Развитие буддизма в разных странах. Распространение буддизма

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддизм в наше время настолько распространен, что, наверное, в любом уголке нашей планеты найдется человек, который если не исповедует его, то хотя бы явно интересуется им. Эта статья расскажет, в каких странах исповедуют буддизм, а также поведает о его особенностях в зависимости от расположения на карте и национального менталитета.

Буддизм на карте мира

Самая старая из мировых религий появилась еще в середине первого тысячелетия до н.э. За это время она успела укорениться у своих истоков – в Индии, ослабнуть из-за появления там индуизма, «растечься» по всей Азии и донести свои знания, как ручейки, до многих государств в мире.

Еще в IV веке дошел до Кореи. К VI столетию он достиг Японии, а в VII – ворвался в Тибет, где превратился в особое направление философской мысли. Острова Юго-Восточной Азии буддизм покорял постепенно – примерно со II века, и к началу второго тысячелетия получил широкое распространение.

«Взятие» Монголии этой религией длилось долгие века – с VIII по XVI вв., а уже оттуда к XVIII веку она достигла границы России в лице Бурятии и Тувы. В последние два столетия буддийское учение преодолело десятки тысяч километров и заинтересовало жителей Европы и Америки.

Сегодня буддизм стал государственной религией Таиланда, Камбоджи, Бутана и Лаоса. Он во многом затронул жизни людей из большинства стран Азии. По количеству последователей можно составить рейтинг стран:

  1. Китай
  2. Таиланд
  3. Вьетнам
  4. Мьянма
  5. Тибет
  6. Шри-Ланка
  7. Южная Корея
  8. Тайвань
  9. Камбоджа
  10. Япония
  11. Индия

Помимо этого, последователей Будды много в Бутане, Сингапуре, Малайзии, Бангладеш, Пакистане, Индонезии.

Что любопытно, в каждой стране буддизм принимал свои, не похожие на другие, очертания, появлялись все новые формы этой философии, направления мысли. Это объяснялось народными особенностями, существовавшими там ранее религиями, культурными традициями.


В Европе буддизм распространялся в наиболее крупных и могущественных странах. Здесь еще в начале XX в. появились первые буддийские организации: Германия (1903), Великобритания (1907), Франция (1929). А сегодня в США по числу последователей буддизм может похвастаться почетным четвертым местом, следуя за христианством, иудаизмом и атеизмом.

Существует Всемирное Братство Буддистов, целью которого является распространение и поддержка буддийской мысли в мире. В него входит 98 центров из 37 государств. Местом для штаб-квартиры этой организации выбран Таиланд.

Топ буддийских стран

Даже ученым сложно сказать, сколько буддистов живет на планете. Кто-то называет «скромные» цифры в 500 миллионов, а кто-то говорит, что их количество колеблется от 600 миллионов до 1,3 миллиардов. Все эти люди родом из десятков разных стран. Это было сложно, но мы составили список самых интересных стран-«буддистов».

Индия

Индия открывает этот список благодаря своему статусу родины буддизма. Два с половиной тысячелетия тому назад на северо-востоке этой страны появился принц Сиддхартха Гаутама, и сейчас эти места — сами по себе святыни. Многие буддисты совершают паломничества сюда и будто возвращаются в прошлое.


Здесь, в месте под названием Бодх-Гай с его храмом Махабодхи – Сиддхартха понял, что такое просветление. Вот город Сарнатх – Будда прочитал первую проповедь. Дальше – Кушинагар – и святой достиг полной нирваны. Однако сегодня среди верующего населения Индии доля буддистов составляет меньше одного процента.

Таиланд

Каждый, кто был в Таиланде, знает, какая в стране распространена религия больше всего и как сильно тайцы ее любят. Буддистских , статуй и прочей атрибутики в этой экзотической стране не перечесть.

Буддизм здесь принят как государственная религия. Согласно Конституции, король в обязательном порядке должен быть буддистом.


Тайское направление этой философской мысли еще именуют как «южный буддизм». На уклад жизни людей очень влияет сильная вера в законы кармы. Мужчины обязаны проходить через монашество. В столице – Бангкоке – созданы специальные буддийские университеты.

Шри-Ланка

Легенды гласят, что Будда самолично приплыл на бывший Цейлон для изгнания недобрых духов. Так он зародил здесь новую религию, которую сейчас исповедует больше 60% населения. Даже нынешние достопримечательности и культурные памятники имеют религиозный подтекст.


Вьетнам

Во Вьетнаме правит социализм, и формально главной религией в стране считается ее отсутствие – атеизм. Но среди вероисповеданий буддизм стоит на первом месте: примерно одна десятая 94-миллионного населения так или иначе признает учение махаяны. Сторонники встречаются на юге и насчитывают десятки тысяч.


Тайвань

Основная религия Тайваня – буддизм, его исповедует около 90% населения острова. Но это учение больше похоже на симбиоз с и даосизмом. Если говорить о строгом буддизме, то его придерживается 7-15% людей. Самая интересная особенность тайваньского направления мысли – это отношение к питанию, а именно вегетарианство.


Камбоджа

Историю буддизма в Камбодже можно назвать по-настоящему трагической. Но, забегая вперед, можно сказать, что все закончилось хорошо.

В стране насчитывалось больше трех тысяч буддистских храмов, пока к власти не пришел политический деятель Пол Пот и не устроил «культурную революцию». Ее результатом стало причисление монахов к низшему классу и их последующие репрессии и уничтожение. Немногим из них суждено было спастись.


После того, как была создана Республика Кампучия, все силы властей были брошены на восстановление буддийской религиозной мысли среди населения. В 1989 году она была признана государственной религией.

Китай

В Китае – один из компонентов, наряду с конфуцианством и даосизмом, так называемого Сань Цзяо – «трех религий» – на котором держатся религиозные взгляды китайцев.

В начале 90-х годов прошлого века наблюдался конфликт власти с тибетским буддизмом, который она хотела подавить, занявшись «патриотическим воспитанием» монахов. Сегодня государственные структуры Китая жестко контролируют деятельность религиозных организаций, в том числе и буддистских.


Мьянма

Абсолютное большинство, а именно 90% жителей Мьянмы считают себя буддистами. Это такие народности, как бирманцы, моны, араканцы, и их можно отнести к нескольким школам тхеравады.

Буддийские идеи бирманцев – последователей этих школ – смешиваются с существовавшим ранее культом духов. Махаяну поддерживают в основном китайцы, живущие в Мьянме.


Тибет

Буддизм пришел в Тибет из Индии, и, вобрав в себя идеи и традиции древней тибетской религии бон, прочно укоренился здесь, став основной религией страны. Три основные школы — Гелуг, Кагью и Ньингма — считаются самыми влиятельными.

В середине XX века страну захватил Китай, начались гонения на монахов, многие храмы и монастыри были разорены оккупантами, а Далай-лама XIV со своими сторонниками вынужден был бежать в Индию.

