Рахметов — особенный человек (по роману чернышевского «что делать?»). Рахметов- особенный человек

11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что о её авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек. Из воды вылавливают его простреленную фуражку.

В то же самое утро на даче на Каменном острове сидит и шьёт молодая дама, напевая бойкую и смелую французскую песенку о рабочих людях, которых освободит знание. Зовут её Вера Павловна. Служанка приносит ей письмо, прочитав которое Вера Павловна рыдает, закрыв лицо руками. Вошедший молодой человек пытается её успокоить, но Вера Павловна безутешна. Она отталкивает молодого человека со словами: «Ты в крови! На тебе его кровь! Ты не виноват - я одна...» В письме, полученном Верой Павловной, говорится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит «вас обоих»...

Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Детство её прошло в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой, между Садовой и Семёновским мостом. Отец её, Павел Константинович Розальский - управляющий домом, мать даёт деньги под залог. Единственная забота матери, Марьи Алексеевны, по отношению к Верочке: поскорее выдать её замуж за богатого. Недалёкая и злая женщина делает для этого все возможное: приглашает к дочери учителя музыки, наряжает её и даже водит в театр. Вскоре красивую смуглую девушку замечает хозяйский сын, офицер Сторешников, и тут же решает соблазнить её. Надеясь заставить Сторешникова жениться, Марья Алексеевна требует, чтобы дочь была к нему благосклонна, Верочка же всячески отказывается от этого, понимая истинные намерения ловеласа. Ей удаётся кое-как обманывать мать, делая вид, что она заманивает ухажёра, но долго это продолжаться не может. Положение Верочки в доме становится совершенно невыносимым. Разрешается же оно неожиданным образом.

К Верочкиному брату Феде приглашён учитель, студент-медик выпускного курса Дмитрий Сергеевич Лопухов. Сначала молодые люди относятся друг к другу настороженно, но потом начинают беседовать о книгах, о музыке, о справедливом образе мыслей и вскоре чувствуют расположение друг к другу. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Он ищет ей место гувернантки, которое дало бы Верочке возможность поселиться отдельно от родителей. Но поиски оказываются безуспешными: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки, если она сбежит из дому. Тогда влюблённый студент находит другой выход: незадолго до окончания курса, чтобы иметь достаточно средств, он оставляет учёбу и, занявшись частными уроками и переводом учебника географии, делает Верочке предложение. В это время Верочке снится первый её сон: она видит себя выпущенной из сырого и тёмного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.

Молодые снимают квартиру, и жизнь их идёт хорошо. Правда, квартирной хозяйке кажутся странными их отношения: «миленькая» и «миленький» спят в разных комнатах, входят друг к другу только после стука, не показываются друг другу неодетыми и т. п. Верочке с трудом удаётся объяснить хозяйке, что такими и должны быть отношения между супругами, если они не хотят надоесть друг другу.

Вера Павловна читает книжки, даёт частные уроки, ведёт хозяйство. Вскоре она затевает собственное предприятие - швейную мастерскую. Девушки работают в мастерской не по найму, а являются её совладелицами и получают свою долю от дохода, как и Вера Павловна. Они не только трудятся вместе, но вместе проводят свободное время: ездят на пикники, беседуют. Во втором своём сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Она видит на этом поле и грязь - вернее, две грязи: фантастическую и реальную. Реальная грязь - это забота о самом необходимом (такая, которою всегда была обременена мать Веры Павловны), и из неё могут вырасти колосья. Фантастическая грязь - забота о лишнем и ненужном; из неё ничего путного не вырастает.

У супругов Лопуховых часто бывает лучший друг Дмитрия Сергеевича, его бывший однокурсник и духовно близкий ему человек - Александр Матвеевич Кирсанов. Оба они «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Кирсанов - человек волевой, мужественный, способный и на решительный поступок, и на тонкое чувство. Он скрашивает разговорами одиночество Веры Павловны, когда Лопухов бывает занят, возит её в Оперу, которую оба любят. Впрочем, вскоре, не объясняя причин, Кирсанов перестаёт бывать у своего друга, чем очень обижает и его, и Веру Павловну. Они не знают истинной причины его «охлаждения»: Кирсанов влюблён в жену друга. Он вновь появляется в доме, только когда Лопухов заболевает: Кирсанов - врач, он лечит Лопухова и помогает Вере Павловне ухаживать за ним. Вера Павловна находится в полном смятении: она чувствует, что влюблена в друга своего мужа. Ей снится третий сон. В этом сне Вера Павловна с помощью какой-то неведомой женщины читает страницы собственного дневника, в котором сказано, что она испытывает к мужу благодарность, а не то тихое, нежное чувство, потребность которого так в ней велика.

