенада», исп. Галина Иванова

Среди романсов Чайковского преобладают романсы лирического склада, с темой любви во всем богатстве чувств и настроений. Его романсы, а их более 100, нередко приближаются к оперной арии. Певцы упрекали композитора за то, что внимание слушателей направлено не только на пение, но и на сопровождение.

Этот тип романса характерен и для Сергея Васильевича Рахманинова. Кстати, Рахманинов впервые представил романс в виде музыкальной пьесы, знаменитый «Вокализ», написанный для певицы Антонины Неждановой. Романс постепенно выходит за рамки камерного жанра, приближается к вокально-симфоническому направлению. Но эта форма сложнее как для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у подготовленной, а не массовой публики. Так, постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою лёгкость и простодушие.

Слушаем: С. Рахманинов, сл. Бекетовой «Сирень», исп. вокальный ансамбль хора девочек

В 1862 году в Санкт-Петербурге была открыта первая русская консерватория, спустя 4 года открыта консерватория в Москве. Между ними до сих пор идет негласное соперничество.

Чайковский и Рахманинов - представители московской композиторской школы. А сейчас мы услышим музыку композитора петербургской школы - Николая Андреевича Римского-Корсакова. Римский-Корсаков известен в основном как автор симфонической и оперной музыки, но к жанру романса он тоже обращался. Романс «Не ветер, вея с высоты» признан вокальным шедевром композитора.

Слушаем: сл. Толстого «Не ветер, вея с высоты», исп. вокальный ансамбль хора девочек

VII). Кино

ХХ век дал миру великое изобретение братьев Люмьер - кино. В тридцатые годы в кино появился звук, герои фильмов заговорили и запели. Через песни и романсы они выражали свои чувства, переживания, мечты. Композиторы стали полноправными создателями фильмов наряду со сценаристами, режиссерами, операторами и художниками. Выдающуюся киномузыку создавали Дунаевский, Шостакович, Свиридов, из современных авторов - Рыбников, Крылатов, Гладков. Знаменитый кинофильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» буквально напоен прекрасной музыкой, поют в нем и главные герои, и цыганский хор.

Слушаем: А. Петров, слова М. Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа», исп. Анна Гальвас

VIII).Заключение

За 3 века своего развития романс вышел за рамки камерного вокального жанра. Романсы мы встретим в операх, в драматических спектаклях, в симфонических сюитах. Романсами нередко называются пьесы лирического характера. В них нет слов, но поэтическое содержание мы почувствуем в музыке. Композиторы XIX и XX веков создали немало подобных инструментальных сочинений для фортепиано, струнных и духовых инструментов.

Слушаем: Р. Глиэр «Романс», исп. Никита Вихров

-«Золотой век» русского романса на эстраде пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как Александр Вертинский, Варвара Панина, Анастасия Вяльцева. Позднее традиции романса продолжали Пётр Лещенко , Изабелла Юрьева, Вадим Козин .

В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Тем не менее, вариация городского романса продолжила своё существование, получив распространение в годы Великой Отечественной войны , и позже дала начало деятельности бардов, исполнителей авторской песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Вероники Долиной, Новеллы Матвеевой.

Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Николай Сличенко , Валентина Пономарёва , Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.

В наше время интерес к романсам невероятно возрос. На телеканале «Культура» каждую субботу идет передача «Романтика романса» - цикл концертов, посвященных миру песен и романсов. Каждая передача - это знакомство с новыми или хорошо забытыми старыми романсами и песнями в исполнении как маститых, так и молодых артистов. Кроме традиционного классического романса в исполнении певцов академического вокала, звучат бардовские песни, джазовые импровизации, авторская песня и рок - композиции.

В заключение нашей встречи прозвучит один из самых известных инструментальных романсов.

Слушаем: Д. Шостакович, романс из к/фильма «Овод», исп. ансамбль скрипачей.