Тем не менее, тибетцы, как живущие на родине, так и бежавшие от китайских властей за границу, бережно хранят и поддерживают буддийские традиции и образ жизни.


Япония

Японский буддизм охватывает большую часть жителей, но он делится на огромное количество направлений и течений. Одни из них взяли в основу буддийскую философию, вторые – чтение мантр, третьи – медитативные практики.

Переплетаясь между собой, они образовывали все новые школы, которые пользуются успехом среди разных слоев населения. Их все можно условно разделить на две группы: классические школы и необуддизм.


Именно японские проповедники, изучающие буддийское учение, наиболее активно несут эти знания в «небуддистский» мир, в первую очередь в Европу и Америку.

Россия

Даже в России идеи буддизма хорошо знакомы, а в таких национальных республиках, как Калмыкия, Бурятия, Тува они и вовсе почти полностью завладели умами людей.

Большинство относится к тибетским школам гелуг и карма кагью. В самых крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге – давно существуют общины буддистов.


Заключение

Буддийское учение за долгие века своего существования полностью изменило сознание евразийского общества. И с каждым днем эта философия расширяет свои границы, в первую очередь – в умах людей.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, будем искать истину вместе.

Хотя в буддизме никогда не было миссионерского движения, учения Будды широко распространились на территории Индостана, а оттуда по всей Азии. В каждой новой культуре методы и стили буддизма менялись в соответствии с местным менталитетом, но основные принципы мудрости и сострадания оставались неизменными. Тем не менее, в буддизме так и не сложилось общей иерархии религиозных авторитетов с единым верховным главой. В каждой стране, куда проникал буддизм, возникали свои собственные формы, религиозная структура и духовный лидер. В настоящее время наиболее известным и уважаемым в мире буддийским лидером является Его Святейшество Далай-лама Тибета.

Существует две основные ветви буддизма: хинаяна , или Умеренная колесница (Малая колесница), основное внимание которой направлено на личное освобождение, и махаяна , или Обширная колесница (Великая колесница), основное внимание которой направлено на достижение состояния полностью просветленного Будды с тем, чтобы наилучшим образом помогать другим. У каждой из этих ветвей буддизма есть свои собственные течения. В настоящее время сохранились три основные формы: одна форма хинаяны, известная как тхеравада , распространенная в Юго-Восточной Азии, и две формы махаяны, представленные тибетской и китайской традициями.

В III веке до н. э. традиция тхеравада проникла из Индии в Шри-Ланку и Бирму, а оттуда - в провинцию Юньнань в Юго-Западном Китае, Таиланд, Лаос, Камбоджу, Южный Вьетнам и Индонезию. (прил.1) Вскоре можно было обнаружить группы практикующих буддизм индийских торговцев на берегах Аравийского полуострова и даже в египетской Александрии. Другие формы хинаяны проникли с тех пор на территорию современных Пакистана, Кашмира, Афганистана, восточного и прибрежного Ирана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана. В те времена это была территория древних государств Гандхара, Бактрия, Парфия и Согдиана. Отсюда во II веке н.э. эти формы буддизма распространились в Восточный Туркестан (Синьцзян) и далее в Китай, а в конце XVII века - в Киргизию и Казахстан. Позже эти формы хинаяны были объединены с некоторыми из учений махаяны, также пришедшими из Индии. Таким образом, махаяна в конечном счете стала преобладающей формой буддизма на большей части территории Центральной Азии.

Китайская форма махаяны позднее распространилась в Корею, Японию и Северный Вьетнам. Начиная примерно с V века, еще одна ранняя волна махаяны, смешанная с шиваитскими формами индуизма, проникла из Индии в Непал, Индонезию, Малайзию и некоторые районы Юго-Восточной Азии. Тибетская традиция махаяны, которая, зародившись в VII веке, вобрала в себя все историческое развитие индийского буддизма, распространилась по всему Гималайскому региону, а также в Монголию, Восточный Туркестан, Киргизию, Казахстан, северную часть Внутреннего Китая, Маньчжурию, Сибирь и Калмыкию, расположенную на побережье Каспийского моря в европейской части России.(лит.1)

Как распространялся буддизм?

Распространение буддизма на большей части территории Азии было мирным и происходило несколькими путями. Пример показал Будда Шакьямуни. Будучи в первую очередь учителем, он путешествовал в соседние царства, чтобы делиться своими озарениями с теми, кто был восприимчив и заинтересован. Более того, он наставлял своих монахов идти по миру и разъяснять его учения. Он не просил других осуждать или отказываться от их собственной религии и переходить в новую, поскольку не стремился основать свою собственную религию. Он лишь пытался помочь другим преодолеть несчастье и страдание, созданные ими самими из-за их недостатка понимания. Позже поколения последователей были вдохновлены примером Будды и делились с другими теми его методами, которые они сами считали полезными в своей жизни. Таким вот образом повсюду распространилось то, что сейчас называют «буддизмом».

Иногда этот процесс развивался естественно. Например, когда буддийские торговцы оседали в новых местах или просто поcещали их, некоторые из местных жителей проявляли естественный интерес к верованиям иноземцев, как это произошло с проникновением ислама в Индонезию и Малайзию. Такой процесс распространения буддизма происходил на протяжении двух столетий до и после нашей эры в странах, расположенных вдоль Шелкового пути. Узнавая больше об этой индийской религии, местные правители и население начинали приглашать монахов в качестве советников и учителей из тех регионов, откуда прибыли торговцы, и таким образом в конечном счете перенимали буддийскую веру. Другой естественный способ состоял в медленном культурном поглощении покоренного народа, как в случае с греками, ассимиляция которых в буддийском сообществе Гандхары, располагавшейся на территории современного центрального Пакистана, происходила на протяжении столетий после II века до н.э. Тем не менее, чаще всего распространение происходило главным образом благодаря влиянию могущественного правителя, лично принявшего и поддерживающего буддизм. В середине III века до н.э., к примеру, буддизм распространился по всей северной Индии благодаря личной поддержке царя Ашоки. Этот великий основатель империи не заставлял своих подданных перенимать буддийскую веру. Но его указы, высеченные на железных колоннах устанавливавшихся по всей стране(прил.2), побуждали его подданных вести этический образ жизни. Царь сам следовал этим принципам и тем самым вдохновлял других перенимать учения Будды.

Кроме того, Царь Ашока активно способствовал распространению буддизма за пределами своего царства, отправляя миссии в удаленные районы. В некоторых случаях он делал это в ответ на приглашение иностранных правителей, таких как король Шри-Ланки Тишья. В других случаях он по собственной инициативе посылал монахов в качестве дипломатических представителей. Как бы там ни было, эти монахи не оказывали давления на других, стремясь обратить их в буддизм, а просто делали учения Будды доступными, позволяя людям выбирать самостоятельно. Это подтверждается тем фактом, что буддизм вскоре укоренился в таких районах, как Южная Индия и юг Бирмы, в то время как нет никаких свидетельств о каком-либо незамедлительном эффекте на другие районы, например на греческие колонии в Центральной Азии.