Ситуация, в которую попали трое умных и порядочных «новых людей», кажется неразрешимой. Наконец Лопухов находит выход - выстрел на Литейном мосту. В день, когда получено это известие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирсанова и Лопухова - Рахметов, «особенный человек». «Высшую натуру» пробудил в нем в своё время Кирсанов, приобщивший студента Рахметова к книгам, «которые нужно читать». Происходя из богатой семьи, Рахметов продал имение, деньги раздал своим стипендиатам и теперь ведёт суровый образ жизни: отчасти из-за того, что считает для себя невозможным иметь то, чего не имеет простой человек, отчасти - из желания воспитать свой характер. Так, однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьёт вина, не прикасается к женщинам. Рахметова часто называют Никитушкой Ломовым - за то, что он ходил по Волге с бурлаками, чтобы приблизиться к народу и приобрести любовь и уважение простых людей. Жизнь Рахметова окутана покровом таинственности явно революционного толка. У него много дел, но все это не его личные дела. Он путешествует по Европе, собираясь вернуться в Россию года через три, когда ему там «нужно» будет быть. Этот «экземпляр очень редкой породы» отличается от просто «честных и добрых людей» тем, что являет собою «двигатель двигателей, соль соли земли».

Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже весёлою. Кроме того, Рахметов объясняет Вере Павловне, что несходство её характера с характером Лопухова было слишком велико, оттого она и потянулась к Кирсанову. Успокоившись после разговора с Рахметовым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венчается с Кирсановым.

О несходстве характеров Лопухова и Веры Павловны говорится и в письме, которое она вскоре получает из Берлина, Некий студент-медик, якобы хороший знакомый Лопухова, передаёт Вере Павловне его точные слова о том, что тот стал чувствовать себя лучше, расставшись с нею, ибо имел наклонность к уединению, которое никак невозможно было при жизни с общительной Верой Павловной. Таким образом, любовные дела устраиваются к общему удовольствию. Семейство Кирсановых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семейство Лопуховых. Александр Матвеевич много работает, Вера Павловна кушает сливки, принимает ванны и занимается швейными мастерскими: их теперь у неё две. Точно так же в доме существуют нейтральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные комнаты супруги могут зайти только после стука. Но Вера Павловна замечает, что Кирсанов не просто предоставляет ей вести тот образ жизни, который ей нравится, и не просто готов подставить ей плечо в трудную минуту, но и живо интересуется её жизнью. Он понимает её стремление заниматься каким-нибудь делом, «которого нельзя отложить». С помощью Кирсанова Вера Павловна начинает изучать медицину.

Вскоре ей снится четвёртый сон. Природа в этом сне «льёт аромат и песню, любовь и негу в грудь». Поэт, чело и мысль которого озарены вдохновением, поёт песнь о смысле истории. Перед Верой Павловной проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Сначала женщина-рабыня повинуется своему господину среди шатров номадов, потом афиняне поклоняются женщине, все-таки не признавая её равной себе. Потом возникает образ прекрасной дамы, ради которой сражается на турнире рыцарь. Но он любит её только до тех пор, пока она не становится его женой, то есть рабыней. Затем Вера Павловна видит вместо лица богини собственное лицо. Черты его далеки от совершенства, но оно озарено сиянием любви. Великая женщина, знакомая ей ещё по первому сну, объясняет Вере Павловне, в чем смысл женского равноправия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины будущего: граждане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. С утра они работают, вечером веселятся, а «кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». Путеводительница объясняет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует работать и переносить из него в настоящее все, что можно перенести.

У Кирсановых бывает много молодых людей, единомышленников: «Недавно появился этот тип и быстро распложается». Все это люди порядочные, трудолюбивые, имеющие незыблемые жизненные принципы и обладающие «хладнокровной практичностью». Среди них вскоре появляется семейство Бьюмонт. Екатерина Васильевна Бьюмонт, урождённая Полозова, была одной из самых богатых невест Петербурга. Кирсанов однажды помог ей умным советом: с его помощью Полозова разобралась в том, что человек, в которого она была влюблена, недостоин её. Потом Екатерина Васильевна выходит замуж за человека, называющего себя агентом английской фирмы Чарльзом Бьюмонтом. Тот прекрасно говорит по-русски - потому что якобы до двадцати лет жил в России. Роман его с Полозовой развивается спокойно: оба они - люди, которые «не бесятся без причины». При встрече Бьюмонта с Кирсановым становится понятно, что этот человек - Лопухов. Семейства Кирсановых и Бьюмонт чувствуют такую духовную близость, что вскоре поселяются в одном доме, вместе принимают гостей. Екатерина Васильевна тоже устраивает швейную мастерскую, и круг «новых людей» становится таким образом все шире.