Другие религиозные правители, например монгольский властитель XVI века Алтан-хан, приглашали буддийских учителей в свои владения и провозглашали буддизм государственной религией, чтобы объединить свой народ и укрепить свою власть. При этом они могли запрещать некоторые практики не-буддистов, местных религий и даже преследовать тех, кто им следует. Однако подобные деспотичные меры имели в основном политические мотивы. Такие амбициозные правители никогда не принуждали своих подданных перенимать буддийские формы веры или поклонения, потому что такой подход не характерен для буддийской религии.

Если даже Будда Шакьямуни говорил людям не следовать его учениям лишь руководствуясь слепой верой, а сначала тщательно проверить их, насколько в меньшей степени люди должны согласиться с учениями Будды под ринуждением ревностного миссионера или указа правителя. Так, например, когда Нейджи Тойн в начале XVII столетия н.э. пытался подкупить восточно-монгольских кочевников следовать буддизму, предлагая им домашний скот за каждый выученный ими стих, люди пожаловались верховной власти. В итоге этот навязчивый учитель был наказан и изгнан. (лит. 11)

Специфика буддизма в том, что он вмещает в себя черты мировой религии как открытой системы, так и черты национальных религий - закрытых систем, о которых принято говорить, что они могут быть «впитаны только с молоком матери». Это обусловлено исторически, в буддизме шли параллельно два процесса:

  • -распространение в разных странах больших традиций (Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны), единых для буддистов всего мира, с одной стороны,
  • -и возникновение национальных форм бытовой религиозности, продиктованных конкретными условиями жизни и культурными реалиями, с другой.

Государственные и национальные формы буддизма часто становились одним из важнейших факторов этнической самоидентификации народа, как это произошло у тайцев, неваров, калмыков, бурят и в меньшей степени тувинцев. В полиэтнических странах, например, в Россия, буддизм предстает во всем своем многообразии традиций и школ как мировая религия.

Именно об этом свойстве буддизма облекать Большие традиции в самые разные национальные культурные формы без утраты сути Учения, тибетцы говорят, что Учения Будды подобны алмазу, когда тот лежит на красном фоне, то становится красным, когда на синем - синим, при этом фон остается фоном, а алмаз - все тем же алмазом.

Но не стоит заблуждаться.

Существует некий стереотип буддизма как религии абсолютно бесконфликтной и пацифистской -- стереотип, созданный западными либералами в противовес авраамическим религиям, история которых, напротив, переполнена примерами легитимации насилия и «партийной» ангажированности. Есть также стереотип буддийской отрешенности, неотмирности -- а значит, и невовлеченности в политическую жизнь. Любой человек, хотя бы немного изучавший историю буддизма, может легко опровергнуть эти стереотипы множеством примеров и легитимации насилия, и вовлеченности в политические конфликты. (классический пример -- ланкийские хроники начала нашей эры) (лит. 4)

Главной же страной, где наиболее пышным цветом распустилось учение махаяны, был Тибет. В Тибет буддизм был впервые занесен в VII в. н. э., и по чисто политическим мотивам. Страна переживала тогда переход к классовому общественному строю, и объединитель Тибета князь Сронцзян-гомбо испытывал необходимость идейно закрепить объединение. Он завязал сношения с соседними странами - Индией (Непалом) и Китаем. Из Непала были заимствованы письменность и буддистское вероучение. По позднейшей легенде, сам Сронцзян был воплощением бодисатвы Авалокитешвары. Но буддизм проник в Тибет вначале в форме хинаяны и долгое время оставался чуждым народу, придерживавшемуся своих древних шаманских и родовых культов (так называемая "религия бон", или "бонбо"); буддизм был религией лишь придворных кругов.

С IX в. буддизм начал распространяться в народе, но уже в махаянистской форме. Проповедником его был Падма-Самбава, который вместе со своими сторонниками широко практиковал магические обряды, заклинания духов, гадания. Эти миссионеры буддизма щедро пополняли буддистский пантеон местными божествами, проповедовали рай Сукавати для праведных и страшный ад для грешников. Все это облегчило принятие новой религии народными массами, да и власти усиленно поддерживали ее. Однако в Тибете была сильна и антибуддистская партия, опиравшаяся на старую родоплеменную знать. В начале X в. (при царе Лангдарме) буддизм подвергся преследованиям. Борьба все же кончилась победой буддистов, которые, устроив заговор, в 925 г. убили Лангдарму (в позднейших буддистских верованиях он изображается страшным грешником и еретиком). Полную же победу одержал буддизм в Тибете в XI в., когда в нем усилилось новое течение -- тантризм.

В глубине традиции религиозный подвиг буддийского отшельника и праведника всегда резонировал воинственными метафорами («война со злом», «война с иллюзорным миром») и прочно срастался с открыто военизированными явлениями, такие как, например, боевые искусства или самурайский кодекс бусидо, связанные с традицией чань/дзен (что особенно проявилось в открыто милитаристской интерпретации дзена в в Японии первой половины XX-го века); или традиция текстов «Калачакра-тантры», допускавшая, в качестве ответа на агрессию, превращение внутренней, духовной борьбы во внешнюю (что напоминает соотношение «внутреннего» и «внешнего» джихада в исламе); были и другие похожие примеры.(Следует вспомнить военизированное монашество в истории Кореи, Японии и Тибета; некоторые эпизоды истории тхеравадинских стран, такие как войны древних сингальских царей, описаннные в хрониках «Махавамса» и «Дипавамса», относящихся к первым векам новой эры.(лит11) Относительно «священной войны» в буддизме, И все-таки понятие «священной войны» в том же смысле, как мы встречаем его в истории авраамических религий -- активное насилие по уничтожению «неверных» и утверждению религиозной монополии, связанное с воинственным миссионерством -- в буддизме отсутствует.

Именно в силу этих генетических причин мы не видим в буддийском мире патологических антимодернистских надрывов. Точно также, в буддизме нет и не может быть организованного жесткого анти-глобализма, институционально поддерживаемого авторитетом религиозных лидеров, как, например, в исламе или в российском православии. В отличие от ислама, буддизм более локален и диффузен и никогда не был сколько-нибудь жестко связан со светской властью, поэтому его анти-глобалистский ответ не структурирован, не принимает жестких организационных форм и не может служить основой транснациональных вооруженных групп: буддийская Аль-Каида кажется нонсенсом. (лит. 5)

В буддизме нет единой централизованной церкви, является объединение только в национальных или государственных границах. Но это не исключает существования общепризнанных авторитетов и активного общения. Были попытки под преодолевать теоретически-богословские разногласия. Ведь еще в V в до не в буддизме уже 18 сект. Для преодоления богословских и культовых разногласий между ними собрались собора: первый - в. Раджагрихе (6 л 477 г до не), второй - в. Вайшали (около 367 до не), третий - в. Паталипутре (III в до не). Эти соборы полного единства не достигли, как, собственно, и церковной организации не создали, но, безусловно ктивизации распространения новой религииення нової релігії.

После своего возникновения буддизм первые три века мирно сосуществовал с брахманизмом и джайнизмом (о чем речь пойдет дальше). Бывало, что в одной религиозной общине мирно уживались верующие трех религий. Но потом все же четко определилась преимущество буддизма, как религия больше соответствовал тому времени. Буддизм не был оппозиционным никакой власти. Быстро он стал государственной религией многих влиятельных государств на которые была разделена в то время. Индия. Расцвет государственности. Индии при царе. Ашоку в III в до не был началом расцвета и совершенствования буддизма. При царе. Ашоку состоялся буддийский собор в. Паталипутра (это мы сто в то время был столицей государства. Магадхи), который упорядочил. Типитаку тех пор и началось интенсивное распространение буддизмя буддизму.

Конец II тыс. до не был периодом стремительного распространения буддизма в. Пенджабе,. Синде,. Гуджерати,. Кашмире - территориях, с распадом государства. Магадахы вошли в пределы. Греко-бактрийского царства. Цветет будд дизм и в. Кушанского царства. В те времена хинаяна была вытеснена из. Северной. Индии в. Южную. Махаяна же утвердилась и стала распространяться за пределы. Инди Індії.

конце I тыс. до не буддизм утверждается на. Цейлоне (с 1972 г -. Шри-Ланка)

Уже в первые века нашей эры буддизм становится мировой религией, охватив территории. Средней,. Центральной и. Передней. Азии. Начинается победный марш буддизма по. Восточной. Азии: в I в не -. Китай; IV в т -. Корея; VI в -. Япония; VII ст -. Тибет; XIII-XIV вв -. Монголия; XVIII ст -. Бурятия и. Тувія і. Тува.

В. Юго-Восточной. Азии буддизм укореняется с VIII-IX вв. В XIX-ХХ вв он становится известным в. Европе и. Америке как религия, имеет последователей и храмы

Триумфальное шествие буддизма по азиатскому континенту обусловлена??его социальным содержанием - он оказался очень нужен людям и обществу

Буддизм высоко оценил личность человека. Вий отверг старую оценку ее по принадлежности к определенному роду, племени, нации, касты так, как это делал брахманизм и индуизм. Он стал ценить человека как личность завис но от ее поведения: отношение ее к природе, другим людям, к самому себе. Спастись могла любой человек - от царя до раба. Для этого она должна строго придерживаться учения. Будды, вести соотв идно этому учению. В условиях жестокого рабовладения гуманистическое содержание буддийского учения в конце 1-го тыс. до не был настоящим откровением. И это открыло ему путь в души людей. Будда поселил в гражданском х душах надежду на спасение не в настоящем земной жизни, а в неопределенном будущем. Но все же оно будет, его следует ожидать, следует приложить усилия в нынешней жизни, пойти по пути, который указ ав. Будда, выполнять его установки, жить по его учениейого вченням.

Итак,. Будда, осудив современный человеческий мир, высоко поставив личность человека, перенес ее спасение в нереальный потусторонний мир

Обратим внимание на то, что. Будда вовсе не был ни революционером, ни даже реформатором. Он ни в чем не собирался менять общество, он только подсказывал, как человеку самосовершенствоваться он объявит сив всех равными перед спасением, но не призывал к разрушению кастового строя. Только брахманов он считал лишним. Варной. Все остальные должны были действовать в обществе так, как они это делали и раньше. Будда в. Открыть призвал к повиновению обладателям, а они, со своей стороны, поддерживали буддизм и как государственную религию, и в его распространении за пределами. ИндиІндії.

В начале I тыс. НЕ буддизм охватывает своим влиянием всю южную часть. Евразийского материка. На конец этого тысячелетия ресниц уже имеет территорию влияния от. Каспийского моря до. Тихого океана, от якутов ее в. Индонезию. Этот масштабный выход на историческую арену происходит в условиях столкновения с местными культами, не проходит для буддизма бесследно, ибо сопровождается взаимными ассимилятивные процессам и. Этому способствуют и пластичность вероучения буддизма и неразработанность его культовой стороны. Такой характер распространения буддизма способствовал образованию достаточно четких особенностей его направлений, к тому же ране е запрограммированных наличием течений хинаяны и маахаянаахаяни.

Единого буддизма, как и единого христианства или ислама, не существует. Многочисленные секты и направления можно разделить на три течения:

Южный и юго-восточный буддизм, тхеравада, индо-буддизм (это все возможные синонимы), который вырос на. Хинаяны;

Дальневосточный дао-буддизм, основанный на махаяне;

Центральноазиатский тантрический буддизм, имеющий в основе. Ваджраяну

Рассмотрим их подробнее

Тхеравада, как нам уже известно, предоставляет в религиозной деле приоритет накопления религиозных заслуг в повседневной жизни и не надеется на достижение духовного просветления верующего. Духовенство выс становится как необходимый наставник и руководитель, а монастыри - как необходимые центры социально-религиозной жизни. Этот буддизм нос индиализовану культуру всем тем народам, среди которых он распространялся. Он очень ор ганично пополнял политические системы азиатского средневековья в. Шри-Ланке,. Бирме,. Таиланде,. Камбодже,. Лаосе,. Вьетнаме,. Малайзии, на. Филиппинах, в. Индонезиезії.

Дальневосточный буддизм активно розроблював идею бодсы-хатвы - мудреца, ведет людей к спасению. В нем религиозные общины автономны и играют определенную социально-культурную роль в нем образовалась большая а количество школ и течений, которые, настаивая на общем совместном духу учения, детализируют его, исходя из личности учителя. Он легко сосуществует с местными религиями. Этот вид буддизма распространился в. Китае й,. Кореи,. Японионії.

Центральноазиатский буддизм формировался уже в начале II тыс. не, когда начался упадок буддизма. Главной целью религиозной практики он считает совершенствование личности под руководством гуру - учителя,. Настя авника. Он быстро реформировался в ламаизм. Распространен в. Тибете и монголынголії.

Хотя буддизм и исчез в. Индии, но его наследие наложила пожизненный отпечаток на культуру этой страны. Индийский историк. Д. Косамби замечает, что буддизм остается на все времена важнейшим открытием. Индии й, ее вкладом в цивилизацию. Азиії.

Один из основателей современной буддологии. ООРозенберг писал о том, что каким буддизм был сначала, таким, по сути, он и остался. Его основные положения, основной взгляд на жизнь и ее загадки остались ся такие же, какие были при его формированиинні.