РАХМЕТОВ- ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Вот подлинный человек, который особен-
но нужен теперь России, берите с него
пример и, кто может и в силах, следуйте
по его пути, ибо это есть единствен-
ный для вас путь, который может привести
к желанной цели.

Н.Г.Чернышевский.

Как действующее лицо Рахметов появляется в главе "Особен-
ный человек". В других главах его имя только упоминается. Но
чувствуется, что образ поставлен в центре внимания читателя,
что Рахметов- главный герой романа "Что делать?". Глава "Осо-
бенный человек" образует как бы маленькую самостоятельную по-
весть в романе, идея которого не будет без нее полной и понят-
ной.
Рассказывая о Рахметове, Чернышевский умышленно сдвигает
временный порядок фактов, и не дает определенно последователь-
ной характеристики и биографии. Он использует намеки и недо-
молвки, переплетая то, что о нем "знали", с тем, что "узнали"
впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии имеет принципи-
альное значение. Например, происхождение. Действительно, поче-
му разночинец Чернышевский делает главным героем социально -
политического романа дворянина, родословная которого уходит в
глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционе-
ра-дворянина делал идею революции более убедительной и привле-
кательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от
своих привилегий жить за счет народа, значит, кризис назрел.
Перерождение Рахметова началось в ранней юности. Семья
его была, очевидно, крепостническая. Об этом говорит скупая
фраза: " Да и видел он, что в деревне". Наблюдая жестокости
крепостного права, юноша стал размышлять о справедливости.
"Мысли стали бродить в нем, и Кирсанов был для него тем, что
Лопухов для Веры Павловны". В первый же вечер он "жадно слу-
шал" Кирсанова, "прерывал его слова восклицаниями и проклятия-
ми тому, что должно погибнуть, благословениями тому, что долж-
но жить".
Рахметов отличается от Лопухова и Кирсанова не только
своей аристократической родословной, но и исключительной силой
характера, которая проявляется в постоянной закалке тела и ду-
ха, но особенно в поглощенности делом подготовки к революцион-
ной борьбе. Это человек идеи в самом высоком смысле слова.
Мечта о революции для Рахметова - руководство к действию, ори-
ентир всей личной жизни.
Ярко проявляется в Рахметове стремление к сближению с
простыми людьми. Это видно из его путешествия по России, заня-
тий физическим трудом, сурового самоограничения в личной жиз-
ни. Народ прозвал Рахметова Никитушкой Ломовым, выражая этим
свою любовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, который
снисходительно разговаривал с "толстобородыми" мужиками, дво-
рянин Рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую
изучению. Для него народ достоин уважения. Он пытается испы-
тать хоть часть той тяжести, которая висит на мужицких плечах.
Рахметова Чернышевский показывает как человека "очень
редкой", "особой породы", но в то же время как лицо типичное,
принадлежащее к новой общественной группе, хотя и немного-
численной. Писатель наделил "особенного человека" суровой тре-
бовательностью к себе и другим и даже мрачноватой внешностью.
Вера Павловна сначала находит его "очень скучным". "Лопухов и
Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали пе-
ред ним по временам и некоторую трусовость... кроме Маши и
равнявшихся ей или превосходивших ее простотой души и платья".
Но Вера Павловна, узнав поближе Рахметова, говорит о нем:
"...какой это нежный и добрый человек".
Рахметов- ригорист, то есть человек, который никогда и ни
в чем не отступает от принятых правил поведения. Он готовит
себя к революционной борьбе и морально, и физически. Проспав
ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно
улыбаясь: "Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно: однако же
на всякий случай нужно. Вижу, могу". Таким, наверное, Черны-
шевский видел вождя революционеров. На вопрос: "Что делать?"-
Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова и словами, поме-
щенными в эпиграфе. Фигура этого ригориста оказала огромное
влияние на последующие поколения русских и зарубежных револю-
ционеров. Об этом говорят признания этих людей, что их "любим-
цем был, в особенности, Рахметов".
Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, кото-
рых не хватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей,
выносливостью, умением подчинять свою жизнь избранному идеалу,
смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на
Рахметова.