Существуют многочисленные религиозные организации буддистов, в основном они имеют национальный характер. Единой буддийской церкви, как и единого учения, нет. В. Таиланде, например, буддийскую церковь возглавляет кор роль, так же было раньше и в. Лаосе, а в. Бирме и. Шри-Ланке вообще отсутствует централизация общин. Существуют международные организации буддистов. Наиболее влиятельная из них -. Всемирное братство буддистов, образует не в 1950 г на. Международном конгрессе буддистов в. Коломбломбо.

Разделение буддизма на многочисленные течения и школы, часто очень неточно называют сектами, имеют большее значение для ученого духовенства, буддийских философов, чем для широкого круга верующих. Поэтому истор рия этих школ и течений совпадает с историей буддийской философии. Что касается популярного, простонародного буддизма, то его течения и оттенки - не последствия догматического мышления, а приспособление загальнобу ддийських положений в специфических элементов, которые порождены политическими, этническими, культурными и другими особенностями исторического развитияку.

Чем же, наконец, является буддизм?

Вопросы и задания для закрепления знаний

1. В каких исторических условиях начинались основные положения буддийского вероучения?

2. В чем разница между махаяной и хинаяной?

3. Какой связь философии и этики буддизма?

4. Как распространялся буддизм?

Темы для рефератов, курсовых, дипломных и конкурсных работ

1. Будда - историческая личность

2. Джатака как материалы для биографии. Будды

3. Распространение буддизма в. Юго-Восточной. Азии (по отдельным странам на выбор)

4. История джайнизма

5. Цзонкоба - реформатор или революционер в религии?

6 современных ламаизм

Литература

Джаммапада /. Пер с сваи -. М:. Изд вост л-ры, 1960 -160 с

Джантакы -. М:. Худож л-ра, 1979 - 351 с

Кочетов. АН. Буддизм. Изд 2-е -. М:. Наука, 1983 - 176 с

Ильин. ГФ. Религии древней. Индии -. М:. Изд. АН. СССР, 1953 - 47 с

Гусева. НР джайнизмом -. М:. Наука, 1968 - 125 с

Кочетов. АН ламаизмом -. М:. Наука, 1973 - 198 с

Учение. Будды -. Элиста. МП"БОТХН", 1992 - 256 с

Рампа. Т. Лобсанг. Третий глаз -. Л:. Лениздат, 1991 - 192 с

Далай-лама XIV. Буддизм. Тибета -. Москва -. Рига:. Нартанг-Угунс, 1991 - 103 с

Распространение буддизма на большей части территории Азии было мирным и происходило несколькими путями. Пример показал Будда Шакьямуни. Будучи в первую очередь учителем, он путешествовал в соседние царства, чтобы делиться своими озарениями с теми, кто был восприимчив и заинтересован. Более того, он наставлял своих монахов идти по миру и разъяснять его учения. Он не просил других осуждать их собственную религию, осуждать ее и переходить в новую, поскольку не стремился основать свою религию. Он лишь пытался помочь другим преодолеть несчастье и страдание, созданные ими самими из-за недостатка понимания. Позже поколения последователей были вдохновлены примером Будды и делились с другими теми методами из его учения, которые они сами считали полезными в своей жизни. Так то, что сейчас называют «буддизмом», распространилось повсюду.

Иногда этот процесс развивался естественно. Например, когда буддийские торговцы оседали в новых местах или просто посещали их, некоторые из местных жителей проявляли естественный интерес к верованиям иноземцев, как это произошло с проникновением ислама в Индонезию и Малайзию. Таким образом распространение буддизма происходило на протяжении двух столетий до и после нашей эры в странах, расположенных вдоль Шелкового пути. Узнавая больше об этой индийской религии, местные правители и население начинали приглашать монахов в качестве советников и учителей из тех регионов, откуда прибыли торговцы, и таким образом в конечном счете перенимали буддийскую веру. Другой естественный способ состоял в медленном культурном поглощении покоренного народа, как в случае с греками, ассимиляция которых в буддийском сообществе Гандхары, располагавшейся на территории современного центрального Пакистана, происходила на протяжении столетий после II века до н. э.

Тем не менее, чаще всего распространение происходило главным образом благодаря влиянию могущественного правителя, лично принявшего и поддерживающего буддизм. К примеру, в середине III века до н. э. буддизм распространился по всей северной Индии благодаря личной поддержке царя Ашоки. Этот великий основатель империи не заставлял своих подданных перенимать буддийскую веру. Но его указы, высеченные на железных колоннах, установленных по всей стране, побуждали подданных вести этический образ жизни. Царь сам следовал этим принципам, вдохновляя других перенимать учения Будды.

Кроме того, Царь Ашока активно способствовал распространению буддизма за пределами своего царства, отправляя миссии в удаленные районы. В некоторых случаях он делал это в ответ на приглашение иностранных правителей, таких как царь Шри-Ланки Тишья. В других случаях он по собственной инициативе посылал монахов в качестве дипломатических представителей. Как бы там ни было, эти монахи не оказывали давления на других, стремясь обратить их в буддизм, а просто делали учения Будды доступными, позволяя людям выбирать самостоятельно. Это подтверждается тем, что буддизм вскоре укоренился в таких районах, как Южная Индия и юг Бирмы, в то время как нет никаких свидетельств непосредственного влияния на другие районы, например на греческие колонии в Центральной Азии.


Другие религиозные правители, например монгольский властитель XVI века Алтан-хан, приглашали буддийских учителей в свои владения и провозглашали буддизм государственной религией, чтобы объединить народ и укрепить свою власть. При этом они могли запрещать некоторые практики местных небуддийских религий и даже преследовать тех, кто им следует. Однако подобные деспотичные меры имели в основном политические мотивы. Такие амбициозные правители никогда не принуждали подданных перенимать буддийские формы веры или поклонения, потому что такой подход не характерен для буддийской религии.

Если даже Будда Шакьямуни говорил людям не следовать его учениям, лишь руководствуясь слепой верой, а сначала тщательно проверить их, насколько в меньшей степени люди должны согласиться с учениями Будды под принуждением ревностного миссионера или указа правителя. Например, когда Нейджи Тойн в начале XVII столетия н. э. пытался подкупить восточно-монгольских кочевников, предлагая им домашний скот за каждый выученную строфу из буддийских текстов, люди пожаловались верховной власти. В итоге навязчивый учитель был наказан и изгнан.

13. Основные черты культуры стран конфуцианского региона.

Культура Азиатских стран зародилась на­много раньше нашей культуры. Их религиоз­но-этические и социально политические идеи, идеология и психология, образ жизни и мировоз­зрение сильно отличаются от европейских.

Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшая тысячелетия и сохранив­шая, несмотря на все катаклизмы, свою целост­ность и своеобразие. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на про­тяжении веков и породил тот уникальный фено­мен, который называют китайской цивилизаци­ей. Очень важным моментом в истории развития культуры Китая является зарождение конфуци­анства. Из истории известно, что все великие идеологии и религии обычно возникали в пери­оды великих кризисов и социальных сдвигов и были знаменем и платформой выдвигавшихся на авансцену новых социальных сил. В этом смыс­ле конфуцианство не составляет исключения. В сложный период истории Китая оно сыграло роль великого социального интегратора, способ­ствовавшего сплочению страны, упрочению ее будущего .

Сегодня во всем мире вряд ли найдется чело­век, не слышавший о конфуцианстве и его зна­менитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н. э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы (7l?) или Кун-фуцзы (Му­дрец Кун). В древних книгах его порой называ­ют просто Учителем, и сразу становится понят­но, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются филосо­фы, политики, ученые всего мира. Его фразы се­годня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.

По конфуцианским принципам в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япо­ния, Корея, Вьетнам, Сингапур; принципы эти настолько органично вошли в плоть их нацио­нальной культуры, что люди часто сами не заме­чают, что говорят словами Конфуция.

Конфуцианство сыграло большую роль в раз­витии всех сторон жизни китайского общества, в том числе и в формировании его философско­го мировоззрения. Конфуция мало интересуют проблемы материального мира и космогонии. В центре его учения - человек, его нравственное и умственное развитие и поведение. Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспита­ния идеального человека. В основе всех обще­ственных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиоз­ный ритуал. Стержень мудрости - соблюдение ритуала, а сущность философии - его правиль­ное объяснение и понимание. Китайский лозунг (гувэйцзинь юн) - «древность на службу совре­менности», сформулированный еще в Древнем Китае, демонстрирует преданность традициям, свойственную китайскому менталитету. Именно конфуцианство является не только корнем ки­тайской культуры, но и политическим компасом. Очень интересным моментом в учении Конфу­ция является его концепция «золотой середины». «Путь золотой середины» - один из основных элементов его идеологии и важнейший принцип добродетели. И его необходимо использовать в управлении народом для смягчения противоре­чий. Умение находить середину всем не дано. Большинство людей или слишком осторожны, или слишком несдержанны .

Конфуций считал, что одна из основных задач человека - понять свое место в мире, «соединить свою силу с небом и землей». Это и есть истин­ное познание. Конфуций утверждал, что знания должны быть дополнены рассуждениями, иначе они бесполезны. Его учение о знании подчинено социальной проблематике. Знать - «значит знать людей». Познание природы его мало интересо­вало. Его вполне удовлетворяло то практическое знание, каким обладают те, кто непосредственно допускал возможность врожденного знания. Но такое знание встречается редко. Сам Кун Фу-цзы, по его словам, таким знанием не обладал. «Те, кто обладают врожденным знанием, стоят выше всех». А «за ними следуют те, кто приоб­ретает знание благодаря учению». Учиться надо и у древних, и у современников. Учение должно быть избирательным: «слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему» . Знание состо­ит как в совокупности сведений, так и в умении многосторонне рассматривать вопрос, даже не­знакомый, в методе.

Учение Конфуция не содержит главы, спе­циально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструи­ровать по отдельным суждениям. Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его учение в этой об­ласти взаимосвязано. Некоторые его высказыва­ния носят иносказательный характер, и поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это мо­жет исказить суть учения, как она искажалась китайской бюрократией на протяжении многих веков.

Ключ к управлению народом Конфуций ви­дел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Если верхи следуют «Дао», то народ не ропщет: «Если государь должным об­разом относится к родственникам, в народе про­цветает человеколюбие. Если государь не забы­вает о друзьях, в народе нет подлости» .

Конфуцианство - прежде всего учение о нравственности. Конфуцианская этика опирает­ся на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (Дао), по которому должен следовать всякий, кто желает жить счаст­ливо, т. е. в согласии с самим с собой, с другими людьми и с Небом.

В Китае возник и сознательно поддерживал­ся подлинный культ официального конфуциан­ства - культ Конфуция как великого мудреца, основателя, патриарха и пророка общепризнан­ного учения практически всегда теснейшим об­разом переплетался с культом конфуцианства. Этот культ, в сущности вобравший в себя всю огромную сумму конфуцианских традиций, играл очень большую роль в жизни страны. Зна­чение конфуцианства на протяжении двух тыся­челетий было неодинаковым.

Главным регулятором всех жизненных свя­зей и отношений в стране всегда выступало именно конфуцианство. Культ конфуцианства диктовал жесточайшие наказания и мучитель­ную смерть для преступников, особенно для отцеубийц - и это находило отражение в офи­циальном законодательстве. Этот же культ пред­усматривал жестокую критику современников и суровое осуждение потомков по адресу недобро­детельных правителей, императоров-отступни­ков. Культ конфуцианства заставлял замалчивать все замечательные идеи неоконфуцианского тол­ка мыслителей. Этот культ требовал презирать, как писание «низкого жанра», все те литератур­ные сочинения, которые не соответствовали или не полностью соответствовали требуемым кон­фуцианским стандартам. И эффективность кон­фуцианских запретов или рекомендаций была вне сомнения.

Опираясь на прошлое, удивительную ста­бильность современного экономического раз­вития и политического уклада, можно объяснить гармоничным сочетанием культурно-историче­ских традиций и технологической модернизации. Успех прогресса кроется в бережном сохранении наследия и его демократических ценностей. Без прошлого не бывает будущего.

В настоящее время Китай не копирует запад­ные идеи модернизации общества. Он идёт по самостоятельному пути, основываясь на твор­ческом переосмыслении конфуцианских тради­ций. Китайские современные политики успешно сочетают социалистическую модель с капита­листической. Они формируют собственную мо­дель развития общества и страны в целом на базе местных традиций, богатого исторического прошлого и избирательного использования до­стижений западной цивилизации. Китайскому руководству удаётся сочетать государственное планирование и рыночные механизмы.

Чтобы глубже понять политическую направ­ленность и специфику китайского общества, не­обходимо изучение конфуцианства, которое яв­ляется движущей силой для китайского народа на протяжении столь длительного времени.

Особое значение имеет то, что государствен­ная политика в деле воспитания молодёжи, фор­мирования её нравственных устоев опирается на конфуцианские традиции. Она призвана сфор­мировать гуманитарно-развитую личность, при­знающую выработанные тысячелетним опытом ценности китайской культуры, сохраняющую культурную самобытность и стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершен­ствованию.

Актуальность идей конфуцианских мысли­телей в современности во многом обусловлена тем, что основной темой их рассуждений были человек, общество и государство. Заложенные ими социально-политические нормы и прин­ципы явились основным стержнем, вокруг ко­торого вращались теоретические разработки проблем общественного и государственного об­устройства. Учение Конфуция и его учеников сыграло значительную роль в непосредственном процессе формирования государственности Ки­тая. Конфуцианство - это многоаспектное эти­ко-политическое учение, основателя учения - Конфуция. Конфуций выдвинул идею сплочения членов семьи, коллектива, объединения государства и народа. В китайском языке само значение слова «государство» включает в себя как составную част, корень слова «семья» (ш). На протяжении многих эпох китайские правители руководствовались принципом единения госу­дарства и народа. Этот принцип и лёг в основу современной модернизационной и невероятно успешной политики Китая.