Чернышевский создавал свой роман “Что делать?” в эпоху подъема революционного движения в России. Герой романа Рахметов, как никто другой, подходил для революционной деятельности. Рахметов отличается жесткостью, аскетизмом, железной волей, ненавистью к народным угнетателям. Недаром вождь большевиков В. И. Ленин ставил этого литературного героя в пример своим соратникам, говоря, что только с такими людьми возможен революционный переворот в России.
Что же это за особенный человек, привлекающий и в наши дни внимание тех, кто жаждет социальных потрясений ради общего блага? По происхождению Рахметов - дворянин. Его отец был очень богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на естественный факультет в Петербурге.
Без труда Рахметов сблизился в столице с прогрессивно мыслящими людьми. Случай свел его с Кирсановым, от которого он узнал много нового и передового в политическом отношении. Он стал запоем читать книги. Создается впечатление, что он отмерил себе временной отрезок и точно в него уложился. Уже через полгода Рахметов отложил книги и сказал: "Теперь чтение стало для меня делом второстепенным; я с этой стороны готов для жизни" . В этих словах героя можно разглядеть нечто выходящее за рамки нормально развивающегося человека.
Рахметов начал приучать свою физическую сущность подчиняться духовной, то есть стал приказывать сам себе и эти приказы выполнять точно и в срок. Далее он стал закалять организм. Брался за самую тяжелую работу. Был даже бурлаком.
Все это он проделывал, готовясь к великим революционным делам. Ему блестяще удалось создать себя мощным физически и твердым духовно человеком. Рахметов фанатично следовал выбранным раз и навсегда путем. Он ел только то, что ели простые люди, хотя имел возможность питаться лучше. Объяснял он это просто: "Так нужно - это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться". Видимо, чтобы подчеркнуть его крайнюю революционность, Чернышевский принудил своего героя отказаться и от личного человеческого счастья ради идеалов революционной борьбы. Рахметов отказался от женитьбы на богатой молодой вдове. Объяснил он это так: "Я должен подавить в себе любовь; любовь к вам связала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня - уже связаны".
Писатель-демократ, Чернышевский в образе Рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал: "Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".
Но время показало несостоятельность большевистских идей. И теперь мне ясно, почему вожди Октябрьского переворота избрали Рахметова своим идеалом. Они развивали те рахметовские качества, с которыми им было удобно совершать жестокие дела: не жалели себя, а тем более других, исполняли приказы с леденящей бездумной четкостью железного двигателя, относились к инакомыслящим, как сверхчеловеки к недочеловекам. В результате Россия была залита кровью, а мир был потрясен жестокостью революционных действий.
Наше общество вновь на пути к цивилизованному будущему. И лично я мечтаю о том, чтобы в этом нашем будущем было поменьше "особенных" людей, а побольше обычных: добрых, улыбчивых, живущих своей жизнью. Я хочу, чтобы такое будущее стало действительностью.


Чернышевский создавал свой роман "Что делать?" в эпоху подъема революционного движения в РФ. Герой романа Рахметов, как никто другой, подходил для революционной деятельности. Рахметов отличается жесткостью, аскетизмом, железной волей, ненавистью к народным угнетателям. Недаром предводитель большевиков В. И. Ленин ставил этого литературного героя в пример своим соратникам, говоря, что только с такими людьми возможен революционный переворот в РФ.

Что же это за особенный человек, привлекающий и в наши дни чуткость тех, кто жаждет социальных потрясений ради общего блага? По происхождению Рахметов - дворянин. Его отец был очень богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на натуральный факультет в Петербурге.
Без труда Рахметов сблизился в столице с прогрессивно мыслящими людьми. Случай свел его с Кирсановым, от которого он узнал много нового и передового в политическом отношении. Он стал запоем читать книги. Создается ощущение, что он отмерил себе временной отрезок и точно в него уложился. Уже через полгода Рахметов отложил книги и сказал: "Теперь чтение стало для меня делом второстепенным; я с этой стороны готов для жизни" . В этих словах героя можно разглядеть нечто выходящее за рамки нормально развивающегося человека.

Рахметов начал приучать свою физическую сущность подчиняться духовной, то есть стал приказывать сам себе и эти приказы осуществлять точно и в срок. Далее он стал закалять организм. Брался за самую тяжелую работу. Был более того бурлаком.

Все это он проделывал, готовясь к великим революционным делам. Ему блестяще удалось создать себя мощным физически и твердым духовно человеком. Рахметов фанатично следовал выбранным раз и навсегда путем. Он ел только то, что ели простые люди, хотя имел вероятность питаться лучше. Объяснял он это просто: "Так надобно - это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться". Видимо, чтобы подчеркнуть его крайнюю революционность, Чернышевский принудил своего героя отказаться и от личного человеческого счастья ради идеалов революционной борьбы. Рахметов отказался от женитьбы на богатой молодой вдове. Объяснил он это так: "Я должен подавить в себе любовь; любовь к вам связала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня - уже связаны".

Писатель-демократ, Чернышевский в образе Рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал: "Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Но пора показало несостоятельность большевистских идей. И теперь мне ясно, почему вожди Октябрьского переворота избрали Рахметова своим идеалом. Они развивали те рахметовские качества, с которыми им было удобно совершать жестокие дела: не жалели себя, а тем более других, исполняли приказы с леденящей бездумной четкостью железного двигателя, относились к инакомыслящим, как сверхчеловеки к недочеловекам. В результате Россия была залита кровью, а мир был потрясен жестокостью революционных действий.

Наше общество ещё на пути к цивилизованному будущему. И лично я мечтаю о том, чтобы в этом нашем будущем было поменьше "особенных" людей, а побольше обычных: добрых, улыбчивых, живущих своей жизнью. Я хочу, чтобы такое будущее стало действительностью.

Как действующее лицо Рахметов появ-ляется в главе «Особенный человек». В других главах его имя только упомина-ется. Но чувствуется, что образ этот цен-тральный, что Рахметов — главный герой романа «Что делать?»

Глава «Особенный человек» образует как бы маленькую самостоятельную по-весть в романе, идея которого не будет без нее полной и понятной. Рассказывая о Рахметове, Чернышевский умышленно сдвигает временные рамки и не дает по-следовательной характеристики и био-графии. Он использует намеки и недо-молвки, переплетая то, что о нем «зна-ли», с тем, что «узнали» впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии име-ет принципиальное значение. Например, происхождение. Действительно, почему разночинец Чернышевский делает глав-ным героем социально-политического романа дворянина, родословная которо-го уходит в глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционе-ра-дворянина делал идею революции более убедительной и привлекательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от своих привилегий, зна-чит, кризис назрел.

Перерождение Рахметова началось в ранней юности. Семья его была, очевид-но, крепостническая. Об этом говорит скупая фраза: «Да и видел он, что в де-ревне». Наблюдая жестокости крепост-ного права, юноша стал размышлять о справедливости. «Мысли стали бро-дить в нем, и Кирсанов был для него тем, что Лопухов для Веры Павловны». В пер-вый же вечер он «жадно слушал» Кирса-нова, «прерывал его слова восклицания-ми и проклятиями тому, что должно по-гибнуть, благословениями тому, что должно жить». Рахметов отличается от Лопухова и Кирсанова не только своей аристократической родословной, но и исключительной силой характера, кото-рая проявляется в постоянной закалке тела и духа, но особенно в поглощенно-сти делом подготовки к революционной борьбе. Это человек идеи в самом вы-соком смысле слова. Мечта о револю-ции для Рахметова — руководство к

действию, ориентир всей личной жизни.

Ярко проявляется в Рахметове стрем-ление к сближению с простыми людьми. Это видно из его путешествия по России, занятий физическим трудом, сурового самоограничения в личной жизни. Народ прозвал Рахметова Никитушкой Ломо-вым, выражая этим свою любовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, кото-рый снисходительно разговаривал с «толстобородыми» мужиками, дворянин Рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую изучению. Он счита-ет, что народ достоин уважения и пыта-ется испытать хоть часть той тяжести, ко-торая висит на мужицких плечах.

Рахметова Чернышевский показывает как человека «очень редкой», «особой породы», но в то же время как лицо ти-пичное, принадлежащее к новой общест-венной группе, хотя и немногочислен-ной. Писатель наделил «особенного че-ловека» суровой требовательностью к себе и другим и даже мрачноватой внеш-ностью. Вера Павловна сначала находит его «очень скучным». «Лопухов и Кирса-нов, и все, не боявшиеся никого и ниче-го, чувствовали перед ним по временам и некоторую трусость... кроме Маши и равнявшихся ей или превосходивших ее простотой души и платья». Но Вера Пав-ловна, узнав поближе Рахметова, гово-рит о нем: «...Какой это нежный и добрый человек!»

Рахметов — ригорист, то есть человек, который никогда и ни в чем не отступает от принятых правил поведения. Он гото-вит себя к революционной борьбе и мо-рально, и физически. Проспав ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно улыбаясь: «Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно: од-нако же на всякий случай нужно. Вижу, могу». Таким, наверное, Чернышевский видел вождя революционеров. На во-прос «Что делать?» Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова и словами, помещенными в эпиграфе.

Фигура этого ригориста оказала ог-ромное влияние на последующие поко-ления русских и зарубежных революцио-неров. Об этом говорят признания этих людей, что их «любимцем был в особен-ности Рахметов».

Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых не хватает Ба-зарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчи-нять свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть не-много быть похожей на этого героя.