Характерные признаки социального и адми­нистративно-политического устройства обще­ства выступают в конфуцианской идеологии в качестве его специфического регулятора и ста­билизатора, сохраняющего свою значимость и в наши дни. Возможно, секрет удивительных темпов экономического развития и гармонич­ного сочетания историко-культурной традиции и технологической модернизации кроется в бе­режном сохранении конфуцианского наследия и его демократических ценностей.

Ведущая роль в современной социально-по­литической жизни Китая отведена принципам традиционного конфуцианства, и это является залогом успешного социально-политического и экономического развития КНР. Пусть с точки зрения философа конфуцианство было просто «смесью глубоких и пенных идей с пустыми и бесполезными спекуляциями». Но ведь сила кон­фуцианства измерялась вовсе не глубиной его философии. В конкретных условиях средневеко­вого Китая конфуцианство фактически заменило собой государственную религию, бывшую офи­циальной идеологией большинства аналогичных обществ. Однако в Китае, в отличие от других обществ, конфуцианство было большим, чем просто религией .

Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, тео­логов, философов, лингвистов, историков и ис­кусствоведов всего мира. Конфуцианство было прямо-таки необходимым, и в этом смысле мож­но согласиться с теми, кто считает конфуциан­ство в Китае прежде всего «искусством жить» {III}.

3. Первое - Путь, второе - Небо, третье - Земля, четвертое - Полководец, пятое - Закон.

Путь - это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя{2}, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений{3}.

Небо - это свет и мрак, холод и жар, это порядок времени{4}.

Земля - это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь{5}. Полководец - это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость. Закон - это воинский строй, командование и снабжение{6}. Нет полководца, который не слыхал бы об этих пяти явлениях, но побеждает тот, кто усвоил их; тот же, кто их не усвоил, не побеждает.

4. Поэтому войну взвешивают семью расчетами и таким путем определяют положение.

Кто из государей обладает Путем? У кого из полководцев есть таланты? Кто использовал Небо и Землю? У кого выполняются правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого офицеры и солдаты лучше обучены{7}? У кого правильно награждают и наказывают?

По этому всему я узнаю, кто одержит победу и кто потерпит поражение.

5. Если полководец станет применять мои расчеты, усвоив он непременно одержит победу; я остаюсь у него. Если полководец станет применять мои расчеты, не усвоив их, он непременно потерпит поражение; я ухожу от него{8}. Если он усвоит их с учетом выгоды, они составят мощь, которая поможет и за пределами их.

6. Мощь - это умение применять тактику{9}, сообразуясь с выгодой.

7. Война - это путь обмана{10}. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.

8. Все это обеспечивает вождю победу; однако наперед преподать ничего нельзя.

9. Кто - еще до сражения - побеждает предварительным расчетом{11}, у того шансов много; кто - еще до сражения - не побеждает расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много - побеждает; у кого шансов мало - не побеждает; тем более же тот, у кого шансов нет вовсе. Поэтому для меня - при виде этого одного - уже ясны победа и поражение.

1. Предварительные расчеты состоят из пяти основных факторов (путь, время года, местность, руководство и управление) и семи элементов, определяющих результаты боевых действий. Все это сопоставляя и оценивая, даёт больше шансов на победу. В тексте подчеркивается, что война является очень серьезным вопросом для государства и не должна быть начата без должного рассмотрения.

2. Ведение войны должно быть быстрым. Не бывало ещё, чтобы длительная война была выгодна государству.

3. Стратегическое нападение - рассматриваются общие принципы ведения наступления, отмечается, что лучше покорить войско противника, не сражаясь, сохранив, а не потеряв его. Прежде всего надо думать о том, чтобы разбить замыслы противника, оставить его без союзников, и только далее по значимости задача разбить его войска. Хуже - это длительная осада или штурм крепостей. Первое ведет к значительному затягиванию войны, а второе - к большим потерям при негарантированном успехе. В этом же разделе рассматривается стратегия при благоприятном и неблагоприятном соотношении сил, подчеркивается значение знание своих сил и сил противника и объясняется важность полководца, на которого правитель должен опираться, и каким не должен командовать, не зная законов ведения войны.

4. Боевая форма объясняется важностью защиты существующих положений, пока командующий не способен к продвижению от этих положений в безопасное место. Это дает командующим важность занятия стратегических возможностей, чтобы не создать возможности для врага.

5. Мощь - это умение применять тактику, сообразуясь с выгодой.

6. Полнота и пустота - учение о полноте и пустоте, то есть о сильных и слабых сторонах своих и противника, - основа всей тактики.

7. Борьба на войне - борьба, в которой оружием являются стратегическое и тактическое искусство, искусство организации и управления, знание психологических факторов войны и умение ими пользоваться, качество полководца. Борьба имеет свою цель. Цель эта - успех, победа.

8. Девять изменений - описываются различные ситуации, в которых армия оказывается, когда она перемещается через новые вражеские территории, и как ей быть в этой ситуации.

9. Поход - правила расположения войск в различной боевой обстановке и приемы наблюдения за противником.

10. Формы местности - десятая глава посвящена местности, выяснению влияния, которое может оказывать местность на стратегию и тактику военных операций.

11. Девять местностей - девять общих ситуаций. В этой главе описываются условия ведения войны на собственной территории.

12. Огневое нападение - двенадцатая глава посвящена «огневому нападению», то есть действиям огневыми средствами в широком смысле этого выражения.

13. Использование шпионов - способы разведки. «На войне обязательно пользуются шпионами и через них узнают положение противника».

18. Географические, политические и этнические факторы в процессе становления японской культуры.

Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.

Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века - начала периода Мэйдзи.

На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

Другой признак цивилизации – способ освоения культуры – исследован в нашей литературе недостаточно. Вместе с тем знание этого признака важно, так как общественно-историческая практика развития человечества свидетельствует, что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация. Например, мы различаем Западную и Восточную цивилизации. И сегодня продолжается старый спор западников и славянофилов: каким путем лучше идти России – западным или восточным? К какой цивилизации тяготеет Казахстан: Востока или Запада? Ведь и там и там ценности одни и те же, а способы освоения их различны. На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям, понимание их функционирования прежде всего через науку. На Востоке освоение ценностей осуществляется на основе религиозно-философских традиций. Не понять это различие культуры и цивилизации – значит отказаться от безболезненного реформирования России, которая представляет соединение двух цивилизаций – европейской, и азиатской.

Знание цивилизационных особенностей поможет понять сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Ведь это сближение – реальный процесс, который приобрел огромное практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть.

Говоря о цивилизации как о способе освоения культуры, мы имеем в виду такие средства и методы человеческой жизнедеятельности, которые являются определяющими в развитии самой культуры.

19. Культура Японии в доисторический период (Дзёмон-Ямато).

Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру

3. Распространение буддизма

Так как буддизм в качестве последней инстанции признает только индивидуальный опыт, он призывает не относиться к Учению как к догме. Будда призывает применять положения его учения на практике, и если они не выдерживают такой проверки, отбрасывать их. Кроме того, сам Будда рассматривал свое учение как плот, с помощью которого можно переплыть океан сансары (несовершенного, изменчивого бытия) и достичь противоположного берега - нирваны. На берегу плот больше не нужен. Поэтому достигший нирваны оставляет учение. Его дальнейший путь лежит за пределами мыслей и слов.

После смерти основателя его учение передавалось из уст в уста, которое было записано к I в н.э. и составило буддийский канон - Трипитака (Три Корзины), состоящий из трех частей. Это сутры, считающиеся изложением подлинных проповедей Будды, виная - тексты, посвященные нормам монашеского общежития и монашеской дисциплине, и абхидхарма - тексты, посвященные изложению философской и психологической проблематике буддизма.

В буддийских сутрах много несоответствий, что связано не только с размыванием и развитием основ учения с течением времени, но и с тем, что слова Будды всегда были предназначены для определенного человека, слушающем его учение в определенное время и в определенном месте. Главной целью Будды было не создать учение, а направить данного конкретного человека к освобождению. Поэтому учение Будды со временем дало начало множеству буддийских школ, развивающих те или иные положения раннего буддизма.

«Буддийское учение,-- пишет английский исследователь М. Вильямс, становилось то отрицательным, то положительным, то агностическим, то гностическим, от явного материализма и атеизма оно переходило к деизму, политеизму и спиритуализму. То оно выражается пессимизмом, то чистейшей филантропией, то монашеской жизнью, то высоконравственными предписаниями, то материалистической философией, то простою демонологией, то смесью всяких суеверий с колдовством, волшебством, идолопоклонством и фетишизмом включительно. В иной своей форме буддизм почти совпадает с какой-нибудь другой религией и вообще делает заимствования почти из всех вероучений».

Все же основа всех разнообразных ответвлений учения Будды - четыре благородные истины и благородный восьмеричный путь. Постепенно в буддизме формируются два основных направления: Хинаяна - малая колесница, самоназвание - тхеравада (учение старейших) и Махаяна - великая колесница. Первое из этих направлений называют также южным буддизмом, поскольку оно получило распространение в странах южной и юго- восточной Азии, а второе - северным буддизмом по причине его преимущественного распространения в странах лежащих к северу от Индии.

Религиозным идеалом Хинаяны является архат (достойный), то есть святой, полностью следующий монашеским обетам и предписаниям и достигший нирваны. Нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиями. Достичь ее могут только монахи, цель же мирян - забота о сангхе и улучшение своей кармы. Будда - не божество и не сверхъестественное существо, а просто человек, первоучитель, нашедший благодаря собственным трудам путь к освобождению и указавший его другим людям. Он обрел нирвану и в мире больше никак не присутствует. Поэтому все молитвы и другие формы культа имеют смысл лишь как мемориальные акты, цель которых отдание почтения памяти учителя и воспоминание о нем как о примере для подражания.

Ориентация Хинаяны почти исключительно на монашескую среду обусловили ее ограниченное распространение в странах традиционно связанных с Индией. Идеалом Махаяны, напротив, является бодхисаттва (тот, чья сущность - просветление), то есть святой, достигший высшего пробуждения и обретший состояние будды, но отказавшийся от вступления в окончательную нирвану(паринирвану) во имя спасения всех живых существ. Бодхисаттвы дают обет не вступать в нирвану до тех пор пока ее не обретут все живые существа. Главные качества бодхисаттвы - премудрость, то есть способность постигать истинную реальность, и великое сострадание, выражающееся в умении спасать различные типы живых существ.

В отличие от Хинаяны, Махаяна уделяет внимание не только монахам, но и всем верующим, стремясь максимально привлечь к религиозной практике как можно больше людей. При этом Махаяна утверждает, что достичь состояния будды могут не только монахи, но и отдельные благочестивые и мудрые миряне.Распространяясь за пределами Индии, Махаяна проявила исключительную гибкость в приспособлении к новым условиям и характеру иных культур и цивилизаций (в частности синтез китайский традиционных учений и положений Махаяны породил одну из самых замечательных школ Буддизма - Чань-буддизм), что и позволило ей сделать буддизм мировой религией.

Буддизм

В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра. Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего первобытного...

Индуизм

Индуизм представляет собой религиозную систему, теснейшим образом связанную с историей и специфической социальной структурой народов, прежде всего, Южной Азии. Индуизм - это самая большая национальная религия в мире...

История ислама

К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров -- Арабский халифат...

История распространения буддизма в России

История формирования буддийской духовной и социальной организации (сангхи) в России (на современных территориях Бурятии, Иркутской и Читинской областей...

История христианизации Сибири

Процесс распространения и внедрения в народные массы Сибири и Севера православного христианства составлял одну из важнейших сторон колониальной политики самодержавия...

История христианства

Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. После смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, в 6 г. н.э...

Обзор истории церкви в Галлии во II-VI веках

Из послания галльских церквей - лионской и вьенской к церквам асийским и фригийским мы знаем о гонениях на христиан в Лионе летом 177г, в 17й год правления Марка Аврелия. Из этих же посланий известно...

Основы христианского вероучения

Франция Во Францию христианство проникло в начале новой эры. Обычно считается, что подавляющее большинство населе-ния страны (около 90%) придержива-ется католицизма Во Франции имеется более 800 тыс. протестантов. Большинство из них реформаты...

Принятие христианства на Руси

Истребление кумиров служило приготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки...

Распространение христианства в России

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом...

Религии мира

Проповедь буддизма имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям и чаяниям разных слоев населения. Для городских классов - кшатриев и др. - буддизм был оружием борьбы против брахманской аристократии и ее привилегий...

Религии мира

Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Выше уже говорилось о проникновении буддизма на Шри-Ланке...

Религии народов России

Проповедь новой религии имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям разных слоев населения. Для городских классов буддизм был оружием борьбы против аристократии и ее привилегий. Угнетенным народным массам...

Современная культура буддизма в нынешнем Китае

Массовое распространение буддизма в начале новой эры связывают с растущей популярностью даосизма, в котором многое перекликалось с практикой буддийского учения, а так же с тем...

Христианское нравственное учение – истоки, содержание, ценностный смысл

христианство религия иисус христос Распространение христианства и рост численности общин обусловили изменение социального состава и усложнение организации. Появились надзиратели (епископы) и специальные служители (дьяконы) - духовные лица...